в каком возрасте готовить ребенка к школе
Консультация для родителей «Когда начинать готовить малыша к школе?»
Зубанкова Ирина Евгеньевна
Консультация для родителей «Когда начинать готовить малыша к школе?»
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет,да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка
2. Сформировать интерес к книге
3. Приучить соблюдать режим дня
4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1.Организуйте распорядок дня:
• стабильный режим дня;
• прогулки на воздухе.
2. Развивайте самостоятельность у детей
Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
• Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные
• правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.).
• Выполняет утреннюю гимнастику.
• Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная
• Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов
• (помыть яблоко, апельсин).
• Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
• Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
• Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.
• Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.
3.Формируйте у ребенка умения общаться:
• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с
новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
4.Уделите особое внимание развитию произвольности:
• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
5.Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
во время прогулок наблюдайте изменения в природе.
обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег,
радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время
года на улице и картинках;
используя лото и книги, учите с ребенком названия животных,
растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки,
содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
составляйте рассказы по картинкам;
следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом
лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л». знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
научите ребенка различать и правильно называть основные
геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество
предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
научите определять положение предметов на плоскости, знать слова,
обозначающие местоположение,и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование,
штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять, игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша, тетради, позой! Рука не должна
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,
умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.
На этапе подготовки:
• избегайте чрезмерных требований к ребенку;
• предоставляйте право на ошибку;
• не думайте за ребёнка;
• не перегружайте ребёнка;
• устраивайте ребенку маленькие праздники
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.
Нет, не готовим! Они уже живут!
И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Консультация «Когда и как начинать объяснять ПДД детям» Когда и как начинать объяснять ПДД детям? Бывает улица очень опасной И в городе, и в глуши. Дорожные правила знать прекрасно Все должны.
Консультация для родителей «Готовим малыша к школе — учимся читать» В современном мире технологий и знаний необходимо, чтобы перед тем, как малыш отправится в школу, он уже знал все буквы и умел читать. Родители,.
Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Консультация для родителей»Капризы и упрямство малыша»Воспитатель:Субботина Татьяна Михайловна Родителям детей раннего возраста нередко.
Консультация для родителей «Непослушание и упрямство малыша» Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых, будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами. Как.
Консультация для родителей «Когда же нужно начинать рассказывать, насколько опасны и страшны шалости с огнем?» Когда же нужно начинать рассказывать и наглядно показывать детям, насколько опасны и страшны шалости с огнем? Консультация для родителей.
Консультация для родителей «Музыка в жизни малыша» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 г. Дмитриева» Дмитриевского района Курской области Консультация.
Консультация для родителей «Ссоры родителей. Монолог малыша» Дорогие мама и папа! Вчера вы поругались. Вы совершенно забыли в этот момент про меня. Я тихо сидел, играл со своими любимыми игрушками,.
Консультация «Половое воспитание. Когда начинать?» Примерно в 4-5 лет ребенок начинает осознавать тот факт, что в мире взрослых людей существует определенное табу сексуального характера.
С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Консультация для любящих родителей С какого возраста начинать изучение иностранного языка и как оно должно производиться? Нужно ли вообще изучение иностранного до школы?.
Памятка родителям будущих первоклассников «Когда начинать готовить ребенка к школе?»
Памятка родителям будущих первоклассников
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет,да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.
Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
• Характер формируется до 3-х лет.
• До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1.Организуйте распорядок дня:
• стабильный режим дня;
• прогулки на воздухе.
2. Развивайте самостоятельность у детей
Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!
1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т. д.).
2. Выполняет утреннюю гимнастику.
3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)
4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).
5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.
6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.
7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.
8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.
Через самостоятельность к организованности!
3. Формируйте у ребенка умения общаться:
• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
4.Уделите особое внимание развитию произвольности:
• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение,и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
6. Тренируйте руку ребенка:
• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять, игры с мелкими предметами (мозаика).
• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
На этапе подготовки:
— избегайте чрезмерных требований к ребенку;
— предоставляйте право на ошибку;
— не думайте за ребёнка;
— не перегружайте ребёнка;
— не запрещайте игру;
— больше рисуйте, лепите, творите;
— не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
— устраивайте ребенку маленькие праздники.
Памятка родителям будущих первоклассников Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. В помощь родителям открываются развивающие студии,.
12 советов родителям будущих первоклассников Скоро в школу. Этой осенью или через год Ваш ребенок переступит ее порог. в стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой.
Советы родителям будущих первоклассников Советы родителям будущих первоклассников. Время летит крайне быстро, и скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Готов ли он к школе?.
Советы родителям будущих первоклассников составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель «Советы родителям будущих первоклассников» Консультация для родителей Быть готовым.
Консультация для родителей «Когда начинать готовить малыша к школе?» Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые.
Памятка для родителей «Когда начинать готовить ребенка к школе?» Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним.
Памятка для родителей «Десять советов родителям будущих первоклассников» Десять советов родителям будущих первоклассников. Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте.
Родителям будущих первоклассников (памятка-совет) 1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.
Родительский клуб «Школа будущих первоклассников» Тема заседания: Готовность ребенка к школе Родительский клуб «Школа будущих первоклассников» Тема заседания: Готовность ребенка к школе Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме.
Советы родителям будущих первоклассников Десять советов родителям будущего первоклассника 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы,.
Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку »развивалки»
Развивающие занятия: как влияют на готовность к школе
Евгения Пайсон психолог, редактор
Не только школьники в сентябре приступают к учебе — начинают работать и многочисленные курсы подготовки к школе. Развивающие занятия набирают дошкольников, обещая «гармоничное развитие» или «развитие интеллекта». Способны ли они по-настоящему подготовить ребенка к школе? Или готовность к школе надо приобретать не за партой?
«Сейчас столько кружков раннего развития, подготовка к школе начинается чуть ли не с трех лет. Все стремятся как можно раньше напичкать детей знаниями — считают, что это им поможет в дальнейшем. Но не вредят ли эти занятия эмоциональному, душевному развитию ребенка?»
Когда родители чем-то занимаются с ребенком, чем угодно — игрой, рукоделием или рассматриванием карточек со слогами, — они сопровождают это эмоциями. Малыша берут на руки, носят, улыбаются ему, берут его пальчики в свои руки, разговаривают, поглаживают, хвалят. И ребенок получает от родителей то, что ему действительно нужно: они проводят это время в общении с ним.
Однако сейчас, к сожалению, чаще получается так, что после трех лет мамы и папы передоверяют эти занятия посторонним людям. И вот это уже совсем неполезно. Трех-пятилетний ребенок к обучению не готов, потому его и не ведут в школу. Ведущая деятельность дошкольников — игровая, и основное развитие до семи лет по-настоящему возможно только в игре. Дошкольники не готовы учиться ни в «урочной», ни даже в игровой форме: они не могут сидеть подолгу, рука не готова писать, ум не готов признавать чужое «надо».
Поначалу дети идут на подготовку к школе с энтузиазмом. Но скоро они понимают: эта новая «игра» — скучная и обременительная. Однако ни родители, ни детские образовательные учреждения не предлагают им ничего другого. Занятия для развития интеллекта, по сути, ничего не развивают: это только впрыскивание ребенку несистемных, бессвязных знаний, не складывающихся в общую картину мира.
Ребенок может выучить все марки машин, потому что восхищается ими. Этот интерес основан на чувственном, эмоциональном восприятии: «Мне нравится!». А может вызубрить названия столиц всех стран мира или химических элементов, благо пособия вроде «Периодической таблицы для грудничков» легко купить, — но это будет не знание, а иллюзия: за ним нет никакого смысла. Ребенок заучивает новые слова как попугай — ему приятно, что его за это хвалят, что можно лишний час побыть вместе с папой и мамой, что он оказывается в центре внимания.
Родители напрасно думают, что эта механически заученная информация потом поможет ребенку в учебе. Вспомните, как мы сами в детстве любили песни на иностранном языке, совершенно не понимая их смысла, и как не задумываясь повторяли за мушкетерами: «Красавице Икуку, счастливому клинку», полагая, что красавицу так и зовут — Икуку. Осознание, понимание смыслов приходит намного позже.
Лучшие учителя в этом возрасте — родители. Если хотите развивать ребенка — ходите с ним в походы и на прогулки, собирайте и разглядывайте травки, записывайте и зарисовывайте. Когда путешествуете — ищите страны и города на карте, отмечайте маршруты. Хотите научить считать — отправляйтесь в магазин и вместе с сыном или дочерью подсчитайте, например, сколько каких конфет можно купить на сто рублей? Все это должно происходить в непрерывном эмоциональном контакте, причем положительном, — так эмоциональное воспитание не будет проходить в отрыве от интеллектуального развития.
Кто-то из моих друзей верно подметил: если ребенок больше обычного скандалит и куксится, значит, ему необходимы новые впечатления — какая-то поездка, поход в зоопарк, в театр или кино. Новые впечатления стимулируют развитие мозга. А «развивалки», на которые ребенка водят, потому что «все хорошие папы и мамы так делают», — нет. Это лишь удовлетворение родительского самолюбия, примитивная дрессировка.
Занятия и игры с родителями должны доставлять радость. А вот если приходится заниматься чем-то неприятным или неинтересным — скажем, ребенок терпеть не может обязательную логопедическую гимнастику, — так это как раз тот самый случай, когда лучше передоверить дело профессионалу. И ребенок будет при нем меньше капризничать, и маме останется то, что приносит и ей, и ребенку радость.
Учительствовать родителю не стоит, а вот стать партнером по интеллектуальным играм необходимо. Ведь даже самая нетерпеливая мать не будет обзывать ребенка балбесом, если он не сразу научится играть в лото или шахматы. Любые игры: парочки, домино, бродилки с кубиком, шашки — чрезвычайно важны для эмоционального и интеллектуального развития. Ребенок учится выигрывать, не оскорбляя других, и проигрывать, не теряя достоинства, учится сдерживать эмоции, соблюдать очередь, сравнивать, считать, продумывать ходы — и родители не будут раздражаться, если ребенок им проиграет. Игр сотни, зачем же всегда выбирать самую скучную из них — «подними руку и ответь на вопрос»?
Именно в игре созревает самое главное для школы качество — произвольность, умение делать то, что задали, а не то, что хочется. Если этого нет — нет и готовности к школьному обучению. Готовности к школе научить нельзя, она созревает вместе с ребенком. А родители могут помочь сформировать комплекс знаний об окружающем мире и поддержать ребенка при переходе от дошкольного детства к непростым учебным будням.
Словом, проблема не в том, что интеллектуальное развитие подменяет собой эмоциональное. Проблема в том, что родители сдают ребенка на занятия и умывают руки, считая, что дело сделано, и фактически лишают его жизненно необходимого — общения с самыми важными для него людьми.
Статья предоставлена издательством «Никея»
«Учиться писать и читать до первого класса не обязательно». О выборе школы, подготовке к ней и мотивации
© Коллаж Лизы Стрельцовой
Разбираемся с директором школы
Неизвестно, для кого первый класс волнительней — для ребенка или для родителей. Только с детским садом разобрались, как свалилась новая гора вопросов. Как выбрать школу, подготовиться к ней, почему необязательно уметь читать перед школой и как мотивировать ребенка учиться в начальных классах? Рассказывает директор онлайн-школы Skysmart Михаил Митин.
Директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart
Подготовка к школе
Выбор школы и поступление
Занятия летом
Мотивация
Домашняя работа и процесс обучения
Подготовка к школе
— Когда начинать готовиться к школе?
Можно заниматься и целый год, и три летних месяца перед поступлением, и не заниматься совсем. Главное — сформировать привычку учиться. До начала учебного года дети должны уметь фокусировать внимание хотя бы в течение получаса, знать правила поведения и дисциплины и доводить дела до конца.
Все остальное зависит от желания ребенка: его нельзя заставить пойти на курсы подготовки, если он этого не хочет. Ведь самое главное перед школой — не отбить интерес к обучению. Можно пойти в школу и без навыков чтения и письма — ему будет немного труднее, но со временем он все освоит.
Чем лучше ребенок подготовлен, тем проще ему усваивать материал. В общеобразовательных школах ориентируются на средних учеников: если из 28 детей в классе только двое не будут уметь читать, то этим двоим придется нелегко. И у учителя не будет возможности индивидуально заниматься с каждым.
— Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?
Для этого нужно определить цель — просто выучить с ребенком цифры или расширить кругозор и попытаться воспитать любовь к учебе. Даже во время прогулок ему можно рассказывать о разных природных явлениях. Во время путешествий — о географии и менталитете разных народов.
Родители, которые уделяют внимание осознанным, вовлеченным разговорам, дают ребенку очень многое, даже не всегда замечая это.
Еще полезная практика — игра в школу. Только не делать это строго: не нужно усаживать ребенка за «парту» по понедельникам и заниматься прописями, а по средам — чтением. Конечно, это воспитывает дисциплину, но вряд ли формирует желание.
— В каком возрасте отдавать ребенка в школу и как понять, что он к ней готов?
Естественный интерес важнее формальных маркеров. Если ребенок уже в шесть лет проявляет интерес к обучению — значит можно идти в школу, если нет — подождать еще год. А еще есть тесты, которые помогают определить готовность ребенка: их можно найти в интернете или прямо в школе на день открытых дверей.
Выбор школы и поступление
— На что родителям обратить внимание при выборе школы?
Есть четыре критерия, которые родителям нужно учесть при выборе первой школы:
Некоторые родители хотят, чтобы ребенок сразу изучал два иностранных языка, а для кого-то важнее мягкая адаптация и дружественная атмосфера в классе. Договоритесь о целях внутри вашей семьи.
2. Классный руководитель
Этот человек ведет основную массу уроков (если нет предметного обучения), поэтому нужно учитывать не только позицию школы в рейтингах, но и личность педагога.
3. Специфические запросы
Нужно подумать, какие дополнительные бонусы родители (и, конечно, сам ребенок) хотят видеть в процессе обучения. Спортивные секции, продленка допоздна, soft skills — все это можно посмотреть на сайте школы.
В первом классе выбирать школу на другом конце города не нужно. Может быть, она лучшая по всем рейтингам, но ближе к дому наверняка есть школа, в которой будет хороший классный руководитель и атмосфера. Учеба для первоклассника — серьезная нагрузка, и нервировать его лишними передвижениями не стоит.
А вот рейтинги играют второстепенную роль. Только при решении поменять школу в восьмом или девятом классе — можно смотреть на RAEX (рейтинг основан на поступлении выпускников в высшие учебные заведения) или на московский рейтинг (если речь о Москве).
— Нужно ли менять школу после начальных классов?
Первые два года ребенок погружается в учебную среду. Если в третьем-четвертом классе обычной школьной нагрузки ему не хватает, то можно подумать о переводе в лицейский или гимназический класс.
После девятого класса — почти аналогичная ситуация. Здесь цели может ставить сам подросток: например, перейти в лицей при университете или в школу, где сделан уклон на предметы, которые он планирует сдавать на ЕГЭ.
Занятия летом
— Нужны ли занятия на каникулах и какими они должны быть?
Обычно дети занимаются летом, когда хотят:
Еще одно преимущество — упрощение периода адаптации. Когда дети приходят в школу после длительных летних каникул, им трудно быстро влиться в учебный ритм с постоянной нагрузкой. Поэтому занятия на каникулах помогают сохранить системность, так что дети быстрее привыкают к школе и испытывают меньше стресса.
Участвуйте в бесплатном марафоне «Летняя перезагрузка» от онлайн-школы Skysmart. Из 5 коротких видеоуроков вы узнаете:
актриса и телеведущая
коуч и мотивационный оратор
педагог и методист
Все участники получат возможность выиграть 16 уроков в онлайн-школе Skysmart.
Узнать подробнее
Мотивация
— Как мотивировать ребенка учиться?
Во-первых, нужна поддержка родителей. Школа — это непростой марафон, на котором ребенку требуется внимание и заинтересованность взрослых. Во-вторых, дети должны видеть практическую пользу в знаниях, которые они получают.
Нельзя мотивировать призами за оценки. Позиция «получишь пятерку — будет подарок» долго работать не будет, да и может изменить отношение к учебе в худшую сторону: ребенок начнет хитрить и обманывать ради вознаграждения. Но при этом позитивное поощрение должно присутствовать: кто-то ездит в парк всей семьей, кто-то ходит есть мороженое — способ не так важен. Главное — показать ребенку, что он не зря прикладывает усилия, и родители это замечают.
— Как отсутствие оценок в первом классе влияет на мотивацию?
Система обратной связи от учителя в виде разных символов (кружков, квадратов, треугольник), наклеек или любой другой системы должна быть. Это нужно, чтобы отражать динамику развития, видеть пробелы и постепенно вводить детей в систему оценивания. А вот непосредственно оценки в начальной школе школе не нужны — они как раз могут негативно отразиться на мотивации.
Домашняя работа и процесс обучения
— Нужно ли делать домашку вместе с ребенком?
Домашнее задание — это задание для ребенка. И оно должно быть таким, чтобы школьник мог сделать его сам, без посторонней помощи и с интересом.
В младшей школе давать домашние задания вообще не эффективно, потому что у детей не сформированы учебные навыки и мотивация. Если они не могут самостоятельно сидеть и что-то выполнять, родители начинают помогать и весь смысл домашки пропадает.
А вот в средней и старшей школе домашние задания влияют на успеваемость. Но есть один момент: они должны быть полезными и интересными. Школам не хватает проектных домашек, в которых дети неделю что-то исследуют, изучают, оформляют, а потом презентуют работу.