по подвалам чердакам и угловым квартирам петербурга читать
remi_meisner
remi_meisner
Помните, граждане, как Достоевский неважнецкое жилье Роди Раскольникова описывал?
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
Санитарный врач Александровской части, доктор Прокопович, дает несколько любопытных описаний квартир, занимаемых рабочими с Невской бумагопрядильни.
Квартира помещается во втором этаже старого каменного двухэтажного дома, в котором находится до двадцати квартир. Она состоит из трех комнат и кухни. Ход через кухню. Вода доставляется из Невы в бочках, хранится в кухне, в ушате. Ушат содержится грязно. Простое отхожее место на лестнице. В квартире шесть окон. Свету достаточно. В комнатах есть форточки, в кухне нет. Две голландских печи и русская. Стены выкрашены клеевой краской и носят следы сырости. Плата за квартиру 24 р. 50 к. без дров.
Такие вот трехкомнатные апартаменты. И аренда недорогая. Ведь «историки» навроде Говорухина с Солоухиным утверждали, что самый захудалый рабочий в Царской России получал минимум рублей 75-80 в месяц, а хорошие профессионалы зашибали до 500 рэ.. Значит квалифицированный работяга вполне мог снимать для семьи отдельную «трёшку», а неквалифицированные могли скинуться и снять одну «трёшку» на две-три семьи. Правильно? Неправильно. Рабочие Царской России о своих огромных доходах не подозревали, ибо книжек Солоухина не читали, а потому:
В ней [в упомянутой выше квартире] живет 29 человек: 24 мужч. и 5 женщин. В первой комнате живет 10 человек, спят на пяти кроватях, во второй и третьей по шести человек и по три кровати. В кухне семь человек и четыре кровати. Плата за кровать 3 р.
По замечанию санитарного врача, таких квартир в этом доме несколько и взята типичная.
Такие квартиры считались неплохими и высоко котировались среди одиноких работяг. Семейные же работяги жили примерно вот так:
Квартира находится в четвертом этаже. Состоит из двух комнат, кухни и коридора. Простое отхожее место на лестнице. Воду возит дворник из Невы, в бочках. Вода хранится в баке, который содержится плохо. В квартире три окна, выходящих к отхожему месту и к помойной яме. Свету достаточно. В комнатах и в кухне есть форточки. Одна голландская и одна русская печь. В комнатах стены оклеены обоями, а в кухне и коридоре выкрашены клеевой краской; стены в углах и под окнами сыры. Затхлый и сырой воздух. Плата за квартиру 14 р. без дров.
В этой квартире живут преимущественно семейные рабочие с Невской бумагопрядильни. Всего 15 человек (6 мужч. 6 женщ. и 3 дет.) В каждой комнате помещается по две семьи (4 и 6 чел.) В кухне помещается четыре человека, а в темном коридоре одна женщина.
Как видим, семейным работягам приходилось делить кровать с женой, а не с коллегой-рабочим. Это, разумеется, приятнее. Но и обходится дороже.
По замечанию санитарного врача, в этой квартире плата за углы дороже, потому что здесь в комнатах просторнее и не так много набивается жильцов. Кроме того, квартира находится близко около фабрики. Вообще, говорит доктор Прокопович, за помещение, находящееся поближе к фабрике, платится дороже. Если плата одинакова, то самоё помещение теснее и грязнее.
Да-да, капитализм на дворе. За всё нужно платить. «Незнайка на Луне» вспоминается, сцена в гостинице «Экономическая». Впрочем, читаем далее:
Квартира помещается во флигеле, в первом этаже. Состоит из трех комнат, нет ни кухни, ни прихожей. Отхожее место, общее для двух квартир, помещается в сенях. Водопровода нет. Вода доставляется дворниками из чана на дворе.
В этой квартире живут кустари корзинщики, которые работают здесь же. Всего 17 человек: хозяин с женой и 15 мужчин. Из них девять работают на себя, а шесть на хозяина.
В первой комнате помещается тринадцать человек. Кроватей нет. Спят на верстаках. Во второй муж с женой, а в третьей двое рабочих, которые спят на одной кровати.
Помните, граждане, как Достоевский неважнецкое жилье Роди Раскольникова описывал?
Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.
Санитарный врач Александровской части, доктор Прокопович, дает несколько любопытных описаний квартир, занимаемых рабочими с Невской бумагопрядильни.
Квартира помещается во втором этаже старого каменного двухэтажного дома, в котором находится до двадцати квартир. Она состоит из трех комнат и кухни. Ход через кухню. Вода доставляется из Невы в бочках, хранится в кухне, в ушате. Ушат содержится грязно. Простое отхожее место на лестнице. В квартире шесть окон. Свету достаточно. В комнатах есть форточки, в кухне нет. Две голландских печи и русская. Стены выкрашены клеевой краской и носят следы сырости. Плата за квартиру 24 р. 50 к. без дров.
Такие вот трехкомнатные апартаменты. И аренда недорогая. Ведь «историки» навроде Говорухина с Солоухиным утверждали, что самый захудалый рабочий в Царской России получал минимум рублей 75-80 в месяц, а хорошие профессионалы зашибали до 500 рэ.. Значит квалифицированный работяга вполне мог снимать для семьи отдельную «трёшку», а неквалифицированные могли скинуться и снять одну «трёшку» на две-три семьи. Правильно? Неправильно. Рабочие Царской России о своих огромных доходах не подозревали, ибо книжек Солоухина не читали, а потому:
В ней [в упомянутой выше квартире] живет 29 человек: 24 мужч. и 5 женщин. В первой комнате живет 10 человек, спят на пяти кроватях, во второй и третьей по шести человек и по три кровати. В кухне семь человек и четыре кровати. Плата за кровать 3 р.
По замечанию санитарного врача, таких квартир в этом доме несколько и взята типичная.
Такие квартиры считались неплохими и высоко котировались среди одиноких работяг. Семейные же работяги жили примерно вот так:
Квартира находится в четвертом этаже. Состоит из двух комнат, кухни и коридора. Простое отхожее место на лестнице. Воду возит дворник из Невы, в бочках. Вода хранится в баке, который содержится плохо. В квартире три окна, выходящих к отхожему месту и к помойной яме. Свету достаточно. В комнатах и в кухне есть форточки. Одна голландская и одна русская печь. В комнатах стены оклеены обоями, а в кухне и коридоре выкрашены клеевой краской; стены в углах и под окнами сыры. Затхлый и сырой воздух. Плата за квартиру 14 р. без дров.
В этой квартире живут преимущественно семейные рабочие с Невской бумагопрядильни. Всего 15 человек (6 мужч. 6 женщ. и 3 дет.) В каждой комнате помещается по две семьи (4 и 6 чел.) В кухне помещается четыре человека, а в темном коридоре одна женщина.
Как видим, семейным работягам приходилось делить кровать с женой, а не с коллегой-рабочим. Это, разумеется, приятнее. Но и обходится дороже.
По замечанию санитарного врача, в этой квартире плата за углы дороже, потому что здесь в комнатах просторнее и не так много набивается жильцов. Кроме того, квартира находится близко около фабрики. Вообще, говорит доктор Прокопович, за помещение, находящееся поближе к фабрике, платится дороже. Если плата одинакова, то самоё помещение теснее и грязнее.
Да-да, капитализм на дворе. За всё нужно платить. «Незнайка на Луне» вспоминается, сцена в гостинице «Экономическая». Впрочем, читаем далее:
Квартира помещается во флигеле, в первом этаже. Состоит из трех комнат, нет ни кухни, ни прихожей. Отхожее место, общее для двух квартир, помещается в сенях. Водопровода нет. Вода доставляется дворниками из чана на дворе.
В этой квартире живут кустари корзинщики, которые работают здесь же. Всего 17 человек: хозяин с женой и 15 мужчин. Из них девять работают на себя, а шесть на хозяина.
В первой комнате помещается тринадцать человек. Кроватей нет. Спят на верстаках. Во второй муж с женой, а в третьей двое рабочих, которые спят на одной кровати.
Другой литературный персонаж-интеллигент, профессор Преображенский, сетовал, помнится, что пролетарии не приучены свои грязные калоши в прихожей оставлять. Мол, все персидские ковры профессору затоптали. Быдлошариковы, ага. Всё от врожденного бескультурья, ага. Пороть на конюшнях, ага.
По подвалам, чердакам и угловым квартирам Петербурга
М.И.Покровская
Лучшая рецензия на книгу
Одну книгу читаю, двадцать пять в уме
9 июня 2021 г. 14:59
5 Сдаётся квартира в Петербурге. С водой. Осьмнадцать рублей.
Человѣк принужденъ или какъ звѣрь лежать въ своей берлогѣ, или бѣжать вонъ изъ дома.
О жилищах петербургских рабочих
Моя думская практика
Из жизни петербургской угловой квартиры
Мягкий переплет
Количество страниц 98
Рецензии
Одну книгу читаю, двадцать пять в уме
9 июня 2021 г. 14:59
5 Сдаётся квартира в Петербурге. С водой. Осьмнадцать рублей.
Человѣк принужденъ или какъ звѣрь лежать въ своей берлогѣ, или бѣжать вонъ изъ дома.
18 июля 2019 г. 20:47
4 Россия которую мы потеряли или полкровати для рабочего
Похожие книги
Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу
Читать онлайн «Древние славяне. Таинственные и увлекательные истории о славянском мире. I-X века»
Автор Владимир Соловьев
Владимир Михайлович Соловьев
Древние славяне. Таинственные и увлекательные истории о славянском мире. I–X века
В то давнее время, когда мир был наполнен лешими и водяными да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жили-были древние славяне.
Обычно после слов «жили-были» следуют царь с царицей, старик со старухой или купец с купчихой. Но в данном случае автор этой книги позволил себе маленькую вольность и умышленно заменил в хорошо знакомом сказочном зачине традиционные персонажи древними славянами.
Нам не всегда ведомо то, что с детства памятные русские народные сказки переносят нас в тот стародавний мир, когда человечество едва вышло из поры своего младенчества, когда общность между народами была гораздо больше, чем сейчас, и многочисленные племена славян считали друг друга близкородственными, связанными узами братства, ведущими род от одного корня.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896
В этой книге приоткрывается тайна происхождения общей семьи славянских народов, рассказывается о ее восточной, западной и южной ветвях.
Предыстория и ранняя история славянства восстановлена в течение столетий десятками ученых не только по свидетельствам современников, археологическим материалам, но и по сказкам, преданиям, легендам. Иные исследователи, чтобы проследить, как складывались судьбы древних славян, совсем как в сказке вынуждены были отправляться в своих научных изысканиях «туда – не знамо куда, за тем – не знаю чем» и в результате кропотливой работы вознаграждали себя, находя «дива дивные» и «чуда чудные», – так образно можно назвать бесценную информацию, которую они обнаружили и которой мы благодаря им располагаем сейчас.
При чтении книги далекое прошлое славянских народов оказывается вдруг неожиданно близким. Что из того, что речь идет о веках, когда предки нынешних русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков, сербов, словенцев, болгар, македонцев и др. были в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе новопоселенцами и только осваивались там? Те времена почему-то вовсе не кажутся глубокой древностью. Может быть, это оттого, что многое в раннесредневековой истории восточных, западных и южных славян отложилось в легендах и преданиях, сказках и былинах, уже хорошо знакомых читателю, особенно юному?
Объединенные общностью происхождения, единой языковой группой, культурой, славяне, конечно, очень похожи, и никакие границы и различия в судьбах не в силах разорвать их давнее, уходящее корнями в глубь столетий содружество.
О происхождении, первых зафиксированных источниками появлениях славян на исторической сцене, их больших племенных союзах и государствах накоплен необъятный фактический материал. Но летописи и хроники, археологические находки и архивные изыскания, исследования ученых не исчерпывают бесконечные вопросы, возникающие при обращении к таинственной и увлекательной истории древних славян.
Вопрос о происхождении, или, по-научному, об этногенезе, славян – один из самых сложных и запутанных.
Сейчас славяне с достаточно высокой плотностью живут по крайней мере в двадцати странах, составляя примерно 270 миллионов человек на нашей планете и основную часть населения Европы. Еще недавно славянских стран было гораздо меньше, так как целый ряд ныне самостоятельных государств входили в качестве союзных республик в состав СССР и Югославии.
Теперь в мире 14 стран, где славяне количественно преобладают, но при этом представителей славянского этноса, то есть людей одной национальной группы, объединенных общностью территории и языка, больше не стало. Даже наоборот – в силу разных причин, и прежде всего региональных локальных конфликтов 1990-х годов (например, на Балканах) и отсутствия естественного прироста населения, наблюдается убыль славян.
Исторически так сложилось, что Россия, Белоруссия и Украина – это страны, где большинство населения – восточные славяне; Польшу, Чехию и Словакию издавна населяют западные; Болгарию, Сербию, Черногорию, Хорватию, Македонию, Словению, Боснию и Герцеговину – южные.
К. Лебедев. Пляска. 1900
К восточным славянам, помимо русских, белорусов и украинцев, относятся поморы, липоване, горюны, русины; к западным, кроме поляков, чехов и словаков, – лужичане и кашубы; к южным – наряду с болгарами, сербами, черногорцами, хорватами, македонцами, словенцами, боснийцами – еще и помаки. Это значит, что географически границы расселения славян в европейских странах весьма условны. И к тому же надо иметь в виду, что вкрапления славянского этноса не замыкаются Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европой, но распространяются и на Западную и что славянские диаспоры возникли в Америке, Австралии, Закавказье, Средней Азии.
У славян есть общие праздники: 24 мая – День славянской письменности и культуры и 25 июня – День дружбы и единения славян. Еще в 1848 году на славянском съезде в Праге было учреждено национальное знамя всех славян из трех горизонтальных полос сверху вниз: синей, белой и красной. И сегодня в государственном флаге любой из славянских стран обязательно присутствует один из этих цветов.
Современные славяне – по преимуществу христиане. Большинство из них (болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские, белорусы, украинцы) – православные; на втором месте – католики (поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты, лужичане); на третьем и четвертом – старообрядцы и протестанты; некоторые (например, боснийцы и др. ) исповедуют ислам. Разумеется, есть и неверующие.
Общность религии, безусловно, очень сближает, но главное, что объединяет славянские народы, – это, конечно, язык. Славяне говорят на языках индоевропейской группы – одной из самых крупных среди языковых семей на Земле. При всех различиях и несовпадениях устная речь русских, поляков, болгар или чехов имеет много схожего, что проявляется в словах, именах, названиях, построении фраз. И клич «гей, славяне!» как призыв о помощи (мол, наших бьют!) или выражение солидарности и поддержки в равной степени понятен любому человеку, чей родной язык – один из многих славянских.
Некогда же все славяне и вовсе говорили на одном языке, свободное общение между ними осуществлялось без всяких затруднений, и проблема беспрепятственной коммуникации не упиралась в так называемый языковой барьер, как сейчас нередко бывает. Если сегодня люди из разных славянских стран, чтобы установить контакт, о чем-то договориться, зачастую переходят с родного языка на английский или французский, то в исторически отдаленные времена этого не бывало. Распад языкового единства произошел у славян, по мнению видного российского лингвиста Вячеслава Всеволодовича Иванова, не раньше IX века после Рождества Христова.
Ныне славяне неравномерно расселены от горного массива Судет в Европе до берегов Тихого океана в Азии.
Первое, с чем мы сталкиваемся, пытаясь отыскать древнейшие следы славян на Земле, – это их если не бесконечные, то очень частые перемещения – миграции. Создается впечатление, что где-то две тысячи лет назад они – наполовину оседлый, наполовину кочевой народ. Иначе зачем бы им раз за разом покидать обжитую территорию и устремляться неведомо куда?
На самом деле возделывание земли не мешало славянам вести подвижный образ жизни, характерный для кочевников-скотоводов, чередуя его с оседлым.
Сколько раз менялась и перекраивалась политическая и этническая карта древних славян – не поддается учету. Причиной переселений были и природные катаклизмы, и чужеземные нашествия (например, гуннов), и истощение почвы, и естественный поиск новых, пригодных для пашни и пастбищ земель.
В связи с историей любого народа важно установить, где и откуда он первоначально появился, когда, как и чем заявил о себе?
В отношении славян все эти вопросы получили лишь частичный ответ. Многое остается пока не только не ясным, а завязанным в тугой узел противоречивых гипотез, безосновательных догадок, плохо согласующихся между собой фактов, словно пытаясь распутать таинственную историю славян, каждый исследователь вытянул из сложных хитросплетений образовавшегося клубка загадок свою отдельную нить, но в целом ряде случаев концы оказались ложными целями и потому не приблизили к истине, а, пожалуй, даже отдалили от нее, образовав новые узлы.
Прародина славян, как показали обстоятельные исследования последних десятилетий, может располагаться в широкой географической амплитуде от бассейна Одера до Урала. Авторитетный археолог и этнограф Мария Гимбутас (она родилась в Литве, но ее профессиональная научная деятельность в полную силу разворачивается в университетах США, куда она переехала после Второй мировой войны) локализовала обширную зону, где следует искать истоки славян, до двух ареалов. Это, во-первых, район между Одером и Вислой, на стыке Германии и Польши, и, во-вторых, территория современной Украины севернее Черноморского побережья. М. Гимбутас и более точно указывает место первоначального расселения славян: область между бассейнами Вислы и среднего Днепра. К этим выводам ученый приходит, проведя фундаментальное изучение ранних исторических источников и сравнив их с лингвистическими (географические названия – топонимы) и археологическими сведениями.
Тем не менее в научной литературе, посвященной этногенезу славян, до сих пор велика примесь баснословного. Несколько столетий историки упорно отделяли достоверное от вымыслов, но цветистые и яркие подробности из разных легенд и сказаний нет-нет да вплетались в канву на первый взгляд вполне академических текстов.
Как и другие большие народы, славяне выводили свое прошлое из библейской истории. Отсюда предание о первопредке славян Гелисе – сыне Явана который в свою очередь был сыном Яфета и внуком прародителя человечества Ноя, спасшегося на своем ковчеге во время Всемирного потопа.
По другой версии, начало славянскому роду положили Яфетовы правнуки Скиф и Зардан, поселившиеся в Северном Причерноморье. От них произошли пять братьев: Славен, Рус, Болгар, Коман и Истер, каждый из которых – родоначальник одного из славянских народов.
Есть разные вариации раннего и сравнительно позднего эпоса, связанные с мифическими братьями-первославянами. Например, известно предание о том, как в долине Дуная (или какой-то другой местности: в Татрах, на Карпатах, у побережья Адриатики и т. д. ) некогда жили братья Чех, Лех и Рус, но потом они разбрелись в разные стороны, и от них произошли чехи, поляки (ляхи) и русские.
Интересно разобраться в этимологии (происхождении) самого слова «славяне». Славяне – это самоназвание, то есть так называли себя в древности они сами, подчеркивая свою принадлежность к понятно говорящим, в отличие от немцев («немых»), чужестранцев, изъясняющихся на неведомом языке. Славяне – значит ясно говорящие, такого же речения, объединенные общим словом, «слывущие» (могущие быть услышанными). Следовательно, имя этого народа – производное от «слова».
По другому объяснению, природа слова «славяне» связана со славой: славные люди, славные в воинстве, мужестве и храбрости.
Собственно говоря, «слово» и «слава» – лексемы, образованные от одного корня, и происходят от глагола «слыть» – быть известным.
Малосостоятельной и вместе с тем менее лестной представляется гипотеза, согласно которой славяне – обозначение невольников. Так называли военнопленных чужестранцев из дальних земель древние римляне, и затем из латинского sclavus (раб) последовали западноевропейские заимствования в немецком, английском и скандинавских (шведский, норвежский, датский) языках.
Рослые, сильные, славяне в самом деле нередко становились, попадая в плен, живым товаром, широко продавались и пользовались спросом на невольничьих рынках, но в то же время – не больше чем, например, фракийцы, даки, германцы, франки, балты или представители других «диких» народов, которых римляне высокомерно называли варварами или вандалами.
Не выдерживает критики и выдвинутое на рубеже XIX–XX веков предположение языковеда И. А. Бодуэна де Куртенэ о происхождении этнонима «славяне» от имен собственных, оканчивавшихся на «слав»: Владислав, Судислав, Мирослав, Ярослав и других. По мнению этого исследователя, название «славяне» возникло вначале в среде римлян, захвативших на восточных границах своей империи множество рабов с такими именами. Звучное окончание «слав» будто бы постепенно превратилось в Риме в нарицательное название всякого раба вообще, а в дальнейшем и народа, выходцами из которого была изрядная часть этих рабов. Особенно абсурдным представляется допущение Бодуэном де Куртенэ того, что слово переняли у римлян сами славяне и тоже именовали себя рабами.
От Прикарпатья до Альп
Как бы широк ни был географический разброс точек изначального обитания славян, точнее, пра-, или протославян, они устойчиво тяготели к берегам Черного моря – Понта Эвксинского, как называли его проникшие сюда в качестве колонистов древние греки. Именно древнегреческий ученый Птолемей (ок. 90 – ок. 160) в труде «География» дал сводку основных сведений об античном мире – ойкумене и впервые упомянул о «словенах» (славянах). После него в VI веке о них уже как о «скловенах» в сочинении «Война с готами» пишет византийский историк Прокопий Кесарийский.
У одних античных авторов со славянами ассоциируются венеды (венеты) и анты, у других – скифы и сарматы, но сколько-нибудь убедительные доказательства в пользу того, что эти народы могут быть соотнесены со славянскими этносами, отсутствуют, причем наиболее уязвимый и спорный момент принадлежности славян к антам или прочим вышеназванным народам – разноязычие. Так, например, и скифы, и сарматы – представители иранской языковой группы.
По подвалам чердакам и угловым квартирам петербурга читать
Человѣк принужденъ или какъ звѣрь лежать въ своей берлогѣ, или бѣжать вонъ изъ дома.
Вообще, если вбить в поисковик фотографии дореволюционных петербургских квартир, то можно увидеть в большинстве своём вот такое:
Люди, о которых пойдёт речь здесь, складывается впечатление, что вообще оставались незаметными для истории. Дворянские семьи писали воспоминания, дневники, фотографировали себя и свои покои, в то время как кто-то считал за счастье комнатку со светом (!) и водой. Тем не менее, есть фотокарточка и этих бедолаг:
Из достоверных сведений мы узнаём, что в одной квартире помещалось от 4 до 73 человек, а в одной комнате от одного до двадцати.
Неудивительно, что в таких условиях, человек вообще не думает об образовании или чём-то культурном, и не потому что он ленив или глуп от природы. Сколько бы ни говорили про увеличение школ и возможностей для вольного слушания курсов. Средняя зарплата рабочего от 15 до 25 рублей, из которых 3 рубля уйдёт на койкоместо. Примерно 1 рубль приходилось доплачивать, чтобы кровать находилась рядом с окном. Надо ли говорить, что жители обоих полов находились бок о бок, чистоплотный с неряхой и пьяницей, скромный с развращённым. Среди этого всего вынуждены были находиться дети, которых просто некуда было девать. Полноценная квартира с водой могла стоить 18 рублей – то есть примерно вся зарплата рабочего.
В такой дореволюционной коммуналке не мудрено догадаться, с какой скоростью распространялись болезни, уже не говоря о психическом состоянии жильцов – из такого жилища только на улицу бежать! Но, если я не ошибаюсь, не везде разрешалось ходить одетому в дырявую фуфайку. На улицах Петербурга тоже действовал фейс-контроль, чтобы не дай Боже, дворянину на пути не попался заразный оборванец.
Жизнь хозяйки такой квартиры была не менее радужна. Получая 38 рублей в месяц, сама она платила 16 рублей за квартиру+4 рубля дрова. Её доход 18 рублей. При этом она, как заведённая моет, готовит, стирает и убирает за несколькими десятками лиц мужского пола.
Если говорить об общем впечатлении, то книга – концентрация безысходности и беспросветной темноты. Никаких разговоров о личном пространстве, занятий высокими искусствами и чтении книг, досужих разговоров за чашкой чая. Прежде чем рассуждать об ужасах советских коммуналок, прочитайте вот это. Книга есть в свободном доступе. Впечатление гарантировано.