в каком веке жил сумароков
Александр Сумароков
русский поэт, драматург
Александр Сумароков
Александр Петрович Сумароков родился (14) 25 ноября 1717 года в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Получил домашнее образование, продолжил обучение в Сухопутном шляхетном корпусе. Здесь он начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни – по образцу французских поэтов.
По окончании корпуса в 1740 году Сумароков был зачислен на службу сначала в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А.Г. Разумовского.
Напечатанная в 1747 году первая трагедия «Хорев» была сыграна при дворе. Эта работа принесла Сумарокову известность. Последующие его пьесы игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф.Г. Волкова. За «Хоревом» следовало восемь трагедий, 12 комедий, три оперных либретто.
А в 1756 году был учрежден постоянный театр, и Сумароков был назначен его директором. Долгое время Александр Петрович был и главным поставщиком репертуара.
Параллельно Сумароков развивал широкую деятельность и в других областях литературы. В 1755–1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный сатирико-нравоучительного оттенка журнал «Трудолюбивая пчела» (это был первый частный журнал в России).
Умер Александр Петрович Сумароков (1) 12 октября 1777 года в Москве.
Александр Сумароков
25 ноября 1717 года родился поэт и драматург Александр Сумароков.
Личное дело
Александр Петрович Сумароков (1717 – 1777) родился в финляндском городе Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта), где в то время служил его отец, офицер Вологодского драгунского полка. Получил основательное домашнее образование, затем был отправлен на учебу в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. Окончив корпус в 1740 году в чине поручика, был зачислен на службу в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем был произведен в капитаны и стал адъютантом графа Алексея Разумовского. В конце 1745 года уже в чине майора Сумароков был назначен заведующим канцелярией Лейб-компании – привилегированной гренадерской роты Преображенского полка, где служили участники дворцового переворота 1741 года, когда к власти пришла Елизавета Петровна. Рота занималась охраной лично императрицы и членов императорской семьи. Вследствие своего особого положения лейб-компанцы отличались «крайней распущенностью и почти полным отсутствием дисциплины». Усилия Сумарокова по укреплению дисциплины приводили к многочисленным конфликтам.
Уже учась в кадетском корпусе, Александр Сумароков начал сочинять стихи. Он прочитал труд Тредьяковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и стал сторонником новой системы русского стихосложения – силлабо-тонической. Перелагал стихами псалмы, писал песни, подражая Тредьяковскому и французским поэтам, к выпуску сочинил от имени учащихся корпуса две поздравительные оды в адрес императрицы Анны Иоанновны. В дальнейшем сочетал активную литературную деятельность со службой.
В 1751 году получает чин полковника, в 1755 – бригадира. С декабря следующего года одновременно с военной службой начинает исполнять должность директора Российского театра в Петербурге, созданного незадолго до этого на основе ярославской труппы Федора Волкова. В 1759 году Сумароков начал издавать первый русский частный журнал «Трудолюбивая пчела». Журнал выходил раз в месяц. Фельетоны и сатирические статьи, публикуемые в «Трудолюбивой пчеле» Сумароковым, вызывали недовольство и в литературной среде, и у вельмож. Надзор за журналом усилился и, выпустив двенадцать номеров, Сумароков прекратил издание.
В 1761 году Сумароков вышел в отставку, чтобы заняться исключительно литературной и театральной деятельностью. В 1769 году переехал в Москву. В Петербург вернулся в августе 1773 года для хлопот по изданию своих сочинений и постановки пьес в придворном театре. Последние годы жизни Сумарокова были омрачены болезнью (он постепенно стал слепнуть) и финансовыми неурядицами. Вполне обеспеченный в начале жизни, он был слишком расточителен и не относился к ведению хозяйства с должным вниманием. Чтобы расплатиться с долгами, ему распродавать библиотеку. В 1774 году кредиторы не позволили ему покинуть Петербург, вернуться в Москву Сумароков смог лишь в январе 1775. 29 сентября 1777 года в Москве с аукциона был продан его дом. Спустя три дня Александр Сумароков умер.
Чем знаменит
Литературное наследие Александра Сумарокова обширно. Помимо множества стихотворений в самых разных жанрах он сочинил девять трагедий, двенадцать комедий, две оперы, переложения всех библейских псалмов (некоторых – в двух вариантах). Свое литературное творчество он воспринимал как просвещение своих читателей – дворян, которые должны были по литературным примерам научиться добрым нравам. Именно просвещенное дворянство он считал основой идеального общества.
Сумароков выступал и как проводник идей европейской культуры в России. Он стремился создать образцы произведений всех жанров, а также познакомить читателей с культурными достижениями Европы. Для решения последней задачи он, в частности, опубликовал сокращенный перевод трактата Буало «Поэтическое искусство» под названием «Епистола о стихотворстве», где в примечаниях рассказал о более чем двадцати классиках мировой поэзии («Шекеспир, аглинский трагик и комик, в котором и очень худого, и чрезвычайно хорошего очень много. Умер 23 дня апреля, в 1616 году, на 53 века своего»). Он переводил на русский язык произведения Вольтера, Корнеля и Расина.
Образцовый поэт-классицист, Сумароков уступал в восприятии современников Ломоносову в произведениях высокого стиля, однако ему принадлежит немало удачных открытий в стихах среднего и низкого жанров: песнях, баснях. Опыты Сумарокова в простом слоге, которые были по языку куда ближе к обыденной речи дворян его времени, чем аналогичные произведения Ломоносова и Тредьяковского, были предвестниками стилистической реформы Карамзина и его последователей.
О чем надо знать
Александр Сумароков легко наживал себе врагов. Мало того, что по характеру он был очень самолюбив и вспыльчив, склонен к вспышкам гнева. Также, будучи родовитым дворянином, он презирал людей более низкого происхождения, хотя те, в силу своего чина, и обладали властью. Такие взгляды лишь ухудшали его отношения с цензорами и театральным начальством. Казалось бы, его положение должно было упрочиться после воцарения Екатерины II, которую он воспевал в «Трудовой пчеле» еще до того, как она стала императрицей. Но Екатерине пришлись не по нраву слишком критические для власти сатирические стихи Сумарокова. Позже отношение Екатерины к поэту и вовсе испортилось из-за его отзывов о «Наказе» Екатерины II. Сумароков умудрился рассориться и со своими родными, он даже чуть не был лишен по суду права управлять своим имуществом.
Прямая речь
В далеки в высоте пределы
Я дерзостно мой дух вознес;
Куда влететь не могут стрелы,
Я зрю себя в краях небес.
Я слышу ангелов просящих
И тако к вышнему гласящих:
«Правитель естества! Внемли,
Исторгни скипетр оттомана!
Достойна такового сана
Екатерина на земли».
А. П. Сумароков «Ода государыне императрице Екатерине II на взятие Хотина и покорение Молдавии»
Коль строки с рифмами — стихами то зовут.
Стихи по правилам премудрых муз плывут.
Слог песен должен быть приятен, прост и ясен,
Витийств не надобно; он сам собой прекрасен;
Чтоб ум в нем был сокрыт и говорила страсть;
Не он над ним большой — имеет сердце власть.
Не делай из богинь красавице примера
И в страсти не вспевай: «Прости, моя Венера,
Хоть всех собрать богинь, тебя прекрасней нет»,
Скажи, прощаяся: «Прости теперь, мой свет!
Не будет дня, чтоб я, не зри очей любезных,
Не источал из глаз своих потоков слезных.
Места, свидетели минувших сладких дней,
Их станут вображать на памяти моей.
Уж начали меня терзати мысли люты,
И окончалися приятные минуты.
Прости в последний раз и помни, как любил».
А. П. Сумароков «Эпистола II»
Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано назавтрее в поход ийти;
Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой,
Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.
Покинь тоску, иль смертный рок меня унес?
Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез.
Имей на мысли то к отраде ты себе,
Что я оттоль с победою приду к тебе.
Когда умру, умру я там с ружьем в руках,
Разя и защищаяся, не знав, что страх;
Услышишь ты, что я не робок в поле был,
Дрался с такой горячностью, с какой любил.
Вот трубка, пусть достанется тебе она!
Вот мой стакан, наполненный еще вина;
Для всех своих красот ты выпей из него,
И будь ко мне наследницей лишь ты его.
А если алебарду заслужу я там,
С какой явлюся радостью к твоим глазам!
В подарок принесу я шиты башмаки,
Манжеты, опахало, щегольски чулки.
А. П. Сумароков «Прости, моя любезная…»
Язык мой должен я притворству покорить;
Иное чувствовать, иное говорить,
И быти мерзостным лукавцам я подобен.
Вот поступь, если царь неправеден и злобен.
А. П. Сумароков Фрагмент из трагедии «Дмитрий Самозванец»
Уведомился я, что прислана за подписанием Ломоносова в Государственную Штатс-Контору о удержании моего жалованья промемория, дабы тем возвратить издержанную казну за напечатание моих трагедий; а понеже, хотя я и от Штатс-Конторы жалованье поручаю, однако под ведомством оной Конторы не состою, того ради оная Контора удерживать моего жалованья по Присылке Ломоносова, надеюся, не благоволит. А оный Ломоносов, яко человек, на которого я имею подозрения, по челобитью моему в силу указов, как известный мне злодей, будет от моих дел отрешен. Оный Ломоносов, может быть, принял дерзновение делать таковые на меня нападения оттого, что он часто от пьянства сходит с ума, что всему городу известно, и (как уповательно) то он ту промеморию подписал на меня в обыкновенном своем безумстве; ибо Академия причины не имеет взыскивать с меня деньги таковым порядком, понеже я не только от казенных долгов, но и ни от каких никогда не отпирался. Я Государственную Штатс-Контору нижайше прошу, чтобы она не состоящего под своим ведомством человека, по тому только одному, что он от нее жалованье получает, наказывать не благоволила; ибо ежели бы Академия хотела с меня Деньги взыскивать, оскорбляя так чувствительно и меня, честного человека, то бы должна была она писать не в то место, от которого я жалованье получаю, но где я под ведомством состою; ибо всегда и часто с ума сходящий Ломоносов не может повелением своим ни одной полушки удержать из моего жалованья, хотя бы он и в целом уме был; потому что я свое жалованье получаю по именному Ее Императорского Величества указу и служу от начала службы моей беспорочно. А он, Ломоносов, таковые во пьянстве дерзновения делал неоднократно, за что содержался несколько времени под караулом и отрешен был от присутствия Конференции. А что он не в полном разуме, в том я свидетельствуюсь сочиненною им Риторикою и Грамматикою.
Доношение в Государственную Штатс-Контору от бригадира Александра Сумарокова
Сумароков, вероятно, почитал себя русским Вольтером и по примеру образца своего покушался омногосложить свое дарование. Но если он обманулся в расчетах авторского тщеславия, то не менее того имел он нечто вольтеровское, а именно его раздражительность, несколько его сатирической горячности, которые нимало не назидательны, но часто забавны и увлекательны. Тяжба между им и Ломоносовым давно решена, и, за исключением нескольких остроумных замечаний [со стороны Сумарокова] об языке нашем, нечему научиться из фактов сей забытой тяжбы; но все еще любопытно читать их, потому что личность Сумарокова в них сказывается. То же можно сказать и о войне его с Тредьяковским, прибавив, что здесь тяжба решена забвением, насильственною мировою сделкою, скрепленною потомством, которое отказалось от Сумарокова и от Тредьяковского; но апелляции существуют. Особливо же забавны памфлеты его против подьячих; хотя они также уже чужды нам по содержанию своему, но драгоценны и ныне по истине и силе чувства и по патриотизму, их одушевляющим. Они уже не трепещут интересом минуты, но еще трепет гнева, но авторский жар еще в них сохранились.
П. А. Вяземский
8 фактов о Александре Сумарокове
Материалы об Александре Сумарокове
Александр Сумароков
Биография
«Язык наш сладок, чист и пышен, и богат, но скудно вносим мы в него хороший склад».
Так писал Александр Сумароков, поэт и драматург, которого величают «отцом русского театра». Благодаря его стараниям были поставлены первые спектакли в театре, а отечественная литература 18 столетия обогатилась классицистскими произведениями.
Детство и юность
Сын прапорщика Александр Сумароков родился 25 ноября 1717 года в семье обедневших дворян. Род Сумароковых был старинным, поэтому ребенку давали воспитание в соответствии с традициями. В детстве он занимался с гувернерами.
Портрет Александра Сумарокова
В 1732 году подросток стал учеником Сухопутного шляхетского корпуса. Учебное заведение ориентировалось на подготовку военных кадров, гражданских и придворных служащих. Сумароков получил превосходное образование, изучая историю, географию, юриспруденцию, иностранные языки и другие науки. В обязательную программу также входили фехтование и танцы.
За 8 лет, что юноша провел в корпусе, он всей душой полюбил литературу и искусство, которым здесь уделяли немалое внимание. Он читал произведения французских авторов и, подражая им, писал стихи и песни. Среди отечественных литераторов в качестве кумира юноша избрал Василия Тредиаковского. Сумароков писал на заказ товарищей оды в честь Анны Иоанновны, правящей в тот период.
Александр Сумароков в молодости
Завершив обучение в 1740 году, он стал офицером. В 23 года Александра зачислили служащим в канцелярию графа Миниха. Судьба благоволила ему. Вскоре Сумароков стал личным секретарем Михаила Головина, а впоследствии Алексея Разумовского. В перспективе была блестящая карьера, но в приоритете оказалась литература. Начинающий поэт зачитывался трудами Михайло Ломоносова.
Литература
Светская публика узнала имя Сумарокова благодаря салонам, где собиралась петербургская аристократия. Его романтическая лирика оказалась чрезвычайно востребованной. Блестящий офицер снискал успех, презентовав пьесу под названием «Хорев». Так началась драматургическая деятельность автора.
Труды Александра Сумарокова
Творческая биография Александра Сумарокова связана с театром и литературой. Он оставил потомкам наследие в виде 9 трагедий, 20 комедий, 3 оперных либретто, стихов, од, басен и произведений другого жанра. Его произведения публиковались на страницах журнала «Ежемесячные сочинения». Поэт выпускал собственное издание под названием «Трудолюбивая пчела».
Среди трагедий пьесы «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза» и другие. «Хорев» издали в 1747 году. Он стал первым опытом, в котором просматривалась формирующаяся манера драматурга. Речь в произведении шла о Древней Руси, князе Кие и его брате Хореве. В центре сюжета трагическая любовь между главным героем и красавицей Оснельдой, а также конфликт личных взглядов с долгом.
Поэт Александр Сумароков
Трагедии «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав» раскрывали социально-политические взгляды автора. Главным героем в них становился правитель, а трагизм был связан с борьбой страстей, чувства долга и тиранией. Особенностью трагедий Сумарокова считалось не действие, а продолжительные речи персонажей, в которых скрывался авторский посыл.
В числе комедий, принадлежавших перу русского поэта, произведения «Тресотиниус», «Пустая ссора», «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери» и другие. Пьесы памфлетного характера предполагали обличение очевидного порока героя, персонажи были узнаваемыми, а связь с действительностью непререкаемой. Яркий и выразительный язык отличает комические произведения Сумарокова.
Собрание сочинений Александра Сумарокова
Он сыграл значимую роль в литературе 18 века. Яркий представитель классицизма создавал драмы, прозу, стихи, басни и эпиграммы. Отдельного внимания его персона заслуживает в связи с историей русского театра.
Елизавета Петровна назначила Сумарокова первым директором «русского, для представления трагедий и комедий, театра». Пользуясь доверием императрицы, поэт видел в театре кафедру, позволявшую воспитывать дворянские умы. Трагедии автора составили основу репертуара.
Императрица Елизавета Петровна
В течение 5 лет он создавал механизм, которым необходимо было управлять, подыскивая помещение, финансирование и артистов. Драматургу не хватало управленческого опыта, он был конфликтным вспыльчивым человеком, но страстно любил искусство. В 1761 году Сумарокову пришлось оставить любимое дело и перебраться из Петербурга в Москву.
В завершении царствования Елизаветы Петровны и после восшествия на престол Екатерины II поэт оказался в числе оппозиционеров. Он написал трагедии, изобличающие монархов, и настроил против себя дворянство. Настоящая травля разыгралась после его резких высказываний в адрес правительницы, а личная жизнь Сумарокова стала поводом для пересудов.
Личная жизнь
Александр Сумароков оказался первым дворянином, решившим зарабатывать литературной деятельностью. Он сталкивался с финансовыми трудностями из-за непростого выбора, который пришлось сделать в угоду творчеству. Часто, обращаясь в письмах к Екатерине II, Сумароков объяснял бедственное положение любовью к искусству.
Музу он ставил превыше чинов и рангов. На пике карьеры Сумароков имел большой доход. Его произведения печатались за счет казны, государство выплачивало внушительный годовой пенсион, в распоряжении находилось 300 крепостных. Расточительный образ жизни и непредусмотрительность привели к разорению и постоянным долгам.
Александр Домогаров в роли Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов»Будучи женатым на немке, Александр Сумароков завел любовницу, годившуюся в дочери. Ею оказалась дочь кучера. Увлечение привело к разрушению семьи. После кончины супруги в 1769 году поэт обвенчался с возлюбленной, с которой к тому моменту имел двоих детей. Родственники первой жены добились суда и требовали лишения Сумарокова родительских прав. Поэт выиграл дело, но громкий судебный процесс стал причиной разорения драматурга. Он искал утешение в алкоголе.
Переехав из Петербурга в Москву, потерпев неудачу в театральном деле, Сумароков обрек семью на бедственное положение. В 1777 году вторая супруга автора погибла. Вскоре поэт решил вступить в брак с племянницей почившей жены. На тот момент разница между ним и невестой составляла более 30 лет. Венчание состоялось, а спустя полгода Сумароков умер.
Смерть
Злоупотребление алкоголем, нервное расстройство на почве постоянных стрессов, начинающаяся слепота давали о себе знать. Причиной смерти поэта стала непродолжительная болезнь, осложненная сопутствующими факторами. Он скончался 11 октября 1777 года, не оставив детям наследства. У литератора остались две дочери от первого брака, а также дочь и сын от союза со второй супругой.
Могила Александра Сумарокова
Интересные факты
Жизнь Александра Сумарокова была богата на приключения, курьезные случаи и интересные факты.
Александр Петрович Сумароков: биография, творчество
Развитие культурной жизни России XVIII века в области литературы вывело на историческую сцену множество талантливых людей. Среди них Ломоносов, Державин, Карамзин, Сумароков. Если первые три личности из нашего списка широко известны, то об Александре Петровиче Сумарокове (1717- 1777) знают не все.
Он был выдающимся поэтом и драматургом, основателем новых жанров и направлений, которые в дальнейшем получили развитие в русской словесности. При этом он слыл весьма неординарной личностью.
Дворянин по происхождению, литератор по призванию
Долгие годы после смерти творчество писателя оставалось в тени других поэтов и писателей, а сам Александр Петрович был забыт и даже осмеян.
Его произведения были обращены к дворянам и носили сословный характер, но так ли это на самом деле?
Сумароков прожил 59 лет. Он родился в семье действительного статского советника, служившего при Елизавете Петровне. Случилось это событие на территории Финляндии, где тогда по делам службы находился его отец. Позже Александр Петрович переехал в Москву в свой фамильный особняк.
Образование и первые воспитатели
Александр Сумароков получил домашнее образование. Его воспитателем сначала был русин из Венгрии Зейкен. Затем образованием мальчика занимался А.Остерман, дававший уроки и будущему императору России Петру Второму.
В возрасте 14 лет Александр был принят в шляхетный (Кадетский) корпус. Это случилось в год открытия данного учебного заведения. Здесь он проучился 8 лет, получил прекрасное образование в области математических, юридических, исторических наук, освоил несколько иностранных языков, включая немецкий и французский.
Правилами обучения в корпусе не возбранялось сочинять тексты различной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать первые стихи и пьесы, хотя образовательная система готовила его к государственной деятельности.
Первая литературная трагедия
Шляхетский корпус стал впоследствии для Александра Петровича Сумарокова уникальной театральной сценой, где была поставлена первая его трагедия «Хоревъ».
Произведение писатель отдал для постановки в театральный кружок, не надеясь, что из этой затеи выйдет что-то стоящее. Придя на спектакль, в котором артистами были сами ученики, он удивился тому, как оживали персонажи от игры актеров и развития действия трагедии.
Первая удачная постановка вдохновила Сумарокова на литературный труд, который всецело захватил его творческую натуру. К государственной службе он относился добросовестно, но прохладно и формально.
Рассматривая биографию Сумарокова, следует сказать, что он не пользовался успехом в обществе. Александр Петрович щегольски одевался, но при этом вел себя грубо, сквернословил, мог впасть в ярость, если не видел к себе требуемого уважения. На него писала жалобы государю даже собственная мать. Все это работало против писателя.
Отношение к нему и к его творчеству было неоднозначным. Русский критик В. Белинский говорил:
Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем.
Неверная муза
В 1742 году Сумароков был определен на должность генерал-адъютанта к графу Разумовскому.
Продолжаем рассматривать биографию Сумарокова. В его семье были сложные отношения, потому что он увлекся крепостной. Но это всего лишь часть правды. В 1758 году Иоганна уходит от Александра Петровича Сумарокова к другому, не выдержав трудного характера мужа. Он написал стихи, похожие на мольбы, но супруга к нему не вернулась.
Написав трепетную элегию от имени своей дочери, Александр Сумароков пытался таким образом напомнить жене о чем-то очень дорогом.
Обращаясь к покинувшей его супруге, он строки стихов посвятил не упрекам, а вечному чувству:
Однако я люблю, люблю тебя сердечно,
И буду я любить тебя всем сердцем вечно.
Лишь после смерти жены в 1770 году Сумароков женился на крепостной девушке Вере Прохоровой, из-за которой, как считают некоторые исследователи творчества и биографии Сумарокова, он поссорился с женой. Несмотря на непреходящую любовь к первой супруге, он испытывал нежные чувства к бедной девушке и официально оформил с ней союз.
Время доказало искренность отношений этой «неравной» во всех смыслах пары: Верочка умерла от нервного истощения в тот же год, что и муж.
Театральные подмостки
Творчество этого неординарного человека неразрывно связано с созданием российского театра.
Именно Сумароков по высочайшему повелению Елизаветы был назначен в 1756 году его первым директором. Верным товарищем и сподвижником Сумарокова в деле формирования труппы театра стал Федор Волков.
Если Александр Петрович мог вспылить, раскричаться, грубо высказаться в отношении актера, то Волков умело управлял труппой, восполняя недостатки в укреплении коллективных усилий и формировании театра со стороны руководства.
К началу полноценной работы первого постоянного театра в России Сумароков написал для его репертуара пять трагедий и три комедии.
Основание российского театра было слишком тяжелой миссией. Помещение для осуществления постановок отсутствовало, не хватало денег на оплату жалования актерам, музыкантам, другому персоналу. После 10 лет самоотверженного и нелегкого труда в 1761 году Сумароков ушел из театра и переехал на постоянное жительство в Москву, где продолжил заниматься творчеством.
Разоблачение и призыв
Есть в биографии Сумарокова и факты, говорящие о его политической деятельности. К концу царствования Елизаветы, покровительствовавшей Александру Петровичу, он примкнул к тем дворянам, которые стремились поставить на престол Екатерину.
Осенью 1762 года повсеместно проходили торжества в преддверии коронации Екатерины Второй. Намечались большие празднования и в Москве.
Проведение мероприятий поручили Сумарокову. Он отвечал за весь ход подготовки развлечений с заключительным маскарадом «Торжествующая Минерва».
Федор Волков разработал план самого мероприятия, Сумароков сочинил хоры для всех действий, связанных с сатирой на пороки общества, а Хераскову принадлежали стихи в исполнении действующих персонажей. Маскарад был необычайно интересен и продолжался три дня (с 31 декабря по 2 января 1763 года). Казалось, новая императрица была довольна.
В расчете на монаршую милость в 1764 году Сумароков обратился к Екатерине Второй с просьбой разрешить ему поездку в Европу. В прошении он объяснял, что такое путешествие крайне необходимо для изучения нравов и традиций европейских народов с целью обогащения российской культуры. Однако в поездке писателю было отказано. Позднее только Карамзину удалось осуществить подобный план.
Екатерина Вторая обращалась к однокласснику писателя А.Олсуфьеву с просьбой запретить публикацию басни «Два повара». Однако новый литературный жанр стал традиционным в российской культуре.
Впервые в истории отечественной литературы создал Александр Петрович Сумароков басни в стихах. Всего им написано более 100 произведений в этом жанре.
Развитие русской драматургии
Писатель, дворянин, государственный служащий предпочел посвятить свое творчество литературе. Но в его времена жить одним литературным трудом было тяжело.
Он пишет в прошении к Екатерине II о своем бедственном положении:
Всему сему главная причина любление мое к стихотворству, ибо я на него полагался и на словесные науки, не столько о чинах и об имении рачил, как о своей музе.
В «Эпистоле о стихотворстве» драматургом были определены основные воспитательные функции комедии: не только смешить, но по большей степени направлять развитие сюжета на отстаивание нравственных ценностей.
Александр Петрович Сумароков и комедии
Русский драматург ввел в театральные постановки новый элемент комедийного жанра народного театра. Его произведения невелики по объему, написаны прозой и полны персонажей, подмеченных в обычной жизни.
Он написал эпистолу о комедийном спектакле и о том, по каким приметам должна развиваться постановка:
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе.
Представь мне щеголя, кто тем взымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.
Всего им написано 12 комедий. Более поздние, созданные между 1764-1768 годами, являются произведениями характеров и сосредотачиваются на изобличении главного героя. Так, комедия «Нарцисс» повествует о самовлюбленности, самолюбовании. Драматург выступал против клеветников, ростовщиков и жуликов всех мастей.
Отрицательные герои в комедиях драматурга высмеиваются ярко и беспощадно.
Например, в «Опекуне» писателю удалось создать сложный характер главного героя, обладающий различными пороками, вытекающими один из другого. Здесь показаны скупость, жестокость и невежественность.
Оды, песни, эпиграммы
В биографии Сумарокова есть и противостояние общепризнанным талантливым личностям. Предшественник писателя филолог Тредиаковский утверждал, что российское стихотворение должно быть тоническим. Вслед за ним Ломоносов довершил создание правил стихосложения.
Сумароков ввел новаторскую традицию: умение создавать образцы поэтических произведений практически всех жанров, стремясь при этом показать различные жанровые возможности литературы.
Образцы поэзии, данные Александром Петровичем Сумароковым, служат ярким примером верного служения музам.
Он создавал идиллии, оды и элегии, писал мадригалы, басни, памфлеты и песни, сочинял сатирические произведения в виде эпиграмм, нравоучительных притч и юмористических экспромтов.
Сумарокову принадлежат несомненные открытия в любовной лирике, в которой автор обращается непосредственно к человеку и тонкостям его натуры, к эмоциям и чувствам. Это было новаторство в определенной степени.
Лирика Сумарокова задушевна и проста, без ненужного пафоса и патетики стремится открыть искренность и глубину чувств лирических героев.
Такая многогранность таланта подтверждает исключительность Александра Петровича Сумарокова. Творчество писателя надолго опередило время, хоть и было незаслуженно забыто.
Вот еще один образец лирического стихотворения. Несмотря на то, что сам язык написания устаревший, стихи поражают искренностью и глубокой грустью. Судите сами:
Сокрылись те часы, как ты меня искала, и вся моя тобой утеха отнята. Я вижу, что ты мне неверна ныне стала, против меня совсем ты стала уж не та. Мой стон и грусти люты. Вообрази себе и вспомни те минуты, как был я мил тебе. Взгляни на те места, где ты со мной видалась. Все нежности они на память приведут. Где радости мои? Где страсть твоя девалась? Прошли и ввек ко мне обратно не придут. Настала жизнь другая. Но ждал ли я такой? Пропала жизнь драгая, надежда и покой.
В конце жизни
Именно в России судьбы поэтов и писателей полны драматизма.
Не обошло это и Александра Сумарокова. Биография этого человека полна трагических моментов, поскольку его сатирическое перо было направлено против дворянства. Ему этого не могли простить власть имущие.
Слава, которая пришла к писателю, существовала только в узких литературных кругах, а светское общество было настроено против него и всячески ему вредило.
Его неуживчивый характер и резкие суждения настроили против него императрицу. Положение Сумарокова еще больше усугубила женитьба на крепостной. Сословные предрассудки восстановили против него все общество.
Родственники первой жены начали судебный процесс против Сумарокова с требованием о лишении его родительских прав. Писатель выиграл дело, но был полностью разорен судебной тяжбой.
В лишениях и нужде он унижался перед Демидовым, умоляя его повременить с возвратом долгов.
«Жалоба»
Когда в театре шла постановка трагедии Сумарокова «Синав и Трувор», случилась настоящая трагедия. Был организован провал спектакля самим главнокомандующим Москвы Салтыковым.
Не выдержав позора и гонений, практически обнищав, Сумароков пустился в запой и постоянные загулы.
В это трудное время он написал стихотворение «Жалоба», где без стеснения открыл душу читателю.
Ниже мы представляем фрагмент одного из стихов Александра Сумарокова о горестной участи писателя:
…Слаба отрада мне, что слава не увянет,
Которой никогда тень чувствовать не станет.
Какая нужда мне в уме,
Коль только сухари таскаю я в суме?
На что писателя отличного мне честь,
Коль нечего ни пить, ни есть?
В октябре 1777 года после непродолжительной болезни писатель скончался. Так случилось, что денег у него совсем не было. Поэтому похороны с панихидой были организованы на собранные средства актеров Московского театра.
Похоронен деятель культуры на кладбище Донского монастыря.
Минули годы. Лишь в XX веке получило заслуженное признание творчество Александра Сумарокова. Память об огромном вкладе писателя в развитие русской литературы не только жива, но и получила новое осмысление.