в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

Разработка урока по литературе «Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет : литература. Урок внеклассного чтения.

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2019 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Тема мероприятия: «Энциклопедия народной жизни в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели урока: создать условия для осознания учащимися народного характера произведения, осмысления нравственного идеала писателя

Образовательная: познакомить учащихся с традициями, обрядами, сбытом и верованиями славянских народов через эпоху, отражённую в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Развивающая : создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в различных источниках и её обработки.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Предметные: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. Способствовать воспитанию у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Литература: повесть Н. В, Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Межпредметные связи: фольклор, этнография, культурология, живопись.

Источник

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе

В оформлении материала использована картина Федора Мюллера (ГТГ)

Б. А. ЛАНИН, доктор филологических наук, профессор, автор УМК «Литература»

ПОВЕСТЬ Н. В. Гоголя «ночь перед рождеством» в 6 классе

Программа «Литература. 5-9 классы» отводит на изучение повести «Ночь перед Рождеством» 5 часов.

Это произведение сделало Гоголя по-настоящему знаменитым писателем. В 1831 г. вышел первый том повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

А.С. Пушкин написал сразу по прочтении:

«Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я и доселе не образумился».

Проходит четыре года, и В.Г. Белинский пишет:

«Гоголь сделался известным своими «Вечерами на хуторе». Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная…»

Долгое время в разговорах о Н.В. Гоголе был несправедливый крен в сторону реализма. Например, в академической «Истории русской литературы XIX-XX веков» (М.: Наука, 1983) рассказ о Гоголе целиком включен в главку «Формирование критического реализма. «Натуральная школа». В главке «Литература второй половины 1820-1830-х годов. Романтизм. Движение к реализму», написанное печально известным преследователем «чужаков»-инородцев В.Ю. Троицким, имя Н.В. Гоголя лишь упоминается. Да что Троицкий: представить Н.В. Гоголя реалистом или хотя бы «переборовшим в себе романтизм» писателем стремились многие маститые литературоведы. Не может быть более несправедливой оценки, особенно в отношении раннего Гоголя! Однако эти оценки порой еще живы, и даже передаются в методические работы.

Урок 1. Иван Петрович Белкин и Рудый Панько

Учитель рассказывает о книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Она состоит из двух частей. В каждой части 8 повестей. Повесть «Ночь перед Рождеством» открывает второй сборник «Вечеров».

Ученики уже сталкивались с «подставным» рассказчиком. Более того, они помнят эпизод с Миллером, которому Пушкин отказался раскрыть свое авторство «Повестей Белкина». Сейчас они встречаются с рассказчиком совершенно иного типа.

Читаем прекрасный пейзаж, которым открывается фрагмент повести в учебнике.

— Что нового вы узнали на первых страницах? (замечательные байки, неожиданные сравнения)

— Что означают новые для вас слова? (ученики обращаются к сноскам в учебнике. Сносок довольно много, не застряньте на них. Русским школьникам не обязательно нужно знать украинские диалектные слова…)

— Приходилось ли вам так же часто обращаться к сноскам, когда мы изучали «Повести Белкина»? (обычно отвечают отрицательно, ведь все слова были известны. Недаром Пушкин считается основоположником русского литературного языка!)

— Давайте обсудим, чем различаются эти два рассказчика.

Ученики объясняют, что Иван Петрович Белкин словно прятался за сюжетами повестей. Его речь невозможно было отличить от речи других персонажей. Это был литературный язык пушкинской эпохи. Иное дело – Рудый Панько. Во-первых, он из Малороссии, которая отличалась своим бытом и некоторыми обычаями. Его воображение очень богатое, и он любит рассказывать о тех происшествиях, которые то ли придумал, то ли узнал из народных поверьев, то ли услышал от других рассказчиков.

— Почему Гоголь «спрятался» за такого рассказчика, «пасичника»?

Возможно, Гоголю хотелось устраниться как писателю, дать волю народной фантазии, привлечь на свои страницы сказочных персонажей.

Разберите с учениками сноску, в которой рассказывается о колядовании.

Покажите, как лирический возвышенный пейзаж постепенно превращается в фантастический, сказочный.

Подготовить рассказ о казаке Чубе и его дочке Оксане, о кузнеце Вакуле и его матери Солохе.

Урок 2. Есть ли чувство юмора у жителей Диканьки?

Учитель обращается к классу:

— Итак, в Диканьке происходят небывалые события: черт украл месяц, ведьма влетела в труба и превратилась в Солоху, мать кузнеца Вакулы, тот же черт запутал Чуба и кума, поднял страшную метель, в результате кузнец Вакула не пустил Чуба в его собственный дом, да еще и поколотил…

Здесь уместно обратиться к статье «Смех и чувство юмора», которая представлена в учебнике в этой же главе. Однако сначала дайте возможность ученикам сформулировать, как они представляют себе чувство юмора. Прочтите ее со своими учениками. Предложите им записать определение, которое дается в этой статье. Оно не выделено полужирным шрифтом, поэтому обратите на него внимание своих учеников сами:

«Чувство юмора – это умение увидеть в обыденном смешное, да еще показать это смешное другим».

Итак, теперь вам будет легче разобраться, есть ли чувство юмора у жителей Диканьки, у рассказчика или у казаков, пришедших к царице.

Герои повести частенько попадают в смешные ситуации. Приходит Вакула к Пацюку, а у того галушки сами в рот залетают, да еще не забывая по дороге вываляться в сметане. Вакула озабочен, не грех ли это – есть сметану в постный день, а сам продает душу дьяволу! Есть над чем посмеяться читателю!

Ученики делают вывод: герои повести попадают в смешные ситуации нечаянно, не намеренно, а по совпадению обстоятельств. Они не создают забавных ситуаций сами. А вот что является необходимым, если мы хотим понять наличие или отсутствие чувства юмора, так это умение забавно и весело рассказать эти смешные истории другим людям. Помните: мало увидеть в обыденном смешное, надо еще показать это смешное другим.

— И все же мы смеемся, когда читаем эту повесть. Закрывая книгу, мы делаем это с радостным и хорошим настроением. Так кто же нас так развеселил, если не жители Диканьки?

Ученики заключают, что замечательным рассказчиком с отменным чувством юмора является сам Гоголь, автор повести, который передал свой редкий дар подставному рассказчику: «пасичнику Рудому Панько».

Гоголь говорил: «Смех – великое дело; он не отнимет ни жизни, ни имени, но перед ним виновный – как связанный заяц».

Найти в повести неожиданные ситуации, смешные преувеличения-гиперболы, другие источники юмора и комического.

Урок 3. Вакула и Оксана

В повести много не только комического, но и лирического, задушевного, личного. Лиризмом, глубоким личным чувством окрашены пейзажи в повести. Комическое и лирическое переплетены в истории Вакулы и Оксаны.

— Как относятся друг к другу Вакула и Оксана в начале повести? (Вакула влюблён в Оксану, но та относится к Вакуле снисходительно)

— В чем проявляется их отношение друг к другу?

— Какое условие ставит перед сельским кузнецом Вакулой Оксана? Выполнимо ли это условие? Почему Оксана дважды повторяет это условие? (Оксана требует от Вакулы достать ‘черевики, которые носит царица’и с издёвкой повторяет свое требование. Только после этого она согласна выйти за него замуж. Конечно, для деревенского хлопца это невыполнимое условие. Вот он и решает покончить с собой: ‘Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете’)

— Что предпринимает Вакула для того чтобы выполнить условие Оксаны?

— С кем приходится связываться Вакуле, чтобы добыть для Оксаны царицыны черевички? Прочтите фрагмент текста от слов «Нет, не могу: нет силы больше…»

— Почему Вакуле приходится прибегать к помощи нечистой силы? (Вакула понимает, что его сил не хватит, чтобы достать черевички, вот он и идёт сначала к Пацюку, который «знается с нечистой силой», и сам решает заключить сделку с чертом)

На этом вопросе стоит остановиться подробнее. У Гоголя были «свои отношения» с чертом. Он, кажется, верил в его существование, и свое творчество рассматривал как борьбу с дьявольскими искушениями, как их разоблачение. Эта тема потом встретится нам у Гоголя в «Шинели» и даже в «Мертвых душах»

Прочитать повесть до конца

Рассказать о том, как кузнец Вакула стал повелевать чертом

Урок 4. В поисках черевичек

Два события в повести происходят почти одновременно: девушки находят в мешке Голову, и этим приводят казака Чуба в полное замешательство, а кузнец Вакула велит черту доставить себя в «Петембург».

— Прочтите описание Петербурга от слов «сначала страшно показалось Вакуле» до слов «Здравствуйте, панове!»

Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою. Однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом. Его забавляло до крайности, как черт чихал и кашлял, когда он снимал с шеи кипарисный крестик и подносил к нему. Нарочно поднимал он руку почесать голову, а черт, думая, что его собираются крестить, летел еще быстрее. Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма. много еще дряни встречали они. Все, видя кузнеца, на минуту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум, оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне середи улицы.

— Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди к запорожцам!

Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким, что без труда влез к нему в карман. А Вакула не успел оглянуться, как очутился перед большим домом, вошел, сам не зная как, на лестницу, отворил дверь и подался немного назад от блеска, увидевши убранную комнату; но немного ободрился, узнавши тех самых запорожцев, которые проезжали через Диканьку, сидевших на шелковых диванах, поджав под себя намазанные дегтем сапоги, и куривших самый крепкий табак, называемый обыкновенно корешками.

— Подберите эпитеты для описания Петербурга. Каким он представляется Вакуле, который никогда вообще не бывал в городе?

— Кто помогает Вакуле проникнуть во дворец? (Вакула попадает во дворец с помощью запорожцев)

— С какой целью запорожцы прибыли в Петербург? (У запорожцев вопрос политический. Они хотят отстоять свою самостоятельность, право иметь войско и воевать с соседями. Царица решила урезать самостоятельностью запорожцев и быть с ними построже во всех отношениях)

— Каким вам кажется это описание – забавным, точным, отвлеченным, восторженным?

— Какие реальные исторические лица встречаются в «петербургской части повести»? (Екатерина II, князь Потемкин, Фонвизин)

— Отличаются ли исторические персонажи от казаков по описанию и манерам? Что между ними различного?

— Как кузнецу удалось рассмешить царицу? (вопрос кузнеца был невпопад. Она готовилась ответить на требование политического характера, а простодушный кузнец заговорил о своем – о черевичках)

— Где ищут кузнеца в это время в Диканьке? (В Диканьке решили, что кузнец утопился)

— Как переменилось за это время отношение Оксаны к кузнецу? (Она поняла, что попросту тоскует по нему и упрекает себя за излишне строгое обращение с ним)

Проследите, как изменились герои к концу повести, и подготовьте развернутый рассказ. Какие события стали для них решающими?

Урок 5. Веселое возвращение домой

Итак, кузнец Вакула возвращается домой, раздобыв черевички самой царицы. Есть ли в чем раскаиваться ему?

Обсудите это в классе.

Действительно, Вакула был готов ради Оксаны буквально на все: и покончить с собой, и заложить душу дьяволу. Без помощи черта ему не удалось ни оказаться в Санкт-Петербурге, ни раздобыть черевички.

Какое же событие оказывается решающим для каждого из героев?

Ребята рассказывают, что представляется им решающим в повести. Конечно, Оксана почувствовала, что может навсегда потерять искренне влюбленного в нее Вакулу. Кузнец навсегда распрощался с чертом. Он понял, что с нечистой силой ему не по пути. Ведь и ведьма Солоха, даже будучи его матерью, строила ему всякие козни и препятствовала его женитьбе на Оксане. Солоха положила глаз на богатства Чуба, и боялась, что женитьба Вакулы на дочери Чуба помешает ей добиться своей цели.

Конец у повести, казалось бы, сказочный: свадьба между двумя главными героями. Однако есть и продолжение: кузнец Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил часть церкви даром. Таким поступком он загладил свою вину за то, что принял помощь у черта.

В конце работы можно еще раз повторить наиболее важные моменты повести. Для этого вам подойдет рубрика «Решаем читательские задачи».

Источник

Урок по литературе на тему «Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Традиции фольклора в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Цели урока и универсальные учебные действия:

1 ) Познавательные: расширить знания учащихся о Н. В. Гоголе, продолжить знакомство с повестью «Ночь перед Рождеством», выделить фольклорные традиции, которые освещает автор, проанализировать поступки героев.

2) Коммуникативные: развивать речь учащихся, умение анализировать поступки героев, обогащать словарный запас, работать в группе.

3 )Регулятивные: развивать умение слушать ответ товарища, участвовать в дискуссии.

4) Личностные: развивать интерес к чтению классической литературы, прививать художественный вкус.

Методические приёмы: компетентностно ориентированный подход к домашнему заданию, рассказ учителя, беседа с учащимися, просмотр фрагмента фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки», активизация самостоятельной работы учащихся, контроль знаний, работа в группе.

Оборудование урока: проектор, экран, компьютер, видеофильм «Ночь перед Рождеством», презентация к уроку, рисунки учащихся к повести, сообщения учащихся о фольклорных традициях Юринского района.

Опережающее домашнее задание: спросить у родителей и старших родственников значение слов «Рождество», «Крещение», святки. Посетить виртуальный музей фольклора Юринского района, познакомиться с коллекциями музея.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Сегодня 19 января. Кто знает, какой праздник отмечают православные верующие во всём мире? Расскажите о нём. О какой повести Н. В. Гоголя мы сегодня с вами будем вести речь?

— Эта повесть сделала писателя знаменитым. А. С. Пушкин так говорил о ней: «Сейчас я прочёл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства. А местами какая чувствительность!»

3. Постановка целей урока.

4. Проверка домашнего задания. Игра «Выбери нужное слово» (Выведена через проектор на экран.)

5. Беседа с учащимися.

— Какие эпизоды повести вам особенно запомнились? В чём вы видите сходство повести с фольклором, народными сказками? (Иллюстрации к повести выведены через проектор на экран.)

6. Работа над новой темой.

— Ребята, поясните слова, часто встречающиеся в тексте «Рождество», «Крещение», «святки». Употребляются ли они у вас дома? Посещали ли вы виртуальный музей? Какие сведения о народных традициях вы там почерпнули?

— Для святок были характерны разнообразные обряды. О том, как в старые времена проходили святки в Юринском районе, послушайте сообщение. (Ученица рассказывает о святках, по материалам виртуального музея.)

— Послушайте, как пишет автор: «Месяц величаво поднялся на небо, чтобы посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Любимым развлечением молодёжи о время святок было колядование. Накануне Рождества парни и девушки ходили по улицам и пели под окнами домов колядки – короткие обрядовые песни, в которых желали хозяевам благополучия. (Группа подготовленных учеников и учениц поют короткую колядку:

— Послушайте, как звучат колядки исполнении народного ансамбля «Сирин». (Прослушивание звукозаписи.)

— Есть ещё один святочный обряд. (Демонстрируется фрагмент фильма А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

— Христославление – святочный обряд в честь прихода волхвов по случаю Рождества Христова, во время которого молодёжь ходила по дворам с Рождественской звездой, поздравляла хозяев, собирала угощение.

-Ребята, о каких святочных обрядах вам рассказали родители и старшие родственники? (Чаще других упоминается гадание.)

Заранее подготовленная ученица рассказывает о гадании по материалам виртуального музея фольклора Юринского района.

7. Подведение итогов урока.

Прежде чем приступить к созданию повести Н. В. Гоголь долго изучал народную культуру, фольклорные традиции. Ещё учась в гимназии, он завёл «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил свои выписки из истории, зарисовки национальных костюмов, описания народных обычаев, пословицы, поговорки.

— Для чего он это делал?

8. Вывод по уроку делают учащиеся:

— В народных обычаях и традициях хранится бесценный народный опыт, веками накопленная мудрость, доброта. Бережное отношение к природе, юмор и красота.

10. Домашнее задание. Запишите в тетради, какие святочные обряды вы запомнили.

Источник

Конспект вступительного занятия по литературе к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока вступительного занятия по литературе

к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 6 класса.

Тема: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

Вид вступительного занятия: Обращение к впечатлениям учащихся (от произведений искусства); обращение к историческим сведениям (к истории создания, комментирование национальных обычаев и традиций).

Подготовка учащихся к восприятию повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

Пробуждение интереса к изучаемому произведению.

Развитие представления у учащихся о неповторимом национальном колорите повести «Ночь перед Рождеством».

Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».

Развитие устной и письменной речи.

Развитие творческого потенциала учащихся.

Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

Воспитание у учащихся интереса к литературе и другим произведениям искусства.

Формирование культуры взаимообщения.

Методические приемы: слово учителя, беседа, сообщение учащихся, просмотр видеофрагмента, рассматривание репродукций картин, словесное творчество, работа с толковым словарем.

Слово учителя с элементами беседы.

Работа с эпиграфом.

Работа с иллюстрациями.

Работа с фрагментом видеофильма.

Сообщение темы и целей урока. Запись числа и темы урока в тетради: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Слово учителя элементами беседы.

Ребята, на уроках литературы в 5 классе вы уже встречались с творчеством Н.В.Гоголя. Какое произведение Гоголя вы читали в 5 классе? («Заколдованное место»).

Верно. Эта повесть входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник подписан «Рудый Панько» (Рудый = рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести.

Вы знакомы с таким приемом? ( Да. Это прием литературной маскировки ).

В чем его суть? ( Повествование ведется от лица выдуманного рассказчика. Рассказ таким образом стилизован под правду ). Совершенно верно.

Ранее его использовал другой великий русский писатель, с творчеством которого вы уже познакомились. Какой же это автор? Как назывался его сборник? ( А. С. Пушкин «Повести Белкина» ). Совершенно верно.

Примечание: Если ученики затрудняются ответить на вопросы учителя, он может сам дать ответ, чтобы восполнить «пробелы» в знаниях учащихся.

Гоголь работал над сборником только в свободное от службы и прочих дел время, поздно, когда уже никто не мешал. Вечер – время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности. Вечер – время таинственного, чудесного. Это значение указано предисловием к гоголевской книге: “Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!”.

Как вы думаете, ребята, случайно ли свой сборник Гоголь назвал именно «Вечерами на хуторе близ Диканьки»? ( Нет, так как вечер – это время чего – то таинственного и чудесного, переходящего в ночь, вечерами можно услышать много фантастических историй, рассказов, а Гоголь именно такими историями и наполнил свой сборник ).

Первую часть «Вечеров…» Н. В. Гоголь издал в 1831 году, вторая увидела свет в 1832. В сборник вошли 8 повестей, различающихся по проблематике, жанровым, стилевым особенностям. Повести объединены единством места действия (Диканька и её окрестности), фигурами рассказчиков (все они – известные в Диканьке люди, хорошо знающие друг друга) и так называемого «издателя» (пасечник Рудый Панько).

Немало важно, что автор «Вечеров…», как мы с вами помним, родился то ли в самих Сорочинцах, то ли недалеко от них. Детство Н. В. Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии (или Украине), которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал.

Он с глубокой любовью относился к своей родине, к своему народу и проявлял исключительный интерес к народному творчеству, быту, мировоззрению, к народным характерам. «Вечера на хуторе близ Диканьки» воссоздают народные нравы, бытовые обычаи и поверья главным образом стародавнего времени, когда Украина была свободной от крепостничества. Поэтому «Вечера на хуторе близ Диканьки» так близки народному творчеству.

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», вошедшее в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни восемнадцатого века.

Работа с эпиграфом.

Эпиграф заранее записан учителем на доске.

«Глубокое проникновение в культуру прошлого

и культуры других народов сближают времена и страны».

Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, слова которого принадлежат Д. С. Лихачеву.

Запишем эпиграф в тетради.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с неизвестными или малознакомыми нам календарными обрядами и подготовимся к чтению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая и является связью между культурой прошлого и культурой других народов, которая сближает времена и страны, сближает нас, читателей с великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. События повести происходят накануне большого христианского праздника Рождества.

Чем же интересна эта ночь перед Рождеством? ( Ночь чудес, гаданий, время, когда оживает нечистая сила… ).

Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.

В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.

Известно, что нет такой области художественной культуры, которую не обогатил бы гений Гоголя. Его образами вдохновлены произведения сценического и музыкального искусства, а также многие создания живописи. И поэтому, для того чтобы лучше понять повесть «Ночь перед Рождеством», мы для начала обратимся к некоторым картинам и иллюстрациям русских художников к этой повести.

Работа с иллюстрациями

Посмотрите на иллюстрацию А. Куркина «Пан Голова» к произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Смотреть картинку в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Картинка про в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя. Фото в каком классе проходят ночь перед рождеством гоголя

Что изобразил художник на картине? ( Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч. )

Почему мы можем сказать, что люди веселятся? (Они улыбаются, смеются, изображены в непринужденных позах, играют на музыкальных инструментах.)

Какие краски и с какой целью использовал художник? (Темные тона – от голубого до черного – использованы для передачи таинственности ночи, сама же одежда изображена в ярких праздничных красках – желтый, оттенки красного, оранжевый и т.д. Это работает на контраст и подчеркивает атмосферу праздника.)

Все верно. Немного забегая вперед, скажем, что здесь изображена одна из сцен произведения, но какая, об этом мы скажем на следующем уроке. В ернемся к традициям украинского народа.

Сообщения учащихся (информация заранее выдана учителем по книге Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Святки // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 2009.).

Ребята, скажите, нравится ли вам Рождество? Почему (чем)? Действительно, это время духов и чудес. А самое величайшее чудо этого времени в том, что в этот день родился Иисус Христос.

Давайте послушаем выступления ваших одноклассников и узнаем побольше об этих праздниках и обрядах.

Рождество Христово – это один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. До 1917 года отмечался 25 декабря. Сейчас отмечается 7 января.

Учитель: Ребята, запишем определение.

Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением (19 января). В Малороссии святки называют Колядою. С 22 января (самый короткий день в году) начинается постепенное “воскресение” солнца. Праздники в честь нарастания силы солнца славяне называли колядой и праздновали в конце декабря – начале января. В эти дни, когда солнце начинает свой новый годичный путь, когда начинался новый год в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с земледелием, естественно было задуматься о том, каким он будет, что принесет с собою. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки.

Учитель: Запишем определение.

Колядование – одно из центральных магических действий, производимых в период Святок. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Того, кто колядует, всегда угощали, клали в мешок сладости, пироги. После принятия христианства древний языческий праздник коляды сливается с христианским праздником Рождества.

Учитель: Запишем еще несколько определений.

Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд- хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения.

Между Рождеством и Крещением проходили новогодние празднества – Святки. Первая неделя Святок называлась «святые», а вторая – «страшные» вечера. По улицам ходили ряженые и колядовали. Давайте побываем на одном таком гулянье.

Просмотр фрагмента из фильма.

Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” ( 19:55 – 21:32; 30:05 – 31:35; 62:10 – 62:40 ). Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте.

Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? ( Колядование, песни (колядки), переодевание в праздничные наряды, также мы увидели, что люди с удовольствием участвуют и в самом колядовании: и те, кто поет, и те, кто дарит сладости и т.п.; также люди во время этих праздников обязательно ходят в церковь на службу ).

Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Скажите, почему традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? ( Древние славяне имели много языческих обычаев и поверьев. Пришедшее на смену язычеству христианство, а с ним и почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами славян. Со временем многие языческие ритуалы утратили свое основное значение и постепенно превратились в забавы и развлечения ).

Можете ли вы привести пример такого обряда, ставшего забавой для украинского народа, но имевшего глубокий смысл? ( Да. Колядование ).

Какой же славянский праздник принес этот обряд? ( Святки – праздничные дни между Рождеством и Крещением ). Верно.

Ребята, создалось ли у нас представление о национальных традициях малороссиян (украинцев)? ( Да, конечно ).

Можем ли мы назвать повесть «Ночь перед Рождеством» энциклопедией народной жизни? ( Да, так как из нее мы можем многое узнать, например, о традициях и обычаях украинского народа, сведения о традициях и обычаях празднования Рождества, действительно получаем представление о вере и суевериях украинцев, а также знакомимся с их святочными гуляниями ). Вы правы, ребята, спасибо.

Вернемся к эпиграфу. Согласны ли вы со словами Д. С. Лихачева? (Звучат различные точки зрения).

Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *