в каком классе читают дети подземелья короленко

Урок литературы в 6-м классе.»Мир смутных вопросов и ощущений» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»)

Разделы: Литература

Эпиграф:

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г. Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и VI главам. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.

III. Словарная работа.

Работа проводится по таблице.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)

1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?

“5” Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

“5” Что сделало их такими?

“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

“4” Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

“5” Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

“5” Какие чувства борются в душе героя?

“4” Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

“5” Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется следующая таблица:

“Серый камень”Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливостьДоброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
Символ жестоких, несправедливых законов обществаЗакон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

в каком классе читают дети подземелья короленко. Смотреть фото в каком классе читают дети подземелья короленко. Смотреть картинку в каком классе читают дети подземелья короленко. Картинка про в каком классе читают дети подземелья короленко. Фото в каком классе читают дети подземелья короленко

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями Васи с представителями “дурного общества”?

Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.

“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.

Источник

Урок внеклассного чтения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «Хебдинская СОШ»

Урок внеклассного чтения

по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Тема: «Дорога к добру и милосердию».

Учитель: Магомедова М.М.

Тип занятия: урок-расследование (обобщение).

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая.

Тема: «Нравственные уроки повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цель: показать «внутреннее движение» главного героя повести.

1. познакомить обучающихся с понятием нравственность, нравственный человек;

2. развивать навыки анализа литературного произведения;

3. воспитывать нравственные качества у обучающихся: доброту, милосердие, сострадание.

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты писателя, иллюстрации к произведению.

Эпиграф: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!»

2. Мотивация к учебной деятельности.

Попробуйте определить, как мы будем работать сегодня на уроке?

— Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её?
Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне

3. Актуализация знаний и углубление изученного.

— О чём вас заставила задуматься эта повесть?

— Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли детективов и проведем свое расследование, попытаемся открыть все тайны, собрать все золотые лепестки, из которых состоит «золотая роза» В.Г. Короленко – повесть «Дети подземелья».

2) Работа с произведениями изобразительного искусства.

— Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека:

В. Г. Перов «Тройка», «Спящие дети»;

П. П. Чистяков «Нищие дети»;

Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»;

4. Работа с текстом повести.

Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».
1) «Тёмные личности»
— Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему?
— Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
— Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?
— Найдите описание старого замка и часовни.
— Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
— Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?

2)Драма в семье судьи.

Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?
— Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий?

— Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?
— Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»?
— Каким видится сын отцу?
— А каким видится отец сыну?

3)Дружба с Валеком и Марусей.
— Почему же Вася «начал бродяжничать»?
— Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе?
— А есть ли что-то, сближающее их?

— Что разделяет Васю и детей подземелья?
— Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу?

— Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?
— Докажите, что Вася – настоящий друг.

4) История с куклой.

— Как раскрывается характер Васи в истории с куклой?

— Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой.

5) Разговор Валека и Васи о булках.

— Почему Вася, твердо знающий, что «воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их «дурными”?

(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка «темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

– Мы сделали вывод, что Вася изменился, стал милосердным, отзывчивым, стал по-другому относиться к людям. Какое понятие объединяет все названные качества? (Нравственность).

— Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек? (Слайд № 6). Запишите их в тетрадь.

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

— Прочитайте высказывания о милосердии и сострадании. (Слайды №7-8).

Сострадание – это умение помочь человеку в трудной ситуации.

Если ты обладаешь милосердием и состраданием, то ты хороший человек. (Бабич Данил)

Сострадание – это когда тебе до боли в сердце жаль другого человека.

Милосердие – это когда ты добр к человеку, даже если он сделал тебе что-то плохое. (Краева Таня)

— Какие красивые слова! Можно подумать, что это высказывания знаменитых писателей, философов, ученых. Но вы уже догадались, что я взяла эти строки из ваших домашних сочинений. Я вижу, что вы все обладаете этими качествами, понимаете их важность.

— Скажите, эти качества изначально присущи человеку или нет?

— Как ребенок учится сочувствовать, проявлять доброту, понимание? (На примере родителей, окружающих, на собственном опыте).

Упражнение «Цепочка добрых дел». Обучающиеся по цепочке называют добрые поступки, которые они совершили.

— Вспомните второе название повести. («В дурном обществе»).

— Кто произносит эти слова? (Януш, глава нищих, которые жили в замке).

— Действительно ли это общество оказалось «дурным» для Васи?

— Пан Тыбурций произносит загадочные слова: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». Как вы понимаете эти слова?

— Докажите, что жизнь Васи стала намного счастливей. (Чтение отрывка).

— Как изменились отношения Васи с отцом? (Милосердие, проявленное Васей, затронуло душу отца, заставило его открыться навстречу сыну).

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2. Сумел ли ты получить новые знания?

3. Ты был активен на уроке?

4. Ты сумел показать свои знания?

4. я выполнял задания…

7. я почувствовал, что…

7. Домашнее задание.

Написать сочинение от лица главного героя «Мое светлое будущее» (каким вы представляете будущее Васи).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок литературы в 6 классе.

Урок внеклассного чтения по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Цель: обучать анализу художественного произведения через исследование текста, полотен русских художников;

развивать художественное восприятие, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать способность сопереживать, сострадать, чувствовать.

Тип урока: исследование, с элементами дискуссии.

Самоопределение к деятельности

Всмотритесь – и вы увидите,

Задумайтесь – и вы поймете…

Прислушайтесь… / Звучит запись детского плача и детского смеха./

1. Что вы слышите? Какие чувства вызывает у вас плач, смех? /Жалость, сострадание, радость, восторг, счастье/

Всмотритесь… /Показ репродукций картин русских художников Х I Х века: В. Г Перова «Спящие дети», «Савояр», Ф.С. Журавлева «Дети-нищие», П.П. Чистякова «Нищие дети», Ф.А. Бронникова «Старик-нищий»./

Всмотритесь в лица героев картин.

3. Какими вы их увидели?/ Несчастные, ни на одном лице нет улыбки/

4. Почему художники запечатлели детей спящими? /Только во сне они могут забыться, может быть, им приснится что-то приятное./

5. Какой призыв звучит в каждой картине? /Быть добрее, милосерднее./

II . Целеполагание. /Цель урока формулируется самими учащимися /

1.Есть ли созвучие полотен русских художников и повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»?/ Да.

2. В чем проявляется это созвучие? /И там и там мы видим страдание, низкий уровень жизни./

3.Попробуйте сформулировать тему нашего урока, поставить цель. А в помощь вам цитата из повести Короленко:

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

4. Сможете сформулировать тему? Тогда обратимся ко второй цитате:

«Малый был в дурном обществе, но не сделал ничего дурного…»

4.Найдите и выделите ключевые слова: «дурное общество», «дурные дела»

5. Лексическая работа:

Как вы понимаете, что такое общество?

Общество-круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов.

Дурной-1)плохой; 2) безнравственный.

Но мы говорим об обществе, значит, «дурное общество» – это общество, в котором люди совершают плохие поступки.

Как вы понимаете, что такое дурные поступки? / Поступки, приносящие вред другим для достижения собственных целей /

А какие поступки мы считаем добрыми? /Поступки на благо других людей/

— Можно ли однозначно оценить человека, добрый он или злой? ( не можем. «В душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны нравственные «взлёты» и «падения» )

А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

Исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой?

Цель: показать, какой изобразил жизнь в дурном обществе; у читься анализировать; воспитывать в себе сострадание, сочувствие, не совершать дурные поступки.

Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

( работать с текстом, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать поступки и т.д. )

Постановка проблемной задачи. Какому «малому» будет посвящен наш урок? /Васе/.

Как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? /Запись вопроса в тетрадь/

III .Формирование учебных умений.

Каким мы видим Васю в начале повести? ( чтение 1 абзаца )

(Герой Короленко- мальчик, но у него есть свой жизненный опыт, свои мнения, свои этические принципы. Вася страдает, ребёнок потерял маму, а со смертью матери теряет и отца. Он чувствует себя обездоленным и покинутым, предоставленным самому себе).

«Я же рос, как дикое деревце в поле».

А кто для вас самый близкий человек?

( Родители. Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически и впитывают в себя всё, что сделает их хорошими, добрыми людьми ).

— А как относятся к Васе дома?

«Все звали меня бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением».

Какая пропасть разделяла отца и сына, самых близких людей?

« С шести лет я уже испытывал ужас одиночества».

— Из холодного семейного очага Вася попадает в «дурное общество», где впервые он почувствовал себя нужным, узнал тепло настоящей дружбы.

«Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни…»

Давайте подробнее рассмотрим эти картины.

— Мы попадаем в провинциальный городок Княжье Вено.

— На что обратит внимание впервые попавший туда человек?

— Какое настроение создаёт этот пейзаж?

— Неужели нет в этом городе ничего интересного?

— Какие эпитеты помогают создать этот образ?

Работа с эпитетами

— Итак, обобщим наши наблюдения.

(Атмосфера мрака и разложения веет с этих страниц повести, но самое страшное – не умершие здания, а люди, которых писатель называет «могильными червями»)

— А сейчас мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

И до пола дотянулись.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Снова книгу открываем

И читать мы продолжаем.

3. Отношение Васи к «тёмным личностям».

— Как Вася относится к «тёмным личностям»?

У Васи сердце сжимается от жалости к людям, оставшимся без крова. Перед нами мальчик с чуткой нежной душой, страдающий от непонимания близких, способный почувствовать боль другого. Но мир, в котором он существует, формирует его взгляды. Нищенствовать – плохо, воровать – нехорошо, бродяжничать – дурно. Он ведь считает себя дурным «сыном почтенных родителей, который не щадит семейного счастья»).

«Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами, я узнал и увидел много такого, чего не видали дети старше меня».

4. Чтение по ролям/С.17-19/

-С кем знакомится Вася в старой часовне? (читают заранее подготовленные ученики)

Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в крепкую дружбу?

— Какие открытия сделал Вася в этот день?

( Он узнал, что «дети могут жить без дома». Но Васю не смущает, что новые друзья принадлежат к «дурному обществу», для него они – дети, с которыми ему интересно, а всё остальное не имеет значения ).

«Дети играют с детьми, а не с их родителями».

Наблюдая за отношениями Тыбурция к Валеку и Марусе, Вася видит, что люди, лишённые самого необходимого в жизни, не утратили любовь друг к другу.

« Я не знал ещё, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидел их впервые…»

Что же открыл для себя Вася?

5. Работа в группах: составление диаманты.

Диаманта это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)

Сравнительная характеристика Маруси и Сони.

Работа с термином «сравнение».

(физминутка для глаз)

1.Закройте глаза, откройте. Повторите 8 раз.

2. Не меняя положения головы, начинайте медленно переводить взгляд с потолка на пол, справа налево и обратно. Повторите действие 8 раз

VI. Закрепление. Включение нового знания в систему

Какую роль сыграла детская игрушка в жизни Маруси и Васи?

« Действие этой нарядной барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по –прежнему шлёпая по полу слабыми ногами ».

«Зато мне эта кукла доставила очень много тревожных минут…»

— Родной отец считает сына вором. И это ещё больше разделяет отца и сына.

Кто помогает разрушить стену непонимания между ними? / Тыбурций

1. Сначала он говорит Васе: « Храни тебя Бог подумать плохо об отце. У твоего отца есть сердце, он знает много… Он самый лучший человек в городе…» )

2.Разговаривает с отцом Васи в доме судьи.

« Малый был в «дурном обществе», но не сделал «дурного дела» ».

Мы не знаем, что Тыбурций говорил судье. Но можем предположить. (мнения ребят).

« Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу… »

-Как вы понимаете слова Тыбурция?

( отец и сын открыли для себя друг друга )

Вспомним проблемный вопрос нашего урока: как и почему изменился Вася за столь «небольшой промежуток времени»? Нашли мы ответ на данный вопрос? Аргументируйте.

Самостоятельная работа с проверкой.

Составьте небольшую характеристику Васи, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VIII. Информация о домашнем задании.

Ответьте письменно на проблемный вопрос урока.

Составьте список человеческих качеств, которые проявляет Вася.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *