в каком городе находится кунсткамера
В каком городе находится кунсткамера
Теперь посетить Музей можно, не выходя из дома. 3D тур проведет виртуального посетителя по всем залам музея и позволит ознакомиться с панорамами его богатейших экспозиций
Мобильный гид поможет вам совершить познавательное путешествие по залам музея. Вы побываете в мире индейцев, эскимосов, японцев, индийцев, монголов и других народов мира, о культуре которых рассказывает наш музей.
Для вас открываются коллекции по этнографии, антропологии, археологии, а также истории российской науки XVIII в. Всего на сайте выставлено более 65 000 предметов. Крупнейшее в России музейное собрание этнографической и антропологической фотографии экспонируется в онлайн-каталоге «Фотоколлекций» (более 48 000 предметов).
Новости
1 – 3 ноября в Музее антропологи и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН прошла международная научная конференция «Пётр I и имперская идентичность России», посвященная 300-летию принятия Петром титула Отца Отечества и Императора Всероссийского.
25 октября заместитель Председателя Правительства Татьяна Голикова провела заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 350-летия со дня рождения Петра I. В онлайн-формате в заседании принял участие и директор МАЭ (Кунсткамера) РАН Андрей Владимирович Головнёв.
Кунсткамера-Y
Кунсткамера Y — ученые музея рассказывают, зачем нужны научные экспедиции, почему важно собирать и хранить коллекции, что делает музей уникальным и интересным для вас.
Онлайн библиотека
Индекс цитирования
Общее число публикаций организации в РИНЦ | 4920 |
Число цитирований публикаций организации в РИНЦ | 23191 |
Число авторов | 199 |
Число авторов, зарегистрированных в Science Index | 142 |
h-индекс (индекс Хирша) | 68 |
g-индекс | 112 |
i-индекс | 12 |
Круг интересов журнала охватывает глубинные традиции народоведения XVIII в., достижения науки о народах XIX–ХХ вв., популярные в современном пространстве постмодерна этнографические методы «плотных описаний» и интерпретаций, актуальную тематику этнокультурного наследия и потенциала, этноконфессиональных контактов и конфликтов, этномузеологии, киберэтничности и т. д.
«Антропологический форум» — журнал не только для антропологов. Это место обмена идеями между антропологами, этнографами, историками, лингвистами, фольклористами, специалистами в области истории и теории культуры. Журнал открыт «спору факультетов» (если воспользоваться названием известной кантовской работы).
It is the first and only international journal entirely dedicated to issues of Oriental textology, comparative codicology, and palaeography. It regularly features articles by scholars who work with sources in Oriental languages and manuscripts preserved in the rich collections of the famous St. Petersburg museums, libraries and archives.
Журнал призван отразить все многообразие актуальных научных интересов сотрудников музея, а также их коллег из российских и зарубежных исследовательских центров, и на новом уровне обеспечить оперативный ввод в научный оборот результатов текущих изысканий. «Кунсткамера» является площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем современной этнографии, этнологии, социальной и физической антропологии, музееведения, археологии и смежных дисциплин.
Журнал служит площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем культурной и биологической истории человека от нижнего палеолита до Эпохи великого переселения народов. Издание предоставляет специалистам возможность публиковать как результаты многолетних фундаментальных исследований, в виде аналитических статей, так и информационные заметки о важных открытиях и находках в области археологии, антропологии и смежных дисциплин.
«Сборник Музея антропологии и этнографии» был учрежден по инициативе академика В. В. Радлова в 1900 г. Это старейшее серийное издание нашего музея, насчитывающее около 90 выпусков. Тематические выпуски посвящены каталогизации, атрибуции, описанию, научному анализу и истории музейных и архивных коллекций МАЭ; описанию традиционной материальной и духовной культуры народов мира; истории музея.
Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого)
Цены в Кунсткамере в Санкт-Петербурге в 2021 году
Список категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение музея, — на официальном сайте Кунсткамеры Санкт-Петербурга.
Билет можно купить в кассе музея или онлайн на сайте. К оплате принимаются наличные деньги и банковские карты.
Каждый третий четверг месяца (в период с сентября по апрель) музей открывает свои двери бесплатно. Билет на бесплатное посещение можно взять в кассе Кунсткамеры.
Билеты и аудиоэкскурсии
Режим работы Кунсткамеры
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00.
Кассы открыты с 10:00 до 17:00. Понедельник — выходной.
Последний вторник месяца — санитарный день.
Музей закрыт: 1 января, 9 мая, 31 декабря.
Музей можно посетить как самостоятельно, так и в составе экскурсионной группы. Группы проходят вне очереди, поэтому запаситесь терпением для того, чтобы попасть в музей.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге (видео)
Экспонаты Кунсткамеры
Нередко можно услышать, что Кунсткамера — это прежде всего коллекция «уродов», «монстров» и самых разных аномалий. Однако такое отношение к музею сложилось только в последнее столетие. На протяжении веков, Кунсткамера была для посетителей местом, где можно было увидеть что-то редкое или совершенно привычное, но обычно скрытое от глаз человека. Это был музей знаний о мире и человеке, где открывались загадки природы, то, что скрыто в недрах земли, на морском дне или высоко в звездном небе.
Анатомический раздел (Уроды)
Официальная дата основания Музея антропологии и этнографии — 1714 год. Именно в это время царская коллекция, сформированная под впечатлением от европейских «кабинетов редкостей», была размещена в Людских палатах Летнего дворца и получила название «Кунсткамера».
Петр I очень интересовался всем, что связано с анатомией человека. Понимание того, как устроено тело, давало огромные возможности для развития медицины. Но чтобы изучить здоровое тело, крайне важно было разобраться в аномалиях, которые время от времени возникали. Так появился указ, согласно которому в Кунсткамеру привозили как живых, и мертвых «уродцев», людей с явными физическими отклонениями от нормы для исследований. Их изучали первые анатомы, которые появились тогда в Академии наук.
Сейчас данное собрание входит в дополненный Анатомический раздел Кунсткамеры, где можно увидеть двухголового ягненка, сиамских близнецов и другие необычные объекты.
Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»
Этот большой музейный раздел включает в себя три постоянные экспозиции:
Музей М. В. Ломоносова (третий этаж)
Этнографические разделы
Остальные разделы знаменитого музея — этнографические, включают внушительное собрание, сформированное в послепетровские годы. Навигация по этнографическим залам удобна и понятна:
Здесь можно посмотреть массу всего интересного: как был организован быт, орудия труда, как выглядела посуда, украшения, театральные наряды тех времен и многое другое.
На нулевом этаже, при входе в Кунсткамеру, располагаются магазины, киоски, кафе, гардероб.
Здание
Строительство здания велось с 1718 года. Началом работ руководил немецкий архитектор Г. И. Маттарнови. Завершилось же строительство только после смерти Петра I — в 1734 году.
Фасады здания считались парадными с обеих сторон — как с севера, так и с юга. Строили Кунсткамеру по самому высшему разряду, как дворцовые объекты. Например, даже кирпич для строительства специально заказывали за границей.
В 1777–1779 годы интерьеры украсили скульптурные группы и бюсты ученых, а к 1825 году — росписи Ф. Ф. Рихтера. Музейная коллекция неуклонно расширялась, и в 1830-е годы экспозиция была разделена на несколько тематических собраний, дала начало Зоологическому и Минералогическому музеям.
Сейчас здание-памятник в стиле петровского барокко, расположенное на Университетской набережной, входит в число объектов культурного наследия России и является символом РАН.
Экскурсии в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге
Обзорные экскурсии по Кунсткамере проводятся для групп до 15–20 человек в часы работы музея. Такая экскурсия подойдет для тех, кто еще не бывал в Кунсткамере. Предусмотрена обзорная экскурсия для взрослых посетителей («Классическая обзорная экскурсия») и для детей («Чудес палата»).
Для детей от 5 до 9 лет музей предлагает занятия-игры.
Например, в рамках экспозиции «Северная Америка» проходит игра «Играем в эскимосов», где можно многое узнать о повседневной жизни, быте и занятиях жителей Арктики, а так же принять участие в празднике встречи солнца.
В индийской экспозиции ребят знакомят с Ганешей — божеством, устраняющим все препятствия на пути. Здесь же можно послушать про праздник Дивали, узнать, почему индусы такие благодарные люди, а так же попробовать себя в актерском ремесле.
В китайской экспозиции младших школьников знакомят с тем, что такое мудрость и притчи.
Для средней школы будет интересна экскурсия, посвященная путешествиям и путешественникам — именно они позволили человечеству существенно расширить свои представления о мире, других странах и обычаях, животных и растениях.
Старшие школьники могут заинтересоваться экскурсией «Путешествие Цесаревича Николая Александровича на Восток».
Подробнее обо всех экскурсиях можно почитать по ссылке.
Отличная возможность осмотреть всю экспозицию музея, даже если вам пока не довелось попасть в него лично — это онлайн-прогулка по залам музея. Экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера).
Существует и способ познакомиться с экспозицией Кунсткамеры в Санкт-Петербурге онлайн: увидеть не только знаменитую петровскую «коллекцию уродов», но и осмотреться во всех остальных музейных залах. Онлайн экскурсия доступна на официальном сайте Музея антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера):
Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Ближайшая к музею станция метро — «Адмиралтейская». Пеший маршрут от нее до здания музея через Дворцовый мост — чуть больше километра. Либо можно проехать всего две остановки на троллейбусах (№ 1, 10, 11) или автобусах (№ 7, 24) до остановки «Университетская набережная д.1». Для этого нужно пройти от метро на противоположную сторону Невского проспекта, ожидать перечисленный транспорт на остановке «Малая Морская улица».
Эти же автобусы и троллейбусы подойдут для тех, кто добирается до Кунсткамеры от Московского вокзала (посадка на остановке «Ст. метро „Пл. Восстания“»).
Если вы плохо ориентируетесь в незнакомом городе, удобнее всего взять до нужного места такси. В городе действуют известные мобильные приложения, такие как Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.
Остановка общественного транспорта около здания Кунсткамеры — панорама Яндекс Карты
В каком городе находится кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, большинством историков принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу.
В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец, позже переведены в Кикины палаты, где в 1719 г. впервые были показаны посетителям. Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру.
Эта дата, 1714 г., названа и И.Д. Шумахером (секретарем Академии наук и директором Кунсткамеры и Библиотеки в 1724–1761 гг.) в книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук…» (издание 1744 г.): «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук».
Еще раньше, начиная с 1704 г. Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начала собиранию коллекций для будущего музея. Первоначально личные коллекции Петра I и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.
Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.
Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.
Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.
Эти указы сыграли чрезвычайно важную роль в формировании коллекций Кунсткамеры, а позже Музея антропологии и этнографии – на протяжении более двух столетий сюда поступали коллекции, собранные знаменитыми российскими путешественниками, мореплавателями. В том числе, в различные регионы России были посланы специальные Академические экспедиции для сбора коллекций.
Формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале XIX вв. связано с именами И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г. Гмелиных, С.П. Крашенинникова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я. Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М. Мервартов, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих других. Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. ван Овермеера‑Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.
В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 5 декабря 1878 по предложению директора Этнографического музея академика А.А. Шифнера и директора Анатомического музея академика К.М. Бэра физико-математическое отделение Академии наук постановило учредить Музей антропологии и этнографии, что 10 ноября 1879 г. и было утверждено постановлением Государственного Совета. Таким образом, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, большая часть которых создавалась в 1870-1910 гг., но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.
В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.
Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.
Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.
С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании). В стенах МАЭ сформировались отечественные научные школы, связанные с именами и творческим наследием таких ученых, как И.И. Зарубин (среднеазиатские исследования), Н.В. Кюнер (традиционная культура народов Восточной Азии), Р.Ф. Бартон (Филиппины), Л.И. Лавров (кавказоведение) Д.А. Ольдерогге (африканистика), Ю.В. Кнорозов (дешифровка древних письменностей Южной Америки). Трудно переоценить роль таких выдающихся этнографов-сибиреведов, как Л.Я. Штернберг, В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон, в становлении не только отечественного сибиреведения, но и мировой этнографической науки в целом. Особая роль в развитии отдела археологии МАЭ и формировании его коллекционного фонда принадлежит выдающимся ученым-археологам России – П.П. Ефименко и С.Н. Замятнину.
На всем протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место. Среди людей, руководивших Музеем в различные годы, были выдающиеся ученые: естествоиспытатель, зоолог, путешественник академик Л.И. Шренк, ЕСтествоиспытатели академики П.С. Паллас, С.Г. Гмелин, Н.Я. Озерецковский, востоковеды и историки академики В.В. Бартольд, Б.А. Дорн, В.В. Радлов, В.В. Струве, А.А. Шифнер, африканист, член-корреспондент АН СССР Д.А. Ольдерогге, языковеды академики Е.Ф. Карский и И.И. Мещанинов.
В 1933 г. Президиум АН СССР принял решение о создании на базе Музея антропологии и этнографии научно-исследовательского Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая (ИЭА АН СССР). В годы Второй мировой войны в связи с остро ощущавшейся потребностью оперативного получения аналитических материалов по народам, оказавшимся вовлеченными в зону стратегических интересов и боевых действий Советской армии, в Москве в 1943 г. было создано головное подразделение ИЭА АН СССР, а Музей стал Ленинградской частью этого института.
В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX вв. Указами Президента Российской Федерации (№ 294 от 18 декабря 1991 г. и № 1487 от 30 ноября 1992 г.) МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Кунсткамера
Аудиогид
Фотографии
Режим работы 2021
Официальный сайт: kunstkamera.ru
Стоимость билетов в Кунсткамеру 2021
Посещение экспозиций «Большой Готторпский глобус», «Первая астрономическая обсерватория», «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века», расположенных в башне Музея, возможно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.
Бесплатное и льготное посещение
Категории граждан, обладающих правом бесплатного посещения:
Право на льготное посещение имеют:
Бесплатный день
Как добраться?
Где находится музей?
Ближайшее метро
Ближайшая станции метро — «Адмиралтейская». Пешком около 15 минут. Кунсткамера равноудалена от 3-х станций метро: «Василеостровская», «Спортивная» и «Гостиный двор»/»Невский проспект».
Как добраться от метро
Как доехать на наземном транспорте
Музей Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – был основан Петром І в Санкт-Петербурге в 1714 году и стал первым общедоступным музеем. Кунсткамеры стали возникать в Европе еще в 15-16 в.в. Они представляли собой собрание редких находок экспедиций тех времен. Эти находки никак не классифицировались и были рассчитаны на то, чтобы поразить зрителя и продемонстрировать «ученость» и богатство их владельцев.
Идея о собственном собрании диковинок пришла Петру І во время путешествия по Европе в составе Великого посольства 1697–1698 годах. Первые экспонаты он закупил в Голландии – это были чучела птиц, рыб, насекомых и несколько заспиртованных уродцев. Вместе с рецептом бальзамирования трупов он приобрел целиком «Кабинет Фредерика Рюйша». За анатомическую коллекцию Пётр заплатил 30 тысяч гульденов золотом.
Рюйш разработал необычный способ инъецирования, названный «рюйшевым искусством». Он заключался в наполнении специальным затвердевающим веществом кровеносных сосудов человека. Благодаря этому, сосуды не разрушались, а затвердевшее вещество просвечивалось через кожный покров человека. При этом зритель мог увидеть сосуды, как они выглядели бы при жизни человека.
В 1704 Пётр издал Указ «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей», а хранить все находки распорядился в Москве, в аптеке «архиратора», президента Аптекарского приказа, Роберта Арескина.
В 1714 году собранная коллекция переехала в Петербург в здание Старого Летнего дворца. Этот год считается по праву датой основания первого русского музея. Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство специального здания для музея.
Строительство
В Санкт-Петербурге экспонаты образованного музея редкостей перевезли в только что построенный для царя Летний дворец, позднее их перевели в «Кикины Палаты», где в 1719 году впервые показали посетителям.
В 1718 году было заложено здание «Кикиных Палат». Строительством руководил Георг Иоганн Маттарнови — немецкий архитектор и скульптор, работавший в Санкт-Петербурге. Он и разработал проект будущего музея.
С 1719 по 1724 год возведением занимался, начиная с уже исполненных фундаментов, один из первых архитекторов Санкт-Петербурга — Николай Фёдорович Гербель. Он внёс ряд изменений в проект Маттарнови. Так, низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, была заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската.
Угловые ризалиты получили гладкие стены и завершались крупными барочными фронтонами с волютами. Коньки кровли двух крыльев здания были изолированы от объёма башни, максимально выделяя её.
Вместо невысокой башни, завершавшейся балюстрадой, появился ещё один ярус с куполом. Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Монетного двора Шлютера. В одной из докладных записок Гербель сообщил о том, «что кирпич в строении кладётся на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого».
К октябрю 1722 года уже построили стены и была устроена кровля. Отделкой помещений и установкой музейного оборудования занимались строители с 1723 по 1724 год. Одновременно выполнялись переделки и укреплялись своды. Также возвели 2 этажа башни.
Харман ван Болос разработал детальный проект столярных и металлических изделий купола. Этот голландский плотничный был мастером по постройке шпилей; практически вся его карьера прошла в Санкт-Петербурге в начале XVIII века.
После того как скончался Гербель в 1724 году, все работы легли на плечи итальянского архитектора Гаэтано Киавери, работавшего в Петербурге при Петре Великом и Екатерине І. Когда были обнаружены дефекты конструкций, было решено заново возвести центральную часть здания.
Но в ещё недостроенное помещение, в 1726 году, уже были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством русского архитектора Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». В 1735 году, когда в нишах Северного и Южного фасадов здания установили 12 статуй, тогда наконец-таки официально было завершено строительство музея.
Архитектура здания
Здание Кунсткамеры было построено в стиле петровского барокко. Оно состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением.
Оба фасада, как Невский южный, и Северный, который выходил на правительственную площадь, были парадными. При строительстве здания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, как и для императорских дворцов, кирпич выписывали из-за границы.
Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко здание музея соседствовало с наиболее важными постройками столицы Российской империи – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов императорской семьи.
Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.
Архитекторы
Здание для музея строили и отделывали, в общей сложности, на продолжении 16 лет, в 1718—1734 годы. Его возводили самые выдающиеся архитекторы, зодчие и мастера своего времени, такие как Георг Иоганн Маттарнови, Николай Фёдорович Гербель, Харман ван Болос, Гаэтано Киавери, Михаил Григорьевич Земцов, Савва Иванович Чевакинский, Роберт Робертович Марфельд и другие.
Многие историки Кунсткамеры склонны полагать, что Пётр I лично принимал участие в проектировке здания, что ему принадлежит выбор места для строительства. Также, по их убеждению, царю принадлежат как авторство замысла расположения залов для библиотеки и собрание коллекций разного типа, так и концепция, которая позволяет говорить о философском замысле организации музея. Именно этого заведению суждено было представлять некий микрокосм.
При жизни императора Петра Великого были возведены только стены. Государь жертвовал на строительство, так называемые, «кабинетные», то есть, свои личные средства. С самого начала строительством руководил архитектор Георг Иоганн Маттарнови, который в дальнейшем и разработал новый проект здания.
Маттарнови начал, но не завершил постройку Кунсткамеры. После него работами руководил архитектор Николай Фёдорович Гербель, при котором внешний вид здания несколько отклонился от первоначального проекта – так появились галереи.
Оконные проёмы, выложенные в кирпичной кладке и сохранившаяся до настоящего времени, намного богаче, чем это было указано на чертеже. После кончины Гербеля здание было выстроено вчерне. При нём не была закончена башня, появились трещины, угрожающие сохранности строения.
Сменивший Гербеля архитектор Гаэтано Киавери, прежде всего, разобрал башню и составил новый проект оформления здания. На старинных гравюрах можно заметить, что нижняя объёмная часть башни стала выше. Вместо 4-х павильонов вокруг цилиндра башни, намеченных к постройке Маттарнови, появилась лёгкая колоннада.
Башня была увенчана вышкой с установленной на ней сферой. Над боковыми ризалитами, по фасаду со стороны набережной, вместо весьма скромной «Маттарновической баллюстрадки» с мансардным окном появились вычурные барочные фронтоны с богатой скульптурою.
Киавери не завершил строительство башни, которую по его проекту закончил архитектор Земцов в 1734 году. В июле 1723 году архитектор Доменико Трезини предложил установить на фасаде Кунсткамеры 12 резных статуй и 75 резных вазонов.
Михаилу Григорьевичу Земцову было предложено изготовить эскизы статуй для башни Кунсткамеры – олицетворения Острологии (наука о небесных светилах), Горографии (искусство устраивать солнечные часы), Ингениум (изобретательность, ум, гений, знания), Мемории (память, история, летопись, хроника), Медицины, Географии, Юстиции, Сапиенция (мудрость, философия), Куриозитаса (достопримечательное, любознательное), Адмирациса (удивление, восхищение), Дилиенции (усердие), Циенции (наука, знание).
Из 15 аллегорических фигур Академия наук избрала дюжину – по количеству фасадных ниш, которые были украшены статуями, выполненными из древесины липы мастером Кохом. Статуи простояли до начала XIX века.
В декабре 1747 года в здании Кунсткамеры случился большой пожар, который сильно повредил здание и, прежде всего, уничтожил деревянные части: крышу, вышку и колоннаду вокруг башни. В начале 1748 году комиссия в составе архитектора Растрелли, обоих Трезини и других мастеров, постановила разобрать фронтоны.
К делу проектирования и руководства был привлечён архитектор Савва Иванович Чевакинский, работавший над восстановлением башни с 1755 по 1758 годов. Башня была восстановлена, но без верхней части. В таком усечённом виде она простояла почти 2 столетия.
Первоначальный облик был возвращён зданию только в 1948–1949 годах, когда башню увенчала новая армиллярная сфера, выполненная по проекту советского архитектора Роберта Исааковича Каплан-Ингеля.
В начале 1990-х стало очевидным, что за 40 лет армиллярная сфера на башне здания музея пришла в негодность. Центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей» разработал проект. Была изготовлена из титанового сплава новая сфера, которую установили над башней 28 декабря 1993 года.
С тех пор башня Кунсткамеры снова стала одной из визитных карточек Санкт-Петербурга, символом Северной столицы, города науки, перекликаясь с другими городскими символами, такими как – шпиль Петропавловской крепости и Адмиралтейская игла.
В годы блокады и войны
Годы блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны, в целом, по праву можно назвать наиболее трагическими из всей богатейшей истории Петровской Кунсткамеры. Война унесла почти половину сотрудников музея. Но трагическое существовало рядом с героическим.
Музей антропологии и этнографии
Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году.
Создание коллекции
Пётр І сам привозил первые этнографические экспонаты: полученную им в Копенгагенском музее половину окаменелого хлеба и датскую деревянную обувь. Во время похода в Персию государь не забывал о Кунсткамере и велел отослать для музея деревянное блюдо с серебряным ключом города Дербента.
Переезд первого музея
Вскоре коллекция так разрослась, что уместить её в старом здании не представлялось возможным и по указу Петра I кунсткамера «переехала» в дом опального вельможи Александра Кикина (его дом был конфискован и передан под выставку).
Кроме анатомических и зоологических экспонатов, в музее была выставлена историческая коллекция, состоявшая из предметов быта различных народов, населявших Россию. Пётр І часто сам выступал в роли гида, показывая послам и русским вельможам любопытные диковинки.
С 1725 года основным источником пополнения экспонатов музея стали «академические экспедиции», организованные Российской академией наук.
В 1727 году Кунсткамеру определи в специальное здание, построенное для неё на стрелке Васильевского острова. По указу Петра вход был совершенно бесплатным. Для привлечения посетителей устраивали угощения, на это выделялась огромная сумма – 400 рублей в год.
Четыре кабинета
К началу 1740-х Кунсткамера уже состояла из четырех групп «кабинетов»:
В 1741–1745 был опубликован каталог Musei Imperialis Petropoliani, с иллюстрациями и переводом пояснительных статей на немецкий язык.
Ужасный пожар
Пожар 1747 года уничтожил большую часть этнографической части музея. Каталог остался единственным свидетельством её существования. На восстановление коллекции ушло 20 лет.
Только в 1766 году Кунсткамера снова стала функционировать, как «общественный» музей. Была построена башня с обсерваторией, в которой располагался глобус диаметром 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Музей, задуманный Петром, как выставку диковинных и редких вещей, превратился в научный центр.
Музей в 19 веке
В честь основания Петербурга, в 1903 году, Музей назвали Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого. В 2020 году Главгосэкспертиза одобрила проект архива Кунсткамеры. Архив планируется создать на базе недостроенного здания на улице Заповедной.
Исследовательский центр
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII – XX веков.
Внутри: залы и описание
Музей состоит из следующих залов:
Северная Америка
Культура и быт коренных народов Североамериканского континента. Путешествие с севера на юг, от Аляски до Калифорнии, с незапамятных времен — к началу XIX века.
Япония
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.
Африка
В данной коллекции собраны в основном орудия земледелия и одежда африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза. Так называют таблички из соответствующего материала с фигурами воинов и царедворцев. Коллекция из более чем тысячи экспонатов была изъята из дворца правителя Бенина. Некоторые из них можно увидеть в «африканском» зале Кунсткамеры.
Китай и Монголия
В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Например, традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости.
В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.
Индия и Индонезия
Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
Анатомический раздел
В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое. Указом Петра I от 17 февраля 1718 года «О приносе родившихся уродов, а также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» было положено начало систематическому собранию редкостей из мира природы и по истории человека.
К необыкновенным вещам относились «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или такие, да зело великие или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и тоже необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно»[10]. Благодаря указу Петра I о собирании различных редкостей, в том числе анатомических, в Кунсткамере накапливались препараты уродств, что давало возможность рассматривать их не как единичные, уникальные явления, а прослеживать типичные явления.
Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома.
История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.
Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний («Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.
М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века
В здании Кунсткамеры в XVIII–XIX веках располагалась основанная Петром Великим в 1724 году Санкт-Петербургская академия наук, одним из первых академиков которой был русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Часть экспозиции музея в башне Кунсткамеры рассказывает о раннем этапе истории Российской академии наук.
Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М. В. Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV– XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей. Представляют интерес произведения живописи, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.
На экспозиции воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д. Бернулли, Ж. Делиль, Г. Ф. Миллер, Л. Эйлер, а также М. В. Ломоносов — первый российский член Академии.
Экспонаты и загадки музея фото
Кунсткамера в Северной столице является одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 миллиона единиц хранения. Музей богат удивительными и редкими экспонатами, привезёнными со всех уголков мира. Жуткое и пугающее зачатую соседствует с удивительным и невероятным.
Готторпский глобус
Готторпский глобус изготовлен на севере Германии, а Петру его преподнесли в качестве подарка. Этот глобус представляет собой огромный пустотелый шар, диаметр которого был почти три метра.
Его наружная часть исполнена как карта планеты, а внутренняя – звездное небо. В глобус можно попасть через специальный люк. Находясь в середине, запущенный механизм являл зрителю перемещение небесных тел по небосклону.
Летопись индейцев Дакота
Летопись была написана на бизоньей шкуре в 19 веке. Рисунки, изображённые на ней отображали важнейшие события их жизни. Так, закрашенная красным фигура человека означает эпидемию кори.
30 горизонтальных линий символизируют 30 индейцев Дакота, которых убили враждебные племена Кроу. Изображение коровы говорит о том, что в страну Дакота пригнали рогатый скот.
«Солнечный кипятильник»
Это удивительное приспособление было в каждом доме Китая в 19 веке. При помощи этого «кипятильника» хозяева могли вскипятить воду за считанные минуты. Он состоял из бетонной полусферы, обклеенной зеркалами, и подставки для чайника. Для приготовления «солнечного» чая достаточно было повернуть эту полусферу к солнцу и установить на подставку чайник в центре фокусировки отраженных лучей. Закипала вода примерно за десять минут.
Флейта из кости человека
Флейту из человеческой кости делали монгольские шаманы. Эта флейта никогда не использовалась как музыкальный инструмент. С её помощью шаманы вызывали духов из других миров. В качестве «подарка» духам шаманы использовали своё тело. Тех, кто выдерживал это суровое испытание, считали бесстрашными.
Монгольская юрта
Начиная с 15 века монголы жили в юртах. Это строение представляло собой каркас из сплетённых палок покрытых кусками войлока и перевязанных веревками. Дверь в жилище всегда была с южной стороны. Стена с северной стороны считалась самой почетной. Строение делилось на две половины – мужскую и женскую. Священным местом считался очаг расположенный в центре юрты.
Коран
Бурятские шахматы «Шатар»
Шахматы «Шатар» появились у бурятов в 15 веке. Это была одна из самых популярных игр. Правила игры отличаются от привычных нам. Фигуры, в отличии от европейских, также отличались: ферзя заменяла собака, вместо ладьи была повозка или юрта, а вместо слона – фигурка верблюда. Все фигуры были выполнены в виде персонажей притч. Их вырезали из слоновой кости, камня, дерева или отливали из металла.
Нэцке
Нэцкэ – это маленький, вырезанный из дерева или другого материала, брелок. С их помощью японцы крепили к своему поясу ключи, коробочку с лекарством или кисет с табаком. Нэцкэ были необходимы японцам по одной простой причине – в кимоно нет карманов. Сегодня нэцкэ изготовляются как сувенирный продукт.
Рикша
Рикша – наиболее распространенный вид транспорта в Китае 19 века. Он представлял собой двухколесную повозку, которую тянул человек. Этот способ передвижения был одним из самых дешевых. Тяжелая работа извозчика приводила к заболеваниям легких и сердца, и человек терял трудоспособность через 6-8 лет изнурительного труда. В середине 20 века рикши в Кита были ликвидированы.
Демон ракшас
Ракшас считается злым демоном родом из Шри-Ланки. По преданиям он причинял исключительно вред роду человеческому. Их шестиметровые статуи устанавливались у входов в храмы и дома. Считалось, что эти демоны будут охранять вход от врагов. Такой ракшас охраняет вход и в Кунсткамеру.
Волшебный Дракон
В магазине при Кунсткамере стоит вырезанный из дерева Дракон. Под ним находится коробочка с прорезью для записок. Каждый посетитель музея может написать свое заветное желание на листочке бумаги и опустить его в коробку. При этом нужно обязательно потереть брюшко Дракона – тогда желание сбудется.
На сегодняшний день объем собранных материальных ценностей ошеломляет. Эти экспонаты бесценны и уникальны. Весь мир удивительного можно увидеть, посетив Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого на Васильевском острове.
Астролябия Арсениуса
Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России — только одна.
Инструмент, созданный в 1568 году, принадлежал знаменитому полководцу Альбрехту фон Валленштейну. Навершие астролябии украшает изображение Фавна и Фавны — в античной мифологии обладавших даром предвидения. В XIX веке ею владела великая княгиня Елена Павловна, из собрания которой она попала в музей.
Мифы и легенды
Музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Он пугал и притягивал к себе людей не зависимо от положения и сословия. Ходили слухи, что музей был богат на призраков и нечистую силу, и множество зловещих магических артефактов только «подливали масла в огонь».
Ходили слухи о том, что сам музей является бесовским скопищем, а экспонаты несут на себе печать антихриста, поэтому никого не удивляло утверждение, что некоторые предметы не удерживали свою собственную тень. Если посветить на такой экспонат, то тень начинала дрожать и перемещаться, удаляясь от предмета.
Поначалу люди боялись ходить в такой музей. Ситуация изменилась лишь тогда, когда Петр отменил всякую плату за вход и назначил каждому входящему наливать штоф водки или кофе, в зависимости от того, употреблял посетитель спиртное или нет.
С 1718 года музей был размещен в Кикиных палатах. Какин Александр Васильевич был колесован заподозренный в заговоре против царя. Следующая легенда говорит о призраке казненного вельможи, который бродит по зданию. При его появлении, якобы, гасли свечи и оживали чучела животных и человеческие уродцы. Если оно касалось кого-то из служащих музея, то на последнего неминуемо обрушивались всяческие беды и напасти.
В новом здании нечистая сила музей не оставила в покое. Именно по этой причине, согласно поверьям, в 1747 году случился пожар, уничтоживший большую часть экспонатов. Восстановление здания начинали и откладывали несколько раз, и в этом тоже обвиняли нечистую силу. Согласно легендам тех лет, над незаконченной башней в лунные ночи появлялись тени, которые летали по всему Петербургу, а к утру возвращались обратно.
Среди экспонатов музея был скелет Николая Буржуа. При жизни его рост был 2 метра 30 сантиметров и привезен он был самим Петром Великим из Франции. После смерти скелет Николая буржуа был помещен в Кунсткамеру. Во время пожара пропал его череп. С тех пор, служащие стали говорить о том, что скелет бродит ночью по музею в поисках своей пропажи.
Подобного рода экспонаты хранятся в кладовой за черной дверью. Существует байка о бронзовой кошке. Если смотреть на нее не отводя взгляда, то можно увидеть, как она моргнет. Случись это, свидетель обязательно умрет. Ходит история об одном студенте, который решил всем доказать, что легенда о кошке лишь миф и фантазия. Он с друзьями подкупил сторожей и остался на ночь в кладовой вместе с кошкой, а дверь за ним закрыли с обратной стороны. На утро в кладовой никого не оказалось, а на бронзовой морде кошки застыла зловещая ухмылка. Самого студента больше никто не видел.
10 малоизвестных фактов
1. «Дерево-монстр»
Государь был настолько вдохновлён увиденным, что решил создать музей редкостей. Он повелел срубить «фриковатую» сосну и построить на её месте здание для будущее музея редкостей. Сосну же Пётр I прозвал «Деревом-монстром».
2. Строили «всем миром»
Строительство здания для музея редкостей продолжалось на протяжении 16 лет, и его возводил не один архитектор, а несколько. В 1718 году строительством руководил работавший в Санкт-Петербурге немецкий архитектор и скульптор — Георг Иоганн Маттарнови, который и разработал проект здания.
С 1719 по 1724 год, начиная с уже исполненных фундаментов, строительство вёл один из первых архитекторов Санкт-Петербурга — Николай Фёдорович Гербель. К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы.
В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни. Голландский плотничным Харманом ван Болосом был разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.
После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл итальянский архитектор Гаэтано Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции.
С 1729 года под руководством русского архитектора, представителя раннего барокко — Михаила Григорьевича Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». При Земцове и внешний вид здания обрел свой окончательный барочный облик.
Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году было окончено строительство здания.
Увы, Пётр I так и не увидел новое здание, так как к моменту его смерти только-только были возведены стены, а к 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.
3. Как Пётр I угощал гостей музея водкой
Сначала коллекция музея была размещена в Летнем дворце Петра Великого, потом переехала в Кикины палаты, в дом опального боярина Александра Кикина, находившегося близ Смольного собора.
Пётр Первый повелел, чтобы музейные диковинки были доступны абсолютно для всех: как для дворян, так и для простолюдинов. Более того, царь заботился о досуге тех, кто приходил посмотреть на диковинки большой компанией. Пётр I приказал:
Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным.
4. Удивительный глобус
Не счесть удивительных вещиц, которыми была полна коллекция Кунсткамеры до пожара 1747 года. Например, на 3-м этаже стоял удивительный глобус-планетарий, который преподнесли в подарок Петру. Это был шар диаметром около 3-х метров, на наружной поверхности которого находилась карта, а внутри — изображение звёздного неба.
Через специальный люк можно было попасть внутрь глобуса и понаблюдать за вращением небесных тел. К сожалению, в пламени пожара 1747 года глобус был полностью уничтожен и впоследствии его пришлось создавать заново по металлическому каркасу.
В годы блокады его даже вывозили за пределы Ленинграда, но после вернули. Сейчас копия грандиозного глобуса находится на 4-ом этаже Кунсткамеры
5. Флейта из человеческой кости
Еще одним уникальным экспонатом коллекции является флейта, созданная из бедренной кости человека. Некогда её изготовил шаман одного из монгольских племён.
Считалось, что простому смертному нельзя дуть в неё, инструмент использовался исключительно в ритуальных целях — для вызова потусторонних сил.
6. Человек-гигант
Из своего увлекательного заграничного путешествия, вместе со многими уникальными древностями и реликвиями, Пётр I привёз в Петербург француза Николя Буржуа — человека ростом 226,7 см.
Буржуа заслужил небывалый интерес и приобрёл уважение со стороны двора и простого люда. Прожил Николя в должности императорского лакея при дворе 7 лет, после чего скончался от апоплексического удара.
Пётр I решил, что даже после своей смерти верный слуга будет служить ему и двору, и передал его тело Кунсткамере. До 1747 года скелет мирно стоял в одной из витрин, однако после пожара голова странным образом…исчезла.
Скелет в огне не пострадал, а вот голова, видимо, решила самовольно покинуть неуютное место. Позже на его место установили новый чей-то череп, а скелет с тех самых пор, если верить молве, гуляет по просторным залам и ищет свою голову, пугая охранников и сторожей.
7. Исчезнувшая голова английской шпионки
Аналогичный случай с пропажей головы имел место быть чуть позже, в пост-петровское время: голова казнённой английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон исчезла в неизвестном направлении вместе со спиртом из колбы, в которой она находилась.
В происшествии обвинили главного русского врага — пьянство: мол, спирт не вылили, а просто-напросто выпили. Пропажу головы же списали на английских моряков, корабль которых в это время стоял в петербургском порту.
Моряки пообещали вернуть музею необычный экспонат, однако обещание не выполнили: пропали на целый год, а после привезли сотрудникам Кунсткамеры 3 мужские головы. Впрочем, обмен признали равноценным и к морякам претензий после совершения этой странной сделки столичные власти не имели.
8. Зловещие часы
Вспоминая занятные «байки из склепа», стоит упомянуть легенду об идущих назад часах. Якобы стоят в одном из залов часы из красного дерева, привезённые в Петербург из далёкого странствия неизвестным офицером. Всем они хороши: корпус добротный, резьба красивая и циферблат выполнен искусно, однако вот незадача — механизм у них нерабочий.
Но часы всё-таки оставили в Кунсткамере. С тех пор сотрудники наблюдают странную вещь: часы периодически начинают работать, но стрелки движутся в обратном от нормального направлении. Дойдя до отметки «9:45» они почему-то останавливаются. Поговаривают, что это нехороший знак тому, кто всё это увидит.
9. Живые экспонаты музея
Когда Кунсткамеру основали, среди банок с заспиртованными эмбрионами и человеческими аномалиями, находились люди, выполнявшие роль «живых экспонатов».
Самым известным был Фёдор Игнатьев, который прожил в стенах музея 16 лет. Ростом он был всего 126 сантиметров, на ногах и правой руке у него было два пальца, напоминающих клешни, а на левой руке — по паре таких же странных рук.
10. Награда и штраф за «подарки природы»
В 1718 году, когда повсюду «зашкаливало» мракобесие и предрассудки, реформатор Пётр I издал указ, согласно которому уродов «человеческих, скотских, звериных и птичьих» следовало доставлять в Петербург. В обмен государь обещал большое вознаграждение.
Тех же, кто решал утаить от государства «подарки природы», ждал штраф, в десяток раз превышающий назначенную награду.
Экскурсии в музее
Стоимость экскурсий
Другая программа музея
Самостоятельные экскурсии
Совершить увлекательное путешествие по Музею с ребенком поможет маршрутный лист.
Кунсткамера онлайн
Бесплатный виртуальный онлайн-тур по экспозициям Кунсткамеры не выходя из дома – мечта многих. Кунсткамера – это все знания о мире, собранные в одном здании. Петровская коллекция редкостей – это лишь малая часть обширной экспозиции. Не выходя из дома, вы можете смотреть экспонаты онлайн в хорошем качестве.
«Виртуальный 3-D тур»
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН можно посетить теперь, находясь дома и расположившись очень удобно.
На официальном сайте МАЭ виртуальный 3D тур проведёт всех желающих по залам музея, познакомит с его богатейшими коллекциями из Америки, Африки, Индии, Индонезии, Японии, Китая и других регионов мира.
Уникальность проекта в том, что тур будет постоянно пополняться новыми интерактивными ресурсами. При этом его просмотр возможен не только на компьютерах, но и на планшетах, а также на других гаджетах.
Виртуальный 3D тур — важная часть большого проекта «Кунсткамера III тысячелетия», который Музей реализует в рамках Партнерской программы Благотворительного фонда В. Потанина в 2015-2016 годах.
«Виртуальный 3D тур» — это 70 круговых панорам по 13 залам Кунсткамеры. Удобный инструмент расстановки объектов на панорамах. Адаптивный web интерфейс для десктопов, планшетов и смартфонов.
«Виртуальный 3-D тур» по экспозиционным залам можно совершить используя мобильное приложение «Кунсткамера. Гид по музею». Перейти к виртуальному 3D туру (tour.kunstkamera.ru/#1241881465).
«Коллекции онлайн»
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) создаёт новую медиасреду для интерактивного диалога между посетителями музея и учёными: в режиме реального времени, в залах музея, и виртуально, с использованием современных технологий.
На официальном сайте можно исследовать «Коллекции онлайн», читать книги, статьи и каталоги в онлайн-библиотеке музея, слушать лекции научных сотрудников, отслеживать события и даты в «Календаре Кунсткамеры». (collection.kunstkamera.ru/).
«Кунсткамера Y»
Музей антропологии и этнографии, являясь наследником великого академического и музейного проекта Петра Великого, носит имя своего основателя и продолжает в своем названии сохранять название Кунсткамеры. Как и триста лет назад, здесь продолжают
всякого желающего … смотреть пускать и водить, показывая и изъясняя вещи.
Музейные залы открыты для посетителей, ученые со всего мира работают с коллекциями и архивом. Кунсткамера Y — учёные музея рассказывают, зачем нужны научные экспедиции, почему важно собирать и хранить коллекции, что делает музей уникальным и интересным для посетителей.
На интерактивной карте мира расположены специальные значки — кликнув на них, вы сможете услышать и увидеть экспертов проекта «Кунсткамера Y». Метки стоят на странах и регионах, которым и посвящены лекции учёных Кунсткамеры. Каждый значок на карте — это новая история о коллекции музея или о научной экспедиции учёных музея (y.kunstkamera.ru/).
«Говорит и показывает Кунсткамера»
В социальных сетях музей запускает проект «Говорит и показывает Кунсткамера». Два раза в неделю по выходным, в субботу и в воскресенье в 18:00 будут указаны ссылки на этнографические фильмы, снятые сотрудниками МАЭ РАН.
В середине недели будут появляться ссылки на лекции учёных — этнографов, антропологов и археологов. В дополнение к этому планируется организовать и онлайн-лекторий.
Для социальных сетей сотрудники запишут авторские тематические видеоэкскурсии об отдельных залах или экспонатах Кунсткамеры. Будут рассказы о театре катхакали и о самурайских костюмах, об истории первой российской обсерватории и о создании Академии наук, о костюме китайского генерала и о личных вещах Петра Первого (vk.com/wall-20676955_5850).
Музей для детей
Все экскурсии, игры и квесты провдятся в группах до 15 человек.
Экскурсии для дошкольников и учащихся младших классов
«В гости к Большому Готторпскому глобусу»
Ребята отправятся в гости к Большому Готторпскому глобусу – одному из первых экспонатов Кунсткамеры. В ходе экскурсии они познакомятся с этнографическими коллекциями музея, собранными в разных уголках мира, увидят старинные приборы и инструменты, узнают о работе ученых XVIII века (Без посещения экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»).
«Отправляемся в экспедицию»
Ребята отправятся в «этнографическую экспедицию», представят себя исследователями дальних стран и поделятся друг с другом своими впечатлениями (Без посещения экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»).
Экскурсии-игры для дошкольниклв и учащимся младших классов
«Играем в эскимосов»
«Вместе с Иссумбоси»
Занятие проходит на экспозиции «Япония», в его основе – сюжет народной сказки о мальчике-с-пальчик Иссумбоси. Ребята узнают о повседневной жизни японцев, научатся играть в традиционные японские игры, примерят кимоно и хаори.
«Ганеша-Победитель»
Занятие проходит на экспозиции «Индия». Ребята познакомятся с божеством Ганешей – устранителем всех препятствий, услышат рассказ о празднике Дивали, узнают, за что индусы благодарят вещи, и станут актёрами театра Катхакали.
«В стране, где живут павлины»
Занятие проводится на экспозиции «Индия» и основано на сюжете индийской сказки «Добрый лев». Ребята станут участниками импровизированной свадьбы, смогут сыграть на традиционных музыкальных инструментах, примерить сари и пагри.
«Китайский Новый Год»
Занятие проходит на экспозиции «Китай». Ребята побывают в гостях у Небесного императора, выяснят, почему каждый год назван именем того или иного животного, узнают о новогодних традициях в Китае и исполнят танец с драконом.
«Играем в индейцев»
Занятие проходит на экспозиции «Северная Америка» и знакомит с традиционной культурой некоторых индейских племен. Ребята научатся читать летопись дакотов, узнают о языке жестов, помогут шаману индейцев пуэбло вызвать дождь, попробуют свои силы в рыбной ловле и в плетении корзин.
Экскурсии-игры для учащихся 3-4 классов
«Ларец мудрости»
Занятие проходит на экспозиции «Китай». Древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут ребятам понять, что такое мудрость.
Экскурсии-квесты для учащихся средней школы
«А видел ли слона?»
Как известно, герой басни И. А. Крылова «Любопытный» не приметил в Кунсткамере слона.
Хотите испытать свои силы, стать слоноискателями и бросить вызов другим командам любопытных? Приходите, СЛОНяйтесь по музею и набирайте победное число баллов. Всех, дошедших до финиша, ждет раздача слонов.
Лайфхаки: как попасть без очереди
Наверняка, почти каждый взрослый россиянин хоть краем уха, но слышал об этом необычном музее, аналогов которому есть в достаточном количестве в каждом уголке Европы. Благодаря Петру Первому, музей Кунсткамера стал не только местом, где собраны самые необычные экспонаты, но и элементы этноса, и многие другие, никак не связанные с ужасами и некими отклонениями экспонаты. Об этом подробнее…
Шокирующее свойство
Сразу хочется отметить, что дети и взрослые получают совершенно разные впечатления от выставленных экспонатов. Если достигшим 21-летней отметки экспонаты покажутся просто «прикольными», то детям до 14 лет некоторые моменты могут показаться просто шокирующими. Не факт, но стоит на это обратить внимание.
На экскурсию можно потратить от 40 минут до 3 часов, всё зависит от вашей любознательности и ретивости. Советуем воспользоваться услугой экскурсовода. Даже не так! Стоит, для начала, прочесть краткий экскурс в историю, потом пригласить экскурсовода, а уж потом вдумчиво обойти все экспонаты и пошевелить «серым веществом», осознавая «что» и «откуда» берётся. А информации для размышления, уж поверьте, будет предостаточно!
Конечно, для беглого ознакомления с экспонатами хватит и получаса, но в этом случае вы рискуете остаться с впечатлением «массы колбочек с чем-то непонятным и массой этнических шкурок». Если же погрузиться в экспонаты «с головой», то можно почерпнуть бесконечное количество бесценной информации, которой не зазорно будет поделиться с друзьями. Заинтриговали? Тогда, вперёд за знаниями!
Детям или взрослым?!
Этот музей способен, как вызывать шок, так и показаться скучным. Да-да, вы не ослышались, при его невероятном количестве удивительных экспонатов, не очень претенциозный посетитель может ощутить скуку в некоторых выставочных залах музеях. Причиной этого невероятного действа послужит невнимательность и спешка. Выше уже говорили, что времени для исследования музей жалеть не стоит!
Естественно, самое шокирующее в музее — это анатомические отделы с их строением тела, отклонениями и уродствами, что шокирует и одновременно притягивает, как ни странно это звучит. Но без подробных пояснений экскурсовода вы получите лишь малую толику информацию. Львиная же доля её останется в анналах истории.
Отделения этноса заслуживают отдельно взятой главы для повествования! Каждая из народностей, которая представлена в музее, подлежит подробному обсуждению. И кто, по-вашему, будет это обсуждать? Снова мы возвращаемся к профессиональным экскурсоводам, которые любезно пояснят все мелочи, касающиеся экспонатов музея!
Для тех, кто будет в полном восторге от увиденного, следующая информация: запечатлеть всё происходящее на фотоплёнку вам не удастся, так как в музее существует ограничение на фотографирование его бесценных экспонатов.
Будьте реалистами
Посещая анатомические отделы Музея, вы должны быть готовы к соответствующим «ароматам», ведь химические реактивы пахнут отнюдь не фиалками! К увиденному тоже стоит быть готовым. Если взрослый человек может быть морально подготовлен к «неординарным» экспонатам, то детей следует подготовить, хотя-бы морально.
Совет от души
Не ждите чего-то сногсшибательного! Да, необычного очень много, но каждый экспонат ждёт вдумчивого к себе подхода и детального изучения. Только так можно постигнуть реальное предназначение того, с чего начинал ещё сам Пётр Великий!