в каком году выборг стал российским городом официально
Есть ли у города национальность? История Выборга
Москва — город исконно и сугубо русский, именно не российский, а русский, — несмотря на все социальные, инфраструктурные и демографические изменения последних лет. Хотя некогда по берегам Москвы-реки селились финно-угорские племена, упоминания об этом едва доходят до нас сквозь толщу прошедших русских веков. А вот Петербург уже практически Европа. Ну, почти… если смотреть на центральную часть с вертолета, или немножко вверх из окна туристического автобуса, не замечая бестолково мечущихся из ряда в ряд, подрезающих друг друга и истошно вопящих клаксонами азиопских водителей и перекормленных гаишников, лениво смотрящих сквозь этот бедлам в какое-то свое светлое хорошо. Петр Первый с целью прорубания окна в ту самую вожделенную Европу поставил город на чухонских болотах, деятельно замостив оные костями умученных на великой стройке империализма россиян, а с ними и пленных шведских солдат. Последние по большей части были финскими крестьянами, забритыми Карлом для войны с Петром. И стоит град Петров триста лет. Может, еще десять раз по столько простоит, если не станет одним большим небоскребом посреди большой помойки. Так что Москва, что с ней ни вытворяй — только вспомнить, сколько горела, а один европеец, было дело, сжег почти дотла, ну так отстроили краше прежней! — все одно Москва. Питер же, мировой исторический и культурный памятник, не разбомбленный фашистами, не заморенный ими голодом, не знавший вражьего сапога, с нынешней чиновной напастью погибает на глазах. Ну да бог с ним, с Питером. Не о нем сегодня речь.
В ста с лишним километрах к северо-западу, примостив своим боком к заливу порт и судостроительный завод, стоит, крепенько так стоит город Выборг. Достался он нам немалой кровью. И нашей, и финской. Прежде, чем мы начнем ходить вокруг да около вопроса, чем же сегодня является Выборг в отношениях двух народов, финского и русского, давайте попытаемся составить представление: что это за город такой, Выборг?
Но, чтобы не размахивать пудовыми имперскими, или не менее пудовыми национальными кулаками, вгоняя велико-российкие, или исконно-финские слова-гвозди в гроб здравого смысла, попытаемся расставить несколько временны;х вешек, чтобы легче было ориентироваться в многочисленных исторических и околоисторических суждениях и толкованиях.
До 1293 года здесь хозяйничало племя корела, предки нынешних карел. На острове, который сегодня называется Замковым, корела поставила острожек с небольшим гарнизоном, контролировавший устье западного рукава Вуоксы. Это русло в XI–XIII веках было оживленным торговым путем, а позднее пересохло вследствие поднятия северо-западной части Карельского перешейка, превратившись в цепь озер. По системе Вуоксы можно было попасть во внутреннюю часть Карельского перешейка, в Ладожское озеро и далее, на путь «из варяг в греки». Новгородские купцы также пользовались защитой корельского форпоста.
1293 год. Неугомонные разбойники-шведы в своем шведском «дранг нах остен» под вывеской крестового похода с целью обращения в христианство финских племен и корелы с ходу берут стратегически важный острожек, разметывают его и возводят замок, который нарекают — Viborg.
1403 год. Выборг получает от шведского короля статус города и «городские привилегии», благодаря которым становится значительным региональным центром торговли.
1710. Вплоть до этого года, являясь важной опорой шведской экспансии на восток, сидит Выборг болезненной занозой сперва у Новгородской республики, затем у Московского государства. Ни один поход с целью отправить шведов восвояси не увенчался успехом. И только Петр I в ходе Северной войны 1700–1721 гг. со второй попытки (первая в 1706 г. окончилась неудачей) овладевает Выборгом.
1721. По итогам Ништадского мира Россия получает территории, в числе которых Выборгский и Кексгольмский ланы, часть так называемой «Старой Финляндии». Из них образуется Выборгская провинция Петербургской губернии.
1741-43. Во время шведско-русской войны 1741-43 гг. Елизавета Петровна издает манифест, обращенный к жителям Финляндии, в котором обещает помощь в образовании независимого государства при условии неучастия финнов в войне. Манифест успеха не имеет; война продолжается и заканчивается Абоским мирным договором, по которому российско-шведская граница отодвигается на запад, до реки Кюмийоки. Теперь уже вся «Старая Финляндия» принадлежит России.
1744. Образуется самостоятельная Выборгская губерния.
1788. Шведы и дальше не оставляют попыток взять реванш за поражение в Северной войне. Пользуясь тем, что основные силы русских отвлечены на войну с Турцией, в июне 1788 года они вторгаются на территорию России. Один из ключевых эпизодов русско-шведской войны 1788–1790 гг. касается героя нашего повествования, города Выборга. В ходе попытки вырваться из Выборгского залива, где шведы укрылись после поражения при Красной Горке и были заперты русским флотом, они теряют значительную часть своих кораблей, однако спасаются вместе с королем Густавом III. По оценке военных историков, это произошло из-за нерешительности командующего российской эскадрой адмирала Чичагова, а так же недостаточной согласованности действий и выучке русских моряков. Выборгское сражение окончательно спутывает карты шведов и, хотя война еще продолжается, подталкивает как Густава III, так и Екатерину II к поискам мира, который и заключается в августе 1790 года на условиях сохранения статус-кво на момент до начала войны.
1809 год. Александр I ставит жирную точку в многовековой истории русско-шведских войн. По Фридрихсгамскому миру на сей раз уже вся Финляндия с Аландскими островами отходит к России в качестве Великого княжества Финляндского, при этом сохранив свою конституцию. В 1811 году в качестве жеста доброй воли Александр присоединяет к Великому княжеству Финляндскому «Старую Финляндию» с Выборгом, входившую в состав Российской империи по Ништадтскому миру 1721 года. 108 лет — до краха Российской империи и вплоть до большевистского переворота — Финляндия остается автономным образованием в составе России.
1917 год. Февральская революция в России вызывает подъём сепаратистского движения в Финляндии, весной 1917 года Суоми пытается использовать ситуацию для получения независимости. Сейм Финляндии, в котором большинство составляли социал-демократы, и сенат сотрудничают с Временным правительством, однако отказ Керенского незамедлительно расширить самостоятельность великого княжества до созыва Учредительного собрания в России приводит к конфликту между финскими социал-демократами и российским правительством. На новых выборах побеждают буржуа, которые идут на уступки Временному правительству. В самой Финляндии начинаются столкновения между социал-демократами и правоцентристами, политические убийства, формируются отряды «белой» и «красной» гвардий. После октябрьского переворота в России принимается «Декларация прав народов России», признающая право наций на самоопределение вплоть до отделения. Этот документ и дает возможность финнам, объединившимся в желании получить независимость, провозгласить ее 6 декабря 1917 года.
На месте жирной точки в истории русско-шведских войн и борьбы за свободу вызревает очередная кровавая запятая — на сей раз предстоит выяснение отношений между независимой Финляндией и большевистской Россией, а затем СССР. Необходимо сказать, что в то время многими финскими умами овладела идея Великой Финляндии до Урала (почему, собственно, не до Берингова пролива?), что и послужило причиной агрессии белофиннов, только что жестоко санировавших собственную красную заразу в гражданской войне 1918 года. В результате первой советско-финской войны финны получили никогда ранее не принадлежавшие ни Швеции, ни Великому княжеству Финляндскому земли в Восточной Карелии и Заполярье. Вторая советско-финская война 1921–1922 гг. не принесла территориальных изменений и завершилась соглашением о мерах по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы.
1939–1944 годы. После выхода Финляндии из войны с Советским Союзом на условиях Московского перемирия, подписанного 19 сентября 1944 года и закрепленного Парижским мирным договором 1947 года, мы снова вышли на границы 1940 года (на территории, захваченные в результате Зимней войны и уступленные нам по Московскому мирному договору 1940 года). Кроме того, вернули себе сектор Петсамо (нашу исконную Печенгу) с западной частью полуострова Рыбачий, отъеденную у большевиков юной независимой Финляндией по Тартускому миру 1920 года, завершившему первую советско-финскую войну.
Итак, перед нами город Выборг, вошедший в состав СССР.
В названии города прослеживается его биография:
1293–1721 (официально), или 1710 (фактически) — Viborg (нем. Wiburg).
С 1944 года — Выборг.
История как таковая
Вследствие своего географического расположения Выборг играл важную роль на мировой арене. Волей музы истории, прекрасной гречанки Клио, он был вовлечен в бесконечные войны на протяжении многих веков. Исторические эпохи повлияли на судьбу Выборга. Более четырехсот лет город являлся восточным форпостом Швеции. Со времени петровских завоеваний двести лет он входил в том или ином статусе в состав Российской империи, сохраняя, однако, сначала шведские, а в последние годы финские законы, общественное устройство и язык.
После окончания гражданской войны в истории Выборга было благодатное время, когда город развивался в составе независимой Финляндии, став её любимым детищем. Период с 1918 по 1939 год по праву принес Выборгу славу второго после столицы города Финляндии. За годы расцвета здесь было сделано немало: Выборг превратился в икону для своих жителей, а также для их соседей. Довоенный Выборг казался советским гражданам оазисом передовой западной культуры.
В годы Зимней войны и войны 1941-44 годов (Войны-продолжения, как её называют финны) власть в Выборге менялась, переходя от русских к финнам и обратно. В июне 1944 года в город вошли наши войска. Выборг пал без сопротивления — финская армия была измотана и деморализована Советско-финской войной, в которую правительство под знаменем реванша втянуло молодое независимое государство. Война 1941-44 годов оказалась катастрофой для Финляндии, так как была изначально продиктована слепым чувством мести за страдания, вынесенные финским народом во время Зимней войны. В итоге финны, присоединившись к Гитлеру, наказали сами себя.
До сих пор в финской прессе обсуждается проблема отошедших к СССР финских территорий. Некоторые финны считают, что руководство страны должно активно вести переговоры по поводу возвращения исконных земель. Выборг был украшением Финляндии, той самой карельской жемчужиной, которую, наконец, находит простой финский парень в образе прекрасной девушки. В известной финской песне «Карьялан хелми» нет намека на политику, но ностальгия в сочетании с мягким лиризмом вполне чувствуется. Лучшие финские архитекторы, включая великого Алвара Аалто, построили в Выборге замечательные здания, которые сегодня находятся в плачевном состоянии. За двадцать лет Выборг успел стать выдающимся торговым и культурным центром. В этом городе родились крупные политические деятели (например, лауреат Нобелевской премии Мартти Ахтисаари), писатели и художники. Малоизвестная в России писательница, автор исторических романов о Выборге, Лемпи Яяскеляйнен написала прекрасные произведения о своем родном городе. Ушедший навсегда под воду сказочной град Венета стал символизировать навсегда потерянный Выборг. Образ финского Китежа вошел в послевоенную литературу Финляндии. Можно понять чувства людей, которые воспринимают «сдачу» Выборга как грабеж со стороны СССР, одно из самых серьезных преступлений против Финляндии. Эти категоричные жители Суоми подчеркивают, что никогда их город не принадлежал русским. По мнению радикалов, до постройки замка шведами Выборг был населен финскими племенами. Бывшие жители Выборга готовы воспевать владычество Швеции, которая правила Финляндией и Выборгом, и проклинать русских, завоевавших их Родину в 1809.
Финские и шведские специалисты упорно настаивают на шведском происхождении Выборга. По мнению финских историков так называемый «Третий Шведский Крестовый поход», возможно, не был настоящим крестовым походом. Последние исторические данные свидетельствуют о том, что Торкель Кнутссон не посещал Выборг в 1293 году. На семинаре в городе Лаппеенранта, посвященном северным крестовым походам, речь шла о шведской военной экспедиции в Карелию в 1293 году. Ученые пришли к мнению, что название похода исторически необоснованно, так как он был всего лишь эпизодом в череде военных конфликтов между Новгородом Великим и Швецией. Финские и шведские историки придерживаются традиционного взгляда на возникновение христианства в Финляндии, которое пришло, по их мнению, с запада в результате крестовых походов.
Профессор Мауно Йокипии выразил сомнение, что Торкель Кнутссон, организовавший крестовый поход, принимал непосредственное участие в шведской военной экспедиции в Карелию. В то время он являлся опекуном несовершеннолетнего короля Швеции. В руках Торкеля Кнутссона была сосредоточена вся власть по управлению королевством. Профессор ссылается на документы, рассказывающие о том, что в Выборг поехал епископ Петер из Вестероса. Ученые задались вопросом: был ли Выборг под властью Швеции до 1293 года? Профессор Кюести Юлку напомнил участникам семинара, что в Выборге в период основания крепости в 1293 году не было никаких документированных боевых действий. Этот факт истолковывается им в пользу того, что регион уже находился под контролем Швеции. После строительства Выборгского замка в Карелии на протяжении 30 лет шла война за обладание территорией, пока в 1323 году не было принято решение между Швецией и Новгородом о создании границы. Согласно Ореховскому мирному договору, к Швеции отошли округа Саво и Яяски. По мнению профессора то обстоятельство, что в соглашении ничего не говорится о Выборге, является аргументом в пользу того, что Выборг уже входил в королевство Швеция. В 1323 была обозначена линия границы между Швецией и Новгородом. Доцент Пирьо Уйно, специалист по археологии, сообщила о проведенных русскими коллегами раскопках в Карелии. Она констатировала, что на территории Выборга существовала «какая-то крепость» до возведенного шведами в 1293 году замка. Госпожа археолог, вероятно, в силу недоверчивого характера не захотела признать факт обнаружения острожка, поставленного племенем корела. Пирьо Уйно, как и ее скандинавским коллегам, видимо, удобнее считать, что ввиду недостаточности письменных источников трудно сказать, какому народу принадлежала обнаруженная постройка.
Эрик Кнутсон, захвативший Турку в 1400 году, представлял интересы Швеции, будучи датчанином. Олавинлинна, или замок св. Олафа, был заложен по приказу норвежца, регента Эрика Тотта, на случай войны с Московским государством, только что присоединившим к себе Новгород. Националистически настроенным жителям Финляндии нужно знать о том, что в те времена, в эпоху переселения народов и активных межнациональных контактов, трудно было найти «чистую породу». Не следует забывать, что жители Аландских островов, а также многочисленные племена — ямь, карелы и саамы этнически не являются собственно финнами. Перед тем, как Швеция завоевала Суоми, последняя принадлежала племенам, живущих на этих землях, и только на юго-востоке (часть земель нынешней Южной Финляндии) входила в состав Водской пятины Новгорода.
В начале 1900-х годов Выборг был городом, в котором жили разные народы. Здесь звучала немецкая, шведская, русская, карельская и финская речь. До постройки Выборгского замка, визитной карточки города, места эти были заселены не финнами, а, как уже упоминалось, корелой — предками нынешних карел, — язык которой филологи относят к финно-угорской группе. Этнократам нужно прислушаться к собственным ученым, доказавшим с помощью генного анализа, что финны, населяющие современную Финляндию, не имеют ничего общего со своими дальними языковыми родственниками с Поволжья и далекого Севера. Не стоит забывать, что город принадлежал не только Швеции, как заложившей основы финской государственности, так (и это главное!) насадившей христианство по западному образцу, что раз и навсегда поместило финнов к западу от границы цивилизаций. После шведского владычества Выборг на протяжении двух столетий входил в состав Российской империи, которая, в свою очередь, дала мощный толчок развитию финской науки и искусства.
Передо мной старинные фотоальбомы Выборга. Он был когда-то городом с узкими средневековыми улочками, двориками уютными, в отличие от питерских дворов-колодцев и рабочих окраин с их двухэтажными черными избами-бараками. На фотографиях изображены довоенные дворы с белыми простынями на веревках, аккуратными финками в белых передниках и чепцах. Булыжные мостовые с цветами, наверное, одуванчиками, в расщелинах. Когда смотришь на застывшую довоенную жизнь, то кажется, что из открытого окна-арки раздается вальс Шопена. Молочница задрала веснушчатое лицо и, вытирая руку о край подола, слушает музыку. Огромные цветущие каштаны бесцеремонно заглядывают в окна. Ясность, ощущение покоя и незыблемого порядка так и дышат со старинных карточек… Что же за город такой? Финны считают его финским, мы — русским. А он сам дряхлеет у нас на глазах и, похоже, уходит в наше общее прошлое.
На уроке истории в финской школе учитель рассказывал детям репатриантов, что шведский король Густав Васа предпринял ряд мер, направленных на передачу земель финским крестьянам. Они занимались коневодством, не выплачивая налоги в полной мере, за что были вынуждены поставлять лошадей на войну, которую шведы вели с Россией. Крепость Савонлинна была построена с той же самой целью предотвращения продвижения русских на запад.
Ученик из семьи ингерманландцев, приехавшей в Финляндию из Ленобласти, почему-то остро отреагировал на этот исторический факт. Он пришел домой и заявил родителям, что скоро они поедут домой, так как Финляндия собирается вернуть Карелию. Вот уж поистине — все смешалось в нашей истории! Финский учитель, вполне образованный человек, успокоил русских родителей по поводу притязаний Финляндии на бывшие территории. По его словам лишь незначительная часть финского населения всерьез говорит о возвращении Выборга. Он сказал, что в основной массе финны разбираются в исторических перипетиях, понимая, что пограничные споры возникают в результате амбиций отдельных личностей, пришедших к власти.
И действительно, так ли это важно, какой национальности правители государств или жители одного города? Однажды, подъезжая к Выборгу на поезде, я услышала, как сосед по купе, пожилой израильтянин, спросил: «Вайборг?» Финский пассажир мгновенно отреагировал: «Виипури!» Пока проходили таможенный контроль, поезд стоял, я затеяла разговор о национальности Выборга. Старичок хитро улыбнулся и по-русски, немножко грассируя, сказал: «Дорогая, у города нет национальности. Но он принадлежит народу. И я знаю, какому!»
Я проследила за взглядом старика, который не сводил глаз с обшарпанных стен ветшающих финских домов, не так давно являвших миру прекрасный, уютный и добрый город.
Реакция некоторых читателей этого очерка заставила призадуматься. Россияне увидели в нем угрозу безопасности, решив, что финны таки намерены «оттяпать» Выборг и нашу Карелию. Нет, нет и нет! Хочу успокоить соотечественников, что не это было мотивом написания статьи. Это эссе о городе, его истории и нынешнем существовании. Принадлежит ли Выборг жителям, или это абстрактная единица в бумагах администрации? На западе все проще: там обыватели или бюргеры исторически находились в оппозиции городским властям, боролись за права участвовать в управлении городом.
Хочется рассказать россиянам как можно больше о местном самоуправлении, существующем в Финляндии. Согласно конституции, эта страна делится на муниципалитеты, управление которыми должно основываться на самоуправлении, осуществляемом жителями. Исполнительная власть муниципалитета принадлежит избираемому жителями муниципалитета совету. Конечно, жители не имеют права управлять по собственным законам, законы утверждаются парламентом.
Законы регулируют, какие новые задачи могут быть поручены муниципалитетам. Речь идет об особых сферах ответственности муниципалитетов, к которым относятся, например, образование, здравоохранение и социальные услуги. Помимо этого, муниципалитеты занимаются вопросами, связанными с досугом, проживанием и уходом за средой проживания и ее поддержанием в порядке (к ним относятся дороги, система водоснабжения и канализации), а также отвечают за планировку территории.
Я много путешествую по Финляндии и не перестаю удивляться, как непохожи по архитектуре города Суоми. Конечно, стиль жизни во всей стране примерно одинаков, но города отличаются по планировке. Учитывая этническую неоднородность Суоми — страна заселена разными племенами — я восхищаюсь общим порядком, стандартным набором услуг с одной стороны и неповторимостью каждого города с другой.
Карелия, исторический регион в северо-восточной Европе, разделена на две части: одна принадлежит России, вторая Финляндии. Государственная граница разделяет не только территорию, но и взгляды людей.
Выборг
Дитя двух матерей
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
«Россия и Финляндия — две сестры, Финляндия и Россия — две матери… Их головы слились воедино, их руки соединились в Надежде, чтобы Любовь победила. А это зависит от нас. От каждого».
Надпись на мемориале «Крест скорби» неподалеку от Питкяранты
Не верьте никому, кто даст четкий перевод названия Выборга — города-полиглота, говорившего четырьмя разными языками. В каждом из них название Выборга начинается с литер W, V или B: по-фински— Viipuri, Wiipuri (Виипури), по-шведски — Viborg, по-немецки — Wiborg (Виборг), по-русски — Выборг. Варианты перевода — священный город, святая крепость… Название — лишь символ его многоликости.
В Выборге много таинственного: никуда не ведущие лестницы; неожиданно появляющиеся за поворотом переулка башни; неизвестного значения каменная резьба на фасадах — животные, змеи, химеры — не говоря о множестве крестов, куполов и шпилей, удивляющих принадлежностью к разным конфессиям. Кто сможет их классифицировать? Искусствоведы и краеведы находят в своем городе суровое Средневековье и эффектность модерна, классические портики XIX века и геометрию функционализма. По Выборгу сначала ходят с путеводителем в руках, а потом выбрасывают книгу подробных описаний в ближайший цветник — там ее подберут букинисты, — чтобы видеть лишь очарование города, созданное веками.
Машина времени
Начало истории города полагает его главный знак — Выборгский замок с башней святого Олафа (Олава). Это единственный средневековый замок, расположенный на территории России. Строительство его начато в результате III Крестового похода в 1293 году шведским маршалом Торгильсом Кнутссоном. Поход, очевидно, был предпринят с целью установления идеологического господства над жившими в этих землях карелами, крещенными в Православие в 1227 году. Однако главная башня замка носит имя последнего прославленного до Великой схизмы западного святого — почитаемого в Православии благоверного Олафа II Харальдссона, короля и крестителя Норвегии. Башня Выборгского замка была воздвигнута шведами 29 июля, в день памяти святого Олафа, — поэтому и названа в его честь. Так с самого своего основания Выборг, внешне принадлежащий одной культуре и религии, а по смыслу — разный, оказался символом призыва к миру и единству.
С основания замка на Воловьем острове прилегающие земли на 400 лет попали в сферу влияния Шведского Королевства и Католической Церкви. Остров вскоре не смог вмещать всех жителей, и они стали селиться рядом, на материке. Указом шведского короля Эрика XIII Померанского в 1403 году Выборг официально получил статус города.
Святой Олаф остался небесным покровителем Выборга. Недавно Выборгская епархия принимала участие в торжествах 1000-летия крещения св. Олафа, празднуемых в Норвегии; прямо в Выборгской крепости в самый день его памяти, 29 июля, проходит большой праздник. Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин) говорит: «Для Выборгской епархии святой Олав II Харальдссон является близким и, можно сказать, родным местночтимым святым…»
Попасть во времена рыцарей Средневековья совсем не трудно. Скалистый мыс напротив замка по сей день занимает район под названием Линнойтус («крепость»), состоящий из средневекового Старого города и Вала (Вали). Район крепости был окружен полуторакилометровой городской стеной с одиннадцатью сторожевыми и приворотными башнями. Выборг сохранил по одной каждого вида: боевую башню Ратуши и сторожевую Круглую башню. Есть предание, что святой Олаф еще до появления Выборга поставил здесь дубовый поклонный крест — местные краеведы уверенно указывают на один из перекрестков Старого города.
Фото Эдуарда Гордеева
Улицы Линнойтуса — наследницы средневековых переулков-тропинок, следовавших лишь рельефу, — образуют нерегулярную прямоугольную сетку, созданную путем «перепланировки», насколько это было возможно, тех самых переулочков в XVII веке. Улицы Старого города остались узкими, 8-10 метров шириной. Ткань средневекового Выборга здесь вплетается в новое время — многие каменные здания Средневековья остались на своих местах; границы участков внутри новых кварталов диктуют размещение более поздних построек. Сохранились и погреба, расположенные под углом к надстроенным над ними зданиям. На дотошный вопрос, по каким адресам расположены здания начала тысячелетия, выборжцы просто махнут рукой в направлении Линнойтуса: «Там…» — этот район — машина времени, здесь стоит быть внимательным к каждому камню.
Если созерцательность вам чужда, примите участие в игре. Клуб реконструкции Средневековья со штаб-квартирой в Выборге проводит несколько больших фестивалей: «Рыцарский замок», «Былинный остров», «Средневековая сказка», «Смотр Ордена» — здесь реконструируются воинские искусства, быт и ремесла, искусства и развлечения.
В России
Правление шведских королей закончилось в 1710 году, когда город заняли войска Петра I Великого. Он превратил Выборг в русскую пограничную крепость, защищавшую блистательный Санкт-Петербург — новую столицу России. Гарнизонный город, тихая провинция. Даже в Русской Православной Церкви Выборг просто относился к Санкт-Петербургской епархии, и до 1803 года наименование «Выборгский» входило в титул правящего архиерея. Зато в 1787 году был основан Спасо-Преображенский, нынешний кафедральный, собор: время затишья хорошо для основательных дел.
Фото Елизаветы Вавиловой
Тишину выборгской жизни нарушил уже Александр I Благословенный, присоединивший Выборг к вновь образованному в составе Империи Великому княжеству Финляндскому. В 1809 году он завоевал восточные провинции Шведского Королевства. Из них была сформирована новая политическая единица Империи — Великое княжество Финляндское, к которому отошел Выборг и смежные с ним территории так называемой Старой Финляндии. В Выборге и Старой Финляндии сформировалась особая культурная общность, отличающая их от остальных частей нового Княжества. Здесь русское православное население успело влиться в существующее лютеранское и католическое сообщество. Было образовано и отдельное Выборгское викариатство Русской Православной Церкви — впрочем, титулярное.
Веротерпимость финнов, как и выборжцев, была и остается их важнейшей чертой. Финны всегда выказывали уважение к Православию и многое сделали для укоренения его на земле Суоми. Так, хотя Петербургу не понравилось открытие в Сортавале финноязычной лютеранской семинарии (1900 год), Синоду пришлось с этим смириться: миссионерство финнов было далеким от радикализма.
Фото Макса Карочкина
В Выборге, имевшем в начале XIX века всего три тысячи жителей, в ходу были четыре языка: финский — 44%, русский — 29%, шведский — 14%, немецкий — 13%. Многие жители Выборга свободно говорили на всех четырех языках. Культурное и языковое многообразие было ясно ощутимой чертой Выборга до 1944 года.
Северное возрождение
Втягиваясь во множественность деталей Выборга, вы догадаетесь, что это город с характерными чертами крупного европейского центра, расцвет которого пришелся на период конца XIX — середины ХХ века. На рубеже веков и Европа, и Россия, и Америка переживали периоды подъема. Но Выборг, маленький город на рубеже культур, стал свидетелем и свидетельством того, как один небольшой народ двинулся вперед большими шагами. Архитектура северного модерна стала воплощением так называемого финского Возрождения.
Облик центра Выборга определили архитектурные и литературные открытия рубежа XIX-XX веков.
Он, как никакой другой город, несет на себе отпечаток «Калевалы» — карело-финского эпоса, составленного в начале XX века врачом и поэтом Элиасом Лённротом из собранных им 50 рун (карельских народных эпических песен). Это признанное опорой для научных исследований отражение дохристианских религиозных представлений финнов и карел. На фасадах многих выборгских домов размещены образы героев эпоса, имена Куллерво, Сампо, Айно носили улицы старого Выборга и даже его фирмы. Скульптура сказителя Вяйнеммёйнена — один из символов выборгского ландшафтного парка Монрепо. Кажется, сами чарующие лабиринты выборгских улочек и многообразие декора домов созданы волшебством «Калевалы».
Фото Дениса Ремпеля
В начале ХХ века случилось чудо: в среде финского народа ожили пласты смыслов, когда-то напитавшие эпос и нашедшие новое выражение в архитектуре, — так появился феномен северного модерна. Он стоит рядом с «Калевалой». Как связан северный модерн с природой Финляндии и Карелии! Главное звено этого союза — гранит; покидая докембрийские скалы или валунные поля, гранит входит в плоть здания весомо и торжественно, устраиваясь на фасадах, как живое существо. Впрочем, и животные не прочь стать ему соседями — декор многих зданий Выборга включает обитателей лесов Карелии. Они же становились и символами, указывающими на особенность характера владельца дома и даже надежность занимающей здание фирмы. Вот барельефы-бараны бывшего дома «Хякли, Лаллукка и Ко» на Вокзальной улице, 7 символизируют упрямство, каким надо обладать, чтобы достичь успеха.
Плавные линии растительных орнаментов и четко очерченные «скалы» оконных проемов, отделка фасадов имитацией естественного камня или крошки, декор с мотивами животного мира — все это отличительные черты модерна, который был с восторгом принят не только архитекторами Выборга, но и Петербурга, и многих других европейских столиц. Здания Выборга в начале XX века создавали авторы с мировыми именами: Элиэль Сааринен, впоследствии определивший архитектурный облик Чикаго и Детройта; Алвар Аалто, спроектировавший для Выборга здание библиотеки, носящей теперь его имя; Уно Ульберг, чьи работы в Выборге служат наглядной моделью развития европейской архитектуры от северного модерна через неоклассицизм к авангарду.
Фото Дениса Ремпеля
Финское возрождение в Выборге подарило жизнь нескольким новым замкам. Правда, все они — скорее произведения искусства, чем символы, как древний Выборгский замок. В стиле замковой архитектуры построено и здание на Рыночной площади, принадлежавшее ранее Финляндскому банку. О, даже бывший банк неприступен и надежен: высокая арка, ведущая во двор, имитирует опускающуюся решетку; украшенные гербами кованые двери главного входа намекают на высокое положение хозяев; узкие окна, напоминающие бойницы, и химеры на стенах представляются грозной охраной. «Гранитным замком» выборжцы называют бывший дом «Хакмана и Ко» на Северном валу, 5. Полностью облицованный разными видами гранита, украшенный каменной резьбой фасад здания выглядит особенно величественно в перекличке с расположенным напротив древним Выборгским замком. Это местечко Выборга всерьез призывает каждого стать романтиком. Дом-сказка, замок-сказка отчуждают от привычного бытия. Издали не видны люди у замка; улочка Северный вал тоже безлюдна; воздух становится зыбким, идет волнами, как и залив стального цвета, отделяющий улочку от замка — может быть, это чужие владения? Другое время? Лишь шум автомобилей заставляет очнуться от этих чар.
Без России
Православная Церковь приветствовала рост самосознания на выборгских землях: в 1892 была создана самостоятельная Выборгская и Финляндская епархия, а ее первым архиереем назначен епископ Антоний (Вадковский), известный своей просветительской деятельностью. С 1898 года в епархии издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» («Утренняя заря»), проводилась работа по переводу богослужения на финский и шведский языки. До революции было построено множество православных храмов, в том числе в Хельсинки, Турку, Свеаборге; в составе епархии был Валаамский монастырь.
Фото Marina Maranello
Лишь время показало преимущества союза Империи и Княжества. В 1917 году Россия встала на путь тоталитарного большевизма, а Великое княжество Финляндское вырвалось в пространство свободы. После непродолжительной гражданской войны правительство провозгласило Выборг и Финляндию свободными от «российского угнетения». Чрезвычайный Собор духовенства и мирян Финляндско-Выборгской епархии в 1919 году принял обращение к Святейшему Патриарху Тихону о даровании епархии статуса автономной Церкви в составе Российской, и в 1921 его постановлением епархия была преобразована в Финляндскую Автономную Православную Церковь в составе Московского Патриархата. Она сразу разделилась на две самостоятельные епархии: Выборгскую и Карельскую. Уже властями главой Финляндской церкви был назначен епископ Герман (Аав), а архиепископ Выборгский и всея Финляндии владыка Серафим (Лукьянов) отстранен от управления.
К началу Второй мировой войны Выборг был вторым по величине городом Финляндии. В ноябре 1939 года Советский Союз вторгся на финскую территорию — началась, как ее называют в Финляндии, Зимняя война. Бомбовые удары по Выборгу стали причиной массового исхода населения. В марте 1940 года побежденная Финляндия уступила Выборг и большую часть восточных областей Советскому Союзу, но в 1941 года война возобновилась, получив у финнов название «Война-продолжение». Выборг был взят финскими войсками. Было начато строительство самого высокого в Выборге дома в стиле финского функционализма. Пока выборжцы переселялись в новую десятиэтажку, ленинградцы на другом берегу залива умирали от голода, а финская авиация бомбила единственный путь, связывающий бывшую столицу Российской Империи с миром — Дорогу Жизни.
Новое возрождение
В 1944 году Выборг был взят советскими войсками почти без боя и вместе с частью восточной Финляндии вошел в состав СССР. Это было почти счастьем для архитектуры города, поскольку сохранившиеся здания не испытали дальнейших разрушений. Если бы за Выборг развернулись такие же бои, как на Карельском перешейке, от города бы не осталось камня на камне.
С этого времени Выборг, с точки зрения финнов, оказался за «железным занавесом». Многие выборжцы расселились по всей Финляндии, а город наполнили переселенцы из разных областей СССР: Вологодской (из затопленного Рыбинским водохранилищем района), Кировской, из Белоруссии. Да, многие горожане сегодня не имеют тесных связей с прошлым Выборга, не знают многого в истории и архитектуре города. Но они чувствуют его. Не зря Выборг возродился вновь, сохранив в себе горечь Второй мировой, как и привкус многих эпох до этой годины разрушений.
Фото Дениса Ремпеля
На пути архитектурной реставрации города встала большая практическая проблема: планы большинства реставрируемых зданий остались в Финляндии, а для знакомства с оставшимися в Выборге архивами требовалось знание финского и шведского языков. Но состоявшаяся реставрация города получила высокую оценку даже у финских специалистов: «Когда смотришь на скучные постройки из стекла и бетона, заменившие во многих областях Финляндии действительно важные в архитектурном отношении здания, начинаешь ценить реставрационные работы, предпринятые русскими в Выборге после войны», — писал известный финский историк Сампо Ахто.
Фото Дмитрия Ветрова
Менялся город, менялось и положение Православной Церкви в нем: сначала был восстановлен титул «епископ Выборгский» для викариев Ленинградской (Санкт-Петербургской) епархии; с 1976 года кафедру возглавил владыка Кирилл (Гундяев), уже тогда известный своими просветительскими трудами будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Именно ему Синод поручил управление Патриаршими приходами на территории Финляндии — так была восстановлена преемственность кафедры Выборгской и Финляндской. Наконец, 12 марта 2013 года в составе Санкт-Петербургской митрополии была вновь учреждена самостоятельная Выборгская епархия. Владыка Игнатий (Пунин) носит титул епископа Выборгского и Приозерского, не только связанный с Выборгской и Финляндской епархией, но и напоминающий о православных карелах — Корельской кафедре XVI-XVII веков. Как и его предшественники, владыка Игнатий ведет большую общественную деятельность, являясь также председателем Синодального отдела по работе с молодежью. Епархия известна своими просветительскими и молодежными акциями, активным строительством — на Выборгской земле восстанавливается и созидается более 40 храмов.