в каком году появились кинотеатры
Как появились первые кинотеатры, и почему не все могли досмотреть 15-минутный фильм до конца
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Первый в мире постоянный кинотеатр в Брюсселе
В 1910 году в Париже для любителей кинофильмов распахнул свои двери огромный кинотеатр «Гуамо-Палас». Его зал был рассчитан на одновременное размещение 5000 зрителей. Причем все места в нем были расположены таким образом, что предоставляли комфортный обзор из любой точки большого зала. Примечательно, что тогда здесь впервые стали практиковать использование во время сеанса сразу двух проекторов, чтобы не создавать задержек или сбоев в момент замены бабин с кинолентами.
Первый драйв-ин кинотеатр
Демонстрации фильмов и открытие первого кинотеатра в России
Развитие кинотрансляций в России тоже началось довольно бурно. В 1896 году весной прошли первые демонстрации фильмов в Петербурге в летнем саду «Аквариум», затем в театре оперетты «Эрмитаж» в Москве. После этого новый вид культурного досуга отправился покорять другие города. Летом и осенью того же года фильмы были показаны в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде.
После этого киносеансы были организованы в мелких и даже уездных городах, селах Российской Империи. Повсюду стали появляться предприимчивые деятели, покупавшие на свои сбережения проекторы и пленку с фильмами и разъезжающие по разным городам. Киносеансы транслировались в учреждениях культуры, образования, в театрах, библиотеках, на массовых представлениях и ярмарках.
В 1903-1904 годах в крупных, а потом и более мелких города стали функционировать стационарные «электротеатры», которые еще называли «иллюзионами». Их появление дало новый толчок в развитии кинотеатров. В отличие от представителей бродячего кинематографа, стационарные объекты должны были постоянно обновлять свой репертуар для того, чтобы зрители были заинтересованы в их посещении.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зарождение кино: от движущихся картинок к Эдисону и Люмьерам
История создания кинематографа задолго до первого киносеанса и борьбы американцев и французов за право первенства.
К 19 веку развитие движущихся изображений озадачило изобретателей всего мира. Процессы по созданию съёмочных аппаратов происходили во Франции, Великобритании, США и России. Но для зарождения киноискусства выдающимся умам потребовалось много времени: требовалось пережить лабораторную фазу исследований, вступить в конкуренцию на мировом рынке и организовать первый публичный киносеанс.
Заслугу развития кинематографа нельзя присудить исключительно одному человеку или стране. В случае с кино, как и со многими изобретениями 19 века, люди погружаются в историю и ищут их исконного создателя. Неспроста на этот счёт постоянно ведутся споры, включая дискуссии об «истинном» создателе радио или лампы накаливания. Изобретатели, испытывая возможности промышленной революции и делая ставку на свои знания, часто мыслили синхронно друг с другом – так устроен процесс развития технологий.
Основные источники статьи:
Принцип, присущий кинематографу знаком человечеству ещё с древнейших времён. Эффект движущегося изображения осмыслялся людьми в разнообразных художественных формах и техниках. Наскальная живопись – первобытное искусство, известное по эпохе палеолита и неолита, уже раскладывало изображение на последовательную цепочку эпизодов.
Существовали лубочные картинки – они пользовались популярностью ещё в 15 веке и обладали вполне самостоятельным повествованием, например, о жизнеописании святых.
В 19 веке швейцарский художник Родольф Тёпфер работал над карикатурами и обрёл популярность благодаря рисованным историям – уже тогда появилась форма протокомикса. Примерно в то же время Жан-Шарль Пеллерен создавал иллюстрированные листочки с самыми разнообразными сюжетами – его работы стали известны как «эпинальские картинки».
«Истории с картинками» оказали влияние на Луи Люмьера, который воспользовался журнальным сюжетом для съёмок «Политого поливальщика» – фактически первого игрового фильма в истории. Красочные рисунки послужили готовой раскадровкой и заметно упростили задачу постановщикам.
История кино также невозможна без существования китайского театра теней и волшебного фонаря – одного из первых проекционных аппаратов, который предвосхитит современные диапроекторы. Человечество в некотором смысле всегда было одержимо кинематографом и уже изобрело его, но только в зачаточной форме.
Чтобы 25 декабря 1895 года состоялся первый публичный кинопоказ в парижском Grand Café, науке требовалось преодолеть целый ряд испытаний. Потребовалось около шестидесяти лет лабораторных изысканий, прежде чем Люмьеры составили свой репертуар и продемонстрировали кинематограф миру.
В 1830-е годы бельгийский физик Жозеф Плато открыл явление персистенции. Персистенция (от латинского слова persisto – т. е. «постоянно пребывать») – это уникальная возможность зрительного восприятия.
Человеческое зрение, как показал физик Плато, интерпретирует дискретные движения как одно непрерывное. Это хорошо заметно при просмотре анимации или вращения горящего предмета. Когда вращается факел, в человеческом восприятии создаётся иллюзия огненного круга – на самом же деле, этот факел просто поэтапно принимает различные положения в пространстве.
Тот же эффект можно испытать во время просмотра кино – человеку предлагают 24 статичных кадра, но восприятие считывает эти кадры как непрерывное динамическое явление. Органы чувств способны сохранять ощущение даже тогда, когда сам раздражитель и предмет исчезает. В 1832 Жозеф Плато на основе этого принципа создал фенакистископ – эдакий чёрный диск из картона, насаженный на ось и способный вращаться.
В этом примитивном устройстве находились всевозможные картинки, которые меняли свою форму и оживали во время вращения. В 1830-е годы появился целый ряд подобных изобретений – согласно тому же принципу в 1834 году Уильям Джордж Хорнер изобрёл зоотроп. Разница лишь в том, что картонный диск Плато заменили металлическим барабаном и вместо диска с картинами появилась скрученная лента.
Чтобы появилось кино, требовалось сначала изобрести фотографию, а затем её оживить, взяв на заметку наработки Жозефа Плато. Значительный вклад внёс Джозеф Нисефор Ньепс, изобретший в 1824 году гелиографию. Он пытался получать первые снимки, используя в качестве светочувствительного элемента битум. Асфальтовый лак наносился на пластинку и экспонировался в камере-обскура. В 1826 году это позволило Ньепсу получить первый фотоснимок, предварительно потратив на экспонирование восемь часов.
Дальнейшие заслуги в развитии фотографии принадлежат другому французу – Луи Дагеру. Он встретился с болеющим Ньепсом и получил от него все технологические наработки, а затем отправился экспериментировать самостоятельно. В 1839 году появилась дагерротипия – вся Европа узнала о способе получения качественных снимков, производя манипуляции с пластинками, йодистым серебром и парами ртути. Правда, чтобы заниматься фотографией, требовался целый арсенал фотооборудования, тёмное помещение и обширные познания в химии.
Предтечей кинематографа могут считаться труды Эдварда Мейбриджа – английского фотографа, который прославился своим легендарным экспериментом в 1878 году. Фотоэксперимент Мейбриджа проводился на богатой калифорнийской ферме. Спустя десятилетия кинематограф окончательно сдружился с Калифорнией – земельные участки в Голливуде выкупили для постройки первых крупных студий.
Губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд был поклонником лошадиных скачек. Он владел фермами в Пало-Альто, куда слетались многочисленные калифорнийские богачи. Однажды в среде элиты возник непримиримый спор – отрывает ли лошадь все четыре копыта при совершении аллюра? Стэнфорд поспорил и заключил пари со своими товарищами. Но наглядно это было невозможно зафиксировать – зрение не позволяло схватывать настолько быстрые движения. Здесь на помощь подоспел Эдвард Мейбридж, которого Стэнфорд пригласил сфотографировать пофазовые движения лошади и определить кто прав.
Мейбридж оборудовал целый фотодром и расставил 12 камер в специальных кабинках. Во время бега лошадь задевала нити, протянутые поперёк дорожки, которые заставляли срабатывать затворы камер и те поочерёдно фиксировали движение лошади по имени Салли Гарднер. Пофазовое фотографирование лошади позволяло анимировать кадры и создать эффект непрерывного движения. Этот эксперимент прославил Мейбриджа. О его успехе заговорили как в США, так и во всей Европе.
В это же время французский физиолог Жюль Марэ разработал фоторужьё – устройство с дулом и барабаном, которое позволяло получать серию из 12 последовательных снимков. Так называемая хронофотография открывала путь для фиксации быстрых движений различных объектов, например, человека или птицы.
Технологические инновации в развитии кино делили территорию между Францией и США. Изобретатели передавали друг другу своеобразную эстафету и активно подхватывали последние достижения.
В 1878 году предприимчивый бизнесмен и знаток фотохимии Джордж Истмен открыл фирму по производству сухих фотопластинок. Через десять лет Истмен вместе с коллегой Генри Рейхенбахом запатентовал чувствительную прозрачную плёнку из целлулоида и наладил производство собственных фотоаппаратов. В начале 20 века фирма Eastman Kodak производила около 80% всей фотоплёнки в мире. С тех пор гибкая и прочная плёнка на фотобумаге стала непререкаемым стандартом и эталоном качества.
Целлулоид был прекрасной основой для фотоэмульсии и подходил для дела куда лучше, чем стеклянные пластинки. Это учёл Томас Эдисон – именно он и его помощник Уильям Диксон в 1893 году зарегистрировали кинетоскоп – деревянный ящик со склеенной в кольцо лентой и окуляром, в действии которого применялась гибкая целлулоидная плёнка шириной 35 миллиметров. Они же впервые и занялись её перфорированием – между кадрами по обеим сторонам появились характерные отверстия.
Но Эдисона нельзя назвать отцом кинематографа. Дело в том, что во время просмотра фильмов кинетоскопа изображение неизбежно смазывалось – в аппарате отсутствовал скачковый механизм. Будь он в устройстве американского изобретателя, ему бы удалось добиться качественного изображения с прерывистой и быстрой сменой кадров. Но Эдисону довелось прославиться как создателю кинематографического формата плёнки 35 миллиметров и как находчивому коммерсанту, который продавал свои аппараты в мюзик-холлы и балаганы.
И здесь появились братья Люмьер. Вот только Жорж Садуль – известный историк кино, утверждал, что целесообразнее говорить только об одном брате-изобретателе – Луи, ведь Огюст по большей части был его помощником и менеджером. В первом томе «Всеобщей истории кино» Садуль писал, что патенты были зарегистрированы на имя обоих братьев, но именно Луи сделал первые снимки и начал эксплуатацию киноаппарата. Пионеры кинематографа признавались, что воспользовались идеей кинетоскопа Эдисона и искали способ его усовершенствовать. Их задачей было превращение устройства для индивидуального просмотра в настоящий проекционный аппарат.
Кинематограф братьев Люмьер – лёгкое, портативное устройство, которое не составляло труда перемещать и таскать с собой в другие страны (чем и занялись работающие на Люмьеров киномеханики). Деревянный ящичек французов обладал объективом, обтюратором – затвором, перекрывающим световой поток, кассетами для плёнки и самое главное – грейфером. Люмьеры обратили внимание на механизм, используемый для современных швейных машин, и применили его в элементах киноаппаратуры. Грейферный механизм обеспечил прерывистое перемещение плёнки и избавил изображение от смазывания – зубцы входили в перфорационные отверстия и тянули за собой плёнку.
Аппарат Люмьеров был универсальным: он обеспечил благополучное применение передаточного механизма, а вместе с тем, создавал неплохие условия для публичного кинопоказа благодаря возможностям проекции. Люмьеры открыли то, к чему так и не удалось подступиться Эдисону. Когда слава Люмьеров стала распространяться по всему миру, Эдисон не смог с ними конкурировать.
28 декабря 1895 года состоялся легендарный кинопоказ в подвальчике «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов. Публичный сеанс навечно вписал братьев Люмьер в историю кино. Но прежде чем продемонстрировать своё изобретение простым зрителям, Люмьеры провели генеральную репетицию – ещё 22 марта 1895 года пионеры кино показали «Выход рабочих с фабрики Люмьер» в рамках доклада о кинематографической промышленности. На протяжении целого лета Люмьеры демонстрировали свои работы для членов фотографического конгресса и только зимой пришли к первому платному киносеансу.
Именно «Выход рабочих с фабрики Люмьер» является первым фильмом, продемонстрированным Люмьерами в подвале «Индийского салона». «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» – первый хоррор в истории кино (зрителям было крайне тревожно видеть едущий на них состав), как ни крути, дебютным фильмом не является. Его показали только 6 января 1896 года.
В истории кино достаточно дискуссионным моментом является роль Иосифа Тимченко – механика из Одесского университета, который создал свой собственный киноаппарат ещё в 1893 году, за два года до Люмьеров.
Его устройство также базировалось на действии скачкового механизма. В 1894 году устройство со стробоскопическими иллюзиями представили авторитетной комиссии, но на поступательный ход развития кино, по всей видимости, это событие не повлияло. Дело в том, что Тимченко был весьма изолирован от европейского рынка и о его изобретении там попросту не узнали. Русский изобретатель не обладал той коммерческой хваткой, которая имелась у французских коммерсантов. Неудивительно, что спустя два года Люмьеры самостоятельно «додумали» скачковый механизм.
Томас Эдисон стремился стать монополистом в области кинопромышленности, но всё чаще терпел неудачи. Люмьеры действовали эффективнее – они не торговали деревянными ящиками, а продавали по всему миру киноспектакли, действуя через концессионеров и киномехаников. Вдобавок к этому, в 1895 году Уильям Диксон – бессменный коллега Эдисона, разорвал отношения с изобретателем.
Обстоятельства побудили учёного прибегнуть к радикальным мерам – в 1897 году Эдисон развязал «войну патентов», основываясь на том, что все элементы конструкции киноаппарата принадлежат ему. Эдисон и его адвокаты Вест-Оранджа давили на иностранных конкурентов и пытались контролировать производство всех фильмов, которые появлялись на свет вне предприятий Эдисона.
Независимые компании, не состоящие в объединении, отказались платить отчисления с проката и искали хитрые способы, чтобы избежать юридического преследования. Эти компании решили снимать кино аппаратурой европейского производства, но Эдисон оказался хитёр – он приобрёл патент на петлю Латама, без которой в принципе не могли работать cъемочные устройства. Промышленник с Вест-Оранджа стремился запретить конкурентам производить фильмы не только в США, но и в Европе.
Но и эту битву Эдисон проиграл (его полукриминальное объединение прекратило существование уже в 1915 году). Независимые студии были недовольны вседозволенностью MPPC Эдисона и решили покинуть Нью-Йорк. Свои студии они разместили на другом краю Штатов, в Калифорнии.
Именно на западном побережье – территории просторных прерий и необычных ландшафтов, были посеяны семена того, что люди привыкли называть «Голливудом». Именно там кинематограф разработал собственный синтаксис – благодаря творчеству Эдвина Портера и открытиям Дэвида Уорка Гриффита в области монтажа. Именно там конкуренция изобретателей и битва за несчастные патенты превратилась в крупную промышленность.
Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.
Первый в истории киносеанс. Как это было
28 декабря стало Международным днём кино. Именно в этот день в 1895-м в Париже в полуподвальном помещении лионского кафе прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер.
В 1895 году после Рождества парижан ждало ещё одно приятное событие — первый в мире кинопоказ. За несколько дней до этого на улицах столицы Франции стали появляться пёстрые афиши. На иллюстрациях был нарисован небольшой зал с креслами, на них сидели взрослые и дети, глядевшие с радостью и удивлением на экран, на котором была изображена комичная чёрно-белая сценка. И, конечно же, этому явлению было дано определение — синематограф братьев Люмьер.
Фото: © Wikipedia / By Marcellin Auzolle (1862-1942)
Уже 28 декабря люди узнали, что же означает это новое для них понятие. В доме № 14 на бульваре Капуцинов в полуподвальном помещении «Гранд-кафе», где обычно играли в бильярд, вечером начали собираться люди. Стоимость входа — 1 франк. В тот вечер братьям Люмьер удалось привлечь внимание только 35 любопытных зрителей. Но уже через неделю количество желающих побывать в синематографе Люмьер возросло в десятки раз, а перед входом в «Гранд-кафе» начали выстраиваться огромные очереди.
Братья Люмьер повесили в помещении белое прямоугольное полотно, а на противоположной стене установили на штативе ящик — аппарат, который они называли «кинематограф». Когда все зрители расположились на своих местах, свет в газовых рожках погас, а полотно, оно же экран, осветилось сиянием. Через несколько мгновений на нём появилось неподвижное изображение фотографии площади Белькур в Лионе. Картинка всё не двигалась, а зрители начинали уже нервничать, что их обманули. Но братья Люмьер стали вращать ручку своего инновационного устройства, и лошадь, запряжённая в повозку, поскакала, вместе с ней задвигались и люди.
Первая программа «Cinématographe». Фото: © institut-lumiere.org
Зрители аплодировали и смеялись. Всего в тот вечер им показали десять документальных фильмов. Но не стоит думать, что это внушительное число картин для первого кинопоказа. Длина роликов варьировалась от 30 до 50 секунд. В программу первого сеанса входили фильмы с достаточно незамысловатыми названиями: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Вольтижировка», «Ловля золотых рыбок», «Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе», «Кузнецы», «Политый поливальщик», «Завтрак младенца», «Прыжок через брезент», «Площадь Корделье в Лионе», «Морское купание».
«Выход рабочих с фабрики Люмьер»
Немой фильм был снят в марте 1895 года у ворот фабрики братьев Люмьер, которая располагалась в Лионе. Картина состоит из одной простой сцены, в которой рабочие, в основном женщины, покидают завод после смены. Существуют три версии фильма. После нескольких показов журналисты давали картине разные описания: например, отличалась одежда рабочих, в одной версии выезжал экипаж, а в другой — пробегала собака.
«Вольтижировка»
Вторая картина показывала обучение новобранца основам конной дисциплине — вольтижировке, когда спортсмены выполняют акробатические упражнения на лошади. Молодой человек несколько раз пытается запрыгнуть на лошадь и выполнить упражнения, но всё это выходит у него очень неловко. В финале ему всё-таки это удаётся.
«Ловля золотых рыбок»
В этом фильме один из братьев Люмьер — Огюст — появляется в кадре вместе со своей маленькой дочерью. Мужчина держит девочку около аквариума, а та пытается поймать плавающих рыбок.
«Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе»
В отличие от первого фильма, где люди скромно проходили мимо, в этой киноленте делегаты Лионского конгресса фотографического общества приветствуют оператора, а кто-то даже пытается его сфотографировать. Сейчас на месте съёмок установлена памятная доска.
«Кузнецы»
Один из кузнецов в фильме бьёт молотом по заготовке, а его коллега вращает ручку насоса. Потом в кадре появляется третий человек, который наливает одному из кузнецов попить.
«Политый поливальщик»
Самый комичный фильм Люмьеров, который фактически положил начало комедийным трюкам. Ничего неподозревающий садовник поливает цветы, к нему подкрадывается подросток, наступает на шланг, и вода перестаёт течь. Удивлённый садовник заглядывает внутрь шланга, и именно в этот момент мальчик убирает ногу, и вода под напором ударяет мужчине в лицо. Садовник в этом фильме — действительно садовник, работающий в поместье семьи Люмьер, а хулигана сыграл сын одного из слуг. Потом этот сюжет неоднократно повторяли и другие кинематографисты.
«Завтрак младенца»
И снова в кадре появляется Огюст Люмьер с дочерью Андре, только в этом фильме к ним присоединилась супруга изобретателя Маргерит. Супруги завтракают и развлекают младенца.
«Прыжок через брезент»
В фильме показана тренировка пожарных, которые учат новичка прыгать с разбега на брезент, который держат на весу другие пожарные.
«Площадь Корделье в Лионе»
Братья Люмьер решили заснять городскую площадь в самый разгар дня, когда по ней проезжают экипажи и спешат люди.
«Морское купание»
Братья Люмьер решили не ограничиваться городскими пейзажами и поехали за город, где сняли прыгающих с мостков в воду людей.
Синематограф братьев Люмьер после первого кинопоказа
Люмьеры не были ослеплены ажиотажем, который вызвал у публики их синематограф. Более того, они не верили в коммерческий успех своего изобретения и не представляли, что оно положит начало целой отрасли, в которой сейчас крутятся миллиарды. Поэтому братья решили зарабатывать, что называется, здесь и сейчас: они отправляли своих представителей в другие страны мира, чтобы те проводили там киносеансы. Их представитель побывал в Лондоне, Нью-Йорке, Бомбее и даже в Петербурге.
4 июля 1896 года великой княгине Марии Павловне и великому князю Кириллу Владимировичу показали синематограф братьев Люмьер, разместив его в одном из зданий на Невском проспекте в Петербурге. Как писала газета «Петербургский листок», они » изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».
Краткая история кинематографа: от братьев Люмьер до Netflix
Поздравляем, у вас… нет, не мальчик и не девочка, а целая индустрия кино. Разбираемся вместе, как она родилась.
Охватить всю историю кинематографа – до мельчайших подробностей и нюансов – крайне трудно. И нет, мы и пытаться не будем. Но попробуем пройтись галопом по созданию и развитию одной из крупнейших современных индустрий.
Первый шаг
Подобно тому, как малыш изучает мир и его инструментарий – все, что поможет в будущем создавать и делать что-то, – люди сначала искали технические способы запечатлевать картинки, приводить их в движение и хранить на информационном носителе.
Путь был тернистым, и человечество прошло не один этап. Прежде чем в 1895 году братья Люмьер представили широкой публике и научному сообществу свое детище – синематограф, – были изобретены технологии фотофиксации, «волшебный фонарь» (нечто вроде советских диафильмов, где с помощью проектора крутились статичные кадры с подписями, а рассказчик их озвучивал) и проектор Иосифа Тимченко, который оценило научное сообщество, но финансирования так и не нашлось.
В 1891 году коллега Томаса Эдисона – Уильям Диксон – представил прототип кинетоскопа. Это устройство напоминало шкаф с отверстиями для глаз – сквозь них зритель мог увидеть пленочные кадры, которые прокручивались, создавая иллюзию движения. Недостатков у кинетоскопа было несколько: демонстрация коротких фильмов была возможна только для одного человека, кинетоскоп был чересчур громоздкий и требовал электричества для работы (то есть ни о какой портативности не шло речи). Тем не менее заработали кинетоскопические салоны – в них за деньги можно было посмотреть «фильмы» на индивидуальных (по-другому было просто невозможно) сеансах.
Наконец, в декабре 1895 года в «Индийском салоне Гранд-кафе» во Франции на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий кинопоказ. Зрители увидели несколько черно-белых немых коротких роликов длительностью всего 45–50 секунд. До большого кино, конечно, еще далеко – но первый шаг уже сделан.
Первое слово
Оставалось «всего ничего»: сделать фильмы цветными, добавить звук и увеличить хронометраж. Когда изобретали синематограф, уже существовала технология записи звука – фонограф. Правда, синхронизировать два устройства было трудно. Некоторое время делали вообще так: актеры присутствовали в зале во время показа фильма и озвучивали сами себя в реальном времени. Такое своего рода «иммерсивное» кино прошлого столетия.
Но все изменилось в 1927 году с выходом музыкального фильма «Певец джаза». Он был создан по технологии «Вайтафон», которая не подразумевала объединения изображения и звука на одном носителе. Реплики и песни записывали на грампластинку и включали параллельно с визуальным рядом.
«Подождите, подождите минутку! Вы еще ничего не слышали!» – вот первые слова звукового кино.
Что касается советского кино, то в 1934 году, пройдя несколько этапов, оно полностью перешло в звуковую эру. Хотя технологии в разных странах менялись и совершенствовались вплоть до 1980-х и появления двухдорожечной стереофонической оптической фонограммы, которую разработала лаборатория Dolby.
Основы монтажа и спецэффектов
Кино – это магия, не правда ли? Вероятно, так решил и фокусник Жорж Мельес. Он был успешен, владел собственным театром и руководил другим театром. Кроме того, Мельес придумывал разнообразные фокусы.
Не сумев купить синематограф у братьев Люмьер прямо после первого коммерческого показа в 1895 году, Мельес приобрел аниматограф. Это устройство было создано Бертом Эйкрзом и Уильямом Полом и представляло собой подобие проектора. Переработав этот аппарат, фокусник стал снимать и показывать свои фильмы уже в 1896 году.
Как это нередко случается, развитию помогла ошибка или случайность – называть это событие можно как угодно. Важно то, что оно стало значимым шагом для кинематографа. Однажды Мельес снимал на парижской улице, и его камеру заклинило. Починить устройство удалось, но полученные кадры весьма удивили фокусника: люди будто поменялись телами друг с другом и с лошадьми.
Дело в том, что после починки камеры она продолжила снимать, но после полной прокрутки пленки два кадра склеились. Тогда Жорж Мельес начал нарочно творить подобные чудеса. Двойная экспозиция – прием, который заключается в том, что на один кадр делают два снимка. В итоге изображения накладываются друг на друга причудливым образом. Этот трюк используют до сих пор, фотографируя на пленку. Своего рода спецэффект – или монтаж.
Другой прием – разделенный экран. Закрываете половину кадра, снимаете фильм, затем отматываете пленку обратно, закрываете другую часть – и снимаете еще раз. При показе половины «соединялись» и демонстрировались рядом, словно это единый кадр. Такая техника позволяла актерам играть напротив самих себя. Кстати, этот «фокус» актуален и в наше время. Правда, теперь такой эффект достигается с помощью программ для монтажа – объединяют по половине от двух кадров, снятых в одном и том же месте с одного и того же ракурса.
Все это – не единственные находки Мельеса. В 1902 году он продемонстрировал публике свой фильм «Путешествие на Луну», где 15 минут показывают фантастическое исследование небесного тела учеными.
Голливуд, «Ленфильм» и «Мосфильм»: развитие кино как индустрии
До 1910-х Голливуд был поселком в пригороде Лос-Анджелеса. В 1911 году компания «Кентавр» из Нью-Джерси арендовала заброшенную придорожную закусочную, которую обустроили под киностудию и дали название «Студия Нестор». Это здание впоследствии стало «Кинолабораторией Голливуда».
Через три года – в 1914-м – тут был снят полнометражный художественный фильм «Муж индианки». Создателями выступили Сесил Б. ДеМилль и Оскар Апфель. Голливуд стал набирать обороты как центр кинопроизводства. В 1958 году появилась знаменитая Аллея Славы.
В СССР кинематограф развивался своим путем. Одной из старейших советских киностудий считается «Ленфильм» – в 1914 году она возникла как Военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета (благотворительное учреждение для выдачи пособий больным и раненым воинам).
В 1923 году объединились два ведущих киноателье – Ханжонкова и Ермольева. В 1924-м вышел их первый совместный фильм – «На крыльях ввысь» Бориса Михина. Это считается началом работы киностудии «Мосфильм».
Как целая индустрия кино начинает развиваться в 1920-х. Тогда появляются и первые продюсеры (а не только режиссеры). В это время успехом пользуются комедии – в том числе немые фильмы с Чарли Чаплином в главной роли. В Европе экспериментируют с жанрами – немецкий экспрессионизм и французский авангард. В Германии снимают фантастический «Метрополис» и хоррор-триллер «Кабинет доктора Калигари», а во Франции ужастик «Андалузский пес» и биографическую драму «Страсти Жанны Д’Арк».
Свои ленты создают и в Советском Союзе. Это начало режиссерской карьеры Сергея Эйзенштейна – культовой фигуры в истории кино. Он изучал монтаж и внедрял новые приемы монтажа и съемки. В 1925 году вышел на экраны «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна. В то же время работает и Всеволод Пудовкин – кроме практической деятельности, он занимался теорией кино. В дальнейшем его труды стали учебными пособиями для кинематографистов. В 1926 году мир увидел фильм «Мать», снятый по роману Максима Горького. Спустя год ленту показали в Париже.
Одним из основателей советской школы кино, который стоит наравне с Эйзенштейном, считается Лев Кулешов – в 1929 году была опубликована его книга «Искусство кино». В ней был, например, описан «эффект Кулешова» – монтажный прием, который заключается в сопоставлении двух кадров.
Начинаются 1930-е. Появляется цветное кино. В Голливуде господствуют шесть киностудий: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Paramount Pictures, Warner Brothers, 20th Century Fox, Universal Pictures и RKO Pictures. Давайте по порядку.
Дороти Арзнер – единственная женщина-режиссер в Голливуде 1930-х годов.