Что такое целевая выплата
Верховный суд научил делить социальные выплаты при разводе
В время брака супруги Евгений Молодов* и Юлия Панькина*, а также их сын получили по федеральной целевой программе «Жилище» 584 010 руб. социальной выплаты на приобретение жилья, на эти деньги купили земельный участок и начали строить на нём дом, но так и не достроили. Еще они взяли в ПАО «Сбербанк России» 220 000 руб. кредита на автомобиль Lada Kalina и в АО «Альфа-Банк» 110 000 руб. кредита на строительство дома.
После развода Молодов подал иск о разделе этого имущества: он просил 1/2 доли в праве собственности на земельный участок и расположенный на нём дом, распределить долги супругов по кредитному договору с АО «Альфа-Банк» и взыскать с экс-супруги 137 144 руб. за превышение её доли в совместно нажитом имуществе. Это превышение он объяснил тем, что уже после прекращения семейных отношений вложился в строящийся дом (купил материалы, сделал монтаж теплого пола и электрического котла).
ИСТЕЦ: Евгений Молодов*
ОТВЕТЧИК: Юлия Панькина* (истец по встречному иску)
СУТЬ СПОРА: О разделе совместно нажитого имущества
РЕШЕНИЕ: Акты нижестоящих судов в части раздела земельного участка и жилого дома отменить как незаконные, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции
Панкова подала встречный иск, в котором просила признать за их несовершеннолетним сыном право на 1/3 доли. Она также просила разделить прицеп к легковому автомобилю, сам автомобиль Lada Kalina, кладовку в хозблоке в гаражном кооперативе «Нива», предметы бытовой техники, рабочий и строительный инструмент, произведённые ею выплаты по КАСКО и за постановку дома на кадастровый учёт, расходы на благоустройство, на уплату земельного налога и членских взносов в ТСЖ, совместные долги супругов перед ПАО «Сбербанк России» и перед ПАО «ВТБ 24».
Ставропольский районный суд Самарской области частично удовлетворил иск Молодова и встречный иск Панькиной. Экс-супругу достались 1/2 доли земельного участка и дома на нем, прицеп к легковому автомобилю, кладовка в хозблоке, бытовая техника, рабочие и строительные инструменты – всего имущества на 1 099 382 руб. Экс-супруга получила 1/2 земельного участка с домом, автомобиль Lada Kalina, бытовую технику – всего на сумму 1 214 182 руб. При этом она должна выплатить бывшему мужу компенсацию за 1/2 стоимости машины. Долг перед Сбербанком признан общим (по 29 126 руб. за каждым). В удовлетворении остальных требований суд отказал. Самарский областной суд подтвердил законность этого решения. Суды пришли к выводу: стороны не обязаны регистрировать за ребёнком право собственности на жилое помещение, соразмерное доле полученной субсидии.
Верховный суд разъяснил: законом установлена обязанность по оформлению жилого помещения, приобретённого с использованием социальной выплаты, в собственность всех участвующих в программе и указанных в свидетельстве лиц. Социальная выплата носит целевой характер, значит, приобретенное за счет этой выплаты имущество не может относиться к совместно нажитому в период брака. Доли в праве на жилой дом, построенный с использованием социальной выплаты, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на средства социальной выплаты. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов в части раздела жилого дома как незаконные и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменений (№ 46-КГ 18-30). В настоящее время дело еще не рассмотрено.
К общему имуществу супругов относятся полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения: суммы материальной помощи и суммы, выплаченные в связи с утратой трудоспособности (п. 2 ст. 34 СК).
К общему имуществу супругов НЕ относятся целевые, персонифицированные выплаты: средства материнского (семейного) капитала, выплаты за участие в боевых действиях для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками ОВД, компенсации морального вреда, пособия на детей, командировочные расходы.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Учет и налогообложение целевых средств и поступлений
Действующее законодательство не содержит универсальных определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Между тем государственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто приходится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.
На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налогового учета данных доходов.
Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, в частности, относятся средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.
Рассмотрим особенности применения государственными (муниципальными) учреждениями указанных норм налогового законодательства в отношении отдельных видов доходов.
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования; федеральными законами.
К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:
Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.
В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важных изменений. В рамках данной статьи обратим внимание только на положения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреждениями работ (услуг) могут отражаться в налоговом учете в качестве целевых поступлений на основании соответствующих договоров.
Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Инструкция № 157н предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обособленного учета соответствующих приходных и расходных хозяйственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятельности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим параметрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.
Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицироваться при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.
Субсидия от государства может стать поддержкой гражданам, которые нуждаются в этом. Помощь, на которую можно претендовать в тяжелой жизненной ситуации, положена не только пенсионерам и сиротам, но и другим социальным группам населения страны.
Что такое субсидия
Субсидия – это финансовая помощь от властей, которая направлена на уязвимые слои населения. Ее выплачивают из государственного, регионального или муниципального бюджета под определенные цели: какие-либо покупки, оплату лечения и так далее.
Важно: выдается безвозмездно, то есть гражданин не обязан ее возвращать, если потратил деньги на целевые нужды. Помощь оказывают в форме выплат, но могут использовать так называемый натуральный эквивалент.
К примеру, Наталья, родившая в 2021 году дочь в Москве, получила «Коробку для новорожденного» – помощь от государства, которая выделяется при определенных условиях:
В коробке оказалось 44 предмета первой необходимости, все отличного качества. Прекрасная поддержка для молодой мамы в первые недели материнства!
Власти города предлагают два варианта поддержки на выбор – «Коробка» или 20 тысяч рублей. Интересно, что стоимость содержимого коробки превышает сумму, которую предлагают в качестве альтернативы.
Виды субсидий
Упомянуть все варианты субсидий, доступные в России, сложно, однако есть основные виды, на которые можно разделить многообразие государственной и фондовой поддержки.
Жилищные
Это государственная помощь, которая выражается в предоставлении жилищного сертификата с определенным денежным номиналом.
У такой помощи есть несколько условий. Она положена определенному кругу лиц, ее достаточно сложно получить – придется доказать, что вы нуждаетесь.
Также ее направляют на оплату всего жилища, но обычно она покрывает только часть стоимости квартиры или дома.
Такую помощь используют:
Выплата положена:
В Республике Татарстан на дополнительные денежные средства могут претендовать работники медицинских организаций. Чтобы получить жилье, необходимо выиграть грант, а также:
На эти деньги можно погасить долг по приобретаемому жилью либо оплатить часть ипотеки. Государственную поддержку на приобретение жилья можно использовать только один раз в жизни.
Детям
Основная помощь, которую государство оказывает каждой новоиспеченной матери в стране, – выплата материнского капитала.
Для стимуляции рождаемости власти сначала давали маткапитал на рождение второго ребенка, а с недавнего времени деньги положены и первенцу в семье – почти 484 тысячи рублей. На второго малыша добавляют еще примерно 155 тысяч рублей.
Также власти России и субъектов выплачивают пособия малоимущим и многодетным семьям.
В Ростовской области выплаты положены семьям, в которых рожден или усыновлен ребенок с 2018 года. В 2021 году такая семья получает более 11 тысяч рублей ежемесячно, если среднедушевой доход – в два раза ниже прожиточного минимума. После достижения малышом трехлетнего возраста выплата уменьшается до чуть более 5 тысяч рублей.
Также существует выплата для матерей, которые родили трех или более детей за один раз (тройня, четверняшки и так далее), тогда власти Ростовской области выплачивают по 71 тысяче рублей на каждого ребенка единовременно.
Инвалидам
В России выплачивается ежемесячная поддержка инвалидам, размер которой зависит от группы инвалидности.
Так, в 2021 году размер страховой пенсии составляет:
Также есть надбавки в виде государственной и социальной пенсии для уязвимых групп граждан данного типа.
Помощь при оплате ЖКХ
В случаях, когда сумма затрат на жилищно-коммунальные услуги превышает половину зарабатываемых средств, местные и государственные власти оказывают помощь. Такая субсидия чаще всего выражается в скидке на определенные виды ЖКХ.
Выплаты пострадавшим при ЧС
В случаях, когда семья пострадавшего или пострадавших не зарабатывает более 50 тысяч рублей ежемесячно, ей положены выплаты в размере 20 тысяч рублей. 50% суммы идут из бюджетных денег страны, остальная половина – из региональных.
Предпринимателям
Чтобы помочь развить свое дело, безработным гражданам страны положена субсидия на открытие бизнеса или его развитие.
Чтобы бизнесмену получить деньги, необходимо:
При запуске проекта предприниматель может получить 60 тысяч рублей. Если он продержится на плаву более 12 месяцев, то может претендовать на денежную поддержку в размере 300 тысяч рублей.
Если суммы, выделенной в помощь, окажется мало, или не удастся защитить проект в центре занятости, можно взять кредит на развитие бизнеса в Совкомбанке, чтобы не останавливать развитие дела.
Поддержка положена не только в начале предпринимательского пути, но и на этапе развития предприятий. В каждом регионе собственные правила субсидирования, они основываются на степени необходимости деятельности каждой организации относительно нужд субъекта.
На автокредит
Существует программа льготного автокредитования, согласно которой из бюджетных денег выплачивают 10% стоимости автомобиля, чтобы покупатель использовал средства как первоначальный взнос по кредиту.
Для участия в программе необходимо оформить автомобиль не старше 2020 года выпуска, стоимостью не более 1 миллиона 500 тысяч рублей.
Также установлен список участвующих марок. В первую очередь это автомобили LADA, УАЗ и ГАЗ. Из иномарок можно выбрать модели концернов Hyundai, KIA, Renault.
Для граждан России, проживающих на Дальнем Востоке, сумма субсидии увеличена на 15% и достигает 25% от стоимости автомобиля.
Получить субсидию непросто. Намного быстрее можно оформить потребительский кредит на выгодных условиях от Совкомбанка на то, что вам действительно нужно.
Цели субсидии
Выплаты назначаются тем, кто нуждается в помощи. Государство обязано заботиться о своих гражданах.
В Конституции Российской Федерации есть отдельная статья, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на помощь в тяжелых жизненных ситуациях. Пособия защищают и другие ценности России, которые определены в Конституции.
Кому положены
Как мы упоминали выше, право на субсидирование есть у граждан страны, которым действительно необходима помощь.
Важно: субсидия положена как физическим лицам, так и предпринимателям.
Физические лица:
Юридические лица, которые могут претендовать на поддержку, могут быть как предпринимателями, так и частными предприятиями, муниципальными и некоммерческими компаниями.
Также существует понятие целевой субсидии, которую выплачивают учреждениям и муниципалитетам на постройку детского сада или для использования на похожие нужды.
Когда заканчивается субсидирование и можно ли продлить
Помощь оказывается в качестве единовременных или ежемесячных выплат. Вторые прекращают выплачивать, когда меняются условия, на основании которых предоставляется государственная помощь.
К примеру, Юсуповы получают пособие как малоимущая и многодетная семья, но в этом году старший сын достиг совершеннолетия и устроился на работу после колледжа.
В семье остались два несовершеннолетних иждивенца, а сумма среднего дохода на душу увеличилась. Также они перестали считаться многодетной семьей, которой необходима помощь.
Социальные льготы и материальные выплаты больше не положены Юсуповым, так как семья потеряла статус малоимущей и многодетной. Но земельный участок, полученный семьей еще в статусе многодетной, останется у них.
Также причиной приостановления выплат является переезд в другой регион, если была положена региональная помощь.
Самая неприятная причина отмены выплат – вскрывшийся обман со стороны граждан. Тогда субсидия должна быть возвращена, а обманщик – наказан.
Продление выплат доступно в том случае, если условия их получения не менялись. Чтобы оформить ее вновь, необходимо обратиться в ближайшее отделение МФЦ.
Целевое финансирование
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов
Использование средств на приобретение материальных ценностей
Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования
Использование средств на оплату счетов поставщиков
Возврат не использованных по назначению средств
Образование финансирования за счет
средств, полученных от других предприятий, государственных органов
Образование финансирования за счет суммы начисленного
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
86.1 – Получение средств из бюджета.
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Кто имеет право на выплаты и бесплатные услуги в рамках социального контракта
Что такое социальный контракт?
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь, в том числе социальные услуги, денежную выплату, необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.
Подробности об обязательствах можно узнать из приложения № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Чем отличаются пособия от социального контракта?
В отличие от выплаты пособий социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.
Выплаты по контракту должны использоваться только по целевому назначению. Так, соцконтракт на обучение с последующим трудоустройством обязует гражданина выйти на работу.
Как можно потратить средства в рамках соцконтракта?
На профессиональное обучение или получение дополнительного профобразования, на поиск работы и открытие собственного бизнеса.
Кроме того, нуждающиеся семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации: покупку товаров первой необходимости и лекарств, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования.
Размер выплаты в рамках социального контракта зависит от условий, установленных в конкретном регионе.
Недавно в программу были внесены изменения, благодаря которым расширились возможности использования средств социального контракта. Теперь при необходимости их можно будет направить на решение текущих проблем, например на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей.
При открытии ИП можно направить средства социального контракта в том числе на расходные материалы и на аренду (не более 15% назначаемой выплаты).
Были упрощены правила трудоустройства для граждан с социальным контрактом. Теперь они смогут оформиться на работу сразу, если нет необходимости проходить стажировку.
Как мы уже отмечали, денежные средства должны быть использованы только на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту. В подтверждение целевого использования денежных средств, полученных по социальному контракту, предоставляются товарные и кассовые чеки, договор купли-продажи, расписки и т. п.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта?
Это является основанием для прекращения контракта, а значит, прекратятся и положенные в его рамках выплаты.
А если вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность по собственной инициативе в период действия соответствующего соцконтракта, то вам нужно будет возвратить деньги, полученные в качестве государственной социальной помощи.
Как долго государство будет оказывать поддержку в рамках соцконтракта?
Помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, которая будет указана в контракте.
Этот срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Где социальный контракт уже можно оформить?
Сейчас заключено 58 тыс. социальных контрактов в 21 пилотном регионе. Это Республики Алтай, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Пермский и Приморский края, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Саратовская и Томская области.
В 2021–2022 годах субсидии из федерального бюджета будут предоставлены всем субъектам Российской Федерации.
Субъекты РФ могут предусмотреть дополнительные параметры получения и использования контракта. Например, в некоторых регионах средства, полученные в рамках соцконтракта, можно использовать для погашения задолженности по ЖКХ.
В центры социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства.