экранизации литературных произведений список лучших фильмов
25 лучших экранизаций последних лет
Нет времени почитать бестселлер, который вам посоветовали все друзья? Не беда! Титр составил список 25 лучших экранизаций бестселлеров последних лет. Смотрите с удовольствием!
« 12 лет рабства »: История образованного вольнорожденного афроамериканца, попавшего в рабство на долгих 12 лет и вынужденного жить ужасной жизнью раба без всяких надежд на освобождение.
« Цветы войны »: 1937 год. Японско-китайская война. Гробовщик Джон приезжает в Китай на заработки и оказывается запертым в церкви вместе с ученицами местного монастыря и девушками из борделя. Чтобы спасти всех от военных, Джону приходится притвориться священником.
« Вторая жизнь Уве »: Одинокий старик-мизантроп Уве решает покончить с собой, но его грандиозные суицидальные планы рушатся с появлением новых соседей — шумного семейства с разговорчивой мамой и дружелюбными ребятишками.
« Области тьмы »: Неудачливый писатель Эдди принимает препарат, способный многократно увеличить возможности мозга. Теперь он может все: закончить книгу, стать богатым, добиться успеха у женщин. Но, как выясняется, даже у «волшебной» таблетки есть побочные эффекты.
« Выживший »: История американского охотника, который был предан одним из членов своего отряда и брошен умирать в северных лесах Америки. Только жажда мести помогает ему выжить, выследить и отомстить своему обидчику.
« Грань будущего »: Земляне готовятся к решающему сражению против жестоких инопланетян. Главный герой, Майор Кейдж, погибает на поле боя, но попадает во временную петлю и получает ворох шансов истребить инопланетных монстров.
« Жизнь Пи »: В результате кораблекрушения мальчик по имени Пи оказался посреди бескрайнего океана в одной спасательной шлюпке вместе с гиеной, зеброй, орангутангом и тигром. Очень быстро единственными товарищами по несчастью остались Пи и тигр.
« Марсианин »: Команда астронавтов в экстренном порядке покидает Марс из-за песчаной бури. Во время эвакуации инженер и биолог Марк Уотни получает повреждение скафандра. Остальные члены команды, посчитав его погибшим, улетают с планеты. Придя в себя, Уотни обнаруживает, что он на планете один.
« Виноваты звезды »: История семнадцатилетней девушки Хейзел Грейс с онкологическим заболеванием, которая записывается в группу поддержки и там знакомится и влюбляется в товарища по несчастью.
« Исчезнувшая »: Идеальная пара Ника и Эми, оказывается, не так идеальна: супруга неожиданно исчезает, в доме находят следы крови и борьбы и, разумеется, Ник становится главным подозревают в ее убийстве.
« Хорошо быть тихоней »: Застенчивый, тихий и одинокий старшеклассник Чарли знакомится с Патриком и его сводной сестрой Сэм. Это знакомство становится новым и насыщенным этапом в жизни парня, который помогает ему преодолеть одиночество и депрессию.
« Девушка с татуировкой дракона »: Журналист Михаэль расследует убийство 40-летней давности. Несмотря на давность преступления, дело оказывается крайне опасным.
« Отверженные »: Франция, начало 19 века. На фоне революции рассказываются истории Жана Вальжана, сбежавшего каторжника, что скрывается от правосудия, и его подопечной, бедной девочки Козетты.
« Служанка »: История о жестокой интриге с тремя игроками: богатой леди, подосланной к ней служанкой и загадочным аристократом. Но ни в один из планов не входила страсть, вспыхнувшая между героинями.
« Я, Эрл и умирающая девушка »: Грег отправляется выразить сочувствие однокласснице Рейчел. В процессе общения между ними налаживаются дружеские отношения. Грег и его лучший друг Эрл решают снять фильм о Рейчел, чтобы приободрить ее.
« Воровка книг »: Германия 1939 года. Главная героиня Лизель, потерявшая семью и попавшая к дальним родственникам, спасается чтением. Но юная девушка не может позволить себе покупать бумажные издания и поэтому она начинает воровать книги из библиотеки бургомистра.
« Великий Гэтсби »: Молодой, неискушенный и наивный писатель Ник Каррауэй приезжает в Нью-Йорк и волею судеб селится по соседству с загадочным миллионером Джеем Гэтсби, который известен своими вечеринками и легким отношением к жизни.
« Прислуга »: Действие фильма происходит в 60-е годы на юге США. Главная героиня пишет книгу на основе рассказов чернокожих горничных, которые вынуждены ежедневно терпеть унижения от своих белых работодателей.
« Комната »: 24-летняя Джой была похищена маньяком еще в подростковом возрасте, и с тех пор она безвылазно живет в маленькой комнате. За эти годы она забеременела и родила от своего похитителя очаровательного мальчика, который в своей жизни не видел ничего, кроме маленькой комнаты.
« Воспоминания о Марни »: Замкнутая и хилая Анна очарована заброшенным особняком и белокурой девочкой Марни, живущей в нем. Постепенно девочки сближаются и становятся хорошими подругами, но в один день Марни внезапно исчезает.
« Привет, Джули! »: Восхитительная история о превратностях любви. Главные герои познакомились еще в раннем детстве, Джули с первого же взгляда влюбилась в Брайса. Но объект ее симпатии не обращал на нее никакого внимания. Однако прошло время, и повзрослевшая Джули как-то незаметно охладела к заносчивому Брайсу, который неожиданно стал сохнуть по своей давней поклоннице.
« Облачный атлас »: Шесть историй переплетутся во времени и пространстве: нотариуса середины XIX века; молодого композитора, вынужденного торговать душой и телом в Европе между мировыми войнами; журналистки в Калифорнии 1970-х, раскрывающей корпоративный заговор; современного издателя; клона-прислуги из Кореи — стране победившего киберпанка; и гавайского козопаса на закате цивилизации.
« Морщинки »: Старика Эмилио, больного Альцгеймером, отправляют в дом престарелых. Теперь пожилой человек оказывается в одной палате с таким же стариком по имени Мигель. Несмотря на их непохожесть, они находят общий язык и вскоре становятся друзьями.
« Жизнь кабачка »: Трогательная анимация о робком мальчике, который остается в одиночестве после смерти своей пьющей матери. Попав в детдом, он находит себе друзей с такими же проблемами и печалями.
Кино10 великих книг и их достойных экранизаций
Вспоминаем адаптации Шекспира, Остин, Бронте, Стейнбека и других гигантов
На прошлой неделе в прокат вышла новая экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы» с Кэри Малиган в главной роли. Харди — классик английской литературы, чьи работы уже не раз переносили на киноэкран, но всегда с разным успехом. Экранизировать классику всегда непросто, да и зрители зачастую выносят вердикт не в пользу режиссера. Мы решили вспомнить 10 одинаково удачных романов и их блестящих экранизаций. Уверены, что про такие очевидные хиты, как «Унесенные ветром», «Лолита» или «Война и мир» Бондарчука, вы и сами помните, так что вот еще несколько картин, достойных своего первоисточника.
Гамлет
Многие видели классического для постсоветского пространства «Гамлета» со Смоктуновским в главной роли — очень академичную, но оттого не менее блестящую экранизацию. Сыграть Гамлета — дело чести для большинства актеров, и адаптировали трагедию сотни раз — от кино до театра кабуки. Например, в этом году в постановке лондонского театра Барбикан Гамлета играет всеобщий любимец Камбербэтч. Актер и режиссер Кеннет Брана, снявший новую «Золушку», большую часть своей карьеры посвятил Шекспиру. Не став дожидаться приглашения от других, он сам сыграл большинство главных ролей — в «Гамлете» в том числе. Экранизация Браны собрала исключительно хвалебные отзывы критиков, не последнюю роль в этом сыграло то, что режиссер не стал жертвовать текстом первоисточника в пользу экранного времени. Как и на сцене, «Гамлет» Браны идет полных 4 часа и выглядит эпично: визуальный ряд фильма идет вразрез с привычной аскетичностью других интерпретаций. Из новых экранизаций также заслуживает внимания менее дословная индийская «Хайдер», чье действие перенесено в современный Кашмир.
«Трагическая история
о Гамлете, принце датском»
Уильям Шекспир, 1600–1601
Разум и чувства
Sense and Sensibility, 1995
Мало чьи произведения экранизировали так же часто, как наследие главной английской романистки Джейн Остин. Достойных примеров масса, и большинство из них принадлежат компании BBC, которая наловчилась превращать знаменитые романы в такие же удачные мини-сериалы. Если говорить о фильмах, то на ум сразу приходит «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли, но мы решили вспомнить другое знаменитое произведение писательницы. «Разум и чувства» — первый опубликованный роман Остин, вышедший под лаконичным псевдонимом «Дама». В 1995 Энг Ли снял по нему очень нежный фильм с завидным звездным составом: Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Хью Грант и Алан Рикман — чего еще желать. Томпсон не только сыграла одну из главных ролей, но еще и адаптировала сценарий. Хотя фильму Ли не хватает реализма, режиссер удачно интерпретирует первоисточник, оставаясь внимательным к деталям и юмору.
Грозовой перевал
Wuthering Heights, 2011
Эмили Бронте до своей смерти успела опубликовать один-единственный роман, но его оказалось достаточно, чтобы навсегда вписать ее имя в анналы английской классики. «Грозовой перевал» Бронте — одна из тех книг, которую сложно экранизировать, но режиссеры из раза в раз пробуют свои силы. Красивый и мрачный фильм Андреа Арнольд с каждым кадром нагнетает ощущение неизбежно надвигающейся опасности, вторя духу оригинала. Режиссер даже не думала снимать еще одну викторианскую драму с героями в идеальных локонах и с накрахмаленными воротничками — описанные Бронте и так пугавшие современников гиперреалистичные сцены насилия, животный ужас и темные стороны человеческой души в фильме Арнольд показаны без прикрас. Особенно режиссера хвалили за интерпретацию Хитклиффа: не идя на поводу у голливудских стандартов, Арнольд остановилась на темнокожем актере, куда более похожем на героя книги, чем его экранные предшественники вроде Тома Харди. «Грозовой перевал» — настоящая книга вне времени: камерность событий выталкивает на первый план трагедию страстей, одинаково понятную и читателям XIX века, и нашим современникам.
Идиот
Еще один роман, для многих неразрывно связанный с советской экранизацией. Из-за противоречий между режиссером Иваном Пырьевым и исполнителем главной роли Юрием Яковлевым двухсерийный фильм так и остался незаконченным. У экранизации Куросавы еще более душераздирающая история. Режиссер всегда был большим поклонником русской литературы, считал Достоевского своим любимым писателем и мечтал его экранизировать. После успеха «Расёмон» Куросава отважился взяться за русского классика, но перенес главный конфликт романа из далекой России в послевоенную Японию. Когда первую версию фильма, растянувшегося на четыре с половиной часа, приняли холодно, продюсеры заставили Куросаву сократить картину более чем в два раза, что ему, естественно, не понравилось. В итоге вырезанные сцены нигде не сохранились и увидеть тот самый оригинал теперь невозможно. Так или иначе, «Идиот» Куросавы доказывает, что лучшие киноадаптации великих произведений — это не те, что следуют каждой букве, а те, что ищут новый подход.
Фёдор Достоевский, 1869
Усадьба Хауардс-Энд
Э. М. Форстера мы вспоминали совсем недавно — это по его роману снят фильм с молодым Хью Грантом «Морис». «Усадьба Хауардс-Энд» под стать многим другим классическим произведениям из этого списка ставит своей задачей запечатлеть современное писателю время. В случае Форстера это эдвардианская Великобритания на рубеже веков, показанная через переплетенную историю трех семей разного происхождения. В экранизации задействовали только лучших: помимо Энтони Хопкинса, главные роли достались Хелене Бонэм Картер, Ванессе Редгрейв и, как подобает любому хорошем фильму по британской классике, Эмме Томпсон. Последняя получила за эту роль «Оскар». Режиссер картины Джеймс Айвори — половина легендарного дуэта Айвори — Мерчант, который уже несколько десятилетий подряд адаптирует культовые литературные произведения для кино. Дуэт давно стал именем нарицательным, а его работы вызывают неизбежные ассоциации с пафосными историческими драмами. Впрочем, это не отменяет заслуженного успеха «Усадьбы Хауардс-Энд».
К востоку от рая
Стейнбек — один из тех китов, на которых держится американская классическая литература. К нему подступались не раз — по всем главным большим романам есть голливудские экранизации разных лет: от черно-белых «Гроздьев гнева» до «О мышах и людях», снятого в 90-е. Смотреть можно любую из них (за исключением разве что недавних потуг Джеймса Франко), но именно «К востоку от рая» называют самой амбициозной работой писателя, к которой он шел всю свою карьеру. За экранизацию второй половины книги взялся Элиа Казан (дедушка актрисы Зои Казан), к тому моменту успевший перенести на экран невероятно успешную пьесу «Трамвай „Желание“». «К востоку от рая» стал классикой кинематографа, а Джеймс Дин сыграл в нем свою первую главную роль. «К востоку от рая» — настоящее полотно, помещающее библейскую историю о Каине и Авеле в американские реалии. По слухам, в новой экранизации одну из главных ролей исполнит Дженнифер Лоуренс.
Джон Стейнбек, 1952
Убить пересмешника
To Kill a Mockingbird, 1962
Буквально через несколько дней выйдет скандальный приквел романа «Убить пересмешника»: поговаривают, что «Go Set a Watchman» увидит свет исключительно благодаря пронырливости издателей, публикующих книгу вопреки желанию Харпер Ли. Главная работа писательницы, все эти годы остававшаяся по суди единственной, обеспечила ей прижизненную славу и стала классикой американской прозы. Экранизация пулитцеровского романа об адвокате из Алабамы времен Великой депрессии не заставила себя ждать. Фильм без лишней помпы показывает главное: уничтожающий расизм и тех, кому хватает смелости с ним бороться, становление духа и воспитание доброты в людях. Аттикуса Финча сыграл главный голливудский актер того времени Грегори Пек, получив за свою роль «Оскар». Сама Харпер Ли осталась от фильма в восторге и не раз восхищалась именно игрой Пека.
Пролетая над гнездом кукушки
One Flew Over the Cuckoo’s Nest, 1975
«Пролетая над гнездом кукушки»
Бегущий по лезвию
Возможно, лучшая экранизация научной фантастики из всех существующих. Филип Дик стал классиком сай-фая еще при жизни, поднимая в своих произведениях сложные вопросы человечности, сознания, этические и политические дилеммы. «Бегущий по лезвию» — свободная интерпретация романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Ридли Скотт не ставил задачи дословно перенести книгу Дика на экран, и, возможно, ровно поэтому фильм оказался в итоге столь успешным. Оба произведения легко существуют как самостоятельные шедевры, не нуждающиеся в поддержке источника или, наоборот, визуальной интерпретации. Охотник на беглых репликантов Декард остается одной из лучших ролей Харрисона Форда, рисковавшего навсегда застрять где-то между Инди и Ханом Соло. Если с книгой всё понятно, то фильм надо смотреть аккуратно: лучше всего, конечно, режиссерскую версию, без закадрового голоса главного героя и дурацкого счастливого конца, навязанного Ридли Скотту студией.
«Мечтают ли андроиды
об электроовцах?»
Невыносимая легкость бытия
The Unbearable Lightness of Being, 1988
Роман Кундеры о Чехословакии времен Пражской весны, без сомнения, стал современной классикой. «Невыносимая легкость бытия» снималась при активном участии самого писателя, но в итоге он остался разочарован результатом. В одном из чешских переизданий романа Кундера говорит о том, что дух фильма не имеет ничего общего с книгой, но соглашаться с этим не хочется. История о людях, захваченных любовью и неизбежностью выбора, зажила новой жизнью на экране. Во многом это заслуга операторской работы Свена Нюквиста (это он снимал «Фанни и Александр» Бергмана), привнесшего уместную натуралистичность в кадр. Часть очарования фильма таится и в разномастном актерском составе: от англичанина Дэниела Дэй-Льюиса до француженки Жюльет Бинош и шведки Лены Олин, номинированной за роль Сабины на «Золотой глобус».
Экранизации литературных произведений, которые оказались не хуже самой книги (10 фото)
Существует огромное количество фильмов и сериалов, основанных на литературных произведениях. И, как правило, после их просмотра большинство зрителей в один голос говорит: «книга была лучше». Но бывают такие экранизации, которые почти ничем уступают своим литературным первоисточникам. А все благодаря невероятным усилиям и таланту режиссеров, сценаристов и, конечно же, актеров.
«Возвращение короля» Дж. Р. Р. Толкина и фильм «Властелин колец: Возвращение короля» (2003)
Роман стал классикой эпического фэнтези и одной из самых известных книг ХХ века, а фильм взял 11 «Оскаров» из 11 возможных и стал самой успешной картиной в жанре фэнтези.
«Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и одноимённый фильм 1939 года
Писательница Маргарет Митчелл получила за роман Пулитцеровскую премию, а сама книга стала одним из самых известных бестселлеров в истории литературы. Фильм же 25 лет удерживал статус самой кассовой картины за всё время (а с учётом инфляции остаётся таковой и по сей день) и удостоился 8 премий «Оскар».
«Война и мир» Льва Толстого и одноимённый фильм 1965 года
Роман является одним из самых известных произведений русской литературы и входит в иностранные списки лучших романов всех времён. Фильм 65-го года стал первым советским художественным фильмом, который получил премию «Оскар».
«Убить пересмешника» Харпер Ли и одноимённый фильм 1962 года
Роман получил Пулитцеровскую премию, став одним из важнейших произведений на тему расового неравенства в США, а также оказался мировым бестселлером с более чем 30 миллионами проданных копий только на английском языке.
Фильм получил 8 номинаций на «Оскар» (выиграл в трёх), вошел в список лучших фильмов всех времён, а его главный герой Аттикус Финч возглавил рейтинг «100 лучших героев по версии Американского института киноискусства».
«Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи и одноимённый фильм 1975 года
Книга стала культовой для поколения 1960-х годов. Фильм стал вторым в истории получившим «Оскары» в 5 основных категориях: лучший актёр, актриса, адаптированный сценарий, а также лучшую режиссуру и лучший фильм в целом.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова и одноимённый фильм 1957 года
За свой роман Шолохов получил Нобелевскую премию, а само произведение стало одним из самых масштабных в русской литературе. А почти 6-часовая экранизация Сергея Герасимова сделала невозможное — перенесла события романа на экран, да так, что до сих пор фильм считается одним из лучших фильмов по русской классике.
«Удивительный волшебник из страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума и фильм «Волшебник страны Оз» 1939 года
Одна из самых известных детских книг в истории, героев и завязку которой знают во всём мире. Переведена более чем на 50 языков, причём во многих странах получая местную адаптацию (например, «Волшебник Изумрудного города» в СССР).
Фильм же стал одним из самых первых в истории, снятых в цвете, а также пионером в жанре фэнтези. При этом картина получила 6 номинаций на «Оскар» (взяла две).
«Собачье сердце» Михаила Булгакова и одноимённый фильм 1988 года
Одна из самых цитируемых повестей русской литературы превратилась в крайне высоко оценённый как на родине, так и за рубежом фильм. Два произведения так сплелись, что становится непонятно, какое из них на данный момент популярнее: повесть или фильм.
«Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг и одноимённая экранизация 2001 года
Первая часть «Гарри Поттера», как и вся серия книг Роулинг, стали главным на данный момент литературным феноменом конца ХХ и всего XXI века. Помимо признания у критиков и читателей серия романов побила все возможные коммерческие рекорды всех времён. Последние 4 части поочерёдно ставили рекорды по скорости продаж в истории.
Первый фильм стал сверх коммерчески успешным (собрал почти миллиард долларов в кассе) и получил высокие (хоть и не запредельные) оценки зрителей и критиков.
«Гордость и предубеждение» Джейн Остин и одноимённый мини-сериал 1995 года
Роман, написанный в конце 18 века, до сих пор не утратил популярности и занимает первые строчки в рейтингах самых любимых книг литературоведов. Является одной из пяти книг, наиболее рекомендуемых философами, литературоведами, авторами и журналистами 21 века.
Мини-сериал 1995 года оказался одним из самых высоко оценённых зрителями во всём мире — и на «КиноПоиске», и на IMDb он имеет среднюю оценку 8.8.