что такое пространственное видение

Стереоскопическое зрение

содержание

Общий

Пространственное зрение по существу требует следующих предпосылок:

Это фундаментальное движение глаз обычно не замечается. Процессы раннего обучения позволяют обоим глазам автоматически фиксировать точку, на которую вы хотите смотреть. Многие оптические иллюзии возникают из-за того, что мозг работает на основе опыта, и можно сбиться с толку из-за того, что что-то выглядит не так, как привык.

физиология

Если поменять местами пару стереоизображений, отображение глубины меняется на противоположное, и восприятие соответствует псевдоскопическому зрению. Более удаленные объекты теперь явно находятся на переднем плане, а точки близких объектов воспринимаются на более глубоких уровнях изображения. Если пара стереоизображений соответствует положению записи стереоизображения, возможно ортоскопическое зрение, пространственное изображение, соответствующее обычной привычке пространственного просмотра. Если оба поля стереозаписи идентичны, пространственное восприятие невозможно.

Перекрестный взгляд

Каждый, кто способен ясно видеть предметы на расстоянии 20–60 см, имеет все физиологические предпосылки для сознательного использования перекрестного обзора. При прищурении между двумя изображениями создается виртуальное третье изображение, которое дает желаемое пространственное впечатление. Рекомендуемое расстояние просмотра для приведенного ниже примера составляет около 70 см.

Близорукость или дальнозоркость не ухудшают способность выглядеть косоглазым при условии, что плохое зрение исправляют очки. Однако этот метод относительно быстро приводит к утомлению глаз. Кроме того, мозг интерпретирует изображение как очень маленькое из-за близкого пересечения.

С помощью перекрестного вида головоломки с различиями между двумя картинками также могут быть решены простым способом.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Однако различия в цвете распознать не так просто, поскольку все пространственное видение основано на формах.

Очень заметным признаком (в примере справа) является то, что он немного смещен по горизонтали на обоих изображениях. С другой стороны, сравнивая два изображения, трудно найти разницу, особенно если между персонажами большие расстояния, поэтому глаз не имеет ни малейшего представления.

В общем, пусть A будет расстоянием до глаз наблюдателя, B расстояние между парами стереоскопических объектов и d расстояние просмотра, тогда расстояние до видимого изображения b вычисляется с использованием лучевой теоремы с использованием уравнения

Размер этого виртуального изображения определяется соотношением b / d и размером отдельных изображений. В приведенном ниже примере расстояние (= ширина) отдельных изображений составляет около 9 см (в зависимости от размера экрана), поэтому при удалении выходного зрачка 6,5 см и расстоянии просмотра 70 см пространственное впечатление от миниатюры составляет всего около 3,8. см по размеру получается на расстоянии 29 см.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Параллельный вид

Видимое расстояние до изображения b зависит от расстояния B отдельных изображений, расстояния до глаз A и расстояния просмотра d :

Случай B = A соответствует бесконечно большому расстоянию и, следовательно, стереоскопическому впечатлению от объекта, который находится далеко. Для больших расстояний между отдельными изображениями b становится формально отрицательным; для зрителя, однако, если отдельные изображения накладываются друг на друга, создается впечатление, что объект находится еще дальше, чем при нормальном зрении вдаль. Однако в этом случае глаза также могут быстро устать.

Один из способов использования параллельного обзора заключается в следующем:
сначала зафиксируйте объект на расстоянии примерно от 1 до 3 метров. Затем вы толкаете стереограмму в поле зрения, но не фиксируете взгляд на этом более близком объекте. Постепенно части изображения выделяются, и вы начинаете что-то узнавать.

Гиперскоп и псевдоскоп

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Псевдоскоп оптически меняет положение глаз, что меняет впечатление пространственной глубины.

Источник

Что такое пространственное восприятие у детей и как его правильно развивать

Давай разберемся вместе с тобой, дорогая читательница, что же такое пространственное восприятие у детей? Мы предоставим тебе определение пространственного восприятия и ориентации, а также действия, которые необходимы, чтобы поддержать развитие твоего ребенка.

Так что же представляет из себя пространственное восприятие у детей?

Ты, вероятно, слышала эту фразу раньше, и многие люди, по крайней мере, имеют некоторое представление о том, что это значит. Самое короткое определение пространственного восприятия — это осознание себя в любом заданном пространстве, в отношении всех других людей и объектов в этом пространстве. Как взрослые, мы постоянно испытываем пространственное восприятие, не задумываясь об этом. Это то, как мы не сталкиваемся с вещами, а также как мы ориентируемся в окружающей среде. Маленькие дети все еще учатся развивать пространственное восприятие и ориентацию, и это требует времени.

Термин «пространственное восприятие у детей».

Чтобы лучше понять пространственное восприятие (осознание), существует несколько терминов, которые мы, вероятно, должны определить. Ниже приведены некоторые понятия, которые являются частью пространственного восприятия (не только у детей). Эти термины будут полезны для понимания того, как твой ребенок развивает этот важный навык.

— Что такое пространственные навыки?

Пространственные навыки являются навыками, необходимыми для поиска объектов в трех измерениях, используя осязание и зрение.

— Пространственная способность.

Пространственные способности — это то, что по-прежнему работает у тебя, как у взрослого человека. Твоя пространственная способность определяется способностью думать об объектах в трех измерениях и делать выводы о них с ограниченной точки зрения. Этот навык является неотъемлемой частью успеха во многих базовых областях.

— Пространственный интеллект.

Пространственный интеллект — это то, чем ты пользуешься, когда, например, ходишь. Он помогает тебе ориентироваться в сложных трехмерных сценариях. Например, где тебе нужно наблюдать и интерпретировать форму, размер, направление и траекторию объектов вокруг.

— Пространственное восприятие.

Пространственное восприятие описывает, как твой мозг обрабатывает физическое взаимодействие между объектами. Этот тип восприятия использует визуальное восприятие, восприятие расстояния и движения.

— Пространственно — временное мышление.

Пространственно-временное мышление — это способность визуализировать то, как объекты располагаются в трехмерном пространстве. Такого рода талант помогает, например, разгадывать головоломки. Люди с этим талантом могут визуализировать готовый продукт и как его составные части вписываются в него.

— Пространственный смысл.

Пространственный смысл обычно рассматривается с точки зрения того, как мы изучаем геометрию в школе. Но помимо использования его для успешного написания контрольной по математике, он также очень полезен для некоторых типов науки, основанной на запросах. Пространственный смысл описывает способность человека понимать и визуализировать трехмерное пространство и то, как объекты вписываются в это пространство.

— Термин «ментальное тело».

Осознание тела — это осознание твоим ребенком собственного тела. Так мы с детства понимаем, где оно и его составные части находятся в пространстве.

Пространственное осознание (восприятие) у детей.

Пространственное осознание у детей — это навык, над которым мы продолжаем работать и развивать на протяжении всей нашей жизни. Ты можешь помочь своему ребенку улучшить его пространственные навыки. Важно тем самым создать прочную основу для его дальнейшей жизни, давая ребенку задания с занимательной пространственной активностью.

Вот несколько идей, которые помогут тебе улучшить развитие пространственного восприятия у ребенка.

Для развития пространственного восприятия, детям нужно разгадывать головоломки.

Любой вид головоломок, от классических пазлов до того же Lego поможет ребенку развивать пространственное восприятие. Эти игры позволяют твоему ребенку практиковать свои навыки решения проблем. Разгадывая головоломки дети создают ментальные шаблоны или представление, как различные части могут вписаться в заданное пространство.

Игра ребенка с кубиками.

Кубики являются отличной и простой игрушкой. Кубики помогают твоему ребенку узнавать много различных вещей о физическом мире вокруг него. Они помогают изучать ребенку действие гравитации и то, как объекты взаимодействуют друг с другом. Игра с кубиками также будет иметь важное значение в достижении многих других этапов развития. Таких как те, которые связаны с развитием у ребенка чувства баланса или мелкой моторики.

Игра в контейнер и содержимое.

Помещать предметы в контейнер или коробочку отличный путь узнать ребенку пространственную концепцию «контейнера» и «содержимого». Предоставь своему ребенку возможность экспериментировать с тем, как объекты вписываются друг в друга. Для него это будет отличный опыт в области пространственных развития.

Ребенок играет с обручем (хула хуп).

Игра с (хула хуп) hoola hoop — это двигательная активность, которая помогает твоему ребенку практиковать, как предвидение траектории объекта, так и перемещение своего тела, чтобы повлиять на эту траекторию. Это также масса веселья!

Хокей в развитии пространственного мышления ребенка.

Хоккей — это один из наших любимых дошкольных занятий. Игра в хоккей является невероятным упражнением в осознании тела. Он очень эффективен в развитии крупной моторики у маленьких детей. Хоккей заставляет ребенка думать о своих конечностях и о том, где они находятся в пространстве.

Основные этапы развития пространственного восприятия ребенка по годам.

Пространственное восприятие твоего ребенка начинает развиваться с самого раннего детства. Этот навык будет практиковаться и совершенствоваться на протяжении всей жизни ребенка. Мы считаем, что понимание этапов развития своего ребенка поможет узнать, как лучше его поддерживать. Поэтому ниже мы написали это полезное руководство по этапам развития (возрастным) пространственного восприятия у детей.

Формирование пространственного мышления, когда ребенок осознает предметы по отдельности.

Этап формирования пространственного мышления наступает в возрасте от 2 до 4 месяцев.

Сейчас, если показать ребенку два интересных предмета (красочных, шумных или других привлекающих), ребенок смотрит на оба. При этом он воспринимает и понимает эти предметы по отдельности.

Ребенок начинает практиковать восприятие расстояния и глубины.

Этап развития наступает с 4 до 6 месяцев.

Когда ты держишь предмет в пределах досягаемости своего ребенка, он тянется и пытается схватить его. Вероятно, малышу потребуется несколько попыток. Поскольку твой ребенок все еще пытается понять свое восприятие расстояния и то, насколько далеко находится предмет.

Предвидит движения предметов.

Этап развития наступает с 5 до 8 месяцев.

Когда ты повторяешь движение с объектом, ребенок предвидит движение, даже когда объект исчезает из вида. Это можно наблюдать, перемещая объект вперед и назад и ненадолго закрывая его другим предметом. Твой ребенок должен смотреть на другую сторону закрывающего обзор предмета, ожидая, что движущийся объект снова появится с другой стороны.

Ищет упавший объект.

Этап развития наступает с 6 до 8 месяцев.

Когда малыш роняет предмет с высоты сидя на стульчике, он начнет искать его на полу, даже если он не видел куда предмет упал. Ребенок демонстрирует, что начинает понимать, как объекты будут перемещаться в пространстве.

Вытаскивает предметы из контейнера или коробки.

Этап развития наступает с 9 до 11 месяцев.

Твой ребенок начинает понимать, что вещи могут находиться в других предмета. Малыш осознает, что эти вещи также могут быть удалены из этих других предметов (например, коробка). Он может продемонстрировать эти знания, удаляя предметы из контейнеров по одному или высыпая сразу всё из контейнера на пол.

Малыш вращает предметы.

Этап развития ребенка наступает с 9 до 12 месяцев.

Твой малыш будет исследовать все стороны предмета, чтобы найти сторону, которая ему нравится больше всего. Это показывает, что ребенок начинает понимать трехмерную природу объектов.

Ребенок бросает игрушки.

Этап развития наступает с 9 до 12 месяцев.

Твой ребенок начнет бросать свои игрушки и проявлять интерес к тому, как они падают на пол. Это можно наблюдать, когда твой ребенок выбрасывает свои игрушки, соску или бутылку из своей кроватки. Это не всегда означает, что ему не нравится брошенный предмет. Но ты можешь проверить, чтобы убедиться, предлагая ребенку его обратно. И в большинстве случаев ребенок будет забирать предмет обратно.

Разбирает игрушку — елочку с кольцами.

Этап развития наступает с 10 до 11 месяцев.

Сейчас ребенок начинает снимать кольца с игрушки. Ты можешь наблюдать этот этап, просто вручая своему ребенку елочку и кольца для укладки. Посмотри, как ребенок снимает он кольца. Если он не хочет, ты можешь показать ему, как это сделать, а затем посмотреть, сможет ли он повторить.

Объемно пространственное мышление развивается, когда ребенок помещает объекты в контейнер.

Этап развития объемно пространственного мышления наступает с 12 до 13 месяцев.

Развивая вначале пространственное восприятие, дети начинали с того, что вынимали объекты из контейнера. В этом возрасте малыш будет практиковать размещение предметов в контейнере или коробке, а затем снова их вынимать. Твой ребенок должен уметь делать это, по крайней мере, с тремя предметами. Это также признак того, что твой ребенок успешно развивает мелкую моторику.

Следует за катящимся мячиком.

Этот этап развития пространственного мышления у детей наступает с 12 до 13 месяцев.

Когда твой малыш увидит, что мячик выкатился из поля зрения, он сразу же отправится искать его в том месте, где мячи пропал. Ты можешь практиковать этот навык с ребенком, играя с ним и катая мяч туда и обратно. Затем «случайно» откати мячик так, чтобы он скрылся из поля зрения и предложите своему ребенку найти его.

Строит башню из двух блоков или кубиков.

Пространственное восприятие с 12 до 16 месяцев.

Твой ребенок складывает блок или другие кубические предметы в высоту, устанавливая их друг на друга. Если твой ребенок этого не делает, можно построить башню и сбить ее, а затем предложить ребенку тоже построить башенку.

Тянет за веревочку привязанную к игрушке.

Пространственное восприятие у детей с 13 до 15 месяцев.

Привяжите шнурок к игрушке, которую любит твой ребенок, и предложи шнурок ему. На этом этапе твой ребенок понимает, что если он потянет веревку к себе, он придвинет игрушку. Убедись, что предмет, привязанный к веревочке, легкий и интересует твоего ребенка. Обычно это любимая игрушка ребенка

Меняет кольца на игрушке из набора (елочка).

Пространственное восприятие в возрасте с 13 до 15 месяцев.

В этом возрасте твой ребенок начнет заменять кольца на елочке из колечек. Он сможет заменить по крайней мере два кольца в наборе. Ты можешь показать ребенку, как это сделать, сняв кольца, а затем снова надев один или два. После этого пригласи своего ребенка снова надеть остальные колечки на игрушку.

Ребенок обходит вокруг препятствия.

Этап развития наступает с 12 до 18 месяцев.

Если игрушка закатывается под такой предмет, как диван или стул, твой ребенок будет искать ее на другой стороне препятствия. А до этого он пытался следовать за игрушкой напрямую.

Малыш достает предметы из перевернутого контейнера.

Этап развития наступает с 13 до 19 месяцев.

Твой ребенок теперь понимает, что он могут использовать силу притяжения, чтобы извлечь предмет из контейнера, в который он не могут залезть. Помести маленький предмет в бутылку с узким горлышком и наблюдай, как ребенок переворачивает бутылку, чтобы достать предмет.

Ребенок приносит предметы, если его попросить.

Этап развития наступает с 15 до 18 месяцев.

Если ты попросишь ребенка принести предмет, расположенный в другой комнате, он сможет найти его. Ребенок найдет предмет на основе твоего описания того, где он находится или должен быть. Твой ребенок развивает способность визуализировать элемент в знакомом месте, не видя его.

Переворачивает изображение.

Этап развития наступает с 18 до 24 месяцев.

Дай ребенку изображение, в которое он распознает верх и низ. Ребенок должен без помощи повернуть изображение правильной стороной к себе. Ты можете заметить это, когда твой ребенок случайно раскрывает книгу вверх ногами и поворачивает книгу правильной стороной вверх.

Ребенок указывает на детали в картинках.

Этап развития наступает с 24 до 27 месяцев.

В этом возрасте, когда ты читаешь любимые иллюстрированные книги твоего ребенка, он начнет указывать на детали картинок. Это могут быть оборки на платье или хвост у обезьяны. Твой ребенок начинает понимать эти детали как часть целого.

Ребенок самостоятельно собирает небольшую головоломку — пазл.

Этап развития наступает в возрасте от 30 до 36 месяцев.

В этом возрасте твой ребенок будет в состоянии завершить большую часть головоломки, содержащей знакомое ему изображение. Это может быть полезно — показать сначала своему ребенку результат головоломки. А затем перемешать головоломку и попросить ребенка сложить её снова уже вместе.

Пространственное мышления малыша неразрывно связано с его координацией. Поэтому советуем почитать подробнее:

Мы надеемся, что ты нашла эту статью про пространственное восприятие у детей и его развитие полезной. В таком случае поделись ею с тем, кто мог бы тоже её использовать!

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

Источник

пространственное видение

Смотреть что такое «пространственное видение» в других словарях:

ощущение кинестетическое — ощущения, дающие субъекту информацию о движении и положении его собственного тела. Возникают при раздражении проприоцепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. На основе кинестетической чувствительности могут формироваться… … Большая психологическая энциклопедия

ЗНАНИЕ ВРОЖДЁННОЕ — унаследованные родоспецифические схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическому исследованию. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной форме допускают существование врожденных знаний… … Философская энциклопедия

Быстрицкая, Галина Альбертовна — У этого термина существуют и другие значения, см. Быстрицкая. Галина Альбертовна Быстрицкая … Википедия

Вудворд, Роберт Бёрнс — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вудворд. Роберт Бёрнс Вудворд англ. Robert Burns Woodward … Википедия

врожденное знание — ВРОЖДЕННОЕ ЗНАНИЕ родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели в той или иной… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

знание врожденное — ЗНАНИЕ ВРОЖДЕННОЕ унаследованные родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям. Многие философы и естествоиспытатели… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

кинестезические ощущения — Этимология. Происходит от греч. kinema движение + aisthesis чувство, ощущение. Категория. Форма ощущений. Специфика. Ощущения, дающие информацию о движении и положении собственного тела, возникающие при раздражении проприорецепторов,… … Большая психологическая энциклопедия

ФРАНКАСТЕЛЬ (Francastel), Пьер — (1900 1970) французский искусствовед, эстетик, социолог искусства. Автор исследований «Живопись и общество» (1951); «Этюды по социологии искусства» (1970) и др. Ему принадлежит инициатива создания первой во Франции кафедры социологии искусства … Эстетика. Энциклопедический словарь

Алая Ведьма — История Издатель Marvel Comics Дебют Uncanny X Men #4 (март 1964 г.) Автор(ы) … Википедия

Алая ведьма — История публикаций Издатель Marvel Comics Дебют Uncanny X Men #4 (март 1964 г.) Авторы … Википедия

Гуссерль, Эдмунд — Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Edmund Gustav Albrecht Husserl … Википедия

Источник

ГЛАВА 5. ВОСПРИЯТИЕ

3. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек — материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве).

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.

Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т.д.

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

У некоторых животных наблюдаются врожденные реакции, так называемые врожденные пусковые механизмы поведения, при воздействии объектов, имеющих определенную форму. Эти врожденные механизмы строго специализированы. Примером может служить оборонительная реакция молодняка семейства куриных на картонный крест, имитирующий силуэт хищной птицы.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.

Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестезических ощущений.

Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т.п.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становится менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т.е. к изменению своей формы при взгляде на различно удаленные предметы. В результате развивается дальнозоркость, которая выражается в том, что ближайшая точка ясного видения с возрастом отодвигается все дальше и дальше.

Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете (рис. 4). Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведения зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Угол конвергенции непосредственно используется как индикатор расстояния, как своеобразный дальномер. Можно изменить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол конвергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Если же призмы расположены так, что угол конвергенции уменьшается, то видимый размер объекта тоже уменьшается, а расстояние до него увеличивается.

Комбинация двух раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции — и является условнорефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация — в пределах 5-6 метров, конвергенция — до 450 метров. Между тем человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров.

Эта способность оценивать глубину на первый взгляд кажется врожденной.

В эксперименте ребенка-ползунка помещали на настил, рядом с которым находится обрыв, где поверх пустого пространства было положено толстое стекло (рис. 5). Эксперимент показал, что ребенок, свободно ползающий по настилу, не покидает его и останавливается перед стеклом.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

При более углубленном исследовании выяснилось, что останавливает ребенка не глубина, а новизна ситуации, вызывающая ориентировочную реакцию и задержку движения. Аналогичный результат наблюдался, когда за пределами настила под стеклом помещали блестящую фольгу — ребенок также останавливался на границе двух разных поверхностей.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зрительные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сетчатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Эти симметрично расположенные точки сетчаток обоих глаз называются корреспондирующими точками. Корреспондирующие точки — такие точки сетчатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизонтальные оси совместились.

Возбуждение корреспондирующих точек сетчатки дает ощущение одного объекта в поле зрения. При каждом положении глаз корреспондирующим точкам сетчаток соответствуют строго определенные точки во внешнем пространстве. Графическое изображение точек пространства, обеспечивающих видение одного объекта при данном положении глаз, называется гороптером (рис. 6).

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспаратные, точки, то возникает один из двух эффектов: появление двойственных изображений (если диспаратность точек достаточно велика) или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксируемым (если диспаратность невелика). В последнем случае появляется впечатление объемности, или стереоскопический эффект.

Этот эффект можно наблюдать с помощью стереоскопа — аппарата для раздельного предъявления двух картин левому и правому глазу. Эти картины образуют стереопару, которая получается при раздельной съемке двумя фотокамерами, расположенными на расстоянии, равном расстоянию между глазами. Таким образом получаются диспаратные изображения, при рассматривании которых возникает рельефное изображение.

Если в стереоскопе предъявляют два изображения, различия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то возникает своеобразный эффект: то одна, то другая фигура появляются в чередующейся последовательности. Это явление известно как бинокулярное соревнование. Иногда при этом два объекта выступают в форме, представляющей собой комбинацию обеих фигур. Например, рисунок изгороди, предъявляемый одному глазу, и рисунок лошади, предъявляемый другому, могут вызвать впечатление, что лошадь прыгает через изгородь.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; видимая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Хорошо известны рисунки, дающие двойственное восприятие глубины (рис. 7, 8, 9). В некоторых ситуациях тот факт, что интерпретация глубины может полностью меняться на обратную, имеет исключительное значение. Так, при посадке самолета восприятие пилотом посадочной полосы может быть перевернутым по глубине. Подобное явление наблюдается ночью или во время тумана, когда не видны те детали обстановки, которые служат для пилота условными сигналами, помогающими адекватному отражению удаленности предметов.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Таким сигналом является, например, яркость огней на посадочной полосе (известно, что яркие источники света кажутся расположенными ближе, чем тусклые), и достаточно неудачного сочетания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое восприятие глубины.

Восприятие направления. Один из важных моментов пространственного различения — восприятие направления, в котором находятся объекты по отношению к другим объектам или наблюдателю. Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли. Это положение, созданное общественно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окружающие предметы. Поэтому в пространственном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестезические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощущения равновесия и положения тела.

При бинокулярном зрении направление видимого предмета определяется законом тождественного направления. По этому закону раздражители, падающие на корреспондирующие точки сетчатки, видятся нами в одном и том же направлении. Это направление дается линией, соединяющей пересечение зрительных линий обоих глаз с точкой, соответствующей середине расстояния между обоими глазами. Иными словами, изображения, попадающие на корреспондирующие точки, мы видим на прямой, идущей как бы от одного «циклопического глаза», находящегося посередине лба.

Известно, что на сетчатке глаза образуется перевернутое изображение тех предметов, на которые мы смотрим. Перемещение наблюдаемого объекта вызывает перемещение сетчаточного изображения в обратном направлении. Однако мы воспринимаем предметы, и движущиеся и неподвижные, не в искаженном виде, а такими, какими их передает на сетчатку оптическая система глаз. Это происходит благодаря сочетанию зрительных ощущений с тактильными, кинестезическими и другими сигналами.

Интересные данные были получены в результате опытов, когда ориентация изображений на сетчатке глаз испытуемых намеренно искажалась с помощью специальных оптических приспособлений. Последние давали возможность получать изображения, перевернутые как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Оказалось, что спустя некоторое время наступает адаптация и мир, видимый испытуемыми, перестраивается, хотя и не полностью.

Подобное приспособление оказалось невозможным у животных. Так, к глазам кур прикрепляли призмы, переворачивающие изображение слева направо, и изучали способность птиц клевать зерна. У кур этот навык резко нарушался, и даже после трехмесячного ношения очков никакого реального улучшения навыка не наблюдалось. Сходные данные были получены на земноводных. Очевидно, врожденные зрительные реакции животных на расположение предметов не могут изменяться под влиянием обучения, если требуется, чтобы животное усвоило реакцию, антагонистическую инстинктивной.

Восприятие направления, в котором находятся объекты, возможно с помощью не только зрительного, но и слухового и обонятельного анализаторов. Для животных нередко звук и запах — единственные сигналы, действующие на расстоянии и предупреждающие об опасности.

Восприятие направления звука осуществляется при бинауральном слушании. Основу дифференцировки направлений звука составляет разность во времени поступления сигналов в кору головного мозга от обоих ушей. Звуки могут локализоваться не только в левом и правом направлении по горизонтали, но и по направлению вверх и вниз. Экспериментальные данные показали, что в последнем случае для восприятия пространственного расположения звука необходимы движения головы испытуемого.

Таким образом, механизм локализации звука учитывает не только слуховые сигналы, но и данные других анализаторных систем.

Зрительные иллюзии. Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Описаны многочисленные факты и условия ошибок в восприятии, главным образом зрительные иллюзии.

1) Иллюзия стрелы (рис. 10). Она основана на принципе сходящихся и расходящихся линий: стрела с расходящимися наконечниками кажется длиннее, хотя фактически обе стрелы одинаковой длины.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

2) Иллюзия железнодорожных путей (рис. 11). Линии, расположенные в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажутся длиннее, хотя на самом деле обе шпалы одинаковы.

3) Переоценка вертикальных линий (рис. 12). Высота цилиндра кажется больше, чем ширина полей, хотя они равны.

4) Иллюзия веера (рис. 13). Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра — вогнутыми.

5) Иллюзия пересечения (рис. 14). На одной прямой лежат линии АХ, а не ВХ, как кажется.

6) Иллюзия концентрических окружностей (рис. 15). Представленные на рисунке концентрические окружности воспринимаются как спираль из-за того, что короткие отрезки прямых (изображены белым) пересекают эти окружности в местах их пересечения с фоном.

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

что такое пространственное видение. Смотреть фото что такое пространственное видение. Смотреть картинку что такое пространственное видение. Картинка про что такое пространственное видение. Фото что такое пространственное видение

Зрительные иллюзии были обнаружены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий основана маскировка, которая для бесчисленного множества зверей, рыб, птиц и насекомых является защитным приспособлением. Один из эффективных способов маскировки — мимикрия — слияние с фоном, другой способ маскировки состоит в использовании деформирующего рисунка, в такой степени нарушающего очертания животного, что его нельзя различить и опознать. Пример деформирующего рисунка — яркие полосы зебры, благодаря которым с определенного расстояния невозможно выделить контур животного.

Все эти явления убеждают в том, что существуют какие-то общие факторы, вызывающие возникновение зрительных иллюзий. Выдвигались различные объяснения ряда наблюдаемых зрительных иллюзий. Так, иллюзия стрелы объясняется свойством целостности восприятия: мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а в некотором соотношении, и свойства всей фигуры ошибочно переносим на ее части (если целое больше, то больше и его части). Аналогично можно объяснить и иллюзию веера. Переоценка вертикальных линий объясняется тем, что движения глаз в вертикальной плоскости требуют большего мышечного напряжения, чем движения в горизонтальной плоскости. Поскольку интенсивность мышечного напряжения может служить мерой пройденного пути, вертикальные расстояния кажутся нам больше горизонтальных. Однако далеко не для всех видов зрительных иллюзий найдено убедительное истолкование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *