что такое валек для стирки
История одного предмета: «Валёк — бита для белья».
Сейчас со стиркой справится даже ребенок — загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?
«Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками…», – говаривали на Руси. Утверждение спорное, но с долей истины. Стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. Слово «прачка», кстати, от глагола «прать» («колотить, жать, давить, переть, отжимать, выдавливать»).
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень. Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье». Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора. Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Основным «гаджетом» наших прабабушек был, так называемый, «пральный (то есть «стиральный») валёк» — небольшая деревянная лопатка, которой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу.
Валёк, короткий и гладкий, применялся для выбивания мыльной и немыльной воды из стираемого белья. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Что такое валек-колотушка, и для чего он был раньше нужен женщинам
Стирка в старину для женщин была одним из самых нелюбимых и трудоемких занятий, а кроме всего прочего она требовала больших физических усилий.
Возможно из-за этого те, кто не имел возможности отдать грязное белье прачке, приступали к стирке не чаще одного раза в месяц.
В основном стирали лишь постельное и нижнее белье.
И использовали наши бабушки для этого такое приспособление как валек, которым и отстукивали белье до чистоты.
Это была небольшая деревянная лопатка с удобной ручкой.
Очень часто такие вальки украшались красивым орнаментом. Такие разукрашенные вальки молодые люди дарили понравившимся девушкам.
Иногда среди орнамента значились инициалы любимой, а также дата, когда этот валек был подарен ей.
Как же женщины справлялись с этим непростым делом, когда въевшуюся грязь надо было хорошенько отстирать, а машинок-автоматов как сейчас, тогда и в помине не было?
Раньше для стирки в бочку наливали воду. Для того, чтобы она нагрелась, на дно клали раскаленные булыжники.
Стирального порошка тогда не было, вместо него использовали щелок( на основе золы).
Ну а потом хорошенько вальком работали.
Женщины буквально выбивали из ткани им все загрязнения.
Белье клали на мостки и с силой колотили по нему, потом поливали раствором щелока и снова с силой били по ткани.
Ну а отбитое таким образом белье полоскали в реке, а зимой в проруби, так как для стирки воды не натаскаешься на себе.
Было и еще одно назначение у валька-колотушки.
Им жены частенько мужей охаживали.
Особенно во время родов,когда муж подле супруги находился, она его этой лопатой хорошенько отходить могла, чтобы не одна они при родах мучилась.
В общем, полезная была вещица для наших предшественниц.
Валек. Поволжье, первая половина XIX в.
Девять из десяти хозяек в старину в один голос назвали бы стирку белья самой хлопотной и неблагодарной домашней работой. Как говорили в народе, совсем не варило (стряпня) бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками. Муж на то и муж, чтобы однажды явиться домой совершенно грязным: еще утром, казалось бы, надел чистейшую сряду (одежду), а к вечеру она уже «присеки огня» (очень грязная). В таких случаях наших прабабушек всенепременно выручал валёк-колотушка – вещь в хозяйстве незаменимая: им можно было и неряшливого муженька поколотить для науки, а лучше всего, вздохнув глубоко и прихватив «уделанные» порты, бежать на речку, чтобы отстукать их до прежней чистоты. Недаром прачек в старину называли «портомойками». Да и само слово «прачка» означает, что белье во время стирки не просто слегка треплют, кое-как полощут, а именно прут (жмут, давят, колотят вальком), прилагая значительные физические усилия.
Действительно, сколько сил и труда надо было положить, чтобы белье и одежда вновь засияли чистотой! И это в те времена, когда не было еще ни стиральных порошков, ни мыла, ни стиральных машин. Грязь из белья тогда, в буквальном смысле слова, выколачивали вальком. Это приспособление было повсеместно распространено на Руси, правда, в разных местах называлось по-разному: чаще всего валек, колотушка, но в иных местах и варта, и лапта, и портомойник, и пральник. Как правило, вальком пользовались при стирке грубых вещей: мешков, половиков, постельников, стеганых одеял, фуфаек и все тех же мужниных портков. Использовали валек следующим образом. Белье, сильно намоченное стиральным раствором или водой (при полоскании), укладывали комом на мостки на речке. Брали валёк за ручку и ударяли нижней его поверхностью по кому белья, пока пластина валька не выбивала из него жидкость. Затем белье прополаскивали в стиральном растворе или воде и повторяли выколачивание белье до тех пор, пока оно не станет чистым.
Стирка белья исконно была чисто женским делом, более того, стирка стала одной из первых женских профессий. С ранней весны до глубокой осени стирали женщины в проточной воде на открытом воздухе, стоя на коленях, на деревянных мостках. Обычно у каждой деревни были свои излюбленные места на реке, где в урочный час собирались деревенские бабы и за разговорами о семейном житье-бытье незаметно для себя отстукивали каждая свои грязные вещи. Так, мостки эти зачастую превращались в своего рода женский, клуб, где, под шлепанье мокрого белья, происходил интенсивный обмен новостями.
У рачительных хозяек прошлого было в запасе немало интересных «безмыльных» рецептов стирки. Так, если белье от долгого употребления теряло свою первоначальную белизну, его помещали на два-три дня в кислое молоко. Для стирки повсеместно использовали отвар фасоли, «картофельную» воду (картофель натирали на терке и вливали в тепловатую воду). Находил применение у прачек и яичный желток, которым перед стиркой натирали пятна на шерстяной одежде.
Можно сказать, что процесс стирки в те далекие времена, несмотря на свою трудоемкость, напоминал настоящее священнодействие. Поэтому и отношение к тем хозяйственным орудиям, которые использовались при стирке было особенное.
Например, валек клали в колыбель новорожденного в качестве оберега, а также подкладывали его под голову младенца во время обряда первой стрижки волос. Во многих местах России существовал такой обычай: муж должен был присутствовать при родах жены и кричать вместе с нею, корчась от мнимой боли. Любопытный вариант этого обряда с использованием валька был зафиксирован в свое время в Полесье: «Измученная схватками жена просит мужа передать ей валек. Но вместо того, чтобы подложить его себе под спину, она вдруг изо всей силы бьет им мужа. На вопрос захваченного врасплох супруга, не рехнулась ли она часом, та отвечает: «А тебе больно? Вот мне больно, пускай и тебе так же будет». Считалось, что такое поведение роженицы намного облегчает ее страдания во время схваток, а также способствует тому, чтобы роды прошли благополучно и без осложнений.
Удобная ручка, широкая, гладкая, чуть выгнутая поверхность валька соответствует отработанному веками движению во время удара по мокрому белью. Археологические находки свидетельствуют о том, что основная форма валька Х века полностью сохранилась до XIX века; за эти столетия совершенствовались лишь его детали.
Очевидно, что валек подвергался при работе очень серьезным нагрузкам, поэтому дерево, из которого его мастерили, должно было быть тяжелым, прочным, не бояться влаги, не растрескиваться, не коробиться и не пачкать белье. Для изготовления вальков использовалась древесина таких лиственных пород деревьев, как берёза, ветла, липа, осина.
Скульптурность предмета, его объем народные мастера прекрасно подчеркивали резьбой. Её наносили на отдельные, нерабочие части валька – на кончик ручки, на боковые стороны и на верхнюю, чуть вогнутую плоскость. Нижняя, рабочая поверхность предмета оставалась гладкой, так как резьба при выколачивании могла повредить белье.
С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. Это шло от языческих верований, но сохраняло смысл и в христианскую эпоху. Неизвестный поволжский мастер начала XIX столетия, изготовивший этот валек и украсивший его резьбой, наверняка уже не смог бы объяснить языческого содержания рисунков, а лишь повторил старые орнаменты. А между тем здесь присутствуют несколько древних символов, которые наши далекие предки считали сильнейшими оберегами.
Священное языческое изображение – всадник на коне – являлось одним из символов солнца. Также один из вариантов солярного знака, «Перуново Колесо», очень популярный символ. Смысл этого знака более общий, связанный не только с солнцем, но и с небом, грозой, молнией и громом. Орнамент, представляющий собой комбинацию из треугольников и ромбов, носит название «вспаханное поле». Это символ земли, дарующий плодородие и обеспечивающий рождение детей. Сюжеты с изображением солдат в мундирах были также нередки.
Узорные вальки вешались на стену и были одними из излюбленных украшений крестьянского жилища. Особенно нарядными являлись подарочные вальки, которые парни преподносили девушкам. Одни из них выполняли в виде стилизованной женской фигуры, другие украшали сквозными отверстиями с камешками, бусинами или горошинами, которые при работе издавали характерный «журчащий» звук.
Этот валек представляет для нас особую ценность. Дело в том, что он был подарен Егорьевскому музею в 1912 году знаменитым человеком Алексеем Бахрушиным, страстным коллекционером и создателем Театрального музея в Москве. Впоследствии музей этот был преподнесен Бахрушиным в дар столице и ныне носит имя своего основателя.
Чем стирали в старину?
Обсуждая старинный быт, любая современная женщина невольно примерит уклады того времени на себя. Чаще всего умозаключения повторяют одну мысль: учитывая все недостатки и трудности, тяжелее всего отказаться от стиральной машины.
Это утверждение вполне разумно. Стирать, полоскать и гладить белье всегда приходилось именно женщинам, хотя подобная работа представляла собой тяжелый физический труд и отнимала уйму сил и здоровья. В большой семье приходилось стирать большое количество одежды.
О трудностях и тонкостях стирки на Руси мы и поговорим сегодня. Читайте нашу статью о том, как в старину стирали белье, чтобы получить краткий экскурс в историю и ознакомиться с несколькими занимательными фактами.
Стирка вальком
Практически любая хозяйка, жившая в русской деревне в старые времена, могла бы сказать, что стирка – самая хлопотная и неблагодарная домашняя работа. Для влажной очистки белья наши предки пользовались специальным вальком-колотушкой, с которой ходили на реку и отстукивали загрязнившиеся вещи, чтобы вернуть прежнюю чистоту.
Прачки в старое время носили название «портомоек». В этимологии самого слова «прачка» лежит ясный смысл: очищаемая ткань не полощется или немного треплется, а «прется» (жмется, давится и поколачивается с помощью валька). Подобная работа требовала недюжинных физических усилий.
Стирка белья обычно проводилась на речке. Сначала бралась объемная дубовая бочка, которая заполнялась водой. Для подогрева и кипячения пользовались раскаленными камнями – их просто клали на дно. Наиболее часто использовавшееся чистящее средство в русской деревне – щелок (распаренная зола). Вещи погружались в бочку, и хозяйка начинала мять их вальком. С его помощью из ткани выколачивались и выбивались частички грязи. Мокрую ткань раскладывали на мостках и выбивали таким образом. После – замачивание в щелочном растворе, и процедура повторялась заново. О вальке говорили как о хорошем подарке женщине. Украшенные и нарядные варианты девушки получали от парней.
Полоскание, отбеливание и удаление пятен
Когда грязь покидала ткань, наши прабабушки переходили к полосканию. Для этого обычно использовалась речная вода. Воды требовалось слишком много – таскать от речки до дома не было смысла. Однако щелок из волокон ткани было нужно удалять, поэтому разумно применялись природные ресурсы.
В зимнее время для полоскания делались проруби, когда не было льда, одежду полоскали с мостков. Обычно прачки не ходили поодиночке – собиралось несколько женщин, которые работали вместе. Таким образом происходила обычная стирка и в деревне в старые времена. Переместившись немного вперед во времени, можно обнаружить более искусные методы очистки.
Продолжим говорить о том, как и чем стирали в старину. Для удаления грязи вещи можно было сложить в чан или бочку и хорошенько пропарить. Отбеливающие функции выполняло вещество, называемое «золивом» — это зола, оставшаяся после того, как сожгли гречневую солому или подсолнухи.
Мыло заменялось бузиной (ягодами), мыльнянкой (корнями), пользовались соком алоэ. После измельчения ингредиентов их добавляли к зольному щелоку и отправляли в чан с водой, где стиралось белье. Существовал простой и эффективный способ отбеливания, которым искусные хозяйки пользуются и доселе.
Для возвращения белизны ткань в течение нескольких суток замачивалась в чистом молоке. Для аналогичных целей пользовались отваром фасоли и водой из-под картофеля.
Тонкости удаления пятен
Горожанки, не имевшие возможности отнести белье к прачке, самостоятельно затевали«постирушку» ежемесячно. В стирку попадали определенные предметы гардероба: предпочтение отдавалось нижнему и постельному белью, детским вещам.
Для удаления грязи с других предметов гардероба – мужских камзолов, дамских платьев из разнообразных нежных материй, расшитых корсажей – использовался другой метод чистки. Их очищали с помощью пара и удаляли грязь с поверхности материи посредством щетки.
Сильно загрязненные вещи клали в раствор щелочи, замачивали и подвергали кипячению. Для очищения пятен разного происхождения использовались различные подручные средства.
Жирные отметины удаляли с помощью мела, следы, оставленные травой, очищали спиртом. Кровь отмывалась керосином. Отбеливатели были довольно экзотическими: для возвращения ткани белизны пользовались человеческой мочой, свиным навозом, соком лимона.
Предотвращение потери материей цвета проводилось следующим образом. При влажной очистке добавлялся уксус или бура. Если вещь была черного цвета, для аналогичных целей пользовались щелочью, другого оттенка – отрубями. Для очистки шелковых изделий широко использовался керосин.
Для изготовления домашнего мыла хозяйки пользовались водой, золой и жиром. Различались рецепты мыльного состава для конкретных материй.
«Гаджеты» наших прабабушек: для чего нужны мутовка, рубель и валёк
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Агата Кристи уверяла: «Лучшее время для планирования книги – это когда вы готовите еду». Сложно не согласиться: даже современной женщине приходится столько времени тратить на домашнюю рутинную работу, что порой хочется кого-нибудь. сделать жертвой детективной новеллы. И это при наличии облегчающих труд домохозяйки чистящих / моющих средств и бытовой техники! А ведь нашим прабабушкам и прапрабабушкам было гораздо тяжелее, хотя даже в далёком прошлом у женщины были приспособления для облегчения домашнего труда. Данный материал посвящается «старинным гаджетам» и не менее старинным «лайфхакам».
1. Что может быть страшнее стирки, или Конь с вальком в помощь
«Опять вещей в корзине для стирки насобиралось…», – обречённо констатирует факт современная женщина. Нытьё от хорошей жизни? Но ведь даже 10 минут на распределение грязных вещей для «загрузок» по цвету и рекомендуемому режиму стирки, а затем ещё полчаса на «выгрузку» и развешивание 20 пар носков и прочей бельевой мелочи – это драгоценное время и силы и без того уставшей от «многовекторности» домашних обязанностей женщины. А сколько времени тратили на стирку наши прабабушки?
Валёк – «бита» для белья
«Совсем не варило бабу постарило, а возня с грязными сорочками и портками. », – говаривали на Руси. Утверждение, по мнению автора Novate.ru, спорное, но с долей истины. Несмотря на использование «старинной бытовой химии» (например, щёлока – едкого раствора золы для замачивания белья), стирка была невероятно трудоёмким процессом, требовавшим от женщины как минимум выносливости. Слово «прачка», кстати, – от глагола «прать» («колотить, жать, давить, переть, отжимать, выдавливать»).
Основным «гаджетом» наших прабабушек был так называемый «пральный (то есть «стиральный») валёк» (один из диалектных вариантов – «прач») – деревянный плоский брусок для «катания» и «битья» белья. Валёк «выдавливал», «выбивал» из ткани «продукты жизнедеятельности». Эта привычная для женщин прошлых веков процедура была весьма энергозатратной и требовала изрядной физической силы. Забавный факт: в 19 веке женщин лёгкого поведения в качестве наказания заставляли работать в прачечных.
Бочка: в шаге от стиральной машины активаторного типа
Странно, что это устройство не приобрело широкую популярность: конструкция для стирки в виде бочки на горизонтальной оси практически в одном шаге от стиральной машины активаторного типа.
В мыльной воде бельё крутилось и отстирывалось очевидно лучше, чем методом «битья». Единственный, но существенный минус устройства – необходимость вручную приводить в движение такой «барабан».
Наиболее разумные и находчивые использовали животных в качестве помощников: ослик, например, ходил по кругу с бочкой, в которой мыльный раствор очищал одежду, не повреждая ткань. В середине 19 века один калифорнийский золотоискатель придумал устройство для стирки большой партии белья, которое приводилось в движение десятью запряжёнными мулами. Правда, количество рубашек, которые можно было единовременно постирать (примерно полтора десятка или полторы дюжины), не впечатляет: на каждого мула по две рубашки – это как-то несерьёзно.
Способ моряков: лень = прогресс
Что делают моряки дальнего плаванья без женщин? Стирают бельё сами! А поскольку ни один приличный мужчина не станет напрягаться сверх минимальной надобности, «моряцкий» способ стирки весьма прост и надёжен. Нет жены – есть вода: грязную одежду (в некоторых источниках добавляют «намыленную», но что-то автора Novate.ru берут сомнения насчёт данного этапа) на верёвке выбрасывали за борт и ждали, пока «потрепыхавшееся» в пучине морской бельишко очистится от бытовых загрязнений.
Речникам повезло ещё больше: после подобной «стирки» в пресной воде никаких дополнительных манипуляций не требовалось. Существовало такое понятие (в основном в диалектах), как «сухоперка» – это стирка без моющих средств, а также предмет одежды (чаще всего рубаха), не требующий тщательной стирки.
2. Рубель: глажка белья – дело накачанных женщин
О неподъёмном чугунном утюге с углями внутри рассказано-перерассказано. А вот до появления утюга способ глажения был гораздо более экзотичный – механический. Выстиранную и высушенную вещь аккуратно накручивали на специальную скалку, а затем, положив на свёрток рубель (он же «валёк», только гладильный), «катали» его по ровной жёсткой поверхности с максимально сильным нажимом. Ребристая поверхность рубеля (прямоугольной доски с закруглёнными зарубками на рабочей поверхности и рукояткой) разминала жёсткую после стирки ткань и разглаживала «морщины».
Рубель часто украшали замысловатыми узорами и преподносили в качестве подарка. Так, завидный жених вполне мог подарить рубель красавице на выданье (вырезав в дополнение к узору инициалы девушки), а заодно и проверить будущую хозяйку на «годность». «Декоративно-утилитарные» вариации рубеля часто намеренно изготавливались похожими на женский силуэт: утолщённый конец рукоятки напоминал голову, а рабочая часть – туловище.
3. Мутовка – миксер энергичных прабабушек
Кстати, мутовку сделать было очень просто – сама природа подарила идею. Фрагмент тонкого ствола сосны или ели с мутовчатым расположением (т. е. на одной высоте) отходящих в разные стороны веточек – это уже практически готовая мутовка. Боковые веточки укорачивались до 3–5 сантиметров, рукоятка шлифовалась, чтобы не травмировать ладони. И можно мутить пироги!
4. Голик-деркач – «отдраиватель» полов
5. Семейство Тыквенные – поставщик посудных «ёршиков»
Никто не любит отмывать ёмкости с нешироким горлышком (банки, кувшины, бутылки, вазы): даже специальный ёршик справляется не на 5+. А вот прабабушки знали «лайфхак» и не «запаривались»: в грязную ёмкость клали листья тыквы / кабачка / огуречные и т. п. (то есть использовали растения, у которых листья жёсткие, с колючими «ворсинками»), заливали водой и интенсивно взбалтывали. Автор Novate.ru вряд ли поверил бы в эффективность подобной чистки, если бы на его глазах 5-литровая пластиковая бутыль со стенками, потемневшими от воды из дачной колонки, не очистилась с помощью листьев кабачка за 10 секунд.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: