что такое сверхзадача выступления
Цель и задачи речи
Цель речи – «представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе коммуникации»[27]. Наиболее удачно такой подход к определению приведенного термина иллюстрирует классификация речей, представленная П.Сопером[28]:
1. Развлекательная речь: цель – поднять настроение аудитории.
2. Информационная речь: цель – сообщение новых знаний;
4. Убеждающая речь: цель – убедить согласиться с оратором;
5. Призывающая речь: цель – призыв к соверщению конкретного физического действия.
Исследователи выделяют еще один вид речи по цели высказывания:
Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание»[29], поэтому в большинстве случаев она не эксплицируется в речи, а отнесена в подтекст.
1.Укрепление своего имиджа в глазах слушателей. Этот тип встречается, например, когда оратор выступает на нейтральную тему, но хочет понравиться аудитории, показывая себя компетентным, эрудированным человеком.
2. Опорочивание или оправдание определенного человека/идеи в глазах аудитории. Этот тип реализуется, когда в среде критически настроенной аудитории оратор не рискует мысль об оправдании или осуждении провести открыто в речи, поэтому переносит ее в подтекст.
3. Побуждение к определенному действию. В силу обстоятельств оратор переводит побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный ему поступок.
Дифференциацию приведенных терминов хорошо иллюстрирует общая схема изобретения рекламной речи:
● Цель рекламной речи – проинформировать о наличии какого-либо продукта
● Задача рекламной речи – проинформировать об особых характеристиках, свойствах продукта
● Сверхзадача – побудить потенциального потребителя приобрести данный продукт.
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя подготовка к выступлению?
2. В чем состоит докоммуникативная работа над текстом выступления?
3. С чего начинается докоммуникативная работа над текстом выступления?
4. Назовите цели (функции) публичных выступлений.
5. Самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают…
6. Назовите коммуникативные качества хорошего текста.
7. Коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории, называется …
8. В чем состоит такое коммуникативное качество речи, как уместность?
9. В чем состоит риторическая подготовка к выступлению?
10. Назовите приёмы привлечения внимания аудитории.
11. К риторическим фигурам относятся…
12. Почему риторический вопрос считают самой сильной и эффективной риторической фигурой?
13. Дайте определение понятию «анафора», «градация», «антитеза».
14. Что такое риторическая позиция? Какими могут быть риторические позиции говорящего?
15. Назовите нейтральные риторические позиции, доминирующие риторические позиции, позиции «на равных», подчиненные риторические позиции.
16. Что понимается под риторическими позициями коммуникативного самоубийства?
17. В чем состоит психологическая и физическая подготовка к выступлению?
18. Назовите основные черты детской и молодежной аудиторий.
19. Как следует выступать перед разнородной аудиторией?
Что такое сверхзадача выступления
Таким образом, сверхзадача речи — это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто, а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с информационной речью (задача: «познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном движении»), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу («убедить слушателей в том, что профсоюзное движение играет важную роль в современной общественной жизни») или даже побуждающую («побудить слушателей вступать в профсоюзы»). Такое положение нельзя квалифицировать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача — это то, что декларируется и реализуется в речи открыто — такая задача всегда одна. Сверхзадача — это то, что из ораторской предосторожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Именно таким образом можно оценить и пример, приводимый в указанной книге П. Сопера: если врач выступает перед молодыми мамами с речью о полиомиелите, то речь его и по цели, и по строю, и по аргументам будет информационной (задача: рассказать женщинам о том, как можно предупредить это заболевание у детей). Вместе с тем в качестве сверхзадачи, в подтексте, конечно, предполагается призыв соблюдать все необходимые меры профилактики.
Сверхзадача есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь намерения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного восприятия сверхзадачу. Ср., например, такую ситуацию. Идет собрание, на котором выбирают нового председателя студсовета. Предлагается две кандидатуры: Михайлов и Петров. Первый оратор выступает в поддержку Михайлова. Задача его речи определяется так: побудить аудиторию проголосовать именно за этого кандидата. При этом никакой сверхзадачи у него может и не быть. Второй оратор выступает с опровержением первого и ставит своей задачей убедить аудиторию в том, что Михайлов недостоин быть председателем студсовета. При этом вполне может оказаться, что сверхзадача его речи — помочь Петрову одержать победу на выборах (хотя имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи).
Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие идеи: а) укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б) опорочивание или оправдание определенного субъекта (или идеи) в глазах аудитории (формирование хорошего или плохого отношения аудитории к этому субъекту); в) побуждение к определенному действию.
Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор выступает на нейтральную тему (например, о международном положении или об экономическом положении России), но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей личности, показать себя компетентным, эрудированным и т. п., потому что он собирается баллотироваться в этом районе в депутаты. Такая сверхзадача вообще особенно свойственна выступающим в предвыборных кампаниях. Так, если в стране случается экстраординарное событие (забастовка, террористический акт, стихийное бедствие и т. п.), все кандидаты начинают выступать с оценками ситуации и программами исправления положения, имея ярко выраженную сверхзадачу — улучшение своего имиджа. Однако если речь непосредственно посвящена предвыборной тематике, то побуждение к действию («вам необходимо проголосовать именно за меня») окажется задачей речи, открыто провозглашенной в тексте. Такую же сверхзадачу видим и в речи на международном конгрессе в Париже профессора Юдина из романа А. Крона «Бессонница»: задача речи — убедить в необходимости объединения всех прогрессивных, здравомыслящих людей для спасения земли от экологической катастрофы; сверхзадача — показать, что «человек, приехавший “оттуда”, мыслит самостоятельно, а не толкает утвержденный начальством текст.»
Второй тип сверхзадачи встречается тогда, когда аудитория настроена критически, и говорящий вынужден мысль об оправдании или осуждении определенного субъекта (или идеи) переводить в подтекст, ненавязчиво внушая ее слушателям косвенными средствами. Так, депутат, выступающий в Думе, ставит задачей убедить аудиторию в том, что реформы правительства не идут потому, что они не ориентированы на интересы народа. Эта мысль провозглашается открыто и доказывается в речи, однако факты и иллюстрации подбираются таким образом, чтобы виновным оказалось не все правительство, а лишь небольшая группа чиновников или даже один чиновник, особенно ненавистный оратору. В этом случае опорочивание этого человека — сверхзадача речи. Или: задачей судебной речи может быть оправдание подсудимого. Ясно, что невиновный должен быть оправдан, даже если он мерзкий и гнусный тип. Однако в сложном случае адвокат в качестве сверхзадачи будет стараться показать, что его клиент — человек нравственный, добрый, порядочный и т. п., то есть постарается сформировать хорошее отношение к нему — тогда его труднее осудить.
Третий тип сверхзадачи — побуждение к определенному действию — встречается на практике чаще всего. В этом случае говорящий из ораторской предосторожности не решается открыто сделать речь побуждающей к действию, но переводит это побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный оратору поступок. Так, задачей речи может быть провозглашено желание убедить аудиторию в том, что представленный на рассмотрение проект соответствует всем современным требованиям и является экологически безопасным и экономичным. Сверхзадача в этом случае — побудить проголосовать за принятие этого проекта. Или: задача речи — познакомить слушателей с условиями и преимуществами отдыха на Домбае (информационная речь), сверхзадача — побудить их поехать отдыхать именно в это место. Но, разумеется, возможны и другие типы сверхзадачи — здесь все зависит от желания и намерения оратора.
Этичность употребления сверхзадачи в речи оценивается так же, как и у других средств внушения: если предлагаемая мысль соответствует интересам аудитории, в конечном счете идет ей на пользу (оратор уверен, что средства против гриппа действительно эффективны, отдых на Домбае на самом деле прекрасный), то употребление средств внушения считается этичным, если же внушается мысль, противоречащая интересам аудитории, но соответствующая интересам оратора (например, оратор знает, что студент Петров по своим качествам объективно гораздо меньше подходит на должность председателя студсовета, чем студент Михайлов, однако стремится ему помочь, поскольку надеется извлечь из этого личную выгоду), внушение должно быть признано неэтичным.
Каковы средства выражения сверхзадачи в речи? В классических риториках указывалось на то, что если задача обязательно провозглашается в начале речи, то указания на сверхзадачу должны быть приведены в конце. И действительно, в грамотно построенных речах материал сверхзадачи чаще всего присутствует именно в заключении речи. Однако так бывает не в каждой даже классической речи, в речах же современных ораторов, не знакомых с правилами риторики, это требование и подавно не соблюдается. Чаще всего на наличие той или иной сверхзадачи указывают в тексте повторы, подбор иллюстраций, оценки и экспрессивные элементы, призванные вызвать определенное настроение слушателей. Именно из-за отсутствия конкретного языкового воплощения элементов сверхзадачи в практике риторического анализа ее вычленение может вызывать большие затруднения: имел ли оратор осознанное намерение внушить слушателям именно эту мысль, далеко не всегда можно решить достаточно однозначно.
§ 18. Следующий шаг в подготовке речи — формулирование основного тезиса речи. В отличие от темы речи, где предмет выступления только предъявляется, тезис — это стержень высказывания, который оратор постоянно держит в памяти, чтобы сохранить смысловое единство речи. Смешение этих категорий недопустимо, ср.: «Ведь название лекции — это и есть тезис, который потом раскрывается.»[29, 121] Ясно, что название урока (например, «Теорема Пифагора») и тезис урока (формулировка теоремы Пифагора) это совершенно не одно и то же. Формулирование тезиса — сложная операция, но научиться ее производить необходимо для каждого, кто хочет произносить осмысленные речи.
Сверхзадача публичного выступления
В актерском творчестве различают два типа сверхзадач:
1. Сверхзадача произведения
2. Сверхзадача роли (функция)
В чтецком творчестве есть только сверхзадача произведения, которую чтец выявляет доступными ему средствами. В ораторском же искусстве можно употреблять такое понятие, как «сверхзадача выступления». Желательно, чтобы она совпадала со сверхзадачей самого автора выступления, что бывает не всегда.
Чтобы разобраться в особенностях всего вышеизложенного, давайте попробуем понять, что значит этот термин с точки зрения актерских технологий. Если брать пьесу или любое произведение, можно заметить, что автор всегда пишет ради чего-то, есть «что-то», что заставило написать его то или иное произведение, какая-то идея, эмоциональный посыл.
Это и есть сверхзадача текста
Причем, как правило, самые значимые произведения авторов имеют сверхзадачу, близкую жизненной сверхзадаче самого автора. Например, если Достоевского всю жизнь мучили вопросы богоборничества и поиска бога, то и все самые значительные его произведения имеют главным своим мотивом эту тему.
В театре (во всяком случае, в театре русской классической школы) сверхзадача пьесы ставится во главу угла и на раскрытие ее должны (по идее) работать все: от режиссера до механиков сцены. Помимо этого, в пьесе различают сверхзадачу «артисто-роли» (термин Станиславского). Она не обязана совпадать со сверхзадачей пьесы, но должна «работать» на нее, то есть относиться к ней, как функция к целому.
В чтецком искусстве подразумевается, что функции полностью переходят в область выразительных средств чтеца, при этом чтец должен, так же, как и актер, «присвоить» себе сверхзадачу произведения (с той разницей, что актер «присваивает» ее через призму сверхзадачи роли).
В ораторском искусстве сверхзадача оратора и автора – одно и то же
В ораторском искусстве сверхзадача оратора и автора – это (в идеале) одно и то же, так как оратор и автор – одно лицо. Однако, как упоминалось выше, в реальности далеко не всегда сверхзадача выступления совпадает со сверхзадачей оратора, как симптом – скучное, механическое звучание текста.
Очень часто спикер не умеет выявлять им же самим заложенную сверхзадачу в выступлении. Хотя именно умение «заразиться» ею позволяет проявить те качества, которые ценятся в публичных выступлениях больше всего: увлекательность, энергетика, эмоционально «послевкусие».
Сверхзадача речи
§ 17. Кроме задачи в целевую установку входит и сверхзадача речи. “Термин «сверхзадача» ввел Станиславский в теорию театрального искусства, и означает он ту скрытую пружину действия, которая, по замыслу режиссера, должна на протяжении всего спектакля удерживать эмоции зрителей в русле режиссерского замысла. Сверхзадача в убеждающей речи — это тоже элемент искусства. Без него стратегия речи будет направлена только на сознание, «головное» восприятие слушателями позиции оратора.«…» Разумеется, на эмоции слушателей действует общая стройность, убедительность доказательства, жесткость выводов. Однако чтобы побудить людей пересмотреть не только свои взгляды, но и поведение, изменить способы действия, нужна целенаправленная, сквозная, но очень хорошо скрытая от прямого восприятия сверхзадача, специально рассчитанная на эмоции слушателей, воздействующая не только на сознание, но и на подсознание.”[36, 24–25]
Таким образом, сверхзадача речи — это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание. Сверхзадача никогда не предъявляется открыто, а прячется в подтексте. Ее содержание никак не связано с родом речи по цели и зависит только от намерений говорящего. Поэтому возможны, например, случаи, когда оратор выступает с информационной речью (задача: «познакомить аудиторию с положением дел в профсоюзном движении»), но имеет при этом убеждающую сверхзадачу («убедить слушателей в том, что профсоюзное движение играет важную роль в современной общественной жизни») или даже побуждающую («побудить слушателей вступать в профсоюзы»). Такое положение нельзя квалифицировать как наличие нескольких задач в речи. Ведь задача — это то, что декларируется и реализуется в речи открыто — такая задача всегда одна. Сверхзадача — это то, что из ораторской предосторожности выступающий не навязывает прямо, а внушает косвенными средствами. Именно таким образом можно оценить и пример, приводимый в указанной книге П. Сопера: если врач выступает перед молодыми мамами с речью о полиомиелите, то речь его и по цели, и по строю, и по аргументам будет информационной (задача: рассказать женщинам о том, как можно предупредить это заболевание у детей). Вместе с тем в качестве сверхзадачи, в подтексте, конечно, предполагается призыв соблюдать все необходимые меры профилактики.
Сверхзадача есть не в каждом выступлении. Оратор может иметь, а может и не иметь намерения реализовать в речи кроме объявленной задачи еще и скрытую от непосредственного восприятия сверхзадачу. Ср., например, такую ситуацию. Идет собрание, на котором выбирают нового председателя студсовета. Предлагается две кандидатуры: Михайлов и Петров. Первый оратор выступает в поддержку Михайлова. Задача его речи определяется так: побудить аудиторию проголосовать именно за этого кандидата. При этом никакой сверхзадачи у него может и не быть. Второй оратор выступает с опровержением первого и ставит своей задачей убедить аудиторию в том, что Михайлов недостоин быть председателем студсовета. При этом вполне может оказаться, что сверхзадача его речи — помочь Петрову одержать победу на выборах (хотя имя этого кандидата ни разу не упоминается в самой речи).
Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве сверхзадачи предлагаются следующие идеи: а) укрепление своего имиджа в глазах слушателей; б) опорочивание или оправдание определенного субъекта (или идеи) в глазах аудитории (формирование хорошего или плохого отношения аудитории к этому субъекту); в) побуждение к определенному действию.
Первый из указанных типов сверхзадач встречается, например, в ситуации, когда оратор выступает на нейтральную тему (например, о международном положении или об экономическом положении России), но стремится понравиться аудитории, привлечь внимание к своей личности, показать себя компетентным, эрудированным и т. п., потому что он собирается баллотироваться в этом районе в депутаты. Такая сверхзадача вообще особенно свойственна выступающим в предвыборных кампаниях. Так, если в стране случается экстраординарное событие (забастовка, террористический акт, стихийное бедствие и т. п.), все кандидаты начинают выступать с оценками ситуации и программами исправления положения, имея ярко выраженную сверхзадачу — улучшение своего имиджа. Однако если речь непосредственно посвящена предвыборной тематике, то побуждение к действию («вам необходимо проголосовать именно за меня») окажется задачей речи, открыто провозглашенной в тексте. Такую же сверхзадачу видим и в речи на международном конгрессе в Париже профессора Юдина из романа А. Крона «Бессонница»: задача речи — убедить в необходимости объединения всех прогрессивных, здравомыслящих людей для спасения земли от экологической катастрофы; сверхзадача — показать, что «человек, приехавший “оттуда”, мыслит самостоятельно, а не толкает утвержденный начальством текст.»
Второй тип сверхзадачи встречается тогда, когда аудитория настроена критически, и говорящий вынужден мысль об оправдании или осуждении определенного субъекта (или идеи) переводить в подтекст, ненавязчиво внушая ее слушателям косвенными средствами. Так, депутат, выступающий в Думе, ставит задачей убедить аудиторию в том, что реформы правительства не идут потому, что они не ориентированы на интересы народа. Эта мысль провозглашается открыто и доказывается в речи, однако факты и иллюстрации подбираются таким образом, чтобы виновным оказалось не все правительство, а лишь небольшая группа чиновников или даже один чиновник, особенно ненавистный оратору. В этом случае опорочивание этого человека — сверхзадача речи. Или: задачей судебной речи может быть оправдание подсудимого. Ясно, что невиновный должен быть оправдан, даже если он мерзкий и гнусный тип. Однако в сложном случае адвокат в качестве сверхзадачи будет стараться показать, что его клиент — человек нравственный, добрый, порядочный и т. п., то есть постарается сформировать хорошее отношение к нему — тогда его труднее осудить.
Третий тип сверхзадачи — побуждение к определенному действию — встречается на практике чаще всего. В этом случае говорящий из ораторской предосторожности не решается открыто сделать речь побуждающей к действию, но переводит это побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный оратору поступок. Так, задачей речи может быть провозглашено желание убедить аудиторию в том, что представленный на рассмотрение проект соответствует всем современным требованиям и является экологически безопасным и экономичным. Сверхзадача в этом случае — побудить проголосовать за принятие этого проекта. Или: задача речи — познакомить слушателей с условиями и преимуществами отдыха на Домбае (информационная речь), сверхзадача — побудить их поехать отдыхать именно в это место. Но, разумеется, возможны и другие типы сверхзадачи — здесь все зависит от желания и намерения оратора.
Этичность употребления сверхзадачи в речи оценивается так же, как и у других средств внушения: если предлагаемая мысль соответствует интересам аудитории, в конечном счете идет ей на пользу (оратор уверен, что средства против гриппа действительно эффективны, отдых на Домбае на самом деле прекрасный), то употребление средств внушения считается этичным, если же внушается мысль, противоречащая интересам аудитории, но соответствующая интересам оратора (например, оратор знает, что студент Петров по своим качествам объективно гораздо меньше подходит на должность председателя студсовета, чем студент Михайлов, однако стремится ему помочь, поскольку надеется извлечь из этого личную выгоду), внушение должно быть признано неэтичным.
Каковы средства выражения сверхзадачи в речи? В классических риториках указывалось на то, что если задача обязательно провозглашается в начале речи, то указания на сверхзадачу должны быть приведены в конце. И действительно, в грамотно построенных речах материал сверхзадачи чаще всего присутствует именно в заключении речи. Однако так бывает не в каждой даже классической речи, в речах же современных ораторов, не знакомых с правилами риторики, это требование и подавно не соблюдается. Чаще всего на наличие той или иной сверхзадачи указывают в тексте повторы, подбор иллюстраций, оценки и экспрессивные элементы, призванные вызвать определенное настроение слушателей. Именно из-за отсутствия конкретного языкового воплощения элементов сверхзадачи в практике риторического анализа ее вычленение может вызывать большие затруднения: имел ли оратор осознанное намерение внушить слушателям именно эту мысль, далеко не всегда можно решить достаточно однозначно.
Дата добавления: 2015-09-13 ; просмотров: 6 ; Нарушение авторских прав
10 принципов успешного выступления
Почему страх публичных выступлений второй после страха смерти?
Почему он нас так парализует?
Дело в том, что когда мы выступаем, мы едины в трех лицах, и это, пожалуй, единственная ситуация, когда мы находимся в таком положении. Когда мы стоим на сцене, мы сами себе режиссер, актер и инструмент.
Наша задача как режиссера собственного выступления — дать нашему внутреннему актеру сверхзадачу. Волшебная кнопка против волнения — это сверхзадача. Так ее называл Константин Сергеевич Станиславский. Если говорить проще, это цель выступления. Как и почему она отключает волнение, мы поговорим чуть позже. А для начала рассмотрим такой режиссерский термин как объект внимания.
Как объект внимания работает с волнением
Объект внимания есть у каждого из нас в любой момент времени. Он не связан с тем, куда вы смотрите, о чем говорите, что транслируете людям в данную минуту.
Например, вы беседуете на каком-то мероприятии с приятным собеседником, расспрашиваете его о погоде, о каких-то других нюансах, и вдруг он неожиданно выходит из кабинета. Он обрывает ваш диалог на полуслове, и вы не можете понять, почему. А на самом деле ваш собеседник все это время следил глазами за высокопоставленным чиновником, с которым ему было важно переговорить. Пока он беседовал с вами, он держал во внимании этого человека. И как только увидел, что тот выходит, он резко прекратил разговор с вами и побежал за ним.
Для чего вам нужно знать про объект внимания? Эта информация важна для работы с волнением. Объект нашего внимания, когда мы волнуемся, направлен на нас самих: на то, как мы выглядим, говорим, стоим, сидим, улыбаемся и так далее.
Итак, когда мы направляем объект внимания на себя, нас накрывает парализующее волнение, которое выражается так: першит в горле, трясутся руки, человек краснеет, потеет. И, самое главное, не может сконцентрироваться: мысли как будто вылетают из головы. Но есть другой тип волнения, у которого иная природа: выйдя на сцену, человек становится харизматичным, обаятельным, заряжает, вдохновляет зал, его речь так и льется. Полностью выключить волнение при публичном выступлении мы не можем, но мы можем перевести его из парализующего в харизматическое.
Как перевести волнение из парализующего в харизматическое
Чтобы перевести волнение из парализующего в харизматическое, нужно перенаправить объект внимание с себя на зрителей. В этом нам поможет правильная постановка сверхзадачи.
Принцип успешного выступления № 1
Цель или сверхзадача
Для этого в Голливуде используют действенные глаголы (или глаголы активного действия), которые ввел когда-то Станиславский. Чтобы сверхзадача вас вдохновляла и эмоционально включала в работу, формулируйте ее с помощью глаголов активного действия.
Глаголы активного действия
Оценить, исследуя ситуацию
Победить (заставить зал аплодировать)
Наблюдать за реакцией
Сожалеть (например, об упущенных возможностях)
Атаковать (например, противников теории)
Пренебречь мнением аудитории (экспертов)
Прикончить словом (например, противников теории или скучающих)
Разрушить все шаблонные представления
Умолять (не делать ошибок)
Одарить своим присутствием
Как ставить сверхзадачу с помощью глаголов активного действия
Давайте поучимся ставить сверхзадачу.
Тут есть свои подводные камни, о которых вам нужно знать заранее.
1. Цель должна греть вашу душу, должна вас волновать, заставлять эмоционально затрачиваться.
2. Цель должна выражаться глаголами активного действия.
Например, «победить недоверие», «перетянуть на свою сторону», «запугать», «раздразнить».
3. Цель и тема выступления — это разные вещи.
Тема может быть одна и та же, а цели разные. Например, ваша тема — нюансы бухучета, а её цель: обворожить или напугать шефа. Выразительные средства (мимика, жесты, голос) для этих двух целей будут отличаться.
Принцип успешного выступления № 2.
Улыбка и пауза в 30 секунд
У нашего организма есть некий защитный механизм. Когда к нам подходит незнакомый человека, и мы не знаем, чего от него ожидать, мы автоматически, сами того не подозревая, копируем выражение его лица и его поведение. Так работают зеркальные нейроны, которые есть у каждого из нас. Это происходит за доли секунды. И эти доли секунды отражаются у нас на лице. Так вот теперь представьте себе. Мы все с вами серьезные люди, у нас серьезные доклады и мы выходим на сцену серьезно выступать. У нас тут шуточки не предусмотрены, какие тут могут быть улыбки. И на нас смотрят точно такие же серьезные люди — не менее серьезные, чем мы. Выступать в такой аудитории страшно просто до дрожи в коленях. И не важно, какой у вас опыт выступлений. И всего одна улыбка — всего один инструмент, который поможет вам расположить к себе аудиторию, поможет вам не бояться её.
Пауза в 30 секунд.
Зачем она нам нужна? Умение выдержать паузу перед началом — очень сильный инструмент управления зрительным залом. Во-первых, вы собираете внимание всех зрителей: они замолкают, их взгляды устремляются на вас, они ждут, что вы им скажете. Паузой вы можете дать понять, что вам неудобно, когда кто-то разговаривает. Но имейте в виду, что после паузы вы должны сказать что-то очень и очень значительное. Закон режиссуры: чем длиннее пауза, тем значительнее событие, которое следует за ней.
Во-вторых, вы себе даете время собраться с мыслями, даете время настроиться на выступление. Часто мы видим таких захлебывающихся лекторов, которые быстро зашли, отчитали и быстро убежали. Почему? Потому что мы находимся в состоянии стресса, нам хочется, чтобы этот стресс поскорее закончился, вот мы и стараемся побыстрее протараторить свой доклад и убежать. Пауза помогаем нам справиться с волнением: собраться с мыслями, настроиться на выступление.
Принцип успешного выступления № 3.
Почему вы? Авторитет
Этот принцип о том, как представиться публике, — о том, какие первые слова вы скажете после паузы. С первых слов нужно вызвать уважение. Даже если вас уже кто-то представил, необходимо повторить, потому что зрители не всегда расслышали, не всегда записали, не всегда сфокусировали на вас свое внимание. Повторите, кто вы, вашу должность. И вот тут вам нужно соблюсти баланс: с одной стороны рассказать о себе, о том, чем вы гордитесь, а с другой стороны, не вызвать у зрителей пассивную агрессию своим хвастовством и перечислением многочисленных знаний, должностей и других регалий. Какое же правило вам здесь подходит? А подходит здесь краткий ответ на вопрос: почему именно вы рассказываете именно эту тему. Когда вы очень точно отвечаете на этот вопрос, начало доклада рождается само собой.
Иногда авторитет может быть выражен такими фразами, которые на первый взгляд не имеют отношения к самопрезентации. Например, «мы работали над этим проектом целый месяц и сейчас готовы рассказать о его результатах». Здесь вы показываете, что вы потратили на этот вопрос много времени и вам есть, что сказать даже таким серьезным специалистам, которые сидят в зале.
Принцип успешного выступления № 4.
Не читать!
Это единственный принцип, который сформулирован с частицей НЕ. Здесь мне хочется вам сказать одну важную вещь. Не просите кого-то написать вам текст выступления, не заучивайте его и не распечатывайте себе огромные листы с вашей речью. Это вас запутает, это не даст вам того эффекта, которого вы хотите. У письменной и устной речи разные законы. Вы обязательно захотите воспроизвести дословно то, что вам там так красиво написали, а воспроизвести не получится — вы не говорите так в жизни. Вы обязательно забудете даже выученный текст. Поэтому я вам предлагаю сформулировать тезисы и сделать себе подсказки на листе А5. Все остальное вы и так знаете. Вы сможете все это рассказать своими словами. Свой собственный текст вы никогда не забудете. В своих собственных мыслях вы никогда не запутаетесь, если вы их заранее структурируете.
Принцип успешного выступления № 5.
Трудности перевода
Я прошу расшифровывать все термины, сокращения и аббревиатуры, которые вы используете в своем докладе. Часто мне говорят: «Зачем все расшифровывать? Мы же все здесь профессионалы, мы же занимаемся одним делом». IT-специалисты спрашивают: «Зачем расшифровывать, например, ПО? Все и так знают, что это программное обеспечение». «Хорошо, вы все знаете этот термин, — отвечаю я. — но, представьте, что один из ваших зрителей, например, работает в пожарной охране. И для него ПО — это пожарная охрана. Ваше ПО он закупает один раз в год, а со своим сталкивается каждый день. Так как он воспримет это сокращение? У него возникнет когнитивный диссонанс. Он слышит ваше ПО, но понимает под ним свое и в итоге перестает воспринимать ваш доклад».
Что происходит с нашим организмом, когда мы перестаем понимать? Он (организм) включает энергосберегающий режим. Как только наш мозг отказывается что-то понимать, мы прикрываем глаза, расслабляемся на кресле и чуть ли не засыпаем. Это нормальная реакция на то, что мы не справляемся с информацией, которую несет нам спикер.
Принцип успешного выступления № 6.
Вопрос
Станиславский обратил наше внимание на то, что человек — существо психофизическое: психика зависит от физики, физика от психики. Когда человек сидит долгое время в неподвижном состоянии в душном помещении и видит перед собой одну и ту же картинку докладчика, он постепенно начинает засыпать. Наверно вы наблюдали эту картину: сначала люди прячутся за гаджетами, а потом их клонит в сон.
Ученые установили, что период активного внимания длится не более 6-7 минут. После этого вам необходимо сделать что-то, чтобы аудитория проснулась. Я рекомендую задавать вопросы. Такие вопросы должны быть закрытыми. Это вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если вы будете задавать открытые вопросы, вы рискуете быть вовлечены в бессмысленный диалог со зрительным залом.
Например, вы спросили: «Кто вчера был там-то?» У людей, которые подняли руку, улучшилось кровообращение, больше кислорода начало поступать в мозг, сенсоры снова включились — им стало легче вас воспринимать.
Когда вы так опросили зрительный зал, обязательно резюмируйте: «О, да почти никто» или «О, да почти ползала, как я и предполагал». Люди, сидящие в зале, не видят общую картину. Но им любопытно, как ответили все остальные. Облегчите им задачу — дайте им возможность не поворачиваться. Вам важно, чтобы зрители были вовлечены. Но если они что-то не понимают, не видят, они засыпают.
Общее правило: задавайте вопросы каждые 6-7 минут.
Продумайте это в своем выступлении заранее, либо задавайте спонтанные вопросы о том, что и как сейчас происходит в зрительном зале: «Все ли понимают?», «Всем ли хорошо видно или слышно?», «Не душно ли вам?» и т.д.
Принцип успешного выступления № 7.
Игра или загадка
Зрителям скучно просто сидеть и слушать информацию. Зрителям нужно быть вовлеченными. Зрителям нужен интерактив. Поиграйте со зрителями — включите их в решение какой-то задачи. Например, вместо того, чтобы привести какие-то цифры, предложите их посчитать самим зрителям.
Если вы используете графики, обязательно поясните, что расположено по какой оси координат. А затем вместо того чтобы рассказывать, что на них изображено, попросите зрителей самих разгадать, какой из графиков принадлежит какому процессу. Зрителям это понравится. Наш мозг любит задачки. Задача с графиком должна быть не сложной, но благодаря графику она будет выглядеть как сложная. Зрители легко ее решат, встрепенутся, проснутся, получат какое-то количество эндорфинов — а это как раз то, что вам надо.
Принцип успешного выступления № 8.
Манки или «заманушки»
Любому зрителю интересно, что же будет дальше. И поэтому если вы в самом начале доклада скажете: «Коллеги, сначала мы с вами узнаем вот это, потом вот это, а в финале поговорим о самом интересном». Для финала оставляйте что-то самое-самое вкусное. И ваш зритель не уйдет, пока не узнает, что же произойдет в конце. Вам помогут такие слова-маркеры: «Коллеги, мы забежали немного вперед, об этом чуть позже», «Я поторопился, об этом я расскажу позже» и т.п. Если мы берем за эталон 30-минутный доклад, то слова-маркеры нужно произнести не менее 3-х раз, чтобы человеку было интересно, чтобы интерес не терялся.
У Бертольда Брехта была описана игра «Только не Б», которая помогает придумывать неожиданные финалы, парадоксальные ситуации, шутки, креативные идеи. В чем суть игры. Например, вы берете в руки фломастер и говорите: «Я беру фломастер, чтобы…». И дальше надо придумать варианты необычных ответов. «Писать/рисовать» не походит — это как раз вариант Б, а нам надо использовать фломастер как-то нестандартно. Например, как шпильку для волос или подставку для ноутбука. Эта игра очень сильно развивает креативное мышление. Рекомендую — «Только не Б».
Принцип успешного выступления № 9.
Вижу и слышу
«Вижу, слышу, наблюдаю, реагирую» — это принцип Станиславского. Очень часто мы можем наблюдать в зрительном зале такую картину: зрительный зал живет своей жизнью, а докладчик — своей. На жизнь зрительного зала можно не обращать внимание только в одном случае — когда у вас 25 тысяч человек, вы подсвечены на сцене и зрителей не видите. Во всех остальных случаях необходимо общаться со зрительным залом. Это даже гораздо важнее, чем подготовить само выступление. Почему? Потому что, всего один зритель — всего один — который шуршит пакетиком, может уничтожить ваше выступление.
Я расскажу о принципах, которые применимы к зрительному залу из 100-200 человек.
Если вы видите, что в зрительном зале происходит какая-то жизнь, на это нужно реагировать. Если кто-то разговаривает по телефону, кто-то разговаривает с соседом, кто-то выходит, кто-то заходит, регулируйте, пожалуйста, жизнь зрительного зала как дирижер.
Однажды я была свидетелем такого случая, когда микрофон фонил очень сильно, а докладчик продолжал выступать, как будто ни в чем не бывало. Слушать было тяжело. В итоге зрители стали уходить. Когда вы понимаете, что зрителю некомфортно, что ваш микрофон фонит, лучше прекратить выступление, попросить новый микрофон или попробовать говорить без микрофона. Иначе зрители перестанут вас слушать.
Когда мы выходим на выступление, нам очень важно быть эффективными. Нам очень важно выполнить сверх-сверхзадачу, о который мы с вами говорили, — миссию — ради чего мы вообще вышли. Не оттараторить же презентацию, правда? Мы выходим, как правило, чтобы представить себя как эксперта, представить наши проекты, чтобы выделиться на общем фоне тех людей, которые сидят в зрительном зале. Это большая честь — выступать на сцене, чтобы вас все слушали. Поэтому делайте так, чтобы ваше выступление было максимально эффективным.
Управляйте вниманием зрительного зала, управляйте всем тем, что там происходит. Если кто-то уходит с вашего выступления, что делать? Обратить на это внимание или нет? Конечно, обратить и задать правила игры. Например, можно сказать: «Коллеги, у нас остался всего один принцип, десятый, и мы уже с вами заканчиваем, а потом все вместе пойдем пить кофе». Либо: «Коллеги, огромная просьба во время моего выступления не ходить». И тогда эти люди просто не будут этого делать. Мы все законопослушные граждане: когда нам задали правила, мы будем их выполнять. Но если вы не зададите такие правила, то зритель, увидев, что кто-то уходит, подумает: «А я то чего сижу? Там же кофе». И кофе перевесит ваш доклад. Поэтому задайте такую динамику, чтобы от вас не хотелось уходить. Если спикер остановит первого, кто решится уйти, то все остальные на это не решатся. И уважение к вам возрастет. Поэтому «Вижу, слышу, наблюдаю, реагирую».
Михаил Задорнов говорил, что он избавляется от волнения, мысленно обнимая весь зрительный зал, представляя, что он с ним одно целое. Попробуйте. Взгляд должен ходить по зрительному залу от центра до крайних рядов. Встречается такое мнение, что смотреть лучше на какого-то одного выбранного зрителя. На самом деле оно верно, только если вы играете какую-то роль. Есть такая техника у актеров, когда они через одного зрителя обращаются ко всем или когда они через зрителя работают с партнером. А во время выступления на одного зрителя лучше не смотреть, потому что вы можете потерять остальной зал. Я рекомендую смотреть в конец зрительного зала и ходить глазами по кругу для того, чтобы все контролировать.
Принцип успешного выступления № 10.
Быть, а не казаться
У неудачных (затянутых, скучных) выступлений одна внутренняя причина — человек хочет казаться умнее, чем он есть на самом деле. Как только вы хотите казаться умнее, вас подстерегает большая опасность — в этот момент ваша речь замедляется, вы начинаете делать большие паузы между словами, забывать какие-то термины и использовать слова, которые обычно в речи не используете. Слушать это тяжело. Почему так происходит? Кто-то пишет вам текст, который вы сами не составляли, используя терминологию, которой вы в жизни не пользуетесь. Вы очень боитесь забыть тот или иной термин, поэтому долго этот текст учите. А толку никакого.
Не притворяйтесь. Самое ценное в вашем докладе — это ваш авторский отбор информации, ваша авторская позиция по данному вопросу. Однажды были сделаны исследования на предмет того, какие слова чаще всего употребляются в бестселлерах. И оказалось, что бестселлеры от небестселлеров отличаются очень узким набором слов, и эти слова, как правило, «я думаю», «по моему мнению», «как мне показалось» — то есть то, что выражает внутренний мир человека.
Вот сейчас я вам даю свою авторскую позицию после прочтения девяти томов Станиславского и обучения в его театральной школе. На 30% это не уникальная позиция. Но это те базовые принципы, которые именно я считаю самыми важными — я вытащила их для вас.
Второго такого человека, как вы, нет на планете. Вы — уникальны, и самое ценное — это то, что именно вы рассказываете своими словами. Не притворяйтесь, тогда, если вы забудете какой-нибудь термин, никто не подумает, что вы не умны. Люди просто подумают, что вы забыли, что вы обычный человек. Когда на сцене стоит обычный человек, который может что-то забыть, упустить из виду, который может посоветоваться с залом, это внушает огромное доверие к этому человеку и интерес к его докладу.
На сцене нужно быть, а никем не казаться. Чего я вам и желаю. Удачи!