что такое слик и полуслик для велосипеда
Мат.часть Слики и полуслики
Самое первое – это резина для сухого покрытия. Точнее слики и нарезные слики (полуслики).
Главное отличие от гражданской резины заключается в том, что резина подвержена быстрому износу и на ограниченное количество циклов нагрева и охлаждения. Так как сликов обычно хватает на одну гонку и может квалификацию, то ограниченное количество циклов нагрева не критично для данного типа резины, её все равно хватает на день 🙂
Резина рассчитана на сухой асфальт, отличается между собой твёрдостью. Есть насколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного асфальта, средние (и так понятно) и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Также иногда принято на передние колеса ставить на одну единицу жесткости мягче. Заднее колесо, например среднее, значит переднее должно быть мягкое.
Теперь отличие слика от полуслика. Полуслик имеет точно такие же характеристики, как и слик, но имеет нарезку в основном по центру резины. По бокам – тот же слик. В процессе эксплуатации нарезка показывает пилоту, где предел, то есть резина начинает плыть, в отличии от слика, который держит до последнего, а потом резко срывается. Поэтому часто по регламенту запрещено использовать полный слик в классах любителей.
Как улучшить накат велосипеда с помощью покрышек
1. Для чего нужно менять стоковые покрышки
2. Типы покрышек, значительно улучшающих накат
2.1. Покрышка для сухого грунта
3. Влияние давления воздуха в покрышках на накат
4. Для чего нужны бескамерные покрышки
1. Для чего нужно менять стоковые покрышки
Среди множества способов улучшить накат велосипеда наиболее эффективным и очевидным является смена покрышек по нескольким причинам.
1. На многие горные и подобные горным велосипеды производители устанавливают агрессивные покрышки для езды по грязи.
2. Однако так сложилось, что большинство велосипедистов ездят на них по асфальту или парку, где использование таких покрышек неэффективно и лишено смысла.
3. Также многие покупают велосипеды с 29 дюймовыми колёсами, надеясь на улучшение наката, но сталкиваются с тем, что на покрышках с грязевым протектором ездить крайне тяжело.
Выход из ситуаций с «некатучими» велосипедами простой – обратить внимание на покрышки и сделать несколько манипуляций.
2. Типы покрышек, значительно улучшающих накат
2.1. Покрышка для сухого грунта
Если на вашем велосипеде установлены агрессивные покрышки, а в грязь и по размокшему грунту вы предпочитаете не ездить, то установка покрышек, предназначенных для сухого грунта, будет для вас хорошим вариантом.
Ведущие производители покрышек грамотно разрабатывают протектор и состав резины, благодаря чему вы можете на них ехать даже по ровному асфальту с минимальными потерями энергии. В нашей статье «Топ-5 покрышек кросс-кантри для сухой погоды» вы сможете понять, какие покрышки себе поставить. Но если у вас недостаточно финансов на упомянутые там покрышки, воспользуйтесь недорогим вариантом от фирмы Kenda – Kenda Small Bloсk
Они будут иметь минимальное сопротивление качению на твёрдой поверхности, что позволит вам держать среднюю скорость более высокой, чем на большинстве стоковых вариантов. Вдобавок, «Смоллблок» и другие покрышки для сухого грунта очень хорошо катят и держат в поворотах на тропинках, не имеющих асфальта, что логично.
2.2. Полуслик
Если вы чаще ездите на своём велосипеде на работу или по городу, то установка «полусликов» решит проблему страданий при езде по асфальту.
Благодаря тому, что на таких покрышках центральная дорожка гладкая либо с минимальным рисунком, они практически не сопротивляются качению, что позволяет двигаться при той же скорости с приложением меньших усилий. Интересно то, что боковые зацепы как бы немного приподняты, благодаря чему с асфальтом контактирует только гладкая часть. Они начинают вам помогать на тропинках и лесных дорогах с твёрдым грунтом. Немного спустив давление в покрышках, вы позволите грунтозацепам вступить в работу.
2.3. Слик
Покрышка, которая имеет гладкую поверхность, благодаря чему обеспечивает максимальный накат на асфальте и твёрдом ровном грунте. Поверхность может иметь вырезы и дорожки для отвода воды, но есть покрышки, не имеющие абсолютно никаких канавок.
Спасут вас слики, если всё ваше катание концентрируется в городе или за городом по асфальту. Если в вашем городе не очень хороший асфальт, можно ставить слики большей ширины для более комфортной езды по трещинам, ямкам и старому зернистому покрытию. Например, Schwalbe Big Apple
!Лайфхак для владельцев «найнеров». Посадочное место обода под покрышку у 29 и 28 дюймовых колёс по диаметру одинаковое. На «найнере» обода могут быть шире, но покрышки, предназначенные для «гибридов», начиная с толщины 35 мм (маркировки 622х35 либо 700х35С), встанут и на них.
3. Влияние давления воздуха в покрышках на накат
Помимо правильного подбора покрышки, важно подобрать правильное давление. В большинстве случаев рекомендуемое давление начинается от 2.8 атм, что в некоторых условиях чересчур много. Всё зависит от того, где и как вы собираетесь кататься, а также от вашего веса.
1. Асфальт
Здесь всё предельно ясно. Накачиваете покрышку до максимальной границы рекомендуемого давления и катаетесь, не зная проблем как с накатом, так и с пробоями камеры.
2. Твёрдый ровный грунт
Довольно много полевых или лесных дорог вблизи городов имеют гладкое покрытие с плавными ямами и буграми, которые не доставляют дискомфорта. В таком случае покрышку следует накачивать чуть выше среднего значения рекомендуемого давления. Также можно поступать при наличии небольшого количества неровностей в виде корней, кочек, ведь если их немного, они не доставят большого дискомфорта.
3. Неровный грунт
Причин может быть множество: корни, мелкие ямы, «гребёнка» от большого количества автомобилей. В таком случае накачивать покрышки следует по минимальному значению рекомендуемого давления. В особо запущенных случаях с поверхностью дороги допустимо использовать давление ниже минимального.
Но имейте ввиду, что в таком случае значительно повышается риск проколов и пробоев камеры. На некачественных покрышках от излишне низкого давления могут пойти трещинами боковины.
4. Тренировки/соревнования кросс-кантри
Здесь почти всегда используется давление ниже минимально допустимого на покрышке. Несмотря на то, что на хорошо накаченных покрышках вы будете иметь преимущество на прямых участках или на затяжных подъёмах, вы очень много проиграете на технически сложных элементах. Например, при заезде в крутой торчок или при съезде с крутого спуска, изобилующего поворотами
Покрышки должны не только хорошо катить, но и отрабатывать неровности, удерживать вас в поворотах, не проскальзывать на подъёмах. Поскольку такого добра на трассах кросс-кантри навалом, следует подобрать такое давление, на котором вам будет комфортно ехать и при котором вы не будете пробивать покрышку до обода на неровностях.
4. Для чего нужны бескамерные покрышки
Если вы участвуете в соревнованиях по кросс-кантри или просто очень много ездите и вам надоело пробивать или прокалывать камеры, для вас придуман хороший вариант избавиться от большинства проблем – бескамерные покрышки.
Они позволяют держать низкое давление в покрышках, что актуально на гонках, при езде в неблагоприятных погодных условиях, по неровной поверхности, а также зимой.
Для продвинутых. Исследования показывают, что на трении покрышка/камера при езде теряется до 1 ВТ мощности. Если это вам о чём-то говорит, то есть повод задуматься. Проблему потери мощности здесь решает как раз установка покрышек бескамерно.
Правда, не на все обода встанут бескамерные покрышки и для их установки нужны некоторые условия.
1. На ободе, позволяющем установку бескамерных покрышек, должна быть специальная маркировка (tubeless ready, 2bliss и так далее)
2. То же самое должно быть на покрышке. Правда, некоторые производители по умолчанию делают борта своих покрышек пригодными для установки покрышки бескамерно (например, Schwalbe и Continental)
3. Если стенка обода со стороны посадочного места под покрышку не сплошная, то её необходимо проклеивать специальной лентой, закрывающей отверстия для спиц
4. Необходимы специальные ниппели, позволяющие герметизировать отверстие для ниппеля и доставлять воздух в покрышку
5. Герметик. Необходим для герметизации микро отверстий в соединении покрышка/обод, самой покрышки, а также для заклеивания небольших проколов во время движения.
Не только про покрышки, улучшающие накат, рассказывают в видео
Продолжение предыдущего поста. Резина.
Маркировка покрышки выглядит например так: Wire 26×2,0 70a TPI 60, теперь давайте разберем что все эти символы значат.
На корд наносится компаунд (на картинке протектор), собственно резина из которой сделан протектор. 70a это как раз о ней и означает эта цифра жесткость. Чем больше цифра, тем жестче материал, следовательно износоустойчивее и накатистее, но с худшим сцепление на грунте. Для города и леса около дома лучше жесткий компаунд (60, 62,72)a, для грязи и леса с мягкой землей мягкий (40, 42)a, для гор средний (3C, dual, RSR, тут производители каждый свое придумывает) и он самый дорогой. Я советую жесткий, т.к. мягкий актуален только спортсменам катающим в горах, а средний слишком дорогой для повседневной езды.
Все это дело крепится на бортировочном тросе, который регулярно с кордом путают. Он бывает стальной или кевларовый. Второй легче и позволяет сложить покрышку, но стоит больше. Я за кевлар, т.к. он значительно легче, а если комплектов резины несколько то их удобно хранить. Wire это о тросе. Стальной обозначается steel(сталь) или wire, кевларовый: кевлар или folding (фолдинг).
Также есть куча технологий защиты усиления и улучшения иных характеристик покрышек, технологии часто похожи. но у каждого производителя называются по разному.
Теперь поговорим о рисунке протектора. В целом делится на 3 типа: слик, полуслик и агрессивная.
Ещё есть грязевая, там большие шипы стоят далеко друг от друга чтобы не забивалась грязь.
Большинству я бы советовал покрышки полуслики типа maxxis wormdrive или очень популрных kenda small block 8 (на картинке). Отлично катит по асфальту и также прекрасно держит на твердом грунте и все это на одном давлении.
Я в свое время катал на одном из велов на continental travel contact шириной 1.75. Накачивая до 75 pci я получал отличный накат на шоссе, а спуская до 35 нелохое сцепление на жестком грунте. Такие покрышки подходят для тех, кто 95% времени проводит на асфальте.
Очень частый вопрос: бескамерка, стоит ли ставить?
Я считаю, что если вы катаете что-то агрессивное в горах то однозначно стоит. В кросскантри для снижения веса и ещё более низкого давления стоит поставить, остальным смысла нет, т.к. надо периодически менять герметик. Есть конечно технология UST, позволяющая ставить без герметика, но без него бескамерка не ок. В городе от бескамерки толку нет.
Колесо знакомого, Колян, если ты читаешь, привет тебе, летел ты красиво. Жаль я в этом году не приехал.
От такого не спасло бы ни одно колесо.
Если есть личные вопросы, то меня можно найти в вк.
Спасибо за внимание, надеюсь ничего не упустил:)
Гладкая шина, или слик. Что это?
Слики (от англ. slick — гладкий) — разновидность спортивных шин, отличительная черта которых — полностью гладкий протектор (без рисунка). Первые слики были разработаны компанией M&H Tires еще в начале 1950-х годов и использовались на драг-рейсинге.
В основном применяются на профессиональных гоночных сериях (Formula, DTM), чемпионатах с высоким уровнем подготовки, таких как Unlim, Super-Race и др.
Такие шины используются только на сухом покрытии и обеспечивают максимально возможное сцепление с асфальтовым полотном за счёт отсутствия желобков протектора и специальной двухслойной технологии изготовления боковых стенок, позволяющей им сминаться при старте. Это значительно увеличивает пятно контакта: увеличивается трение с трассой — увеличивается качество сцепления разогретой резины с дорогой.
На влажной трассе классические слики не рекомендуются к использованию, так как попросту проскальзывают — нечем зацепиться за асфальт и появляется эффект аквапланирования. По этой же причине они не разрешены к использованию на дорогах общего пользования в отличие от полусликов, имеющих небольшой рисунок протектора. У нас на сайте, Вы можете воспользоваться сервисом подбора полусликов для своего авто по размерам, производителю и типу протектора.
Но производители гоночных шин в отдельную категорию выделили дождевые гоночные покрышки. У Michelin дождевые шины имеют обозначение “P” в своем названии.
Также из-за отсутствия рисунка на протекторе слики меньше деформируются под нагрузкой, что позволяет использовать в шинах более мягкую резину, а значит она меньше деформируется и перегревается и не вздувается. У сликов уровень износа можно определить по небольшим специальным отверстиям в протекторе, а у полусликов, как и у гражданских шин — по глубине немногочисленных канавок.
Есть несколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного и гладкого асфальта, средние и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Обозначения размеров и характеристик гоночных шин могут отличаться от обозначения гражданских.
Например, компаний Michelin использует такое обозначение: 27/65-18 S9L RFID
27 — ширина протектора в см (не общая ширина!)
65 — полный внешний диаметр покрышки в см
18 — внутренний диаметр в дюймах
S — тип “слик” (Р — дождевая шина)
9 — жесткость (SOFT — 7; MEDIUM — 8; HARD — 9)
L, M — поколение
RFID — наличие чипа в боковине шины, который позволяет проверять состояние шин в режиме реального времени на старте (на скорости до 60 км/ч).
У Pirelli используется другая система обозначений, а также цветовое обозначение:
Тип протектора:
D — dry (для эксплуатации только на сухих дорожных покрытиях)
W — wet (для эксплуатации на мокром покрытии)
Обозначение состава резиновой смеси:
H — HARD — твердый
M — MEDIUM — средний
S — SOFT — мягкий
SS — SUPERSOFT — сверхмягкий
Какую покрышку выбрать на велосипед
Сегодня мы поговорим о такой важной детали велосипеда как покрышка. Правильный ее выбор во многом определяет, как хорошо будет ездить Ваш байк.
На сегодняшний день существуют сотни различных вариантов, предназначенных для езды как по ровному городскому асфальту, так по грязи, горным тропам, льду и снегу.
Каждый тип покрышек разрабатывался и должен применяться для своих дорог. Поэтому основной выбор зависит от типа выбранного велосипеда и по каким дорогам Вы собираетесь ездить.
Рассмотрим сначала строение велосипедной покрышки.
Она состоит из нескольких основных частей:
Покрышки обычно изготовляют из:
Компаунды могут иметь различную жесткость и, как следствие, сцепление с дорогой и износостойкость. Более подробно о жесткости компаундов можно почитать в отдельной статье «Что такое компаунд и жесткость велосипедных покрышек».
Как проверить качество материала, из которого изготовлена покрышка.
Есть простые и надежные методы.
Нужно провести пальцем или ногтем по борту – если на покрышке остался заметный след, значит, она будет быстро изнашиваться при езде по дороге.
На новой резине всегда есть усики. Если за них потянуть, и Вы увидите, что они растянулись хотя-бы в 2 раза (а еще лучше, если в 3-4) и только потом оторвались – значит это хорошая покрышка.
Ну что же, общие понятия о покрышке мы получили. Теперь рассмотрим, какие они бывают, как правильно выбирать и на что она влияет при поездке.
Типы покрышек
Нужно понять одну простую истину – каждый тип предназначен для езды по предназначенной для нее поверхности. И делятся они по типу протектора.
Слики
Название идет от английского Slick, что в переводе означает гладкий, скользкий. На них совсем нет рисунка протектора или он минимален. Предназначены для поездок по ровным городским, шоссейным и хорошо укатанным сухим грунтовым дорогам. На таких дорогах не стоит принципиальный вопрос о сцеплении с поверхностью – оно всегда есть. А вот преимуществом будет то, что слики
Никакие шипы не тормозят покрышку при качении, не тратится дополнительная энергия велосипедиста на преодоление сопротивления трению шипов о поверхность дороги, как на других видах покрышек. Рисунок на них предназначен для отвода воды. Иногда производителя добавляют краситель и получают разноцветные изделия, что придает таким велосипедам дополнительную изюминку.
Учтите, что на сликах будет очень плохо ездить по мягкому грунту и грязи.
Полуслики
Как видно из названия на этих покрышках только половина – слика. Имеют невысокий и «ровный» протектор, а по бокам небольшие шипы. Протектор, равномерно выступая над кордом по всей поверхности покрышки контактирующей с дорогой, обеспечивает хороший накат, а боковые шипы сцепление с мягким грунтом и не дают шине провалиться в него. Предназначены как для езды по сухому и мокрому асфальту, шоссе, укатанной грунтовке, так и по рыхлому, вязкому грунту. Для большинства велосипедистов полуслики – идеальное решение, позволяющее ездить практически везде. Обладают хорошим накатом и сцеплением на сухих и мокрых грунтах и асфальте. Происходит это в связи с тем, что вода выдавливается из контактной площади в пустоты протектора, что делает саму контактную площадь более сухой и цепкой.
При езде на полусликах нужно учитывать, что при резких поворотах уменьшается площадь поверхности колеса, контактирующая с грунтом (колесо как бы приподнимается на боковых шипах) и уменьшается сцепление, увеличивая риск падения. Обычно начинающие велосипедисты довольно быстро начинают «чувствовать поворот».
Для этих покрышек важно правильно подобранное давление. При низком давлении теряются все преимущества. Правильно накаченный полуслик должен по твердой поверхности катиться гладкой частью протектора и только на мягком грунте начинают работать боковые грунтозацепы. При низком давлении покрышка будет расплющена и цеплять за твердую поверхность боковыми грунтозацепами, создавая дополнительное сопротивление и быстрее изнашиваясь. Вообще по поводу того какое давление должно быть в покрышках можно почитать в отдельной статье.
Грязевые
Покрышки с высоким протектором. Сюда обычно объединяют все покрышки с высотой резиновых шипов на протекторе до 10 мм. Грунтозацепы твердые и плотно расположенные. Накат у них плохой, особенно по асфальту, но сцепление с грунтом гораздо лучше, чем на полусликах.
Предназначены для поездок по:
Поездка по асфальту на таких колесах возможна, но не очень удобна. Они шумят, скорость особо не разовьешь, управляемость слабовата.
Зимние или покрышки с высоким грязевым протектором
Их можно разделить на
1. Покрышки с высокими зубьями протектора, но без металлических шипов.
Это покрышки с высотой шипов более 10 мм.
При этом сами шипы расположены не так часто как на предыдущих, что не позволяет сильной грязи и снегу застревать между шипами. Идеальны для поездок по большой грязи, глубокому снегу, проходимым болотам. По асфальту и обычным дорогам – не поездка, а сплошное издевательство над организмом. Ни какого наката, скорости и сцепления. Из-за высоких шипов контактная площадь резко уменьшается, ухудшая еще и управляемость байка. Кстати, кататься на них по льду то же не получиться, для этого нужна шипованная резина. Часто как раз полуслики будут лучше себя чувствовать на льду, так как у них больше контактная поверхность. В общем, это покрышки для «гурманов».
2. Протекторы с металлическими шипами.
Такой протектор самый лучший вариант для поездок по льду, очень плотному снежному насту на укатанных машинами дорогах и при постоянных колебаниях температур в районе нуля. То «плюс», то «минус». При такой температуре дождь или выпадающий снег постоянно подтаивает и подмерзает, образуя ледяную корку на дороге. В некоторых регионах нашей страны это даже достаточно долгий период в течении года.
Сами шипы делают в основном из победитовых сплавов и они бывают заостренные или тупые. Шипы с заостренной верхней частью имеют хорошее сцепление со льдом, а с плоской верхней частью – для езды по грязи.
При поездках по асфальту и плоские и заостренные шипы со временем становятся полукруглые.
Сами шипы ставят на резину в 2, 3 и более рядов.
Для оптимального использования всех плюсов шипованной резины нужно более внимательно подобрать давление в колесах.
Более подробно о сцеплении покрышек с дорогой зимой можно почитать в статье «Как увеличить сцепление колес велосипеда с дорогой зимой на снегу».
Размер и ширина покрышки
Что касается размера покрышки – то тут все понятно. Она берется по размеру обода. А вот на ширине остановимся поподробнее.
От нее зависит накат, сцепление с дорогой и управление на поворотах. Чем больше ширина – тем лучше сцепление с дорогой и управление на поворотах, но хуже накат. Обычно полуслики производят с шириной 1,95 дюйма, а у зубастых – ширина начинается чаще всего от 2,1 дюйма. Производители выпускают покрышки разных размеров, и Вы сами должны определяться, что важнее – накат или управляемость.
Учтите так же, что чем шире покрышка, тем она устойчивей, но также и медленней.
На шоссейных моделях ставят узкие покрышки: 18-27 мм или 1 дюйм и уже.
Ширина покрышки указывается производителем сбоку на корде, обычно там же где и диаметр. Например: 26”x2.1” – диаметр 26 дюймов, а ширина – 2,1 дюйма.
Маркировка так же может указываться и в миллиметрах. Например: 700×23 – диаметр 700 мм, а ширина 23 мм.
Более подробно о типах маркировки, размерах и таблице взаимозаменяемости покрышек разных размеров и производителей рассказано в статье «Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость». О принципах подбора ширины резины в зависимости от ширины обода описано здесь)
Хочется остановиться еще на нескольких моментах
Можно ли ставить разные покрышки на разные колеса?
Вообще-то переднее колесо при управлении велосипедом играет большую роль, чем заднее. Если занос заднего колеса можно компенсировать, хотя бы быстрой опорой на ногу, то при заносе переднего – точно будет падение. У переднего колеса хуже сцепление с дорогой – на него меньше давление веса велосипедиста.
Исходя из вышесказанного, на переднее колесо можно ставить более зубастую резину, чем на заднее. Но это имеет смысл только при поездках на грунте.
Если у Вас городской велосипед или Ваши поездки ограничиваются только обычными дорогами, то это вообще не имеет никакого смысла.
Симметричные и несимметричные протекторы.
Рисунки на протекторе чаще всего бывают симметричными. Но иногда встречаются и специально спроектированными под определенное направление движения. При этом на покрышке обязательно будет указано направление движения колеса. Если такую покрышку неправильно установить, то вместо гребущего эффекта – получится скользящий.
Например, на фотографии ниже показана такая покрышка с указанием стрелкой напрвления вращения колеса после установки на велосипед.
О том как на покрышке указывается направление движения колеса, что еще производитель пишет на велопокрышках, а так же что обозначают другие цифры на ней есть отдельная статья на нашем сайте.
Износ покрышек
Какую камеру выбрать.
Они различаются:
Камеру выбирают однозначно под размер покрышки и диаметр отверстия в ободе для нипеля. Более подробно вопросы, касающиеся велосипедной камеры освещены в отдельной статье на нашем сайте.
Давление в покрышках.
Мы уже немного останавливались на вопросе правильного выбора давления чуть выше при описании полусликов. Хочется отметить, что давление не самый простой и однозначный вопрос. По этой теме на сайте есть отдельная статья «Давление в велосипедных шинах».
Если очень коротко – то можно сказать следующее:
При езде на горном велосипеде по городу и укатанной грунтовке это 3-3,5 атмосферы, при движении по грунту – 2,5-3 атмосферы.
При этом, если Ваш вес более 80-100 кг, смело добавляйте еще 0,5 атмосферы в колеса, следя, чтобы не выйти за максимальное давление, указанное на покрышке.
На дорожном велосипеде – смело накачивайте 3,5-4 атмосферы, опять же, глядя на предельные значения.
Помните, оптимальное давление для себя Вы сможете подобрать, только покатавшись на велосипеде какое-то время. У каждого велосипедиста свой вес и стиль езды. При этом одно и то же давление для одного будет оптимальным, а для кого-то слишком низким или высоким.
Заключение
Исходя из приведенного выше описания типов протекторов, становиться понятно, что основной тип используемых большинством велосипедистов покрышек для езды по городским и грунтовым дорогам – это полуслики и слики. Именно они и стоят на всех типах велосипедов, продаваемых у нас в магазине.