что такое скрытое патрулирование гибдд
МВД разработало правила скрытого надзора за водителями
Люди в штатском
Сотрудники ГИБДД смогут фиксировать случаи опасного вождения и разговоров по мобильному за рулем, проводя скрытый надзор на дорогах. Об этом говорится в проекте приказа МВД, регламентирующем порядок надзора за соблюдением правил дорожного движения.
Осуществляющие скрытый надзор гаишники могут быть одеты в штатское, а их патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы. Однако в этом случае, обнаружив нарушение, они не смогут самостоятельно остановить автомобиль и составить протокол — вместо этого инспекторы в штатском обязаны будут передать сведения другим нарядам.
Отмечаться, согласно проекту приказа, будут действия водителей, «способствующие совершению ДТП, в том числе факты опасного вождения, выезда на встречную полосу, превышения скорости, правил пользования телефоном».
При этом если сотрудники ГИБДД будут в форменной одежде, но за рулем нераскрашенного в полицейские цвета автомобиля, они смогут составить протокол сами.
Без засад
Прятаться в кустах гаишникам хотят окончательно запретить. Согласно проекту приказа МВД, патрульная машина или сотрудник ГИБДД на дежурстве всегда должны находиться в зоне видимости водителя.
«Размещение… должно происходить так, чтобы патрульный автомобиль или сотрудник был отчетливо виден участникам дорожного движения, и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения», — говорится в документе.
При этом на аварийно-опасных участках дороги и в случае наблюдения за движением с использованием камер патрульная машина может размещаться «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги». Умышленное создание помех для распознавания водителями полицейской раскраски автомобиля, его сирен и мигалок не допускается.
Обжалованию подлежит
Водители смогут обжаловать время выполнения действий дорожных полицейских во время остановки их машины. «Сроки выполнения сотрудниками административных действий должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки», — говорится в проекте приказа.
При выполнении надзора за соблюдением правил ПДД сотрудники ГИБДД должны быть одеты в форменную одежду или мотоциклетную форму, «иметь опрятный внешний вид, служебное удостоверение и нагрудный знак».
Гражданин, мне нужна ваша машина
В документе также говорится об использовании личных автомобилей граждан. «При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, что в случае отказа [наступает] ответственность за невыполнение данного требования», — заявили в МВД.
Управлять своей машиной водитель должен сам, если нет оснований для отстранения его от вождения. Сотрудник дорожной полиции при этом должен выдать автомобилисту справку с указанием продолжительности поездки, своей фамилии и должности, номера жетона.
Преследовать нарушителей на машинах граждан сотрудники ГИБДД не имеют права.
«Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей», — говорится также в проекте приказа.
Взяткам бой
«С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах», — говорится в проекте приказа.
Инспекторам также запрещается принимать от водителей материальные ценности, любые вещи или предметы, которые не требуются для выполнения административных действий. Нельзя пользоваться средствами связи граждан — кроме случаев, не терпящих отлагательств.
Если гражданин предлагает сотруднику злоупотребить служебным положением, то «сотрудник обязан подать соответствующее уведомление о таком факте в установленном МВД России порядке».
Незримое око — скрытый патруль ГИБДД: насколько законны их методы работы?
В России ежегодно происходит огромное количество ДТП. Неудивительно, что дорожная полиция ищет способы предупредить их. Одним из методов профилактики стало возвращение на дороги «гаишников в кустах», то есть скрытых патрулей ГИБДД. Не все считают такой контроль эффективным и имеющим право на существование. Но патрули уже осуществляют профилактику нарушений ПДД.
Законно ли нахождение скрытого патруля ГИБДД
Недовольные тем, что теперь за любым углом может сидеть дорожный полицейский и видеть нарушение, жалуясь, ссылаются на «Административный регламент МВД РФ», в статье 41 которого сказано:
А на спецтранспорте должна быть соответствующая цветографическая схема, световые приспособления и устройство для подачи звуковых сигналов.
Скрытое патрулирование ведется на машине, которая не имеет этих знаков. И приближающийся к ней автомобилист не заметит, что за ним уже наблюдают. Но использование подобной техники и сама мера скрытого контроля дорожного движения вполне законны. Они регламентируются пунктом 12.2 «Наставления по работе ДПС»:
Тем более что явно вмешиваться в происходящее на дороге сотрудники «в штатском» могут лишь в исключительных случаях. Например, если стали свидетелями аварии или видят за рулем пьяного человека. Они также могут оставить без внимания мелкие правонарушения, не угрожающие жизни и здоровью участников движения.
Цели «игры в прятки»
Скрытый патруль нужен не для того, чтобы штрафовать автомобилистов или выполнять план по нарушителям. С этим в большинстве регионов проблем и так нет. Скрытая форма контроля дорожного движения используется с целью:
Иногда скрытый патруль работает только по конкретным нарушениям, например, ищет любителей прокатиться по встречной полосе или нетрезвых водителей. Практика показала, что даже такой узкий подход позволяет сократить и количество аварий, и число пострадавших в них.
Правила работы инспекторов ГИБДД
Скрытый патруль работает по определенной схеме. Сотрудники на обычной машине едут или останавливаются на разрешенном участке дороги и наблюдают за движением. Из спецсредств, положенных инспекторам, у них есть только рация и видеокамера. Сотрудники патруля должны быть одетыми не в форму, но иметь при себе нагрудный знак.
Заметив нарушение, один из них передает информацию на ближайший пост ДПС вместе со сведениями о том, кто совершил проступок. Открыто работающий инспектор останавливает проштрафившегося автомобилиста, объясняет ему ситуацию и составляет протокол.
Водители в таких случаях очень редко признают вину, чаще протестуют и требуют доказательств. Но по закону сотруднику скрытого патруля достаточно лишь написать рапорт об увиденном им нарушении.
Подкреплять его доказательствами нет необходимости, если водителю не вменяют превышение скорости. Но чисто технические нарушения, например, слишком темную тонировку стекол авто, запрещенный ксенон в фарах легко подтвердить.
Если автомобилист не желает признавать совершенный им проступок, сотрудник скрытого патруля может приехать на пост и продемонстрировать ему видеозапись этого момента. Обычно она всегда есть.
Сотрудники скрытого патруля не имеют права:
Если водитель уверен, что его подставили, а он не нарушал ПДД, можно подать жалобу на действия сотрудников инспекции вышестоящему руководству или в суд. Заявление отправляется в течение 10 дней после инцидента.
О том, что входит в обязанности скрытого патруля ДПС, смотрите в этом видео:
Новшество и его последствия – День скрытого патруля
Эксперименты с неявным контролем дорожного движения проводились во многих регионах. Это позволило, например, в Мурманске:
Итоги подведены за целый год, а цифры сравнивались с прошлым отчетным периодом. Такой эффект вызван прежде всего тем, что автомобилисты, зная о скрытом патруле, стараются соблюдать ПДД не только вблизи постов, но и на всем пути следования.
В Москве, где движение очень плотное, а дороги проблемные, игнорирующих правила водителей огромное количество. Соответственно, много и аварий с фатальным исходом.
Поэтому в столице скрытые патрули действуют уже на постоянной основе. Город поделен на сектора, за каждым закреплено несколько экипажей ГИБДД на машинах без опознавательных знаков службы. Их присутствие позволяет выявить автомобилистов, лишенных прав, нетрезвых, использующих незарегистрированные машины, даже находящихся в федеральном розыске.
Скрытое патрулирование сделало более безопасной и эффективной работу постовых сотрудников службы. Им не нужно бежать через дорогу с шестью полосами движения, стремясь остановить нарушителя. Инспектор теперь заранее знает, в каком ряду едет нарушитель, и может ждать его там.
Эффект, который дало использование патрулей, привел к тому, что эта форма контроля находит применение во всех регионах страны. В большинстве они пока работают в определенные дни месяца.
Руководство МВД собирается дать скрытым патрулям больше полномочий, чем они имеют сейчас. Но сначала машины оснастят необходимой техникой. В будущем скрытые патрули смогут трудиться самостоятельно, то есть останавливать нарушителей, оформлять протокол и т.д. Но для этого требуется внести изменения в Административный регламент МВД, касающийся дорожной безопасности.
А здесь подробнее о регистрации багажника.
Автомобилистам неприятно сознавать, что за ними следит всевидящее око ГИБДД в виде скрытых патрулей. Но, возможно, это научит их ездить по правилам не только около постов и камер видеофиксации, а всюду. Тогда дорога станет более безопасной, а надобность в скрытом патрулировании отпадет.
Полезное видео
О том, как ведется скрытое патрулирование, смотрите в этом видео:
Скрытый патруль ГИБДД — что это и как его распознать?
Опытные водители знают, где располагается стационарный пост ДПС и где установлены камеры фотофиксации. А если впереди стоит патрульная машина, об этом непременно сообщат встречные автомобили. Все вышеуказанные меры дают инспекторам ГИБДД контроль только над тем участком дороги, за которым установлено наблюдение. Чтобы стимулировать водителей быть более аккуратными и не нарушать правила дорожного движения были введены скрытые патрули.
Что это такое?
Скрытый патруль — это обычный гражданский автомобиль без каких-либо специальных опознавательных знаков, дающих участникам дорожного движения понять, что авто принадлежит органам ГИБДД. Экипаж скрытого патруля должен состоять не менее чем из двух сотрудников (один за рулем, второй контролирует ситуацию на дороге). Находясь при исполнении служебных обязанностей, сотрудники обязаны быть одеты в штатную форму.
Автомобиль снабжен камерами видеофиксации. В случае если инспектор ГИБДД замечает какое-либо нарушение, он фиксирует его на камеру и передает сигнал впередистоящему патрулю, сообщая марку авто, его цвет и номер регистрационных знаков. Впередистоящий патруль может быть стационарным или выездным, но в любом случае у него должны быть опознавательные знаки органов ГИБДД. Данный патруль принимает сигнал и останавливает нарушителя. Если тот не признает свою вину, подъезжает машина скрытого патруля и показывает видеосъемку с моментом нарушения. Скрытый патруль обращает внимание на все моменты нарушения правил дорожного движения, среди которых:
Кроме того, патруль обращает внимание на манеру вождения автомобилистов (игра в «шашки», странные маневры и т.д.). Это помогает выявить нетрезвых водителей и водителей лихачей. Скрытый патруль не имеет права останавливать транспортные средства, он лишь фиксирует нарушения (или подозрительное поведение водителей) и передает сигнал обозначенному по всем правилам посту ГИБДД, который уже и останавливает автомобилистов. В то же время, скрытый патруль уполномочен выписывать административные штрафы за нарушение ПДД велосипедистам и пешеходам.
Насколько законна такая деятельность?
Тайный патруль впервые появился в Москве в 2016 году. Доказав свою эффективность (за час работы в Москве один патруль фиксирует десятки нарушений), такая система наблюдения за дорогой быстро распространилась по всей территории Российской Федерации. Но 41 пункт действовавшего в то время Административного регламента МВД содержал информацию, что не допускается осуществление контроля за дорожным движением транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям. В то же время, 35 статья того же регламента сообщала, что патрульным транспортным средством, в том числе может считаться и автомобиль без каких-либо опознавательных знаков. По сути, действовавший на то время регламент не запрещал осуществление скрытого патруля, хотя прямой отсылки на такой способ контроля за дорожным движением также не было.
В 2017 году Приказом МВД № 664 был введен новый Административный регламент, 64 пункт которого прямо гласит, что органы ГИБДД могут использовать патрульные автомобили без каких-либо специальных опознавательных знаков для осуществления контроля за дорожным движением. Тот же пункт сообщает, что скрытый патруль имеет право лишь фиксировать нарушения и передавать информацию иным нарядам, с которыми налажена связь. Важно понимать, что скрытый патруль может являться таковым лишь при использовании патрульного транспортного средства. То есть автомобиля, должным образом зарегистрированного в ГИБДД. Сотрудник Госавтоинспекции не может осуществлять контроль за дорожным движением на своем личном авто.
Как распознать патрулирование?
Как правило, скрытое патрулирование осуществляется на самых сложных участках дороги, где наиболее высока вероятность совершения нарушения водителями. Например, в местах, где часто скапливаются пробки, водители любят объезжать их по полосам, специально выделенным для общественного транспорта. Или за городом, где максимальная скорость движения 90 км в час, многие лихачи не соблюдают установленного режима. Наверняка узнать о присутствии скрытого патруля нельзя, но есть несколько косвенных примет, сообщающих о возможном тайном контроле за дорогой со стороны ГИБДД:
Кроме того, как уже указано выше, несмотря на скрытность патрулирования, инспектора Госавтоинспекции должны быть одеты в свою штатную форму, поэтому всегда есть шанс заметить их в проезжающем рядом автомобиле. С другой стороны, инспектор в форме, сидящий за рулем гражданского автомобиля, не всегда является представителем скрытого патруля. Возможно, он возвращается с работы домой или едет по своим делам.
Заключение
Скрытое патрулирование дает возможность органам ГИБДД осуществлять более полный контроль за дорожным движением. Если обо всех привычных местах нахождения патруля ДПС и камер фотофиксации водитель знает заранее, то определить наличие скрытого патруля бывает очень сложно. В целом, тайное патрулирование следует отнести к положительным нововведениям, это помогает выявить большое количество нарушителей, что благотворно влияет на увеличение уровня безопасности на дорогах.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Разъяснение ГИБДД о правомерности осуществления скрытого патрулирования
Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».
В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами. К патрульным также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, — разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.
Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».
Во время проведения скрытого патрулирования в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.
Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.
Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году, в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.
Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!
УГИБДД УМВД России по Мурманской области
«Когда нас нет, они начинают исполнять». Репортаж из машины ГИБДД
В ГИБДД стали все чаще применять необычный и непонятный для многих водителей способ наблюдения — скрытое патрулирование. Смысл в том, что сотрудники ГИБДД инспектируют улицы на служебных автомобилях без опознавательных знаков. Например, в Москве часто выявляют проезды на красный и нетрезвое вождение, а на региональных трассах — выезды на встречную полосу. Работают такие патрули и днем, и ночью. Корреспондент Autonews.ru отправилась в дежурство вместе со скрытым патрулем в Москве и выяснила, как это работает.
«При виде ГИБДД с сиреной сразу же бросают телефон»
Серебристые седаны Ford Focus в стандартном гражданском исполнении на «механике» разъезжаются по улицам Москвы по утрам. В этих автомобилях инспекторы ГИБДД ведут скрытое патрулирование на севере столицы, причем сами наблюдатели никого не задерживают. Они только передают данные патрулям, которые дежурят по округу. Те на основании полученной информации останавливают автомобили, проводят проверки и составляют протоколы.
В машине скрытого патруля не установлено никакого дополнительного оборудования, кроме раций, поэтому они легко сливаются с потоком. На передних местах обычно едут два инспектора ГИБДД, оба обязаны быть в форме: работа в гражданской одежде разрешена только сотрудникам оперативных служб.
Сотрудники ГИБДД объясняют: для некоторых водителей нарушение ПДД — привычное дело. Они могут игнорировать светофоры, не пропускать пешеходов и не пристегиваться ремнями безопасности, а также практиковать опасное вождение. А вот увидев полицейский автомобиль, немедленно снижают скорость, начинают пользоваться поворотниками и в целом превращаются в аккуратных автомобилистов. Но только на время — пока не уедет патруль.
«Водители, которые имеют привычку говорить по телефону или возить детей без специального кресла, при виде автомобиля ГИБДД с сиреной сразу же бросают телефон, а детей начинают прятать под сиденье или под бардачок, чтобы мы не остановили и не выписали штраф — я сам видел такое много раз, — рассказал инспектор. — Именно такие нарушители должны почувствовать, что за ними ведется постоянное наблюдение, и понять, что соблюдать ПДД нужно всегда».
Впервые такой необычный способ патрулирования начали применять в Москве в 2015 году. Полицейские разъезжали по улицам на белых Ford Focus. В зависимости от округов марки и модели автомобилей скрытого патруля могут отличаться. По словам инспекторов, они ждут пополнения в виде новых Hyundai Solaris — некоторые из них также отправят на «секретную» службу.
«Основательно это дело ввели в 2016 году, и поэтому полицейские уже привыкли, а вот водители до сих пор удивляются, — рассказал один из инспекторов. — Такое скрытое наблюдение абсолютно законно, оно регламентируется приказом МВД № 664. [1] Просто сейчас о таком патрулировании стали чаще говорить. И это правильно — водители должны знать, что их нарушения могут засечь не только инспекторы на хорошо заметных патрульных автомобилях, но и такие невидимые сотрудники, как мы».
Какие нарушения фиксирует скрытый патруль
Отсутствие опознавательных знаков позволяет подъехать к нарушителю практически вплотную, и тот ничего не заподозрит. «Мы готовы отмечать любые нарушения, которые можно определить визуально, — объяснил инспектор. — Исключение — только превышение скорости, у нас нет в машине такого оборудования. А еще опасное вождение — в КоАП пока, к сожалению, нет такой статьи, и мы можем только определять отдельные его элементы. Например, если водитель устраивает «шашечки» и резкие перестроения и не включает поворотники, его можно наказать именно за неиспользование сигналов поворота — это штраф 500 руб.».
Инспектор может, например, увидеть непристегнутый ремень, использование телефона во время движения, непропуск пешехода на нерегулируемой «зебре» и другие нарушения. Также можно запомнить данные водителей-лихачей, которые не догадываются о контроле и пролетают светофоры на «красный» или объезжают пробки по встречной полосе. Как объясняют сотрудники ГИБДД, им достаточно визуально зафиксировать факт нарушения — это уже будет считаться основанием для составления протокола. Дополнительно фотографировать или снимать такие нарушения на видео совсем не обязательно.
Также напарник инспектора-водителя может проверить долги по штрафам, которые числятся за подозрительной машиной при помощи планшета. Конечно, многие нарушения можно выявить и при обычном патрулировании, но у скрытого — свои преимущества.
«Некоторые водители, видя, что машины полиции рядом нет, начинают исполнять всякие виражи. Лихачей проще определить именно во время скрытого патруля, — поделился инспектор. — Такое наблюдение обеспечивает более плотный контроль и может показать водителя таким, какой он есть на самом деле, все его поведение в повседневной жизни во всей красе, а не в момент, когда он замечает в зеркале заднего вида служебный автомобиль».
Вот еще один пример: городские площадки перед торговыми центрами, где по ночам собираются дрифтеры. «Если ехать на машине с мигалками, они просто разъедутся. А так можно за ними спокойно понаблюдать, записать все данные и тоже передать патрулям: прямой ответственности за такое опасное вождение нет, но часто у таких машин можно обнаружить сопутствующие нарушения — например, незаконное переоборудование: тюнинг или тонировка», — объяснил инспектор.
Тем временем мимо нашей машины, которая вынуждена стоять в пробке, поскольку у нее нет спецсигналов, слева по встречной полосе через прерывистую линию почти до начала затора показательно проехал красный седан BMW. Но мы только заступали на дежурство, и этому водителю повезло — его данные патрулям не передали.