что такое проект в образовании творческое направление

Проектная деятельность

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

Ситуация может приобрести проблемный характер если:

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакома и значима для ученика, её решение должно быть важно для учащегося

Действия ученика на этом этапе работы:

Информационный (проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной тематике)

Исследовательский (проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы)

Прикладной (практико-ориентированный) (проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на воплощение в жизнь какой-то идеи, конечный продукт может использоваться как самим учеником, так и внешним заказчиком)

Игровой (ролевой) (проект, в котором участники принимают на себя определенные роли)

Творческий (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта, предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы)

Социальный (социально-ориентированный) (проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; сбор, анализ и представление информации по актуальной социально-значимой тематике)

Инженерный (создание планов, чертежей, расчетов, макетов)

РЕЗУЛЬТАТ (ПРОДУКТ) ПРОЕКТА

Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде)

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

? письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь)

? художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изо), представляется в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель

? отчетные материалы по социальному проекту (тексты, мультимедийные продукты)

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

При организации проектной деятельности применяется следующий АЛГОРИТМ:

? формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)

? формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)

? определение этапов работы

? подбор методов и средств решения проблемы

? проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы

? получение и анализ данных

? оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)

? обсуждение и корректировка данных

? выражение ожидаемого результата (представление)

! Материалы, необходимые на процедуре защиты проекта:

Оглавление включает наименование всех разделов и глав с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

Введение по объему занимает не менее 1с. и не более 3страниц

I РАЗДЕЛ 1.(Теоретический)

Теоретическая часть по объему не менее 4 и не более 8 страниц

II РАЗДЕЛ 2. (Практический)

Практическая часть по объему занимает не менее 7 и не более 15 страниц

Заключение по объему не более 1 страницы

Список литературы включает не менее 8 источников

ВВЕДЕНИЕ. Тема проекта и её актуальность (может ли тема проекта и его продукт представлять научный, практический, информационный интерес), цель проекта; поставленные задачи для достижения цели; этапы работы над проектом; методы и приемы исследования и работы над проектом

РАЗДЕЛ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ). Основные понятия, раскрывающие тему, интерес к теме в науке, разные позиции и точки зрения, анализ литературы по теме, информационно-содержательный материал

РАЗДЕЛ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) Описание проектной работы и её результатов (Что делали в ходе работы над проектом на каждом этапе, какие исследования провели, к каким выводам пришли, какой материал собрали, что изготовили на каждом этапе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подведение итогов по проекту (Что планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнили, использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы проекта завершены, получен ли результат, как он соотносится с целью).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Литература в списке приводится в следующем порядке:

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Источник

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Источник

Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования

что такое проект в образовании творческое направление. Смотреть фото что такое проект в образовании творческое направление. Смотреть картинку что такое проект в образовании творческое направление. Картинка про что такое проект в образовании творческое направление. Фото что такое проект в образовании творческое направление

что такое проект в образовании творческое направление. Смотреть фото что такое проект в образовании творческое направление. Смотреть картинку что такое проект в образовании творческое направление. Картинка про что такое проект в образовании творческое направление. Фото что такое проект в образовании творческое направление

Педагог дополнительного образования:

1. Введение. Актуальность проблемы развития творческих способностей учащихся в условиях современной школы.

2. Организация, содержание, эффективность проектной деятельности.

2.1.История возникновения проектного метода обучения в зарубежных странах, России;

2.2. Основные принципы и составные части проекта;

2.3. Этапы творческого проекта;

2.4. Авторский вклад в концепцию;

2.5. Роль межпредметньтх связей в подготовке и создании творческого проекта;

2.6. Диагностика уровня технического мышления учащихся;

2.7. Виды проектов по времени, содержанию;

2.8. Трудности, возникающие у учащихся при выполнении творческого

2.9. Эффективность проектного метода обучения

3. Результаты проектной деятельности.

4. Заключение. Перспективность использования проектного метода обучения

5. Список литературы.

Чем больше мастерства в детской руке,

Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.

Проблема развития творческих способностей личности рассматривается исследователями – в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д.Б.Богоявленская, И.И.Ильясов, Ж.А.Зайцева, А.А.Кирсанов, А.А.Малахов, Р.А.Петросова, и др.);
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям. Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность.

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет образовательная область «Технология». Авторы современных подходов к технологическому образованию (П. Р. Атутов, В. М.Казакевич, Е. М. Муравьев, М. Б. Павлова, И. А Сасова, Л. Н. Серебренников, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и другие) указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

Проблема развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии специально не исследовалась. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Условием решения задач гуманизации является четкая направленность процесса обучения школьников на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования. Анализ ряда исследований (Т.Г. Браже, Л.К. Веретенникова, П.Ф. Кравчук, М.Г. Мерзлякова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских, O.K. Черепанова, Н.М. Яковлева) позволил сделать вывод о том, что проблема развития творческого потенциала рассматривается в различных сферах образования, однако не удалось найти работ, связанных с развитием творческих способностей методом проектов на уроках технологии в общеобразовательной школе.

Основное противоречие, выявленное в процессе анализа организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой – наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

Рассматривая цели общеобразовательной области «Технология», можно предположить, что система образования должна быть направлена на подготовку граждан, а не являться фактором экономики. Никакой диплом больше не дает гарантий занятости, если он не дополнен талантом творческого мышления и общения. Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех «компетенциях», которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: «способность работать в группе; командный дух и способность к риску; чувство ответственности и личная дисциплина; инициативность и любознательность; творческий подход; профессионализм; стремление к совершенству, навыки саморазвития; чувство соперничества; патриотизм».

Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. Наоборот можно утверждать, что

Уроки технологии дают большие возможности для развития творчества учащихся через политехническую направленность, конструирование, межпредметные связи, способствуют развитию у учащихся инициативы, самостоятельности, творческое отношение к труду.

В мае 2001 года в Санкт-Петербурге состоялся Международный семинар «Метод проектов в технологическим образовании школьников», его организаторами были Британский совет, Министерство образования РФ, Российский государственный педагогический университет имени Герцена и Международный институт образовательных инноваций. Было отмечено, что как с Российской, так и с Британской стороны есть серьезные наработки в использовании методов проектов в трудовом обучении школьников. Например: в Британии это привело к тому, что «технология» стала в настоящее время одним из обязательных пяти учебных предметов: английский, иностранный язык, математика, естествознание, «технология». Например, учителя из города Североморска повышают престиж «Трудового обучения», уровняв его, но значимости с такими предметами как математика, физика и др., а школьные мастерские называются «Лаборатория» Участники семинара отмечали, что проведение совместных работ по использованию метода проектов в технологическом образовании обогатит как Российскую, так и Британскую педагогическую науку и практику. Но так же в ходе дискуссии возникали вопросы, на которые не всегда удавалось получить полные ответы. Например: что сделать, если ученик не хочет выполнять проекты? Как сделать, чтобы форма оформления результатов работы не давила на содержание? Существует ли возрастная зависимость к тем или другим формам проекта? Какова должна быть подготовка учителя? Как сохранить при использовании метода проектов минимум обязательного образования?

Участники пришли к общему заключению, что неосмысленное перенесение чужого опыта приводит к отрицательным результатам. А так же определили цель проекта: это оптимизация «технологического» образования школьников путем гармонизации формирования всех производственных функций будущих работников.

Поскольку проблема развития творческих способностей учащихся в условиях современной школы является важной и актуальной, я предлагаю вашему вниманию концепцию моей педагогической деятельности.

Тема концепции: «Проектная деятельность как метод развития творческих способностей учащихся».

Концепция моей педагогической деятельности имеет своей целью максимальное развитие творческих способностей личности на основе принципа политехнической направленности полученных знаний, подготовка к самореализации в обществе при современном развитии высоких технологий.

Организация, содержание, эффективность проектной деятельности

Современный опыт проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс. Член корреспондент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом. Главная идея его состоит в следующем:

1. Ребенок делает только то, что сам выбрал

2. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: все из жизни, все для жизни.

Проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Что же такое творческий проект?

Это самостоятельная творческая работа учащегося, качество выполнения которой зависит от того, на сколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, на сколько прочны знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на занятиях. Основные принципы проектов определил русский педагог С.Т. Шацкий еще в начале 20 столетия:

1. Реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом.

2. Организованный опыт (педагог строит занятия на основе того, что знает об опыте ребенка), полученный в результате деятельности ученика

3. Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания)

4. Упражнения, дающие нужные ребенку навыки.

Американский педагог У.Х. Килпатрик отмечал, что учебная работа должна опираться на активность учащихся, их интересы, и самостоятельность мышления детей. Полный проект по технологии имеет шесть ключевых составляющих:

1. ученики проектируют и изготовляют изделие, отвечающее реальной
потребности и для определенного пользователя;

2. при проектировании они проводят специальное исследование;

3. они генерируют первоначальные идеи по возможному решению
удовлетворения потребности;

4. разрабатывают одну из них (или комбинируют две или большее
количество идей) до стадии изготовления.

5. они изготовляют изделие (предварительно спланировав эту стадию);

6. испытывают изделие в реальной жизни и оценивают по его параметрам
удовлетворения определенной потребности.

Этапы творческого проекта.

В любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы. Основные этапы творческого проекта соответствуют этапам

проектного обучения и согласуются с теорией поэтапного формирования умственных действий, (приложение 1)

1. Организационный. На этом этапе осуществляется мотивация и усвоение
ориентировочной основы действий. Происходит выбор темы проекта учащимися,
ее осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков,
необходимых для выполнения проекта, составление плана работы, знакомство с
информационными источниками. На этом этапе моя роль как учителя достаточно
велика. Я не просто должен разъяснить смысл задания, а побуждать
учеников к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы. Я направляю
деятельность учащихся, расставляю акценты, моделирую проблемные ситуации,
обогащаю учебную информацию и творческое поле урока.

2. Конструкционный. На этом этапе ООД продолжает формироваться, идет
активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия,
формируются навыки систематизации различных приемов, поиска решений.
Происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами. Для
успешной реализации теории поэтапного формирования умственных действий,
особое внимание я уделяю конструированию ООД, которая учитывает возрастные
особенности учеников и способствует развитию мыслительных операций
(сравнение, синтез, абстракция, обобщение).

Это алгоритмы методов технического творчества. Информацию о них я подаю в виде дидактических материалов.

Распределение методов технического творчества по классам провожу с учетом возрастных особенностей школьников (приложение 2). Чем старше дети, тем сложнее методы.

1) что можно заменить?

2) С чем можно скомбинировать?

3) Что будет, если это увеличить, уменьшить, повернуть?

4) Что можно добавить?

5) Что можно убрать?

6) Что можно объединить?

8) Что получилось? (приложение 3.1)

Одним из лучших считается список вопросов, составленный английским

изобретателем Т. Эйлоартом:

1) Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.

2) Сформулировать задачи ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи и аналогичные задачи. Выделить главные.

3) Перечислить недостатки имеющихся решений, их основные принципы, новые предположения.

4) Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные и другие аналогии.

5) Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели.

6) Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело и т.д.

7) Установить варианты, зависимости, возможные связи, логические совпадения.

8) Узнать мнение некоторых совершенно неосведомленных в данном деле людей.

9) Устроить групповое обсуждение, выслушивая все и воспринимая каждую идею без критики

10) Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и др.

12) Бродить среди стимулирующей обстановки (свалка лома, технические музеи, магазины дешевых вещей), пробегать журналы, комиксы.

13) Набросать таблицу цен, величин, типов материалов и т.п.

14) Определить идеальное решение, разрабатывать возможные.

15) Видоизменить решение проблемы с точки зрения времени (скорее или медленнее), размеров, вязкости и т.п.

16) В воображении «залезть» внутрь механизма.

17) Чья это проблема? Почему его?

18) Кто придумал это первый? История вопроса. Какие ложные толкования этой проблемы имели место?

19) Кто еще решал эту проблему? Чего он добился?

Впервые списки таких вопросов появились в 20-х годах прошлого столетия, а новые продолжают появляться и теперь. Я решил составить свои списки вопросов и апробировать в своей работе. Сначала я проанализировал область применения объектов труда, которые изготавливают учащиеся, результаты показали, что в основном изделия используются в быту, в школе, во дворах. У меня получилась таблица «Изменение вида и функциональности (многофункциональности) объекта в зависимости от места его применения (использования)» (приложение 4) Изделие изначально, имевшее функцию, как вешалка для полотенца, нашла широкое применение в других областях использования.

Я предлагаю учащимся самостоятельно выбирать и использовать из общего списка нужные вопросы в данной конкретной ситуации при разработке конкретного объекта. Осуществление этого метода выполняет две задачи: 1. Стимуляция исследовательской активности в условиях свободного общения и раскованности, положительного эмоционального подкрепления.

2. Тренировка операций направления внимания в исследовании проблем, создающей возможность переноса этих операций на исследование любых ситуаций вне урока.

Метод КВ дополняю методом МА. Суть метода заключается в следующем. В разрабатываемом объекте выделяют несколько характерных для него структурных или функциональных морфологических признаков. По каждому признаку составляют список его возможных конкретных вариантов, альтернатив, технического выражения. Признаки я располагаю в форме таблицы называемой «Морфологическим ящиком или матрицей». Это позволяет определить поисковое время. Перебирая сочетания вариантов выделенных признаков, учащиеся выявляют новые решения задачи. В основном МА применяют не для поиска какого-либо одного решения, а в тех случаях, когда требуется исследовать область возможных решений. Суть анализа показана на примере создания светильника. Причем при постановке задачи, я не указываю какой именно светильник, что еще в большей степени позволяет учащимся развивать творческий поиск. Этот метод я использую при решении конструкторских задач общего плана.

К предыдущим методам добавляется метод ФО, суть которого состоит в том. что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие

преодолеть психологическую инерцию. Например, в качестве фокального объекта возьмем часы. В качестве случайных объектов стол, книга, телевизор и т.п.. Признаки случайных объектов, например, для понятия «стол» будут следующими: круглый, деревянный, полированный. При перенесении этих признаков на фокальный объект получим: часы круглые, часы полированные, часы деревянные. Развитие полученных сочетаний, путем свободных ассоциаций позволяет получить, например, для часов круглых: часы круглой формы, часы с круглым циферблатом, часы с округленными цифрами, часы на круглой подставке и т.д. После оценки полученных сочетаний выбираются наиболее подходящие варианты для использования.

Во время конструкционного этапа, моя задача создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема. Пользуюсь педагогическими технологиями сотрудничества и сотворчества: учитель и ученик заражают друг друга творческой энергией в процессе поиска конструкционных и технических решений.

Анализируя результаты эффективности предлагаемой методики, в своей работе я использую технологические разработки диагностики, основой которой стал тест Беннета (приложение 7): задачи, сопровождаемые техническими рисунками, для начальной и контрольной диагностики, два равнозначных по количеству и сложности задания теста. Это задачи, решение которых основано на знаниях, полученных на уроках трудового обучения, и задачи, решение которых основано на знаниях, полученных при изучении других учебных предметов, или знаниях, полученных вне школы.

Эти задачи определяют низкий, средний и высокий уровень технического мышления учащихся. На приведенной диаграмме (приложение 8) начальной и контрольной диагностики видно, что уровень технического мышления учащихся пусть немного, но повысился.

Проекты разнообразны по времени выполнения.

1. Краткосрочные (2-6 часов). Эти проекты с удовольствием выполняют учащиеся

5 — 7 классов в виде: плакатов, рисунков, комиксов, особенно в юмористической форме, на тему «Правила техники безопасности». Их настолько это увлекает, что некоторые из них выполняют 2-3 проекта. Видя их заинтересованность, я предлагаю ребятам выйти за рамки предмета. Они сами выбирают темы: «Правила дорожного движения», «Правила поведения в школе», «Соблюдения этикета» и т.д., что очень полезно для их всестороннего развития. Проект, выполненный с использованием компьютера, позволяет закреплять и развивать их знания, полученные на уроках информатики.

2. Долгосрочные. Проект, который требует времени для сбора информации,
разработки, поиск материала, изготовления, анализа и защиты. Может занимать до 6 учебных недель. Его могут выполнить учащиеся 8 — 9 классов, которые овладели определенными навыками, знаниями, умениями. Так же виды проектов могут быть разными по содержанию:

3. Надпредметные. Например: вторая жизнь старых вещей.

В минимум содержания образовательной области «Технология», включено изучение некоторых экономических вопросов. Я использую в проектной деятельности пункт экономической оценки своей деятельности, что позволяет включить в творческий проект экономическое обоснование (экономический расчет), методику которых предлагает В.Д. Симоненко. Порядок и правила экономических расчетов представлены в форме таблицы (приложение 9) которая является ориентировочной основой деятельности. Это позволяет ученикам не только выполнять экономическое обоснование творческих проектов, но и оперативно решать такие задачи, как расчет и сравнение себестоимости двух объектов, выбор выгодной технологии обработки материала (с точки зрения затрат на электроэнергию) и т.п. Например: себестоимость изготовленной универсальной вазы с 3 тарелочками, стоимостью 50 рублей, заменит комплект из трех вазочек, купленных в магазине стоимостью 100 рублей каждая. Экономическая эффективность 300-50 = 250 рублей с учетом электроэнергии, клея, лака, морилки, шкурки.

Конечно, у ребят в ходе выполнения проекта возникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов.

1. Намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи

2. Искать пути их решения

3. Предусматривать последствия выбора

4. Действовать самостоятельно, без подсказки

5. Сравнивать полученное с требуемым

6. Корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов

7. Объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Вот почему весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требование педагога к качеству проекта, формы и методы оценки результата.

Большую помощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказывает памятка в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов, предложенная учителем технологии из Екатеринбурга А. Крыловым. Я ее изобразил в виде таблицы и советую ребятам вклеить ее в рабочую тетрадь на первой странице (приложение

10) Термин «проектный подход» по-разному используется в отдельных областях

образования, поэтому в различных предметах он выглядит по-разному. Но есть общее для всех предметов. Учеников стимулируют:

1. Быть активным в учебе

2. Исследовать, экспериментировать, думать и анализировать

3. Развивать сотрудничество в обучении

4. Брать ответственность за свое обучение на себя.

Эффективность обучения «технологии» через проектный подход бесспорно и состоит в следующем:

1. Закрепление знаний по другим предметам. Проекты дают дополнительные
направления и возможности для обучения. Знания, полученные на уроках химии и
физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по
оптимальной форме или действию вещи, которую учащийся планирует
изготовить. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают
эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные
знания и умения развиваются, когда планируются и оцениваются свои идеи, когда
взвешивают и измеряют материалы, делают чертежи, работают с древесиной или
металлом. Эстетические способности развиваются когда ученики принимают
решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия. Например: фото
(объяснение) Проекты не только помогают закреплять полученные по другим
предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых
эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы
над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим предметам. Все
предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при
обучении «технологии»

2. Развитие когнитивных умений: что является очень полезным для учеников,
каким бы видом деятельности они не занимались. Учащиеся обучаются навыкам и
умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок
полученных данных.

4. Развитие уверенности в своих силах. Учащиеся учатся уверенности в том, что
они могут улучшить жизнь для людей и самих себя, подходить к окружающему их
миру творчески, воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а
не просто получателей знаний.

а) увеличивается тяга к знаниям по всем
предметам;

б) ученики лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что им
пригодится в 21 веке;

в) появляется взгляд на школу, как на прогрессивный и
динамический центр получения необходимых знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *