Что такое фуд арт
Фуд арт
Что такое фуд арт #Food Art? — Еда как искусство? Искусство еды? Съестное искусство? Произведения искусства из еды?
Фуд арт — это…
Википедия: Food Art или Eat Art — направление в современном искусстве, в рамках которого еда выступает в качестве выразительного средства при создание произведений искусств, является одним из направлений нового реализма. Зародилось в 1960-х годах во Франции.
Уже в каменном веке пища использовалась для производства произведений искусства: наскальные рисунки создавались с использованием растительных и животных связующих для используемых цветов.
Искусство Древнего Египта показывает многочисленные изображения хлеба, круп и других продуктов.
В римском искусстве также есть многочисленные фрески, мозаики и скульптуры с фруктами, подношениями и праздниками.
Средневековые рукописи содержат подробные изображения блюд в различных социальных контекстах. — Тайная вечеря один из самых известных мотивов, где изображается еда.
В эпоху Возрождения Джузеппе Арчимбольд о создавал удивительные портреты из фруктов и овощей.
Натюрморты со столами для завтрака, морепродуктами и экзотическими деликатесами относятся к Золотому веку Голландии.
Фрукты и овощи также изображаются эротическими символами.
Натюрморты с фруктами известны и из более поздних художественных эпох. Мастером этого искусства был Поль Сезанн.
Маринетти, склонный к фашизму, призывал к полному обновлению итальянского кулинарного искусства. Такие рецепты, как «аляскинский лосось в лучах солнца с марсианским соусом» или блюда из лаборатории, можно было считать авангардным художественным видением, но они не смогли тягаться с пастой и пиццей.
Дитер Рот и Даниэль Спёрри создали так называемое искусство еды Eat-Art в 1960-х.
В конце 1960-х — начале 1970-х художницы начали использовать фуд-арт в духе феминизма. В инсталляции Джуди Чикаго «Вечеринка за ужином» высветились достижения женщин, которые раньше не получали должного признания.
В 1990-х годах фуд-арт служил противодействием растущему социальному отчуждению, вызванному новыми медиа, например Интернетом.
Риркрит Тиравания, например, использовал приготовление и употребление еды в галереях и музеях, чтобы контактировать с посетителями.
Эту тенденцию продолжает, в частности, Лайла Гохар.
Сегодняшние представители кулинарного искусства часто используют новые медиа для политических, феминистских, экономических и социальных заявлений.
Мы не будем сейчас говорить обо всех аспектах питания — просто полюбуйтесь!
Особенно важно подать еду так, чтобы ее хотелось съесть в тех случаях, если дети в еде «нехочухи», также, если блюдо диетическое и — лучше, если оно привлекает не калориями, а полезностью и подачей!
Фуд арт каждому по плечу… или лучше сказать, «по руке»!
Благодаря соцсетям сейчас каждый имеет возможность показать свои творения, даже если они такие недолговечные, как еда.
Как испечь блинного котика, смотрите в рецепте
Вот так можно подать
А это рис-лисичка с мяском-котлеткой
Фуд арт Йоланды Стоккерманс
Один из «художников еды», которого я хочу вам сегодня представить, — это Йоланда Стоккерманс.
Jolanda Stokkermans — жена, мать (двое детей), у нее 2 собаки, живет в Бельгии, в деревушке Курсел (Koersel).
Она не только вкусно готовит, но и и умеет так оформить и подать еду на тарелке, как никто другой в мире!
Ее искусство оформлять еду как в виде животных, птиц, рыб, растений, пейзажей, цветов, а также людей и сказочных персонажей очень реалистично, блюда-картины создаются при помощи пищевых продуктов и специй.
В сети она известна как De Meal Prepper.
А сейчас просто посмотрите Фуд Арт Йоланды Стоккерманс…
Тарелка с едой = картина! Нарисованная едой и специями.
Видео Фуд Арт Весь мир на тарелке!
А как вы подаете еду? Вам близок фуд арт?
Заходите в гости почаще!
Все, что я делаю — я делаю специально для вас, здесь найдете много рецептов вкусных блюд и интересной информации.
Пригласите ваших знакомых и расскажите о новой статье своим друзьям,
— нажав на кнопки соц. сетей.
Food Art в формате современного искусства
Не так давно всемирно известный арт-провокатор итальянец Маурицио Каттелан представил на суд публики инсталляцию в виде банана, приклеенного к стене куском серебристо-серого скотча. «Произведение» было продано за 120 тысяч долларов и вызвало большой резонанс. Некоторые критики усмотрели в арт-объекте символический крест, поставленный на подгнившем современном искусстве. Другие же сочли его новым «черным квадратом» Малевича. Но не насмехался ли автор над современным «фуд-артом«, использовав перезрелый банан для своей концептуальной работы, названной им «Comedian«?
Многие века еда и продукты питания вдохновляли живописцев на создание великолепных натюрмортов. Современные художники, работающие в стиле «фуд-арт», тоже используют еду в качестве выразительного средства. Но распознать в их работах родовые черты натюрморта практически не возможно из-за нескольких «генных модификаций», которые он претерпел за последнее столетие. Эксперименты были начаты представителями таких художественных течений конца XIX — начала XX века, как нью-реализм, поп-арт и еat-аrt. Их новаторство стало архимедовым рычагом, который сдвинул традиционный жанр «натюрморта» с незыблемого постамента.
Зачинщиками «переворота» стали «впечатлительные» художники-импрессионисты. (За точку отсчета шкалы изменений можно принять изящные натюрморты Ренуара). Дальнейшие эксперименты с натюрмортом продолжили Сезанн, Гоген, Анри Матисс и некоторые другие приверженцы «постимпрессионизма». Они отказывались изображать только зримую действительность (как натуралисты) или сиюминутное впечатление (как импрессионисты). Взамен они стремились показать элементы и сущностные состояния жизни, прибегая при этом к декоративной стилизации.
Наиболее радикальный слом эстетической традиции натюрморта был предпринят фовистами и экспрессионистами, а также молодым Пабло Пикассо, проводившим смелые опыты по обобщению форм.
Поп-арт, как предтеча фуд-арта
Реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма в живописи стало появление американского поп-арта. Новое поколение художников делало ставку на изображения объектов массового потребления, привнося в свои работы некоторую иронию, приправленную внушительной порцией китча. При этом, каждый из авторов находил свой стиль и метод. К примеру, если американский художник Уэйн Тибо изображал на своих полотнах красочные торты и пирожные в точности, как они выглядели в витринах кондитерских, то скульптор шведского происхождения Клас Ольденбург вывел их за рамки холста, выставив на реальную витрину. В 1961 году он создал макет уличного «продуктового Магазина», где продавал гипсовые копии ширпотреба, в том числе, соблазнительные на вид десерты и кондитерские изделия. Выложенные на настоящих обеденных блюдах, его творения стали предтечей возникшего в наше время «фуд-арта на тарелках». (Подобным приемом автор создавал напряжение между воображением, вызывающем «съедобные» образы сладостей, и их очевидным искусственным происхождением).
В работах большинства классиков поп-арта просматривалась дюшановская идея «ready made». Но Ольденбург модифицировал ее, многократно «умножая» и видоизменяя «готовый предмет» (ready made) до невероятных размеров. Гипертрофированные размеры придавали образам популярной еды своеобразный символизм и пародийное величие. (В наше время его «Гамбургеры – гиганты» выродились в миниатюрную еду из полимерной глины).
Новый реализм
В тот же период в Париже образовалось творческое сообщество «Новый реализм». Художники, состоявшие в нем, отреклись от традиционной станковой живописи и выступали за использование реальных предметов при создании произведений. Своей задачей они ставили «новое приближение к восприятию реальности». С поп-артом и нео-дадаизмом их объединяло использование продуктов массового потребления, которое можно видеть в инсталляциях и коллажах ключевых фигур этого направления – Роберта Раушенберга, Джаспера Джонса, Тома Вессельмана, Мела Рамоса и др.
Особенности современного натюрморта
Современное поколение художников продолжило эксперименты предшественников, но уже используя арсенал достижений технического прогресса. Их натюрморты стали продуктом синтеза современных технологий, разных жанров искусства и комбинаций материалов. Например, немецкий фуд-стилист Дитлинд Волф «изготавливает» свои декоративные натюрморты из продуктов питания, цветов и предметов быта, используя в качестве вспомогательных материалов фарфор, бумагу, металл и текстиль. С помощью цифровых технологий созданы сюрреалистические натюрморты швейцарского художника Тилла Рабуса, уникальные фото-натюрморты Шарля Ру, продуктовые композиции Сэма Каплана, а также цифровые натюрморты Кевина Беста, которые в точности передают дух и стиль картин старых голландских мастеров…
Современное искусство XXI века: «Продается, продается, продано…»
Инсталляция «Comedian» стала успешным флешбэком Маурицио Каттелана после 5-летнего отсутствия на арене современного искусства. (В ближайших планах художника несколько персональных выставок по всему миру и большая ретроспектива работ, которая будет проходить с июля по февраль 2022 года в миланском центре современного искусства Pirelli HangarBicocca).
С самого начала деятельности, художник сознательно провоцировал скандалы своими декларациями и поступками. К примеру, в 1991 году он подал заявление в полицию о краже его работы, предназначенной для выставки в Милане. (На самом деле никакой работы не было). Получив официальный протокол о похищении, Каттелан оформил его в рамку и выставил в галерее, как произведение искусства. (Впоследствии даже умудрился его продать!). А в 1996 году сам украл экспонаты из соседней галереи и выставил их в Амстердамском арт-центре под своим именем. Полиция разобралась и вернула их владельцу, но сам прецедент стал «произведением» и получил название «Очередной проклятый «ready made».
Зная это, «Comedian» не кажется примером «предметного искусства» поп-арта, не смотря на использование банана и скотча. Это больше похоже на «вывернутый наизнанку» творческий манифест супрематиста Малевича, его картину «Черный квадрат». Но он обозначал конец традиционного предметного мышления художника и пророчил начало эры «чистого творчества в искусстве», а подобный идеализм Каттелану не присущ.
«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор».
Продать за 120 тысяч обычный банан, который тут же съедают, похоже на издевку над коммерциализацией искусства. Такую же, которую года три назад продемонстрировал анонимный художник стрит-арта Бэнкси. После того, как его работа «Девочка с воздушным шаром» была продана на аукционе Sotheby’s больше чем за 1 млн фунтов, на глазах ошеломленной публики она вдруг «самоуничтожилась» спрятанным в раме шредером для бумаги. Бенкси саркастически прокомментировал фото этого момента словами, которые обычно произносит во время торгов аукционист: «Going, going, gone…» (Продается, продается, продано…).
Приведенные факты свидетельствуют о том, что современным искусством, которое создается и продается в наши дни, может быть все, что угодно в буквальном смысле слова. Любой странный арт-объект. Но судя по забвению дадаизма, ново-реализма и прочих авангардных художественных течений, таким же непреложным фактом остается и то, что любая форма когда-то «современного искусства» с течением времени становится достоянием культурной истории. Не зря в качестве синонима «contemporary art» используют определение «актуальное искусство». Остается только дожидаться нового витка культурного развития общества.
ФУД-АРТ НА ТАРЕЛОЧКЕ С «СЕТЕВОЙ» КАЕМОЧКОЙ
Под современным термином «фуд-арт» скрывается давнее искусство составления художественных композиций, частично или полностью состоящих из продуктов питания. Как жанр, фуд-арт зародился в недрах японской культуры, где изящная эстетика и символизм были присущи буквально всему: поэзии, письму, компоновке цветочной икебаны, и даже процессу раскладки продуктов на тарелке. Но в итоге, японская Годзилла проиграла схватку американскому Кинг-Конгу. В первую очередь, это произошло, благодаря распространению через глобальные интернет-сети «поп-культуры» начала 19-го века.
Предпосылки к возникновению эстетики «интеллектуального фуд-арта» проявлялись еще в эпоху Возрождения. Уже тогда, итальянский художник-маньерист Джузеппе Арчимбольдо создавал портреты знатных особ в виде причудливой «мозаики» из овощей и фруктов. Спустя 400 лет, в искусстве фуд-арта безраздельно доминирует зрелищность художественного образа, неординарность средств выражения и, обязательный атрибут современности — количество follower-ов, подписанных на авторские аккаунты в соц.сетях.
Это повлияло и на «целомудренную» островную культуру Японии. Даже те авторы «японского фуд-арта», которые придерживаются национальных традиций, вынуждены адаптироваться к реалиям времени. К примеру, дизайн традиционных «коробочных» завтраков «бенто» стал более зрелищным. Как и леденцы на палочках (классические японские сладости), которым молодой японский кондитер Shinri Tezuka вручную придает вид невероятно натуралистичных животных.
С помощью соц.сетей популяризируют традиции своих предков и другие их соотечественники. Примеры тому, — «поэтические блюда» от шеф-повара Йошиаки Таказава (по его мнению, они гармонируют со стихами классической японской поэзии «хокку» и «танка«), или образцы виртуозной, похожей на художественное панно, рыбной нарезки «сашими», что выкладывает у себя в Instagram японский повар под ником mikyou00.
САМОБЫТНОЕ ИСКУССТВО ХАРЛЕЯ ЛАНГБЕРГА
Фуд-арт – модное направление современного искусства. Истоками этого «творчества из продуктов» можно считать картины Джузеппе Арчимбольдо-визуалиста эпохи позднего Возрождения и «бенто»- миниатюры из еды, когда ланч из риса, рыбы и овощного гарнира становится настоящим произведением изобразительного искусства. Сегодня фуд-арт давно перешагнул рубеж «кухонного творчества» и, наряду с фуд-фото, прочно держится в лидерах авангардного искусства. Фрукты, овощи, мясо и множество других продуктов, которые мы привыкли видеть в холодильнике, обретают в умелых руках художественные качества. Художники и фуд-иллюстраторы отныне составляют серьезную конкуренцию ведущим кулинарам. И в самом деле, зачем есть обычный салат, если можно заказать себе пейзаж из овощей или флаг Италии из спагетти?
На сайте art-eda.info не раз упоминалось о разных мастерах современного искусства в области фуд-арта, от известного английского фотохудожника Карла Уорнера, который специализируется на «продуктовых пейзажах» до малоизвестной поклонницы веганства и йоги под ником Сonocana.
С недавних пор и американец Харлей Лангберг, ранее изучавший только экономику и не имеющий художественного образования, тоже начал применять свои художественные способности для создания репродукций известных картин, используя съедобные ингредиенты. Креативные работы автора доставляют зрителям развлечение и радость. За пару лет своего творчества он стал популярным и уже делает работы на заказ; учит других, как создавать миниатюрные шедевры из даров природы. Его творения используют для званых обедов и других мероприятий.
В его работах чувствуется непредвзятость и самобытность. Из фруктов и овощей, выбранных на прилавках фермерских рынков Хэмптона, Лангберг создает воображаемые портреты знаменитостей, таких, как Мерлин Монро, Кани Вест, Карла Лагерфельда и прочих. Будучи поклонником современного уличного художника Роберта Бэнкси, недавно Харлей презентовал оригинальные репродукции его рисунков, выполненные из разнообразных продуктов. Стоит признать, ему это удалось. Минималистические изображения очень точно копируют стилистику арт-террориста из Великобритании. Большинство граффити Бэнкси черно-белые, поэтому для глубины рисунка и передачи оттенков Харлей Лангберг использовал кожуру баклажана, идеально подошедшую по фактуре. Одна проблема — с ней очень сложно работать при тонкой нарезке.
Лангберг перенес креатив граффити Бенкси с городских стен на кухонные тарелки
репродукция картин Хичкок-Птицы и Целующиеся полисмены
Не менее креативны портреты известных личностей. В коллекции художника их уже более 50-ти. Например, серия портретов на печенье Oreo. Художник шутит, что некоторые его работы имеют вполне утилитарное значение – он часто угощает съедобными картинами друзей на вечеринках. Вместе с тем, выбор материала в виде продуктовых брендов — прагматичен. Ведь, «Oreo» входит в пятерку самых раскручиваемых брендов через социальные сети. В сообществе Oreo на Facebook состоят более 16 миллионов пользователей.
Портреты знаменитостей, в исполнении мастера фуд-арта забавны и самобытны:
Ниже приведем несколько примеров «фуд-репродукций» известных картин, созданных талантливым американцем.
Грант Дэволсон Вудс (Grant DeVolson Wood)известен в основном картинами, посвящёнными сельской жизни американского Среднего Запада. Одним из самых узнаваемых образов в американском искусстве ХХ века стала его картина «Американская готика» (American Gothic, 1930).
Для создания «Американской готики» Гранта Вудса – автором использовались швейцарский сыр, киви, баклажаны и йогурт.
Всемирную известность в 1920-30-х годах, благодаря своей связи с Пикассо, получила фотограф-сюрреалист, художница и поэтесса Дора Маар. Она была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла, как «женщина в слезах».
Кубизм Пикассо воссоздается Лангбергом с помощью манго, нектарина, перца, зеленого лука, баклажан и репы. Для реализации более сложной цветовой гаммы он использует экзотические плоды, вроде драконового фрукта (питайи), юкки и других.
Рене Магритт (René François Ghislain Magritte) писал картину «Сын человеческий», как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире. Со временем, картина Магритта стала культовой и ее присутствие можно видеть во множестве фильмов, шоу, в сценариях клипов и сериалов.
Картина «Крик», созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами норвежским художником Эдвардом Мунком (Edvard Munch), стала эмблемой экспрессионизма и служит своего рода прелюдией к искусству XX века, предвещая ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения.
Остальные работы художника Харлея Лангберга можно посмотреть на его персональном сайте