юные жены и хорошие жены это одно тоже
Маленькие женщины и Хорошие жены
«Маленькие женщины» и «Хорошие жены»
о романах Луизы Мэй Олкотт
Семейство Марч состоит из отца-священника (образованного человека, по природному складу метафизика и философа), матери (энергичной, деятельной и мудрой) и четырех дочерей, почти все из которых уже приближаются к юношескому возрасту. Я понимаю, что писательница хотела показать разные типажи, но получилось ли это у нее в каждом случае одинаково интересно? Не думаю… Сама идея найти у каждой из сестер Марч ярко выраженные способности, причем в разных областях, мне кажется искусственной. Одна – писатель, другая – музыкант, третья – художник… хорошо еще из четвертой (Маргарет) не стали делать творческую личность, возможно, просто не придумав для нее какое-то особое занятие. Вышло так, что милая Мег – просто красивая девушка и послушная дочь (а впоследствии и жена). Эпизоды, касающиеся ее, по-своему милы, но в целом это – самая скучная линия в романе.
Вообще интересный характер не обязательно обозначает конкретный большой талант. Достаточно иметь любовь или вкус к чему-то, иначе можно пересластить с обилием не только христианских добродетелей в девочках, но и выдающимися способностями. В результате автор к этому и приходит – сестры несколько разочаровываются в себе и понимают, что полудетский энтузиазм и желание отличиться принимали за подлинное творческое вдохновение и преувеличивали свои природные задатки (которые были, возможно, чуть выше средних). Впрочем, это не говорится о Бесс, которая, по словам тех, кто слушал, как она занимается музыкой, считали ее сочинения дивными. Но эта сестра умирает совсем юной, оставшись в памяти всех ангелом, иллюстрируя мысль автора: доброта ценится выше чего бы то ни было иного (красоты, таланта, образования, ума, богатства и т.п.). И Бесс окружающие любят больше, чем других, более своенравных и капризных по сравнению с ней, сестер. (Но по сравнению с ней таким будет любой человек.)
Джозефина, мечтающая о литературных лаврах, показана особой, которой лучше бы родиться озорным мальчишкой, чем пай-девочкой. Она испытывает тягу к мужскому обществу (с целью дружбы на равных, а не флирта), очень вспыльчива, равнодушна к своему внешнему виду, высмеивает чинные манеры и несколько грубовата, хотя в глубине души сентиментальна, чего стыдится и старается не обнаруживать, как признак слабости (что для мужчин типично). Образ довольно живой. Но… бывают девушки, в которых озорство сочетается с женственностью, в них есть и мальчишеское, и девичье, и получается некая обаятельная смесь. В случае с Джо это не так. Она, на мой взгляд, такого обаяния лишена (и не во внешности дело, а в той энергетике, что идет изнутри).
Когда друг семьи, Тедди Лоренс (или Лори, как его называют), безответно влюбляется в Джо, мне это не показалось убедительным… Вот если бы произошло наоборот, я бы скорее поверила, и Джо стала бы трагической героиней. Джо – именно друг, приятель, иных чувств она не вызывает.
Лори можно понять только в том, что его окружают очень заурядные девушки – разряженные «в пух и прах» (как он выражается), жеманные, неискренние, мечтающие найти богатого жениха и устремленные к нему исключительно с этой целью. А юноша привык к незаурядному ДУХУ семьи Марч, живущей по соседству, с которой он сроднился. И для него этот дух выражается в Джо, которая становится его олицетворением. Он принял это за любовь. В тот момент он, видимо, не понимал, что этот дух может быть выражен и в женщине, которая будет соответствовать его эстетическим пристрастиям.
Эми, младшая дочь, изначально кажется несколько смешным существом, увлеченным не столько сутью прекрасного (в искусстве и в жизни), сколько ФОРМОЙ. Для нее огромное значение имеют красивые линии, изгибы, краски, сочетания цветов, а в реальной жизни – внешняя сторона светского общества: наряды, манеры, движения в танце. Она очарована внешним миром, и, как кажется Джо, не очень задумывается о внутреннем.
Но Джо – это крайность. А Эми – не человек крайностей. В ее натуре все сбалансировано. С самого начала романа интересна лично мне была исключительно Эми (все остальные показались абсолютно предсказуемыми, включая явного лидера – Джо). Эми со всеми ее детскими нелепостями, возрастными противоречиями и капризами с порывами подлинного раскаяния показалась мне живее, милее остальных. И я с интересом следила в первую очередь за ее линией. Сама Эми считает, что Джо интереснее ее, и если бы усвоила светские манеры, нравилась бы людям больше, чем она сама. А мне так не кажется. Когда во второй части («Хорошие жены») повествование шло от лица Эми, для меня это было самым удачным местом романа. И я поняла, что взросление Эми – это весьма интересный процесс.
Я не могу сказать, что мне не понравился немецкий профессор, которого нашли в качестве возлюбленного для Джо. Автор, видимо, приняла решение показать, как изменилась эта героиня после потери самой любимой сестры – Бесс. И сама идея семейной жизни и любви к мужчине уже не казалась ей противоречащей сути ее натуры (мне показалось, что она в этом плане не изменилась). Но было ли это проявлением особой влюбленности? Или Джо просто отдала должное достоинствам профессора (как это можно сделать умом, но не сердцем)? Не знаю, меня это не совсем убедило. Но исполнение ее мечты открыть вместе с мужем школу для мальчиков и воспитывать их, конечно, порадовало, раз это так отвечает особенностям ее собственного характера.
Целью романов было показать, что за добродетель должны любить людей больше всего. И если в реальной жизни это и не совсем так, то надо стремиться к тому, чтобы так было. И именно эти ценности и взгляды прививать детям. Особенно женщинам – а они будут влиять особым образом на мужчин.
На самом деле по этой причине в реальной жизни влюбляются не так часто, как хотелось бы автору романов. Можно спросить у психологов – сколько у них клиентов, которые всю жизнь страдают, впадая в болезненную зависимость от стерв и мерзавцев. И сколько любят благородных людей. Но в романах нравоучительных любовь может быть только к добродетельным и возвышенным персонажам. А иных исключительно осуждают. И поучают.
Я отнюдь не против дидактики как таковой и не отношусь к людям, которые ее не переносят и являются ее противниками в литературе. Но, если слишком уж ей увлечься, в результате герои, которые с точки зрения автора наименее совершенны, получаются живее и интересней других.
Юные жены и хорошие жены это одно тоже
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Луиза Мэй Олкотт. «Маленькие женщины», «Хорошие жены». Ч2
Начало
https://uborshizzza.livejournal.com/5261709.html
Теперь напишу немного о структуре книги. «Маленькие женщины» содержат описание одного года из жизни семьи Марч. Начинается год с Рождества и заканчивается под Рождество. Кое-что я уже рассказала в первой части. Там есть зимние, летние и осенние эпизоды.
Летом девочки отдыхали.
В остальное время они учатся или работают. Мег и Джо рано выходят из дома, с собой они берут по пирогу, который печет им Ханна – это будет их обед. Часов в 5 они возвращаются домой. К этому времени младшие сестры прекращают свои уроки. У девочек есть домашние дела, но остается время на развлечения. Так Джо читала или писала свои будущие нетленки,
Эми рисовала, Бет играла с котятами, куклами или музицировала.
Разве не интересно, как развлекались тогда, когда не было ни телевизора, ни Интернета?
Джо писала пьесы, и девочки разыгрывали их по ролям. Потом они устраивали представления для соседей.
Зимой они катались на коньках по льду реки.
Весной начинали заниматься выращиванием цветов на выделенных им участках в саду. Каждый участочек отличался своей индивидуальностью.
У девочек был собственный Пиквикский клуб. Они устраивали регулярные заседания, и каждая именовалась там каким-нибудь героем этого романа Диккенса. Они выпускали совместную газету.
Летом сестры играли в Пилигримов. Это специальная игра для детей-христиан, в нее играют и сегодня. Дети отправляются в Небесную страну. Они должны пройти Тесные врата, Город Морали, Долину Сомнений, Ущелье Уныния, Ярмарку Тщеславия. Нужно заранее договориться, где что находится. По дороге им встречаются Мирской мудрец, Привратник, Добрый Самаритянин и др. Все эти роли исполняют сами девочки, а игра заключается в том, что они предпринимают что-то вроде похода по пересеченной местности с многочисленными остановками и перекусами в означенных узловых пунктах.
Кроме того, иногда старшие сестры выезжали на балы или гостили у подруг. Также они ходили в театр.
Иногда их приглашали на пикник. Они катались в лодке, играли в литературное лото, еще сочиняли истории, причем каждый должен был продолжить прерванный другим кусок.
Как видите, скучно им не было.
Не все между сестрами было гладко: Джо и Эми часто ссорились, потому что у обеих был взрывной характер. Один раз Эми даже сожгла рукопись Джо, над которой та работала несколько лет (это были сказки) за то, что Джо не взяла ее с собой в театр. Джо была очень зла на Эми до тех пор, пока та, катаясь на коньках, не провалилась под лед. Ее быстро вытащили наружу, она не заболела, но Джо очень испугалась и простила сестру.
Как я уже писала, рядом с их домом стоял дом мистера Лоуренса. Он жил один. Но однажды в доме появился его внук, которого звали Теодор, но он предпочитал имя Лори. Лори был ровесник Джо, он родился и жил в Италии, так как сын мистера Лоуренса к его неудовольствию женился на итальянке. Но вот родители мальчика умерли, и дед забрал его к себе.
Лори предстояло учиться в университете, потом продолжить дело семьи, но он хотел жить в Европе и заниматься музыкой.
Мальчику было скучно. Он часто из окна наблюдал за веселой жизнью своих соседок. В январе Мег и Джо были на балу. Там Джо познакомилась с Лори. Они оба не хотели танцевать и решили спрятаться в пустой комнате. Там они разговорились и даже немного потанцевали вдвоем. Джо свободнее себя чувствовала с мальчиками, чем с девочками. Лори показался ей легким, остроумным, но одиноким.
После бала она рассказала маме и сестрам, что их сосед скучает, и что надо бы как-то ему помочь. Потом Лори заболел, а Джо пришла его навестить. Она добились разрешения его дедушки, чтобы мальчик мог приходить к ним играть.
Так Лори стал постоянным посетителем дома семьи Мартч. Он дружил со всеми сестрами, а их маму очень уважал и со временем стал ей как сын.
Девочки приняли его во все свои игры. Лори перешли мужские роли в пьесах Джо, он стал членом Пиквикского клуба и пилигримом.
Со своей стороны, Лори и его дед присылали семье Мартч вкусную еду, цветы, одалживали свой экипаж. Мистер Лоренс подарил Бет пианино и вообще подружился с этой самой робкой из сестер – она напоминала ему умершую внучку.
Однажды Лори и сестры Мартч разговорились про то, кто о чем мечтает: нужно было построить свой воздушный замок. Лори сказал, что видит себя большим музыкантом. Мег хотела иметь богатый дом, кареты, драгоценности. Джо мечтала о писательской славе и, заодно, о дворце и арабских скакунах. Эми столько всего хотела, что даже не стала говорить, но главным было желание стать знаменитой художницей. И только Бет ничего не хотела. Она сказала, что у нее уже все есть: ведь ей подарили пианино.
Больше всего времени Лори проводил с Джо. Она была единственной, кто называла его Тедди. Они вместе дурачились, шутили, сбегали наперегонки с горы, иногда ссорились, но потом просили друг у друга прощения. Однажды Джо помирила его с дедом: они поругались, и Лори даже думал бежать из дома. Лори сочувствовал Джо в ее стремлении стать писательницей. Джо удалось напечатать свой рассказ в газете – то-то было радости ей, Лори и всей семье.
В ноябре мама уехала в Вашингтон, в декабре Бет чуть не умерла от скарлатины, в конце декабря сначала вернулась мама, а потом отец.
«Маленькие женщины» заканчиваются, когда Джо и Лори исполнилось 17 лет, и он должен уехать в университет.
Скоро Рождество. Мистер и миссис Мартч сидят рядышком, воскрешая в памяти время, когда они познакомились. Помолвленные Мег и Джон заняты друг другом. Выздоравливающая Бет лежит на диване, рядом сидит Джо и смотрится в зеркало. За ее спиной стоит Лори и тоже смотрит в зеркало, перехватывая взгляды Джо.
В свою очередь «Хорошие жены» начинаются через 3-4 года после окончания первой книги.
В жизни героев мало что изменилось. Мег вышла замуж, но об этом я уже рассказывала.
Очевидно, что Лори любит Джо, но пока он с ней не объяснился. Он часто приезжает домой из университета, заваливает всех подарками, и явно ждет, пока станет самостоятельным.
Джо понимает, чего он от нее хочет, но она не воспринимает товарища по юношеским играм, как будущего мужа. Ведь муж должен быть умнее, серьезнее, она должна его уважать. Он должен указывать жене моральный путь. А Лори она знает, как свои 5 пальцев – какой там моральный авторитет. Он не слишком ответственный и серьезный человек, шалопай, одним словом.
Супружеские отношения и дружеские отношения – это разные вещи. Вот Мег отчитывается перед мужем за то, как потратила деньги за неделю. А потратила она их много, потому что купила себе шелк на платье. Зашла с подругой в магазин, та стала выбирать ткань для себя и предложила Мег купить вот этот рулон шелка, который очень подойдет к ее глазам. А тут еще продавец говорит, что щелк очень хорош и необычайно дешев – она и купила. Услышав про сумму, потраченную на ткань, Джон чуть не упал в обморок, но сдержался. Однако Мег стало стыдно, а особенно стыдно ей стало, когда она узнала, что муж отказался от нового пальто, потому что после ее растраты не мог себе его позволить. И Мег уговорила подругу забрать злополучную ткань себе – та была из богатой семьи, и это не было для нее дорого.
Дома выясняется, что Бет совсем плоха. Она убеждена, что умрет в ближайшее время. Оказывается, Бет вовсе не была влюблена в Лори. Она сказала, что ей было просто приятно смотреть на него и на Джо, потому что они такие здоровые и так полны сил.
Джо ухаживает за угасающей Бет, приезжает Лори. Он наконец-то закончил университет и делает Джо предложение. Она ему отказывает, потому что по-прежнему не видит в нем своего мужа.
Джо продолжает публиковать свои рассказы, но теперь относится к ним как к средству заработать немного денег – она уже не мечтает о славе, а рассказы пишет не из жизни преступников или пиратов, а о том, что знает. У нее выработался хороший стиль.
Лори уезжает за границу, там он праздно проводит время, транжирит деньги. Он считает, что его сердце разбито, а жизнь кончена. Но неожиданно встречает повзрослевшую Эми, которая путешествует по Европе вместе с тетушкой Мартч. Эми учится живописи, посещает музеи. Она повзрослела и похорошела – ей 17 лет. За ней ухаживает очень богатый молодой человек.
Между Лори и Эми происходит важный разговор. Она говорит ему, что после того, как увидела картины великих художников, поняла, что ей так никогда не суметь. А его она осуждает за безделье: человек должен работать.
Прислушавшись к девушке, Лори начинает вникать в дела деда, так как тоже понял, что он не Моцарт. Заодно он ощущает, что уже не думает о Джо, а думает о Эми. К тому же, там есть соперник. В итоге Лори женился на Эми, а Джо никогда об этом не пожалела. С Лори они остались в добрых отношениях.
Бет умерла. Она стойко переносила свою болезнь, не боялась смерти и верила, что попадет в ту Небесную страну, в которую они играли с сестрами.
Джо все же вышла замуж за своего немецкого профессора. Тут очень удачно тетушка Мартч оставила Джо в наследство свой особняк. В нем девушка решила сделать школу, а профессор стал ее директором. Денег это им не принесло, зато было чем заняться.
В последнем эпизоде романа вся семья собирается в яблоневом саду. У всех – дети. Они собирают яблоки и рассуждают о том, какими были глупыми, когда мечтали о великих свершениях – вот оно, счастье-то! Правда, Эми и Джо говорят, что продолжат заниматься творчеством, но теперь это для них не главное.
В книгах, помимо основного текста, много стихов, которые герои сочиняют по разным поводам, там почти полностью пересказаны пьесы Джо и статьи из их самодельной газеты. Это несколько усложняет чтение.
Понятно, что сегодня «Маленькие женщины» представляют собой историческую ценность – читать ее скучновато. Но все же интересно, чем книга так люба американцам? Все же мы с ними очень разные люди. Не думаю, чтобы нашим читательницам было интересно читать книгу совсем без интриги, без конфликта, без яркой любовной истории и с большим количеством морализаторских рассуждений. Да и с юмором там небогато, хотя Олкотт все же пыталась рассмешить читателей речевыми ошибками Эми, кулинарными подвигами Мег, острыми словечками Джо. Наверное, сказывается и то, что мы читаем перевод. Но, наверное, чтобы понять американцев, эту книгу надо знать.
Мне же было интересно читать, чтобы понять, как у Олкотт смешивается реальная жизнь и необходимая по ее мнению мораль для девочек. С удовольствием прочла бы подробную биографию писательницы, хороший разбор ее книг, но, увы, у нас их пока нет.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Юные жены и хорошие жены это одно тоже
Теперь, когда мы имеем хоть какое-то представление о контексте, в котором были написаны полуавтобиографические книги Олкотт,
https://uborshizzza.livejournal.com/5260977.html
можно поговорить о них подробнее.
В книге нет ни слова про странный уклад жизни семьи Олкоттов, нет там и названия городка, где они живут. И это правильно: Конкорд был городом очень специфическим, в котором жили известные и очень сложные люди. Вместо философов-трансценденталистов, знаменитых поэтов и писателей, суфражисток, феминисток, аболиционистов в романе действуют обычные люди. Соседом семьи Марч является богатый коммерсант Джеймс Лоренс. Старшая сестра Мэг дружит с девочкой из богатой, но более ничем не примечательной семьи Моффат. Вот, собственно, почти все жители города, упоминаемые в романе.
Также писательница уменьшила и разницу в возрасте сестер: в книге она составляет 5 лет, а не 9 лет между самой старшей и самой младшей сестрой.
Старшая, Мег – самая красивая из девочек. Она любит наряжаться, хотела бы быть богатой, несколько тщеславна. В начале первого романа ей 16 лет, в конце почти – 18. В пьесах, которые пишет ее сестра, она играет главные роли.
Джо на год младше. Она – девочка-сорванец. Не принимает традиционную женскую роль, мечтает стать писательницей, с детства пишет сказки и пьесы. В этих пьесах играет все мужские роли. Джо – главная героиня книги. Из сестер она больше всех привязана к Мег и не хочет, чтобы та выходила замуж. Также она любит Бет, заботится о ней. К младшей сестре относится иронически.
Бет – 13 лет. Она – очень робкая и добрая, боится решительно всего, редко выходит из дома. Любит котят и держит больницу для увечных кукол, оставшихся от старших сестер (особенно плохо пришлось куклам Джо). Ее страстью является музыка. Когда она играет на пианино и поет, то забывает обо всем на свете. Послушная, всегда выполняет свою работу по дому. Она – настоящий ангел по мнению родных, но какая-то слишком инфантильная для своего возраста. В 13 лет ведет себя так, как ведут себя лет в 7.
Эми – 11 лет, и она полная противоположность Бет. Решительная, амбициозная, самостоятельная, капризная. Поклялась, что выйдет замуж за богача и будет ездить в карете. Хочет стать знаменитой художницей. Пока старается обогащать свой словарь словами, значения которых не понимает, а произношение путает, что служит предметом шуток для родных.
Но Эми также мечтает, что на деньги, которые она выручит от продажи своих шедевров, она поможет семье.
В начале романа училась в школе для девочек, но вынуждена была ее покинуть из-за конфликта с учителем и некоторыми девочками. Перешла, как и Бет, на домашнее обучение.
Родители сестер Мартч уже не молоды. Отцу – больше 50-ти лет, у матери в волосах седина.
Глава семьи, Роберт Мартч, не философ-самоучка и не педагог-экспериментатор, как отец Олкотт. Почти все действие первого романа он находится в армии северян в качестве полкового священника. После войны он получает небольшую чиновничью должность.
Девочки несколько раз упоминают, что раньше их семья была богаче, но они разорились из-за того, что отец помог деньгами какому-то своему другу.
Позвольте, но ведь в Гражданской войне участвовал не отец Луизы, а она сама, и это она тяжело болела воспалением легких в Вашингтоне. Но если бы она писал о себе, то это была бы совсем неподходящая для девочек история.
Любопытно и то, что идет война, а о ней в доме Мартч не говорят ни слова: где находятся войска, что происходит на полях сражений и др. Как так? А очень просто, Олкотт решила переместить истории своего детства поближе к недавним временам. Ей было 15 лет в 1847 году, а не в 1864, поэтому в ее детстве и не говорили о войне.
Я читала «Маленьких женщин» до того, как узнала об отношениях в семье Олкотт, но мне показалось, что автор как-то слишком холодно относится к отцу. Гораздо теплее описан сосед Джеймс Лоренс. Этот пожилой джентльмен принимает искренне участие в семье Мартч. Он помогает им деньгами, проявляет внимание. Бесс любит играть на пианино – он позволяет ей пользоваться своим очень дорогим инструментом, а сам потихоньку слушает, как она играет.
Мэг уехала погостить к богатой подруге – он посылает ей цветы из своей оранжереи, чтобы она не выглядела бедной родственницей.
Нужно ехать в Вашингтон? Он организует поездку и дает Марми Марч в сопровождение учителя своего внука.
Когда Бесс заболела скарлатиной, Лоренс доставил ей лучшего врача, и он очень переживал, что девочка страдает.
А ведь Джеймс Лоренс – довольно строгий джентльмен. Он бывает суров со своим внуком Лори, но очень приветствует его дружбу с соседками. Дедушка советует когда-нибудь жениться на одной из сестер, и это притом, что они – бесприданницы.
Столько страниц посвящено вымышленному Лоренсу, и так мало и сухо написано об отце! А ведь, что ни говори, Луиза прожила с ним всю жизнь, и он имел на нее большое влияние.
Зато к маме Олкотт относится с огромным вниманием и любовью. Марми Марч не имеет ни одного недостатка. Она дает девочкам уроки нравственности и достойного поведения, которые они никогда не забудут.
Именно мама является носителем настоящих христианских добродетелей.
Роман «Маленькие женщины» начинается на Рождество. Сестры Мартч переживают, что они впервые не получат подарков, т.к. семья находится в стесненных обстоятельствах. Но у них есть деньги. Старшие девочки – Мег и Джо работают. Мег учит чужих детей, Джо является компаньонкой собственной тети, богатой сестры их отца. Эта незамужняя женщина уже стара и нуждается в ком-то, кто читает ей книги, выполняет ее мелкие поручения. У младших девочек есть карманные деньги, т.к. мать раз в неделю дает по очереди одной из дочерей небольшую сумму. Девочки хотят купить себе на эти деньги что-нибудь, о чем они давно мечтали (книжки для Джо, краски для Эми, ноты для Бет, туфли для Мег), но потом решают, что нужно сделать подарок маме. И они покупают ей перчатки и еще что-то необходимое. А мама дарит им по Евангелию – каждой своего цвета.
Наутро служанка Ханна, которая ведет хозяйство, пока мать семейства занята на работе (на какой не упоминается) приготовила вкусную еду, которую девочки давно не ели. Они садятся за стол, предвкушая пиршество, но мамы нет дома. А где она? Она ушла проведать опекаемую ею нищую семью немцев-эмигрантов. Мама приходит и говорит, что у бедных немцев родился очередной ребенок, а им нечего есть – и девочки добровольно собирают всю еду и относят к этим немцам. А в ноябре, когда мама уедет в Вашингтон, подкармливать немцев будет Бет и заразится скарлатиной от того самого ребенка, который родился на Рождество, что впоследствии приведет к ее ранней смерти.
Вот так выглядит истинно христианское поведение по мнению семьи Мартч.
(При этом церковь ни разу не упоминается. Где семья молится? Видимо, молитва происходит в сердце. Только один раз маленькой Эми понадобилось специальная комната, чтобы молиться. Это случилось, когда она жила у тети Мартч (вдова двоюродного брата отца) и под влиянием проживающей там же француженки-католички).
В другой раз мама будет иметь серьезный разговор с Джо – та была подвержена вспышкам гнева, не могла держать себя в руках, если видела несправедливость. Каждый раз Джо очень переживала, что не могла сдержаться. Мать рассказала ей, что в юности страдала тем же пороком, но смогла его побороть. Для Джо это было настоящим откровением, т.к. она считала маму совершенством. Впоследствии она научилась перебарывать свой гнев.
Когда наступило лето, девочки решили, что они имеют право отдыхать. Дети, с которыми занималась Мег, уехали на курорт, тетя Мартч – тоже, у младших девочек прекратились учебные занятия, хотя они учились дома.
Джо собиралась все лето беспробудно читать, Эми – рисовать, Бет – играть на пианино. Мег думала просто ничего не делать. А между тем, все девочки имели обязанности по дому. Так Бет должна была следить за свечами, Мег шила и чинила одежду и т.д.
Мама отнеслась к этой затее спокойно. Она сказала, что тоже устала и будет отдыхать, заодно она отправила отдыхать Ханну. И вот девочки день ничего не делают, другой, но Джо уже не может видеть книги, Эми – краски, все изнывают от однообразия и безделья. К тому же вокруг – свинарник, есть нечего.
И девочки начали подметать, мыть, готовить. Они поняли, что ничего толком не умеют, что основную работу делала мама и Ханна, а им, собственно, было не от чего отдыхать, да и ничего не делать значительно скучнее, чем работать.
По нарядам особенно страдает Мег. Как-то ее приглашает погостить девушка из богатой семьи Энн Моффат. Моффаты живут в огромном доме, у них много слуг, Энн и ее сестры ничего не делают по дому, а проводят время в праздности. Мег стыдно, что у нее мало хорошей одежды, но подруги дают ей поносить свои платья, наряжают ее для балов. Однажды она слышит, как за ее спиной они рассуждают о том, что она приехала к ним, чтобы подцепить богатого жениха: ведь, хотя она и бедная, но зато красивая. Мег становится противно, и она уезжает домой. Более она никогда не имеет дело с людьми не своего круга.
А что же свой круг? Вот, учитель их соседа Лори, Джон Брук, начинает оказывать Мег знаки внимания. Он явно влюблен. Но Брук – иммигрант, немец, он беден. Мег не знает, как к нему относиться. А ее маме Брук нравится. Он помогал ей в поездке в Вашингтон, там признался, что любит Мег, и она разрешила ему свататься к дочери с условием, что Брук получит более денежную работу и построит для семьи свой дом. Вернувшись из Вашингтона, мать говорит об этом с Мег и замечает, что та еще не любит Брука, но полюбит – он хороший человек. Так мать подталкивает дочь к этому браку.
Когда Джо просит разрешения уехать в Нью-Йорк, чтобы попробовать жить самостоятельно и чтобы не давать соседу Лори повода для нежных чувств, мать легко соглашается. При этом Лори ей как сын, он уже давно как бы член их семьи и, к тому же, богатый наследник. Казалось бы, чем не жених? Но мать видит, что Джо действительно не готова к браку, и не настаивает.
Марми говорит девочкам, что не будет расстраиваться, если они выйдут замуж за бедняков или вовсе не выйдут замуж – главное, чтобы они жили так, как сами хотят.
И первая книга заканчивается тем, что все девочки пока дома, ни в кого не влюблены и только Мег помолвлена, но замуж выйдет еще не скоро.
Во второй книге Олкотт все же выдала сестер замуж, подчиняясь требованиям читателей. При этом они вышли замуж в молодом возрасте, а не в 38 лет, как прототип Эми Мэй Олкотт (на момент написания романа она еще не была замужем).