в какой церкви крестили пушкина
Елоховский собор
Где крестили Пушкина
Богоявленский кафедральный собор в Елохове — один из самых известных храмов Москвы. И дело не только в его статусе. Говорят, что в подмосковном селе Елох (названо по слову «Ольха» и протекавшему рядом с храмом ручью Ольховец) в 1469 году родился московский юродивый Василий Блаженный.
Село Елохово вошло в состав Москвы в XVIII веке. Туда потянулись люди, и стоявшая там деревянная церковь 1694 года постройки уже не могла вместить всех прихожан.
Новый каменный храм в Елохове построили на месте деревянного в 1717-1722 годах на средства прихожан. В 1837 старую церковь разобрали, а на ее месте к 1845 году Е.Д. Тюрин построил пятикупольный собор. Центральный купол его напоминал микеланджеловский купол собора Святого Петра в Риме. От старой церкви остались нижний ярус колокольни и трапезная, которую в 1889 надстроил П.П. Зыков.
В 1799 году в Елоховской церкви крестили Александра Пушкина. Его крестным отцом стал Артемий Бутурлин, дальний родственник матери поэта.
Елоховский собор не закрывался, хотя несколько раз был на грани закрытия, например, для устройства кинотеатра.
Во время Второй Мировой войны здесь был пункт противовоздушной обороны. Тогда здание Елоховского собора заминировали, чтобы при отступлении российской армии храм не достался врагу. Также в соборе собирали пожертвования на нужды обороны России: митрополит Сергий лично вложил бриллиантовый крест с клобука и наперсный крест с груди.
До 1992 года Богоявленский Елоховский собор был Патриаршим кафедральным собором. Затем Патриаршим собором стал Успенский собор Кремля, а Елоховский — кафедральным.
В советское время здесь проходили все главные богослужения. В соборе даже похоронены два патриарха — Сергий в 1944 году и Алексий II в 2008. Их надгробия можно увидеть в северном и южном приделах соответственно.
Среди святынь собора — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Он способствовал освобождению России от поляков в 1612 году. Образ перенесли в Елоховский храм из Казанского собора на Красной площади. А из разрушенного в 1929 году Чудова монастыря перенесли мощи Московского митрополита Алексия.
Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово
А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Елохово (Елох) навсегда вошло в историю отечественного православия как место рождения Василия Блаженного, московского юродивого и чудотворца, причисленного к лику святых.
Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век
«Покровский собор, что на Рву (Собор Василия Блаженного )»
Меж тем церковь в Елохове потихоньку ветшала.
В правление Алексея Михайловича Романова ее основательно отремонтировали.
Однако уже при Петре I стало очевидным, что старый храм больше не в состоянии вмещать всех прихожан.
Один из них, гвардейский полковник Воронецкий, в 1717 году сумел добиться встречи с Петром Алексеевичем и смог получить от государя в свое распоряжение столько кирпича, сколько приходу понадобилось.
«Прасковья Ивановна (1694—1731).»
Прасковья Иоанновна — царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных.
Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году.
Бронзовая доска, посвящённая крещению А.С. Пушкину. Москва. Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово. 1992 год. Скульптор Н.М. Аввакумов.»
Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Воронцов Артемий Иванович (1748-1813) – граф, сенатор, действительный тайный советник, крёстный отец А.С. Пушкина
«Д.Г. Левицкий Портрет графа А.И. Воронцова.»
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт А.С. Пушкин.
Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску.
Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин,
Богоявленский собор стал его самой значительной, но последней творческой вехой.
Невероятно многое сделал для реализации проекта и московский купец, известный меценат и благотворитель Василий Щапов, который из личных средств щедро пожертвовал треть от общей суммы на росписи и украшения храма.
«Меценат и благотворитель Василий Щапов»
С начала XIX в. уехал из Ростова в Москву и там, с течением времени, нажил капитал и в 1826 г. основал ткацкую фабрику, на которой изготавливались холстинки, саржинки, тик, платки.
В справочнике «Промышленность Московской губернии» среди 149 бумаготкацких фабрик значится и фабрика 2-ой гильдии московского купца В.И. Щапова в собственном доме во 2-ом квартале Басманной части: «…станов на ней 410, рабочих 485, годовое производство на 186 тыс. руб.»
В 1866 г. по духовному завещанию В.И. Щапова Ростовское городское общество получило 10 000 рублей для раздачи с них процентов бедным.
Церковные службы в период «долгостроя» не прекращались ни на день. Только теперь их проводили в трапезной, к которой примыкает нынешний собор. По проекту прежнюю одноглавую церковь сменило грандиозное здание в форме куба уже с пятью главами. Над карнизом артельщики-каменщики искусно возвели мощный аттик, создающий своего рода ступенчатый переход к пирамиде куполов. Гладь стен, как отмечают в своих документах профессионалы культовой архитектуры, контрастирует с пышными, почти барочными колоннадами, окружающими барабаны. Богоявленский собор, выполнен в духе классицизма с элементами стиля ампир и эклектики.
«Pимский собор святого Петра»
Интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Внутреннее убранство Елоховского храма в Москве
В Никольском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий.
В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Святые мощи святителя Алексия, митрополита Московского
источник
Здесь же находится и бесценная реликвия русской истории (в иконостасе, слева от Царских врат) икона Казанской Божией Матери, Тихвинской Богоматери, святителя Николая Мирликийского.
Недавно тут нашел упокоение и 15-й святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Семь над ракой с честными мощами святителя Алексия, Митрополита Московского, установленная в Богоявленском Елоховском соборе.
Рака с мощами святителя Алексия Митрополита Московского.
В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери.
В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.
И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.
Владимирская икона Божией Матери.
В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская».
Икона Божией Матери «Казанская»
Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве
В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
Икона Божией Матери «Млекопитательница».
В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая
В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.
Перенос нощей прп. Серафима Саровского в Елоховский собор
Икона. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец.
В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.
В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.
Икона. Великомученик целитель Пантелеймон.
Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.
Икона Божией Матери «Взыскание Погибших».
Икона Воскресение Христово.
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
Архиерейское седалище. Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»
«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»
«Поздравление протопресвитера Матфея Стаднюка, настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове»
Что в имени тебе моем?
26 мая/6 июня 1799 г. родился величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Сохранился удивительный документ – старая запись в церковной метрической книге о рождении и крещении Александра Сергеевича Пушкина.
До сих пор тайна: где стоял дом, в коем появился на свет Александр Пушкин? Дом принадлежал Ивану Васильевичу Скворцову, сослуживцу Сергея Львовича Пушкина по Московскому комиссариату, – именно у него и снимали флигель родители поэта. Но титулярный советник Скворцов в 1799 г. владел несколькими домами в Немецкой слободе, поэтому назвать точный адрес, где именно родился Пушкин, невозможно…
Путаница началась еще в XIX в., в преддверии столетнего юбилея поэта, когда срочно нужно было отыскать памятный московский дом. Поиски продолжились и в XX столетии, и даже в новом, XXI-м. Хотя самого дома, стены которого помнили первый крик новорожденного младенца Александра, давным-давно нет…
Но ведь по Высшему Промыслу не утеряно знание, где была святая купель русского гения!
От купели
На исходе XVIII столетия, в светлый день Вознесения Господня, 26 мая 1799 г., под колокольный перезвон всех московских «сорока сороков» появился на свет младенец Александр, коему суждено было стать славой и гордостью России.
Вероятней всего, знаменательное это событие свершилось вечером, так как дети, родившиеся «после захода солнца», согласно старому церковному правилу, записывались следующим днем, и в метрической книге дата его рождения означена как «мая 27».
На 13-й после рождения день Александр Пушкин был крещен в храме Богоявления, что в Елохове (по названию сельца Елох, впервые упомянутого в духовной грамоте князя Димитрия Донского).
Считается, что имя свое будущий поэт получил в честь одного из родственников со стороны матери. Точнее – в честь Александра Юрьевича Пушкина, двоюродного брата Надежды Осиповны, оставившего свои записки: «Сергей Львович нанял в Москве дом… близ Немецкой слободы, где в 1799 г. родился у них сын Александр. Наш полк был в то время в походе, где я и получил от сестры письмо, что на память мою он назван Александром, а я заочно был его восприемником».
Александр – имя наследственное для рода Пушкиных: носили его предки Александра Сергеевича, наречен был Александром старший сын поэта, имя это было дано многим внукам и праправнукам поэта. «Буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин», – написал как-то Пушкин жене.
Но кто из святых с именем Александр был небесным покровителем великого поэта? Вопрос не покажется праздным, если вспомнить, сколь важным было это знание для самого Пушкина: «Есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться крайнему их нелюбопытству». Строки взяты из рецензии Пушкина на изданный в 1836 г. «Словарь исторический о святых, прославленных в российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местночтимых».
Открываю этот старинный «Словарь…», удостоившийся похвалы поэта, – что же мог прочитать в нем Александр Сергеевич о житии своего святого заступника? Как в пушкинские времена, так и поныне именины празднуют в честь того святого, память которого чтят в ближайший после рождения день. Смотрю предваряющий старую книгу указатель, где по месяцам и числам расписаны имена славных подвижников: в конце мая нет святых угодников с именем Александр, нет сведений о них и в первых числах июня. И лишь 9 июня поминается преподобный Александр, игумен Куштский.
Но ведь Пушкины-родители отмечали именины старшего сына 2 июня, это известно доподлинно! Сохранилось и письмо Василия Жуковского от 1 июня 1824 г. к самому имениннику. Удивительное это послание – письмо-напутствие, письмо-пророчество: «Ты создан попасть в боги – вперед. Крылья у души есть! Вышины она не побоится… дай свободу этим крыльям, и небо твое… Завтра же твой Ангел. Твои звали меня к себе, но я быть у них не могу: пошлю только им полномочие выпить за меня заздравный кубок…»
А вот и князь Петр Вяземский записывает в своем дневнике о проведенном им дне – 2 июня 1830 г. Не забывает помянуть и обед у некоего знакомца, где встретил он отца поэта Сергея Львовича: «Был день именин Александра, и чадолюбивый отец разделил человек на семь свою радость и свою бутылку шампанского».
Но почему тогда друзья поэта поздравляют его с днем Ангела в августе? Петр Плетнев пишет из Петербурга Пушкину 29 августа 1825 г.: «Не именинник ли ты завтра? Поздравляю тебя и целую». А 30 августа 1833 г. Вильгельм Кюхельбекер, вспоминая о своих друзьях, записывает в дневнике: «Что делают мои именинники: Одоевский, Бестужев, Плещеев и Пушкин? Дай Боже им – если не счастья (оно на земле не бывает), по крайней мере – спокойствия сердечного…»
Именно 30 августа/12 сентября Церковь совершает память благоверного князя Александра Невского. В тот день в 1724 г. мощи святого князя по велению Петра I были перевезены из Рождественского собора во Владимире в Санкт-Петербург – в возведенный на берегах Невы новый Троицкий Александро-Невский монастырь. Государь сам вывел в устье Ижоры императорскую галеру, на борт которой с величайшими почестями были перенесены святые мощи великого князя.
30 августа отмечалась и память преподобного Александра Свирского, основателя в Олонецком крае Александро-Свирского монастыря, угодника, которому было даровано явление Пресвятой Троицы. В тот же день чтилась и память Патриарха Константинопольского Александра.
Но у первого биографа поэта Петра Ивановича Бартенева есть ссылка, что 2 июня, в день именин А.С. Пушкина, – «память Александра, архиепископа Константинопольского». Почему же тогда имени святого Патриарха нет ныне в православных календарях в этом месяце?
Кто же ты – мой Ангел ли хранитель…
Раскрыть загадку помог случай. Позвонила моя давнишняя приятельница Надежда Геннадиевна Бекенева, в недавнем прошлом хранительница иконы Владимирской Богоматери, а ныне – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Оказалось, что и Надежда Геннадиевна тоже давно и безуспешно пытается выяснить, кто же был святым покровителем Александра Пушкина.
В конце концов мы пришли к обоюдному решению: прочитать жития всех православных святых с именем Александр. Где-то ведь должна быть какая-то ссылка, зацепка! И верно, в одном старинном богословском словаре искомый ответ был найден. Приведу его полностью: «Александр, св. Патриарх Цареградский. Св. Александр во время Первого Вселенского Собора был уже епископом и занимал на Соборе место св. Митрофана, не присутствовавшего по старости. По смерти св. Митрофана занял его кафедру, святительствовал 13 лет и скончался в 340 г. в глубокой старости. Память его – 30 августа и в сырную субботу. По Прологу память его вторично 2 июня».
Вот почему имени Патриарха Константинопольского в православных святцах и не значится ныне в июне. Ведь Пролог – это старославянский свод житий святых, и самый первый его список восходит к XII в.!
Итак, память Александра, Патриарха Константинопольского (Цареградского), Церковь праздновала в начале июня лишь вторично. И днем именин поэта можно с полным на то правом считать 30 августа, а ныне – 12 сентября.
Знаменательно, что Александр Сергеевич находился под покровительством сразу трех святых Православной Церкви: благоверного князя Александра Невского (с ним поэт связан и дальними кровными узами!), преподобного Александра Свирского и Патриарха Константинопольского Александра!
В городе святого покровителя поэта – Царьграде – приняла крещение княгиня Ольга, первая русская христианка, соединенная с Пушкиным 30-ю коленами родства. Из Царьграда же, а тогда Константинополя, волею Петра Великого был доставлен в северную страну маленький арапчонок Абрам Ганнибал, в будущем – прадед поэта.
Царь-город… Царь-поэт… Так и при жизни, шутливо порой, величали Александра Пушкина его друзья. Вот такие открылись вдруг неожиданные пушкинские «сближения»…
Патриарх Константинопольский
Но у этого краткого рассказа есть и свое продолжение. Ранее мне посчастливилось встретиться с насельницей богадельни при московском храме Всех Святых монахиней Серафимой (в миру Розовой).
Матушка Серафима, несмотря на свои почтенные годы (ей было в ту пору 99 лет!), сохранила ясный разум и великолепную память. В 20-х гг. прошлого столетия она занималась на высших литературных курсах, слушала лекции известных пушкинистов. Затем окончила медицинский институт, защитила диссертацию по истории отечественной медицины, работала в различных издательствах, а в 1956 г. стала тайной монахиней. Матушка Серафима убеждена, что отроком Александр Пушкин уже прекрасно знал жития святых и свидетельство тому – его ранняя неоконченная поэма «Монах», написанная по канве жития Иоанна Новгородского.
Около трех часов провела я в ее келье, а на прощанье матушка Серафима подарила мне свою последнюю работу – только что увидевшую свет «Настольную книгу мирянина», где на каждый день года приводятся краткие жития святых и стихиры. Уже дома я раскрыла книгу и нашла заветный для Александра Сергеевича день – 30 августа.
Вот и стихира в память святителя Александра Константинопольского: «Всеблаженне Александре, пастырь Церкви был еси, Православия поборник, Ариеву ересь низложив мудре, молитвами твоими…»
Александр, Патриарх Константинопольский, прославился своей борьбой с язычниками-философами. Известен случай, когда во время спора с неким мудрецом, проповедником ереси, святой Александр, не стерпев его оскорбительных для христианина доводов, обратился к нему со словами: «Именем Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе замолчать», – и тот враз онемел. Тогда испуганный мудрец-еретик пал к ногам Александра и знаками объявил о своем глубоком раскаянии. И тотчас великий дар речи вернулся к нему. Древний философ уверовал во Христа и принял крещение.
…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый…
Гениальный пушкинский «Пророк»… Как знать, не отсюда ли – из жития Патриарха Константинопольского Александра, святого покровителя поэта, – родились эти вдохновенные строки?
Москва
1491 материал по 1 503 объектам, 50 435 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Москве.
Елоховский Богоявленский Собор
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Здесь крестили Пушкина
👁 Луший поисковик Рунета Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷
Россия, г. Москва, ул. Елоховская (Спартаковская), д. 15