в какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении показанном на рисунке
Входная контрольная работа по географии (6 класс)
Входная контрольная работа 6 класс
1. Что такое география?
а) наука о растениях; б) наука о планете Земля;
в) наука о животных; г) наука о небесных телах.
2. Слово «география» в переводе означает:
а) использование Земли б) изучение Земли
г) путешествие по Земле
3.Планеты относящиеся к земной группе:
а) Меркурий, Венера, Юпитер, Марс
б) Меркурий, Сатурн, Земля, Марс
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс
г) Меркурий, Земля, Венера Уран
4. Какая из перечисленных горных пород является осадочной по происхождению?
а) гранит б) известняк в) кварцит г) песок
5. Выберите верное утверждение:
а) Солнце по размерам равно Земле;
б) Земля – пятая по счету от Солнца планета;
в) Солнечную систему образуют Земля и Солнце;
г) Солнце – раскаленная звезда, которая даёт нам свет и тепло.
А) совокупность неровностей поверхности суши;
Б) совокупность неровностей поверхности суши или дна океанов и морей;
В) горы и равнины на суше.
7. Земля вращается вокруг своей оси:
а) по часовой стрелке
б) против часовой стрелки
8. Распределение тепла на Земле определяет:
а) растительность; б) наклон солнечных лучей;
в) положение Луны; г) продолжительность дня.
9. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
а) наклон земной оси к плоскости орбиты;
б) осевое движение Земли;
10. Чем океаническая земная кора отличается от материковой?
а) температурой в) влажностью
б) толщиной г) твёрдостью.
а) Альпы б) Кавказ в) Гималаи г) Памир
12. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает:
а) за 29 часов; б) за 24 часа; в) за 34 часа; г) за 12 часов.
В1.Выберите три признака характерных для равнинных рек.
А) неглубокие долины
Г) малая скорость течения
В2.Установите соответствие между природными явлениями и датами их наступления:
В3. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы
2) Магматические горные породы
3) Метаморфические горные породы
в) гранит г) базальт
д) мел е) каменная соль
Положение Земли на орбите день
1. Весеннее равноденствие
2. Зимнее солнцестояние
3. Летнее солнцестояние
4. Осеннее равноденствие
Входная контрольная работа 6 класс
1.«География» в переводе с греческого означает?
а) «природа»; б) «землеописание»;
в) «наука о жизни»; г) «наука о планетах».
2.Какой объект НЕ является географическим?
а) вулкан Гекла; б) луна;
в) египетские пирамиды.
3. Какая из перечисленных горных пород является магматической по происхождению?
а) гранит б) известняк в)кварцит г) песок
4.Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы являются
а) Сатурн и Юпитер б) Юпитер и Марс
в) Марс и Венера г) Меркурий и Нептун
5. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает:
а) за 365 суток и 6 часов; б) за 24 часа;
в) за 356 суток; г) за 265 суток.
6. Как называются точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью?
а) меридианы; б) экватор;
в) полюса; г) параллели.
7. Выберите верное утверждение:
а) Смена дня и ночи – следствие наклона земной оси к плоскости орбиты;
б) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется экватором;
в) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
г) Планеты со своими спутниками образуют солнечную систему.
8. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси
а) с запада на восток;
б) в зависимости от времени суток;
в) с востока на запад;
г) в зависимости от сезона года.
9. Полярный день и полярная ночь наблюдаются на широте:
а) экватора б) тропика
в) в умеренных широтах г) на широте полярных кругов
10. Какие пояса освещенности выделяют на земной поверхности?
а) Экваториальный; б) тропический ;
в) Жаркий; г) Умеренно холодный.
11. Материковая земная кора имеет строение:
а) трехслойное в) двухслойное
б) четырехслойное г) однослойное.
В1 Расставьте составные части гидросферы в порядке возрастания объема содержащейся в них воды (установите последовательность):
А) Реки, озера, болота,
В) Вода в атмосфере,
В2. Установите соответствие между названием прибора и измеряемыми параметрами погоды:
А) осадкомер 1) скорость и направление ветра
Б) флюгер 2) температура воздуха
В) термометр 3) количество осадков
Г) гигрометр 4) влажность воздуха
В3. В какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении, показанном на рисунке
В4. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы
2) Магматические горные породы
3) Метаморфические горные породы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-103183
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по географии на тему «Определение высоты солнца над горизонтом»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Решение задач по теме «Земля как планета Солнечной системы»
I. Задания на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, находящихся на одной параллели Земля движется против часовой стрелки, и чем восточнее находится пункт, тем раньше Солнце встанет над горизонтом.
В полдень высота солнца над горизонтом максимальная.
Для выполнения заданий на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, находящихся на одной параллели, необходимо определить полуденный меридиан, используя данные о времени Гринвичского меридиана. Полуденный меридиан определяется по формуле: (12час.- время Гринвичского меридиана)·15º если меридиан в Восточном полушарии; (время Гринвичского меридиана — 12 час.)·15º если меридиан в Западном полушарии. Чем ближе расположены предложенные в задании меридианы к полуденному меридиану, тем выше в них будет находиться Солнце, чем дальше — тем ниже.
Задача №1 Определите, в каком из обозначенных буквами на фрагменте карты мира пунктов Солнце будет находиться ниже всего над горизонтом в 3 ч по времени Гринвичского меридиана? Ход ваших рассуждений запишите.
Алгоритм решения: Определяем полуденный меридиан по формуле (12час.- время Гринвичского меридиана)·15º 2. Анализируем положение пунктов по отношению к полуденному меридиану. 3. Пункт, расположенный дальше всего от полуденного меридиана будет иметь наименьшую высоту солнца.
2 способ заключается в определении солнечного времени для всех пунктов и сравнении показателей. Местное (солнечное время) – это время в данный момент вдоль линии одного меридиана. 1 оборот Земли вокруг оси = 360° Время оборота Земли вокруг оси = 24 часа Один час (60 мин)=15° (протяженность одного часового пояса) 1°= 60:15= 4 (мин)
Алгоритм решения: 1.В ответе правильно вычисляется солнечное время для каждого из указанных в условии пунктов Например, для пункта А: 3ч.+80·4мин.=8ч. 20мин. и т.д 2. Искомый пункт определяется путём сравнения времени суток в указанных в условии пунктах
II. Задания на определение высоты Солнца над горизонтом в различных пунктах, не находящихся на одной параллели, и когда есть указание на день зимнего ( 22 декабря) или летнего(22 июня) солнцестояния
Чтобы выполнить задания по определению продолжительности дня (ночи) в связи с изменением угла наклона земной оси к плоскости орбиты, нужно проводить анализ предложенной в задании ситуации. Например, если территория находится в условиях большой продолжительности дня ( в июне в северном полушарии), то чем ближе территория находится к Полярному кругу, тем день длиннее, чем дальше — тем короче.
Задача №2. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте России, 20 июня Солнце позже всего по времени Гринвичского меридиана поднимется над горизонтом.
Алгоритм решения: Для выполнения подобных заданий, необходимо : 1. Вспоминаем особенности освещения Земли в день летнего солнцестояния; 2.Проводим анализ положения указанных в задании пунктов относительно полярного круга; делаем вывод о продолжительности дня. 3.Помним, что Земля движется против часовой стрелки, и чем восточнее находится пункт, тем раньше Солнце встанет над горизонтом.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) 1) 20 июня – день, близкий к дню летнего солнцестояния северного полушария. 2) пункт В расположен южнее пункта А, значит солнце там встанет позже. пункт В расположен западнее пункта С, значит солнце там встает позже. позже всего над горизонтом Солнце поднимется в пункте В
Задача №3. Определите, на какой из параллелей: 20° с.ш., 10° с.ш., на экваторе, 10° ю.ш., или 20° ю.ш. – будет наблюдаться максимальная продолжительность дня в день, когда Земля находится на орбите в положении, показанном на рисунке цифрой 3? Свой ответ обоснуйте.
Задача №4. На какой из параллелей, обозначенных на рисунке буквами, 22 декабря продолжительность светового дня наименьшая? 1) А 2) В 3) С 4) D Свой ответ обоснуйте.
III. Задачи на определение координат объекта по положению солнца.
Для определения меридиана ( географической долготы местности), на котором расположен пункт, по времени Гринвичского меридиана и местному солнечному времени, необходимо определить разницу во времени между ними.
Например: На Гринвичском меридиане полдень (12 часов), а местное солнечное время в указанном пункте 8 часов. Разница (12-8) составляет 4 часа. Протяженность одного часового пояса 15º. Для определения искомого меридиана проводится вычисление 4 х 15º = 60º. Чтобы определить полушарие, в котором находится данный меридиан, нужно помнить, что Земля вращается с запада на восток (против часовой стрелки). Значит, если время Гринвичского меридиана больше, чем в заданном пункте, пункт находится в Западном полушарии.
Задача №5 Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 21 марта в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 50° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Алгоритм: 1. Для определения широты пункта используем формулу: 90º — угол падения солнечных лучей = широта местности ( северная или южная определяется по тени отбрасываемой объектами). 2. Для определения долготы используем формулу : (время Гринвичского меридиана — 12 час.)·15º т.к. меридиан в Западном полушарии.
Задача № 6. Определите географические координаты пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное Солнце стоит там над горизонтом на высоте 40º (тень от предмета падает на север), а местное время опережает время Гринвичского меридиана на 3 часа. Запишите свои расчеты и рассуждения.
Задача №7 Определите высоту солнца в день зимнего солнцестояния для г. Инты (66° с.ш). Характерно ли для нашего населенного пункта явление «полярной ночи»?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-049298
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ура! География!
понедельник, 16 ноября 2020 г.
7 класс.
Тема: Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
ВЫЧИСЛЕНИЕ УГЛОВ ПАДЕНИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЛУЧЕЙ И
РАЗНИЦЫ ВРЕМЕНИ НА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Угол падения солнечных лучей на земную поверхн ость зависит от географической широты и изменения положения Земли по отношению к Солнцу. Эту зависимость можно выразить формулой
Определение географической широты на основании данных углов падения солнечных лучей.
Для этого используется формула
Определение географической широты, на которой Солнце стоит в зените. Для этого используется формула
Сначала необходимо вычислить разницу между максимальным (90°) и данным углами. Полученную цифру отнимают от величины географической широты пункта.
На основании контурной карты определите: Угол падения солнечных лучей в пунктах E и B, если Солнце стоит в зените над пунктом М.
На основании данных в таблице определите северные и южные широты пунктов и заполните таблицу.
В какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении показанном на рисунке
На какой метеостанции в день летнего солнцестояния в полдень угол падения солнечных лучей будет наибольшим?
Школьники делали доклад о климатообразующих факторах. Они нашли в Интернете данные, полученные на различных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Они взяли данные четырёх пунктов наблюдений, расположенных в Мексике. Эти данные представлены в следующей таблице.
Пункт наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Географические координаты пункта | Высота над уровнем моря, м | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | |
---|---|---|---|---|---|
июнь | январь | ||||
Мехико | +17,8 | +13,8 | 19° с.ш. 99° з.д. | 2308 | 894 |
Морелиа | +20,0 | +14,4 | 19° с.ш. 101° з.д. | 1913 | 764 |
Закатакас | +16,4 | +9,6 | 22° с.ш. 102° з.д. | 2612 | 427 |
Мерида | +28,1 | +22,8 | 20° с.ш. 89° з.д. | 9 | 988 |
Учащиеся проанализировали данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Никита: «Среднегодовое количество атмосферных осадков увеличивается при движении на запад».
2) Даниил: «В январе температура воздуха понижается с удалением от экватора».
3) Наталья: «Средняя температура воздуха постепенно понижается при движении на запад».
4) Элеонора: «Средняя температура воздуха постепенно понижается при подъёме вверх».
Эти города расположены на разной высоте. При подъеме вверх можно наблюдать снижение и летних и зимних температур.
ЕГЭ-2018 по географии: задание 32
Задание 32
(«Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли»). max 2 балла!
Тип 1. Определите, в каком из обозначенных буквами на карте Северного полушария пунктов, 20 декабря солнце раньше (по времени Гринвичского меридиана) поднимется над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Задание 32 – одно из самых сложных в ЕГЭ по географии. По статистике, его решают менее 30% сдававших экзамен. В то же время, оно не так трудно, как кажется на первый взгляд, если точно придерживаться алгоритма его решения.
В первом из типов задания 32 необходимо найти точку, в которой солнце раньше (или позже) всего поднимется над горизонтом. Это зависит от двух факторов:
1. Долготы точки. Солнце встаёт на востоке, следовательно, чем восточнее расположена точка, тем раньше солнце будет подниматься в ней над горизонтом.
2. Широты точки. Здесь важно время года.
Летом северного полушария (с 21 марта по 23 сентября) продолжительность дня будет возрастать от Южного полюса к Северному, следовательно, чем дальше на север будет расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
Зимой же всё меняется с точностью до наоборот. Продолжительность дня будет возрастать при движении на юг, следовательно, чем южнее расположена точка, тем раньше там будет всходить солнце.
В приведённом задании точки А и В расположены восточнее точки С, следовательно, в точке С солнце взойдёт позже. Так как точки А и В лежат на одном меридиане, то время восхода солнца будет зависеть от продолжительности светового дня в них. 20 декабря день будет длиннее в точке В, т.к. она лежит южнее точки А.
Следовательно, солнце раньше поднимется над горизонтом в точке B.
Алгоритм 1
(при поиске точки, где солнце взойдёт раньше всего):
Эмпирическая подсказка: примерно в 85% случаев искомая точка располагается «в вершине» угла, образуемого тремя точками. Т.е. на одной параллели с одной из точек и на одном из меридианов с другой.
Тип 2. Определите, в какой из точек, географические координаты которых указаны в таблице, 18 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 15 часов по солнечному времени гринвичского меридиана. Запишите обоснование Вашего ответа.
Во втором типе задания 32 требуется найти точку, в которой солнце расположено выше всего над горизонтом. Что характерно, это также зависит от двух факторов:
1. Широты точки. Чем ближе к экватору расположена точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом*.
2. Долготы точки. Чем ближе к полуденному меридиану находится точка, тем выше в ней стоит солнце над горизонтом.
Таким образом, основная сложность при выполнении этого типа задания связана с нахождением полуденного меридиана – меридиана, на котором в данный момент времени полдень. Т.к. окружность Земли составляет 360°, а в сутках 24 часа, то за один час Земля поворачивается на 360 : 24 = 15°. Следовательно, чтобы найти полуденный меридиан, нужно разницу во времени нулевого и полуденного меридиана умножить на 15°.
В приведённом задании на Гринвиче 15 часов, следовательно, разница со временем полуденного меридиана составляет 3 часа (15 – 12), а градусная мера последнего составит (15 – 12) · 15° = 45° з.д. Долгота западная потому, что полуденный меридиан лежит к западу от Гринвича (там уже три часа дня, а солнце движется с востока на запад)**.
Точки А и Б лежат ближе к полуденному меридиану, чем точка В. При этом точка А расположена ближе к экватору, следовательно, именно там солнце и будет располагаться выше всего над горизонтом.
Алгоритм 2
(при поиске точки, в которой солнце стоит выше всего над горизонтом):
Эмпирическая подсказка: если вы лучше воспринимаете информацию в графическом виде, нежели чем в табличном, то нарисуйте схематически на черновике две параллели и два меридиана и расположите на их пересечениях указанные точки.
* Из этого правила есть исключения, когда точка расположена между тропиками, но такие точки практически не попадаются в заданиях ЕГЭ.
** А ёщё можно посмотреть на долготу данных точек – в 90% случаев полушария совпадают.
Тип 3. Определите географические координаты пункта, расположенного в США, если известно, что 23 сентября в 17 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и солнце находится на высоте 53° над горизонтом. Ход ваших рассуждений запишите.
Этот тип задания 32 требует исключительно математических расчётов.
Для нахождения широты точки воспользуемся известной нам высотой солнца над горизонтом (он же – угол падения солнечных лучей) в полдень. В дни равноденствий* солнечные лучи падают отвесно (под 90°) на экваторе, т.е. на 0° широты. А на полюсах (90° широты) солнце находится точно на горизонте, т.е. угол падения лучей равен 0°.
Следовательно, между географической широтой и углом падения солнечных лучей наблюдается обратная зависимость, которую можно выразить формулой φ = 90°– α, где φ – широта точки, α – угол падения солнечных лучей в полдень в дни равноденствия.
Чтобы найти долготу точки, нам потребуется выполнить вычисления, аналогичные таковым для типа 2, т.е. найти полуденный меридиан, градусная мера которого и будет долготой искомой точки, по формуле λ = (t – 12) · 15°, где λ – долгота точки, t – время гринвичского меридиана.
В данном задании широта составит φ = 90° – 53° = 37° с.ш. Широта северная только потому, что точка, как мы помним, расположена на территории США.
Долгота точки будет равна λ = (17 – 12) · 15° = 75° з.д., долгота западная потому, что время в данной точке отстаёт от Гринвича.
Алгоритм 3
(при поиске координат точки, для которой известна высота полуденного солнца и разница во времени с Гринвичем):
* В этом типе заданий дело происходит либо 23 сентября, либо 21 марта, т.е. в дни равноденствий.