в какой теории личности главным источником развития личности является деятельность
Мир психологии
психология для всех и каждого
Основные теории личности в отечественной психологии.
Школа Павлова.
Учение об условных рефлексах – временная связь внешнего агента с деятельностью организма. Безусловные рефлексы осуществляются при любых условиях. Сигнальные системы. 1-я сигнальная система – раздражение на внешних рецепторах и на больших полушариях, общая у людей и животных; 2-ю сигнальную систему составляет слово.
Законы ВНД: закон иррациации, закон концентрации. Исследовал экспериментальные неврозы. Орбели Л.Д. учение о 2-й сигнальной системе, проблема труда и вдохновения. Анохин П.К. теория функциональных систем, универсальная модель мозга (афферентный синтез), биология и нейрофизиология условного рефлекса. Ломов Б.Ф. специальные разработки инстинктивной психологии, психология труда, психофизика, мат. психология. Давыдов В.В. явление интериоризации.
Школа Теплова, Небылицына.
Основные свойства и системы по Павлову и Небылицину. Бланковые методы диагностики основных свойств нервной системы и их психологические особенности.
В окружающей среде оказываются необычные, чрезвычайные события, раздражения большой силы, причем, естественно, нередко возникает надобность подавлять, задерживать эффекты этих раздражений по требованию других, так же или еще более могучих внешних условий. И нервные клетки должны выносить эти чрезвычайные напряжения своей деятельности. Отсюда же вытекает и важность равновесия, равенства силы обоих нервных процессов. Оба процесса должны, так сказать, поспевать за колебаниями окружающей среды, т.е. должны обладать высокой подвижностью, способностью быстро, по требованию внешних условий, уступать место, давать преимущество одному раздражению перед другим, раздражению перед торможением и обратно.
Школа Леонтьева.
Работает по проблеме деятельности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
Школа Лурия, школа нейропсихологии.
Роль речи в развитии произвольных психических процессов.
Согласно теории Лурия, мозг является высокодифференцированной системой, части которой отвечают за различные аспекты целого: отдельные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, чтобы произвести мысли и действия самого разного рода. Лурия допустил, что в мозге содержится три основные блока:
Грузинская школа. Узнадзе.
Узнадзе, теория установки, основатель тбилисского университета. Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки», которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Высшие потребности – интеллект., моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
Одной из важнейших характеристик личности в Теории установки является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности Период подготовки цели делится на две ступени:
Деятельностная теория личности
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.
Предметность – это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он – активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте (Леонтьев А. Н., 1975). В этой связи свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности фактически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которые включен человек как субъект (Абульханова-Славская К. А., 1980).
· Направленность–система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.
Характер–совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.
Самоконтроль–совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя.
Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л. И. Божович (1997), выделяют в личности только один центральной блок – мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К. К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность – это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.
Способности – индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия – отсутствие воли), аморально-абулический.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т. д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.
В какой теории личности главным источником развития личности является деятельность
15.7. деятельностная теория личности
Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. А. Абульханову-Славскую и А. В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией личности, особенно с ее социально-наученческим направлением, а также с гуманистической и когнитивной теориями.
В этом подходе отрицается биологическое и тем более психологическое наследование личностных свойств. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности (Леонтьев А. Н., 1975). Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуютна субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.
Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).
Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
По мнению представителей данного подхода, в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций. Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода — это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.
Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.
Самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя.
Количество блоков личности и их содержание в существенной степени зависит от теоретических воззрений авторов. Некоторые авторы, например Л. И. Божович (1997), выделяют в личности только один центральной блок — мотивационную сферу личности. Другие включают в структуру личности и те свойства, которые обычно рассматриваются в рамках других подходов, например, поведенческого или диспозиционального. К. К. Платонов (1986) включает в структуру личности такие блоки, как знания, навыки, приобретенные в опыте, путем обучения (данная подструктура является типичной для поведенческого подхода), а также блок «темперамент», который рассматривается как один из важнейших блоков личности в рамках диспозиционального подхода.
В деятельностном подходе наиболее популярной является четырехкомпонентная модель личности, которая в качестве основных структурных блоков включает в себя направленность, способности, характер и самоконтроль.
Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек с ярко выраженной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью.
Способности — индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности. Выделяют общие и специальные (музыкальные, математические и т. д.) способности. Способности между собой взаимосвязаны. Одна из способностей является ведущей, в то время как другие играют вспомогательную роль. Люди отличаются не только по уровню общих способностей, но и по сочетанию специальных способностей. Например, хороший музыкант может быть плохим математиком, и наоборот.
Характер — совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. К моральным свойствам относятся чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность. Морально-нравственные свойства отражают представления личности об основных нормативных действиях человека, закрепленных в привычках, обычаях и традициях. Волевые качества включают решительность, настойчивость, мужество и самообладание, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. На основании выраженности моральных и волевых свойств человека выделяют следующие разновидности характера: морально-волевой, аморально-волевой, морально-абулический (абулия — отсутствие воли), аморально-абулический.
Человек, обладающий морально-волевым характером, социально активен, постоянно соблюдает социальные нормы и для их соблюдения прикладывает волевые усилия. Про такого человека говорят, что он решительный, настойчивый, мужественный, честный. Человек с аморально-волевым характером не признает социальных норм и все свои волевые усилия направляет на удовлетворение своих собственных целей. Люди с морально-абулическим характером признают полезность и важность социальных норм, однако, будучи безвольными, часто, не желая того, в силу обстоятельств совершают антисоциальные поступки. Люди с аморально-абулическим типом характера безразличны к социальным нормам и не предпринимают никаких усилий, чтобы их выполнять.
Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Данный блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т. д. (Ковалев А. Г., 1965).
Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенционально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности.
На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» последователи этой теории могли бы ответить следующим образом: потому что у этих людей в процессе их деятельности (учебной, трудовой и т. д.) в определенной социальной среде сформировались целенаправленно-осознанные намерения наносить другим людям физический или психический вред, а механизмы самоконтроля оказались не развитыми.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие научного редактора
Читать: Часть 1. общая психологияЧитать: Глава 1. психология как наука
Читать: Методология научного познания
Читать: Объяснительные принципы психологии
Читать: Предмет и методы психологии
Читать: Глава 2. история психологии
Читать: 2.1. период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (iv-v вв. д2.2. психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. xix в. — настоящее время)
Читать: 2.3. психологическая наука и психологическая практика
Читать: Глава 3. биологические основы психики
Читать: 3.1. развитие психики в филогенезе
Читать: 3.2. нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности
Читать: 3.3. центральная нервная система
Читать: 3.4. психофизиологическая проблема
Читать: Глава 4. природная и социальная детерминация психического развития
Читать: 4.1. основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
Читать: 4.2. изучение различающихся групп
Читать: 4.3. механизмы адаптации
Читать: Глава 5. структура психики
Читать: 5.1. функции психики
Читать: 5.2. психические процессы, состояния и свойства
Читать: 5.3. сознание и бессознательное
Читать: 5.4. измененные состояния сознания
Читать: Глава 6. научение
Читать: 6.1. виды научения
Читать: 6.2. сложные формы научения
Читать: Глава 7. психология деятельности и адаптация
Читать: 7.1. проблема деятельности в психологии
Читать: 7.2. схема анализа деятельности
Читать: 7.3. творчество
Читать: 7.4. адаптация и дезадаптация
Читать: Глава 8. эмоции и чувства
Читать: 8.1. общее представление об эмоциях
Читать: 8.2. роль эмоций
Читать: 8.3. проявление эмоций
Читать: 8.4. механизмы эмоций
Читать: 8.5. управление эмоциями
Читать: 8.6. чувства
Читать: Глава 9. мотивация и психическая регуляция поведения
Читать: 9.1. понятие о мотивации
Читать: 9.2. решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма
Читать: 9.3. психоаналитические теории мотивации
Читать: 9.4. гуманистические теории мотивации
Читать: 9.5. когнитивные теории мотивации
Читать: 9.6. мотивационный контроль действий
Читать: Глава 10. внимание
Читать: 10.1. проблема внимания в психологии
Читать: 10.2. виды внимания
Читать: 10.3. теоретические направления в исследованиях внимания
Читать: Глава 11. сенсорно-перцептивные процессы
Читать: 11.1. психофизика ощущений
Читать: 11.2. виды ощущений
Читать: 11.3. восприятие пространства и движения
Читать: 11.4. константность восприятия
Читать: Глава 12. память
Читать: 12.1. основные мнемические процессы
Читать: 12.2. классификации видов памяти
Читать: 12.3. монистическая и множественная трактовки памяти
Читать: 12.4. функциональный подход в исследованиях памяти
Читать: 12.5. уровни переработки информации
Читать: 12.6. память и организация знаний
Читать: Глава 13. мышление и интеллект
Читать: 13.1. соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
Читать: 13.2. виды мышления
Читать: 13.3. мышление и логика
Читать: 13.4. процесс мышления
Читать: 13.5. мышление и творчество
Читать: 13.6. индивидуальные особенности интеллекта
Читать: 13.7. возрастные, половые и социальные особенности интеллекта
Читать: Глава 14. речь
Читать: 14.1. общая психологическая характеристика речи
Читать: 14.2. эволюция идей о природе языка и речи
Читать: 14.3. речевой онтогенез
Читать: 14.4. основные психологические аспекты функционирования речи
Читать: 14.5. личность в речи
Читать: 14.6. практические приложения использования речи
Читать: Часть ii. психология личностиЧитать: Глава 15. теории личности
Читать: 15.1. проблема личности в психологии
Читать: 15.2. психодинамическая теория личности
Читать: 15.3. аналитическая теория личности
Читать: 15.4. гуманистическая теория личности
Читать: 15.5. когнитивная теория личности
Читать: 15.6. поведенческая теория личности
Читать: 15.7. деятельностная теория личности
Читать: 15.8. диспозициональная теория личности
Читать: Глава 16. психическое развитие личности
Читать: 16.1. факторы психического развития человека
Читать: 16.2. периодизации психического развития
Читать: 16.3. периодизации когнитивного развития
Читать: 16.4. планирование и выбор жизненного пути
Читать: Глава 17. психология индивидуальных различий
Читать: 17.1. история становления дифференциальной психологии
Читать: 17.2. предмет и методы дифференциальной психологии
Читать: 17.3. основные направления дифференциально-психологических исследований
Читать: 17.4. тестирование личности
Читать: Часть iii. социальная психологияЧитать: Глава 18. введение в социальную психологию
Читать: 18.1. предмет и структура социальной психологии
Читать: 18.2. история отечественной социальной психологии
Читать: 18.3. история зарубежной социальной психологии
Читать: 18.4. методы социально-психологического исследования
Читать: Глава 19. социальная психология личности
Читать: 19.1. социальные установки, стереотипы и предрассудки личности
Читать: 19.2. «я-концепция» как социально-психологический феномен
Читать: Глава 20. психология межличностного взаимодействия
Читать: 20.1. межличностное восприятие и понимание
Читать: 20.2. межличностные отношения
Читать: 20.3. психология общения
Читать: 20.4. психология межличностного воздействия
Читать: Глава 21. психология малых групп и межгруппового взаимодействия
Читать: 21.1. виды и структура малой группы
Читать: 21.2. лидерство в малых группах
Читать: 21.3. конформизм и групповое давление
Читать: 21.4. развитие малой группы
Читать: 21.5. психология межгруппового взаимодействия
Читать: 21.6. психология внутри- и межгрупповых конфликтов
Читать: Глава 22. психология больших социальных групп и массовых явлений
Читать: 22.1. психология больших социальных групп
Читать: 22.2. психология толпы
Читать: 22.3. массовые явления в больших диффузных группах
Читать: Часть iv. психология трудовой деятельностиЧитать: Глава 23. психологические основы профессиоведения
Читать: 23.1. психология и труд
Читать: 23.2. методы изучения трудовой деятельности
Читать: 23.3. классификация трудовой деятельности
Читать: 23.4. формирование личности профессионала
Читать: 23.5. работоспособность субъекта труда
Читать: 23.6. надежность субъекта труда
Читать: Глава 24. профессиональное развитие личности
Читать: 24.1. соотношение личности и профессии
Читать: 24.2. прогрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: 24.3. регрессивная стадия профессионального развития личности
Читать: Глава 25. функциональные состояния субъекта труда
Читать: 25.1. общая характеристика функциональных состояний
Читать: 25.2. утомление
Читать: 25.3. психологический стресс
Читать: 25.4. психологическая готовность к деятельности
Читать: 25.5. приемы управления функциональными состояниями
Читать: Глава 26. психология профессиональной пригодности
Читать: 26.1. профессиональные способности и мотивация
Читать: 26.2. психологическая диагностика и прогностика
Читать: 26.3. профессиональная ориентация
Читать: 26.4. профессиональный психологический отбор
Читать: 26.5. психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
Читать: Часть v. клиническая психологияЧитать: Глава 27. основные формы нарушений психических процессов
Читать: 27.1. клиническая психология и психиатрия
Читать: 27.2. расстройства ощущения
Читать: 27.3. расстройства восприятия
Читать: 27.4. расстройства внимания
Читать: 27.5. нарушения памяти
Читать: Глава 28. расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы
Читать: 28.1. нарушения интеллекта
Читать: 28.2. нарушения мышления
Читать: 28.3. нарушения эмоций
Читать: 28.4. нарушения сознания
Читать: 28.5. нарушения личности
Читать: Глава 29. основные психические заболевания, их лечение и профилактика
Читать: 29.1. шизофрения
Читать: 29.2. маниакально-депрессивный психоз
Читать: 29.3. психогенные заболевания
Читать: 29.4. психопатии
Читать: 29.5. психосоматика
Читать: 29.6. алкоголизм
Читать: 29.7. наркомании и токсикомании
Читать: 29.8. психологические основы психотерапии и реабилитации
Читать: 29.9. психогигиена
Читать: 29.10. психофармакология
Читать: 29.11. психология посттравматического стресса
Читать: Часть vi. историческая психологияЧитать: Глава 30. историческая психология
Читать: 30.1. историческая психология как наука
Читать: 30.2. предмет и задачи исторической психологии
Читать: 30.3. проблема метода в исторической психологии
Читать: 30.4. специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики)
Читать: Часть vii. этническая и кросскультурная психологияЧитать: Глава 31. этническая психология как наука
Читать: 31.1. предмет, история и задачи этнической психологии
Читать: 31.2. основные понятия этнической и кросскультурной психологии
Читать: 31.3. психологическое измерение культур
Читать: Глава 32. прикладные аспекты этнической психологии
Читать: 32.1. личность и культура
Читать: 32.2. психология общения и культура
Читать: 32.3. психология этнических миграций и аккультурации
Читать: Часть viii. юридическая психологияЧитать: Глава 33. основы юридической психологии
Читать: 33.1. методологические основы юридической психологии
Читать: 33.2. задачи юридической психологии
Читать: 33.3. предмет и система юридической психологии
Читать: 33.4. перспективы развития юридической психологии
Читать: Часть ix. экологическая психологияЧитать: Глава 34. экологическая психология
Читать: 34.1. предмет и история экологической психологии
Читать: 34.2. психологические эффекты взаимодействия человека и среды
Читать: Часть x. психология творчестваЧитать: Глава 35. психология творчества
Читать: 35.1. творчество как психический процесс
Читать: 35.2. концепции креативности
Читать: 35.3. творческая личность и ее жизненный путь
Читать: 35.4. развитие творческих способностей
Читать: Словарь
Читать: Литература