что такое бальзамирование в древнем египте

Как приготовить древнеегипетскую мумию?

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египте

Мумификация и бальзамирование – это далеко не одно и то же. Каждый из нас понимает разницу между сушеной таранкой и ароматной рыбной копченостью. Между двумя древнеегопетскими технологиями «консервации» трупа – примерно такая же разница.

Мумификация – главным образом, процесс физический, она представляла собой простое высушивание тела под солнцем и ветром, этот способ подготовки усопшего к повторной жизни практиковался египтянами с древнейших времен неолита. В соответствии с рекомендациями религии, сохраненное тело давало надежду на возвращение души и повторную жизнь. В условиях египетского климата технология была нехитрой: достаточно было закопать труп в раскаленный песок пустыни, и через некоторое время он мумифицировался естественным путем. И дальше никто не заморачивался, засушенные мумии заворачивали в звериные шкуры или циновки и хоронили в песке. И этого хватало, чтобы тело было готово вновь принять в себя душу и возродиться.

Со временем обряд мумификации начал усложняться, в нем все в большей и большей степени стали участвовать химические вещества и технологии – для более быстрого обезвоживания тканей, для дезинфекции, дезодорации, консервации и пр. И в результате технологический процесс «дорос» до бальзамирования, которое можно определить как приостановку разложения одновременно с максимальным сохранением вида тела покойника. (А как иначе – а ну, придет душа и не узнает свое вместилище?!)

Таким образом, бальзамирование – в большей степени химический или точнее биохимический процесс, кстати, давший начало таким наукам как медицина, фармацевтика, химия.

Еще недавно считалось, что бальзамирование египтяне начали практиковать с 2200-3000 г. до н.э., но недавние археологические исследования отодвинули этот этап до 4200 г. до н.э., так как исследования захоронений этого периода показали присутствие сложных микстур для консервирования мертвых.

Профессиональные нюансы «посмертной» технологии как строгая коммерческая тайна передавались устно, от отца к сыну. И даже тексты Геродота, посетившего Древний Египет в V веке до н. э., дают лишь общее впечатление о процессе. Впрочем, современные экспериментаторы, не без участия археологов и химиков, уже практически воссоздали древнеегипетское бальзамирование во всей его ужасной «патологоанатомической» полноте.

Представьте, длинным крючком через ноздри покойника по кусочку извлекали мозг. Если дело шло плохо – этим же крючком энергично размешивали массу в черепной коробке, хорошенько взбалтывали и выливали – за ненадобностью. Опустевший череп обрабатывали маслами, а потом заполняли плотным елеем из воска, благовоний и битума.

С остальными внутренностями поступали более бережно: через разрезы в районе паха легкие, желудок, печень, кишечник изымали, промывали, замачивали в пальмовом вине, натирали специальными коктейлями из масел и натриевой солью для предотвращения гниения, а потом заворачивали в полотно и укладывали их в специальные вазочки – канопы. Крышка каждого сосуда имела изображение определенного божества и соответствовала определенному органу.

Всем этим манипуляциям не подвергалось только сердце, оно было неприкосновенно, ибо считалось вместилищем души и, как ни странно, ума. Впрочем, находили мумии и без сердца, у которых вместо него был вставлен амулет в виде жука-Скарабея, олицетворяющего вечность и бессмертие!

После завершения «работы с органами» опустевшее тело также обрабатывали антисептическими и благовонными маслами, обмазывали специальной солевой смесью карбоната натрия и гидрокарбоната натрия для поглощения влаги. Иногда эту же гигроскопичную соль насыпали в тканевые мешочки, а их помещали внутрь тела, периодически меняя на свежие и сухие. Процесс сушки продолжался дней 40. (Кстати, весь процесс «консервации» тела для вечной жизни от начала и до конца длился строго 70 дней, это связано с орбитальным циклом священной звезды Озирис).

Итак, после 40-дневной просушки труп очищали и обрабатывали окончательным консервантом – смесью масел и битумной смолы.

Параллельно необходимо было как-то придать покойнику черты жизни, по возможности, навести красоту и здоровье, дабы душа усопшего при встрече не ужаснулась, а узнала свое бывшее тело. Для этого его набивали опилками, тряпками или илом, или даже песком для придания приятного объема, и разрезы зашивали нитками. (А у фараонов – набивали чрево благовонным воском и накладывали сверху пластины чистого золота!)

Для придания свежести личику мумии – вставляли глазные яблоки и зубы, делали завлекательный макияж, а то и вообще надевали на лицо заранее расписанную маску с прекрасным и юным «портретом» умершего.

Потом труп окончательно туго пеленали льняными бинтами, промазанными маслами и смолами, прокладывая между слоев ткани куски папируса с выдержками из священных писаний и молитвами о воскрешении, а также монетки, золотые украшения и прочие ценности. Иногда «для несгибаемости» тела к нему прибинтовывали доску или вставляли палку. Готовую «куклу» вручали родственникам, и те помещали ее в расписной саркофаг (иногда в несколько, один в другой) и отправляли в семейный склеп.

Как видим, процесс длительный и довольно сложный, но как рассуждали древние египтяне: главное – результат, который стоит того. И результаты археологических раскопок прекрасно сохранившихся тысячелетних раритетов, действительно, не разочаровывают!

Источник

Бальзамирование

Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда случайно, занесенных ветром. Из этого можно сделать вывод, что бальзамированием занимались не в помещении, а на открытом месте, возможно, под навесом.

Ни рисунки, ни древнеегипетские тексты ничего не рассказывают об искусстве бальзамирования усопших. Эти тайные знания передавались преимущественно устно, от отца к сыну, от учителя к ученику. Ремесло бальзамировщика было потомственным и переходило из поколения в поколение. Для египтян, по всей вероятности, рецепты и технология не имели ритуального значения, важен был только результат.

Папирус I века н. э. описывает некий ритуал бальзамирования, но в тексте не приводятся никакие подробности. Зато ученые располагают сведениями, которые сохранил для потомков греческий ученый Геродот, посетивший Древний Египет в V веке до н. э. Современные эксперименты подтвердили и уточнили его описания, так что теперь ученые довольно точно знают, каким образом производили бальзамирование древние египтяне.

В первую очередь они удаляли из черепа мозг – выковыривали его длинным железным крючком через нос. Крючок для этой цели делался изогнутым, гибким, чтобы его можно было протолкнуть через носовой проход. Иногда бальзамировщик для упрощения задачи проделывал отверстие в затылочной части черепа.

Вслед за этим в очищенный от мозга череп вливали жидкий елей, который там затвердевал. Елей состоял из древесной смолы, пчелиного воска, ароматических растительных масел, иногда с добавкой битума (природного минерального асфальта). Смолы хвойных деревьев и битум специально для бальзамирования привозили из Палестины. В черепах некоторых мумий находят также куски льняного полотна.

Когда с черепом все было в основном сделано, бальзамировщик приступал к следующему этапу работы. Острым лезвием каменного ножа он вскрывал брюшную полость и вытаскивал внутренности. Вынутые органы тщательно промывали, полоскали в пальмовом вине, натирали натриевой солью. В теле оставляли только сердце, которое египтяне считали вместилищем мыслей и чувств. В некоторых мумиях сердце тоже вынуто, а вместо него вставлен Скарабей сердца – амулет в виде магического жука-скарабея, олицетворяющего непреходящую силу сердца, сущность бессмертия, необходимую для пробуждения в новой жизни. Амулет должен был стать помощником умершего в его многотрудном пути к вечному блаженству. Очищенные внутренности заворачивали в полотно и укладывали в специально предназначенный для этого сосуд – канопу.

В очищенную и промытую брюшную полость насыпали натриевую соль (смесь карбоната натрия и гидрокарбоната натрия) и натирали ею все тело снаружи. Эта соль очень гигроскопична, и она впитывала влагу из тканей тела. Иногда внутрь тела закладывали маленькие полотняные мешочки с натриевой солью – это было удобно, потому что отсыревшие мешочки с солью легко заменяли новыми. Требовалось выждать 35-40 дней, пока из тела будет удалена вся влага. В сухом климате Египта ткани, обезвоженные таким способом, не могли разлагаться.

Через 35-40 дней высушенное тело натирали небольшим количеством елея – употребляли тот же состав, какой заливали в череп. Высушенную и пустую брюшную полость, из которой уже были удалены все внутренние органы, заполняли льняными тряпками или древесными опилками. Иногда вместо полотна и опилок живот набивали нильским илом, изредка даже мхом. Бальзамировщики старались придать усохшему телу, по возможности, более натуральный вид.

Поскольку глазные яблоки тоже высыхали и съеживались, вместо них бальзамировщики вставляли льняной тампон или обыкновенный репчатый лук.

Разрезанный живот необходимо было закрыть. Геродот писал, что живот зашивали нитками, но так делали не всегда. Чаще оставшуюся щель просто прикрывали длинным куском льняного полотна или заделывали воском. С мумией фараона поступали иначе: разрез прикрывали тонкими пластинами листового золота.

Под конец работы мумифицированное тело бинтовали полосами льняного полотна. Для этого употребляли не новое, а долго послужившее в хозяйстве полотно, в частности, разорванные на полоски полотняные рубашки.

Чтобы тело лежало прямо и не прогибалось, его иногда укладывали на деревянную доску и бинтовали вместе с доской. В других случаях внутрь тела вставляли палку, просовывая ее через грудную клетку вдоль шейных позвонков в череп. Это позволяло жестко прикрепить к мумии голову.

Между слоями бинтов бальзамировщики укладывали амулеты, которые должны были защищать покойного и помочь ему в загробном мире. На голову накладывали маску с идеализированным портретом усопшего – с ликом юным и прекрасным.

Начиная с XXI династии поверх последнего слоя полотняных покровов накладывали еще сеть из фаянсовых бус с нашитыми изображениями жуков-скарабеев, четырех сыновей Гора и другие амулеты. Изготовленную таким способом мумию украшали искусно сплетенными венками из цветов.

Мумии укладывали в один или несколько саркофагов. В Древнем царстве и в начале Среднего царства саркофаги изготавливали в форме длинного ящика, а позднее им стали придавать форму человеческого тела.

На протяжении тысячелетий технология изготовления мумий сильно изменялась. Если в Додинастический период египтяне хоронили своих мертвецов в песчаной пустыне, завернутыми в звериные шкуры или в плетеные циновки, то в Древнем царстве уже стали заворачивать покойников в полотно. Из трупов удаляли внутренние органы, но для сохранения тела этого было недостаточно. От захороненных в этот период мертвецов сохранились только скелеты с остатками мягких тканей и льняное полотно в очень хорошем состоянии. Но по старательности, с какой были завернуты покойники, можно догадаться, что их тела стремились сохранить для новой жизни. Зная по опыту, что тело истлеет, египтяне дополняли недолговечные мягкие ткани, формируя из полотна (или рисовали) глаза, рот, нос, мужские и женские половые органы.

В Среднем царстве научились удалять из черепа мозг крючком, но это довольно сложная операция, и мозг выскребали только при мумификации фараонов и высших сановников. Для придания объема мумию стали набивать опилками или тряпками.

Из сохранившихся наиболее примечательны мумии эпохи Нового царства. В этот период мозг удаляли обязательно и научились хорошо сохранять мягкие ткани тела. Во время XXI-XXIV династий мумифицированные внутренние органы или то, что от них осталось, укладывали внутрь тела вместе с восковой фигуркой соответствующего сына Гора.

На закате египетской культуры, в последние столетия Древнего Египта, к мумификации покойников относились менее серьезно, бальзамировали кое-как. Настали другие времена с другими нравами и обычаями. Тем не менее, исследуя захоронения, археологи узнали массу подробностей о культуре Древнего Египта.

В частности, название «канопа» было введено в употребление первыми исследователями египетских древностей. Египтологи ошибочно связали его значение с древнегреческим эпосом. Речь идет о главном кормчем флотилии царя Менелая, погибшего при возвращении из Трои. Каноп был погребен на острове в дельте Нила, образованном самым западным рукавом (сейчас на этом месте находится Абукир, пригород Александрии), где ему поклонялись в виде большого сосуда. Город на западе дельты Нила греки назвали Канопос в честь Канопа. Древнеегипетские сосуды для внутренностей не имели ничего общего с Канопом.

Канопы изготовляли, как правило, из алебастра, но иногда в раскопках древнеегипетских захоронений находят канопы из известняка, фаянса или обожженной глины. Канопы были известны со времени Древнего царства. До этого внутренние органы просто не трогали или удаляли из тела, заворачивали в полотно и закапывали в ямку в могиле рядом с мумией.

У первых каноп были простые плоские крышки. В Среднем царстве эти крышки стали изготавливать в форме человеческой головы. Иногда к канопам приделывали также руки и ноги. Примерно в это же время в Древнем Египте начали почитать четырех богов сыновей Гора и богинь-покровительниц. Но только во время правления XIX династии крышкам каноп стали придавать форму голов богов сыновей Гора, находившихся под покровительством богинь Исиды, Нефтиды, Селькет и Нейт.

Для мумии полагалось делать четыре канопы, по числу сыновей Гора. В канопу Хапи (богиня покровительница Нефтида) с крышкой в виде головы павиана помещали легкие. В канопу Дуамутефа (покровительница богиня Нейт) с головой шакала укладывали желудок. В канопу Кебексенуфа (богиня-покровительница Селькет) с головой сокола засовывали кишки. В канопе Имсета (богиня Исида) с человеческой головой хранили печень.

В некоторых канопах археологи не находили останков – это были ложные канопы. Они были сплошные, в них почти не оставляли углублений, чтобы туда можно было что-то положить. Древние египтяне верили, что такой канопы, если ее положить в гробницу, было достаточно, чтобы тело считалось целым. С XXVI династии внутренние органы помещали также по отдельности в деревянные шкатулки или, что очень редко, в керамические сосуды. Только тогда, когда окончательно оборвалась традиция мумификации трупов умерших, надобность в канопах отпала.

Саркофаги предназначались для лучшей сохранности мумии, но им придавалось еще и важное магическое значение. Саркофаг был для покойника не ящиком, а домом, из которого он, по убеждению египтян, мог выходить и куда он возвращался. Поэтому одно время на стенках саркофага рисовали большие глаза, через которые покойник мог выглядывать, словно через окошки, и смотреть на покинутый им мир живых.

Снаружи и внутри на стенках саркофага обычно начертаны магические заклинания. Они должны были защитить покойника от повторной смерти в загробном мире, которая стала бы его окончательной погибелью. Иногда на внутренней стенке саркофага рисовали карту Царства мертвых, чтобы покойник не заблудился и шел в край вечного блаженства кратчайшим путем.

Саркофаги, приближенные по форме к человеческому телу, постепенно стали делать в эпоху Среднего царства. В это же время появился обычай закрывать голову и плечи мумии раскрашенной маской. Возможно, этот обычай появился из опасения, что ба может не узнать свое тело и не вернуться в него. Чтобы ба не ошиблось, саркофагу стали придавать форму человеческого тела, а на мумию накладывали маску с приукрашенным портретом покойного. Несмотря на достижения бальзамировщиков, разработавших весьма эффективную методику, египтяне понимали, что они не умеют полностью остановить процесс распада мертвого тела, и мумии сильно отличаются от живого или только что умершего человека.

Под конец Второго периода распада Древнего Египта появились саркофаги из картонажа (слоев ткани, клея и гипса) и папируса. После этого широко распространились раскрашенные деревянные саркофаги-гробы. В Новом царстве саркофаги стали пышно украшать. Мумии фараонов помещали в несколько саркофагов разной величины, поставленных один в другой. Саркофаги фараонов, как видно на примере погребения фараона Тутанхамона, покрывали золотом. Во время XIX и XX династий даже не самые знатные египтяне, например разбогатевшие торговцы, могли позволить себе несколько разукрашенных саркофагов. Вошли в моду саркофаги, богато отделанные золотом и многоцветной живописью. На внутренних поверхностях рисовали богов, сцены из загробного мира, защитные амулеты. На наружных поверхностях саркофагов изображали усопшего, например, как он поклонялся богам, а также ладью бога солнца Ра и судилище Осириса.

Кроме богато расписанных саркофагов, явно перегруженных всевозможными сюжетами и амулетами, встречались и однотонные саркофаги из гранита, базальта и других твердых видов камня.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

9. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века Ранее мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились ли следы практики

Бальзамирование

Бальзамирование Процесс превращения мертвого тела в забальзамированную мумию происходил за пределами дворца и города, в специальной мастерской, устроенной, чаще всего, неподалеку от некрополя. В некоторых мумиях находили следы растений, вероятно, попавших туда

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века

10. Бальзамирование практиковалось на Руси, по крайней мере, еще до конца XVIII века В [ИМП], ХРОН5 и [БР], ХРОН6 мы показали, что в известных некрополях африканского Египта были, скорее всего, захоронены «монгольские» ханы XIV–XVI веков и их приближенные. Спрашивается, сохранились

Источник

Как сделать мумию

Зачем нужна маска Анубиса и сосуды из алебастра? Почему мозг нужно вынуть, а сердце нельзя вынимать ни в коем случае? Как правильно провести обертывание? Ответы на эти и другие вопросы — в увлекательной инструкции от древнеегипетских мумификаторов

Древнеегипетский мумификатор (hery seshta) — это одновременно танато­практик, патолого­ана­том и хранитель ритуала. Роль эта невероятно почет­ная: не случайно hery seshta переводится как «мастер таинства». Для выпол­нения проце­ду­ры бальзамирования требовалось не только знание анатомии, но и понимание того, как устроен важнейший ритуал в жизни каждого чело­века — переход в загробный мир. Успеш­ность этого перехода зависела от мно­­гих факторов, но одним из главных считалась правильная сохран­ность телесной оболочки, ведь в загробном мире дух должен узнать себя и воссоединиться с телом. Процедура бальзамирования разнилась в зави­симости от финан­сового положения усопшего. В «Истории» Геродот описы­вает три процедуры разной степени дороговизны — бальзамирование начи­налось только после того, как родственники выбирали одну из трех опций. Самым дешевым и прос­тым способом мумифицирования было влить в брюш­ную полость умер­шего сок редьки, чтобы очистить кишки, а потом положить тело на 70 дней в натровый щелок, чтобы высушить. По истечении этого срока мумию возвращали родным — как правило, бедным крестьянам.

Второй способ стоил дороже и включал в себя больше этапов. В задний проход вставлялась специальная трубка, в которую заливалось кедровое масло, промывающее брюшную полость. После этого тело на несколько дней погружали в натровый щелок. Потом бальзамировщики выкачивали масло из кишечника. Вместе с ним выходили разложенные внутренности и желу­док. Высушенное тело — кожу и кости — возвращали родным.

Третья — самая дорогостоящая процедура, предназначенная для древне­египетской элиты, — требовала куда больше усилий и навыков. Эта инструк­ция, составленная из наблюдений Геродота и других древних историков, поможет провести ритуал правильно.

1. Соберите профессиональную команду. Вам понадобятся не только подма­стерья и персонал для очищения тела, извлечения органов и перевязки, но еще и жрец Осириса (hery heb), который прочитает заклинания и проведет духов­ную часть ритуала.

2. Наденьте маску Анубиса. Управляя процессом мумификации, вы испол­няете роль бога Анубиса — его легко узнать по голове собаки или шакала. Анубис как ответственный за погребение заведовал мумификацией самого бога Осириса, убитого и зверски расчлененного своим братом, злобным богом ярости Сетом. После того как тело Осириса было собрано по кусочкам и готово к мумификации, Сет несколько раз пытался его похитить, чтобы лишить Оси­риса шанса на вечную жизнь. Но Анубис каждый раз догонял и наказывал Сета, спасая мумию. Благодаря его профессионализму Осирис совершил удачный переход в загробный мир и возглавил его. С тех пор ведущие мумификаторы во время ритуалов надевают маску Анубиса.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеАнубис с мумией. Фрагмент росписи саркофага. I век до нашей эры — I век Martin von Wagner Museum

3. Подготовьте тело к процедурам. Начните с омовения. Прикажите своим помощникам занести тело под отдельно стоящий тент (ibw). Здесь покойного нужно вымыть — для этого можно использовать раствор с карбонатом натрия, который в больших количествах содержится в озерах в дельте Нила. Постарай­тесь поторопиться: тело разлагается быстро. Все готово? Покойника можно перенести в зал бальзамирования (wabet).

4. Выньте мозг. Древние египтяне были невысокого мнения о мозге и не счи­тали этот орган необходимым для успешного существования в загробном мире — по их мнению, думали люди сердцем. Возьмите длинный железный крюк и просуньте через ноздрю в череп. Поводите крюком взад-вперед, чтобы максимально разжижить материю. Часть мозга удастся извлечь при помощи крюка, остальное вытечет само через ноздри — для этого тело нужно перевер­нуть на живот.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеМумия королевы Ахмос-Инхапи, дочери фараона Яхмоса المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

5. Извлеките другие ненужные органы. Теперь очередь желудка, кишечника, легких и печени. Сделайте надрез на левом боку и попросите помощников вы­нуть все лишнее. Как следует промойте полость пальмовым вином со специя­ми. После этого заполните ее ароматизаторами: особенно хороши мирра и корица, которые не только помогут сохранить тело, но и придадут будущей мумии приятный запах. Чтобы добавить объем и предотвратить тление, можно заполнить полость кусками ткани, пропитанной солью.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеКанопы из гробницы Аафенмута. Около 712–664 годов до нашей эры The Metropolitan Museum of Art

7. Не трогайте сердце! Любой профессионал мумификации знает, что сердце должно остаться в теле. Этот орган играет важнейшую роль в процессе пере­хода — в частности, без него нельзя пройти суд Осириса, описанный в Книге мертвых процесс над душами умерших. Перед тем как решить, куда отправить покойного, Анубис и Тот взвешивают его сердце. На другую чашу весов кладет­ся перо Маат, богини справедливости, порядка и баланса. Если перевешивает перо, душа покойного, воссоединенная с телом, обретает бессмертие и начи­нает вести райскую жизнь рядом с богами. Если сердце — его сожрет Амат, чудовище с головой крокодила, торсом леопарда и лапами гиппопотама.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеСуд Осириса над мертвым Хунефером. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

8. Погрузите тело в натровый щелок. 40 дней достаточно, чтобы оно как следует засохло.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеМумия фараона Рамзеса VI в саркофаге المتحف المصري‎ / Египетский национальный музей, Каир

10. Постарайтесь уложиться в семьдесят дней. В разных источниках встречаются разные сроки. Геродот советует держать тело в щелоке 70 дней, вероятно отводя на все остальные процедуры считаные дни. По другой вер­сии, только на обертывание уйдет 15 дней, поэтому засушка займет меньше. Главное, иметь в виду, что вся процедура от начала и до конца не должна значительно превышать 70 дней. Впрочем, объяснения, откуда берется именно такой срок, древние авторы не дают.

что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть фото что такое бальзамирование в древнем египте. Смотреть картинку что такое бальзамирование в древнем египте. Картинка про что такое бальзамирование в древнем египте. Фото что такое бальзамирование в древнем египтеЦеремония открывания рта мумии. Миниатюра из Книги мертвых Хунефера. Около 1275 года до нашей эры British Museum

11. Передайте тело родственникам. Они уже сами организуют погребальную маску, саркофаги и торжественное прощание с открыванием рта мумии — ритуалом перед погребением, возвращающим умершему возможность гово­рить и есть в загробном мире. Ваша же работа на этом завершена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *