в какой строчке в обоих словах произносится э веранда элегия
В какой строчке в обоих словах произносится э веранда элегия
Потапова Г.Н. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс / Г.Н. Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
Комментарии по выполнению заданий и критерии их оценки
Тесты содержат разное количество заданий (от 7 до 20). Все задания разделены на три уровня (А, В, С).
Уровень А – базовый, к каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один правильный.
Уровень В – более сложный, к каждому заданию предполагается дать ответ в виде одного или двух слов, словосочетаний, цифр.
Уровень С – повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется дать развёрнутый ответ в объёме 30-40 слов.
На выполнение тестовых заданий части А рекомендуется отвести 10 минут, на итоговые тесты – 20 минут.
На выполнение заданий частей В и С – 15-20 минут, на итоговые задания 25-30 минут.
Как оцениваются ответы
В зависимости от вида задания используются различные формы оценивания.
За каждый правильный ответ частей А и В насчитывается по одному баллу.
Часть С состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу в объёме 30-40 слов на лингвистическую или литературную тему. За каждый критерий части С учащийся получает баллы (всего 8 баллов).
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С)
а) дан прямой связный ответ на вопрос, и при необходимости сформулирована своя точка зрения – 2 балла
б) ответ не соответствует заявленной теме, нет прямого ответа на вопрос – 0 баллов
а) соблюдена смысловая и речевая связность, в работе присутствует логика суждения – 2 балла
б) в работе нарушена связность речи, отсутствует логика – 0 баллов
а) орфографические нормы соблюдены – 2 балла
б) допущена 1 ошибка – 1 балл
в) допущено 2 и более ошибок – 0 баллов
г) пунктуационные нормы соблюдены – 2 балла
д) допущены 1 – 2 ошибки – 1 балл
е) допущено более 2 ошибок – 0 баллов
Максимальное количество баллов за работу части С – 8 баллов.
Повторение пройденного в 5 – 7 классах
Тест 1. Фонетика, орфография
Вариант 1
Часть 1
А1. В какой строчке во всех словах произносится [шн]?
1) горчичник, конечная
2) копеечная, античный
4) булочная, коричневый
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ь?
4) стрич..ся, невтерпёж..
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) погл..тить, просл..влять
4) р..скошный, затв..рять
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
4) шест..десят, он смеёт..ся
А5. В каком ряду в обоих словах пишется в суффиксе НН?
3) напудре..ый, отчая..ый
А6. В каком предложении НЕ пишется раздельно?
1) В его глазах была (не)радость, а тоска.
2) Я (не)годовал на Савельича.
3) Перед вечером прошёл (не)долгий дождь.
4) Доктор лицо имел (не)красивое.
Часть 2
Прочитайте предложение и выполните задания В1 и В2.
На серебряных, оловянных блюдах были навалены груды колбас, жареной птицы, копчёные языки.
В1. Выпишите слово(-а), в котором(-ых) гласная буква обозначает два звука.
В2. Выпишите слово, правописание которого определяется правилом «В суффиксах кратких причастий пишется Н».
Часть 3
С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно изучать правила правописания?». Объём сочинения – 30-40 слов.
Вариант 2
Часть 1
А1. В какой строчке в обоих словах произносится [э]?
3) терраса, методика
А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска Ь не пишется?
А3. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
2) раздр..знить, од..рённый
4) взр..слеть, созр..вать
А4. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
2) натюрмор. заросший пру..
3) пят..десят, осматриват..ся
А5. В каком ряду в обоих словах пишется Н?
2) жасми..ый, соломе..ый
3) заверше..а, вскипячё..ый
А6. В каком ряду НЕ пишется слитно?
1) Он был (не)любим в обществе.
2) Солдат бесшумно, (не)торопясь положил удилище.
3) Волков (не)спеша хлебал лапшу.
4) Свободных лодок (не)было.
Часть 2
Прочитайте предложение и выполните задания В1 и В2.
Взгляд у него был ледяной, а смоляные брови вечно нахмурены.
В1. Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
В2. Выпишите слово, написание которого определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется Н».
Часть 3
С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужно изучать правила пунктуации». Объём сочинения – 30-40 слов.
Тесты по орфоэпии
В № 17/2006 газеты «Русский язык» О.В. Прядильникова, учитель из г. Уфы, автор многих материалов, напечатанных в «Русском языке», рассказала, как она учит детей самих сочинять задания с ответами для орфографического практикума. Там же опубликованы первые задания. Мы продолжаем публикацию заданий по орфоэпии.
Вариант 1
1. В словах какого столбика допустимо вариантное произношение [чн] и [шн]?
а) нечто, | б) булочная, | в) скворечник, |
войлочный, | копеечная, | пустячный, |
табачный, | порядочный, | потому что, |
молочный; | гречневый; | чтобы. |
2. В каком столбике место ударения во второй части слова не совпадает?
а) водопровод, | б) трубопровод, | в) мусоропровод, |
электропровод; | нефтепровод; | газопровод. |
3. В каком столбике все слова произносятся с [о]?
а) атлет, | б) валежник, | в) блеклый, |
афера, | одновременный, | дареный, |
флер, | шлем, | желчь, |
бытие; | современный; | наемник. |
4. В каком столбике все слова произносятся мягко?
а) адекватно, | б) академия, | в) диспансер, |
антитеза, | брюнет, | интеграл, |
бутерброд, | декан | компьютер, |
де-факто; | дефис; | коттедж. |
5. Назовите столбик из слов с ошибками:
а) пертурбация, | б) перетрубация, |
плацкарта, | плацкарт, |
почерк, | подчерк, |
пощечина; | подщечина. |
Ответы: 1 – б; 2 – а (электропро’вод); 3 – в (некоторые слова имеют варианты: [о]/[э]); 4 – б; 5 – б.
Вариант 2
1. В словах какого столбика слова произносятся только с [чн]?
а) нечто, | б) булочная, | в) скворечник, |
войлочный, | копеечная, | пустячный, |
молочный, | порядочный, | потому что, |
табачный; | гречневый; | чтобы. |
2. В каком столбике все слова произносятся с [’э]?
а) зев, | б) принесший, | в) платежеспособный, |
истекший, | острие, | отекший, |
опека, | щелка, | запечатленный, |
оседлый; | свекла; | дареный. |
3. В каком столбике во всех словах согласные перед [э] произносятся твердо?
4. Назовите столбик слов с ошибками:
а) индивидуум, | б) индивидум, |
интриган, | интригант, |
инцидент, | инциндент, |
нюанс; | ньюанс. |
5. Какие группы слов допускают два варианта произношения (мягкий и твердый согласный перед [э])?
а) бассейн, | б) конгресс, | в) отель, |
гангстер, | депрессия, | патетика, |
дезодорант, | крем, | свитер, |
консенсус; | реквием; | тембр. |
Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – а.
Вариант 3
1. В каком столбике все слова произносятся как [чн]?
а) алчный, | б) девичник, | в) молочный, |
беспечный, | конечно, | бутылочный, |
будничный, | нарочно, | Ильинична, |
булавочный; | очечник; | Никитична. |
2. Укажите столбики слов с ошибками:
а) биллютень, | б) бюллетень, | в) дикообраз, | г) дикобраз, |
виолоончель; | виолончель; | друшлаг; | дуршлаг. |
3. Выберите верный вариант:
а) полувер, | б) пуловер, | в) срам, | г) страм, |
протвень, | противень, | скрупулезный, | скурпулезный. |
4. В каком столбике все слова допускают двоякое ударение?
а) ворота, | б) звонит, | в) творог, |
грушевый, | исчерпать, | тефтели, |
жалюзи, | свекла | ржаветь, |
досуг; | хозяева; | верны. |
5. Укажите, в словах каких столбиков указано верное ударение?
а) гу’бчатый, | б) мы’тарство, | в) губча’тый, | г) мыта’рство, |
диспансе’р, | обеспече’ние, | диспа’нсер, | о’жил, |
догово’р, | обле’гчить, | до’говор, | облегчи’ть, |
краси’вейший; | перчи’ть, | красиве’йший, | пе’рченый. |
Ответы: 1 – а; 2 – а, в; 3 – б, в; 4 – в; 5 – а, г.
Вариант 4
1. В каком столбике отмеченные согласные перед буковй е произносятся мягко?
2. Выберите верный вариант:
а) стеногра’фия, | б) стенографи’я, |
углуби’ть, | углу’бить, |
углубле’нный, | углу’бленный, |
вско’рмленный; | вскормле’нный. |
3. В каких столбиках во всех словах ударение падает на первый слог?
а) табу, | б) форзац, | в) статуя, | г) квартал, |
бутик, | бармен, | цедра, | мессия, |
вандал, | всенощная, | пурпур, | огниво, |
визирь; | краны; | ханжество; | шасси. |
4. Выберите верный вариант:
а) осведоми’ться, | б) осве’домиться, |
предло’жить, | предложи’ть, |
принуди’ть, | прину’дить, |
соболезнова’ние; | соболе’знование. |
5. Расположите столбики слов по порядку с правильным ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге:
а) искони, | б) факсимиле, | в) туфля, |
новгородский, | паблисити, | движимый, |
псевдоним, | ходатайство, | благовест, |
некролог; | глашатай; | хвоя. |
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б, в; 4 – б; 5 – в, б, а.
Фонетика. Орфоэпия. Вопросы «Проверь себя»
1. Определить сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.
[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
2. Как правильно произносить буквосочетание чн? Проанализируйте изменения, произошедшие в произношении слов с этим буквосочетанием. При ответе используйте данные слова и выражения:
Подсвечник, конечно, скучно, нечто, сливочный, почта, мечта, мачта, сердечная боль, друг сердечный, точный, тошный, булочная, яичница, дачный, Ильинична.
3. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?
4. Расставить ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
5. Какой звук произносится на месте подчеркнутых букв в следующих словах: о кно, т я нуть, маш и на, шу б ка, про с ьба, праз д ник, умы ть ся, ра с чет?
6. Укажите номера слов, в которых ударение падает на 2 слог. 1) свекла, 2) инструмент, 3) кухонный, 4) хозяева, 5) феномен, 6) факсимиле, 7) апостроф, 8) положить, 9) позвонят, 10) оптовый.
7. Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот. Сравните звучание и написание слов в обоих случаях. Сделайте вывод. Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.
8. Выпишите номера слов, в которых подчеркнутая буква означает мягкий звук.
1 )аг р ессия, 2) а д екватный, 3) анти т еза, 4) бро ш юра, 5) О д есса, 6) ши н ель, 7) бу д то, 8) компью т ер.
9. Расставьте ударения в словах.
Асимметрия, дареный, баловать, заклеить, новорожденный, квартал, обеспечение, намерение, эксперт, ходатайствовать, соболезновать, облегчить, откупорить, украинский, израильский, знамение, столяр, звонит, положить, досуг, начать, туника, жалюзи, свекла, каталог, созыв, сосредоточение, приобретение, языковая (норма), кухонный, синонимия, катарсис, симметрия, цемент, нефтепровод.
10. Укажите звуковое значение выделенных букв.
Т щетный, бе сш умный, ра сщ едриться, ску ч но, ж а леть, д ефис, ши н ель, ко д екс, д е т ектив, д емонстрация, сви т ер, компью т ер, с ессия.
11. Как объяснить, что в народной речи иногда появляется беглый [е] там, где не было редуцированного [ь]: «журавель», «корабель», «мысель», «рубель»?
12. Может ли быть ударение на односложном слове?
13. В чем особенность сложных слов: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник?
16. Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
1. [пададут]
2. [паралэл]
3. [памит]
4. [фскрикиват]
5. [пириижат]
6. [ласк]
7. [рап]
8. [шочик]
9. [двирной]
10. [спэлый]
11. [шэсэ].
17. Некоторые буквы русского алфавита имеют не только «официальные», но и «разговорные», «бытовые» названия. Какие это буквы? Можно ли объяснить появление «бытовых» названий именно у этих букв какими-либо фонетическими причинами? Объясните.
Буква | «Официальное» название | «Бытовое» название |
Й | И краткое | И краткий, и краткая,й |
К | КА | Кэ |
Л | Эль | Эл, лэ |
М | Эм | Мэ |
Н | Эн | Нэ |
Р | Эр | Рэ |
С | Эс | Сэ |
Ф | Эф | Фэ |
Х | Ха | Хэ |
Ш | Ша | Шэ |
Щ | Ща | Ще |
Подвергаются изменениям все названия согласных букв, заканчивающиеся на согласный звук, т.е. представляющие собой закрытый слог. Этому есть фонетическая причина. Вспимним правила слогоделения, согласно которым в русском языке слогораздел происходит после гласного звука, в результате чего получаются открытые слоги. Значит, произносить открытый слог (заканчивающийся на гласный) говорящему по-русски легче, «удобней», и в названиях букв говорящий обычно непроизвольно меняет закрытый слог на открытый, подчиняясь фонетическому закону «открытых слогов». Особняком стоит буква Й. Ее правильное название не односложное, оно включает в себя знаменательное слово. С чем согласовать это слово говорящему не всегда понятно, поэтому он иногда добавляет в уме слово «звук», и тогда получается «и краткий», иногда – слово «буква», и тогда получается «и краткая». А иногда просто убирает проблемное прилагательное и передает звуковое значение буквы (Й).
18. Определите, в каких случаях выделенные буквы отражают реальное произношение: об и гре, об ы грать, началась и гра, до и гры, контр и гра. Разбейте приведенные примеры на группы в зависимости от того, какой гласный произносится в корне игр-. Объясните, с чем связано различное произношение начального гласного этого корня в приведенных примерах.
21. Известно, что, находясь после гласной буквы, е, ë,ю,я обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего ему согласного. Перечислите случаи, когда это не так.
22.Перепишите слова и дайте транскрипцию указанных звуков, соответствующую литературному произношению:
гласный в первом предударном слоге: жандарм, жаргон, жаркое, пожалеть.
согласный перед [э]: баронесса, патефон, пионер, фонетика, фрейлина.
согласный перед [н]: бесконечно, беспечно, конечно, нарочный, скучный, срочный.
согласный перед [j]: адъютант, изъян, подъезд, субъект.
согласный на месте сочетания одинаковых букв: аккуратный, аллея, аппарат, аттестат, воссиять, колли, конник.
24.Вы, конечно, знаете, что слова часто пишутся не так, как произносятся. Составьте слова из следующих звуков:
[э][т’][м’]
[а][б’][э][т]
[а][о][х][а][т]
[а][т][ч’][а][и][ц][а]
[о][в’][ц][и][т][к]
[с][и][а][ц][а][д’]
25.Вспомните и назовите, в каких случаях может встретиться безударный гласный [о]?
Проанализировав примеры, можно перчислить случаи, в которых может встретиться безударный [o]: заимствованные слова (часто географические названия) с «зиянием» (стечением гласных),служебные слова (союзы), междометия.