в какой стране впервые появилось метро
Первому в мире метро исполнилось 158 лет. Как ездили под землёй в эпоху паровых двигателей и карет
За это время состав преодолел 4 мили, проехав 7 остановок между станциями Фаррингдон и Пэддингтон. Строительство «подземки» началось в 1855 году, и поначалу велось открытым способом: выкапывалась огромная траншея, укладывались пути, сооружались своды и перекрытия, и засыпалось грунтом. Из-за этого приходилось сносить здания и перекапывать улицы, стоявшие на пути будущего тоннеля. Подробно о том, как строили первое метро в мире, смотрите в документальном фильме:
Стоит отметить, что вид транспорта очень быстро стал набирать популярность, так как стал самым быстрым в 2-миллионной столице Великобритании, испытывающей серьёзные транспортные трудности. Первые поезда были отнюдь не электрические — составы тянул паровоз, поэтому в туннелях и на станциях было предостаточно дыма.
А ещё 24 мая.
. 1844 года впервые было передано сообщение по телеграфной линии с помощью электромагнитного телеграфа. Длина линии составляла 64 км (40 миль), она проходила между Вашингтоном и Бостоном и соединяла два аппарата — электромагнитных телеграфа, изобретённых Сэмуэлем Морзе. Что любопытно, до 1836 года Морзе занимался живописью, в 1835 году стал профессором начертательных искусств. Однако еще в юношестве он интересовался лекциями по электричеству, и это позабытое увлечение вновь проснулось в нём в 1836 году, когда он увидел модель телеграфа В. Вебера 1833 года. В 1837 году Морзе предложил способ кодирования цифр, букв и знаков препинания, известный ныне как азбука Морзе (современный код сильно отличается). Долгое время изобретатель не мог найти финансирование для телеграфной линии, которая продемонстрировала бы возможности технологии. В конце концов, после множества неудач, он смог продвинуть свою идею в конгрессе США и ему выделили приличную сумму на строительство. Успех не заставил себя долго ждать: телеграфными линиями заинтересовались множество стран, заплативших изобретателю большие деньги.
24 мая 1974 года в Великобритании впервые в мире появился так называй «телетекст» — система, позволяющая передавать текстовые сообщения и схематичные изображения. Сначала она разрабатывалась как способ передачи субтитров, однако вместо этого использовалась для новостных сообщений, прогнозов погоды, объявление выигрышных билетов лотереи, изменения котировок, программы передач и так далее. Для получения подобных сообщений телевизор должен обладать специальным декодером. Несмотря на то, что в СССР телетекст появился с 1980-х годов, до 90-х он использовался только в служебных целях, а домашние телеприёмники попросту не поддерживали принятие подобной информации.
«Осторожно, двери закрываются»: история создания метро и необычные факты о подземке
На сегодняшний день метро – самый верный и быстрый способ добраться до пункта назначения. Ежедневно им пользуются миллионы людей, все чаще открываются новые ветки и станции. Представить современную Москву без метрополитена невозможно. Первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году, однако до самого проекта дело так и не дошло. Московский метрополитен был открыт только спустя 50 лет.
Первопроходцами в создании метро стали англичане – первая линия длиной 3,6 километра была построена и запущена в Лондоне 10 января 1863 года. Первое время она эксплуатировалась на паровой тяге, пока 130 лет назад, 4 ноября 1890 года, линию не заменили на электрическую.
Первая в мире подземная железная дорога появилась из-за того, что на улицах Лондона активно пользовались гужевым транспортом, становилось слишком тесно, это и вызвало необходимость построить метро. Кроме того, первая линия подземки должна была дать доступ к центральным и деловым районам города. Сеть железных дорог активно развивалась, в столицу приезжало все больше и больше людей, которым было необходимо быстро добираться на работу и обратно.
План строительства дороги Metropolitan Railway был утвержден в 1855 году, однако из-за нехватки денег реализация проекта затянулась. Метро могло бы и не появиться вовсе, но ситуацию спас адвокат Чарльз Пирсон, который на протяжении нескольких лет лоббировал в муниципальном парламенте выделение средств на реализацию проекта. К сожалению, Пирсон умер за год до появления метрополитена, так и не дождавшись его открытия.
Metropolitan Railway, первая линия метрополитена, была открыта 10 января 1863 года. Посмотреть на «чудо техники» собрался почти весь город. Ее длина составляла 3,6 километра (по другим данным – шесть километров), на пути было семь станций. Однако, казалось бы, такое небольшое расстояние поезд преодолевал за 33 минуты. Подземка получила колоссальный успех – только в первый день им воспользовалось 30 тысяч пассажиров!
Сразу же было принято решение расширять метро. И через полтора года, в июне 1864 года, открылась еще одна ветка. А еще через несколько лет появилась кольцевая линия протяженностью 30 километров, она давала возможность пересесть с одной подземной трассы на другую. Все это время в подземке ходили поезда на паровозной тяге. Вагоны делились на три класса – в первом, самом комфортабельном, пассажиров от дыма защищали окна. В третьем же классе люди находились на открытых платформах со скамейками, дышать в таких условиях было тяжело. Тогда было решено строить линии на электрической тяге.
Первой электрифицированной веткой метро стала линия Сити Сауф, которая открылась 4 ноября 1890 года. Начались множественные конфликты между компаниями, которые управляли разными ветками, не было единой схемы метро, пассажирам было сложно сориентироваться. Так было до 1908 года, пока предприниматель Чарльз Йеркс не выкупил все линии метро и не объединил их. В этом же году Альберт Стенли создал разноцветную схему метро, которая стала пользоваться успехом. Кроме того, в 1911 году в лондонской подземке появились эскалаторы (впервые во всем мире), которые решили проблему очередей у входа в метро.
Сегодня метро это обыденное дело для жителей 59 стран. Ежедневно услугами подземки пользуются миллионы людей. «МИР 24» собрал в карточках самые интересные факты и мировые рекорды метрополитена.
Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли
Введение
История создания в мире
Метро впервые появилось на Европейском континенте. Как бы не казалось его строительство очень сложным и затратным, но уже в то время были возможности его построить. Рассмотрим историческую хронику подробнее.
Лондон
Свою историю метрополитен начал в Англии XIX века. Именно с начала тридцатых годов позапрошлого столетия в Лондоне возникает проблема дорог и передвижения жителей, стремительно разрастающегося города.
Наблюдая за тем, как крошечный моллюск-древоточец Teredo navalis прогрызает ходы в древесине, Брюнель вдохновился на использование этой простейшей технологии в пользу человечества. Он построил уникальную конструкцию из дерева и железа, состоящую из 36 отсеков, где трудились землекопы, выгребая кирками и лопатами землю и гравий.
Сразу за ними каменщики укрепляли получившийся тоннель и выкладывали его стены кирпичом. Сложная конструкция медленно продвигалась вперёд при помощи винтового подъёмника.
Подземный тоннель был невиданным достижением человеческой инженерной мысли, но из-за недостатка средств для его дальнейшего развития, был продан владельцем железнодорожной компании. После этого в подземном тоннеле была проложена рельсовая дорога. Но не столько важен был для развития метро сам тоннель, сколько способ его строительства, изобретённый Марком Брюнелем.
Сейчас лондонское метро охватывает не только сам мегаполис, но выходит далеко за его приделы, достигая соседних графств; насчитывает оно 270 станций на одиннадцати линиях.
Нью-Йорк
Итак, первое в мире метро – Лондонское, было открыто 10 января 1863 года. Метод строительства и его несомненная польза были не сразу, но оправданы и признаны в мире. Поэтому спустя пять лет запущено второе метро, в Нью-Йорке. Правда, первоначально оно было сугубо надземным, возвышающимся на металлических эстакадах. Называлось оно «эстакадная линия Девятой авеню». Правда до наших дней она не сохранилась, так как была снесена в 1940 году.
Первая же подземная линия было открыта 27 октября 1904 года. Торжественное открытие состоялось на станции Сити-холл, именно здесь в новенькие вагоны садились первые пассажиры. Тогдашний городской мэр Джордж Макклеллан в качестве рекламы собственноручно управлял поездом. Сейчас станция закрыта и используется только для разворота поездов маршрута.
Чикаго
В конце XIX века город Чикаго становится крупнейшим железнодорожным узлом: здесь сходились более двадцати транспортных линий. Оживлённый порт на озере Мичиган, работавший бесперебойно, ещё больше усложнял проблему грузоперевозок. Тогда решение насущной проблемы взяли на себя. владельцы винных складов. Создав собственное акционерное общество и изучив пока немногочисленный мировой опыт в строительстве метрополитенов, они приступили к делу.
А в 1892 году была запущена эстакадная линия для пассажиров. Но из-за возникших трудностей с пробками под эстакадами, шумом поездов и падению цен на жильё близ железных дорог, было принято решение перенести метро под землю. Но реализованы эти проекты были довольно поздно, в 1943 и 1951 гг.
Будапешт
А как обстояло дело с распространением общественного транспорта на нашем континенте? Одним из первых и старейших в Европе метро можно назвать метрополитен в Будапеште, столице Венгрии.
В те времена Будапешт играл немаловажную роль в Австро-Венгерской империи. Это был один из важных центров культуры, промышленности и развития. Поэтому реализация городского транспорта постепенно приобретала насущную необходимость. И уже в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии принимает решение о прокладке метрополитена. Спустя 26 лет состоялось торжественное открытие первой подземной линии.
Другие города
Следующими городами-обладателями подземки стали Глазго (1896г.), Париж (1900г.), Берлин (1902г.), Гамбург (1912г.).
Появление в СССР
Чуть более восьмидесяти лет назад метрополитен появился и в нашей стране. Событие это произошло 15 мая 1935 года в Москве. Как известно, прокладка линий метро рентабельна лишь в городах с миллионным населением и избытком транспорта. Именно в этот период в Москве происходит транспортный подъём.
Московская стройка предполагалась проводиться открытым способом, на небольших глубинах. С первых же недель работ открылось множество проблем: отсутствие квалифицированных специалистов, нехватка рабочих рук, трудности с жильём для приезжих рабочих.
В феврале поступило предложение отказаться от стойки открытым методом и приступить к прокладке линий глубокого залегания от 20 до 35 м. И. В. Сталин поддержал это предложение, и строительство возобновилось на новом уровне. Но вместе с этим появились новые трудности. Во многих местах, глубже пятнадцати метров, вести подземные работы не позволяли грунтовые воды.
В конечном итоге летом 1932 года было решено привлечь на постоянную работу семь иностранных специалистов и прокладку дорог на больших глубинах производить только в центральных частях столицы. К концу стройки количество рабочих, задействованных Мосметростроем, достигло 19 тысяч!
Не менее масштабным и дорогостоящим был отделочный этап большой стройки. Специально для этих целей из Карелии, Кавказа, Урала и Крыма привозили тонны гранита и мрамора.
Великая Отечественная война
С самого начала строительство Московского метрополитена стало одной из важнейших строек города, поэтому страшные годы Великой войны не могли обойти её стороной. Несмотря на все трудности, работы не были остановлены даже в это время.
В октябре, когда ожесточённые бои шли совсем близко от столицы, было сформировано Постановление об уничтожении подземных коммуникаций и эвакуации оборудования в случае появления фашистских войск в городе. Судьба титанических стараний тысяч советских людей могла быть трагичной. Фашистам ни что не должно было достаться! Утро 16 октября 1941 года вошло в историю Московского метро, как единственный день, когда оно не работало. Но уже вечером приказ был отменён.
Рекорды
В таком большом и сложном деле не обходится и без своих рекордов. Рассмотрим это как с эстетической точки зрения, так и технической.
Самые красивые станции в мире
Невозможно не восхититься потрясающим убранством Московского метрополитена, дорогой Politikus.ru. Каждая станция поражает эстетической продуманностью и великолепием. Изобилие мрамора, витражей, фресок, позолоты и восхитительных мраморных панно и мозаик не могут оставить равнодушным человека, наделённого чувством прекрасного. Ни в одном городе мира не найти равных по красоте станций общественного транспорта. Сравниться с ними могут только Петербургские станции метро.
Кстати, у Московского метрополитена есть свой святой небесный покровитель. 1 марта 2014 года патриарх Кирилл торжественно благословил работников столичного метро иконой митрополита Алексия, после этого святой считается покровителем этого вида транспорта.
Крупнейшие метрополитены
Самые крупные метрополитены в мире расположены в городах:
Крошечные
Самыми маленькими городами, обладателями собственного метро, являются три красивых города:
В рейтинге самых «крошечных» метро стоит шесть городов по всему миру:
Эти статьи набирают популярность на нашем сайте:
Видео
Метро, «подземка», метрополитен – как только не называют подземный пассажирский транспорт. Его можно любить или нет, им можно пользоваться или избегать, но стоит признать, что для крупного мегаполиса это единственное спасение, которое экономит время и нервы. Метро – самый скоростной и стабильный транспорт городской пассажирской сети.
Один из самых главных в метро – машинист, именному ему мы доверяем свои жизни, чтобы добраться в пункт назначения, именно на нём лежит огромная ответственность, так как за его спиной, в вагонах, в час пик находится несколько тысяч человек.
Где появилось первое метро в мире?
От самой старой подземной системы Лондона до самой оживленной сегодня в Пекине, метро началось с идеи освобождения перегруженных улиц, предоставления возможности перемещения под землей. Несмотря на препятствия, связанные с техническими проблемами, финансированием и задержками военного времени, новый вид транспорта продолжал совершенствоваться.
По мере развития первого в мире метро поезда электрифицировались, началось использование, так называемой третьей железной дороги. Хотя со времени самой первой пассажирской поездки все изменилось, история метрополитена остается богатой и интересной.
По состоянию на 2014 год в 157 городах более 50 стран мира действует более 160 систем. В Лондоне было построено самое первое метро в мире. Оно было первоначально открыто как подземная железная дорога в 1863 году. Первая электрифицированная подземная линия была открыта в том же 1890 году, что сделало ее первой системой метро в мире.
Лондон
Первый в мире метрополитен получил название Труба. Это была подземная система скоростного транспорта, обслуживающая Большой Лондон и прилегающие округа. Столичная железная дорога начала свою работу в 1863 году, она является частью системы лондонского метро, самого старого в мире. Со времени своего открытия в 1890 году оно было расширено до 11 линий и обслуживает теперь более 1,3 миллиарда пассажиров ежегодно и 4,8 миллиона ежедневно, что делает его 11-й по загруженности системой. Старая линия метро принадлежала частным компаниям. Действующая система управляется London Underground Limited, которая является дочерней компанией Transport for London.
Открытие туннеля под Темзой
Он был первым в мире, построенным под рекой. Его открытие состоялось 9 января 1843 г. Его строительством занимался инженер сэр Марк Брунел и его сын Исамбард. Их целью было строительство новой транспортной системы для перевозки грузов под Темзой. Однако у них кончились деньги, поэтому для начала туннель использовали для пешеходов. В первый день через него прошли 50 000 человек. К концу первых трех месяцев это число достигло миллиона. Это была половина населения Лондона в то время, что сделало этот тоннель самым посещаемым не только в Англии. Это стало местом, где появилось первое в мире метро.
Открытие метрополитена 10 января 1863 года
Железная дорога была построена между Паддингтоном (он тогда назывался Бишоп-роуд) и улицей Фаррингдон. В течение многих лет к ней добавлялись все новые линии, но большинство из них было разработано в течение следующих 50 лет.
Дорога под землей
18 декабря 1890 года была открыта первая в мире электрическая подземная железная дорога. Первое метро в мире пролегало от Кинг-Уильям-стрит в лондонском Сити под Темзой до Стоквелла. Это означало, что дальнейшее развитие могло быть успешным, поскольку им больше не требовались вентиляционные отверстия для отвода из туннелей пара и дыма от двигателей. Использование электропоездов позволяло разместить туннели гораздо глубже под землей.
Как шло строительство
Метод, использовавшийся в течение многих лет при создании первого метро в мире, представлял собой, так называемую систему «вырезать и накрыть». Проще было выкопать большое открытое отверстие, выстроить арку ложного туннеля из кирпича, а затем снова заполнить отверстие раскопанным материалом. В результате первые подземные линии были не очень глубокими, что характерно для старых линий метро в крупных городах.
Они позволяли копать под городом на большей глубине, создавать новые подземные линии на другом уровне. Они позволяли работать под зданиями и держаться подальше от линий электропередач, канализации и других инфраструктур. ТБМ могли даже копать под Темзой.
Появление логотипа
1908 год был годом, когда для обозначения первого в мире метро впервые начал использоваться знаменитый круглый знак. Это был важный год для развития сети. На станциях впервые появилось название «Метрополитен», и был представлен самый первый электрический автомат для продажи билетов. В последующие годы достижения в технологиях трансформировали подземку. В 1911 году на станции Earl’s Court появились первые лондонские эскалаторы, а в 1929 году двери Трубы перестали открываться вручную.
Карта лондонской подземки
В 1933 году человек по имени Гарри Бек представил первую схему в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. Ее автор не стал рисовать линии так, как они располагались географически, в основу дизайна легла схема электрической цепи. В 1932 году было распространено около 500 экземпляров первого в мире метро, где были отображены все его станции, после чего в 1933 году было напечатано 700 000 экземпляров. Они пользовались невероятной популярностью.
Лондонская подземка тогда и сейчас
Лондонский метрополитен прошел долгий путь в своей 155-летней истории. В 2007 году самая старая в мире подземная железнодорожная сеть отметила первый год, когда один миллиард пассажиров воспользовался ею в течение всего лишь одного года. Но развитие первого метро в мире на этом не останавливается. Crossrail, крупнейший в Европе проект подземки, в настоящее время находится на стадии строительства первой новой линии за последние 50 лет.
Новая железная дорога протяженностью более 100 км, более 40 км которой проходит под улицами Лондона, соединится с сетью метро в некоторых точках.
Линия Элизабет имеет десять новых станций. Что больше всего впечатляет в Фаррингдоне (который, что интересно, был одной из первых станций, что открылись в 1863 году), так это то, насколько глубоко оно находится: 30 метров под землей на шести уровнях, плюс три уровня над землей со своим собственным зданием.
Две платформы на станции кажутся бесконечными и сильно отличаются от станций метро, к которым мы привыкли. Они простираются более чем на 200 метров в длину, то есть длину новых поездов, которые будут перевозить до 1500 пассажиров одновременно. Две платформы полностью закрыты раздвижными стеклянными дверями, соединяются с зонами выхода и билетными кассами, расположенными на обоих концах, через центральный проход. Железнодорожные туннели диаметром 6,2 метра были выкопаны с использованием различных ТБМ.
Дизайн новых станций поражает: чистые, хорошо освещенные белые потолки с мягкими изгибами, просторные вестибюли и гигантские эскалаторы. Все это чем-то напоминает вход в пирамиду.
Самое старое метро в мире
Метрополитен появлялся, начиная с Лондона, то в одном, то в другом городе планеты. Московское метро не было первым, тем ни менее интересно узнать историю его возникновения и название его первых станций.
Первое метро в Москве
Строительство метрополитена в Москве началось в 1932-ом году. К этому времени метро уже существовало в Токио, Буэнос-Айресе, в странах Европы и Америки. В общей сложности в городах мира действовало двадцать метро.
Первое метро в Москве стало двадцатым по счету в мире
Первым рабочим днём столичного метро стало пятнадцатое мая 1935-го года. В этот день его услугами воспользовались триста семьдесят тысяч человек. Протяжённость первой линии метро немного превысила одиннадцать километров. На ней было тринадцать станций. Линия начиналась от «Сокольников» и оканчивалась станцией «Парк культуры». Составы состояли из четырёх вагонов и прибывали на станции с интервалом в пять минут. К концу 1935-го года интервалы сократились до четырёх минут, а составы состояли уже из шести вагонов.
Станция «Парк культуры» стала одной из первых в московском метрополитене
Известно, что проект строительства метро в Москве существовал ещё в 1890-ом году. Планировалось, что линии проложат в тоннелях по эстакадам, а на Красной Площади будет построен метровокзал.
Экспонат музея метро в Москве
Старые станции Московского метро
По станции «Смоленская» прошел первый поезд в Московском метро
В 1950-ом году открыли станцию «Октябрьская». Это одна из станций Кольцевой линии. Станция «Парк культуры» открылась в 1935-ом году. Её проектным названием было «Крымская Площадь». Известно, что изначально над этой станцией был другой вестибюль, который не сохранился. Сама станция практически не изменилась за годы существования.
Самая старая станция метро в мире
«Бэйкер стрит» самая старая станция метро в Лондоне
«Бэйкер стрит» практически не претерпела никаких изменений с момента открытия и считается настоящей достопримечательностью Лондона. На станции постоянно действует фотовыставка, посвящённая первым дням работы метрополитена. Эту станцию называют не только самой старой, но ещё и самой запутанной. На ней можно сделать пересадку на четыре других линии. Сама станция больше напоминает железнодорожный вокзал девятнадцатого века, расположенный под землёй. Известно, что до середины прошлого века через «Бэйкер Стрит» ещё двигались скорые пульмановские поезда.
Станция «Бэйкер стрит» является достопримечательностью Лондона
Первое метро в мире
Первая линия метро в мире была открыта в Лондоне. Это произошло в 1863-ем году. Длина подземной линии составляла всего три километра шестьсот метров. Изначально во главе вагонов ходили паровозы, а пассажирами были исключительно знатные господа. Очень быстро этот вид транспорта стал в городе популярным. Электротяга в метро появилась лишь в 1890-ом году. Вагоны были абсолютно неудобными, в них даже не было окон, отсутствовала вентиляция.
Примерно так выглядело первое в мире лондонское метро
Сегодня метро Лондона – это двенадцать линий, состоящие из двухсот семидесяти пяти станций. Его протяжённость – четыреста километров. Это самая крупная европейская подземка. Метро стало называться «метрополитен» по названию лондонской компании «Городские железные дороги», что на английском языке звучало, как «Metropolitan Railway». Местные жители метро называют «труба».
Появившееся в Лондоне первое метро смогло решить уже существовавшую в то время в городе транспортную проблему. В Лондоне не было ни регулировщиков, ни светофоров, тяжёлые экипажи сталкивались друг с другом на улицах с односторонним движением, и это притом, что в городе в то время проживало не менее двух миллионов человек.
Современная карта самого старого в мире лондонского метро
Метро в Лондоне создал французский инженер по фамилии Марк Брюнель. В 1843-ем году по его проекту построили под Темзой тоннель для гужевого транспорта, где позже проложили железнодорожные пути. В вагонах первого класса пассажиры располагались на диванчиках и в удобных креслах. Чтобы обогреть ноги, им предлагали пледы. У вагонов третьего класса крыша отсутствовала. Из-за этого лица пассажиров за время пути покрывались копотью. Первое время простые люди и благородная публика пользовалась разными лестницами, станциями и залами ожидания. Уравняли всех в правах лишь в 1945-ом году.
Метро Лондона окутано легендами и мифами. На сорока станциях, которые сегодня заброшены, как считается, можно встретить призраков.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов