в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Мы единственная страна в мире, где предмет «Шахматы в школе» сопровождают психологи»

14:32 01 Март 2020 4414

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Автор:

В Алматы продолжается чемпионат Казахстана среди юношей и девушек до 18 лет. В этом году он стал самым масштабным в стране – 860 шахматистов сейчас борются за звание чемпиона, указано на сайте федерации.

Ирина Грищенко в интервью корреспонденту inbusiness.kz рассказала о развитии этого вида спорта в стране, о проблемах, с которыми сталкивается организация, а также о программе для школьников и о том, как становятся гроссмейстерами.

Расскажите о положении и развитии шахмат в Казахстане.

– Если брать неолимпийские виды спорта, то шахматы по количеству занимающихся уступают только фитнесу. Сейчас в Казахстане профессионально шахматами занимаются 200 тысяч человек. Но, я думаю, вместе с развивающими центрами, которых сейчас много, это число увеличится.

Например, по данным на сентябрь 2019 года, в Алматы было 205 образовательных и развивающих центров, частных школ, академий и клубов, где преподают шахматы, а уже в декабре – 246.

Кроме того, очень часто, когда спортсмены заканчивают карьеру, они не знают, где приложить свои усилия, так как не везде требуются тренеры. В шахматах человек, завершивший карьеру и обладая какими-то званиями и имея педагогическое образование, а иногда просто призвание, может спокойно открыть свою школу. Это очень перспективное направление.

Необходимо сказать, что в Алматы самое большое количество центров, где занимаются шахматами. Если мы будем говорить о регионах, то в каждой области есть еще самостоятельная федерация шахмат, это тоже говорит о развитии. Что для нас очень приятно – сейчас большая часть областей двигается от количества к качеству.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Например, разряды присваивают по всем правилам. Делает это не человек, не тренер, а обязательно исполнительный орган власти в области. Согласно системе, в которой все прописано. Проводятся турниры, нужно выиграть достаточное количество партий с определенным количеством соперников. После этого делается представление местной федерацией шахмат, и документы направляются уже непосредственно в управление спорта.

Такая возможность теперь есть у людей в каждой области. Им не обязательно присылать документы в республиканскую федерацию. Местные органы присваивают звание вплоть до кандидата в мастера спорта. Мы, республиканская федерация, присваиваем от кандидата в мастера спорта до гроссмейстера, ну и, соответственно, работаем с международной федерацией. Там тоже есть свои звания – мастер ФИДЕ, гроссмейстер, женский гроссмейстер, международный мастер.

Мне очень нравится, я думаю, большинству людей тоже нравится, когда можно представить какие-то аргументы цифровые. Ну, например, когда в 2015 году Галымжан Есенов стал президентом федерации шахмат, у нас была двадцать одна награда. Если в боксе, например, сражения идут в весовых категориях, то в шахматах – в возрастных категориях. До 8 лет, 10, 12 и так далее до 20 лет. Таким образом, ребенок может играть в любой возрастной категории, но взрослые в соревнованиях до восьми лет выступать не могут. После двадцати лет все считаются взрослыми. До этого президентом был Асет Исекешев, который много сделал для развития. При нем была сформирована женская сборная. Очень много было сделано для развития любительских шахмат.

В этом году у нас 92 награды, из них 34 золотых. Включая чемпионат Азии среди сеньоров (возрастная категория 50+), где было 12 комплектов медалей (36 наград), и Казахстан завоевал 30 медалей.

Это был самый массовый турнир, где играло больше 70 шахматистов из 19 стран. В сравнении, в предыдущие годы было 50 человек.

Что надо, чтобы стать гроссмейстером?

– У нас есть мужские и женские гроссмейстеры. Чтобы им стать, надо набрать 2500 очков рейтинга и трижды выполнить норму. Три балла выполнила Жансая Абдумалик, но ей немножко не хватает до 2500, чтобы стать гроссом. Это присваивает ФИДЕ, так как звание международное. Там начинается от мастера ФИДЕ.

Министерство развития культуры и физкультуры присваивает мастера спорта. Это республиканское звание. Получить его очень сложно. Я работаю тут четыре года, и за это время еще не присваивали такого звания.

У Садуакасовой за 2500, но надо выполнить еще два балла гроссмейстера, один есть.

Стоит отметить гроссмейстера Дармена Садвакасова, который продолжает играть для себя. Есть турнир его имени. Он дает сеансы одновременной игры.

Из активных Ринат Жумабаев, номер один в Казахстане. У него самый высокий уровень рейтинга Эло, около 2640 очков. Вошел в сотню топовых спортсменов мира, но потом выбыл. Ему чуть-чуть не хватило. Номер второй – Муртас Кажгалеев. Номер три – Ануар Есмагамбетов. Все они в сборной. Есть еще Пётр Костенко и тренер сборной Павел Коцур. Арман Пашикян тренирует женскую команду, которая состоит из Динары Садуакасовой, Жансаи Абдумалик, Бибисары Асаубаевой, Гулисхан Нахбаевой, Гульмиры Даулетовой.

Также можно отметить Дениса Махнева, члена мужской команды, ему не хватает всего лишь одной нормы.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

В чем заключается норма?

– Там серьезные требования. Нужно сыграть определенное количество партий и выиграть у соперников с определенным уровнем, исходя из твоего положения. Чистой воды математика.

Побеждаешь слабых – но это прибавляет тебе мало очков, нужно побеждать сильных. Рейтинг ФИДЕ обновляется раз в месяц.

Финал Кубка Казахстана проходил с 12 декабря. В нем участвовали 10 женщин и 10 мужчин. Были приглашены четыре гостя из-за рубежа. Это нужно для выполнения условий. Выполнить норму можно, когда будут представлены не менее четырех стран. Если будет меньше, то ты поднимаешь рейтинг, но не выполняешь норму.

С какими проблемами сталкивается федерация шахмат?

– Очень хотелось бы, чтобы большой бизнес пришел на помощь. И речь даже не о Казахстанской федерации шахмат, а о наших юных талантах, которые есть во всех городах, я больше чем уверена, они есть и в аулах. Мне нравится поговорка: «Гении рождаются в аулах, представлять себя едут в столицу». Я думаю, что эта поговорка достаточно справедлива.

Хотелось бы, чтобы на крупных предприятиях были свои команды, в банках свои команды. Рост был бы не только среди детей, которые и так достаточно часто занимаются шахматами, но и взрослые занимались в период активного возраста, даже если не имеют к спорту глубокого отношения.

Я глубоко убеждена что шахматы на любительском уровне, когда, ты занят работой, формируют нейронные связи, и люди гораздо быстрее соображают, и тактика лучше.

О финансировании

В сентябре 2018 года было опубликовано открытое письмо на имя начальника управления спорта Алматы Рустема Байсеитова от родителей спортсменов. Они заявили, что нет должного внимания со стороны управления спорта на развитие шахмат. Как прокомментируете это?

– Вопрос очень неоднозначный. В Алматы на самом деле идет развитие шахмат. Управление спорта сильно помогает нам, они поддерживают наши инициативы. Сам господин Байсеитов (Рустем Байсеитов – руководитель управления спорта Алматы) любит играть в шахматы. Алматы занимает первое место по развитию этого вида спорта. Здесь огромное количество организаций. По итогам последнего чемпионата Республики Казахстан алматинцы вышли на первое место по количеству призовых мест. При таком количественном росте, наверное, любой помощи будет мало. Потому что столько талантливых ребят, и, естественно, любому родителю, если он видит, что его ребенок талантлив и способный,, хочется, чтобы предоставлялись возможности для участия в зарубежных чемпионатах, чтобы приглашались тренеры.

Как на самом деле обстоят дела, я не могу сказать потому что это все-таки управление спорта. Какой уровень финансирования, я не знаю, мы общественная организация и сотрудничаем с акиматом, если какие-то турниры проводим. Но я точно знаю, что сейчас обстановка намного лучше, чем в прошлом году, насколько мне известно, сейчас деньги выделяются. На самом деле весь вопрос стоял в большей степени о выделении финансирования для участия в тех или иных турнирах.

Мы работаем со сборной командой и с молодежью, которая имеет перспективы развиваться и затем войти в состав сборной. Задача любой федерации – это представление страны на международных турнирах. Даже не столько в детских, сколько во взрослых.

В прошлом году на шахматной олимпиаде наша женская сборная стала 11-й, поделив места с четвертого по 12-е с одной из таких команд, как Россия. Проиграли только китаянкам. Участвовало 175 стран. Конкуренция очень серьезная.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Как обеспечивается финансирование вашего вида спорта?

– Мы финансируемся за счет спонсорских средств, а сборная команда частично комитетом спорта при министерстве культуры и спорта Республики Казахстан. Мы финансируем проведение республиканских мероприятий среди взрослых и детей. Таким образом, мы работаем как на популяризацию спорта в стране, так и на продвижение шахмат как инструмента повышения успеваемости в школах. Так, мы запустили и продвигаем проект «Шахматы в школе», где не только разрабатываем учебные пособия и онлайн-площадки, но и готовим тренеров и специализированных школьных психологов. Это наш проект. В пилотных школах его сопровождают психологи. Наша задача – доказать министерству и стране, что шахматы – это полезно. Очень надеемся, что когда мы эту программу со всеми документами передадим министерству образования, то они будут рекомендовать школам вводить шахматы как предмет.

Например, талантливый ребенок, который стал победителем чемпионата республики, за счет республиканской федерации едет на чемпионат мира. Серебряный призер за счет организации отправляется на чемпионат Азии.

Талантливым детям, которые стали призерами чемпионатов Азии или мира, республиканская федерация выделяет стипендии. Некоторым ребятам мы также выделяем еще и гранты на участие в турнирах серии Open и занятия с тренерами.

Также мы проводим мастер-классы, которые повышают уровень мастерства. Кстати, много зависит от того, есть ли турнирная практика у ребенка. Фактически сейчас созданы все условия у нас в стране, что можно играть вместе с гроссмейстерами, не выезжая за пределы страны.

У нас шесть Кубков для детей в возрасте до 14 лет, три взрослых Кубка, где дети тоже могут играть. Причем там участвуют и гроссмейстеры из других стран. Даже не выезжая за пределы страны и с учетом того, насколько развит Интернет, очень неплохого уровня можно добиться, находясь в Казахстане.

Если сравнивать уровень господдержки несколько лет назад и сейчас, есть динамика?

– Я не владею информацией, какая была господдержка семь-восемь лет назад. Финансирование осуществляется через акимат либо через министерство. Я могу сказать, что федерацию поддерживает фонд «Самрук-Казына». Это наш генеральный партнер. А фонд Samruk-Kazyna Trust является нашим социальным партнером.

В самих госструктурах очень много шахматных турниров. Партия Nur Otan ежегодно проводит свою спартакиаду, где также играют в шахматы. Большая часть национальных компаний, которые входят в портфель «Самрук-Қазына», тоже проводят шахматные турниры в рамках спартакиад.

10 декабря в парламенте состоялся сеанс одновременной игры с участием Динары Садуакасовой. Там, играли парламентарии пяти стран. 7 декабря был турнир среди государственных служащих в формате 1+1, то есть один мужчина в команде и одна женщина или, например, две женщины.

В шахматах очень интересно. Женщина имеет право играть в мужских турнирах – мужчины в женских выступать не могут. 25 декабря начался чемпионат мира по блицу и рапиду в Москве. Это турнир среди мужчин и среди женщин. В мировом первенстве среди мужчин могут играть женщины. Гендерная политика в этом виде спорта на грани фантастики.

Насколько затратное дело для родителей отдавать ребенка на занятия шахматами?

– Это как в любом спорте. Шахматы как футбол. Что стоит купить мяч? Мяч стоит дороже, чем шахматная доска и шахматы, которые на любом базаре начинаются от 300-500 тенге. Сейчас огромное количество бесплатных сервисов, позволяющих играть в шахматы онлайн, как в Казахстане, так и за рубежом. Можно слушать тренеров различного уровня и обучаться с ними.

В спорте высоких достижений шахматы уже более затратные. В зависимости от уровня тренера будет определяться стоимость его услуг. Если это профессиональный тренер у нас в Казахстане, то это от пяти тысяч тенге в час. Причем это могут быть как местные специалисты, так и зарубежные.

Если ваш ребенок станет профессионалом, то, скорее всего, ему будет нужна команда серьезных тренеров. Один ставит дебют, второй – эндшпиль. В сборной у наших девушек не один тренер, а целая группа, не считая еще и тренера сборной. Мы проводим учебно-тренировочные сборы.

К сожалению, шахматы не настолько коммерциализированы, как, например, футбол, где столько адреналина за два часа, а в шахматах девять партий, как правило, и каждая может длиться до трех часов. Не каждый выдерживает. Поэтому шахматы в ближайшее время не будут коммерчески привлекательными, как футбол. И команды не будут обмениваться игроками, которые стоят миллионы долларов.

Впрочем, профессиональные шахматисты при господдержке участвуют в международных открытых турнирах. Призовые фонды очень приличные, по определенным меркам, конечно. Это могут быть десятки тысяч долларов и сотни тысяч, и даже миллионы. На чемпионате мира почти миллион призовой фонд.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Получается, член сборной обеспечен господдержкой и ездит на турниры, зарабатывая для себя?

– На турнир класса Open, как правило, едут за свой счет. Государство его командирует на командные турниры, Олимпиаду и на Кубок азиатских наций, это могут быть Азиатские игры в помещениях и просто Азиатские игры. На чемпионат мира надо выиграть путевку.

Мы оплачиваем членам сборной поездки на турниры, необходимые им для повышения мастерства. Невозможно достигнуть чего-то, если ты не играешь с соперниками, равными тебе или сильнее.

Постепенно растет качество наших ребят и шахматистов. Наиболее талантливые получают стипендии. Мы сейчас пришли к тому, что скорее надо менять положение по их выплатам. Потому что, чтобы получить стипендию, раньше достаточно было быть призером международных турниров, чемпионата Азии, чемпионата мира. То сейчас мы приходим к тому, что мы будем давать стипендии тем, у кого есть несколько наград на чемпионатах мира и чемпионатах Азии. Это уже как решит исполком. Теперь вместе с ростом количества шахматистов растет конкуренция.

Шахматы в стране

Как в регионах обстоят дела с развитием шахмат?

– Мы заинтересованы в развитии в регионах и даем возможность организаторам в регионах проводить наши республиканские турниры. В этом году 6 января стартовал чемпионат Казахстана в категории 8-18 лет. Это самый массовый турнир, на котором ожидалось до 800 участников. В этом году в конкурсе участвовало четыре организатора. Мы заинтересованы, чтобы условия и призовой фонд были лучше. В итоге победил Алматы. Академия Жансаи Абдумалик дополнительно дала 5 млн в качестве сертификатов. Также будут призы. Часть участников приехали за свой счет. Остальные – за счет областных управлений спорта

Проходит он в университете «Туран». Там просторное помещение и соблюдены требования по освещенности. Зрителей не будет. На самом деле в шахматах зрители не очень приветствуются. Это связано с борьбой с читерством. Сейчас техника позволяет обманывать. На чемпионате республиканского уровня надо ставить рамки. Представляете, 1000 детей проводить через них. Но допускаем родителей. Для них тоже должны быть условия.

Получается, найти спонсоров вы не можете из-за отсутствия зрелищности.

– Да. В этом году мы проводили командный чемпионат мира в здании МФЦА в Нур-Султане. Там можно было следить за турниром с помощью электронных досок, и по видеотрансляции с комментаторами, и через прозрачные стены из тройного стекла. Так, любители шахмат, которых перед этим проверяли, как в аэропорту, смотрели за игрой между Сергеем Карякиным и Ринатом Жумабаевым. Карякин проиграл. Это была сенсация.

Турнир получил широкий отклик в таких странах, как Китай и Россия. Самое большое количество просмотров зафиксировано в США, Китае, Европе и только потом в СНГ. Мы подсчитывали охват. Он составил 500 млн человек. Эфиры вышли в прайм-тайм на «Первом канале», НТВ, государственных каналах Китая и Украины.

Расскажите о проекте «Шахматы в школе».

– Сейчас много стран, которые вводят шахматы в школьную программу. Это развивает несколько позиций, таких как логика, тактика, моторика, память. Мы единственная страна в мире, где этот проект сопровождают психологи, наблюдающие за активными и пассивными классами. В классах, где играют в шахматы, повышается даже скорость чтения. Еще присутствует и социальный аспект. В Венесуэле занятия шахматами применяют для адаптации хулиганов. Где есть этот вид спорта, там низкий уровень детской преступности.

Еще это детско-образовательное направление. В семьях, где играют дети, начинают играть все. Можно одному в онлайне. Но вживую играть с другим человеком интереснее.

Сейчас много детей, зависимых от компьютеров и гаджетов. Шахматы могут их занять вживую и в Интернете.

Кроме того, это несет пользу для детей, страдающих аутизмом. По программам ФИДЕ разрабатывают программы для борьбы с болезнью Альцгеймера.

После ознакомления с опытом России и Армении мы решили в пилотном варианте запустить проект в 17 школах. Их полностью оборудовали в Алматы, Кызылорде, Павлодаре и Павлодарской области. Издали учебники на казахском и русском. В пособие входит учебник, рабочая тетрадь, методичка для учителя. Казахстанские шахматисты Флюра Хасанова и член сборной Гульмира Даулетова, а также Рустам Хуснутдинов выступили авторами учебников. Кроме того, в проекте были задействованы эксперты из Москвы.

Учебники приняты на уровне министерства, внесены в приказ и рекомендованы для всех школ. Отмечу, когда об этом узнали другие школы, к нам обращались за помощью. Сейчас самая большая проблема – это кадры. Нет специальности учителя по шахматам и тренера. В Кызылорде на базе государственного университета готовят тренеров и преподавателей. Мы не знали сначала, пойдут там люди или нет. Сначала сказали, что, когда открыли отделение, туда записалось пять человек. На следующий день – девять, а потом – 19, сейчас – больше ста.

Такое же отделение в ИНЕУ в Павлодаре. Сейчас договариваемся с Уральским университетом. Мы проводим семинары и сертифицируем преподавателей, умеющих играть в шахматы. На протяжении 72 часов учим методике преподавания. Сейчас в пилотном проекте больше 12 тысяч детей занимаются шахматами. Больше 150 школ, и что самое приятное, много в сельской местности.

На осенних каникулах обучали более 100 человек тренеров из Алматы. Следующее обучение – зимой, а в новом учебном году в качестве факультативов, дополнительных уроков будут заниматься более 100 школ. Если есть талант, дети идут заниматься им как спортом. Мы же даем его как предмет в школе, чтобы шахматы были инструментом развития ребенка

Источник

Необычная практика: как шахматы становятся универсальным образовательным инструментом

Эта игра развивает стратегическое мышление, повышает успеваемость детей, а для некоторых буквально становится путёвкой в жизнь.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Из этой статьи вы узнаете:

«Умные ученики не всегда играют в шахматы, но те, кто играет, всегда становятся умными», — утверждает Салом Томас-Эль, американский педагог, директор школы в штате Делавэр и тренер по шахматам. Уже более 30 лет он использует эту настольную игру в своей учительской практике. За прошедшие годы его ученики выиграли около десятка национальных соревнований, но победы на турнирах — отнюдь не главная задача Томаса-Эля.

«Не каждый в итоге станет конкурентоспособным шахматистом, но мы даём возможность развить настойчивость, выносливость, повысить чувство собственного достоинства, стать эффективнее», — говорит педагог. По его мнению, игра в шахматы развивает все эти качества. Причём даже у детей, которым обучение даётся не так-то просто.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Редакция Skillbox Media

Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В отчете Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили сертификаты первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам. Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Смотреть картинку в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Картинка про в какой стране шахматы обязательный предмет в школе. Фото в какой стране шахматы обязательный предмет в школе

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *