в какой стране располагается аппиева дорога
Маршрут Аппиевой дороги в Риме
Аппиева дорога: маршрут с достопримечательностями, история строительства и античные памятники, что посмотреть, где находится Аппия Антика и как добраться
Все дороги ведут в Рим — такое выражение часто можно услышать, когда разговоры заходят о Вечном Городе. Одной из самых старых является Аппиева дорога, проложенная еще в IV веке до нашей эры. Ее протяженность составляет почти 535 км (360 миль; 1 древнеримская миля соответствует 1482 м). Маршрут Аппиевой дороги проходит по территории сразу нескольких регионов Италии: Лацио, Кампания, Апулия и Базиликата.
История Аппиевой дороги
В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.
Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.
Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.
Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.
На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.
В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.
После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).
Аппиева дорога
Аппиева дорога (Виа Аппиа, Via Appia) – королева мировых дорог, расположенная в Италии. Сегодня это тихое, почти мистическое место спокойствия, релаксации. Какой контраст с неспокойным Римом! Здесь время остановилось на древней брусчатке с глубокими бороздами, на протяжении создаваемыми в твердом базальте римскими экипажами.
Здесь никто не торопится, не занимается делами. Чем больше вы отдаляетесь от города, тем меньше встречаете беспокойных туристов с камерами. Время от времени проезжает автомобиль, направляющийся к одному из таинственных, роскошных мест в этом районе.
Это место отдыха, романтических прогулок. Именно здесь современные римляне отдыхают, восстанавливают силы на природе, в местах, где их предки хоронили своих предков.
Римская Via Appia стала легендой, свидетельством зрелости цивилизации Рима, а также артерией, по которой проходили солдаты, информация, товары, обычные люди. В Риме было построено в общей сложности 372 крупных дорожных сооружения длиной более 400 000 км, из которых 80 500 км были вымощены камнем. Но ни одна из этих дорожных конструкций не приобрела такой славы, как самая старая римская Аппиева дорога.
История дороги
Via Appia была самой важной дорогой Римской империи. Ее строительство началось с Аппия Клавдия Цекуса в 312 г. до н.э. Она также носит имя. Ее начало находилось за пределами городских стен Рима у ворот Порта Сан-Себастьяно; через 195 км путь приводил к Капуа, где сливался с Виа Латина. Он служил артерией снабжения армии в борьбе с самнитами. В 71 г. до н.э. после разгрома восстания Спартака здесь были распяты около 6000 захваченных повстанцев. Позднее путь был расширен до порта Брундизиум (современный Бриндизи). Первоначальный маршрут вел через Беневент и Таранто в Бриндизи. В 114 г. н.э. император Траян построил еще одну дорогу (Аппиа Траяна) через Бари из Беневенто, сократившую путь от Рима до Бриндизи на 1-2 дня.
На рубеже II-III веков римские папы построили вокруг города обширное место захоронения – катакомбы Каликста.
Со времен поздней античности дорога постепенно повреждалась из-за недостаточного обслуживания. В 536 г она использовалась командиром Белизаром в борьбе с готами для продвижения в Рим. Расширение болот в более позднее время сделало невозможным использование северной части пути. В результате переселение жителей из города Трес Таберне означало окончательное уничтожение.
Бесконечно нереальная картина
Остатки древнеримских гробниц заросли, поразительно напоминают образы романтических художников. Все это похоже на бесконечно нереальную картину, особенно когда в воскресный осенний полдень краснеют цвета, выделяя тени огромных сосен, стройных кипарисов…
Сначала Аппиева дорога – это своего рода тропа, обрамленная стенами. Только через несколько километров она становится более красочной. Парадоксально, но наибольшие красоты начинаются после прохождения самых известных памятников, таких как:
Идите медленно, наблюдайте за проходящими элегантными, расслабленными римскими парами, семьями, любуйтесь окружающими достопримечательностями, заглядывайте в заросшие сады.
В сумерках древний путь погружается в длинные темные тени, становится еще более загадочным, мистическим. Он будто говорит посетителям, желающим познать его: «Вы никогда не узнаете меня, мои секреты, не увидите то, что я видел веками».
Истоки Аппиевой дороги и ее начало
Аппиева дорога – это самый известный путь Рима, первая крупная римская тропа, работа огромных финансовых и организационных возможностей, великого инжиниринга, развитой цивилизации.
Почему, собственно, римляне занялись подобным строительством длинного пути? К этому привела простая необходимость. На протяжении всей истории им удавалось пользоваться старыми этрусскими путями, использовавшимися для управления Римом, его окрестностями, особенно в направлении Этрурии. Но в конце IVвека возникли военные столкновения с самнитами, живущими к юго-востоку от Рима. Они обнаружили, что упускают одну весьма важную вещь для ведения успешной войны – путь, доводящий до локации армии, позволяющий снабжать солдат всем необходимым.
В 312 г. до н. э. римляне начали строительство, в том же году завершили первый участок дороги. Она начиналась с Римского форума, «разрезала» городские стены в Порт Капена (позднее – стены Аврелиана воротами Порта Аппиа) и выходила за город. Затем она вела через пригород вдоль Норбы, древней тропы к Албанским холмам. От равнины Рима шла вверх по холмам, не в римском стиле, не по обходным путям, а прямо на крутом возвышении: римские солдаты предпочитали идти круто, чем обходить препятствие в течение нескольких часов.
Еще одним препятствием на пути были болота в Понтине, сопровождающие Виа Аппиа на протяжении 31 км. Римляне несколько раз пытались высушить их, но безуспешно. Это сделали только инженеры Бенито Муссолини, 2000 лет спустя. Дорога через болото была неприятной, полной запаха, ее приходилось постоянно ремонтировать. В 162 г до н.э. был вырыт канал, предлагающий альтернативу для транспортировки, облегчающий связь. Тот факт, что римляне позже предпочитали водный вариант дороги – лучшее свидетельство опыта путешествия по болоту.
Но «зло» закончилось, дорога прошла через болота, через Террачину (56 км от Рима), вышла к морю, где вдоль побережья начала искать пункт назначения. Это было во время строительства Капуи. Путь достиг длины 212 км, хотя первоначально расстояния вообще не были обозначены. Пешим ходом его можно был пройти за 5 дней.
Оказала ли дорога желаемое влияние с самого начала? В передвижении войск она, несомненно, была полезна. Вторая Самнитская война закончилась победой Рима, благодаря чему империя смогла расшириться на юго-восток за счет колонизации.
Дальнейшее развитие дороги
Путь из Рима в Капуа не было окончательным вариантом. Рим в 298-290 гг. до н.э. столкнулся с общим восстанием окружающих племен, получившим несколько нелогичное название Третьей Самнитской войны. Война снова закончилась триумфом легионов, Сенат решил колонизировать другой район, расположенный к юго-востоку от города. Тринадцать новых колоний были созданы в Кампании и Самниусе, которые соединяли Виа Латина и Виа Аппия. Дорога растянулась еще на 56 км и закончился в 295 г. до н. э. в Малевенто.
Вскоре (через 5 лет) итальянские племена на юге были практически раздавлены, Виа Аппиа двинулась дальше, закончилась в Венусии, великой римской колонии с 20 000 жителей, «неудобной» для крупных греческих городов на юге. Войны Пирра попытались переломить эту тенденцию, но потерпели неудачу. Он был побежден, юг Италии вскоре капитулировал. Аппиева дорога также расширилась, прошла через порт Таранто и в конечном итоге оказалась в Брундизио, сегодняшнем Бриндизи, порту на Адриатике, служившим воротами на восточные рынки и поле битвы. Это произошло в 191 г до н. э. Оригинальный вариант в итоге растянулся на 563 км дороги, полностью выложенной камнем. Пешеход проходил ее за 13-14 дней.
Последнее изменение пути было альтернативой, построенной императором Траяном. Он посчитал ненужным поворот на Тарент, поэтому построил «северную ветку» (называемую Виа Аппиа Траяна), которая вышла из Беневенто, прошла через порт Бари, закончилась в Брундисиу, где у моря был сооружен столб – гигантская колонна, отмечающая конец.
Это было последнее изменение Виа Аппиа. Впоследствии она служила своей цели всем: императорам, рабам, предателям, торговцам, фермерам… И все они оставили на нее единый след – колеи от загруженных тяжелых повозок. Со временем исчезло и 6000 воинов Спартака, казненных вдоль дороги между Римом и Капуей после разгрома восстания.
Со временем, с наступлением темных времен и раннего средневековья, путь перестал использоваться. Причиной стало построение поблизости (благодаря папе Григорию XIII) Виа Аппиа Нуова (Via Appia Nuova). Новая дорога пошатнула значение древней тропы, превратившейся в простой переулок. Лишь в XVIII веке папа Пий VI заказал реставрацию маршрута, которая заняла много лет. Таким образом, Аппиева дорога, сегодня называющаяся «via Appia Antica» («Виа Аппиа Антика», «старая»), в нетронутом состоянии дождалась современного времени, начала служить туристической достопримечательностью, местом покоя для римлян и гостей вечного города.
Внешний вид известной дороги
Как выглядела Аппиева дорога? Первоначально это была грязная дорожка, покрытая гравием, выровненная раствором. За ним следовал еще один слой гравия, выравнивающий поверхность, и конечный слой – плоские камни, идеально сочетающиеся друг с другом. Это создание оказалось чрезвычайно долговечным. Историк Прокопиос, пребывавший здесь с византийской армией Белизарии почти через 1000 лет после окончания строительства, писал, что «камни держатся настолько идеально, что кажется, будто они здесь выросли, а не были положены людьми». Камни были соединены известково-цементной массой; это было первое использование этого вещества в римском дорожном строительстве. Конечная поверхность, состоящая из вулканических (базальтовых) камней, соединенных цементом, была настолько гладкой, что было невозможно обнаружить трещины, неровности. Сегодня, конечно, дела обстоят по-другому, время привело к рассыпанию цемента в пыль. Но камни все еще держатся!
Дорога была спроектирована в виде легкого свода шириной 8 м, чтобы вода стекала по обочине, осушалась вдоль идущей траншеей (во избежание формирования болот). Таким образом, путь стал архетипом качества римских дорог, своего рода гением местной инженерии, а также артерией торговли, движения войск, информации, тесно связанной с историей Вечного города.
Аппиева дорога сегодня и туризм
Аппиева дорога сегодня выглядит немного более изношенной, чем во времена ее величайшей славы. Но, возможно, именно это придало красоты, загадочности чисто практичному сооружению. Римляне хоронили покойников вдоль дорог, поэтому здесь были построены десятки различных часовен, гробниц, катакомб, заросших растительностью. Это создает нечто совершенно неповторимое в итальянском мегаполисе – оазис мира, спокойствие которого увеличивается пропорционально расстоянию от конечной остановки общественного транспорта.
Вдоль Виа Аппиа Антика посетитель может увидеть множество памятников, увековечивающих историю Вечного города от периода Римской Республики и Империи:
Термы Каракаллы
Наибольшее развитие курортов имело место в Риме во времена Империи, когда императоры строили курортные здания монументальных размеров. Они использовались не только для купания, но и для образования, развлечений, общественных отношений. Рядом с ними находились читальные залы, массажные кабинеты, спортивные залы, а иногда и театральный зал.
В зимние месяцы термы нагревались горячим воздухом, распределявшимся по всему помещению под полом, в стенах, в потолках. Благодаря этому, они стали популярной частью повседневной жизни жителей. Распад Римской империи привел к упадку курортов в Вечном городе, их слава так и не была восстановлена. Руины Каракалла дадут посетителю лучшее представление о них.
Термы Каракалла были построены в III веке, их строительство длилось 10 лет.
До 1994 г помещение Калдария (горячая комната, где сенаторы потели, занимались государственными делами) служило сценой для оперного представления под открытым небом. Сегодня въезд в Калдарию запрещен в целях защиты памятника.
Парк Аппиа Антика
Вокруг пути, после долгих схваток в 1988 г, был создан региональный парк Аппиа Антика (Parco Regionale dell’Appia Antica), представляющий собой сочетание обычного парка и десятков древних памятников, расположенных в живописной среде.
Катакомбы Каликста
Еще одна важная достопримечательность – катакомбы Каликста. Это, вероятно, первое крупное христианское захоронение вокруг Рима, также скрывавшее в склепе останки пап II-IV веков. Они названы в честь папы Каликста I, который управлял здесь до назначения на престол. Парадоксально, его похоронен он здесь не был.
Цирк Максенция
Чуть дальше находится Цирк Максенция, стадион, названный в честь тетрарха времен Константина. Сегодня он представлен посетителю только как живописные руины. Великолепное соседство ему составляет гробница Сесилии Метеллы I века до н. э.
Мавзолей Сесилии Метеллы
Возвышающийся мавзолей Сесилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella), расположенный недалеко от Виа Аппиа Антика, был построен после 50 г. до н.э. для жены консула Марка Крассо – Сесилии Метеллы Кретической.
Цилиндрическая гробница стоит на бетонной платформе высотой 18 м. Цилиндр над платформой имеет высоту 11 м, диаметр 29,5 м и покрыт травертином.
Мавзолей Сесилии Метеллы был разделен на 2 этажа. Сегодня многое из гробницы остается утраченным – гроб был перемещен, и все его содержимое постепенно исчезло.
В XIV веке, во время строительства замка Чеатени, гробница была включена в первоначальную крепость XI века.
В XVII веке гробница была преобразована в башню, стала частью укрепления, построенного графами Тосканы для защиты Виа Аппиа Антика.
Церковь Домине Кво Вадис (Domine Quo Vadis)
Церковь Domine Quo Vadis, также известная как церковь Святой Марии из Пальмиса, была построена в 1637 г на месте, где Иисус явился Петру. По христианской традиции Св. Петр бежал по дороге Виа Аппиа Антика из Рима, где император Нерон преследовал христиан, и ему явился Иисус.
Петр спросил его: «Domine Quo vadis?» (Господи, куда ты идешь?). Иисус ответил ему: «Eo Romam iterum crucifigi» («Я иду в Рим, чтобы снова быть распятым). Петр решил вернуться в город и в итоге умер мученической смертью.
В центре церкви находится мраморная доска с отпечатками ног (копия, оригинал находится в базилике Св. Себастьяна), воспринимаемыми как чудесное знамение – считалось, что они оставленные Иисусом. На самом деле это языческий символ, обеспечивающий безопасное и быстрое путешествие.
Вилла Квинтили (Vila Quintili)
Вилла Квинтили (Villa Dei Quintili) была построена как частная резиденция братьев Квинтили (консулов в 151 г н. э.). Позже ее приобрел и расширил император Коммод. В дополнение к ряду комнат, вилла содержала термы, комнаты для прислуги.
Сегодня посетитель может полюбоваться остатками этой замечательной виллы, мраморным полом бани. Здесь есть также музей, содержащий артефакты, найденные во время раскопок на вилле и в ее окрестностях (скульптуры, рельефы).
Другие достопримечательности Аппиевой дороги
Дальше по пути находятся другие индивидуальные гробницы, храмы, часовни, мавзолеи, катакомбы, в т. ч. гробница императора Галлиена. Парк заканчивается в Tres Tabernae, т. е. в Трех пабах, бывшем крупном городе, местом, где раньше стоял один из старейших соборов христианского мира. Его опустение из-за вторжения сарацин в IX веке означало окончательный упадок Апиевой дороги.
Подавляющее большинство посетителей начинают паломничество у ворот Св. Себастьяна, построенных императором Аврелием. Почти прямо за стенами находится церковь, напоминающая один из самых известных литературных эпизодов античности, историю побега апостола Петра из Рима. Напротив расположена Могила Присциллы, монументальный памятник, построенный в I веке.
Рассмотренные здания – лишь верхушка айсберга; различные постройки, их остатки, руины насчитывают сотни, а весь ландшафт пересекает акведук Клавдия и Феликса.
Как добраться до Аппиевой дороги
Самый простой способ добраться до Виа Аппиа Антика – воспользоваться автобусом. Одни – в аэропорт Чампино, другим – обратно от упомянутых катакомб Себастьяна (отсюда ходит автобус 118 до Колизея).
Туристы, решившие путешествовать на поезде, могут начать с Acqua Acetosa или из Capannelle, затем пройти примерно 1 км по окраины города, прежде чем достичь самой Аппиевой дороги.
Посетители, уставшие от посещения римских памятников, жаждущие небольшой доли романтики, могут сойти с автобуса позже, отправиться в путь за могилой Сесилии Метеллы.
Аппиева дорога: рекомендация по посещению
Это путешествие рекомендуется всем людям, интересующимся историей, романтическими останками прошлого, и просто желающим побывать в Риме, на мгновение обрести мир, насладиться свежим воздухом. Виа Аппиа можно исследовать на велосипеде – с обеих сторон есть выезженные тротуары. Любителей литературы также заинтересует тот факт, что именно здесь находится часовня Кво Вадис (Quo Vadis). Рим – это просто вечный город, и его гостям многое еще предстоит открыть.
Аппиева дорога: лучшее время для посещения
Весна или осень идеально подходит для посещения итальянской столицы, а также для изучения Виа Аппиа. Подходит даже ноябрь. Рим расположен в южной части страны, и у туриста есть шанс насладиться поездкой в сопровождении довольно теплых солнечных лучей.
Маршрут по Аппиевой дороге в Риме
Прогулка по Аппиевой дороге — это путешествие в прошлое. По пути вы увидите много древних достопримечательностей в окружении великолепных видов.
Античная Аппиева дорога, фото Stijn Nieuwendijk
О дороге
Аппиеву дорогу с античных времён называли «Царицей дорог». У наших современников она вызывает неподдельное восхищение. Конечно, этот древний путь уже частично залит современным асфальтом, однако на многих его участках сохранилось подлинное покрытие из плотно пригнанных, отполированных временем камней. Удивительно, но древнеримские дороги строили по строгим утверждённым правилам – «Законам XII таблиц», изданным в 450 году до н.э. Аппиева дорога вместе с частью территории Рима в 1988 году обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica).
Глядя на стёртые камни Аппиевой дороги, над которыми величаво поднимаются красавицы пинии, мы испытываем чувство причастности к великой истории. По этим булыжникам ещё до рождения Христа ступали копыта коней и сандалии римских легионеров; здесь веками проезжали грохочущие колесницы и проходили скорбные погребальные процессии.
Дорогу от Рима в южном направлении строили с 312 по 244 гг. до нашей эры при цензоре Аппии Клавдии Цеке, и тянулась она от Рима в Капую, позднее была продлена до Брундизия (сегодня Бриндизи). Она связывала Рим с Грецией, Египтом и Малой Азией. Официальное название этого древнего пути — Старая Аппиева дорога (Via Appia Antica). Существует и новая дорога – Appia Nuova. Её проложили в XVIII веке, от Рима к Альбанскому озеру.
Вдоль Аппиевой дороги от Рима до Капуи в 71 году до н. э. было распято более 6 тыс. пленных рабов после подавления восстания Спартака.
Как добраться и как лучше путешествовать по Аппиевой дороге
Путешествовать по Аппиевой дороге пешком не слишком удобно. Идти до главных достопримечательностей исторического парка приходится долго. Тротуары вдоль дороги не проложены, а прижиматься ежеминутно к краю узкой полуметровой обочине, пропуская мчащиеся машины и глотая пыль – удовольствие небольшое.
Удобнее всего проехать весь маршрут на автомобиле. Можно сесть на туристический автобус «Археобас» (Archeobus) у станции Термини. В автобусе туристам предлагают аудиогид (есть сопровождение на русском языке).
Добраться до Via Appia Antica можно и на рейсовых маршрутах: на 118 автобусе от метро Piramide или на 218-м – с Латеранского холма, от собора San Giovanni.
Прогулка по античной Аппиевой дороге
Ворота Святого Себастьяна
Порта Аппия (позднее «Ворота святого Себастьяна»), фото Alvaro de Alvariis
Первый пункт на Аппиевой дороге — ворота Сан Себастьяно (Porta San Sebastiano). Перед воротами, метрах в пятидесяти, возвышается Арка Друза Старшего (Arco di Druso). Это сооружение некогда поддерживало акведук Аква Антониана, который подавал воду на термы Каракаллы, потом оно было пристроено двумя стенами к Порта Сан Себастьяно. Сейчас эти стены разрушены, уцелевшая арка стоит отдельно.
Ворота Сан-Себастьяно были частью стены Аврелиана. Это крупнейшие из всех сохранившихся античных римских ворот. Сооружали их поэтапно, в разное время. Разница хорошо заметна в архитектуре строения. Нижний уровень, построенный в III веке н.э. из грубого камня, был низким, приземистым, прямоугольным в плане. Называли это строение Аппиевыми воротами (Porta Appia), оно считалось началом Аппиевой дороги.
В V веке ворота укрепили и надстроили, добавив сверху две полукруглые башни из плотной римской кирпичной кладки, с аккуратно оформленными оконными проёмами и прямыми зубцами. Если остановиться, присмотреться и обойти постройку со всех сторон, можно увидеть на этих старых стенах немало интересного. Сохранились древнеримские «граффити», совсем как в наше время оставленные городскими жителями. Есть среди этих бытовых надписей и многозначительные изречения на иных языках, сделанные паломниками. В раннехристианский период верующие ходили через ворота к базилике Сан-Себастьяно и катакомбам, расположенным неподалёку.
За прошедшие века ворота Сан-Себастьяно повидали многое. С V по XVI век их сдавали в аренду римским коммерсантам, которые получали право брать пошлину за ввозимый товар. Дважды на протяжении XVI века ворота служили триумфальной аркой и были пышно украшены колоннами и скульптурами. Это происходило в апреле 1536 года, когда в Рим торжественно въезжал Карл V, и в декабре 1571 года, при встрече императора Маркантонио Колонны после победы при Лепанто. Тогда огромная толпа собралась посмотреть, как через арку ворот поведут скованных турецких пленных.
Сейчас в здании ворот Сан-Себастьяно открыт небольшой музей. Экспозиция Museo delle Mura иллюстрирует историю развития фортификационных укреплений древнего Рима. Можно подняться по башенной лестнице, прогуляться по стенам и с высоты осмотреть древние оборонительные сооружения. Вход на экспозицию бесплатный, выходной день в музее – понедельник.
Домине-Кво-Вадис
Церковь Домине-Кво-Вадис, фото Alvaro de Alvariis
Рядом с воротами находится небольшой храм Домине-Кво-Вадис (Domine quo vadis), официальное название Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis).
Следы ног Иисуса (копия), фото PharaosWaechter
На месте легендарной встречи в IX веке была воздвигнута эта церковь. Вначале она была совсем маленькой. В 1637 году её перестроили по воле кардинала Франческо Барберини. Внутри храма есть святая реликвия – каменная плита, на которой отпечатались следы ног Иисуса (в храме Domine Quo Vadis хранится копия плиты, оригинал содержится в другой базилике – в Сан Себастьяно фуори ле Мура). Через Аппиеву дорогу и маленький храм проходил постоянный поток пилигримов. Люди шли в Египет и Грецию, в Малую Азию. В древнем святилище путешественники в последний раз перед долгой дорогой молились, обращаясь к Господу с просьбами о благополучном возвращении. На каменной плите с отпечатками стоп Спасителя выбито напутствие всем идущим с пожеланиями удачной дороги.
Парк Кафарелла
Продолжить путешествие от храма можно по-разному. Есть возможность поставить автомобиль на парковку и отправиться гулять в большой парк Кафарелла (Parco della Caffarella) пешком или на велосипеде.
Парк Кафарелла, фото Riccardo Galeazzi
Карфарелла – средневековый пасторальный парк, аналогов которому нет в римских окрестностях. Это удивительно живописный ландшафт с рощами, пещерами и ручьями, с обширными сочными лугами и стадами пасущихся овец. Здесь нет никаких примет современной цивилизации в виде привычных кафе или ресторанов. Есть лишь питьевые фонтанчики, а ещё овечья ферма, где можно купить настоящую рикотту. Это место обитания 78 видов животных и птиц.
В парке вы найдете несколько памятников Античности и Средневековья:
О деятельности парка Кафарелла читайте на сайте www.caffarella.it.
После прогулки и отдыха можно двигаться дальше по Аппиевой дороге.
Катакомбы Святого Каллиста
Есть и другой вариант. Не заходя в парк, сразу свернуть к катакомбам Сан Каллисто. Это крупнейшие христианские катакомбы Рима, которые использовались для захоронений во II-IV веках.
В катакомбах Сан Каллисто
Катакомбы Сан Каллисто (Catacombe di San Callisto) протянулись на многие километры вдоль Аппиевой дороги. В античные времена хоронить умерших в Риме было запрещено. Горожане вывозили тела покойных за город и там предавали земле, замуровывая их в многоярусных подземельях.
В «городе мёртвых» прохладно и сумрачно. Узкие каменные коридоры между замурованными нишами. Лестница папы Дамасия ведет вниз в папскую Крипту, где упокоились 9 понтификов, и в усыпальницу святой Цецилии. Если встать в дальний угол кубикулы Цецилии, можно разглядеть на стенах несколько фресок. Эти ценные росписи относятся к VIII – IX столетиям.
5 кубикул святых Таин в катакомбах Святого Каллиста предназначались для погребения членов одной семьи. Их стены украшены фресками III века, на которых изображены таинства крещения, евхаристии и общее воскресение.
За кубикулами начинается Лестница мучеников (II в.), по ней спускались в катакомбы погребальные процессии с телами убиенных пап.
К кубикулам Таинств примыкает секция святого Мильтиада (II в.). Она соединяет крипты пап и святой Цецилии с криптой Луцины, в которой был погребен папа-мученик Корнилий.
В катакомбах Святого Каллиста вы узнаете множество ценных исторических и практических сведений о типах погребальных ниш в катакомбах; о культуре подземных захоронений, принятой у язычников, христиан и иудеев.
После посещения подземелья хочется отдохнуть от мрачных впечатлений и в тишине отвлечься от мыслей «о вечном». Рядом с катакомбами расположен уютный тенистый парк, где можно просто посидеть и послушать пение птиц.
Время работы катакомб Святого Каллиста
ВТ-ВС 09:00 — 12:00 и 14:00 — 17:00.
ПН — выходной.
В подземелья входят исключительно в сопровождении гида. Билеты продаются в кассе рядом.
Билеты
Полный билет — €8;
дети (7-15 лет) — €5.
О других катакомбах Рима читайте здесь.
Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами
Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, фото Timothy Hart
Базилика Святого Себастьяна за городскими стенами (Basilica di San Sebastiano fuori le mura — Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура) расположена над катакомбами св. Себастьяна. По имени этой базилики были названы ворота San Sebastiano. Церковь освятили в честь святого мученика Себастьяна (римского легионера), жившего в годы правления императора Диоклетиана.
Существует предание, что в здешних катакомбах (ныне катакомбы San Sebastiano), христиане хранили от поругания мощи святых Петра и Павла. Мощи апостола Павла и сегодня содержатся в базилике, построенной над катакомбами в IV столетии. Вначале храм назывался Basilica Apostolorum. Он был разрушен варварами и о его первозданном облике сегодня ничего неизвестно. При реконструкции было возведено здание со скромным барочным фасадом, широким треугольным фронтоном и портиком, в котором сохранились гранитные колонны от первой древнеримской базилики.
История Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура тесно связана с раннехристианскими катакомбами и подвигом мученика Себастьяна. Молодой римлянин Себастьян, получивший образование в Милане, служил начальником императорской стражи. Он тайно исповедовал христианство и проповедовал новую веру своим товарищам. За это Себастьяна приговорили к смерти, его тело пронзили несколькими стрелами. Однако мученик чудом выжил, не отрёкся от веры и продолжал проповедовать христианство. Разгневанный Диоклетиан повелел забить Себастьяна камнями и бросить тело в римскую Большую клоаку. После этого одной римлянке, христианке Лючине, было видение. Явился ей во сне Себастьян и попросил вынуть его тело из клоаки, чтобы захоронить в катакомбах, по-христианскому обычаю.
Святой Себастьян, фото ::Marco::
Мощи святого мученика долго хранились в крипте под базиликой. В IX столетии их перевезли в собор св. Петра, чтобы уберечь от набега сарацин. В отреставрированной базилике, в часовне св. Себастьяна, сейчас хранятся частицы нетленных мощей святого мученика. Надгробие выполнил скульптор Джорджетти, по эскизу Лоренцо Бернини. Есть в храме и другие реликвии: стрела, которая пронзила тело святого; фрагмент колонны, к которой его привязывали.
А ещё здесь можно увидеть оригинал той самой каменной плиты со следами стоп Иисуса, копию которой мы видели в Домине Куо Вадис.
Внутри церковь выглядит скромно, почти аскетически. Её единственное яркое украшение – красивый кессонный потолок, на котором изображён святой Себастьян.
Катакомбы Святого Себастьяна
Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), фото joseph guinigundo
Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano) скромнее по размерам, чем подземное кладбище Сан Каллисто, и желающих спуститься в них гораздо меньше. Однако ходят в эти подземелья тоже только в сопровождении гида – в лабиринтах легко заблудиться. Вход стоит €8.
Первоначально в катакомбах были языческие захоронения, позже они использовались христианами. Катакомбами Святого Себастьяна их назвали в XI в., так как расположены они были рядом с базиликой св. Себастьяна, где и сегодня хранятся мощи святого, а в христианских катакомбах есть крипта св. Себастьяна. На глубине 9 м вырублено 3 мавзолея, где сохранились настенные росписи.
Подробнее смотрите на сайте www.catacombe.org.
Вилла Максенция
Вилла Максенция (Villa di Massenzio), фото Walking Center Italia
Вилла Максенция (Villa di Massenzio) – вернее, руины строений из красного кирпича, которые красиво выделяются на поросшем травою поле. Первые строения на этом месте появились в I в. до н. э. В IV веке римский император Максенций начал масштабную перестройку виллы в свой дворец.
Когда-то это был грандиозный комплекс построек. В него входили дворец императора Максенция, фамильный мавзолей и огромный цирк. После гибели жестокого императора всё это великолепие неуклонно разрушалось и растаскивалось римскими гражданами. О реконструкции античного памятника власти задумались только в 1960 году, в ходе подготовки к Олимпиаде.
Историки вплоть до XIX века считали этот комплекс виллой Каракалы, однако при детальных исследованиях было установлено, что виллу построил Максенций. Даже те немногие фрагменты, что остались до нашего времени от виллы Максенция, впечатляют наблюдателя и вблизи, и на расстоянии.
Лучше всего сохранился цирк, построенный в 306–312 гг. В своё время он вмещал до 10 тысяч зрителей. Дорожка, на которой проходили гонки колесниц, тянулась в длину более чем на полкилометра. Сохранились остатки двух высоких башен-пилонов, а вот от 12 выездных ворот для колесниц, помещавшихся между ними, ничего не осталось. Не сохранилась и богато украшенная императорская ложа, расположенная над воротами. На арене возвышался обелиск Домициана высотой около 17 метров. В середине XVII века его переместили на Пьяцца Навона – там он вошел в скульптурную группу фонтана Четырех рек и стоит до сих пор.
В исторических документах нет сведений о состязаниях, проходивших в этом цирке. Комплекс был посвящён памяти Валерия Ромула – безвременно умершего сына императора. Видимо, он и предназначался для проведения игр памяти императорского наследника.
Гробница Валерия Ромула расположена неподалеку. Этот большой мавзолей был построен для всей семьи Максенция, включая самого императора, но похоронили там только сына. Исследователи считают, что над этим строением когда-то возвышался огромный купол, подобный куполу Пантеона. Со временем он был безвозвратно утрачен.
Посетить виллу Максенция можно бесплатно каждый день, кроме понедельника, с 10:00 до 16:00. Официальный сайт: www.villadimassenzio.it.
Гробница Цецилии Метеллы
Гробница Цецилии Метеллы и крепость Каэтани, фото JackRoma
Один из символов Аппиевой дороги – Гробница Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella). Аристократка Цецилия была дочерью консула Квинто Метелло Кретико, женой Красса. Мавзолей был построен для демонстрации могущества знатной семьи.
11-метровая круглая башня, облицованная розовым травертином, сегодня стоит в руинах. Предположительно этот памятник существует здесь с 50 года до н.э. Это погребальное сооружение было первой постройкой подобного типа, сменившей традиционные этрусские курганы. У башни вначале было коническое завершение, но в средние века его разрушили.
Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella), фото Agnieszka Eile
Мавзолей стал частью замка Каэтани. Он использовался владельцами как оборонительная башня, поэтому над его верхним ярусом появились зубцы «ласточкин хвост». Останки Цецилии Метеллы были перенесены в Палаццо Фарнезе; с тех пор гробница стоит пустая.
На стене гробницы — замурованные фрагменты древних рельефов. На обозрение выставлены искусные орнаменты и розетки, части мраморных скульптур. Верхняя часть стены круглой башни украшена изображениями бычьих голов. Эта особенность оформления мавзолея дала имя всей окружающей местности – её называют Капо ли Бове (Capo di Bove — Голова быка).
Церковь Святого Николая в Капо ди Бове
Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове, фото chromonster
От гробницы Цецилии отправляемся через дорогу. Напротив стоят уцелевшие наружные стены готического храма Св. Николая в Капо ди Бове (Chiesa di San Nicola a Capo di Bove — Сан-Никола-а-Капо-ди-Бове). Этот храм, вместе с мавзолеем Цецилии, оборонительными и хозяйственными постройками, конюшнями и жилыми домами, входил в состав владений семьи Каэтани – знатного рода, из которого в разные времена вышли несколько кардиналов и даже два понтифика.
В XIV веке во дворе крепости Каэтани была построена церковь. Освятили её в честь Святого Николая из Бари. Могущественное семейство Каэтани утратило свои привилегии в XIV–XV веке; их владения были поделены между несколькими аристократическими родами. Со временем большинство построек замка Каэтани было разобрано на стройматериалы или разрушилось от времени. Остов церкви отреставрировали в прошлом столетии, но кровлю здания так и не восстановили.
Путешествие по Старой Аппиевой дороге хорошо завершить достойным обедом в уютном ресторане «L`Archeologia» (Via Appia Antica, 139) или «Cecilia Metella» (Via Appia Antica, 125/127/129).
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.