в какой стране лошадь считается священным животным
В каких странах лошадь считается священным животным?
С древних времён лошадь сопровождает человека. В бою, в работе, в празднествах — всюду первый помощник. Людям без этого животного было бы гораздо сложнее выжить и прокормиться. Человек и лошадь идут рядом много веков. Не удивительно, что многие народы почитали лошадь как священное животное. Лошади как символ — один из самых распространённых образов в искусстве. Они присутствуют и играют не последнюю роль в мифах и сказках многих народов. Образ животного запечатлён на различных предметах быта (утварь, игрушки), строениях (коньки на крышах), одежде (вышитый орнамент).
Возвышение лошади, наделение её волшебными силами, сравнение с различными стихиями очень распространено. Так, у древних славян лошадь – символ воскрешения и смерти солнечного божества, его восход и заход, бесконечный круг. Кони почитались и как помощники богов, и сами выступали в их роли.
Люди тюркских народов очень почитали лошадей. С ними связывали многие обряды. Башкиры и каракалпаки считали, что если к новорождённому подвести коня, то это сделает будущего члена общины счастливым. У уйгуров был распространён культ рыжего и белого коня. Якуты и по сей день используют конский волос во многих своих обрядах, перевязывают им предметы быта, считают священным оберегом.
Народы Кавказа (абхазы, лакцы, чеченцы, ингуши) почитали коня как сверхъестественное существо, умеющее говорить, трансформироваться и осознанно помогать хозяину в бою. Лошадиный череп у них — волшебный атрибут, исполняющий желания.
У казахов шкура лошади считается целебным средством, с этим животным связано много примет. У них считается, что лошадь — друг человека, а не собака, как обычно принято.
Мнение по поводу жертвоприношений разделились. Какие-то народы считали, что саму лошадь надо приносить в жертву, как священное животное, а какие-то, напротив, приносили жертвы духам-покровителям, чтобы защитить лошадь. У кого-то в жертву приносился не сам конь, а только его голова или изображение. Где-то считается, что есть конину строго запрещено, а где-то, что, поедая это мясо, можно получить благословение. К примеру, у народов Алтая существовал обряд «тай-элга», который заключался в том, что нужно было найти лошадь белой масти и принести в жертву богу. Затем, её мясо ели и вывешивали шкуру на жерди. У монголов приносили в жертву духам местности кумыс и другие молочные продукты. Эта пища считалась магической. Такая треба защищала и благословляла и людей, и лошадей.
«Культ коня» ярко выражен в разведении чистокровных пород во многих странах. Арабские и ахалтекинские лошади, отличающиеся своей грацией и необычным внешним видом, известны по всему миру. Орловские рысаки одни из самых быстрых лошадей. Фризские – выносливые красавцы с великолепной гривой. Казахские и монгольские породы – созданы для долгих утомительных скачек. Перечислять можно бесконечно. Ясно одно, лошадь была и остаётся для человека больше, чем просто домашним животным.
Все необходимые товары для ваших любимых питомцев вы можете приобрести в каталоге нашего интернет-магазина.
Священные животные. Какие виды в какой стране считаются священными
Мы очень тесно связаны с миром животных. Эта неразрывная связь с природой подчас выражается в мифах и легендах разных стран, где душа человека отождествляется с животным или птицей. Люди присваивают братьям нашим меньшим качества, которые хотели бы иметь сами.
Это направление называется зоолатрия – поклонение символам, называемым священные животные. В одних странах таких символов много, в других один или два, иногда они могут повторяться у абсолютно разных народов. Мы познакомим вас с самыми яркими из священных животных стран мира и расскажем, за какие качества они попали в эту категорию.
Кошка
Пожалуй, наиболее близки к обожествлению были священные животные Древнего Египта. Своих многочисленных богов египтяне часто изображали с головой сокола, ибиса, быка, коршуна, крокодила, волка. Но особое почтение было оказано кошкам. Считалось, что они соединяют мир людей и богов, и в то же время охраняют нас от подземного царства мертвых.
Самым известным божеством, изображаемым в виде девушки с головой кошки, являлась богиня радости, любви и счастья – Бастет. Из Египта пришли несколько поверий, связанных с кошками — они способны исцелять человека, могут находить потерянные предметы, а их глаза вбирают в себя лучи солнца и хранят их до утра.
Богачи доверяли кошкам охрану своих драгоценностей. Если животное умирало — в семье наступал траур. Если умирал знатный хозяин – кошек бальзамировали вместе с ним. Они должны были сопровождать его в загробный мир. Убийство кошки помимо жертвоприношения было преступлением смертельно наказуемым.
Однако не только в религии Египта, но и во многих других считалось, что кошки священные животные. Христиане верят, что кошка спасла маленького Иисуса от змеи и согрела его от холода. За подобный поступок почитают кошку и мусульмане, только там был спасен пророк Мухаммед. Славяне также почитали кисок, считая их хранителями очага, защитниками от злых духов и бед.
Отсюда обычай запускать в новый дом кошку впереди себя. Ведь у неё девять жизней. Она может впитать в себя зло в новом доме и умереть, но скоро вновь возродится. До сих пор люди верят: если кошка пристально смотрит куда-то в доме, то она видит призрак. Черные кошки являлись спутниками злых сил – ведьм, колдуний. Но это лишь придает им загадочности.
Кошку, как священное животное почитают во многих странах мира
В Китае верят, что изначально боги доверили кошкам наблюдать за делами людей и докладывать им. Для этого они наделили их способностью говорить. Но те любили лениться и нежиться, а работать не хотели, и их лишили дара речи. Поэтому они теперь просто молча смотрят за порядком в доме.
В Китае тоже была богиня, изображенная в виде кошки – Ли Шо. В Японии очень популярен символ Манэки-нэко – кошки с поднятой лапой, представляющей богиню милосердия. Его принято дарить в дом на удачу, и для охраны. В Индии кошки испокон веков обитали в священных храмах и даже охраняли их от змей.
Более того, в этой стране существует «кошачья школа». Это древнее религиозное учение, основанное на полном доверии и поклонении Богу, подобно котенку, взятому кошкой за загривок. И, наконец, кошка приняла участие в спасении Ноева ковчега.
Ведь крысы и мыши, тоже взятые по паре, очень быстро расплодились на борту и стали уничтожать съестные запасы. Тогда именно пара кошек сохранила запасы, уничтожив лишних грызунов. Можно считать, что кошка – одно из самых популярных священных животных.
Кошка манэки- нэко приносит денежное благополучие в дом
Лошадь
Пожалуй, вторым по популярности священным животным можно назвать лошадь. Конь не сразу был одомашнен, но быстро стал необходимым. Он был помощником людям и в охоте, и в бою, и на пахоте. Именно благодаря конным передвижениям люди стали быстрее общаться друг с другом, появилась почта, быстрее развивалась цивилизация.
В мифах Древней Греции одним из самых уважаемых персонажей был кентавр Хирон (получеловек-полуконь), который являлся учителем Геракла, Персея и других героев. Поклонялись лошадям и в Китае, считая их символом огня, скорости, упорства и добрых намерений, и в Японии, где милосердная Великая Мать богиня Бато Канон изображалась в виде белой лошади.
Немало мифов связано с лошадью у древних кельтов, англичан (бриттов), ирландцев. В легендах Скандинавии грозовые тучи представлялись боевыми конями Валькирий, мифических дев-воительниц, дочерей бога войны. В христианстве конь олицетворяет отвагу и великодушие. Он является атрибутом многих святых.
Верхом на быстрых лошадях ловкие наездники участвуют в соревнованиях, играх, праздниках. У казаков конь считается едва ли не важнее подруги жизни. Именно он его вторая половина, друг, опора, поддержка. Потерять коня считалось великой трагедией. Первым делом, придя из похода, казак должен был накормить и напоить коня, вытереть его досуха, а уже потом мог заняться собой.
Славяне издавна почитали лошадей, не раз отмечая их в былинах и сказках. Все мы помним присказку – «зайди коню в одно ухо, выйди в другое – и ты станешь царевичем и красавцем». А сказочные персонажи Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, конь Ильи-Муромца вместе со своими седоками поднимали и наше сознание «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего».
Корова (буйвол)
Начнем с фразеологизма, известного нам из Библии. «Священная корова» — это табу, запрещение сделать что-либо. Возникло оно не случайно. Издревле убивать корову считалось делом запретным. Для жертвы приносились овцы и бараны, но только не коровы. В Древнем Египте корова олицетворялась со смыслом самой жизни, с теплом, светом.
Хатор, богиня любви и радости, кормилица всего сущего, изображалась в виде коровы. В Древней Греции в образе белоснежной коровы Зевс пытался замаскировать свою возлюбленную Ио от глаз жены – верховной богини Геры, хранительницы очага. А сам Громовержец не раз использовал образ буйвола.
Особое отношение к коровам сложилось в Индии. Многие знают, что на улицах даже останавливаются машины, если на дороге стоит корова. И движение парализовано, пока животное само не уйдет с дороги. Нельзя его ни ударить, ни прогнать. В Индии корова – символ матери Земли, она олицетворяет чистоту, святость и изобилие. Их нельзя убивать, а тем более употреблять в пищу.
Красивый и опасный зверь, его выбрали в качестве священного образа многие народности мира, причем персонаж представлен двояко. Он является воплощением зла и жестокости, однако несет в себе храбрость и успех. У славян волк – «лютый», «серый», часто был тотемным животным многих племен. Он внушал страх и уважение.
В сказках он нередко помогал человеку путешествовать не только по тридевятому, но и по тридесятому, загробному миру. Иногда он мог быть даже защитником. У некоторых народов волк – оборотень, он днем был человек, а ночью – страшный зверь. Его унылый вой на луну и желание охотиться в одиночку вызывали чувство ужаса у людей.
Но именно волк мог помочь найти клад или встретиться с умершим, правда, не бескорыстно. Он требовал коня или скот. В египетской мифологии волком был Упуат, бог-проводник в царство мертвых. Его называли «первым бойцом Осириса».
Для многих европейских народов самой почитаемой является волчица, вскормившая Ромула и Рема, основателей города Рима. В древнеиранской мифологии волчица выкормила великого царя Кира. У тюркских народов волк был избран родовым тотемом, поэтому на их знаменах часто были волчьи головы.
У индейцев и ацтеков волк положительный образ. Он символизирует победу и благополучие. У скандинавов волк Фенрир был огромным и ужасным существом, который участвовал в гибели богов (Рогнарёк).
Волки всегда олицетворяют крепкие семейные узы
Крупное, мощное, добродушное животное не могло остаться незамеченным при распределении позиций магических существ. В иудаизме слон – священное животное. Фигурка слона способна принести удачу и богатство в дом. Издавна эти гиганты выступали неотъемлемой частью войн и мирных перевозок.
Слону приписывалось возможность принимать души умерших, особенно чистых помыслами. В Таиланде белого слона запрещается покупать или продавать, только отправлять в дар королевской семье. После смерти слона оплакивают как человека.
Здесь надо отметить, что слоны – единственные существа, помимо нас, которые способны сопереживать смерти, причем, не только слонов, но и людей. Они даже хоронят своих сородичей. В Индии незамужние женщины посвящают ритуальный танец глиняной фигурке слона, чтобы он помог им найти суженого и удачу в дом.
Священное животное в Индии – показатель здоровья и величия нации, по словам Махатма Ганди. Он говорил: «Величие нации и ее моральный прогресс оцениваются по тому, как она относится к своим животным».
Свинья (кабан)
Как ни покажется странным, но свинья – священное животное, признанное многими народами. Еще в Древнем Египте, Сирии и Китае свинью почитали, как символ достатка и счастья. Ее не приносили в жертву, а профессия свиновода была самой почитаемой. Человек, прикоснувшийся к свинье, считался нечистым или грешным.
Отсюда, скорее всего и вышла традиция некоторых народов не употреблять свинью. Но не потому, что это грязно, а потому, что грешно. В христианской религии свинья – образ демона похоти, который завладел человеком. Именно в свиней Иисус обратил легион злых духов и сбросил их с обрыва. Образ хрюшки вообще неоднозначный в разных мифологиях.
У славян она Хавронья-матушка, добрая и заботливая. У китайцев свинья – символ храбрости и достатка, страсти и наивности. Поэтому в восточном гороскопе этот знака ассоциируется либо с благородным вепрем, либо со свиньей-копилкой.
У японцев кабан – верховный бог войны. В кельтских преданиях свиньям отведена роль спасителей целого отряда, оказавшегося на отрезанной суше. Воины от голода убивали семь поросят, съедали, а наутро те опять оживали.
Странно было бы, если бы такое загадочное существо не почитали как магическое. Изначально мифологический змей изображался как огромная змея. В дальнейшем ему добавили признаки дракона или пернатого змея с головой коня. В японской и индейской мифологии он стал еще и рогатым.
Образ змея-искусителя известен нам по Библии, как и огненного змея.. У славян было принято опасаться змея, даже имя его нельзя было произносить, чтобы не накликать беду. В уральских сказах Великий Полоз выступает как хранитель несметных сокровищ.
Змея – предмет культа древнегреческой богини мудрости Афины, и Аполлона. Змея Апопа, желающего поглотить Землю, поражает египетский бог Ра, и каждый день восходит солнце. Змея изображена на символе врачевателей и целителей.
Более всего змеям поклоняются, конечно, в стране «змеиных храмов» – в Индии. Индусы не только любят змей и считают их своими равноценными соседями, но и умеют со многими из них обращаться. Змеи ползают по земле, значит, они ближе всех к ней и больше других знают ее секреты. Поэтому их образ часто внушал благоговение и страх.
Китайцы считают тигра символом земли, а также ярости и смелости. У китайцев тигр заменяет льва – царя зверей, поэтому часто выступает символом монархии. Тигр относится к четырем самым древним почитаемым животным Китая, помимо черепахи, дракона и феникса.
В Китае есть пригород Куньмин, являющийся туристической достопримечательностью из-за того, что там собираются поклонники тигра. Традиционно его изображают в схватке с драконом, как битву добра и зла, материи и духа. Его могущество, сила, бесстрашие для многих народов Азии является причиной для поклонения. В Индии тигр связан с богом Шивой и Дурги.
Бенгальского тигра можно назвать символом Индии. В Непале отмечается праздник тигра. Во Вьетнаме в каждой деревне есть храм, посвященный тигру. Считается, что его фигурка на пороге способна уберечь от злых духов. Кроме того, тигр на Востоке – символ мужества, брутальности, энергии «Янь». Интересно, что если на Западе русских называют медведями, то в Китае мы – тигры.
Не секрет, что козье молоко считается целебным, его называют домашней аптекой. Пить его рекомендовали еще Гиппократ и Авиценна. Коза Амалфея вскормила Зевса, верховного бога Олимпа. Ее образ, как и образ коровы, ассоциируется с плодородностью, материнской заботой, здоровьем.
Рог изобилия тоже связан с этим животным, считается, что это чудесный рог козы Амалфеи дарует богатство и достаток. На востоке верят, что коза может одарить творческими способностями и успехом. Славяне видели в козе задиристость и капризность, отсюда выражение «коза-дереза».
Кроме того, коза была явлением обыденным, она присутствовала почти в каждом деревенском доме, если он не был совсем уже бедным. Выражение «отставной козы барабанщик» означает, что если потерял козу (имеются в виду работа, служба, дом, семья) — наступил предел бедствия.
Собака
Собака, почти наравне с кошкой, была очень почитаема в Древнем Египте. Бог подземного мира Анубис имел голову собаки. Египтяне поклонялись звезде Сириус (созвездие Большого Пса), считалось, что она влияет на разлив Нила. В Индии собаки очень почитаемы, их очень много на улицах, но вред им нельзя причинять.
Там верят, что в образе собак к ним приходят духи, чтобы помочь. Собака часто предстает праведным, благородным существом, верным и надежным помощником. Даже священное писание содержит главы о том, что верующие должны помогать бездомным собакам, заботиться о них и кормить.
В городе Непал каждую осень проходит 5-дневный фестиваль огней. Второй день посвящен собаке, считается, что они охраняют небесные врата. Ацтеки почитали собаку, как защитника от злых духов. У некоторых народов есть обычай: в комнате с усопшим оставляют пса. Верили, что он может увидеть и отогнать злых духов.
Именно сторожевые и охранные качества собаки подтолкнули древних греков создать миф о трехглавом Цербере – охраннике Аида. Собака – это отменный слух, вкус и нюх. А еще верный друг, обладающий чутьем, чтобы помочь найти вам правильную дорогу. У северных народов собаки возят упряжки, причем, иногда каюр даже почти не управляет ими. Все делает ведущий пес – вожак.
Обезьяна
В Индии считают, что обезьяна воплотила в себе черты великого Будды. Она оказалась достойной быть продолжением Просветлённого на земле. Заслужила она это благодаря тому, что погасила огонь, в который ее кинули за воровство. Только лапки и лицо остались черными.
С тех пор это животное считается божественным в Индии. Согласно индийским легендам обезьяны помогали богу Вишна одолеть страшного и злого великана. В этой стране их очень много в храмах и на улицах. Ведут они себя действительно воровато, но обижать их нельзя, все-таки – священное животное.
Медведь
Наш русский мишка, большой, лохматый и неустрашимый, герой множества преданий. Он является одним из ключевых персонажей у многих северных народов. По мнению славян, именно медведь являлся не царем, не королем, а именно Хозяином леса – он и властвовал, и умел управляться с хозяйством.
Его мощь, сила, великодушие ассоциируются с русским характером во многих странах. Медведя можно было уговорить, разжалобить или просто обмануть. Но обидеть его было нельзя, он сразу становился свирепым и беспощадным. Обычно он выступает в преданиях сверхъестественным существом, наделенным разумом.
Долгое время его не разрешалось называть по имени, а только Топтыгиным, Потапычем или Бурым. Хочется добавить, что священные животные стран мира – понятие очень широкое. Иногда это совпадает с символом страны.
Например, во Франции — галльский петух, в Германии – орел, в США – белоголовый орлан, в Канаде – бобёр, в Австралии – кенгуру, в Колумбии – андский кондор. Христиане почитают голубя, считая его божественной птицей, а мусульмане — ворона по той же причине. В любой стране мира люди находят себе среди животных образец для подражания.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Лошадь в религии и мифологии разных народов
Лошадь в мифологии
При храме высшего бога балтийских славян Свентовита содержался белый КОНЬ, которого при гаданиях подводили к трем рядам копий: если КОНЬ переступал левой ногой, это считалось дурным знаком, правой — добрым. Во время святочных гаданий у русских лошади завязывали глаза, садились на нее задом наперед и следили, куда она пойдет,— туда гадающая выйдет замуж.
Характерная черта “конских” святых и конских праздников — их календарная приуроченность к периодам смены сезонных циклов: зимнего и весеннего (Георгий и Тодор), летнего и осеннего (Флор и Лавр). Ср. также мифологических “конных” персонажей, связанных с Новым годом,— Авсень у восточных славян, Божич у южных славян (ср. сербский рождественский обычаи разъезжать на лошадях с криками “Божич!” и т. п.). У поляков на Рождество всадник въезжал прямо в избу со словами: “Ходил конь по коленде, зарабатывал на хлеб и будет зарабатывать”. КОНЯ кормили овсом с крышки дежи.
Среди семейных обрядов КОНЬ играл особую роль в свадебном: в русском средневековом свадебном обряде КОНЯ давали в качестве выкупа за невесту; коней и кобылиц, согласно “Домострою”, привязывали у сенника (подклета), где молодые проводили первую брачную ночь.
КОНЬ связан также со смертью и (как транспортное животное) с путешествием на “тот свет”. КОНЯ хоронили (сжигали) вместе с хозяином в языческие времена. На Вологодчине известен был обычай хоронить павшего КОНЯ как человека, оставляя на могиле перевернутые сани. Роль проводника на “тот свет” (на вершину стеклянной горы и т. п.) выполняет и волшебный КОНЬ — помощник сказочного героя (Сивка-Бурка, Конек-Горбунок и т. п.).
Конь (комонь, клюся, тарпан) – одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей.
Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий. В виде чудесных коней представлялись все значительные явления природы – ветра, облака и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии.
Кони сравнивались с быстрокрылыми птицами, воплощением всего динамического, буйного, неспокойного и вместе с тем мудрого. Природная мощь коня трудноукротима, поддается только сильному и уверенному седоку. Усмирить дикого коня на метафорическом языке означает приручить саму природу, заставить отдать часть своих безграничных возможностей. У многих народов подобное испытание входило в обряд инициации, который должен пройти каждый мужчина.
На конях любят разъезжать домовые и прочие дворовые духи. Любимцев своих они ласкают и прихорашивают, а если захотят досадить хозяину – то и укатают до смерти. Священные кони были у каждого крупного ведического святилища. С конями связано множество пословиц и примет. Атрибуты лошадиной упряжи, подковы, колокольчики, конские черепа – все это считалось могущественными оберегами, защитой от бед, залогом удачи и благополучия.
Время коня – конец весны. Цвета – белый, рыжий, сивый, вороной
Пословицы и приметы:
— Конь споткнулась на пороге – к беде
— Конь воина нюхает – к гибели
— Больной бредит о конях – скоро умрет
— Ржание коня – к добру, но при расставании – к долгой разлуке
— Царство без грозы, как конь без узды
— Счастье на коне, безсчастье под конем
— Свинья коню рылом и по хвост не вышла
— Дареному коню в зубы не смотрят
— Кто в кони пошел – тому и воду везти
Тотем коня
Это символ мощи, жизненной силы, а также, в ряде традиций, благородства и красоты. В сравнении с быком образ коня отмечен большей «возвышенностью», возможно, потому, что непосредственно связан с человеком. Как и другие предназначенные для езды животные, конь является олицетворением страстей и влечений. У Платона в колесницу души, летающую по небу в стремлении увидеть заоблачный мир, мир идей, впряжены два крылатых коня: один из них олицетворяет добро, тогда как второй оказывается причастным ко злу, и из-за него души спускают в мир чувственного бытия. Образ коня в мифологии связывается с солнцем (бог Солнца — греческий Гелиос, ведийский и иранский Митра — передвигается по небу в конной колеснице), со стихией воды (в античном мире морские божества Посейдон и Нептун — обладатели табунов коней), а также ветра (в колеснице ведийского бога ветра Ваю 99 или 1000 коней) и земли (у кельтов лошадь считалась воплощением матери-земли). Конь выступал как олицетворение бога Праджапати (в свою очередь, являвшегося образом мира), принесшего себя в жертву богам; его жертвоприношение отождествлялось с творением. Космическую символику коня подчеркивает в «Ригведе» связь этого животного с водой, которая в ведийской традиции считается преимущественно космогонической субстанцией. В кельтской мифологии лошадь ассоциируется с потусторонним миром на морских островах и выступает в качестве проводника душ, психопомпа. Галльская богиня-мать Эпона (буквально «богиня лошадей») изображалась верхом на лошади. В английском языке слово «nightmare», изначально обозначавшее кошмарное сновидение, переводится как «кобыла ночи», что подчеркивает хгонический аспект образа.
Кони в индоевропейской традиции тесно связаны с мифом о близнецах и выступают в качестве близнечного символа. Близнецы-всадники были известны по всему древнему миру, мифы о них слагались германцами, балтами, индоариями, славянами; сами они связывались с солнцем, периодами суток. Иранский бог Митра и его спутники близнецы с конями — это солнце и две зари, утренняя и вечерняя. Со времен Авесты прослеживается образ белого коня, олицетворения дня, и черного коня, олицетворения ночи.
В мантической системе нортумбрийского футарка руну Eh обычно рассматривают как связанную с чувственным, иррациональным восприятием мира, подобным интуитивной связи между лошадью и седоком. Мистическая трактовка видит в образе лошади движение или направленное усилие, которое требуется для преодоления препятствий на пути к познанию. Лошадь является сакральным животным во многих индоевропейских культурах; связанные с ней мистические представления группируются вокруг путешествия между мирами, и конь или лошадь оказываются жизненно необходимы для пересечения грани между ними. Одна из областей её использования связана с Ehwaz, как символом Слейпнира, мистического скакуна, на котором Один путешествует меж мирами, что делает саму руну мистическим средством транспортации. Фрейя Асвинн полагает, что медитация на этой руне способствует мистическим и шаманским путешествиям или ‘странствиям в духе’.
Образ лошади в мифологии индейцев