в какой стране городе находится картина охотники на снегу питера брейгеля старшего
«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего
О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства. Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера. Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.
О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами. Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162). В России работ художника нет.
«Охотники на снегу», 1565
В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ. До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам. В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.
Детали картины — мост и мельница
Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.
На дальнем плане картины изображено тушение пожара
Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами. Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.
Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения. На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем. У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.
С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать. На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар. В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…
Зимние игры на льду
Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.
Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.
7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем
1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.
2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».
Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают малых», 1556
3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.
4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».
«Голова крестьянки», 1564
5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.
«Сорока на виселице», 1568
6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.
7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.
Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»
Питер Брейгель написал цикл картин, посвященных разным временам года, пять из них сохранились до наших дней. Самая знаменитая работа «Охотники на снегу».
Композиция произведения состоит из нескольких планов. На первом изображен пригорок, с которого открывается вид на долину реки, окруженную горами. Из леса возвращаются уставшие охотники со сворой понурых собак. Охота не удалась, у них почти нет добычи, только у одного на плече висит облезлая лисица.
Слева расположен постоялый двор. На вывеске можно разглядеть название «Dit is inden Hert», что в переводе с голландского значит «У оленя». Там же изображена фигура рогатого животного и святой, покровитель охотников. У входа в гостиницу расположилась семья с маленьким ребенком. Они развели костер, чтобы опалить и зажарить тушу большого дикого кабана – чья-то охота оказалось более удачной, чем у стрелков, несущих домой тощую лису.
Внизу видны домики, укрытые снегом, остроконечные крыши церквей, обледеневшее колесо мельницы, каскад искусственных прудов, покрытых слоем льда. Люди с вершины холма кажутся совсем крошечными. Некоторые занимаются своими хозяйственными нуждами, но большинство развлекаются: катаются на коньках, санках, играют в керлинг и голландский аналог хоккея.
Художнику удалось передать цветовую гамму пасмурного зимнего дня, когда солнце спряталось за тучами. В такой день даже оттенки неба, чистого снега, замерзшей воды кажутся мрачными и приглушенными.
Композиция построена на двух пересекающихся диагоналях. Одна образована склоном холма, копьями мужчин и скатом гостиничной крыши. Противоположная начинается движением охотников, продолжается на дороге, ведущей в деревню и заканчивается на вершинах скалистых гор.
Полотно Брейгеля хорошо отражает быт людей шестнадцатого века, их сезонные занятия, радости и сложности. Но при этом художник сумел приукрасить реальность, создать свой идеальный выдуманный мир с замерзшими кристальными прудами, альпийскими горами и спокойными цветами окружающей природы.
history_of_art
История искусств
Живопись, графика, скульптура, архитектура от древности до ХХ века
Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины. Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем
Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед. Их движению в глубь картины вторит ритм чередования древесных стволов (здесь, кстати, тоже все не так просто с перспективой – деревья расположены довольно близко друг от друга, но перспективные сокращения очень резкие, как если бы между деревьями были гораздо большие расстояния). Линию деревьев продолжает дорога, манящая взор еще дальше – к альпийским пикам. Эту пересекающую картину слева направо основную диагональ поддерживает множество других линий: контуры заснеженных островерхих крыш, очертания пологих холмов и крутых горных склонов. Особенно важна перекличка «крыши – горы», связующая большой мир природы с малым миром людей.
Но позвольте, справедливо заметит читатель, ведь картина написана во второй половине 16-го века! Характерное для Средневековья единение человека и природы, малого и великого миров, подчиняющихся общим законам, воплотил в своей картине художник позднего Возрождения – эпохи, когда индивидуализм уже в полной мере выступил как великое созидательное начало. Ренессансный человек, осознавший свою самодостаточность, ощущал себя уже не частицей, а центром мироздания, и за это обретение собственного «я» расплачивался неминуемой утратой прежней гармонии. Естественное единение с природой сменилось активным, творческим к ней отношением: ее познают, изучают, раскрывают ее тайны, с ней соревнуются, наконец – ее преобразуют. Конечно, мы должны иметь в виду, что в Северной Европе, в том числе и в Нидерландах, культура Ренессанса сохраняла многое от Средневековья, но все же, как сочетаются в «Охотниках» следование средневековой традиции и ренессансное мировосприятие? В чем проявляется ренессансный дух картины?
Ответ – в присутствии авторского «я», в том особом взгляде, который отличает этого и только этого художника, в его отношении к изображаемому. Мы уже видели, как решительно Брейгель преобразует реальность в композиционном построении картины. Добавим к этому, что Брейгель, которого по праву считают одним из основателей пейзажного жанра в европейской живописи, смело осваивает новые для своего времени мотивы. Он открывает зрителю праздничную белизну свежего снега, дает почувствовать скромную прелесть северной зимы. Всем очевидна красота цветущего луга или усыпанного розами куста, но красоту тонких ветвей на фоне сумрачно-серого неба, готового обрушиться новым снегопадом, впервые запечатлел Брейгель. А кустик на переднем плане – в нем нет совершенно ничего примечательного, но художник превратил эти невзрачные древесные побеги в изысканный узор. Наконец, увидев четкий силуэт человека или собаки на чистом снегу, мы и сегодня восклицаем – да это же настоящий Брейгель!
Для того чтобы понять, как далеко ушел Брейгель от своих предшественников, еще раз сравним его «Времена года» с традиционными календарными миниатюрами. Обычно календарь входил в состав Часослова (богато иллюстрированного сборника молитв, приуроченных к определенным церковным службам) и имел ясное практическое назначение. В календаре указывались церковные праздники, сообщались сведения по астрономии и астрологии, а кроме того, счастливый владелец Часослова каждый месяц рассматривал новую «картинку». В брейгелевском цикле, каким он был задуман, все месяцы являются зрителю одновременно; картины складываются в грандиозную панораму вечно меняющегося ландшафта. Живописным календарем Брейгеля нельзя пользоваться, по нему нельзя сверять время, но, глядя на него, можно бесконечно размышлять о глубинных связях человека с природой.
«Охотники на снегу» Брейгеля: скрытые символы знаменитой картины
До наших дней из цикла “Месяцы” (“Времена года”) Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов. Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и “Охотники на снегу” соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи, рассказывает портал «Вокруг Света».
Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: “Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено”. На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы. Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.
Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.
Лиса
Охоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча.
Костер
Крестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.
Вывеска
Гостиница называется Dit is inden Hert (“У оленя”). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником. Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта. Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.
Сорока
В европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину “Сорока на виселице”, Брейгель неслучайно намекал на неких “сплетников” (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в “Охотниках…”, лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.
Зимние виды спорта
Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных. Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили. К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.
Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.
Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели.
Деревни
Такие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.
Горы
Нехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: “Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна…”
Охотники на снегу. Цикл «Времена года», январь
Описание картины «Охотники на снегу. Цикл «Времена года», январь»
«Охотников на снегу» многие считают лучшей картиной Питера Брейгеля Старшего. Она входит в цикл на тему времён года, заказанный художнику антверпенским финансистом Николасом Йонгелинком для украшения его нового дома.
Известно, что весь 1565 год Брейгель посвятил работе над данной серией. Но интереснее другое: судьбу этих картин часто приводят в пример, чтобы объяснить искусство как капиталовложение. Йонгелинк был весьма богат и рано понял, что в картины можно инвестировать. Он приобрёл у Брейгеля «Вавилонскую башню», потом «Несение креста» и, наконец, сообразил, что картины можно не только купить уже готовыми, но и заказать «с нуля». Так он и сделал. Почти сразу после заключения договора с Брейгелем у Йонгелинка возникли финансовые трудности. Чтобы получить крупный денежный займ из городской казны, финансист в качестве его материального обеспечения предоставил документ, подверждавший права на еще не созданные картины Брейгеля, которые, как только были написаны, перекочевали в хранилище казначейства. Там они оказались заперты на несколько десятилетий. Сам художник до своей смерти в 1569 году больше своих работ не увидел.
Из всей серии, которую одни называют «Месяцы», а другие «Времена года» (точное количество входящих в нее картин неизвестно), сохранилось пять работ. Три (1, 2), включая «Охотников на снегу», представлены в Вене, «Жатва» – в Нью-Йорке, «Сенокос» – в Праге.
Нижняя левая четверть деревянной панели, на которой написана картина, отдана охотникам. Редко в творчестве Брейгеля фигуры людей и собак бывали написаны столь крупными. Сгорбленные спины охотников, отяжелённые ягдташами с добычей, передают их ощущения: они замёрзли и устали. Но Брейгель умышленно скрывает их лица. Он пишет охотников обобщённо. Они выделяются как резкие тёмные пятна на фоне освещенного бело-зелено-голубого пейзажа. И в этом есть позиция Брейгеля: изображать во всём богатстве колорита не человека (что было бы традиционно), а природу. Человек в художественной системе Брейгеля – это лишь часть чего-то неизмеримо большего, часть сотворенного Богом ландшафта, часть мироздания.
Художники до Брейгеля в большинстве своём толковали природу как вечно длящееся лето. Брейгель же открывает величественную красоту зимнего пейзажа.
Интересно, что по мере удаления фигуры и предметы на картине Брейгеля уменьшаются в размерах, но не теряют чёткости контуров, поэтому «Охотники на снегу» допускают значительное приближение без потери качества. Даже в самой маленьком из своих фрагментов картина остаётся шедевром.