в какой стране делают дымковскую игрушку
Дымковская игрушка
Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Этот русский народный промысел возник в XV-XVI веках в слободе Дымково близ города Вятка (сейчас это город Киров). Отсюда и название – «дымковская» или «кировская» игрушка. В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки.
Поначалу игрушки продавали на ярмарке во время праздника «Свистуньи», который устраивался через месяц после Пасхи в честь поминовения погибших во время битвы 1418 года, известной как Хлыновское побоище. По традиции в эти дни проводились массовые гуляния, когда вятские жители пели, плясали и свистели в глиняные расписные свистульки. Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города.
В Советском Союзе всячески поддерживали промысел дымковской игрушки с целью передачи знаний и опыта следующим поколениям. Все фигурки изготавливаются только вручную, затем раскрашиваются и покрываются яичными белками для яркости. Хотя технический прогресс внес свои коррективы в само производство: теперь мастерицы сами не копают глину и не месят ее. Все расходные материалы поступают уже упакованными и готовыми к работе. Во время Второй мировой войны производство дымковской игрушки практически прекратилось, однако благодаря художнику-энтузиасту Алексею Деньшину в 1942 году дымковский промысел получил новый импульс к развитию для поднятия духа горожан.
Дымковскую игрушку делают из ярко-красная глины, которую перемешивают с с мелким коричневым речным песком. Из полученного материала лепят целые фигурки или их части, затем собирают их и долепливают. Чтобы соединить две части фигурки, вместо клея используют жидкую красную глину. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Затем получившееся изделие сушат в течение от двух до пятидесяти дней и обжига при температуре 700—900 °C и после того, как игрушка полностью высохла, ее покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).
Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанную игрушку вновь покрывали взбитым яйцом, что придавало блёклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются анилиновые красители и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени, молодые люди, скоморохи, барыни.
Дымковскую игрушку можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Придумывать с глиняными игрушками сюжеты и разыгрывать их с друзьями или родителями. Однако материал, из которого сделана игрушка, недолговечен, именно поэтому сегодня дымковские игрушки чаще используются в качестве сувениров. Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива.
Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Сейчас дымковская игрушка – это визитная карточка всей Кировской области. К 650-летию Кирова, которое наступит в 2024 году планируется раскрасить в Дымку 30 объектов. 9 объектов уже раскрашено, начиная с 2013 года. В октябре 2017 года проект «Раскрасим город в Дымку» получил 1 место в Национальной премии в области территориального маркетинга и брендинга, где обошёл многих сильных конкурентов
В 2010 году в центре Кирова установлена скульптурная группа «Семья», выполненная по канонам дымковской игрушки и представляющая собой группу из барыни с младенцем, мужичка с гармошкой, ребёнка со свистулькой, кошки и собаки. В 2011 году в городе Кирове был открыт музей «Дымковская игрушка: история и современность», фонд которого насчитывает более 700 уникальных экспонатов, большая часть из которых представлена в экспозиции. Сегодня дымковскую игрушку производят мастера своего дела вручную. Массового фабричного производства этой игрушки нет, тем она и ценна. Известные мастера, которые до сих пор сохранили традиции и делают дымковские игрушки, являются Борнякова, Верещагина, Ворожцова, Скопина и другие мастера.
Дизайн интерьера и архитектура
Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.
Дымковская игрушка
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют » кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Яркие дымковские фигурки
Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.
Образцы дымковских игрушек
История промысла
История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.
Дымковская игрушка » Тройка».
Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи, и был посвящен памяти погибших в Хлыновском побоище в 1418 году.
В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.
Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.
В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.
Дымковская игрушка » Парочка».
В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.
Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.
Дымковская игрушка » Дама с собачкой».
Материалы и технология изготовления
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.
Срок просушивания у игрушек разный ( от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.
Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.
В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.
После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.
В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.
В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.
» Девушка с самоваром».
Цветовая гамма и орнаменты росписей
Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:
В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.
В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.
Тематика дымковских игрушек
Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.
Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:
Сюжетная игрушка » Семья».
В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.
Образцы изделий дымковского промысла
Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко — культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.
Дымковская глиняная игрушка
В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа » Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.
Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.
Скульптурная группа » Семья» в центре Кирова.
В 2011 году в Кирове открылся музей » Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.
В Кировском музее дымковской игрушки
Дымковская игрушка : 1 комментарий
Образы всадника-свистульки и «гуляющего кавалера» с присущими им округлыми пластическими формами, приземистыми пропорциями, кукольной важностью и серьезностью принадлежат к числу наиболее ярких и самобытных в ассортименте дымковской игрушки. Но если сюжет всадника-свистульки типичен почти для всех центров народной глиняной игрушки XIX века, то «гуляющий кавалер» и появившаяся позднее аналогичная «гуляющая дама» — дело рук и фантазии только дымковских мастериц. Обе игрушки нравились им самим. Каждая лепила их в большом количестве, варьируя положение рук, цвет одежды (у всадников — непременно с эполетами на плечах), кольца, клетки и горохи на свистках и телах коней, высоту и форму шляпы, всегда лихо надетой, то с заломом, то с нолями, то треуголки.
Дымково без дымки. Как сегодня выглядит родина вятской глиняной игрушки и почему кировчане переезжают за реку
Современная слобода Дымково воспринимается, скорее, как дачный посёлок, а в новостях она мелькает лишь в связи с весенним половодьем. О том, что 400 лет назад здесь зародился самый узнаваемый символ Вятки, знают все, кто знаком с историей края. Но осталось ли в Дымково хоть что-то, напоминающее о древнем промысле? Мы решили узнать об этом у старожилов и новосёлов слободы, а также выяснили, какие планы на Дымково имели советские власти и почему в 90-е дымковчане хотели отделиться от Кирова.
Как древний народный промысел зародился и ушёл из Дымково
На улице Профсоюзной возле старого моста можно увидеть необычный многоэтажный дом: небольшая часть его фасада украшена ярким дымковским узором.
Он хорошо виден с городского пляжа и при въезде в Киров со стороны Слободского. В областном центре есть ещё четыре «дымковских» дома в районе железнодорожного вокзала, входные ворота в парк им. Кирова также пестрят дымковским узором.
Источник фото: kirov.net.ru
Музей дымковской игрушки. Источник фото: vk.com/dymkapromisel
О том, что в Дымково создавались известные на всю Россию глиняные расписные игрушки, напоминает лишь один неприметный деревянный домик. В нём жила основоположница одной из самых известных династий дымковских мастериц Елизавета Кошкина и её дочь. Ни мемориальных досок, ни информационных табличек на доме нет.
Даже некоторые местные старожилы слободы спустя годы вспоминают о промысле без особого восторга.
Как бы то ни было, иногда игрушка неожиданно напоминает о себе сама, «являясь» из-под земли новым жителям слободы.
В слободе Дымково, начало XX века. Источник фото: rodnaya-vyatka.ru
Источник фото: tornado-84.livejournal.com
Часовня на Раздерихинском спуске. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
В 1968 году в Кирове обсуждалась возможность возрождения праздника Свистуньи. Источник фото:
Впрочем, глиняные игрушки можно было купить не только по праздникам. В обычные дни на дом к мастерам на Вятку приезжали скупщики, чтобы затем продать игрушки на базарах и ярмарках Вятской губернии. Это приносило неплохой по тем временам доход.
А.А. Мезрина. Свистулька «Птичка». Источник фото: museum-sp.ru
В советские годы дымковская игрушка стала ещё популярнее. О ней снимали телепередачи, документальные фильмы, мультфильмы, демонстрировали на международных выставках, выпускали спички, конверты, марки и открытки с её изображением. Большой успех вятская игрушка имела за рубежом. Так что наши мастерицы трудились в прямом смысле не покладая рук.
При советской власти дымковские игрушки мастерицы сдавали в разные артели («Вятская игрушка», «Художник»), но творили на дому, в Дымково. А в самой слободе работала Дымковская фабрика игрушек, которая обеспечивала работой десятки местных жителей. По большей части она специализировалась на гипсовых изделиях.
Лидия Фалалеева. Хоровод «Березка», 1972 год. Источник фото: perunica.ru
Игрушки на другую сторону Вятки перевозили сами её сотрудницы. Вот как вспоминал подобный эпизод журналист Николай Васенев:
Однажды мы ждали на кировской пристани паром через Вятку. В это время к берегу подошло несколько лодок, за вёслами которых сидели крепкие весёлые молодушки в цветных сарафанах. Лодки доверху были заполнены необычным грузом. На одной из них лежало огромное количество детских игрушечных коней, сделанных из папье-маше. Во второй лодке во множестве стояли белые гипсовые фигурки. Но особенно наше внимание привлекла третья лодка. В ней находилось несколько ящиков, наполненных причудливыми глиняными игрушками, которые сверкали на солнце настоящей радугой. Мой спутник, инженер одного из московских заводов, так оживился при виде всего этого, что вскочил на ноги и с каким-то детским восторгом стал разглядывать этот праздничный весёлый товар.
Когда женщины положили весла, одна из них крикнула на пристань:
— Эй, принимай дымковчан!
Мастерицы из слободы Дымково перевозят игрушки на лодке в город Киров, 1950-е годы. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
До того, как я начала учиться мастерству создания дымковской игрушки, про Дымково я ничего не знала. Слышала только, что его постоянно затапливает. Когда начала учиться, мне было 20 лет. Учила меня мастерица Зоя Васильевна Пенкина. Её дочь Римма возила нас к себе в Дымково, мы там катались на лодке. Моста ещё даже не было. Помню, как я к ним в гости ходила: постучусь в калитку, Римма услышит, и гуси как налетят на забор, шеи вытянут. Я их так боялась! Они очень сильно щипались. Но хозяева дома встречали очень дружелюбно, очень гостеприимно.
К нашему времени дымковская игрушка стала самым узнаваемым символом Кировской области. Расписную барыню или индюка в качестве подарка в разные годы получили чуть ли не все известные люди России, побывавшие в Кирове. Есть она и в семьях всех трёх российских президентов: Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина.
Прогулка по Дымково
Бродячих животных, в отличие от некоторых пригородов Кирова, в Дымково немного. А вот домашних собак можно увидеть во многих дворах: они встречают нас громким лаем, предупреждая хозяев о незваных гостях.
Далее за прудиком в советские годы стоял барак. В нём жили строители моста, который сейчас кировчане называют старым. Это был первый в Кирове большой железобетонный мост, значение которого трудно переоценить. Старожилы Дымково с ностальгией вспоминают времена его строительства: на небывалое скопление самосвалов собирались посмотреть все мальчишки слободы.
Пока стационарного моста не было, каждый год после паводка дымковчане возводили деревянный плавучий мост. Переправа была в районе Трифонова монастыря и современного пляжа «Титаник».
В тёплое время года лодки «парковали» прямо на берегу. Правда, весной вся романтика пропадала.
Раньше нижняя часть ул. Луначарского была под водой, теперь же река разве что подтопляет её во время половодья, рассказывает Валерий. А ещё он с грустью вспоминает, каким Дымково было в советские годы.
Единственный продуктовый магазин в слободе Дымково
Школа была слева от памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Сейчас ни того, ни другого в Дымково нет. Детский сад дети из Дымково посещают в Красном Химике, но мест там не хватает. Поэтому родители возят детей либо в Киров, либо в Макарье. Как давно в Дымково перестали работать детский сад и школа, сейчас никто уже не помнит. Вероятно, в них просто отпала надобность. Александр отмечает, что жители Дымково начали разъезжаться, когда стали выдавать квартиры в Кирове.
В 1990-е годы на этом месте хотели восстановить часовню. Она существовала в Дымково до советской власти, но затем была уничтожена
Природа Дымково: зеленеющие пруды и забытый Заречный парк
Особенно красоту местной природы любят вспоминать те, кто из Дымково уже уехал.
Пляж и колесо обозрения в Заречном парке. Фото: ok.ru/vyatka.fot
Ресторан «Лесная сказка» в 1980-е годы. Источник фото: tornado-84.livejournal.com
В советские годы Заречный парк с противоположным берегом соединял деревянный мостик, и отдыхающие на набережной могли легко до него добраться.
Источник фото: ok.ru/vyatka.fot
При этом приезжие, отдыхающие на городском пляже летом, зачастую выставляют себя не в лучшем свете. Так как урн по пути на пляж и обратно на улице Луначарского нет, они кидают мусор прямо по дороге в кусты. Убирать его приходится дымковчанам.
Интересно, что в 90-е годы из-за подобного поведения отдыхающих жители Дымково написали в кировскую прессу юмористический меморандум, в котором в шутку потребовали от местных властей независимости от областного центра.
Наша Венеция. Как дымковчане справляются с паводком
Жители Дымково настолько привыкли к расспросам журналистов о том, как слобода справляется с половодьем, что интерес к этой теме их даже смешит. Сами-то они к разгулу стихии давно привыкли. Пока весной кировчане с переменным любопытством читают новости о том, как прибывает вода в Вятке, и любуются разлившейся водой, жители Дымково буднично готовятся к затоплению.
В прошлом веке вода в реке Вятка доходила до улицы Луначарского
Александр Веприков, «Майский разлив»
9 мая 1979 года. Из альбома А.В. Матюхина (ГАСПИКО). Источник фото: tornado-84.livejournal.com
Валерий рассказывает, что предупреждения о сильном паводке в 1979 году не было (впрочем, как и в 2016-м). Люди ожидали пятиметрового уровня воды, а в итоге он поднялся так, что «только форточки торчали».
Половодье в 2016 году. Автор фото: tornado-84.livejournal.com
В 2017 и 2018 годах жителям Дымково повезло: сильного затопления не было. Считается, что Вятка широко разливается примерно раз в 10 лет. Поэтому некоторые кировчане и боятся покупать здесь жильё. По словам Валерия, после позапрошлогоднего потопа несколько коттеджей в Дымково так и остались недостроенными.
С другой стороны, местные жители отмечают, что у половодья есть положительный эффект.
Дымково сейчас и в будущем
В советские годы у местных властей были на Дымково весьма своеобразные планы. Согласно брошюре «Спутник агитатора» за 1973 год, в слободе предполагалось строительство многоэтажных домов.
Возможно, как раз рекордный паводок 1979 года и спас Дымково от многоэтажек. Да и Кирову отказ от этих планов пошёл на пользу: вид с набережной Грина на Вятку не «захламлён» типовой застройкой.
Вид на Дымково весной с набережной Грина
В современном генеральном плане города никаких амбициозных задач по развитию Дымково нет. Однако предусматриваются мероприятия по укреплению берегов Вятки и защите от затопления и подтопления. Но какие именно, не прописано. Тем временем Дымково всё-таки развивается своим ходом, между соседями в основном дружеские отношения, все друг друга знают. На протяжении последних 14 лет в Дымково проходит День слободы.
Кафе, в котором жители празднуют День слободы Дымково
После появления ТОС жители начали активнее решать проблемы слободы. Так, около четырёх лет назад была частично отремонтирована улица Луначарского (правда, сейчас она опять разбита), решён вопрос с установкой мусорных контейнеров. Сейчас дымковчане добиваются решения проблемы с загрязнением воды (жители просят снести плотину на притоке реки Вятки Сандаловке перед Заречным парком) и установки первой в слободе детской площадки.
Одна детская качель установлена на площадке у местного кафе
Оригинальные идеи по поводу развития Дымково есть у «Клуба маркетологов Кировской области». Руководитель Клуба Алексей Обжерин считает, что слобода может быть привлекательной для туристов.
Кстати, два года назад у «Клуба маркетологов Кировской области» была идея раскрасить в дымку старый мост. Но спонсор решил направить деньги на восстановление Спасского собора. Тем не менее от этого проекта в Клубе не отказываются. Все разрешающие документы уже подписаны, так что если найдутся средства, берега Вятки символически будет соединять «дымковский» мост.
Автор фото на главной странице: Людмила Калинина