что такое бвп по фз 171
Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка
О некоторых вопросах применения положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Позиции Министерства финансов Российской Федерации по некоторым вопросам применения положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 г. № 27-04-15/59300
26 июня 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 468-ФЗ), установивший новую классификацию видов винодельческой продукции и требования к ее производству.
2 июля 2021 года принят и вступил в силу Федеральный закон № 345-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 345-ФЗ), которым положения Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) в части винодельческой продукции приводятся в соответствие с положениями Федерального закона № 468-ФЗ.
В этой связи Минфин России по согласованию с Минсельхозом России, Росалкогольрегулированием и Росаккредитацией сообщает.
Выпуск в обращение на территории Российской Федерации алкогольной продукции осуществляется при наличии декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (далее – Союз, ЕАЭС), таких как: технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза
от 9 декабря 2011 г. № 881, а также технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (ТР ТС 029/2012), утвержденный решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 58.
При этом указанные технические регламенты не устанавливают классификацию видов винодельческой продукции.
В соответствии с правом Союза и законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования требования о необходимости регистрации новых деклараций о соответствии в отношении алкогольной продукции, для которой действуют ранее принятые декларации о соответствии, отсутствуют.
При этом, если сохраняются неизменными физические, химические и иные свойства алкогольной продукции, но в отношении данной продукции, для которой действуют ранее зарегистрированные декларации о соответствии, в связи с принятием Федерального закона № 468-ФЗ и Федерального закона № 345-ФЗ необходимо изменить коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) и (или) наименования видов продукции, замену таких деклараций о соответствии возможно осуществить в упрощенном режиме, в порядке, предусмотренном для устранения выявленных ошибок или изменения кода ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 16 Правил регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 936).
В указанном случае заявитель, имеющий зарегистрированную ранее декларацию о соответствии, вправе принять взамен такой декларации новую декларацию о соответствии.
Для этих целей заявитель с использованием сервиса регистрации деклараций о соответствии подает заявление на регистрацию новой декларации о соответствии. В заявлении на регистрацию декларации в качестве основания для принятия новой декларации о соответствии указывается, в том числе, номер ранее зарегистрированной декларации о соответствии.
Вместе с тем, учитывая, что требования к продукции остались прежними, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции к указанному заявлению не прилагаются. Повторное проведение исследований (испытаний) и измерений продукции не требуется.
Регистрация деклараций о соответствии осуществляется на безвозмездной основе с использованием электронного сервиса регистрации деклараций на официальном сайте Росаккредитации.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2021 г. № 27-04-15/63672
В отношении алкогольной продукции, маркированной этикетками с наименованием «вино фруктовое столовое» и произведенной до вступления в силу Федерального закона № 345-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом № 468-ФЗ не допускается использование слова «вино» и производных от него слов и словосочетаний на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученные брожением иного, чем виноград, плода (часть 2 статьи 26).
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ алкогольная продукция, использование слова «вино» и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений данного Федерального закона, является фальсифицированной.
При этом частью 4.1 статьи 49 Федерального закона № 468-ФЗ установлено, что положения частей 2 и 4 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, применяются начиная с 1 января 2022 года.
По информации Росалкогольрегулирования, в настоящее время разрабатываются изменения в Классификатор в части уточнения в том числе видов винодельческой продукции, до принятия которых код вида винодельческой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе указывается в соответствии с действующей редакцией Классификатора.
В отношении указания информации о наименовании алкогольной продукции и соответствующих государственных стандартах.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения в том числе о наименовании алкогольной продукции и государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
Федеральным законом № 345-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ, предусматривающие замену наименования вида алкогольной продукции «фруктовое вино» наименованием «плодовая алкогольная продукция».
В целях реализации положений Федерального закона № 345-ФЗ предусматривается разработка национального стандарта «Плодовая алкогольная продукция и плодовые сброженные материалы». При этом предполагается сохранить требования к продукции, определенные межгосударственным стандартом ГОСТ 33806-2016 «Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 25.08.2016 № 940-ст с 1 января 2018 года.
В этой связи в целях соблюдения требований Федерального закона № 468-ФЗ и Федерального закона № 171-ФЗ полагаем целесообразным исходить из того, что с 1 января 2022 года и до введения в действие национального стандарта «Плодовая алкогольная продукция и плодовые сброженные материалы» информация о государственном стандарте, требованиям которого соответствует плодовая алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже, в части выполнения требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ должна содержать только номер ГОСТ 33806-2016 без его названия.
В отношении хранения и розничной продажи алкогольной продукции, маркированной этикетками с наименованием «вино фруктовое столовое» и приобретенной до вступления в силу Федерального закона № 345-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 345-ФЗ установлено, что организации, имеющие на день вступления в силу Федерального закона
№ 345-ФЗ действующие лицензии на закупку, хранение и поставки, розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вправе осуществлять в 2021 году деятельность, предусмотренную указанными лицензиями в отношении фруктового вина и винных напитков (которые произведены не из винограда), при условии соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ к закупке, хранению и поставкам указанной алкогольной продукции.
Также пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 345-ФЗ установлено, что организации, имеющие на день вступления в силу Федерального закона № 345-ФЗ действующие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина или на производство, хранение и поставки винных напитков (которые произведены не из винограда), вправе осуществлять до 1 октября 2021 года деятельность по хранению и поставкам указанной продукции при условии соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ к хранению и поставкам указанной алкогольной продукции. Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с подпунктом 2 указанного пункта заявления о переоформлении указанных лицензий должны быть поданы до 1 сентября 2021 года.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 августа 2021 г. № 27-05-14/63441
По вопросу производства ароматизированных виноградосодержащих напитков из виноградного сырья в соответствии с требованиями Федерального закона № 468-ФЗ.
Вместе с тем по вопросу переоформления лицензии на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериала) в связи с вступлением в силу Федерального закона № 345-ФЗ, которым в том числе предусмотрены изменения отдельных требований к производству и обороту винодельческой продукции, а также к технологическим правилам ее производства, в пределах компетенции сообщаем.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также по каждому виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом № 468-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона № 468-ФЗ вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) – вино, крепленое вино до розлива в потребительскую упаковку для розничной продажи;
Согласно подпункту 13.5 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ плодовые сброженные материалы – это спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения плодов, плодового сусла с добавлением или без добавления концентрированного плодового сусла, ректификованного концентрированного плодового сусла, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
В целях приведения в соответствие вида деятельности и вида выпускаемой продукции, организации необходимо переоформить лицензию на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы).
На официальном сайте Росалкогольрегулирования размещено информационное сообщение о переоформлении лицензий на производство, хранение и поставки произведенных фруктовых вин, винных напитков, виноматериалов.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 августа 2021 г. № 27-05-14/63359
Федеральный закон № 171-ФЗ устанавливает обязанность соответствия алкогольной продукции государственным, национальным и международным стандартам (статьи 11, 20, 26 Федерального закона).
В соответствии с пунктом 5.1.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 31732-2014 «Коньяк. Общие технические условия» коньяк производят в соответствии с требованиями указанного стандарта по технологической инструкции для коньяка конкретного наименования, с соблюдением требований, в том числе Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Таким образом организации вправе осуществлять деятельность по производству коньяков на основании имеющейся лицензии по технологическим инструкциям и рецептурам для каждого конкретного наименования изделия, не противоречащим государственным, национальным или международным стандартам, при этом переоформление лицензии не требуется.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с абзацем шестым пункта 2 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450, вопросы виноградарства и виноделия, предусмотренные Федеральным законом № 468-ФЗ, отнесены к ведению Минсельхоза России.
Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом № 468-ФЗ коньяк является винодельческой продукцией, утверждение технологических правил производства винодельческой продукции на территории Российской Федерации входит в компетенцию Минсельхоза России.
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 июля 2021 г. № 27-04-09/54513
В соответствии с Федеральным законом № 468-ФЗ не допускается использование слова «вино» и производных от него слов и словосочетаний на этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода (часть 2 статьи 26).
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ алкогольная продукция, использование слова «вино» и производных от него слов и словосочетаний в наименовании которой применяется с нарушением положений данного Федерального закона, является фальсифицированной.
При этом частью 4.1 статьи 49 Федерального закона № 468-ФЗ установлено, что положения частей 2 и 4 статьи 26 Федерального закона № 468-ФЗ в отношении алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, применяются начиная с 1 января 2022 года.
Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения в том числе о наименовании алкогольной продукции и государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
Федеральным законом № 345-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ, предусматривающие замену наименования вида алкогольной продукции «фруктовое вино» наименованием «плодовая алкогольная продукция».
В целях реализации положений Федерального закона № 345-ФЗ предусматривается разработка национального стандарта «Плодовая алкогольная продукция и плодовые сброженные материалы». При этом предполагается сохранить требования к продукции, определенные межгосударственным стандартом ГОСТ 33806-2016 «Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 25.08.2016 № 940-ст с 1 января 2018 года.
В этой связи в целях соблюдения требований Федерального закона № 468-ФЗ и Федерального закона № 171-ФЗ полагаем целесообразным исходить из того, что с 1 января 2022 года и до введения в действие национального стандарта «Плодовая алкогольная продукция и плодовые сброженные материалы» информация о государственном стандарте, требованиям которого соответствует плодовая алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже, в части выполнения требований пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ должна содержать только номер ГОСТ 33806-2016 без его названия.
Позиция Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по некоторым вопросам применения положений Федерального закона № 345-ФЗ
Письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29 июля 2021 г. № 4518/07-02
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 4 Федерального закона № 345-ФЗ организации, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона действующие лицензии на производство, хранение и поставки фруктового вина или на производство, хранение и поставки винных напитков (которые произведены не из винограда), вправе осуществлять
до 1 октября 2021 года деятельность по хранению и поставкам указанной продукции при условии соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом № 171-ФЗ к хранению и поставкам указанной алкогольной продукции
При этом в отношении оборота винодельческой продукции, маркированной федеральными специальными марками до дня вступления в силу Федерального закона № 345-ФЗ, полагаем, что в случаях, когда наименование вида винодельческой продукции, указанное в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок, изменилось в связи с вступлением в силу Федерального закона № 345-ФЗ, производители винодельческой продукции вправе наносить на такую продукцию федеральные специальные марки в соответствии постановлением от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками».
Кроме того, полагаем, что оборот такой винодельческой продукции может осуществляться до истечения срока ее годности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции, указанному в статье 2 Федерального закона № 171-ФЗ, а также по каждому виду винодельческой продукции, российской винодельческой продукции защищенных наименований в соответствии с Федеральным законом № 468-ФЗ.
Согласно подпункту 4 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ спиртосодержащая пищевая продукция – это пищевая продукция, в том числе плодовые сброженные материалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное плодовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии с подпунктом 13.5 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ плодовые сброженные материалы – это спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения плодов, плодового сусла с добавлением или без добавления концентрированного плодового сусла, ректификованного концентрированного плодового сусла, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 3 Федерального закона № 468-ФЗ вино, вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал) относятся к алкогольной винодельческой продукции.
В целях приведения в соответствие вида деятельности и вида выпускаемой продукции Федеральному закону № 171-ФЗ, в связи со вступившими в силу с 02.07.2021 изменениями, внесенными в Федеральный закон № 171-ФЗ Федеральным законом № 345-ФЗ, организации необходимо переоформить лицензии.
Таким образом, в случае наличия у организации лицензии:
1) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы) после переоформления организация будет иметь следующие лицензии:
на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вино наливом, крепленое вино наливом (виноматериал));
на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
2) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы без добавления этилового спирта) после переоформления организация будет иметь следующие лицензии:
на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (вино наливом (виноматериал));
на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (плодовые сброженные материалы);
3) на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы с добавлением этилового спирта) после переоформления организация будет иметь лицензию на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (крепленое вино наливом (виноматериал)).
Федеральная служба
по регулированию алкогольного рынка
О вступлении с 01.07.2021 в силу новых требований законодательства в части необходимости соблюдения нормы минимального использования производственной мощности производителями этилового спирта
Таким образом, уже в третьем квартале 2021 года организации-производители этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) обязаны выполнить квартальную норму минимального использования производственной мощности, равную 70% производственной мощности.
При этом организации, имеющие на 1 июля 2021 г. действующую лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) или на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), вправе:
1) осуществлять в 2021 году деятельность, предусмотренную указанными лицензиями, при условии выполнения вышеуказанной нормы минимального использования производственной мощности, рассчитанной с учетом пропорционального распределения указанной в лицензии годовой производственной мощности на соответствующий квартал;
2) подать до 31 октября 2021 г. заявление о переоформлении указанной лицензии, предусматривающее установление производственной мощности на квартал.
В этой связи обращаем внимание на необходимость до 31 октября 2021 г. в соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ подачи в Росалкогольрегулирование заявления о переоформлении лицензии по причине установления квартальной производственной мощности с приложением расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта, рассчитанной на квартал.
Напоминаем, заявление о переоформлении лицензии подается в Росалкогольрегулирование по форме согласно приложению № 3 к Административному регламенту предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, лицензированию производства, хранения, поставок и розничной продажи винодельческой продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями (организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», утвержденному приказом Росалкогольрегулирования от 12 августа 2019 г. № 199. При этом уплачивается государственная пошлина в размере 3500 рублей. Реквизиты оплаты государственной пошлины и образец ее заполнения размещены на официальном сайте Росалкогольрегулирования центрального меню в разделе «Лицензирование» подразделе «Госпошлина».
Учитывая, что работа по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты с целью приведения их в соответствие с нормами Федерального закона № 171-ФЗ (в редакции Федерального закона № 125-ФЗ) не окончена, рекомендуется при расчете производственной мощности на квартал руководствоваться Порядком составления расчета производственной мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 17 декабря 2020 г. № 403.
В случае, если организация, имеющая лицензию на производство этилового спирта, в течение третьего квартала текущего года не обратилась в Росалкогольрегулирование с заявлением о переоформлении лицензии по причине установления квартальной производственной мощности, использование производственной мощности такой организацией за третий квартал 2021 года будет рассчитано с учетом пропорционального распределения указанной в лицензии годовой производственной мощности на квартал.
Указанные нововведения не распространяются на производителей дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового.
Дополнительно обращаем внимание, что несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта с 1 июля 2021 года будет являться основанием для аннулирования лицензии во внесудебном порядке.