в какой сказке какого автора хозяйка дала курочке рябе высиживать утят
В чём смысл сказки Курочка Ряба?
Вопрос далеко не простой
Есть произведения, которые входят в жизнь человека с раннего детства. Яркие книжки с картинками становятся окном в мир литературы. И одно из первых мест занимает сказка «Курочка Ряба».
Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:
«Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала – плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?
Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл остался спрятанным между строк.
Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные. В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.
Заканчивается сказка очередной странной реакцией. «Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал».
Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».
Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо – снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.
Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.
Тайны за семью печатями
Яйцо – глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо – символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца – весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо – весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная – будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца – процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой – взаимоисключающих. Даже в том, что курочка – именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет – день, чёрный – ночь. А тут двухцветие. Рябая курица – среднее между днём и ночью. А более глобально – между жизнью и смертью. И золотое яйцо – нечто неживое. А простое – продолжение жизни.
Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это – разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка – посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут – они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо – простое. То есть шанс продлить жизнь.
Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо – шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.
Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами. Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок – тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем – возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо – очень вероятно, что золотое.
…Незамысловатая на первый взгляд сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя, А ещё – пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.
********************
Впервые опубликовано в интернет-журнале «ШколаЖизни.ру»
Конспект урока литературного чтения на тему С. Маршак Курочка Ряба и 10 утят. ( 1 класс)
Тема: «С.Я.Маршак. Курочка Ряба и десять утят».
Цель: познакомить с творчеством С.Я.Маршака и его произведением.
Задачи: 1.- познакомить с литературной сказкой “Курочка Ряба и десять утят” и её автором; работа над понятием “литературная сказка”;
2.- Развивать и обогащать речь детей, внимание учащихся; совершенствовать навыки чтения, делить текст на части;
3.-Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к близким и родным.
Оборудование: презентация, выставка книг.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
“… Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Что есть она, что есть страна- Литературная…”
Чтение эпиграфа на слайде
2.Постановка цели и задач
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством С.Я.Маршака и прочитаем литературную сказку «Курочка Ряба и десять утят».
Проверим домашнее задание.
Что вам было задано на дом?
4.Подготовка к первичному восприятию
Посмотрите на портрет С.Я.Маршака.
-Что вы можете о нем сказать?
У него на голове седые волосы, как вы думаете, что это может означать?
-Когда у человека бывают седые волосы?
С.Я.Маршак – родился 3 ноября 1887 года в г. Воронеже. Самуил получил хорошее домашнее образование. Учился в гимназии.
Сочинять стихи С.Я.Маршак начал еще в детстве. С.Я.Маршак переводил с английского песни. Поэт очень любил детей и написал для них много произведений: «Детки в клетки», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Где обедал воробей?», «Цирк», «Кот и лодыри», «Багаж», «Почта», «Курочка Ряба и десять утят».
-Какие его произведения вы запомнили?
-Для кого писал С.Я.Маршак?
5.Работа с выставкой книг
Для детей С.Я.Маршак написал много интересных произведений, сказок, рассказов. Вот посмотрите некоторые книги стоят у нас на выставке.
-Покажите, где указан автор?
-Прочитайте название книги?
-Глядя на обложку, что вы можете сказать о ней?
-Как вы думаете, о чем писал автор?
А сегодня мы прочитаем его сказку «Курочка Ряба и десять утят».
Ребята, давайте поработаем со словарными словами.
-Кто знает, что такое перепонка?
-А как вы можете объяснить слово студеный?
Студеный – очень холодный.
Ухаб – выбоина на дороге.
Сегодня мы с вами будем читать, литературную сказку и разделим ее на части.
-А кто знает, что такое литературная сказка?
Литературная сказка – это сказка написанная автором.
Я начинаю, а вы продолжите. После того как мы прочитаем вы мне скажите.
-Почему сказка так названа?
-Кто является главным героем сказки?
8.Повторное чтение и анализ
Давайте еще раз прочитаем. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начинает первый ряд.
-Почему плакала, курочка Ряба?
-А какое было яичко? (найдите в тексте)
-Как вышла из ситуации бабушка?
-О чем говорится в первой части?
-Как мы озаглавим эту часть? (Курочкина радость).
Повторное чтение и анализ
Читаем 2 часть. На ком мы остановились….
-Из-за чего беспокоится курочка Ряба?
-Сколько вылупилось утят у наседки? (найдите описание утят в тексте)
-Что делает младший утенок? (зачитайте)
-О чем самом главном говорится в этой части?
— Как мы озаглавим эту часть? (Беспокойство наседки).
Повторное чтение и анализ
Читаем 3 часть. На ком мы остановились….
-Почему курочку Рябу называют храброй?
-Кто охотился на утят?
-С чем автор сравнивает курочку?
-О чем самом главном говорится в этой части?
-Как мы озаглавим эту часть? (Храбрая курочка).
9.Пересказ по плану
Подготовьтесь к пересказу по плану.
Стр.129-133 пересказ. Напишите свою сказку о животных на новый лад.
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Кто автор этой сказки?
Чем понравилась вам эта сказка?
Чем народная сказка отличается от литературной?
Тема: «С.Я.Маршак. Курочка Ряба и десять утят».
Цель: познакомить с творчеством С.Я.Маршака и его произведением.
Задачи: 1.- познакомить с литературной сказкой “Курочка Ряба и десять утят” и её автором; работа над понятием “литературная сказка”;
2.- Развивать и обогащать речь детей, внимание учащихся; совершенствовать навыки чтения, делить текст на части;
3.-Воспитывать любовь и доброжелательное отношение к близким и родным.
Оборудование: презентация, выставка книг.
Номер материала: ДБ-200283
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России создали сообщество активных родителей
Время чтения: 2 минуты
В России будет введена должность советника директора по воспитанию
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Потерянный смысл «курочки рябы». Роль Ушинского в современной трактовке сказки
Самые ранние варианты русской народной сказки «Курочка Ряба», она же «Яичко», «Курочка» дошли до нас в пересказе известного собирателя сказок А. Н. Афанасьева в сборнике «Народные русские сказки» 1855 г. – 1863 г.
Можете познакомиться с вариантами сказки на страничке.
В поисках смысла в различных произведениях исследователи порою уходят далеко, пускаясь во всевозможные фантазии и аллюзии. Иногда это оправданно, когда текст богат иносказаниями, метафорами и образами. Но иногда это абсолютно неуместно, как в случае с текстом «Курочки Рябы». Так, встречаются красивые публикации о том, что яйцо является центром мироздания или потерянном раем.
Начнем с того, что существует несколько вариантов «Курочки Рябы»
Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского (1824–1870) – знаменитого русского педагога и публициста. Менее часто встречается эта сказка в изложении А. Толстого близкого к версии Ушинского, но имеющей в основе один из инвариантных сюжетов, по которому разбивается простое яичко.
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое —
Золотое.
Дед бил-бил —
Не разбил.
Баба била-била —
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало
И разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Жили-были дед да баба,
У них была курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено, —
Посадила яичко в осиное дупелко,
В кут*, под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула,
Яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка ряба им говорит:
— Дед, не плачь, бабка, не рыдай,
Куры, не летайте,
Ворота, не скрипите, сор под порогом,
Не закуривайся,
Тын, не рассыпайся,
Верх на избе, не шатайся,
Снесу вам еще яичко:
Пестро, востро, костяно, мудрено,
Яичко не простое — золотое.
Изначальный текст «Курочки Рябы» гораздо длиннее общеизвестного и заканчивается по-другому. После того как мышка разбила яичко, узнавшие об этом люди с горя и на эмоциях совершают непонятные поступки: внучка с горя удавилась, дьячок перебил колокола, просвирня просвиры изломала и т.п. Несоответствие причины и последующих последствий носит явно комичный и поучительный характер. Соответственно и смысл сказки совсем другой, чем в общеизвестной версии. Обещание курочки снести ещё яичко появилось в более поздних авторских вариантах.
Смысл этой короткой сказки в высмеивании глупости и пустом внимании на вещи, которые никак не влияют на жизнь: из-за маленькой неприятности (разбитое яичко) последствия оказались чересчур большими, кто-то удавился, кто-то волосы на голове рвёт – перечислять варианты человеческой глупости можно долго…
Отметим, что под глупостью имеем в виду не характеристику личности человека, а отсутствие ума, как основополагающего элемента человеческой зрелости. Проявлением ума по учениям святых отцов является преобладание последнего над другими частями души, которые отвечают за наши желания и чувства. Главными качествами ума можно отметить трезвение, направленность к добру, богопознание. Так, умный человек не будет из-за разбитого яйца удавливаться или рвать на себе волосы. Но, пустой и глупый человек может предать второстепенному событию роль главного.
Урок сказки в том, чтобы не придавать большого значения тому, что того не стоит. Часто определённые события заставляют действовать человека неразумно исходя из того, что человек предполагает за событиями, которые последуют потом. Человек начинает гадать и полагаться на свой разум и совершает ошибку. Если человеческий ум недостаточно развит – это может привести к печальным последствиям: через напрасную суетливость и беспокойство можно нажить большие неприятности. Евангельским ориентиром здесь может служить заповедь о том, что нужно полагаться во всём на Бога, как всеведущего и всеустраивающего источника жизни и нравственного закона.
Самой близкой аллегорией к сказке можно назвать современную трактовку фразеологизма «посыпать голову пеплом» (имеется в виду древнееврейский обычай оплакивания умерших, известный из Ветхого Завета).
В одной из версий сказки курочка обещает снести золотое яичко взамен простого (см. народные сюжеты и вариант А. Толстого). Такое построение вполне логично, так как дед и бабка будут утешены материальным достатком. Теряют малое, приобретают многое.
Что же сделал со сказкой Ушинский?
Константин Дмитриевич изменил цепочное построение сказки, изменил концовку с ироничной – на загадочную, тем самым изменив смысл сказки, а если точнее, убрав его.
Чтобы понять, зачем автор добавил в сказку такое окончание, да и вообще, зачем он её исказил или выбрал именно такую версию сказки, нужно ознакомиться со взглядами и деятельностью самого Константина Дмитриевича.
Вдохновлённый западными идеями просвещения, хорошо
эрудированный и образованный Константин Дмитриевич Ушинский (1823 – 1870) мечтал о развитии педагогики в России, считая существующую систему образования устаревшей и схоластичной. Примером ему служили в основном англо-германские практики, о чём можно судить по его работам.
Влияние на Ушинского оказали известные пионеры педагогики как науки, западные мыслители: Коменский (чешский педагог гуманист), Пестелоцци (педагог — гуманист), Дистеверг (немецкий педагог, либеральный политик).
Но больше всего во взглядах Ушинского прослеживаются черты западных философских воззрений эпохи Просвещения и более позднего периода. Так, немецкий ране–философский термин «Bildung», которым принято обозначать выделение немецкого образования, основанного на германской национальной культуре с целью воспитания гражданских и общественно полезных качеств личности, вполне коррелируют со взглядами Ушинского на педагогику в целом.
Постепенное отступление религии из жизни человека (секуляризация) и переориентация на антропоцентризм (человек – центр мира) захватывало все новые и новые сферы человеческой жизни. Константин Дмитриевич Ушинский стал проводником этих идей в русском образовании. По сути, он вытеснил теоцентрическую основу образования, заменив её системой всестороннего развития человека в духе гумманистических идей XVIII–ХIХ веков.
Неправы те, кто называют Ушинского основоположником русской системы обучения, которая существовала и до него. Однако до него, педагогика не выделялась в науку, а обучение проводилось по святоотеческим книгам и учениям. Это предполагало приоритет духовно-нравственного образования над утилитарной сущностью учебных навыков. Можно привести в пример таких святых отцов Русской Православной Церкви как Кирилл Туровский (1130 — около 1182), Ростовский митрополит Димитрий (1651–1709), святитель Тихон Задонский (1724–1783), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), наконец, епископ Евсевий Орлинский (1805–1883) и его известная книга «О воспитании детей в духе христианского благочестия» (1844). Немаловажное значение, а точнее – главное, занимало семейное воспитание.
Ушинский, собрав во едино европейский опыт, попытался создать национальную систему образования, которая объединила бы в себе и воспитание, и образование, основываясь на русской литературе.
Может быть, это был запрос времени, но именно тогда, в XIX веке, русское общество испытало плоды повреждения нравов передового общества, что послужило попытке переосмысления русского исторического процесса и духовно-нравственных основ.
За гуманистический подход Ушинского к образованию, в советское время его труды были востребованы, а издавались практически без цензуры (вымараны только религиозные вставки).
Самая известная учебная книга Ушинского – это «Родное слово» 1864 г.
В предисловии к советскому изданию «Родного слова» Ушинского можно встретить такие фразы, которые подтверждают непростое восприятие работ Ушинского его современниками:
Как известно, в советский период власть усердно искала нравственную идею для сплочения масс, основанную, естественно, на атеистических принципах. Идеи Ушинского пришлись как нельзя кстати, т.к. несмотря на то, что главным он считал христианскую нравственность, в его трудах и учебниках утилитарная сторона обучения отделена от религиозной составляющей. Это позволило теоретикам нового государства основать на его трудах квазиобразование.
Об опасности оторванности нравственности от религии писал в свою бытность Лев Тихомиров:
Вне религии у человека нет притока нравственной силы, нет и источника сознательной и добровольной дисциплины. Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку.
о нравственном начале:
Говоря об Ушинском как пионере русского образования, необходимо добавлять, что речь идёт о светском образовании.
Основным элементом обучения по Ушинскому является наглядность и систематическое возбуждение самостоятельного мышления учащихся. Процесс обучения построен от простого к более сложному. Все элементы должны быть связаны между собой, а процесс обучения логичным. Вот что он писал в своих трудах:
На основании этого подобран материал для «Родного слова». О трудности подборки материала Константин Дмитриевич писал:
Может быть, поэтому, готовя материал для обучения, Ушинский написал и обработал множество произведений русского фольклора, который искренне считал очень красивым.
Сказки, обработанные Ушинским, как правило, небольшие, встречаются и совсем короткие. Некоторые из них ставят в тупик читателя:
Так появилась «Курочка Ряба» в обработке Ушинского. Текст был сильно переработан: убран цепочный принцип и переписана концовка сказки (в котором курочка пообещала снести простое яичко).
К слову сказать, эта сказка содержится в самом начале учебника «Родное слово» первого года обучения, то есть её смысл должен понять самый маленький читатель. Так что, рассуждая над смыслом именно этой версии сказки, о сакральных смыслах и сложных аллюзиях говорить не приходится.
«Золотое яичко» изучается сразу после народной песенки «Петушок» (Петушок, петушок золотой гребешок….), в которой почему-то никто не ищет высокий смысл (следующей сказкой после «Золотого яичка» идет «Репка», которая вошла в учебник в народном варианте, смысл которой остался прежним, подробнее смотрите по ссылке).
Для Ушинского ценность «Золотого яичка» в красоте и простоте языка, понятной следственной связи, которую должны понять ученики: курочка несёт яйца → яйца простые лучше, чем золотые. Ушинский заложил загадку в текст, над которой дети должны подумать, поразмыслить и дать своё предположение отгадки. Но так получилось, что над этой бессмысленной загадкой теперь бьются взрослые, пытаясь найти в ней сакральный или другой высокий смысл.
Закончить бы хотелось словами Льва Тихомирова:
вот искусство, ныне по преимуществу утраченное. Мы не находим способов ни развивать, ни дисциплинировать человека, а затем, получая общество, составленное в самой угрожающей пропорции из личностей расшатанных, бунтующих, ничем не удовлетворимых
1 комментарий
Курочка снесла яичко.
Куры «несут» не яйца, а кур с петухами в оболочке. Яиц в природе нет. Морочат голову загадками: что появилось раньше, курица или яйцо. Евреи стараются опустить читателя до своего уровня. Для этого и понаиспускали языки. Например партий, как таковых, нет. Это разделившиеся на группы крипты. И т.д. Разделившиеся на команды спортсмены воюют со зрителями, с гоями. Ничего нет. Поменьше читайте.