в какой сентябрьский день отмечался новый год до указа петра i
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
Первое празднование Нового года, перенесенное Иваном III с 1 марта на 1 сентября, состоялось 10 сентября 1492 года (по новому стилю до 1700 года), 527 лет назад.
Традиция празднования начала Нового года насчитывает не одно тысячелетие. Например, в древнем Египте его праздновали примерно в конце сентября, когда разливался Нил и превращал пустыню в плодородную землю, а в Древнем Вавилоне — наоборот, весной. Древние Римляне также долгое время праздновали Новый год в марте.
В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел своим царским указом перенести празднование начала Нового года на 1 сентября, объединив его, таким образом, с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Кстати, именно в этот же день Иван III велел всем жалобщикам являться в столицу. Эта традиция — встречи Нового года 1 сентября — продержалась на Руси два столетия — до 1700 года.
И в знак благодарности Церковь воспела в благодарность Богу молитвенное песнопение.
Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:
Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, / о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, / и рабски любовию вопием Ти: /Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «. По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь. «. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
На фотографии Фигура Ивана III на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
Новогодняя реформа: как Петр Великий изменил главный праздник года
20 декабря 1699 года издан указ Петра I о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января
Весенний или зимний?
На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот» 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.
В то же время в канун привычного нам зимнего Нового года на Руси отмечали Васильев день. К этому празднику было принято готовить разнообразные блюда из свинины – считалось, что так святой Василий Кесарийский обязательно увеличит поголовье скота в каждом хозяйстве и обеспечит безбедную жизнь. Для того, чтобы получить богатый урожай, в этот день совершали еще и обряд «посевания». Рано утром дети обходили дома и рассыпали там яровую пшеницу, которую затем тщательно собирали и хранили до весны – периода настоящего сева. За совершение обряда дети получали сладкие подарки и складывали их в самодельные разноцветные рукава.
Зима на Руси
Новый год в Государстве Российском
После Крещения Руси к нашим предкам пришел византийский календарь, согласно которому празднование Нового года приходилось на 1 сентября. В этом тоже была своя логика: когда сельскохозяйственные работы завершены и урожай собран, можно было начинать новую жизнь и готовиться к следующему сезону. Кроме того, считалось, что именно в первый сентябрьский день Бог сотворил мир. На протяжении нескольких столетий Новый год отмечали дважды: официально – осенью и по старым обычаям – весной. В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, Московский государь Иван III приказал установить единую дату, и празднование Нового года перенесли на сентябрь как для русской церкви, так и для мирян.
С 1495 года 1 сентября в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Царь и митрополит (затем – патриарх) возглавляли праздничное шествие, которое проходило под звон колоколов. В XVII веке эту традицию дополнили: теперь монарх, его свита и бояре выходили к народу в нарядных одеждах и поздравляли с праздником. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, но называли его тогда иначе – «Первый день в году».
Елочный торг. Художник Генрих Манизер
Приказ веселиться и ставить ели
Праздновать Новый год по европейским традициям решил Петр I, вернувшийся на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил, какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о елках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Юбилейная марка, посвященная петровскому указу
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.
Новогодний бал-маскарад в XIX веке
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца. В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. После Октябрьской революции новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
В какой сентябрьский день отмечался новый год до указа петра i
Павел Завадский
«Уникальный лазер впервые установлен именно у нас в Офтальмологическом центре Карелии»
Ирина Андреева
Светлана Исаева
«Мы видим потребности общества и меняемся в соответствии с ними»
Ольга Дзюба
«Образование Мурманской области впервые вошло в ТОП-10 по России»
Константин Николаев
«Проактивный мониторинг помогает МегаФону добиваться высокого качества услуг»
Самые читаемые
История Нового года. Каким он был до Петра I?
Празднование Нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности
Для жителей российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и есть люди, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий рождественский пост, который длится 40 дней. Начинается он 28 ноября и заканчивается только 6 января вечером, с восходом первой звезды.
Празднование Нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Прежде всего, все изменения в праздновании Нового года были связаны с самыми важными историческими событиями, затрагивавшими все государство и каждого человека в отдельности.
У древних народов Новый год обычно совпадал с началом возрождения природы и был приурочен к марту месяцу.
На Руси существовало пролетье, т.е. первые три месяца. С марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на Новый год. Лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев заключали зимнее время. Предположительно, сначала на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день.
По одной версии, в конце 15 века, а по другой, в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековье, установление христианства как религиозной идеологии вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь.
Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский Новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому Новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, Новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена-летопроводца.
В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Пётр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летосчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век».
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ о том, что Пётр Алексеевич повелевает «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова».
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: «. По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых. а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь. ». В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.
Почему раньше 1 сентября отмечали Новый год
А знали ли вы, что День знаний раньше считался совсем другим праздником? В XV веке на Руси именно в этот день отмечали… Новый год! Почему сложился обычай встречать новый год 1 сентября? История праздника 1 сентября запутанная и очень интересная.
Дата праздника переносилась не раз — ещё раньше начало года по языческим канонам праздновалось и вовсе 1 марта. Однако в 988 году на Руси было принято Христинство, а вместе с ним пришёл и Византийский календарь. Согласно новым религиозным веяниям, новый год положено было праздновать осенью, 1 сентября, однако многолетние традиции не так-то просто было отменить. Поэтому русский народ продолжал встречать год вместе с пробуждением природы весной. Почему праздновали новый год 1 сентября? Оно и логично — урожай собран, все работы завершены, вот и начинается новый год.
Почему раньше праздновали новый год 1 марта и 1 сентября? Все из-за той же русской преданности традициям. В 1492 Царь Иван III издал указ, согласно которому новый год официально был перенесён на осень. Однако, несмотря на официальные празднования, люди продолжали праздновать дважды. Примечательно, что многие из весенних традиций празднования остались и в наши дни, однако обряды приурочили к весенней Масленице.
Ещё позже Петр I, который так стремился привести Русь к стандартам Европы, установил празднование нового года 1 января, как то было принято в западноевропейских странах. Именно тогда и было принято летоисчисление от Рождества Христова.
Примечательно, что не все, кто задаётся вопросом «почему новый год отмечали 1 сентября» знают, что и сейчас Русская Православная Церковь отмечает так называемое «Новолетие» по старому стилю — 1 сентября.
Кстати, привычная всем атрибутика в виде ёлки, подарков и игрушек вообще не имела ничего общего с Новым годом изначально. Но после революции из сознания россиян всеми возможными способами старались вытеснит религиозные праздники, поэтому все традиции, присущие Рождеству, были перенесены на Новый год.
Хотя только при Советском союзе официально 1 сентября начали отмечать День Знаний, история праздника учеников взяла начало именно при Петре I.
Так как до конца XVII века начало года церковь отмечала 1 сентября, а большинство школ находилось именно при церквях, обучение начиналось именно с этой даты.
А после того, как в 1699 Новый год перенесли на 1 января, произошло недоразумение — согласно новым праздничным датам 1699 год продлился только 4 месяца с сентября по январь. Но учёба шла своим чередом, и нельзя же заставлять учеников корпеть над книгами ещё больше года без перерыва! К тому же, осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше пользы и удовольствия. Поэтому традицию праздновать начало учебного года в сентябре оставили неизменной.
Кстати, несмотря на то, что праздник считается международным, во многих странах День знаний отмечается совсем в другое время. К примеру, Япония отдаёт первый звонок в апреле, а заканчивается учёба в марте. В США и вовсе нет чёткой даты — каждый округ определяет её сам. Поэтому в разных частях страны школьники идут на учёбу в разное время. В среднем, эта дата колеблется от июля до сентября.
Австралия начинает учёбу в феврале, а в Германии школьники усаживаются за парты в середине октября.
Кстати, и в России не редко поднимался вопрос о гибком графике для учеников — к примеру, на севере страны учеников давно уже отправляют на каникулы в период полярной ночи.
Новолетие: традиции празднования Нового года до Петра
Русь отмечала Новый год 1 марта – с отсылкой к языческому аграрному циклу. С укреплением церкви праздник перенесли на 1 сентября как дань византийской традиции.
Официальный календарь воссозданного единого русского государства насчитывал в основном церковные праздники: Крещение (6 января по старому стилю), Сретение — 2 февраля, Благовещение — 25 марта Одним из главных элементов празднования тогдашнего Нового года было «Действо нового лета или многолетнего здравия», отмечавшееся на Соборной площади, в самом сердце столицы. С 1492 года по указу государя всея Руси Ивана III празднование нового года было перенесено на 1 сентября, на день Симеона Столпника Летопроводца. На уклад простых людей эти изменения, впрочем, никак не повлияли: они все так же продолжали ориентироваться на весенний календарь, связанный с природными циклами. Так, начался постепенный процесс совмещения языческих обрядов с христианскими догматами.
С приходом нового календаря появился новый способ празднования этого события, причем преимущественно среди представителей высшего сословия. Во время празднеств проходили торжественные мероприятия в Кремле, в которых принимали участие царь и митрополит, вместе с остальной знатью. Постепенно торжества становились все более пышными, что отражалось на нарядах гостей, которые были подчеркнуто богатыми, с преобладанием золотого оттенка. Сама церемония начиналась с того, что царь прикладывался к священным иконам и к тексту Писания, а после этого митрополит читал молитву о здоровье помазанника. Традиционный ритуал обязательно заканчивался словами «дал Бог, жив». После поклона все шли к столу.
Богатые застолья для дорогих гостей и высшей знати проходили в Золотой царицынской палате. Для торжеств оформляли особым образом Красное крыльцо. Вот как описывают очевидцы сами торжественные празднества: «В девятом часу утра прислан был от царя пристав с дьяком и переводчиком, и царским экипажем, проводить нас к месту, где должно было совершиться торжественное празднование Нового года».
В 1598 году 1 сентября в Новолетие Борис Годунов взошел на престол Московского царства. В этот день к нему приехали иностранные послы с подарками, в том числе и от немецкого императора Рудольфа II. Эту миссию доверили проверенному и изворотливому шпиону Михаилу Шилю. Добравшись до Юрьева, германскую делегацию задерживают. Однако, после долгих пыток посол решается на побег и добирается до приграничного Пскова, а оттуда — в Москву. Однако, без документов, утерянных в дороге, его отказываются принять ко двору. Явившись без документов и, самое главное, без подарков, немецкий посол явно не вызвал доверия со стороны царского двора. Однако, изворотливый Шиль и тут выпутался: в качестве подарка он предложил свои часы, которые в то время были в России большой редкостью.
Вообще часы всегда относились к атрибутам нового года как предвестники нового времени. Первые часы появились на Руси в XV — XVI веках. Доподлинно неизвестно, как выглядели первые часы и тот экземпляр, который был подарен Шилем Борису Годунову, но точно известно, что после этого подарка Годунов смилостивился над злоключениями несчастного немецкого посла, и с тех пор эти часы брал с собой на все крупные торжества, в том числе выставлял на видном месте в Грановитой палате во время празднования Нового года. Как заметил сам посланник, великий князь на протяжении 12 дней кормил всех своих приближенных щедрыми обедами, а обычным служивым людям даровал годовое жалование.
Этот обычай праздновать первый день нового года сохранился вплоть до первых Романовых. В соответствии с нормативами придворного регламента «Дворцовыми разрядами» (1674) боярам предполагалось «по 100 рублев, окольничим по 70 рублев, думным дворянам и дьякам по 50 рублев…». Надо отметить, что это были немаленькие суммы по тем временам, сравнимые с годовым жалованием профессионального ремесленника. Но были и особо ценные подарки, например, во времена Алексея Михайловича боярин Долгорукий за подавление восстания Степана Разина получил от царя в дар соболиную шубу стоимостью около 370 рублей, расшитую серебром и золотом. По тем меркам это был очень щедрый подарок: для сравнения — шуба из бараньей овчины (т.е. нынешняя дубленка) стоила тогда 30−40 копеек, пуд семги — 37 копеек, четырехлетний бычок — 1 рубль, овца — 12−18 копеек, курица — 1 копейку, столько же — полтора десятка яиц.
Что касается новогоднего пира, то на столах наших предков красовались типичные кушанья русской кухни: праздничные калачи, пироги, блины и оладьи. В основном, в большом ассортименте были мучные изделия и разные каши. Начинки для пирогов — вот, где было настоящее разнообразие: с гороховой кашей, грибами, рыбой или мясом. Для детей пекли пироги с творогом, маком и ягодами. Первой всегда подавалась уха — так называли почти все супы. К ухе подавали сдобу. Слово десерт еще тогда не существовало, а сладкое называли «заедками». В основном, это были разные виды пастилы и варенье из ягод и меда. Напитки к столу были в основном традиционные: хмельной мед, морсы, квас, готовившийся на меду. Различные водки в зависимости от крепости называли тогда вином. Они были сладкими, потому что изготавливались на основе патоки, а пили их преимущественно женщины. Заморские греческие, французские и итальянские вина были на столах исключительно в семьях знатного рода. Празднование Новолетия приходилось по церковному календарю как раз на период употребления мясных продуктов, так что зачастую подавались на стол в основном мясные холодные и горячие блюда. А главным украшением стола был традиционный царский жареный лебедь.
Во время пиршеств столы как правило расставляли посередине помещения, а гостей рассаживали по старшинству и еще до начала трапезы каждый знал, где его место. Во главе стола сидел хозяин дома, по правую руку — старший сын или следующий по старшинству, по левую — второй сын. Женщины как правило за общий стол не садились, а занимались готовкой и подношением кушаний. Перед едой все читали обязательную молитву. Ели не спеша, в основном молча, оставляя хозяйке и хозяину дома добрые напутствия. К праздничному костюму было очень трепетное отношение: доставались самые лучшие наряды, а горожане хвастались друг перед другом богато украшенными шубами: с заячьим мехом или собольи. Отметим, что даже после принятия современного календаря Петром I глубоко укоренившиеся традиции прошлого все еще сохранялись, постепенно дополняясь новыми обычаями, пришедшими на Русь вместе с европеизацией XVIII века.