в какой психологической школе возникло представление о самоактуализирующейся личности
В какой психологической школе возникло представление о самоактуализирующейся личности
Теоретические обоснования представлений о самоактуализации были даны в работах Маслоу и других ученых. В данном разделе предлагается рассмотреть теории исследователей, изучавших эту проблему, и провести их сравнительный анализ.
Концепция самоактуализации Абрахама Г. Маслоу.
Это не было исследованием вообще. Маслоу делал свои обобщения на основе выбранного им самим определенного типа людей.
Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
Большинство исследований в области самоактуализации исходят из предложенной Маслоу иерархической модели человеческих потребностей. Согласно Маслоу существует пять уровней человеческих потребностей:
1. физиологические потребности;
2. потребности безопасности и защиты;
3. потребности принадлежности и любви;
4. потребности самоуважения;
5. потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Потребности самоактуализации выступают на передний план лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности.
Маслоу в своей книге «Дальние пределы человеческой психики» описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.
Первые пять шагов помогают развить способность лучшего жизненного выбора. Мы учимся верить своим суждениям и инстинктам и действовать в соответствии с ними. Маслоу полагает, что это ведет к лучшим выборам в искусстве, музыке, пище, как и в серьезных проблемах жизни, таких как брак или профессия.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.
В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий.
Основной недостаток теории Маслоу заключается в том, что он использовал для исследования специфических испытуемых, а не случайно отобранных репрезентантов общей популяции.
Концепция самоактуализации Курта Гольдштейна
По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания.
Концепция самоактуализации Карла Р. Роджерса
По Роджерсу актуализация своих возможностей и способностей ведет к развитию «полноценно функционирующего человека». К этому идеалу можно лишь приближаться. Такой человек движется к полному знанию себя и своего внутреннего опыта.
Оптимально актуализируясь, такой человек насыщенно живет в каждый новый момент жизни. Эти люди подвижны, хорошо приспосабливаются к меняющимся условиям, терпимы к другим.
«Психическая зрелость связана с творчеством, самоактуализируясь, люди становятся более творческими». [8, с. 14]
Очень велика нужда в положительном отношении у ребенка. Если родители пугают ребенка лишением любви и привязанности, он перестанет следовать своему внутреннему оцениванию опыта. И чтобы быть «хорошим», полностью подстраивается к оценке родителей. Это приводит к несоответствию между его «Я» и внутренним опытом, к потере организмического оценивания как внутреннего регулятора поведения и к дальнейшей незрелости человека. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствия дисциплины, ограничений или недопустимости отрицательного отношения к его поступку. Однако они должны строиться так, чтобы ребенок не сомневался в уважении к нему.
Необходимо безусловно принимать не только других, но и себя. Безусловное принятие себя означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое. Если человек не принимает себя, а ценит только те свои достоинства, которые получили одобрение других, в этом случае он испытывает напряженность и тревогу, его психическое здоровье ухудшается.
Чтобы человек мог актуализировать себя, кроме безусловного принятия и веры в его развитие, необходимо, чтобы значимые для него люди были искренни.
Следующим важным условием актуализации является эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие означает просто недифферинцированное благодушное отношение ко всем. Эмпатическое понимание включает в себя не только проникновение в мысли, но и в чувства человека, умение смотреть на проблему с его позиции, умение встать на его место.
Концепция самоактуализации Гордона Олпорта
Самоактуализированную личность Олпорт называет зрелой личностью. Он был первым, кто ввел психологию представление о зрелой личности, заметив, что психоанализ никогда не рассматривает взрослого человека как действительно взрослого. После рассмотрения им в своей книге «Становление личности» критериев зрелости других исследователей, Олпорт остановился на шести критериях:
Во-первых зрелый человек имеет широкие границы Я. Чувство Я, постепенно возникающее в младенчестве, не формируется полностью в первые три или первые десять лет жизни. Оно продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Зрелые люди интересуются не только сами собой, но и чем-то за пределами себя, активно участвуют во многом, имеют хобби.
Во-вторых, им присуща способность к близким межличностным отношениям.
В-пятых зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувству юмора, направленному на самого себя.
В-шестых, зрелый человек обладает цельной жизненной филисофией.
Далее приведем таблицу, которая покажет основные положения, рассмотренных выше теорий:
Некоторые психологические школы изучения личности
Управленческая психология, решая свои задачи, осмысливает различные подходы к пониманию человеческой личности: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическую психологию, гештальтпсихологию, когнитивную психологию, обосновывающие психологическую направленность человека на развитие своих способностей и самовыражение. Не только осмысливает, но и исходит из них.
Рассмотрим основные направления (школы) изучения человеческой личности, осуществляющие различные подходы к ее проблеме.
Фрейдизм (психоанализ)оказал существенное влияние на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения.
На основе многолетних клинических наблюдений австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856—1939) сформулировал психологическую концепцию, согласно которой личность человека состоит из трех структур, или уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».
«ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия организма. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носителем реальных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Таким образом, опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.
Большое значение для понимания мотивов поведения человека, его внутренних побуждений имеет учение Фрейда о способах психической защиты (вытеснение, отрицание, рационализация, идентификация), которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств.
Бихевиоризм(от англ. behavior — поведение), или психология поведения, появился в США в начале прошлого века. Его основатель Джон Уотсон (1873—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Бихевиоризм предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. он предлагает изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S-R (стимул-реакция). Уотсон подчеркивает, что психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания. Таким образом, сознание исключалось из психологии, хотя его наличие у человека не отрицалось.
Личность человека с позиций бихевиоризма не что иное, как совокупность поведенческих реакций по образцу условного рефлекса, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция (R) возникает на определенный стимул, ситуацию (S). Формула «стимул-реакция», S-R, являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.), поведение человека вытекает чаще всего из положительного отрицательного подкрепления (наказания, боли и т.п.).
Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Задачей психологии в данном случае является установление однозначных отношений между стимулами и реакциями, предсказание и программирование требуемого поведения человека, контроль за ним и управление.
Основными представителями необихевиоризма стали Э. Толмен, К Халл, Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам, Б. Скиннер.
В начале 60-х годов прошлого века в США возникла гуманистическая психология, включающая теоретические воззрения и психотерапевтическую практику. Фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, т.е. противоречивую, нецелостную, несовершенную личность. Гуманистическая психология противопоставляет себя как психоанализу, так и бихевиоризму, оценивая их как негуманные подходы к человеку.
Ведущими представителями направления являются Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мей, В. Франкл.
Одной из основ гуманистической психологии стал экзистенциализм* — ориентация на проблемы и трудности личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Передметом исследования здесь выступает уникальная и неповторимая личность.
Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации» (высшая потребность — по иерархии потребностей А. Маслоу).
«Самоактуализирующейся» личности присущи следующие особенности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (не прятаться от жизни, а знать, понимать ее);
2) принятие других и себя («Я есть я, ты есть ты. Я уважаю и принимаю тебя таким, каков ты есть»);
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело;
4) автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра («Не всякое средство хорошо для достижения цели»);
8) спонтанность, естественность поведения;
10) саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующееся творчество в работе, любви, жизни;
11) готовность к решению новых проблем, осознанию проблем и трудностей, своего опыта, подлинному пониманию своих возможностей, повышению конгруэнтности**.
Разные пути самоактуализации могут быть, когда у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели истины, красоты, доброты, справедливости. Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции организма на внешние раздражители — стимулы и, по сути, игнорируют сами психические процессы, то представители гештальтпсихологии(от нем. Gestalt — форма, организация, вид, образ), прежде всего немецкие психолога Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келлер (1887-1967), К. Левин (1890-1947), главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. В психологии понятие «гештальт» употребляется в смысле «организационного целого», целостной структуры, свойства которой не сводятся к сумме свойств ее частей.
Характерными идеями гештальтпсихологии являются:
P идея образа как целостного образования;
P идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов;
P идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком.
* Экзистенциальный — имеющий отношение к высшим — смысловым, ценностным — проявлениям человеческой субъективности.
** Конгруэнтность — соответствие переживания его настоящему содержанию.
Экспериментально гештальтпсихология исследовала процессы психических образований при восприятии и мышлении. Разработанная К. Левиным динамическая теория личности исследовала потребности, аффекты (эмоции), волю человека.
Когнитивный(лат. cognitio — знание, познание) подход к личности выступает против бихевиористских представлений о человеке. Когнитивная психология как научная школа оформилась в США в середине 60-х годов. Видными представителями ее являются У. Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.
Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Согласно основным идеям когнитивной психологии любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строений предположения о будущем.
Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Разница состоит в том, что люди интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т.е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных моделей (конструктов). И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.
Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.
Предмет исследования когнитивной психологии составляют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, речь, мышление, интеллект.
В обобщенном виде основные направления изучения личности человека представлены следующим образом.
Направление психологии | Предмет исследования |
Бихевиоризм | Поведение |
Фрейдизм | Бессознательное |
Гештальтпсихология | Целостные структуры психики |
Гуманистическая психология | Личность Индивидуальность |
Когнитивная психология | Познавательные процессы |
Типология личности. В основу типологии людей могут быть положены различные проявления особенностей личностных свойств.
Типология работников в зависимости от способа решения производственных задач:
P мыслитель — преобладает познавательный компонент, сосредоточение на решении логических задач, неумение решать организационные проблемы, необщительность;
Pсобеседник — легкость в установлении контактов, ориентирован на общение;
Pпрактик — человек дела, нацелен на четко поставленные задачи, решителен в действиях, хороший исполнитель, неплохой организатор, без труда выступает в больших аудиториях.
Типология людей в зависимости от внешнего облика (типология Э. Кречмера — Б. Г. Ананьева):
P астеник — «слабый» — худой, тонкий, с узкими плечами, длинной, узкой и плоской грудной клеткой;
Pатлетик — «сильный» — широкие выступающие плечи, статная грудная клетка, упругий живот, туловище, уменьшающееся к поясу, сильно развитая мускулатура;
Pпикник — «толстый», «плотный» — среднего роста, фигура плотная, лицо широкое, мягкое, основательный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки, имеет тенденцию к ожирению;
P дипластик — плохо сформированная фигура, неправильное телосложение. Указанные типы в чистом виде встречаются редко, чаще встречаются пикнически-атлетические, астенически-атлетические, пикнически-астенические.
Ниже будут рассмотрены типы личности, определяющиеся темпераментом (в зависимости от типа высшей нервной деятельности) и характером (в зависимости от акцентуаций).
4.2. Индивидуально-психологические особенности личности
Психофизиологическая характеристика видов темперамента.Слово «темперамент» произошло от латинского слова temperamentum — надлежащее соотношение (частей), соразмерность.
) Темперамент— это индивидуально-психологические особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.
Каждый вид темперамента имеет свои положительные стороны и свои недостатки, исправить которые невозможно, так как особенности темперамента связаны с различием типов высшей нервной деятельности. Темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.
По учению о темпераменте древнегреческого врача Гиппократа свойства человека определяются неравными пропорциями смешения в организме слизи, крови и желчи. От названий этих жидкостей произошло название темпераментов:
P преобладание крови (от греч. «сангве») — сангвиник;
P преобладание желчи (от греч. «холэ») — холерик;
P преобладание слизи (от греч. «флегма») — флегматик;
P преобладание черной желчи (от греч. «мелас холэ») — меланхолик.
Видам темперамента можно давать психофизиологическую характеристику (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын).
Учение Павлова определяет зависимость темперамента от типа высшей нервной деятельности (ВНД). Изучая процессы возбуждения и торможения нервной системы, Павлов определил три основных параметра нервных процессов — возбуждения и торможения:
P сила— слабость;
Pуравновешенность— неуравновешенность;
P подвижность— инертность (способность быстро сменять друг друга).
В природе имеется четыре возможных соотношения их сочетаний и соответственно различают четыре типа ВНД:
I тип: сильный — уравновешенный — подвижный — сангвиник;
II тип: сильный — неуравновешенный — подвижный — холерик;
III тип: сильный — уравновешенный — инертный — флегматик;
IV тип: слабый — неуравновешенный — инертный или малоподвижный — меланхолик.
Типология высшей нервной деятельности — физиологическая основа античной классификации темпераментов. Динамическими проявлениями активности темперамента являются следующие показатели:
Активность | Степень взаимодействия с окружающим миром |
Реактивность | Сила и длительность реакции после прекращения действия стимула |
Темповые характеристики | Скорость выполнения любых действий (речь, ходьба, движение и др.) |
Эмоциональность | Склонность к быстрому и яркому проявлению эмоций |
Тревожность | Переживание, предчувствие угрозы, опасности, неблагополучия |
Чувствительность | Тонкость восприятия внешнего мира |
Ригидность-пластичность | Неспособность-способность к быстрой перестройке деятельности, способов мышления, точки зрения |
Экстраверсия | Обращенность вовне |
Интроверсия | Обращенность внутрь, на себя |
Подчиненность- доминантность | Склонность подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим |
Нейротизм | Неуравновешенность, нестабильность |
Сангвиникхарактеризуется высокой активностью, эмоциональностью, экспрессивностью (выразительностью) поведения. Могут развиться трудности сосредоточения внимания, некоторая поверхностность эмоциональных переживаний.
Холериктакже характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний. Легкость перехода от гнева к веселью, неуравновешенность, вспыльчивость. Может развиться агрессивность или талант оратора и полководца.
Флегматикимеет сниженную активность во внешней деятельности, но высокую выносливость, работоспособность. Поведение невыразительное, ровное. Может развиться леность, безразличие или хладнокровие, выдержка, верность, преданность, постоянство.
Меланхоликявляется менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости. Имеет способность к наблюдению, систематизации, сопереживанию, глубоким и длительным эмоциональным переживаниям, что может проявиться в злопамятности или поэтическом даре.
Нет худших или лучших темпераментов. Каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены на его разумное использование в конкретной деятельности. Заслуженный деятель науки РСФСР, доктор медицинских и психологических наук, профессор К. К. Платонов справедливо замечал, что умным или глупым, честным или нечестным, добрым или злым, талантливым или бесталанным может быть человек с любым темпераментом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Научная электронная библиотека
Басенко В. П., Жуков Б. М., Романов А. А.,
2.2. Психологические школы изучения личности
Проблема личности была и остается предметом пристального внимания ученых-обществоведов. Так, психологами создано немало своих теорий личности. Наиболее известными и применимыми для управления считаются теории трех главных школ:
Менеджеру теория психоанализа не предлагает конкретных методов решения тех или иных практических проблем, однако поможет понять, почему люди ведут себя так или иначе. Некорректное поведение человека или упорное его сопротивление чему-либо может быть объяснено его защитой от чего-то, несоразмерной жаждой признания или гордыней. Поведение работников не всегда логично и разумно, а сами люди не всегда могут объяснить свои импульсы и желания, поэтому менеджер должен уметь видеть, распознать и скрытые мотивы.
Б.Ф. Скиннер (р. 1904) значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив из их разнообразия «оперантные» реакции, которые вырабатываются организмом самопроизвольно (например, ползание ребенка при освоении им мира). Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения. Данные положения уже более чем психоаналитическая теория, применимы в управлении и приняты менеджерами как орудие воздействия на подчиненных. Такие факторы, как зарплата, стремление человека сохранить свое место, статус и др., поддаются контролю со стороны руководителя.
Концепция позитивного и негативного научения позволяет объяснить многие поведенческие реакции, помочь менеджеру в контактах с людьми, наладить систему поощрений и наказаний.
Теории роста мы коснемся, когда будем рассматривать вопрос о мотивации. Сейчас же следует отметить вклад отечественных ученых в понимание проблем личности. В отечественной психологии существует четыре главные теории личности:
Для менеджмента имеют существенное значение и многие другие концепции отечественных исследователей личности. Так, следует отметить попытку В.А. Ядова сконструировать интегративную теорию личности, в которой объединились бы социологические, социально-психологические и общепсихологи-ческие характеристики человека. Он выдвинул и обосновал диспозиционную концепцию личности.
Суть ее кратко состоит в следующем. Человек, оказываясь в каких-либо типичных ситуациях взаимодействия с макро- и микросредой, в ходе самопознания, при многократном их повторении вырабатывает свои способы действия, занимает свою позицию, формирует свои установки. В другой подобной ситуации у него уже есть своеобразная готовность к определенному способу действий. Постепенно у человека складывается целая иерархическая система поведения, на вершине которой находится общая направленность личности, обобщенные социальные установки, система ценностных ориентаций. «Внизу» также имеются диспозиции, однако они ситуативны, относительно самостоятельны, более подвижны и помогают адаптации личности к новым условиям при сохранении устойчивой целостности ее генеральных диспозиций.
Более подробно с данной концепцией регуляции социального поведения можно ознакомиться по работе В.А. Ядова «Диспозиционная концепция личности».