в какой период ведущий вид деятельности эмоциональное общение ответ
В какой период ведущий вид деятельности эмоциональное общение ответ
Целостная деятельность ребёнка, специфичная для каждого периода его жизни, определяет те изменения в психике, которые впервые возникают в конкретном возрасте и определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Эти впервые возникшие изменения названы Л.С.Выготским новообразованиями. С ними он связывал новый тип деятельности ребёнка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые возникают в данном возрасте. Подобной точки зрения придерживаются А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин и другие.
Д.Б.Эльконин предложил определять психологический возраст на основе следующих показателей:
Характеристика ведущей деятельности
Другой человек и Я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки
Способы употребления человеческих орудий и знаков
Социальные нормы и смыслы человеческих отношений
Общие способы решения классов задач
2. Способ взаимодействия
Буквальная имитация, действия по образцу
Условная воображаемая, символическая имитация
Поиск общего для партнёров способа действий при отсутствии образца
3. Характер инициативного приглашения партнёра к сотрудничеству
Выражение доброжелательности (преимущественно невербальное)
«Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается?» – просьба образца, контроля, оценки
«Давай, как будто… Ты будешь … А я буду …» – чередование игры и межигровых коммуникаций в способах взаимодействия
«Я смогу решить эту задачу, если …» – гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща
4. Чего ребёнок ожидает от взрослого партнёра
Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка
Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка
Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договорённости
Помощь в проверке высказанных ребёнком гипотез, указание на противоречия
5. Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности
Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру
Обобщённая таблица возрастной периодизации с видами деятельности
Признаки возрастного этапа
Социальная ситуация развития
Характеристика ведущей деятельности
Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития
Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.
Новорожденность (1-2 мес.)
Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.
Полная биологическая зависимость от матери.
Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.
Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )
Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”
Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.
Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.
Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.
Действия с предметами.
Раннее детство ( 1-3 года)
Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.
Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.
Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.
«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.
Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.
Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».
Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.
Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.
Младший школьный возраст
Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.
Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.
«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.
Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.
Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.
«Школьная жизнь». Учеба.
Переход от детства к взрослости. Половое созревание.
Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.
Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.
Становление человека как субъекта собственного развития.
Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).
Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.
Стремление подростка занять положение в группе сверстников.
Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)
Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.
Первоначальный выбор жизненного пути.
Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.
Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.
Юнность (от 17 до 20-23 лет )
Первый период взрослой, самостоятельной жизни.
Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.
Учебная, служба в армии или поиск работы.
Реализация жизненных планов или поиск себя.
Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.
Молодость ( от 20-23 до 30 лет)
Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.
Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.
Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)
Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.
Р еализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. О сознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Труд. Творческий труд.
Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.
Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.
Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)
Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. С тремление «успеть» сделать то, что еще не успел
Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.
Принятие своей жизни.
Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.
Закономерности эмоционально-личностного развития
В психическом развитии ребенка до поступления в школу выделяют следующие возрастные периоды:
Новорожденность. В период новорожденности ребенок обладает определенным фондом безусловно-рефлекторных форм поведения (сосательным, оборонительным, хватательным, опорным и другими врожденными рефлексами). Его анализаторные системы (органы чувств) готовы к функционированию, однако кора больших полушарий находится в стадии формирования.
В первые 2 месяца происходит образование условных рефлексов:
В этот отрезок времени новорожденный находится в прямой зависимости от взрослого, который выступает, с одной стороны, как источник удовлетворения витальных (жизненно важных) потребностей в питании, чистоте, тепле, сухости. С другой стороны, как посредник при взаимодействии с окружающей действительностью.
Признаком начавшейся социализации ребенка можно считать формирование положительного отношения к взрослому. Этот процесс сопровождается установлением социального контакта и выражением своего отношения к другому человеку. К 3 неделям новорожденный начинает «отвечать» на взгляд внимательно смотрящего на него человека. Он предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому стимулу. Следовательно, человеческое лицо является стимулом социального развития.
Постепенно, на появление взрослого у ребенка вырабатывается «комплекс оживления»,который свидетельствует о социогенности и содержит все признаки зарождающейся коммуникативной потребности. Данное новообразование имеет сложную структуру:
Возникновение комплекса оживления свидетельствует о переходе к периоду младенчества.
Младенчество. Взрослый продолжает выступать в роли посредника между ребенком и предметным миром. Он активно привлекает внимание младенца к предметам, демонстрирует различные способы действия с ними (соотносящие и орудийные действия), пытается вовлечь в коммуникативную ситуацию и получить эмоциональный отклик. Формирование коммуникативной потребности у ребенка первого полугодия, а также интенсивность ее проявления зависит от типа воздействия на него взрослого (появление в поле зрения, улыбка, поглаживание, обращенная речь, комплексное воздействие) и от ситуации общения («чистое общение» или положение под грудью). Активнее всего ребенок первого полугодия реагирует на обращенную к нему речь в совокупности с другими воздействиями.
Экспрессивно-мимические средства общения,используемые ребенком в младенчестве, выполняют выразительную функцию. Это касается, прежде всего, эмоционального состояния ребенка.
Следующим этапом социализации ребенка является переход от недифференцированного положительного эмоционального отношения к человеку вообще, к дифференциации своего отношения к «своим» и «чужим».Этот этап начинается с 5—6-месячного возраста и сопровождается двумя разнонаправленными поведенческими проявлениями:
Первые свидетельства привязанностипоявляются около
4-месячного возраста, когда наблюдается выделение ребенком
своей матери взглядом и слежение за ней. В возрасте 9 месяцев ребенок прижимается к матери, когда пугается или огорчается. В общении с матерью у ребенка начинают формироваться различные социальные формы взаимного узнавания, формирующие чувство неразрывного единства, социальной общности, которое было названо Л.С. Выготским «ПРА-МЫ».
Младенчество — это период, в котором закладываются предпосылки для развития личности и, в частности, для формирования самосознания.
Ребенок первого года жизни пока еще на бессознательном уровне учится узнавать и осознавать свое имя, хотя для него оно является лишь комплексом ситуативно-значимых сигналов. Он реагирует на интонацию, ласковое отношение. Однако, по мере взросления, имя становится не только указателем его половой принадлежности, но и позволяет ему осознать себя и отделить от окружающего мира.
Годовалый ребенок начинает себя исследовать, рассматривает пальцы на руках и ногах, живот и уже имеет некоторые отдаленные представления о частях тела. В этом возрасте он пока еще не может обобщить результаты своих наблюдений.
Следует отметить, что зеркало рассматривают как средство, стимулирующее развитие представлений ребенка о себе. Малыш до года «не видит» себя в зеркале. Сначала он начинает замечать в зеркале знакомые игрушки, маму. Ребенок бьет ладошкой по стеклу, пытаясь действовать с отражением как с натуральным предметом.
Младенцы 2—3-го месяца жизни вычленяют свое отражение в зеркале, долго и сосредоточенно разглядывают его, останавливаясь преимущественно на лице и глазах. При этом наблюдается ярко выраженное удовольствие. К 6 месяцам собственный зеркальный образ вызывает у малыша исследовательское поведение: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руками.
В первые месяцы второго полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало, прослеживают взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.
К концу первого года дети подолгу целенаправленно играют со своим отражением, совершая множество ритмичных и мимических действий. В этом возрасте наблюдается использование зеркала как средства, с помощью которого можно корректировать свой внешний облик.
Кроме того, к году можно наблюдать первые эмоциональные реакции на запреты и ограничения.
Модели поведения ребенка первого года жизни показывают, что ведущей деятельностью в этот период является непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, протекающее в первом полугодии в виде ситуативноличностных контактов, а со второго полугодия переходящее в содействие, т.е. общение, опосредованное предметами. Таким образом, общение взрослого с ребенком в этот период носит ситуативно-эмоциональный и ситуативно-деловой характер.
Ранний возраст. Основными факторами развития ребенка раннего возраста являются:
На основе доверия и чувства безопасности к окружающему социальному миру у ребенка активно развивается стремление к особым личностным контактам со взрослыми, направленным на поиск его одобрения или похвалы. Дети раннего возраста ориентированы на оценку взрослыми их успехов в выполнении игровых и предметных действий. Эмоциональное общение как таковое утрачивает свою актуальность. Сохраняется сензитивность детей к личностному общению, при условии включения его в совместные со взрослыми предметные манипуляции. Взрослый выступает как партнер по совместной деятельности (соучастник, помощник, свидетель, образец для подражания, источник похвалы и одобрения). Позитивная оценка взрослого вызывает положительные эмоции и является базой для формирования самоконтроля.Социальное поведение обогащается как невербальными (неречевыми), так и вербальными (речевыми) средствами коммуникации.
Интенсивноеразвитие речии ее грамматическое оформление способствует возникновению произвольности и опосредо- ванности всех психических процессов. У взрослого появляется возможность влиять на ребенка, используя не только показ, но и словесные объяснения. Слушание и понимание сообщений.
выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является значимым приобретением раннего детства. Речь становится средством передачи ребенку общественно-исторического опыта, управления его деятельностью и поведением со стороны взрослого.
Деловое сотрудничество ребенка со взрослым на фоне положительного эмоционального контакта и связанное с ним насыщение опыта его речевыми воздействиями способствует стимуляции развития разных сторон детской речи. С возникновением у ребенка к концу второго года развернутой речевой коммуникации,предметно-действенные средства общения теряют свое значение. В дальнейшем их используют в сочетании со словом в виде жестов, которые способствуют более эффективному выражению своих желаний.
Важным новообразованием в психическом развитии ребенка является кризис 3-х лет.Кризис самостоятельности и формирующаяся позиция «Я сам» открывает новый этап формирования личности. Ребенок учится подчинять свои непосредственные желания намерениям взрослого, т.е. совершать волевой выбор. Основные симптомы кризиса 3-х лет, а именно негативизм, упрямство, своеволие, строптивость ребенка можно рассматривать как «бунт» против родительского авторитета за «личную независимость».
Ранний возраст является периодом интенсивного формирования самосознания.Источником личностной социализации является наблюдение за взрослым, подражание ему. Благодаря этому у ребенка появляется привязанность, которая обеспечивает:
Все это, составляя систему, влияет на становление самосознания. Самосознание рассматривается через возникновение «Я» (осознание собственного имени, самостоятельность, усвоение норм и правил поведения через оценку взрослого, формирование самооценки, формирование речи — речевая регуляция поведения).
Самосознание — это совокупность представлений ребенка о себе, сопряженная с их оценкой и возможными поведенческими реакциями; это более или менее стойкая система установок, направленных на самого себя. Самосознание включает следующие структурные компоненты:
Выделяются два этапа в формировании коммуникативной потребности по отношению к сверстникам на протяжении раннего возраста (Л.В. Кузнецова).
Следовательно, на 3-м году жизни возникает специфическая потребность в общении со сверстниками, к которым ребенок начинает относиться как к равному себе субъекту, как к «живому зеркалу», в котором можно увидеть себя.
Таким образом, к 3 годам ребенок умеет вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками, способен к самообслуживанию и владеет элементарными формами поведения.
Дошкольный возраст. Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. Психическими новообразованиями этого периода являются:
В структуре побудителей поведения ребенка дошкольного возраста появляются игровые, трудовые, социальные мотивы, а также стремление к различным видам деятельности (рисованию, аппликации, лепке, конструированию, музыке, танцу, словотворчеству).
Становление иерархии мотивовпроявляется в появлении способности сдерживать свои желания под влиянием ограничительных мотивов (Л.В. Кузнецова). К концу дошкольного возраста ребенок достаточно хорошо владеет своими импульсами и способен в ситуации выбора предпочесть деятельность в данный момент менее привлекательную, но отвечающую социальному смыслу ситуации, заданной ролью или инструкцией взрослого (например, проверка каких-либо навыков ребенка). В качестве дополнительных, усиливающих социальное поведение, стимулов можно использовать поощрение или лишение (например, какого-либо вида деятельности), а также собственное слово ребенка.
Новые побудители поведения и развивающееся самосознаниеотражаются в способности ребенка к адекватному (или искаженному) формированию притязаний в различных видах деятельности: игре, речи, рисовании и т.д. Это, в свою очередь, стимулирует дальнейшее развитие самосознания и мотивационной сферы ребенка. Приблизительно с 4-го года жизни ребенок начинает узнавать эмоциональные
переживания персонажей на картинках, формируется способность к изображению соответствующих эмоциональных состояний.
«Внутренняя позиция личности»,как итог развития ребенка дошкольного возраста, является интегративным образованием, в котором аккумулируются все достижения и неудачи предыдущих этапов его развития и складываются в «ядро личности». Раз возникнув, это новообразование будет присуще человеку на всех этапах его жизненного пути, определять его отношение к себе и занимаемому положению в жизни. Данное образование свидетельствует о том, что ребенок из субъекта действия стал субъектом социальных отношений, т.е. у него появилось осознание своего социального «Я».В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанного образования будет различным, т.к. иными станут те внутренние процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но, во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым положением, наличие или отсутствие у него эмоционального благополучия, а также порождать у него соответствующие потребности и стремления.
Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного «Я»,своего поведения и интересом к миру взрослых. Социальная ситуация развития выражается во всех видах детской деятельности и прежде всего, в сюжетно-ролевой игре.
В связи с поступлением детей данного возраста в дошкольное образовательное учреждение, происходит резкий переход от общения с близкими взрослыми к общению с незнакомыми людьми на очень близкой дистанции. Данная сторона социализации чрезвычайно важна для профилактики нервно-психических срывов у детей. Можно выделить некоторые тенденции подобного взаимодействия на протяжении дошкольного возраста:
В 3—4 года дети не стремятся самостоятельно вступить в контакт с незнакомым взрослым, если он сам не проявляет активности. Обычно наблюдается ориентировочно-исследовательское поведение в ситуации возможной коммуникации, используются невербальные средства общения в виде приближения, иногда сопровождающиеся отбеганием, прикосновением
к взрослому и т.д. Постепенно возникает готовность вступить в контакт с взрослым, которая проявляется:
В 4—5 лет модель поведения ребенка изменяется. При полной пассивности взрослого ребенок пытается привлечь внимание, включая инициативные речевые обращения. Ребенок пытается выяснить цель прихода взрослого, чтобы исключить потенциальную опасность (в виде уколов, прививок, лечения зубов и т.п.). В ситуации активности взрослого дети охотно идут на контакт, сообщая о себе разного рода сведения: «А у меня есть собачка Тузик», «А за мной сегодня придет папа», «Мы в выходной поедем в зоопарк», «У меня есть красивое платье и туфельки» и т.п.
В 5—6 лет повышается активность дошкольника по отношению к незнакомому взрослому, независимо от его инициативности. Однако в условиях пассивного поведения взрослого значительная часть детей может остаться безразличной к нему.
В 6—7 лет возрастает инициативность при индифферентной позиции взрослого, возникают различные поведенческие реакции с целью его вовлечения в игру, в совместное обсуждение и переживание значимых событий. Принятие активности взрослого зависит от конкретной задачи, которую взрослый демонстрирует своими действиями (игра, ласка, разговор и т.д.), и ее совпадения с потребностями ребенка.
В дошкольном возрасте не теряют полностью привлекательности более ранние формы общения, а именно ситуативно-личностная и ситуативно-деловая, однако появляются новые формы, которых объединяет их внеситуативность,обособление от конкретной наличной ситуации (М.И. Лисина).
В 3—4 года ребенок предпочитает действенные контакты со взрослыми, кроме того, появляется потребность в новых впечатлениях. Дошкольник пытается проникнуть в суть вещей и явлений, что стимулирует развитие «теоретического» сотрудничества со взрослым.
В 4—5 лет особое предпочтение вызывают ситуации познавательного общения, такие как слушание сказки, обсуждение свойств предметов и явлений окружающей действительности.
В 5—6 и 6—7 лет отмечается одинаковое предпочтение познавательных и личностных ситуаций в общении со взрослыми, т.е. сочетание внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной форм общения.
В центре внимания ребенка-дошкольника оказываются социальные ожидания (Л.В. Кузнецова). От усвоения правил употребления общественных предметов ребенок переходит к усвоению правил социального взаимодействия и кооперации, что можно расценивать как возникновение потребности в социальном соответствии.
Личностное развитие в дошкольном возрасте тесно связано с формированием игровой деятельности, которая является ведущим видом деятельности в этот период. Игра, являющаяся деятельностью символико-моделирующего типа, направлена на моделирование различных отношений человека как носителя определенных качеств и ролевых функций в отношениях с другими людьми, также наделенными определенными качествами и ролевыми функциями. «Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, через игру становятся источником развития морали самого ребенка. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии» (Д.Б. Эльконин).
На протяжении дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра видоизменяется. В младшем дошкольном возрасте игра тесно связана с предметно-действенными операциями ребенка и слабым контролем за соблюдением правил. С 5-летнего возраста у ребенка появляется потребность в четком следовании ролевым предписаниям и контроле за соблюдением правильности их выполнения. В игре возникает эмоциональная децен- трация, которая выражается в появлении у дошкольника способности поставить себя на место другого, пережить его успехи и неудачи, как свои собственные. Эмоциональная децентрация создает предпосылки для возникновения интеллектуальной децентрации. Через анализ правил и их соблюдение у ребенка возникает механизм волевого соподчинения своих действий.
Общение со сверстникамитакже претерпевает изменения. У 3—4-летних детей межличностные отношения только начинаются складываться и не носят развернутого характера. Избирательные привязанности находят свое выражение в дружбе детей. Основой для формирования дружеских привязанностей у детей этого возраста являются:
В зависимости от того, как ребенок оценивает себя и как его оценивают сверстники, складывается его статус в группе детского сада. Статус наделяет определенными правами и обязанностями. Он определяет развитие личности в целом. Как правило, притязание на признание со стороны сверстников имеет две стороны:
Эти две стороны должны быть уравновешены, чтобы правильно формировались нравственные качества.
Следует отметить, что к семилетнему возрасту, накопив достаточный интеллектуальный, личностный, эмоциональноволевой багаж, ребенок переходит на новую, более высокую, ступень своего развития. Как правило, переход к школьному возрасту связан с очередным кризисом в развитии ребенка. Возникают новые мотивы поступков и действий, среди которых особое место приобретают мотивы общественные, по своему содержанию связанные с пониманием взаимоотношений между людьми, во-вторых, формируются мотивы долга и вместе с тем мотивы самолюбия и соревнования. Формируются первые этические инстанции и на их основе моральная оценка, которая начинает определять непосредственное эмоциональное отношение к другим людям, возникает произвольность поведения и на ее основе новое отношение к себе и своим возможностям.
Таким образом, дифференцированное развитие получают все стороны самосознания: когнитивная, оценочная и поведенческая.
В дошкольном возрасте, наряду с процессами социализации, наблюдается способность ребенка противостоять предлагаемому поведению, особенно со стороны сверстников. По отношению к взрослому ребенок продолжает оставаться довольно зависимым ввиду особой эталонной роли взрослого в жизни ребенка.