в какой период существовало кыргызское великодержавие

В какой период существовало кыргызское великодержавие

Каган Барс-бег и государственность енисейских кыргызов в VI–XIII вв.*

Утопия

в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть фото в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть картинку в какой период существовало кыргызское великодержавие. Картинка про в какой период существовало кыргызское великодержавие. Фото в какой период существовало кыргызское великодержавие
Кыргызские воины

Основой правового средневекового государства Кыргыз, считал Низами, была праведная жизнь, где не было чрезмерных желаний: чтился каждый человек, независимо от его положения, где напрочь отрицалась власть золотого тельца»:

«Серебра мы не ценим и золота тоже,

Здесь они не в ходу и песка не дороже»,

говорили кыргызские мудрецы.

С достоинством поведали старейшины о порядках, царивших в обществе кыргызов Енисея:

«Помогая друзьям всеблагому в угоду,

Мы свою не скорбя переносим невзгоду,

Если кто-то из нас в недостатке большом,

И ли малом, и если мы знаем о том,

Всем поделимся с ним.

Мы считаем законом,

Чтоб никто и ни в чем не знаком был с уроном.

Мы имуществом нашим друг другу равны,

Равномерно богатства всем нам вручены.

В этой жизни мы все одинаково значим,

И у нас не смеются над чьим-либо плачем.

Лжи не скажем вовек.

Даже в сумраке дремы

Неправдивые сны нам,

Утопия? Без сомнения. Но в этой утопии проглядывают и реальные черты жизни кыргызов. Такое представление поэта, творившего в Закавказье (совр. Азербайджан), об очень далекой стране Кыргыз свидетельствует о высокой репутации и славе государства на Енисее далеко за его пределами.

Государство Кыргыз

Кыргызы оставили яркий след в истории Южной Сибири и Центральной Азии, но сведения о них в письменных источниках скудны и отрывочны. Известно лишь, что в VI-XII вв. они занимались скотоводством и земледелием, удачно охотились на лосей, кабаргу и пушных зверей, используя гончих собак (тайганов) и лыжи. Значительного развития достигли ремесла, особенно выплавка железа и кузнечное дело. Торговали с Китаем, Восточным Туркестаном и Средней Азией. Покупали иноземные шелковые ткани, лемехи для плугов и роскошные сосуды. Выменивали меха у «лесных народов» на ремесленные изделия и хлеб. Продавали скот, пушнину, мускус, ископаемые бивни мамонта, ценные сорта капа (нароста на березах), чрезвычайно прочные и острые мечи.

Структура государственного устройства была предельно проста:

в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть фото в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть картинку в какой период существовало кыргызское великодержавие. Картинка про в какой период существовало кыргызское великодержавие. Фото в какой период существовало кыргызское великодержавие
Кыргызский воин

В VI-VIII вв. история кыргызов характеризуется постоянной борьбой за независимocть. В 554-555 гг. земли по Енисею тюркский владыка Мухан-каган использовал в качестве источника рабов и первоклассного вооружения, которое здешнее население, согласно летописи, делало из метеоритного железа. Как отмечает китайская хроника 583 г., кыргызы «со скрежетом зубовным» ожидали своей возможности отомстить тюркам. Поэтому тюркские каганы рода Aшина разместили на Енисее сильные гарнизоны.

Эпоха Барс-бега

в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть фото в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть картинку в какой период существовало кыргызское великодержавие. Картинка про в какой период существовало кыргызское великодержавие. Фото в какой период существовало кыргызское великодержавие
Барс-бег

В это время заволновалась казалось бы навсегда раздавленная и униженная китайцами Великая степь. В 680 г. восстали тюрки. Сначала восстание имело успех, но потом храбрые и опытные китайские пограничные ветераны разбили толпы плохо вооруженных и неорганизованных тюрок. Один из членов тюркской династии Ашина, которая возглавляла Тюркский каганат до разгрома его Китаем в 630 г., с 17 сподвижниками в 681 г. оторвался от преследования и бежал в горы Иньшань, где продолжал борьбу. Храбреца звали Кутлуг.

Кутлуг идет на следующий авантюрный поступок. Он, рискуя приобрести новых непримиримых врагов, неожиданно совершил лихой набег на кочевавших к северу от гор Иньшаня токуз-огузов и угнал много скота. Только после этого, отмечает китайская летопись, Кутлуг «стал сильным».

На сторону повстанцев перешел Тоньюкук, который сразу стал «мозгом и нервом» тюркского возрождения.

Тоньюкук принадлежал к аристократическому роду древних тюрок Ашидэ. Это был второй по знатности после каганского рода Ашина род, который играл важную политическую роль в каганате тюрок. Законными женами тюркских каганов Ашина считались жены из рода Ашидэ. Только сыновья кагана от женщин из рода Ашидэ становились наследниками престола.

Когда тюрки восстали, Тоньюкука в 681 г. отправили к Кутлугу в Иньшаньские горы, дабы уговорить его «искупить вину». Вырвавшись за пределы Китая, Тоньюкук немедленно перешел на сторону своих соплеменников и сразу был назначен Кутлугом «апатарканом», то есть главнокомандующим немногочисленных сил тюрок. Тоньюкук немедленно занялся их реорганизацией и обучением.

Итак, железной волей и недюжинным государственным разумом тюркских вельмож, отчаянной храбростью и стойкостью рядовых тюркских воинов каганат тюрок в Великой степи был воссоздан. Историки назвали его Вторым Тюркским каганатом. Воссоздание собственного каганата было громадным успехом тюрок. Ильтериш-каган наложил свою тяжелую руку на все кочевые племена к северу от Великой Китайской стены. Великая степь согнулась от этой тяжести, но готовилась к реваншу.

Несмотря на успехи, военно-политическое положение тюрок не было благоприятным. Они оказались в окружении врагов-кочевников, располагавших не менее храбрыми и вышколенными конниками, чем тюрки. Недовольных возглавил огузский Баз-каган, который тайно послал своих дипломатов в Китай и к киданям для координации выступления против Ильтериш-кагана с севера, юга и востока.

Но у Тоньюкука была хорошая разведка, и все тайное стало явным. Он предложил разбить врагов поодиночке. Тюркские отряды в 689 г. были брошены на север и наголову разбили группировку Баз-кагана в битве на реке Толе. Одновременно отряды во главе с братом кагана Мочжо напали на военный округ Цинпин и не позволили китайской армии подать помощь огузам. Сам Тоньюкук повел отряды тюрок на Тянь-Шань, где сразился с тюргешами.

В 691 г. Ильтериш-каган скончался в зените могущества и славы. Престол унаследовал его младший брат, которого китайцы называли Мочжо (Бег-чор). Он принял тронное имя Капаган-каган. Сыновья Ильтериш-кагана Могилянь (впоследствии Бильге-каган) и Кюль-тегин участвовали во всех военных мероприятиях дяди-кагана и стали прославленными полководцами.

Капаган-каган решил восстановить границы Первого Тюркского каганата от Большого Хингана на востоке до Железных ворот (проход Бузгала южнее Самарканда) на западе. Эта программа включала в себя и обязательное подчинение кыргызов на Енисее. Над государством Кыргыз нависла грозная опасность.

Источник

В какой период существовало кыргызское великодержавие

2.6. Эпоха Кыргызского Великодержавия

в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть фото в какой период существовало кыргызское великодержавие. Смотреть картинку в какой период существовало кыргызское великодержавие. Картинка про в какой период существовало кыргызское великодержавие. Фото в какой период существовало кыргызское великодержавие

В эпоху возвышения Кыргызского каганата кыргызы имели большое влияние на племена Тувы и Западной Монголии. Так, население долины р.Кемчик в Туве было разделено на шесть кыштымств, вассальных владений. Вновь образованное административное деление имело общее название алты баг кешдем (шесть багов кыштымов-рабов). Население его также называлось алты баг будун [89.-C.60.] (шесть багов простого народа).

Любопытно, что отдельные сюжеты эпоса «Манас» отражают историю древнетюркской эпохи и расцвета Кыргызского каганата. В сказании сохранены самые захватывающие моменты древности, особенно истории кыргызов енисейской эпохи. Встречаются сюжеты, имеющие отношение к кыштымам шести багов (Отрывок из сюжета приведен нами в первой главе).

Начавшаяся война между кыргызами и уйгурами длилась 20 лет. Кыргызы, чтобы добиться своей цели, искали поддержку извне и укрепляли международные отношения.

С каждым разом расширялся круг племен, выражавших лояльность кыргызскому кагану и ставших союзниками против уйгурского господства. В борьбу было втянуто большинство племен, начиная с родственных кыргызам чиков, кючюков и завершая более крупными и могущественными тяньшаньскими тюргешами и карлуками.

Постепенно военная удача стала поворачиваться к кыргызам. Ажо, упиваясь победами, говорил: «Твоя судьба кончилась. Я скоро возьму твою орду, поставлю перед ней моего коня, водружу мое знамя. Если можешь состязаться со мною, то немедленно приходи: если не можешь, то скорее уходи» [389.-C.60.]

По мере усиления кыргызов уйгурский Дом слабел. Так как в нем разгорались разногласия между различными группировками и кланами, которые разделились на более мелкие. Менее могущественные искали помощи извне, а то и предавали своего господина, чтобы насолить ему из мести.

Каждый клан старался привести своего царевича к власти. Для достижения своей цели кланы использовали пленных или служивших у уйгурских князей кыргызских военачальников, которые волею судьбы попадали в страну уйгуров. Так, в 832 году уйгурский хан был убит своими же подчиненными. В 839 г. «министр Гюйлофу восстал против нового хана и напал на него с шатоскими войсками. Хан сам себя предал смерти».

Внутренние распри привели к потере централизованного управления и контроля ситуации. В источнике отмечалось, что уйгурский хан не мог продолжать войну. Наконец его же полководец Гюйлу Мохэ привел Ажо в хойхускую орду.

В 840 году к кыргызскому ажо перешел вместе со своим войском один из военачальников уйгурского кагана Гюйлю Мохэ. Войска ажо значительно увеличились. Такой поворот в войне вполне устраивал кыргызского ажо, которому грех было не воспользоваться подвернувшейся благоприятной ситуацией.

Вскоре кыргызский ажо со 100 000-й конницей напал на ставку Уйгурского кагана. В решающем сражении под Орду-Балыком кыргызское войско разгромило войска противника. Уйгурский хан был убит в сражении, а его стойбище предано огню под личным руководством предводителя кыргызов. Силы уйгуров рассеялись по Степи.

После занятия Орду Балыка кыргызами значительная часть уйгуров ушла на юг во главе с У-цзе тегином, младшим братом кагана, убитого заговорщиками в 832 г. Тогда 13 родов племени кагана поставили каганом тегина У-цзе и укрепились на юге у гор Цоцзышань.

Кыргызский каган при разгроме столицы Уйгурского каганата взял в плен китайскую принцессу, царевну Тай-хон и в политических интересах отправил ее на родину в сопровождении послов во главе с Дулюй Шихе. Но по пути их перехватил У-цзе каган, перебил всех, за исключением Тай-хоны и вместе с ней пересек Гоби. Это событие произошло в 841 г. Кыргызский каган по просьбе китайского императора снарядил 100 000 войско во главе с Алп Сол Тепеком и отправил на поиски Тайхон в Восточный Туркестан.

После гибели и ликвидации гегемонии уйгуров в Степи кыргызский ажо перенес свою ставку из Когмен ичинты к югу от хребта Танну-Ола. Его ставка расположилась на расстоянии 15 дней конной езды от прежнего уйгурского стойбища. Нужно было удержать достигнутое и не дать уйгурам взять реванш. Кыргызский ажо, подстрекаемый китайским императором, продолжал преследовать и добивать уйгурские отряды, скрывавшиеся в Степи. Около 847 года ажо с 70 000-м войском предпринял поход против шивэйцев, у которых скрылись ханская фамилия и ее приверженцы. С разгромом Уйгурского каганата в Степи стали свирепствовать кыргызы, устанавливая свои порядки.

В эпоху Великодержавия кыргызы расширили свое влияние от Приамурья на востоке до Таласа на западе. Государство енисейских кыргызов превратилось в Великий Кыргызский каганат. Этноним «кыргыз» и «кыркыр» получили распространение повсеместно. В связи с чем, страну кыргызов называли Каркырахан. В последующем это название было закреплено за Тюргешским (Западнотюркским) каганатом [12.-C.83.].

Отметим, что мы имеем достаточно сведений средневековых авторов анонимного автора «Худуд…», Истахри, Гардизи, С.Ахсикенди, рассказывавших в своих трудах о миграции кыргызов, огузов, кыпчаков и других кочевников на запад в VIII-XI века. В них прочерчивается контуры кыргызских земель, распространившихся далеко на запад, до и после разгрома кыргызами Уйгурского каганата в 840 году. Если после событий 711, 715 годов отступили в земли Тюргешского каганата и Алтай, то после 840 года кыргызы отмечались на севере на Волге, а на юге в районах Кашгара и Или-Таласской долинах, имея непосредственное соседство с городами Фергенской долины Бухара, Ходжент, Усрушана, Илак, Шаш и др.

Отметим, что сведения Гардизи в определенной мере имели сходство с генеалогическими предениями С.Ахсикенди о первопредке кыргызов и правителе гузов Ак Эше (Акоше) и кыргызскими рассказами об Ак Эше из страны Кыпчаков. Согласно, первой версии, Имам Джафар Садык с гузами (огузами) вел религиозную войну с неверными в Восточном Туркестане. Позже сорок огузов бежали в Фергану. Кыргызы произошли от сорока гузов, скрывшихся в горах Ходжента в эпоху султана Санжара в XII веке.

В кыргызском предании Ак Эше представлен выходцем из страны Кыпчак и предводителем кыргызов. Согласно легенде, кыргызы проживали в окрестностях горы Кара Тоо еще с эпохи пророка Мухаммеда. По содержанию легенды, в одном из ущелий Кара Тоо находилась знаменитая могила Мазар Азирета Ак Эше, дальнего предка хана Манаса, которому после смерти героя досталось его боевое красное знамя. Ак Эше был главным сахабой пророка Мухаммеда, распространителем ислама в Средней Азии. Он был удостоен внимания пророка будто бы за то, что Ак Эше с 92 воинами отправился в Мекку на помощь пророку Мухаммеду и одержал победу над его врагами. Пророк назвал его человеком, своевременно подоспевшим из страны Кыпчак [11.-C. 120-121.].

Следует отметить, что родословная Гардизи о незрячем предке в точь-точь сохранилась среди кыргызских племен. Причем, вышеприведенная генеалогия сохранилась многими племенами, родами и в различных версиях, что говорит о том, что она была востребована среди кыргызских племен. Особенно у племени чон багыш. В составе современных кыргызов встречались названия племен азык, кючюк, саяк (итэмген, сютэмген), мундуз, черик (чэ-ли), которые были известны в Семиречье с VIII-Х века. Однако они же встречались в качестве названий родов, племен и местностей Северного Кавказа, что тоже в какой-то мере подтверждало миграцию определенной части кыргызов на запад в VIII-X вв. Отметим, что родовые подразделения племени саяк итэмген (вскормленный молоком собаки) и сютэмген (вскормленный молоком человеческой матери) по сегодняшний день встречались в составе кыргызских родов в Таласской долине, что также как бы указывало на район переселения восточных племен в прошлом.

В эпоху Кыргызского Великодержавия Кыргызский каганат был признан всеми государствами, племенами и народами Великой Степи. В эпоху Кыргызского Великодержавия о могуществе Кыргызского государства уже знали на Тянь-Шане, Кавказе, в Тибете, Иране, Китае и других странах. Азербайджанский поэт Низами в своей поэме «Искендер намэ» назвал Кыргызское княжество древним, существующим еще со времен Александра Македонского.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в эпоху Кыргызского Великодержавия земли енисейских кыргызов простирались на западе до Волги, на юге Кашгара и Или-Таласской долин, на востоке до Приамурья. В это время алтайскими кыргызами управлял Эмке, покоривший огузов и включивший их племена в состав кыргызского народа. Возможно, что в эпоху Кыргызского Великодержавия в состав Кыргызского каганата вошли также огузы, проживавшие в районе Баян Талаа Ховузу в Туве. Здесь было обнаружено компактное проживание тувинских племен кыргыс, кууларов и монгушей (или монгутов [301.-C. 125, 130, 131.]

Среди вышеуказанных племен монгуши (мон- ман- огуз) могли представлять огузов, которые в то время попали в зависимость от новых хозяев Центральной Азии кыргызов. По этнографическим материалам тувинские монгуши имели этногенетические и этнокультурные связи с кыргызскими мунгушами. Согласно кыргызской генеалогии, записанной С.Ахсикенди, имя Мунгкуш упоминалось в числе имен аристократических родов народа наряду Адыгине, Тагай, Кара багыш [285. –С. 225-227.] В родоплеменном составе кыргызских мунгушей встречались названия родов жагалмай, мангыт и букур татар [36.-C.86.] Жагалмай так называли тамгу у крупных кыргызских племен, входивших в состав правого крыла кыргызов, куда входили и мунгуши. С.М.Абрамзон писал об идентичности тамги племени «цзе-гу» (киргут, т. е. древних кыргызов) тамге джагалмай [3.-C.45.].

В эпоху Кыргызского Великодержавия кыргызские племена кочевали на огромной территории, раскинувшейся от Приамурья на востоке до Волги и от реки Обь на севере до Тибета на юге. На этой огромной территории была образована новая общность родственных племен алтайских кыргызов, чигилей, тюрко-огузов, которые вместе продвигались в западном направлении. Центр западных групп кыргызов (тюрко-огузов и чигилей) находился в долине реки Талас, где по источникам находились зимовки легендарного предка огузов Огуз хана. По версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди ставка правителя кыргызов Каркыры (деда Манас) находилась в стране Каркыра в долине реки Талас. Сын и внук Карыкыры Джакыпбек и Манас родились в стране Каркыра в Таласе [33.- С. 44-45.].

В эпоху Кыргызского Великодержавия передовые группы азов, кыргызов, жагалбаев вкупе с башкирскими и канглийскими племенами через Приаралье и Сыр-Дарью продвинулись дальше на Северный Кавказ, в Причерноморье, Крым и на Волгу.

2.7. Сокровенные писания императора Китая Кыргызскому кагану

После разгрома Уйгурского каганата китайский Дом поспешил признать победу кыргызов и укрепить свои дипломатические отношения с победителями. В этих целях китайский император отправил письмо кыргызскому кагану [249], в котором признавал победу кыргызов и благодарил кагана за снисхождение к царевне Тай-хон при взятии столицы Уйгурского каганата и за отправку ее на свою родину в сопровождении посла Дулюй Шихе. Он же сожалел о том, что по пути Тай-хон была перехвачена У-цзе каганом. В этой связи император просил Кыргызского кагана помочь в освобождении Тай-хон от У-цзе кагана.

Между кыргызским каганатом и Китаем наладились добрые отношения. Кыргызский каган и император 4 раза обменивались посольствами, сопровождая их своими письмами, в которых обсуждали самые актуальные, геополитические и международные проблемы. Кыргызские посольства возглавляли послы (сангуны-военачальники) — Тапказ, Жоокуу сол, Ошкор, Дадас иничор.

В письмах император Китая полностью признавал победу кыргызов над уйгурами, приводил сведения из древней истории кыргызов, когда последние были завоеваны империей хунну. Император пытался убедить в близости и родственности двух господствующих Домов. Он называл Кыргызского кагана потомком легендарного полководца Ли Лина, попавшего в плен к хунну и впоследствии по воле шаньюя назначенного наместником во владение Кыргыз (Хагяс).

В налаживании добрых дипломатических отношений с новыми хозяевами Великой Степи — кыргызами играли большую роль историографические сведения о более древней истории народа, которые сохранились в трудах Сыма Цяня, Бан Гу и других авторов. Естественно, Кыргызский каган использовал данные китайских источников для укрепления государственной идеологии и поднятия имиджа государства. Кыргызские послы, посетившие императорский двор, могли, по всей вероятности, иметь специальные поручения по сбору как можно больше материалов о древней истории кыргызов. По возвращении самые важные сведения, как правило, становились общественным достоянием.

Китайский император переписывался с кыргызским каганом вплоть до его смерти. Каган умер в 847 году. Можно предположить, что именно в связи с гибелью кагана, основателя великой Кыргызской державы был кошок-плач царицы Каныкей (по случаю смерти Манаса). Примечательно, что плач Каныкей имел сходство с одним из основных сюжетов сказания «Слово о полку Игореве», который известен под названием «Плач Ярославны».

2.8. Кыргызы в Тибете

Кыргызский каган проявил активность в освобождении китайской принцессы Тайхон, которая была уведена Пан тегином в 841 году. Кыргызский каган организовал военную экспедицию со 100 000 войском во главе генералом Алп Сол Тепеком в Восточный Туркестан в 842-843 гг. По данным источников он имел свои владения, как на Алтае, так и в Туве.

Алп Сол Тепек развернул военную экспедицию вширь в Восточном Туркестане. Он не только вел поиски Тайхон, но и захватывал города и племена в Восточном Туркестане. Одним из главных целей Алп Сол Тепека было укрепление власти Кыргызского кагана в данном регионе. Китайский император отправил своего военного министра на переговоры с кыргызским генералом. Встреча Алп Сол Тепека с военным министром произошла в крепости Тяньдэ в 842 году [205. –С. 63,64].

В 842 году Алп Сол Тепек прибыл в крепость Тяньдэ, расположенную в 100 км к северу от западного конца большой излучины реки Хуанхэ. Здесь он встретился с военным министром Китая. Он сообщил, что кыргызы не имеют известий о судьбе Тайхон. Он также информировал, что отправлен на ее поиски военный отряд. Со слов генерала Алп Сол Тепека известно, что кыргызы «переселились на р.Хэло, живут на старой территории Уйгурского государства.

Принц Уцзе, перехватив принцессу Тайхон, пытался добиться признания Китая. Однако он начал нападать и грабить западные районы современной Внутренней Монголии. Китайские войска разбили его. После чего, он с остатком войск бежал к племенам хэйчецзы, обитавшим в юго-западных отрогах Большого Хингана. Здесь Уцзе был убит местными водждями племени хэйчецзы, подкупленными китайцами и каганом [184. –С. 48-49].

В 843 году, Алп Сол Тепек император Китая пригласил в свою резиденцию. Император устроил пышный прием в честь кыргызского генерала. После успешных переговоров с императором он благополучно возвратился домой с богатыми дарами. По возвращению на родину заслуги Алп Сол Тепека перед отечеством были отмечены Кыргызским каганом и он был удостоен больших наград.

Однако данные исторических источников говорят о том, что Алп Сол Тепек вернулся на Енисей не всей своей армией. Видимо, он часть своего войска оставил в Карамурене, в качестве кыргызского военного пограничного контингента в Восточном Туркестане. Одной из главных задач военного контингента было отслеживание движения войск и сил уйгурских царевичей и князей. Здесь кыргызов поддерживали те племена, которые признали власть Кыргызского кагана.

В 848 году Кыргызский каган отправил генерала Або во главе 70 000 войска, состоявшего из различных племен на юг. Главной задачей Або было найти и уничтожить Эняна, младшего брата Уцзе, который возглавил уйгуров после смерти своего брата. Энян организовал сопротивление и боролся с китайцами. Но он вскоре был разбит и бежал к шивеям, кочевавшим на территории от юго-западных отрогов Большого Хингана до Китайской стены. Китай стал требовать выдачи кагана. Энянь бежал.

Або начал свое движение со стороны юго-запада от северных границ крепости Тяньдэ. Он вошел в долину реки Эдзин-гола (к границам Китая), а после в земли шивэй в Маньчжурии, где скрывались уйгуры. Главной задачей Або было захватить Эняна и поддерживавших его уйгуров. Не дать усилиться шивеям, скрывавших у себя уйгурского кагана и уйгуров.

Або нанес сокрушительное поражение шивей. Захватил уйгуров и вернул их в старые места обитания на север от Гоби. Таким образом власть кыргызского кагана распространилась на юго-востоке до пустыни Гоби, где жили племена канцзюй-хэйчежцы. Китай всячески пытался столкнуть Або с ними. Так как в их стране скрывался беглый уйгурский принц. Однако Або не нападал на хэйчежцы, а те в свою очередь сами ликвидировали предводителя уйгуров, что указывает на родство енисейских кыргызов с канцзюй-хэйчежцы.

В IX-Х века, по данным источников, кыргызские войска продолжили свой натиск на уйгуров, живших в Восточном Туркестане. По данным китайских источников кыргызы и тибетцы могли поддерживать группировку Ли Кэюна в междоусобной войне в Китае в 904 году [184.-C.57.].

Таким образом, в период Кыргызского Великодержавия кыргызы вели активную политику на западном и юго-западном направлении, что давало им возможность закрепиться в определенных областях Семиречья, Тянь-Шаня и Северного Кавказа.

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Источник

В какой период существовало кыргызское великодержавие

Столица государства – ставка Ажо

Согласно китайским письменным источникам, ставка кыргызского кагана Ажо находился на отрогах Саянских гор. Название ставки определено по форме 密的支 (mì dí zhī). [Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л. 1950, Т. I.]. Фонемный анализ данных иероглифов не позволяет найтти аналогию на древнетюркском языке. Согласно семантическому анализу, это форма имеет значение: «внутренняя, тайная, скрытая ветка, ответвление».

На древнетюркском языке лексема «ичик, ичреки» имеет семантику «внутренний, ордо, ставка». Данная лексема встречается в письменных источниках древних тюркютов. В надписях поминального комплекса Тонюкук имеется следующее предложение: «qanïn : qudup : ičikdiŋ : ičikdük üčün : Teŋіri : ölütmüš erinč – Ты, оставив своего хана, вступил внутрь (т.е. подчинился снова китайской ставке)! Из-за этого вступления Тенгри поразило (букв.: умертвило)». Следовательно, данная форма может переводиться на русский язык как «ответвление Ичкилик».

Следовательно, Ставкой Ажо был город Кемиджкет (переводится как «город на берегу реки Кем»), расположенный на территории Ичкилик.

Север

Четко определить северные границы кыргызского великодержавия невозможно. Согласно китайским источникам северные народы были подчинены кыргызам: «Все реки текут на северо-восток, минуя Хягас (кыргыз), соединяются на севере и входят в море (озеро Косогол), пришли к Мума (поколение лыжных тукюе), где кочуют три тукюеские аймака: Дубо, Милигэ, Эчжы. Князья их называются Гйегинь. По ночам занимаются воровством и грабежом, а днем скрываются. Хягасы (кыргызы) ловят их и употребляют в работу». [Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л. 1950, Т. I.].

Следовательно, можно предположить что, северные границы кыргызского великодержавия доходило до северной субарктической влажной географической зоны Сибири.

Восток

На востоке граница кыргызского великодержавия доходил до реки Амур. Согласно китайским источникам: «В первое лето правления Да-чжун, (847 год). Хойху (уйгуры) почти уничтожились. Оставалось именитых князей и высших чиновников до 500 человек, полагавших единственную надежду на Шивэй. Семь родов шивэйских разделили хойху (уйгуров) между собою. Хягас (кыргыз), рассердившись на это, с министром своим Або и 70 000 войска напали на Шивэй и, забрав остальных хойху, возвратился на северную сторону Песчаной степи». [Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.- Л. 1950, Т. I.]. Шивэйцы – предки монголов, один из ветвей киданей, в то время жили по южному берегу реки Амур, западнее впадения в Амур реки Сунгари и восточнее хребта Малый Хинган.

Следовательно, восточная граница кыргызского великодержавия проходил по низовьям реки Амура до восточного Китая. В некоторых этапах своего исторического существования влияние кыргызского государства достигало до побережья Тихого океана.

Следовательно, южный участок границы кыргызского великодержавия проходил по линии тухси, тогуз огузы, карлуки, Тибет. При этом кыргызы владели узкой территорией в в Семиречии и северного Тянь-Шаня, включая долину Талас, а также городами Восточного Туркестана Аньси (город Куча), Бэйтин (город Бешбалык).

Запад

Согласно арабско-персидским источникам, река Итиль (Волга) берет начало от кыргызской территории: «Что касается реки Итиль (Волга), то она, как дошло до меня, берет начало близ (земли) хырхызов и течет между землями кимаков и гуззов, представляя собой границу между кимаками и гуззами; затем она течет к западу позади булгар и возвращается на восток, пока не пройдет через (землю) русов; далее протекает через (землю) булгар, затем через (землю) буртасов, пока не впадает в Хазарское море». [«Китаб масалик ал-мамалик (Книга путей государств)» Абу Исхак Ибрахим ибн Мухаммад ал-Истахри. (Труд составлен в 930-933 гг.). Перевод с арабского Л.З. Писаревского].

Эти же сведения повторяют Ибн Хаукал, анонимное сочинение «Китаб худут ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб», а также Мухаммад ибн Наджиб Бекран: «У реки Итиль — ответвление с восточной стороны. Выходит со стороны киргизов и течет между кимаками и огузами, и она – граница между кимаками и огузами. Затем уходит к западу позади булгар и возвращается назад к тому, что примыкает с востока, до тех пор, пока не пройдет мимо русов, затем булгар, затем буртасов, пока не впадет в море хазар». [Ибн Хаукал «Книги путей и государств». Перевод Т. М. Калининой]. «И еще река Рас (Волга); (она) течет в северных пределах и по стране гузов. Это большая (река), но мутная и зловонная. Она берет начало с горы, расположенной на границе между кимаками и хырхызами, пересекает область гузов и впадает в Хазарское море». [«Китаб худут ал-алам мин ал-машрик ила-л-магриб»] («Книга о пределах мира от востока к западу») Анонимное сочинение. Труд составлен в 372 г.х. [982-83 г.]. Перевод с арабского 3.Н. Ворожейкиной].

Но в XII веке эти сообщения были редактированы Мухаммадом ал-Идриси. Ал-Идриси значительно изменил текст Ибн Хаукала, служивший для него основой описания реки Атил. Ал-Идриси опустил упоминание кыргызов, гузов и кимаков, ввел названия «Зловонной земли» и басджиртов (башкыртов). Ал-Идриси считал «Опустошенную страну» и «Зловонную землю» не каким-то легендарным, а вполне конкретным географическим понятием. «Зловонную землю» локализуют в районе расположенных к северу от Каспийского и Аральского морей заболоченных областей, которые источали вонь и мешали движению: «Ал-Хазар – название страны, а ее столица – Атил. Атил – это (также) название реки, которая течет к ней от русов и Булгара и впадает в море ал-Хазар. Исток этой реки в восточной стороне, из некоего места «Опустошенной страны» (билад ал-хариб), затем река проходит через «Зловонную землю» (ард ал-мунтина) и землю басджиртов на запад до тех пор, пока не проходит позади булгара близ земли русов, после чего возвращается на восток и протекает через Русскую землю (ард ар-Русиййа), затем через булгар, далее через буртасов и течет (далее), пока не впадает в море ал-Хазар, проходя через их земли в южном направлении». [Мухаммад ал-Идриси. «Развлечение страстно желающего странствовать по землям. Нузхат ал-муштак фи хтирак ал-афак». (XII в.). Древнейшие государства на территории СССР, 1982 г. М. Наука. 1984].

Следовательно, западный участок кыргызского великодержавия проходил по линии: Верховье реки Кама, Южный Урал, кимаки.

На основании вышеизложенного можно составить карту кыргызского великодержавия следуюшим образом: Кыргызское великодержавие на севере доходил до до северной субарктической влажной географической зоны Сибири, на востоке проходил по низовьям реки Амура до восточного Китая. В некоторых этапах своего исторического существования влияние кыргызского государства достигало до побережья Тихого океана; на юге проходил по линии тухси, тогуз огузы, карлуки, Тибет. При этом кыргызы владели узкой территорией в в Семиречии и северного Тянь-Шаня, включая долину Талас, а также городами Восточного Туркестана Аньси (город Куча), Бэйтин (город Бешбалык); западный участок проходил по линии: Верховье реки Кама, Южный Урал, кимаки. Ставкой Ажо – столицей кыргызского великодержавия был город Кемиджкет (переводится как «город на берегу реки Кем»), расположенный на территории Ичкилик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *