в какой период произошел переход советской политической системы к многопартийности
История России. ЕГЭ. Кодификатор. 3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
Перестройка. Причины и цели.
Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1985—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.
Модернизация политической системы.
«Гласность»- политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.
Модернизация советской экономики.
ИТОГИ:
попытка реформировать экономику, не затрагивая основ командно-административной системы, провалилась во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма.
Экономическая реформа.
Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)»:
предприятия получили возможность после выполнения госзаказа оставлять часть прибыли у сея и свободно ею распоряжаться.
Май 1988 г. – закон «О кооперации в СССР»: начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг.
Май 1990 г. – постановление Верховного Совета СССР о переходе к регулируемой рыночной экономике.
Лето 1990 г. – программа «500 дней».
Программа подготовлена С.С. Шаталовым и Г.А. Явлинским.
Союзное руководство отказалось от реализации программы.
Формирование многопартийности.
Начало формированию многопартийности в СССР было положено в марте 1990 г. на III Съезд народных депутатов, на котором была отмена 6-ой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, ликвидировалась однопартийность и произошла легализация многопартийности.
Еще в мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз», возглавляемый Е. Дебрянской и В. Новодворской. Целью партии провозглашалось мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии.
В 1990 г. в СССР впервые с 20-х гг. появились политические партии помимо КПСС.
Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей.
Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС.
В 1990— начале 1991 ᴦ. в ней образовались три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники придерживались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.
Одновременно шел процесс образования партий национально-патриотической ориентации (национально-патриотический фронт ʼʼПамятьʼʼ, Русская национально-демократическая партия), ставящих целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
Содержание:
Перестройка и гласность: причины, ход событий, результаты
В марте 1985 года Генеральным секретарем Центрального комитета КПСС был избран Михаил Горбачёв. К этому времени в стране возникла острая необходимость обновления во всех сферах жизни.
Конец застоя
В середине второй половины XX века в СССР обострился кризис во всех сферах жизни общества. Кризис проявлялся в экономической, политической и социальной сферах, а также влиял на моральное состояние общества. В 1980-х годах государственный деятель Андропов предпринял попытку восстановить систему силовыми методами. Результата достигнуто не было. После чего Генеральным секретарем был назначен Черненко, который являлся тяжелобольным. Это привело к усугублению кризиса. В марте 1985 года Черненко скончался. После чего пост Генерального секретаря занял Горбачёв. Его приход к власти ознаменовался радикальными переменами в политике и экономике. Горбачёв был инициатором политики перестройки.
Попытки правительства модернизировать экономику
На собрании центрального комитета КПСС в апреле 1985 года был провозглашен курс на ускорение развитие экономики СССР. Было решено провести реформы, предполагавшие изменение сложившейся ситуации. Какие ставились цели:
При помощи этих мер предполагалось усовершенствование всей структуры управления хозяйством.
Для достижения этих целей вводилась экономика смешанного типа. Предполагалось сочетание государственного регулирования и частной инициативы. Также проводился переход государственных предприятий на самофинансирование.
Переход к действию
Летом 1985 года Центральным комитетом КПСС было принято постановление, которое предполагало внедрить в хозяйствование новые методы, а также усилить их влияние, чтобы ускорить научно-технический прогресс. Благодаря этому постановлению далее были приняты другие законодательные акты. Так, экономические реформы получили конкретику для приведения их в действие.
Этап I
Предполагаемого результата благодаря нововведениям достичь не удалось. Результаты реформ выразились лишь в ограничении администрирования. Такая ситуация сложилась из-за того, что существовавшая административная система строилась годами. Преодолеть ее введением нескольких реформ и преобразований не представлялось возможным. На деле государственные производители оставались в положении монополий, а за государством сохранялось право собственности на средства производства. В результате это привело к росту цен. Также с производства была снята нерентабельная продукция. Кооперативов было немного. Они составляли 1% от всех предприятий в стране. Причина такого нежелания создавать кооперативы крылась в том, что они облагались огромным налогом – около 40%.
Этап II
Несмотря на то, что благодаря проведенным реформам не было достигнуто серьезного результата, было решено перейти ко второму этапу. Второй этап ставил перед собой цель расширить хозяйственную самостоятельность предприятий.
Работа началась в 1987 году. 8 августа 1987 года был принят «Закон о Государственном предприятии». Ранее министерства имели в своих руках практически все полномочия. Но принятый закон защищал интересы предприятия и отдавал полномочия в их руки. Однако предприятия не становились свободными до конца. Их свободу ограничивало наличие обязательного государственного заказа и регулирование поставок сырья. «Закон о Государственном предприятии» не отменял эти пункты. Дополнительно в законе предусматривалось проведение выборов на позиции директоров предприятий. Рабочим предоставлялось законное право на забастовки.
Этап III
Ввиду сложившейся ситуации медлить было нельзя. Вскоре правительство перешло к третьему этапу проведения реформ. Этот этап проводился с 1990 года по 1991 год. Реформа заключалась переходе к регулированию рыночной экономики. Предполагалось внедрение рыночных механизмов под контролем государства. В правительстве начались споры о темпах и методах внедрения механизмов. Наблюдалось разделение на два лагеря:
В результате споров ни одна программа не была проведена качественно и не была завершена до конца.
Государственный деятель Валентин Павлов оказался неспособен провести масштабные изменения. Правительство ограничилось лишь введением пятипроцентного налога с продаж и заморозкой вкладов в сберкассах. Результатом стало то, что цены выросли практически в 2 раза.
С 1990 года были узаконены следующие учреждения:
Но в жизни граждан это большой роли не сыграло, т. к. практически во всех случаях учреждения возглавляли бывшие государственные руководители, либо бывшие члены партий.
Перед тем как узаконить учреждения законодательная база, служившая основой, не была тщательно проработана. Это стало результатом возникновения криминальных структур, развивавшихся очень быстро. Такие понятия как «рэкет» и «коррупция» стали повседневными и привычными.
Введение новых хозяйственных методов в экономике тоже не было продумано. Изменения проводились наполовину. При введении некоторых реформ их инициаторы не просчитывали возможный ущерб. Например, в мае 1985 года началась антиалкогольная кампания. Было уничтожено 265000 га виноградников. Потери составили около 89 млрд. руб.
В 1989 году инфляция приобрела неконтролируемый характер. Как это отразилось на предприятиях:
В сельском хозяйстве ситуация была не лучше. Колхозы и совхозы тоже не хотели браться за государственные заказы. Вместо этого они устанавливали контакты с предприятиями и все чаще договаривались о натуральном обмене – бартере. Это выглядело следующим образом: предприятие предоставляло продукцию колхозу, взамен колхоз предоставлял предприятию равнозначную продукцию.
В 1980-х годах в стране была высокая урожайность. Но из-за сложившейся ситуации это не решило продовольственных проблем. Продукты первой необходимости также распределялись по талонам.
Факторы, влияющие на отсутствие положительных результатов реформ:
Перестройка и гласность
В начале 1990-х годов стало понятно, что введение нескольких реформ не решит проблем. Необходимо переделать всю существовавшую экономическую модель.
Первоначально требовались изменения в экономике. Но вскоре стало понятно что не обойтись и без изменений в политической сфере. Первым действием стала замена партийного руководства. Обновление произошло следующим образом:
Эти люди объединились в проведении нового политического курса СССР.
В основе нового курса легла гласность. В 1987 году на собрании Центрального комитета КПСС Горбачёв высказал мнение о необходимости развития гласности в обществе. Предполагалось расширение доступа к источникам информации и ослабление цензуры. Против Горбачева выступил Ельцин. С тех пор началось их противостояние, которое длилось до распада СССР.
Общество тоже было не согласно с изменениями. 13 марта 1988 года в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо от преподавательницы химии из Ленинграда Нины Андреевой. Письмо выражало консервативные взгляды. Публикация получила широкий резонанс в обществе. Однако прекратить запущенные изменения уже не представлялось возможным.
Следующим действием стала возобновление процесса реабилитации жертв сталинских репрессий. В сентябре 1987 года Яковлев возглавил комиссию, которая занималась этими вопросами.
Изменения произошли и в религиозной сфере. В 1988 году проводились мероприятия посвященные 1000-летию принятия христианства. До этого правительство открыло доступ к нескольким местам, имевшим важное значение для верующих. Диссидентов тоже перестали преследовать. Им возвращали гражданские права. Многие диссиденты возвращались из мест эмиграции.
Отказ от цензуры начался в 1990 году. Был принят закон «О прессе», согласно которому от цензуры освобождались СМИ. Стали популярны газеты:
С 1987 года стало выходить первое ток-шоу «Взгляд».
Политика гласности активизировала национальные движения в некоторых республиках.
В июне 1988 года состоялась партийная конференция, которая рассматривала проект конституционной реформы. Затем был принят «Закон о выборах народных депутатов СССР». Закон стал основой политической многопартийности. Сначала политические партии представляли собой неформальные объединения. Некоторые из них появились в период застоя. Тогда они действовали нелегально.
Весной 1989 года впервые прошли выборы участников Съезда народных депутатов. Пока съезд влиял только на общественное мнение. Но выборы уже были первым шагом к изменению монополии на власть КПСС. Первым решением Съезда стало утверждение поста президента СССР. 14 марта 1990 года этот пост занял Михаил Горбачёв.
С 1989 года начинается восстановление гражданских прав политических эмигрантов. Принимается декларация, согласно которой все репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению, признаются незаконными. Эти решения свидетельствовали о развитии демократических процессов стране.
В 1990 году прошли выборы народных депутатов РСФСР БССР и УССР. Во главе Советов Москвы и Ленинграда встали Попов и Собчак, представлявшие демократов. Благодаря работе III съезда народных депутатов КПСС перестала занимать руководящую роль. Формирование многопартийности началось ускоренными темпами.
Появлялось всё больше партий, придерживающихся демократических взглядов. Например:
Из-за кризиса в КПСС стали появляться новые партии социалистической направленности:
Однако в 1990 году идеи коммунизма уже поддерживает меньшинство. Начались призывы к демократии, либерализму и построению капиталистической экономики.
История России. ЕГЭ. Кодификатор. 3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
3.2.14* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности.
Перестройка. Причины и цели.
Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым в 1985—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.
Модернизация политической системы.
«Гласность»- политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.
Модернизация советской экономики.
ИТОГИ:
попытка реформировать экономику, не затрагивая основ командно-административной системы, провалилась во многом из-за неумелого руководства и бюрократизма.
Экономическая реформа.
Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии (объединении)»:
предприятия получили возможность после выполнения госзаказа оставлять часть прибыли у сея и свободно ею распоряжаться.
Май 1988 г. – закон «О кооперации в СССР»: начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг.
Май 1990 г. – постановление Верховного Совета СССР о переходе к регулируемой рыночной экономике.
Лето 1990 г. – программа «500 дней».
Программа подготовлена С.С. Шаталовым и Г.А. Явлинским.
Союзное руководство отказалось от реализации программы.
Формирование многопартийности.
Начало формированию многопартийности в СССР было положено в марте 1990 г. на III Съезд народных депутатов, на котором была отмена 6-ой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, ликвидировалась однопартийность и произошла легализация многопартийности.
Еще в мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз», возглавляемый Е. Дебрянской и В. Новодворской. Целью партии провозглашалось мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии.
В 1990 г. в СССР впервые с 20-х гг. появились политические партии помимо КПСС.
Общим для большинства новых партий было то, что они возникли как анти-КПСС, как оппозиция ей.
Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оставалась КПСС.
В 1990— начале 1991 ᴦ. в ней образовались три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ. Сторонники придерживались фундаменталистских взглядов и оставались сторонниками идеалов коммунизма.
Одновременно шел процесс образования партий национально-патриотической ориентации (национально-патриотический фронт ʼʼПамятьʼʼ, Русская национально-демократическая партия), ставящих целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.
В какой период произошел переход советской политической системы к многопартийности
После смерти Л. И. Брежнева во главе партии и государства встал Ю. В. Андропов. Он первым из советских лидеров признал нерешённость многих проблем. Предпринимая меры по наведению элементарного порядка, искоренению коррупции, Андропов выступал за сохранение и обновление системы, за её очищение от очевидных злоупотреблений и издержек. Такой подход к реформированию вполне устраивал номенклатуру: он давал ей шанс на сохранение позиций. Деятельность Андропова была встречена в обществе с симпатией, появились надежды на перемены к лучшему.
В феврале 1984 г. Андропов умер, и главой КПСС, а затем и государства стал К. У. Черненко. Он в целом продолжил курс Андропова на очищение и спасение системы, но успеха не достиг.
При Черненко окончательно сформировалось и усилило свои позиции то крыло в руководстве партии, которое выступало за более радикальное обновление общества. Его лидером стал член Политбюро М. С. Горбачёв. 10 марта 1985 г. Черненко умер. Менее чем через сутки пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёва.
Наследство, доставшееся новому руководству, было непростым. Продолжавшиеся гонка вооружений и афганская война не только привели к относительной международной изоляции СССР, но и усиливали кризисные явления в экономике, понижали уровень жизни населения. Выход Горбачёву виделся в радикальных системных реформах всех сфер жизни страны.
«Кадровая революция»
Новое руководство пришло к власти без чёткой концепции и программы перемен. Горбачёв позже признавал, что на первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшихся за последние десятилетия порядков и выправление «отдельных деформаций». При таком подходе одним из главных направлений перемен стала смена кадров руководителей.
В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС признал необходимым осуществлять подбор кадров на основе главного критерия — поддержки ими целей и идей перестройки. Смена партийно-государственных руководителей ускорилась под предлогом борьбы с консерватизмом. Мало того, по мере того как экономическое реформирование оказывалось безуспешным, критика «консерваторов» усиливалась.
В 1985—1990 гг. произошли массовая замена и «омоложение» партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне. Одновременно росла роль местных руководителей, окружённых, как и прежде, близкими и преданными людьми. Однако очень скоро инициаторы перестройки посчитали, что простой заменой кадров проблем страны не решить. Необходима была серьёзная политическая реформа.
Конституционная реформа 1988—1991 гг.
В январе 1987 г. ЦК КПСС принял меры по развитию элементов демократии в партии и на производстве. Вводились альтернативные выборы партийных секретарей, выборы руководителей предприятий и учреждений. Правда, широкого внедрения эти нововведения не получили.
Вопросы реформы политической системы обсуждала XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). Её решения, по существу, предусматривали соединение «социалистических ценностей» с политической доктриной либерализма.
В частности, был провозглашён курс на создание «социалистического правового государства», разделение властей (одной из которых называлась КПСС), создание советского парламентаризма. Для этого Горбачёв предложил сформировать новый высший орган власти — Съезд народных депутатов, превратить Верховный Совет в постоянно действующий парламент. Это была главная задача первого этапа конституционной реформы. Изменили избирательное законодательство: выборы предполагалось проводить на альтернативной основе, сделать их двухступенчатыми, треть депутатского корпуса формировать от общественных организаций.
Почему предложение о проведении альтернативных выборов было воспринято как решительный шаг к демократии? |
Одной из главных идей XIX партконференции было перераспределение властных функций от партийных структур к советским. Предлагалось соединить посты партийных и советских руководителей разных уровней в одних руках.
Документ
ИЗ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЁВА НА XIX ВСЕСОЮЗНОЙ ПАРТИЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным всё большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.
Чем объяснял М. Горбачёв причины негативных явлений в жизни советского общества в середине 1960-х — начале 1980-х гг.? На кого он возлагал основную ответственность за них?
Весной 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР по новому избирательному закону. На I Съезде народных депутатов СССР (май—июнь 1989 г.) Горбачёв был избран председателем Верховного Совета СССР. Относительно свободные выборы депутатов привели к тому, что именно к ним перешла политическая инициатива.
Документ
ИЗ ПРЕДВЫБОРНОЙ ПЛАТФОРМЫ А. Д. САХАРОВА. 1989 г.
1. Ликвидация административно-командной системы и замена её плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией. Ликвидация всевластия министерств и ведомств.
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений.
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях.
Охарактеризуйте основное содержание предвыборной программы одного из признанных лидеров демократического движения. Что, по вашему мнению, вызывало наибольшее раздражение консерваторов?
На втором этапе конституционной реформы (1990— 1991) был введён пост Президента СССР. На III Съезде народных депутатов в марте 1990 г. им стал М. С. Горбачёв. Однако в Конституции СССР по-прежнему сохранялось положение о «полновластии Советов», являвшихся «основой политической системы» страны.
Была также поставлена задача построения правового государства, в котором обеспечивается равенство граждан перед законом. Для этого была отменена 6-я статья Конституции СССР, закреплявшая руководящее положение КПСС в обществе.
Это открывало возможность для формирования многопартийности в стране.
Формирование многопартийности
По мере утраты политической инициативы КПСС в стране усилился процесс формирования новых политических сил.
В мае 1988 г. первой «оппозиционной» КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Они стали первыми реальными независимыми массовыми организациями. Позже аналогичные фронты возникли во всех союзных и автономных республиках. Образованные партии отражали все основные направления политической мысли.
Либеральное направление было представлено «Демсоюзом», христианскими демократами, конституционными демократами, либеральными демократами и др. Наиболее крупной из либеральных партий стала оформившаяся в мае 1990 г. Демократическая партия России. В ноябре 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации. На базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 г., оформилась массовая общественно-политическая организация.
Социалистическое и социал-демократическое направления были представлены Социал-демократической ассоциацией, Социал-демократической партией России, Социалистической партией. Было положено начало формированию националистических политических партий и общественных организаций, в которые трансформировались, в частности, народные фронты прибалтийских и некоторых других республик.
При всём многообразии этих партий и движений в центре политической борьбы, как и в 1917 г., вновь оказались два направления — коммунистическое и либеральное.
Коммунисты призывали к преимущественному развитию общественной собственности, коллективистских форм общественных отношений и самоуправления (о механизмах этих преобразований говорилось, однако, в самом общем виде).
Либералы (они называли себя демократами) выступали за приватизацию собственности, свободу личности, систему полноценной парламентской демократии, переход к рыночной экономике.
Позиции либералов, резко критиковавших пороки отжившей системы, казались более предпочтительными для общественности, чем попытки оправдать существование прежних отношений, предпринимавшиеся руководством КПСС.
В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло традиционалистскую позицию.
Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. К. ПОЛОЗКОВА, ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 1991 г.
Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждёт в будущем. Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счёте одно политическое лицо — антикоммунизм.
Выделите основные идеи данного документа.
К XXVIII съезду КПСС сама партия пришла в состоянии раскола. Отчётливо прослеживались три основных течения: радикально-реформаторское, реформаторско-обновленческое, традиционалистское. Все они были представлены и в руководстве КПСС. Однако съезд не только не преодолел кризис в партии, но и способствовал его углублению. Выход из партии стал массовым. С 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилась с 21 до 15 млн человек.
В руководстве КПСС участились нападки на Горбачёва и перестроечный курс. В апреле и июле 1991 г. ряд членов ЦК потребовали отставки генерального секретаря.
Национальная политика и межнациональные отношения
Демократизация общества, политика гласности сделали неизбежным обострение, как казалось, давно решённого национального вопроса. Из заключения и ссылок возвращались видные активисты национальных движений. Некоторые из них сочли текущий момент наиболее подходящим для начала активной борьбы за самоопределение. Ещё в декабре 1987 г. в ответ на назначение Г. Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана Д. Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны властями. 20 февраля 1988 г. на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха (ИКАО) было принято решение ходатайствовать перед Верховными Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава Азербайджана и включении её в состав Армении. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в ИКАО. Ответом на это решение стали погромы и истребление армян в пригороде Баку — городе Сумгаите. Для спасения людей туда были введены войска. В апреле 1989 г. в Тбилиси силами Советской армии была разогнана демонстрация сторонников выхода Грузии из состава СССР.
Реформа политической системы, проводившаяся Горбачёвым, неуклонно вела к ещё большей активизации национального движения. 18 мая 1989 г. Литва первой из республик СССР приняла Декларацию о суверенитете. В июне произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине в Узбекистане. 11 марта 1990 г. Верховный Совет Литвы принял Акт о провозглашении независимости Литовской Республики. 12 июня 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял I Съезд народных депутатов РСФСР.
Всё это заставило руководство СССР принять меры по оформлению нового Союзного договора. Его первый проект был опубликован 24 июля 1990 г. Одновременно принимались и силовые меры по сохранению Союза. В апреле 1990 г. началась экономическая блокада Литвы. В ночь с 12 на 13 января 1991 г. введённые в Вильнюс войска заняли Дом печати и здания Комитета по телевидению и радиовещанию.
Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия
К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете, что заставило Горбачёва ускорить разработку нового Союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа. Подписание нового Союзного договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству, а также ликвидацию ряда традиционных для СССР государственных структур.
Стремясь не допустить этого, консервативные силы в руководстве страны предприняли попытку сорвать подписание договора. В отсутствие Президента Горбачёва в ночь на 19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер В. Павлов, министр обороны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др. ГКЧП ввёл в отдельных районах страны чрезвычайное положение; объявил расформированными структуры власти, действовавшие вопреки Конституции СССР; приостановил деятельность оппозиционных партий и движений; запретил митинги и демонстрации; установил жёсткий контроль над средствами массовой информации; ввёл войска в Москву.
Руководство РСФСР (Президент Б. Ельцин, глава правительства И. Силаев, первый заместитель председателя Верховного Совета Р. Хасбулатов) выступило с обращением к россиянам, в котором осудило действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявило незаконными. По призыву Президента России десятки тысяч москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета России, поддержавшая руководство республики. В тот же день Президент СССР Горбачёв возвратился в Москву. Члены ГКЧП были арестованы.
Ослабление центральной власти привело к усилению сепаратистских настроений в руководстве республик. Большинство республик после событий августа 1991 г. отказались от подписания Союзного договора. В декабре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). В декабре 1991 г. Президент Горбачёв ушёл в отставку. СССР прекратил своё существование.