Как тренировать усидчивость у ребенка

Как развить усидчивость у ребенка?

Воспитание усидчивости у детей: психологические рекомендации, полезные игры и побуждающие поощрения со стороны родителей.

Что значит быть усидчивым? Способность продолжать начатое, прилагая для этого дополнительные волевые усилия. Как же в раннем детстве помочь малышу справляться со своей импульсивностью? Что делать, если кроха раздражается, когда у него что-то не получается или он робеет перед трудными задачами?

Для маленьких детей несколько минут — это целая вечность. Они торопятся охватить все, поэтому постоянно переключаются с одного на другое. Малыш бросает пирамидку, собрав ее наполовину, начинает рисовать, а через минуту теряет интерес к этому и принимается за третье дело. Перед глазами малыша проходит целый калейдоскоп событий. Он развивается и познает окружающий мир, учится владеть произвольным вниманием и избирательностью восприятия постепенно, шаг за шагом. С каждым месяцем период его сосредоточенности будет удлиняться. Понемногу, не без помощи родителей, он научится собранности, выполняя какое-то дело. В течение длительного времени он будет вырабатывать в себе навыки усидчивости и терпения, развивать способность к длительной концентрации внимания.

Причины неусидчивости ребенка

Сегодняшний темп жизни накладывает на родителей и детей свой отпечаток. Взрослые несут на себе бремя многих обязанностей, они быстро переключаются с одной деятельности на другую, загоняя себя порой в непосильные рамки. Современное общество предлагает все больше возможностей для разностороннего развития, но при этом создает жесткую конкуренцию в борьбе за свое место под солнцем.

Родители, интуитивно, заботясь о будущем своего ребенка, стараются заложить в него как можно более крепкую базу знаний и навыков. Но если маленькие дети по своей природе не могут терпеть и хотят все и сразу, то можно сказать, что родители в каком-то смысле еще более нетерпеливы. Обучая чему-либо малыша, они хотят, чтобы результат был виден немедленно. Как отмечают тренеры, «в спорте много нетерпеливых родителей, которые при этом хотят, чтобы их дети были терпеливыми!» И даже не всегда вопрос стоит об ожидании результата, который не приходит так быстро. Некоторые родители, стремясь идти впереди планеты всей, формирует в себе неоправданные ожидания, которые не соответствуют возрасту ребенка или его способностям.

О следующей причине напоминают нам социологи, они говорят: мы живем в обществе удовольствий и склонны сразу же переключать неподходящую нам программу. И если мы сами будем находиться под влиянием окружающего нас мира переключения, то нам будет трудно учить ребенка быть терпеливым. Наши дети похожи на нас. И нет ничего удивительного в том, что они испытывают трудности в процессе дошкольного обучения. Читать — это медленно! Лучше поиграть в хорошую видеоигру! Дети очень быстро теряют терпение, потому что «это слишком сложно», и они предпочитают заняться чем-нибудь другим. Под влиянием компьютерных и телевизионных программ у многих детей формируется представление о том, что учеба должна проходить в легкой и развлекательной форме и не требовать особых усилий.

Как выработать усидчивость? Показать пример

Итак, прежде всего родители сами должны научиться терпению. Если ваш полуторагодовалый малыш уже научился читать, то не переносите эту способность ребенка на другие виды деятельности, не требуйте от него всех умений пятилетнего ребенка. Развивайте ребенка, опираясь на его интересы и возможности.

Чтобы действия малыша не вызывали у вас раздражения, ставьте перед ним только такие задания, которые он наверняка сможет выполнить. При необходимости помогите ребенку довести дело до конца. Предлагайте ему сегодня чуть больше, чем вчера, и никогда больше не делайте вместо ребенка то, что он сегодня смог сделать сам. Вчера малыш надевал носок в течение двадцати минут — он потел, пыхтел, краснел, но справился. Вот еще одна маленькая победа! «Я сделал то, что не мог!» Завтра и послезавтра настройте себя на это время, не торопите его, помогайте ему не руками, а личным участием. Видя вашу гордость за него, он будет превозмогать свои возможности, лишь бы снова доставить вам удовольствие и убедиться: «Я снова смог».

Вместо того чтобы говорить «ты должен» и «надо», постарайтесь показать ему хорошие стороны терпеливости и упорства. Дети живут в мире удовольствия, давайте покажем им, что проявление настойчивости приносит удовольствие. Подчеркнем положительные стороны терпеливости со всеми преимуществами, которые оно может дать. Например, учиться плавать трудно, но как здорово, когда ты этому научишься! Тебе уже не понадобится ни надувной круг, ни другие «детские» аксессуары. Дети часто испытывают трудности, и соблазн остановиться очень велик. Нужно объяснить ребенку, что если он прекращает какое-то дело и начинает другое, то со временем ему все равно придется проходить через те же самые этапы.

Когда даете малышу задание, старайтесь ставить предел, чтобы ребенок знал, какой объем работы он должен выполнить, прежде чем пойти гулять или через какое время он сможет переключиться на другое занятие. «Мы будем заниматься, пока стрелочка на часах не будет на этой цифре» или «Будем рисовать палочки до конца этой строчки».

Учите ребенка доводить дело до конца: если кроха начал рисовать, а через пять минут бросил карандаш и побежал дальше, верните непоседу назад, пусть все сложит, поставит на место и тогда берется за другое дело. Если у малыша что-то не получается, он сердится, поощряйте малыша не сдаваться, продолжать начатое: «Подожди, не бросай, давай я помогу тебе, давай хотя бы попробуем», не надо говорить ребенку: «Ну, поиграй тогда во что-нибудь другое».

Непросто быть спокойным и ободряющим родителем. Это требует большого самообладания. Родители, нетерпеливые в обучении своего ребенка, склонные критиковать его за любую неудачу, в итоге могут разрушить самое важное в успешном обучении малыша — уверенность в своих силах и самоуважение.

Постоянная цензура ранит чувства ребенка и может породить страх перед попыткой, подавить интерес и уверенность в успехе. А ребенок, не уверенный в своем успехе и своих силах, никогда не будет настойчивым и усердным при выполнении поставленной задачи. В этом то, собственно, и весь секрет: важно формировать в малыше уверенность в своих силах, а также понимание того, что делать ошибки естественно. Неудача — это первый шаг к успеху.

Я себя уважаю

Психологи выяснили, что те дети, которые себя уважают, вырастают счастливыми, более приспособленными к жизни, легче переживают тяжелые минуты, верят в себя и в свой успех. Как же сформировать у ребенка самоуважение? Воспринимайте своего малыша серьезно. Уважайте его чувства, считайтесь с его желаниями. Не сравнивайте его с другими: это касается в равной степени как негативных сравнений («Твой младший брат и то делает лучше тебя»), так и позитивных («Твой рисунок самый красивый»). Дети, которых постоянно и много хвалят, испытывают трудности, пытаясь соответствовать идеализированному образу, созданному родителями. Похвала важна, но и тут избегайте сравнений, исключением является сравнение ребенка с ним самим, когда вы отмечаете улучшение в чем-то («У тебя получилось намного лучше, чем в прошлый раз»).

Побуждайте малыша ставить перед собой цели, смотреть, чего он достиг за какой-то период времени. Отмечайте его заслуги, хвалите за усилия: «Молодец, ты сделал это аккуратно», «Ничего, чуть позже мы одолеем эту башню! Ты прилагал большие старания, молодец. Давай отдохнем и попробуем еще раз». Во время занятий с робким, неуверенным, неуспешным малышом будьте очень сдержанны и терпеливы. Полезно указывать на прохождение промежуточных этапов. Например, если ребенок учится читать, ему трудно, но все равно получается, надо сказать: «Вот видишь, сейчас ты знаешь буквы и можешь читать по слогам, а раньше у тебя не получалось». То есть за усилием должно следовать поощрение, эмоциональное подкрепление.

Когда вы даете крохе передышку, очень важно не потерять настрой, не дать ребенку отвлечься за время отдыха. «Ну, ты готов? Давай еще раз!» Договаривайтесь: во время передышки нельзя включать компьютер и телевизор. Можно заняться физическими упражнениями: покидать мячик, повисеть на турнике.

Отмечайте успехи малыша, допустим, звездочками. Когда малыш наберет конкретное количество звезд, он может быть награжден призом, медалью или грамотой. И если вам необходимо указать малышу на его ошибку, делайте это с уважением.

Привлекайте малыша к своим делам, просите его о помощи, советуйтесь с ним. Поручая маленькому «помощнику» работу по дому, вы заставите его почувствовать себя полезным и выразите уверенность в его способностях. Когда вы очень малы, вы испытываете к себе гораздо больше уважения, помогая тому, кто старше вас. К тому же усидчивый, внимательный ребенок — это прежде всего самостоятельны ребенок.

Повседневные дела помогают крохе начать следить за временем и местом — это зачатки собранности. Малыши узнают, что каждая вещь имеет свое место, учатся ценить порядок. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме игрушки и одежда малыша имели свое место.

Создайте максимальные условия для успеха. Стульчик в ванной для мытья рук, подставка под ноги в туалете, удобные вешалки для полотенец, легко выдвигаемые ящики для игрушек, одежда и обувь, которую легко снимать и надевать. Все эти мелочи помогут сформировать чувство самоуважения у ребенка, уверенность, что он может «все» делать сам.

Игры, требующие усидчивости

Можно придумать массу игр, требующих скурпулезности и терпения, но наряду с занятиями на усидчивость обязательны активные упражнения, чтобы ребенок мог выплеснуть всю накопившуюся эенергию.

Учите малыша справляться с неудачами

Решать — значит ошибаться, хотя бы изредка. Ошибки обязательны для того, чтобы научиться решать правильно. Если выяснилось, что решение было неверным, поддержите малыша, не произносите: «Тебе же говорили». Не забывайте сами и внушайте ребенку, что никто не безупречен и что ошибки допустимы.

Ребенок должен чувствовать поддержку и стараться сделать что-то лучше без чувства вины и страха. Он должен знать, что, если у него вдруг не получится, над ним не будут смеяться, его не накажут, на него не накричат. Иногда ребенку нужно показать, что у взрослых и даже у родителей не все получается. Не скрывайте своих промахов. Детям невероятно важно убедиться в том, что человеку свойственно ошибаться, идеальных людей не существует.

Нам всем стоит помнить, что важен не только результат, но еще и приложенное усилие. Если оценка показывает уровень знаний, то старание помогает его повысить. Усилие не может, сразу одним махом приблизить нас к цели. Оно будет помогать нам продвигаться к ней шаг за шагом.

Фиксироваться на ошибках не надо: нужно добиться эффекта результативности таким образом, чтобы у ребенка появилось ощущение, что у него все получается.

Источник

5 способов повышения усидчивости у детей

Как тренировать усидчивость у ребенка. Смотреть фото Как тренировать усидчивость у ребенка. Смотреть картинку Как тренировать усидчивость у ребенка. Картинка про Как тренировать усидчивость у ребенка. Фото Как тренировать усидчивость у ребенка

Детство – пора радости, веселья, подвижных игр и озорных развлечений. Малыши переполнены энергией и расходуют ее на деятельность, которую считают приятной и интересной. Иногда родителям хочется, чтобы их шумный и резвый шалун нашел себе спокойное занятие. Одни дети с удовольствием принимают новые правила и могут на длительное время увлечься рисованием, лепкой или строительством зданий из кубиков. Другие – не хотят и пары минут находиться на одном месте, бросают начатое, тут же хватаясь за новые предметы. В этой статье мы разберем как развить усидчивость ребенка.

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивостью называют умение человека концентрировать внимание на какой-либо деятельности. Для приобретения этой способности нужны усилия воли, желание идти к поставленной цели, сдержанность и дисциплинированность. Ни один младенец не появляется на свет с таким набором качеств. Они вырабатываются постепенно в процессе взросления, требуют стимуляции, воздействия со стороны родителей и педагогов.

Уже в средних и в старших группах детского сада начинаются уроки по развитию речи, основам математики, творчеству. Опытные воспитатели сразу замечают, кто из детей приучен к усидчивости, а кто – нет. Ребенок, не умеющий концентрироваться на объекте или действии, плохо воспринимает информацию, не получает знаний и навыков, которые пригодятся в начальной школе. Впоследствии это отражается на качестве учебы, уровне образованности и последующей успешности в жизни.

Как определить, что ребенок неусидчив?

Часто случается, что родители рано поднимают панику, считая свое чадо неусидчивым и невнимательным. Современные папы и мамы с первых лет жизни начинают стимулировать развитие малышей, порой предъявляя завышенные требования. Не стоит ждать от дошкольника успешного изучения таблицы умножения или желать, чтобы отпрыск часами складывал пазлы. Деятельность должна подбираться по возрасту и занимать определенное количество времени:

Как тренировать усидчивость у ребенка. Смотреть фото Как тренировать усидчивость у ребенка. Смотреть картинку Как тренировать усидчивость у ребенка. Картинка про Как тренировать усидчивость у ребенка. Фото Как тренировать усидчивость у ребенка

Учитывая эту шкалу несложно определить степень усидчивости вашего малыша. Предложите ему настольные игры, совместное чтение книг или творческий труд, рассчитанные на его возраст. У детей разные предпочтения, поэтому какие — то предметы могут просто не вызывать интерес. Смените несколько вариантов, если в течение длительного времени ребенок не стал концентрироваться ни на одном из занятий, нужно приниматься на воспитание усидчивости.

Методика развития усидчивости у дошкольников

Умение сосредоточиться нередко зависит от темперамента или наследственности. Бывает так, что повзрослевшие непоседы чудным образом превращаются в ответственных школьников, но в большинстве случаев проблема требует решения посредством систематических упражнений. Результат не появится через несколько дней, выработка новых навыков – процесс постепенный и достаточно длительный.

1) Организация режима дня и личный пример

Не стоит мечтать об усидчивом и дисциплинированном малыше, если члены семьи не являются предметом подражания. Бесполезно рассказывать крохе, как важно доводить до завершения начатое дело и соблюдать распорядок дня, если перед глазами он видит совсем другие примеры: папа бросает на полпути ремонт утюга, мама не выпускает из рук мобильный телефон, даже когда варит суп, а брат не делает домашнее задание. Ориентируясь на старших, ребенок быстро поймет, что правила можно не выполнять.

Подъем, отбой, прием пищи, развлечения должны проходить приблизительно в одно и то же время. Соблюдения режима способствует привитию навыков самодисциплины и хорошему настроению. Занятия лучше проводить утром после завтрака или во второй половине дня. Необходимым атрибутом является прогулка, в течение которой дошкольник насытится свежим воздухом и выплеснет переизбыток энергии в ходе подвижных игр. В плохую погоду выход на улицу заменяется физминуткой или танцами в хорошо проветренной комнате.

2) Создание оптимальных условий

Удобное положение имеет большое значение для ребенка. Ему не захочется слушать аудиокнигу, собирать части конструктора или рисовать, если он сидит на неудобном стуле при недостаточном освещении. Испытывая дискомфорт, он будет отвлекаться, чтобы поменять положение или улучшить обзор. Стол – это место, где можно лепить, строить, раскрашивать. При правильном выборе мебели столешница должна располагаться на 2 – 3 см. ниже уровня груди, чтобы ребенок сумел спокойно опереться локтями. Идеальным вариантом считаются экземпляры с наклоном поверхности и регуляцией высоты. Хороший стул помогает улучшить эффективность процесса и сохранить осанку, его высота зависит от роста.

Обязательным аксессуаром является настольная лампа, лучше, если конструкция будет регулируемой. Если ваша детка рисует и пишет правой рукой, то светильник должен стоять с левой стороны, если дошкольник левша – справа. В темное время суток нужно включать дополнительные приборы с мягким равномерным светом. Чтобы ребенок мог сосредоточиться, необходимо устранить отвлекающие предметы и звуки: выключить музыку и телевизор, убрать из поля зрения гаджеты.

3) Привлечение к занятиям в группе

Если ребенок посещает детский сад, ему приходится принимать участие в коллективных уроках, спортивных соревнованиях и подготовке к утренникам. Это способствует поднятию самооценки, мотивирует к приложению усилий в освоении того или иного навыка. Родителям, желающим, чтобы их сын или дочь вышли из дошкольного учреждения подготовленными к школе, нужно постоянно общаться с воспитателями, расспрашивать об успехах и неудачах своего чада. Большое значение имеет поощрение влечения к какому — либо творчеству или спорту. Если позволяет возможность, стоит записать дошкольника в кружок или секцию, не забывая при этом об ограничении нагрузок ввиду возраста. Сегодня открыто множество клубов и центров раннего развития, где квалифицированные психологи и педагоги индивидуально подходят к проблемам каждого подопечного, работая по испытанным методикам с применением массы тематического реквизита.

4) Упражнения для развития усидчивости

Прекрасно, если родители уже выявили у своего чада талант или тягу к какому-то роду занятий. Это может быть музыка, спорт или рисование. Но в раннем возрасте детям сложно определить, что им больше по нраву. Предлагая различные виды творчества, проще выявить наклонности и выработать усидчивость. Существует несколько проверенных и эффективных методов:

5) Поддержка и поощрение

Мнение родителей – самое важное для дошкольника. Он должен знать, что папе и маме небезразличны его достижения. Необходимо искренне хвалить за успехи и поддерживать при неудачах. В случаях, когда ребенок не может справиться с задачей, нужно одобрить его старания и оказать помощь. Хорошим стимулом считаются сладкие и приятные бонусы, получаемые за отличную работу. Выставка поделок на полке и дневник достижений отлично поднимают самооценку. Залогом эффективных занятий является принцип «от меньшего к большему», начинайте с самых простых и коротких заданий, постепенно увеличивая сложность и время.

При комплексном подходе к проблеме и выполнении рекомендаций очень скоро будет повод отметить первые результаты. Не стоит останавливаться на достигнутом, и впоследствии любимое чадо поразит вас своими успехами и целеустремленностью.

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *