в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Древнегреческая философия. периодизация и черты

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:

III.Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
1. распространение антиобщественной философии киников;
2. зарождение стоического направления философии;
3. деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
4. философия Эпикура и пр.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие «философия» в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

Источник

Философия античности

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Принципы периодизации античной философии

Остановимся на проблеме периодизации античной философии, поскольку на данный вопрос существует целый ряд различных взглядов.

Согласно одной из классификаций можно выделить четыре основных ступени развития философии Античности:

1. Ранняя классика (Архаика), состоящая из двух этапов:

— VIII — VII вв. до н. э. — предфилософская традиция, заложившая основы философского познания в дальнейшем.

— VII — V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые философы интересовались прежде всего вопросами космогонии и космологии, заложив основу для развития философии и целого ряда точных наук.

2. Классика. Классическая древнегреческая философия традиционно начинается с имени Сократа. Философ отошел от натурфилософских проблем, характерных для предыдущего этапа и проявил интерес к вопросам морали, этики, соотношения добра и зла. Классический период также можно разделить на два основных этапа:

V — IV вв. до н. э. — учение Сократа и сократиков. Вслед за учением самого Сократа образовался ряд «сократических» школ, организованных его учениками — прежде всего платонизма и кинизма.

IV — III вв. до н. э. — Аристотель и школа его учеников — перипатетическая.

3. Эллинистическая философия — IV — I вв. до н. э. Развитие эллинистической философии было вызвано прежде всего завоеваниями Александра Македонского. Данный этап развития философии характеризуется появлением ряда новых школ — скептицизма, эпикуреизма, стоицизма.

4. Римская и позднеантичная философия — I в. до н. э. — V в. н. э. Под влиянием уже греческой философии начала развиваться и философия римская. Основными школами данного этапа являются — эклектизм, римский эпикуреизм, поздний стоицизм. Позже появляются и развиваются такие философские школы как неопифагореизм, средний и поздний платонизм, скептицизм, неоплатонизм.

Представим эту периодизацию в виде таблицы:

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Еще одним основанием для периодизации античной философии является представление ее развития в форме жизненного цикла:

— Зарождение и формирование греческой философии (VI в. до н. э.);

— Зрелость и расцвет греческой философской мысли (V—IV вв. до н. э.);

— Закат — греческая философия эпохи эллинизма и латинского философского периода (III—I вв. до н. э.)

— Период упадка и гибели в эпоху римской империи (I—IV вв. н. э.)

Часто периодизация античной философии основывается на проблематике философствования:

1. Натуралистический период (VI — V вв. до н. э.). В основе философских поисков античных авторов этого периода лежали проблемы космоса, сотворения мира, поиска начала всех вещей. К данному периоду можно отнести Милетскую школу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклита, Элейскую школу (Парменид, Ксенофан, Зенон), Пифагорейскую и Атомистическую школы (Левкипп, Демокрит).

2. Гуманистический (антропологический) период (середина V — 1-я половина IV в. до н. э.). На данном этапе философы стали уделять большее внимания человеку и его проблемам, искать смысл человеческого существования. Главными представителями данного периода являются софисты (Протагор, Горгий), Сократ, киники (Диоген, Антисфен) и киренаики.

3. Синтетический (систематический) период (конец V — конец IV в. до н. э.). На данном этапе происходит систематизация знаний, доступных благодаря работе представителей предыдущий этапов. Акцент в работах философов переносится с человека на сверхчувственный мир, однако при этом по-прежнему в сфере интересов философов остается человек, идеи возникновения материального мира и насущные вопросы о государстве и политике. Представителями данного периода являются академия Платона и лицей Аристотеля.

4. Период эллинистических школ или этический период (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н. э.)) — до конца языческой эры (I в. н. э.). В центр интересов философов вновь возвращается человек, проблемы его существования, вопросы морали и нравственности. На данном этапе развития античной философии появляются школы киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков и эклектиков.

5. Религиозный период (I — середина VI в.) характеризуется интересом философов к вопросам познания высших сил, освобождения человека от гнета всего материального, воспитания в себе духовных качеств и т. д.

Что же касается этой книги, то мы будем опираться на часто встречающуюся периодизацию античной философии, состоящую из трех основных периодов:

1. Досократовская философия (философия «ранней Греции»): VI — 1-я пол. V в. до н. э.

Данный этап в жизни Греции характеризуется распадом традиционной родовой общины. Это привело к образованию первых греческих городов-государств, называемых полисами. Они стали стремительно развиваться, что, в свою очередь, привело к развитию сельского хозяйства и целого ряда ремесел. Начала появляться и торговля, как внутренняя, так и с соседними городами и странами. Обмен товарами стал заменяться оплатой, что привело к возникновению денежных отношений и, как следствие, к расслоению общества на богатых и бедных. Люди стали искать свое место в жизни, находя ее не похожей на мифологические рассказы писателей и поэтов. За решением проблем своего существования, места в мире и его устройстве люди обращаются к философии.

2. Классическая философия (философия «классической Греции»): 2-я пол. V — IV вв. до н. э.

Этот период в античной философии во многом объясняется политическими изменениями в Греции. Общество приходит к установлению демократии и принятию законодательства, регламентирующего жизнь людей. Философы немедленно реагируют на потребности людей и начинают заниматься вопросами о политике, государстве, воспитании. Место человека становится более определенным, он становится гражданином, членом общества. Философия же принимает куда более научный характер, что вызывается началом развития целого ряда наук.

3. Эллинистическая философия, период античной истории с середины IV в. до н. э., начавшийся после возникновения и распада империи Александра Македонского. Данный период зачастую разделяют на ранний (до конца I в. до н. э) и поздний (до VI в. н. э.).

Греческая философия данного периода претерпевает упадок, что было вызвано политической нестабильностью в полисах, приведшей к утрате Грецией своей независимости. Демократия сменяется монархическим правлением римских императоров. В то же время смешение народов приводит к тому, что начинает смываться понятие «гражданин» и появляются люди-космополиты, принадлежащие всему миру. Вопросы о том, как следует жить в этой новой реальности, приводят к развитию множества философских школ.

Таким образом, существует целый ряд различных взглядов на периодизацию античной философии, относящих древнегреческих философов к тем или иным этапам развития философии. Представим эту классификацию в виде таблицы, а затем систематизируем мудрецов по отношению к философским школам и соотнесем с годами жизни.

Источник

Периоды развития античной философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Античная философия охватывает период от IV в. до н. э. до V в. н. э. К философам античного периода относятся многие великие мыслители, среди них Гераклит, Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие. История античной философии включает в себя несколько основных периодов. Ниже приведены периоды античной философии в правильном порядке, а также характеристика периодов античной философии.

Рисунок 1. Периоды развития античной философии, таблица

Основные периоды развития античной философии

Характеристика раннего периода античной философии (VII – V до н.э.)

Ранний или 1 период развития античной философии характеризуется большим влиянием разнообразных религиозных культов, воспевающих природу и поклонение ей через античных богов. Благодаря обилию этих культов возникает так называемая натурфилософия – философия природы как целостной системы. К этому периоду принадлежат Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – философы Милетской школы, а также Парменид, Демокрит, Гераклит и Зенон. Для ранних натурфилософов характерен поиск первопричины бытия, их не интересует вопрос, кто создал мироздание, их интересует, из чего всё было создано.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика второго периода античной философии

Сократ сначала принадлежал школе софистов, но затем стал их критиком. Он, в противовес софистам, считал, что объективное существует, и именно оно должно быть мерой всего. Знание объективного рождается только при совершении определённых усилий и в достоверности объективного каждый может убедиться сам. Сократ воспринимал философию как инструмент для познания истины, а знание – как источник нравственного совершенства, считая, что всё зло от незнания.

Характеристика античной философии 3-ьего периода

Аристотель отчасти продолжил идеи Платона, а отчасти подверг их критике. В отличие от Платона, материи у Аристотеля можно придать форму, при этом материя является делимой. Именно Аристотель ввёл понятие о формальной логике и он же сформировал критерии, по которым материальное можно изучать.

Рисунок 3. Аристотель

Характеристика эллинистического периода

Римский период развития античной философии

В это время становятся популярны идеи неоплатонизма, одним из популяризаторов которого является Плотин. Плотин продолжает развивать некоторые идеи Платона, но, в отличие от него, он объединяет мифологию и философию, наделяя первоначало потусторонностью и сверхразумностью. Другие представители этого периода – Порфирий Тирский и Ямвлих.

Источник

В какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

1. Особенности античной философии.

Античная философия – это совокупность философских учений, созданных в условиях античной демократии в 6 вв. до н.э. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах-государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина «философия» традиция приписывает Пифагору Самосскому (6 в. до н.э.). Условной датой начала античной философии принято считать 585 г. до н.э. и связывают с именем греческого ученого и мудреца Фалеса из Милета (625-547 гг. до н.э.), который предсказал солнечное затмение. Ее расцвет приходится на 4 в. до н.э. Окончание связано с декретом римского христианского императора Юстиниана (529 г.н.э.) о закрытии Платоновской философской Академии в Афинах – последней философской школы античности (нехристианской). Последний философ античного мира – Боэций.

Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.

2. Периодизация философии античности.

Античная философия в своем развитии делится на несколько периодов, в рамках которых существовали различные философские школы и направления, представители которых пытались ответить на вопросы:

— «Из чего все возникает?»

— «К чему все возвращается?»

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

II период. Классическая философия (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.- 30-е гг. 1 в. до н. э.)

IV период. Римская философия (1 в. до н.э.-5/6 вв. н.э.)

3.Характеристика периодов античной философии.

Предфилософская традиция (8-7 вв. до н.э.)

Софисты (Гомер, Гесиод, Орфей, Лин, Мусей, Эпименид, Ферекид, Акусилай)

Не является по сути философией, заложила основы философского познания в дальнейшем.

I период. Натурфилософия / досократовская философия (6-5 вв. до н.э.)

Главная проблема – проблема устройства мира, проблема первоначала.

На данном этапе философия развивалась в рамках философских школ:

1. Натурфилософия (Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; Ионийская школа: Гераклит из Эфесса; Эмпедокл из Агригента)

Утверждали, что мир возник из первовещества. У Фалеса первовеществом является вода. У Анаксимена – воздух. У Гераклита – огонь. Анаксимандр полагал, что все произошло из беспредельного вещества (апейрона). Эмпедокл брал в качестве основы четыре вещества: огонь, воду, воздух и землю. Гераклит заложил основы диалектики, обосновавшей положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и борьба противоположностей.

Анаксимандр (около 610-после 547 г.до н.э.) является учеником Фалеса, автором первого сочинения на греческом языке «О природе». Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека «от животного другого вида» (рыб).

Гераклит Эфесский (кон. 6 – нач. 5 вв. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения, становления («все течет», «в одну реку нельзя возти дважды»).

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 – ок. 430 гг. до н.э.) – поэт, врач, политический деятель. Утверждал, что движущие силы – любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, тораспадается. Полагал, что подобное познается подобным.

2. Элеаты (Зенон, Ксенофан, Парменид, Мелисс).

Противопоставляли друг другу мышление и материальный мир. Утверждали, что познать первооснову мира невозможно через его чувственное восприятие, т.к. оно неустойчиво. Истинное бытие открыто только чистому мышлению и представляет собой мир единого и неподвижного бытия.

3. Пифагорийцы (Пифагор Самосский, Алкмеон Кротонский, Архит, Тимей Локрский, Филолай ).

Пифагор Самосский (6 в. до н.э) – философ, религиозный и политический деятель, математик. Был убежден в том, что основа вещей (сущего) скрыта в числах и математических атомах, имеющих форму геометрических фигур.

4. Атомисты (Демокрит из Абдер/Фракии, Эпикур, Левкипп).

По их мнению, первооснова мира заключается в атомах, которые представляют собой мельчайшие неделимые материальные частицы, их – бесчисленное множество, различаются формой, величиной. Бытие выступает в виде комбинации атомов, из которых возникают зримые вещи, поэтому бытие познаваемо. Пустота же между ними представляет собой небытие, оно непознаваемо.

II период. Классический (2 пол.5-4 вв. до н.э.)

Смена проблематики: от природы к человеку и обществу. Создание первых философских систем.

Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.)

Цель философии Сократа – самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость.

Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Но был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и приговорен к смерти (принял яд).

Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.)

Настоящее имя Платона Аристокл. Платон является учеником Сократа, развивал его идеи. Основал школу в Афинах. В его философии на первом месте не натурфилософия, а этика. Основа его философии – концепция идей (высшая среди них – идея блага). Платон не рассматривает вещи в их эмпирически-чувственном существовании. Для каждой вещи он определяет ее смысл, сущность (идею). Идеи соотносятся как с материальными, так и с душевными явлениями. Идеи – вечные, неизменные умопостигаемые прообразы вещей; вещи – подобие и отражение идей. Бытие характеризует как вечное, неизменное, неделимое, недоступное чувствам, постигаемое только разумом. Но бытие множественно. Бытие – это мир идей; мир идей первичен, истинно существующий. Вторичный, производный от идей – это чувственно воспринимаемый мир, для объяснения которого Платон вводит понятие «материя». Материя – это первичный материал, из которого состоят вещи, идеи придают ей форму. Космос создан Богом через соединение идей с материей. Познание есть анамнесис – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон интенсивно разрабатывал диалектику. Создал учение об обществе, где главной идеей общественного благоустройства выступает идея справедливости. Желал построить идеальное государство на справедливых началах. Идеальное государство – это иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники.

В истории философии восприятие Платона менялось: «божественный учитель» (античность), предтеча христианского мировоззрения (средневековье), философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

III период. Эллинистическая философия (2-я пол. 4в.-30-е гг. 1 в. до н. э.)

Греческие города-государства приходили в упадок. Центр философии перемещается из Греции в Рим. Эллинская философия переходила в эллинистическую, а затем и в римскую.

Название периода связано социально-политическими обстоятельствами: формированием эллинистических монархий после распада империи Александра Македонского (323г.до н.э.) и смертью последнего эллинистического монарха—царицы Египта Клеопатры (31г. до н. э.). Главнейшие философские центры: Афины и Александрия (с Мусейоном, играндиозной Библиотекой).

Получили расцвет четыре школы:

Данные школы имели общую цель – обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий они видели в атараксии (невозмутимости), апатии (безразличии), автаркии (самодостаточности человека).

Основные акцентыв философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику—с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчиненыостальные дисциплины (ср. замечания эпикурейцев и скептиков о том, что они занимаются науками оприроде для достижения невозмутимости духа— атараксии). Этику всех основных эллинистических школ традиционно характеризуют как эвдемонистическую и индивидуалистическую, главные понятия ее —арете- добродетель и эвдаймония-счастье, центральный вопрос и интерес—счастье отдельного человека,теоретически (или даже практически, как у киников) поставленного вне рамок государства. Все школы этогопериода ищут индивидуальные рецепты счастья, представляя его как некоторое состояние спокойствия икрепости духа (ср. апатию стоиков и атараксию скептиков и эпикурейцев). Несмотря на некоторые общиесхемы, эллинистический период античной философии отличается большим разнообразием школ и течений,которые культивировали не одни только моральные дисциплины, и в первую очередь это относится кстоицизму—самому заметному течению эллинизма, ставшему наряду с платонизмом и аристотелизмомодним из тех учений, которые определили облик философской античности для последующей традиции. Вчастности, учение стоиков о мировом уме-логосе и о промысле оказало влияние на становление христианской философии.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Основателем кинизма считается ученик Сократа Антисфен, а наиболее ярким представителем – Диоген Синопский; а также: Менипп, Бион, Кратет, Гиппархия, Метрокл. За основу своей философии взяли практическую модель Сократа, свойственные ему спокойствие, самообладание, неприхотливость. Не подкрепленные интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии, безразличия и аскезы, постоянной тренировке души и тела. Латиняне называли киников циниками. Постепенно термин «циник» получило негативное значение.

Скептицизм («Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежны»).

Основателем является Пиррон Эллидский и Секст Эмпирик. Представители: Энесидем, Агриппа, Ксанф.

Скептики видели и видят сегодня свою цель в опровержении догм всех философских школ. Мир изменчив, текуч, непостоянен, относителен, иллюзорен. Это не позволяет считать истинными те или иные суждения, истины не существует, любой анализ не имеет конца, разум противоречив, чувства лживы, опора на чувства и разум человека несостоятельна. В постоянно меняющемся мире нельзя признавать существования ни добра, ни зла. Остается только свой внутренний покой и безмятежность.

Стоицизм («Счастье – это жизнь в соответствии с космическими законами»).

Основателем является Зенон из Китии. Его учеников называли стоиками (Клеанф, Тимон, Хрисипп, Зенон Тарсийский, Кратет, Панетий, Посидоний). По представлениям стоиков, природа – это Бог, Бог есть вся природа (пантеизм). Человек существует в рамках космических законов, подвержен космической судьбе.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причинеГреческая философия периода Древнего Рима также развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже – развивающегося христианства. Основные школы:

1. Неопифагореизм (Аполлоний Тианский)
2. Средний и поздний платонизм (Плутарх, Ксеанф, Цельс)
3. Скептицизм (Фаворин, Секст Эмпирик)
4. Перипатетики (Александр Афродиссийский, Фемистий)
5. Неоплатонизм (Плотий, Кастриций, Порфирий, Ямвлих, Клавдиан, Прокл Диадох, Зенодот, Дамаский, Симпликий)
6. Христианская философия (Климент Александрийский, Ориген Августин Аврелий Блаженный, Боэций)

Киники, стоики и эпикурейцы основывали свою философию на идеях Сократа, а в поздней античности возрождаются идеи Платона. Возникает новый платонизм (неоплатонизм). Его ярким представителем был Плотин. В его философии платонизм дополняется мистикой восточного происхождения. Он призывал к Единому – Благу, к объединению благодаря мистическому единству. Но все же раннесредневековый возглас христианского Бога: «Я – сущий» оказался более убедительным и по-прежнему оставался господствующим.

4.Значение философии античности

Кратко значение античной философии можно обозначить следующим образом:

1. Космоцентричная : охватывает весь космос, в том числе и человека.

2. Достигла многого на понятийном уровне : концепция идей Платона, понятие формы Аристотеля, понятие смысла у стоиков. Но почти не знает законов науки.

3. Функциональная : помогает людям в решении жизненных проблем.

4. Актуальная : по сей день сохраняет свое значение.

Вопросы и задания

Дополнительная литература по теме:

Афоризмы для анализа

Карточки философов

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Сократ 470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Гомер легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея»

Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов — отрывки из Гомера

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Эпименид — древнегреческий жрец и провидец, представитель предфилософской традиции, эпический поэт.
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Тит. 1:12: Κρήτες ἀεί ψεύσται и т. д.), приводимый издавна в логиках в пример логического круга (circulus vitiosus), ввиду критского происхождения самого Эпименида. По одной из версий, ему принадлежат также слова, процитированные Апостолом Павлом в его речи в Афинах (по другим версиям, Павел цитирует философа Клеанфа, либо поэта Пиндара): «ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».»

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Фалес 548/545 до н. э. — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Анаксимандр Милетский (547/540 до н. э.) — древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»)

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Демокрит Абдерский ; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Левкипп из Абдеры или Милета (V век до н. э.) — древнегреческий философ, один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.

Точное место рождения неизвестно: возможно, Милет или Абдера. Некоторые исследователи считают, что одним из его учителей был Зенон Элейский. О жизни Левкиппа известно очень мало, и не сохранилось никаких работ, которые можно было бы с уверенностью назвать произведениями Левкиппа, особенно учитывая тот факт, что Левкипп находится в тени своего ученика Демокрита, создателя завершенной системы атомистики. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения.Невозможно даже определить, в каких областях Левкипп и Демокрит были не согласны друг с другом.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Ориген Адамант ок. 185, Александрия — ок. 254, Тир) — греческий христианский теолог, философ, учёный. Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».

Был учеником неоплатоника Аммония Саккаса. Учился в Александрийской богословской школе, Дидаскалейоне, которую возглавлял Климент Александрийский. С 203 года преподавал в ней философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию. После того как Климент покинул Александрию, Ориген возглавил школу и был её наставником в 217—232 годы.

в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Смотреть картинку в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Картинка про в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине. Фото в какой период философия античности пришла в упадок и по какой причине

Поиск информации Савченко Р.

Глоссарий

В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд. Элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейской теологии.

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связаннойс именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохиразвивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубокихдиалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однакопонимание природы в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, кабалистикой имистикой чисел.

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.

Натурфилософия (немецкое Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла). В немецкой классической философии натурфилософия получила особенное Развитие у Ф.В. Шеллинга и его последователей. Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями, базирующимися на естественно-научных данных.

Познание — философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. Всякая философская концепция П. выражает собой содержание данного философского учения и в силу этого отличается от других концепций. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансцеденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антропологическое и другие понимания П., производные от соответствующих теорий познания. Помимо философских имеют место и специально-научные концепции П. — психологическая, нейрофизиологическая, лингвистическая, социологическая, логическая, информационная, синергетическая, — часто выступающие в единстве с какими-то философскими учениями. Рефлексия о П. не заканчивается пределами науки и философии. Повседневное словоупотребление стихийно формирует обыденное понимание П.; в религии и теологии идет речь о способах и формах П. Бога; магия и оккультные науки стремятся разработать методы П. таинственных субстанций, астральных влияний, демонических сил. В истории философии и науки существует устойчивая тенденция восприятия элементов вненаучных представлений о П.

Душа (греч. psyhe, лат. anima) — одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому осмысляется позиция как вышебытийного первоначала, так и недосягающей бытия материи. Д. появляется вместе с самой философией в пифагореизме: одно из немногих безусловно засвидетельствованных ранне-пифагорейских учений — учение о бессмертии Д. и метемпсихозе. Учение Платона о Д. формировалось в оппозиции к софистическому пониманию Д. как только средоточия ощущений. В диалоге Платона «Федон», с одной стороны, проведены пифагорейские учения о теле как гробнице Д., о метемпсихозе (переселении душ) и палингенесии (новых рождениях), с другой — опровергнуто пифагорейское учение о Д.-гармонии и даны четыре доказательства бессмертия Д. Образованию и воспитанию Д. здесь придан фундаментальный онтологический смысл, поскольку, по Платону, Д. не несет с собой на тот свет ничего, «кроме воспитания и образа жизни». Аристотель в учении о Д. исходит из двух ее основных проявлений в живом существе: движения и ощущения; помимо этого он формально признает бестелесность Д. как того, что не есть тело, но что, однако, не может существовать без тела. Не признавая Д. как причину всякого движения, Аристотель рассматривает Д. в своей системе категорий как сущность, или первичную осуществленность, энтелехию естественного органического тела, обладающего возможностью жизни. По Аристотелю, Д. нет самой по себе, но есть живое существо, состоящее из Д. и тела. Аристотель отказывается от представления о мировой Д., но вводит ее своеобразный эрзац: природу, которая имманентна миру так же, как отдельная Д. — отдельному живому существу. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/363/ДУША

Диалектика (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. Элементы Д. имеются во всякой философии, отстаивающей идеалы коллективистического общества (см. ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ). Такие элементы были, в частности, еще в философии Гераклита, прозванного за неясность («диалектичность») изложения своих идей Темным. Позднее Д. как учение о противоречии возродилась в средневековой философии, прежде всего в христианской концепции Бога, человека и человеческой истории. Как связная и универсальная теория Д. впервые была построена в 19 в. Г.В.Ф. Гегелем. Она была активно подхвачена марксизмом, которому не удалось, однако, ни углубить, ни прояснить основные идеи Гегеля. В 20 в. Д. пытались разработать марксизм-ленинизм и неомарксизм, однако без особого успеха. В частности, в неомарксизме Д. свелась к идее универсального развития, радикально отрицающего свои предшествующие ступени («негативная Д.»).

Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной называют ту мысль, которая не соответствует своему предмету, т.е. представляет его не таким, каков он есть на самом деле, искажает его. Напр., мысль о том, что Иртыш есть приток Оби, соответствует своему предмету, ибо действительно Иртыш впадает в Обь; а мысль о том, что на березе растут бананы, искажает реальное положение дел, поэтому является ложной.

Истолкование И. как соответствия мысли действительности восходит к античности, поэтому его называют «классической концепцией истины» (или «теорией корреспонденции», от англ. correspondence — соответствие). Основную идею классической концепции выразил еще Платон: «. Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет». Позднее такое же понимание И. выразил Аристотель. Важной особенностью классической концепции является то, что в ней И. объективна — в том смысле, что она не зависит от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Поэтому, скажем, мысль о том, что тела состоят из атомов, была истинна и во времена Демокрита, хотя получила признание лишь в 18 в. До настоящего времени классическое понимание И. является наиболее распространенным. Однако это понимание порождает ряд проблем, которые все еще не имеют общепризнанного решения.

Материя — одно из наиболее многозначных филос. понятий, которому придается один (или некоторые) из следующих смыслов: 1) то, определяющими характеристиками чего являются протяженность, место в пространстве, масса, вес, движение, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то комбинация этих свойств; внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта); 2) физическое или не-умственное; 3) физическое, телесное или не-духовное; 4) неодушевленное, неживое; 5) естественное, не являющееся сверхъестественным; 6) полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному; 7) источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом; 8) то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается; 9) первосуществующее или изначальная основа; 10) то, что является предметом рассмотрения.

Утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора (1516). Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч. и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

Формальная логика — наука, занимающаяся анализом структуры высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму в отвлечении от содержания. Определение «формальная» было введено И. Кантом с намерением подчеркнуть ведущую особенность Ф.л. в подходе к изучаемым объектам и отграничить ее тем самым от др. возможных логик (см. ЛОГИКА ).

Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κῠνός (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ.

Эпикуреизм (от сл. эпикуреец). Учение философа Эпикура о том, что цель жизни есть наслаждение.

Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Неоплатонизм — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения — гл.обр. логического — в учение Платона.

Антич. Н. тяготел к школьной организации и существовал прежде всего в виде ряда школ. Правда, школа Плотина в Риме представляла собой кружок слушателей, распавшийся еще при жизни учителя. Уже у Плотина и его учеников Амелия и Порфирия были разработаны основные понятия системы Н., во главе иерархии бытия стоит сверхсущее единое-благо, постижимое только в сверхумном экстазе и выразимое только средствами отрицательной (апофатической) теологии; далее в порядке нисхождения («истечения» — см.: Эманация) из единого следовали бытие-ум (нус) с идеями в нем, душа (псюхе), обращенная к уму и к чувственному космосу, вечному в своем временнoм бытии. Однако в школе Плотина еще отсутствовали четкие основы интерпретации платоновских диалогов. Амелий, напр., проводил тройное деление ума и учил о трех умах и трех демиургах, полагая, что это и есть «три царя» Платона, тогда как Плотин под «тремя царями» понимал единое, ум и душу. В то же время Порфирий, в отличие от Плотина и Амелия, считал, что демиург для Платона — это не ум, а душа.

Поиск информации – Савченко Р.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *