в каком году снимали гардемарины
Гардемарины, вперед!
«Гардемарины, вперёд!» — первый фильм трилогии о гардемаринах. Фильм снимался в период с 1986 по 1987 год. Премьера состоялась 1 января 1988 года. Фильм снят по роману Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы».
Съемки проходили в Москве, Ленинграде, Таллине и Калинине. Дом Ягужинских — это Юсуповский дворец в Москве (yusupovpalace.ru, https://www.facebook.com/YusupovPalaceMoscou), монастырь игуменьи Леонидии — музей «Коломенское», дом Пелагеи Дмитриевны — музей «Крутицкое подворье», императорский дворец — музей «Кусково».
Монастырь игуменьи Леонидии — музей «Коломенское»
Церковь Вознесения Господня
Храм Казанской иконы Божией Матери
Императорский дворец — музей «Кусково» (kuskovo.ru).
Петербург (Москва, Арбат)
Когда съемки картины только начинались, актерский ансамбль выглядел иначе. Алешу Корсака играл Юрий Мороз, Софью — Марина Зудина. Сама Дружинина должна была предстать в образе мятежной Анны Бестужевой. Сначала ушел Юрий Мороз. Он тогда учился на режиссерских курсах и должен был снимать дипломную работу. Вскоре покинула картину Зудина. И тогда в картине появились Дмитрий Харатьян и Ольга Машная. От роли Бестужевой за неделю до съемок Дружинина отказалась сама, решив, что не следует мешать профессию режиссера и актрисы. Благо платья, пошитые для Светланы Сергеевны, на ее преемнице Нелли Пшенной сидели как влитые.
Сергей Жигунов выкупил права на героев-гардемаринов.
В фильме Дмитрий Харатьян единственный, кто сам исполняет песни, и не только за себя, но и за Сергея Жигунова.
На съёмках сериала Сергей Жигунов получил серьезную травму — его ранили шпагой. Актер проходил лечение в течение 27 дней.
Все началось с телефонного звонка Светлане Дружининой. Звонила женщина с предложением дать режиссеру свой неопубликованный роман, который в итоге пролежал в квартире Дружининой целый год.
К сожалению, создатели фильма не сумели сохранить хороших отношений. Светлана Дружинина прекратила общение с Харатьяном и Жигуновым. Позднее разорвали отношения и «гардемарины».
Роль Никиты Оленева должен был играть сын Светланы Дружининой, с ним даже сняли несколько эпизодов, но потом он заболел и роль отдали Шевелькову. Актер чувствовал себя очень неуютно, поскольку режиссер ему тонко намекала, что он занял чужое место. На съемки второй ленты Дружинина его не пригласила, отдав предпочтение Михаилу Мамаеву.
Инструментальная тема, на основе которой была написана «Песня о разлуке», ранее прозвучала в 1974 году в фильме «Дневник директора школы».
Олег Меньшиков мог сыграть Александра Белова, но в итоге только озвучил его.
Наталья Гундарева (озвучившая Елену Цыплакову) в следующих двух частях сама исполняет роль Цыплаковой (Императрица Елизавета).
Композиция «Голубка» была написана по просьбе Михаила Боярского. Ему хотелось сыграть последнюю любовь стареющего Д`Артаньяна, спеть прощальную песню мушкетера, попавшего в русские снега. А знаменитое «ланфрен-ланфра» — это ничего не значащая абракадабра, часто используемая в старинных французских песнях.
Съемки фильма начались в мае 1986 года, но уже через полтора месяца остановились. После одной из репетиций на природе Дружинина решила покататься верхом. Слезая с лошади, она поскользнулась, упала и сломала ногу. Дальше снимать ей пришлось на костылях.
В «роли» княжеского дома, из которого шевалье де Брильи увозил Анастасию Ягужинскую, весьма убедительно выглядело здание ВАСХНИЛ (Академия сельскохозяйственных наук, расположенная в здании дворца Юсупова) в Б. Харитоньевском переулке в Москве.
Во время подготовки к съемкам Сергея Жигунова призвали в армию. Чтобы не лишиться «последнего русского», его пристроили служить в «киношный» кавалерийский полк — единственную воинскую часть в стране, откуда бойца можно выписать на съемки в любое время.
Зато армейского обычая быть стриженным «под ноль» Сергею избежать не удалось. В середине съемок гардемарин Белов лишился шикарной шевелюры. В некоторых сценах его кудри заменяет парик.
Сергей Жигунов (52) — Александр Белов (озвучивал Олег Меньшиков)
Дмитрий Харатьян (55) — Алёша Ко́рсак
Владимир Шевельков (54) — Никита Оленев (озвучивал Андрей Гриневич)
Михаил Боярский (65) — шевалье де Брильи
— Серж, это последний русский!
Нос у него такой. Хороший нос!
Почему вы целуетесь?
— Это последний русский, Сережа. Он меня понимает и жалеет.
— Мне надоел этот последний русский и предпоследний тоже.
– Не размахивай клинком-это не есть кадило.
– Корсак! И опять к обеду!
– Ни минуты для личного счастья. Все отчизне!
– Не заведешь кота-самого заставлю мышей есть.
– Я влюблен!
– Что, опять?!
– Нет, это совсем другое!
– Фамилия у него такая. словно клопа раздавили (Чесский, Черкасский, Черторынский. )
– Я замечаю в Вас некоторую непокобелимость. непоколебимость к авторитетам!
— А здесь дождь, потом снег, потом ветер. ёлки эти проклятые.
-Анастасия, звезда моя!
Обновлено 21/08/15 13:39:
Татьяна Лютаева (50) — Анастасия Ягужинская (озвучивала Анна Каменкова)
Ольга Машная (51) — Софья Зотова
Обновлено 21/08/15 13:48:
Евгений Евстигнеев (1926-1992) — Бестужев
Владислав Стржельчик (1921-1995)— Лесток
Александр Абдулов (1953-2008) — Лядащев
Обновлено 21/08/15 14:15:
Валерий Афанасьев (66)— Ягупов
Владимир Балон (1937-2013) — Жак / учитель фехтования в Навигацкой школе
Семен Фарада (1933-2009)-директор Навигацкой школы
Елена Цыплакова (56)— императрица Елизавета Петровна
Иннокентий Смоктуновский (1925-1994) — кардинал Флёри
Александр Пашутин (72) — Яковлев
Римма Маркова (1925-2015) — мать Леонидия
Мария Садкович — девочка из Микешина Скита
если я ничего не напутала, то вот она) (есть фб, фотки сюда не буду выкладывать по понятным причинам)
Обновлено 21/08/15 14:17:
Обновлено 21/08/15 14:24:
Обновлено 21/08/15 14:35:
20 любопытных фактов о съемках «Гардемаринов»
«РГ» собрала самые любопытны факты о съемках знаменитого фильма.
2. О том, как появилось название, Дружинина рассказывала так: «Я была дружна с писателем Вениамином Кавериным. Помню, он всегда любил говорить: «Давайте, гардемарины, вперед!». И мне это очень нравилось. Он даже в свои «Два капитана» эту фразу вставил. И когда я начала работать над сценарием «Трое из Навигацкой школы», то вдруг подумала: «Почему бы не вспомнить Каверина?!». Его присказкой я и назвала сериал.»
5. Съемки фильма начались в мае 1986 года, но уже через месяц-полтора остановились. После одной из репетиций на природе Дружинина решила покататься верхом. Слезая с лошади, она поскользнулась, упала и сломала ногу. Дальше снимать ей пришлось на костылях.
8. Однажды Сергей Жигунов предложил самому опытному фехтовальщику, участвующему в съемках, сразиться с ним по-настоящему. Тот долго отнекивался, но в конце концов согласился. Во время боя Жигунов не по правилам подбил клинок соперника, и его шпага угодила Сергею прямо под бровь. И в последующих сценах оператору пришлось прибегать к всяким хитростям, чтобы раненый глаз Жигунова не попадал в кадр.
9. В «Гардемаринах, вперед!» Жигунов говорит голосом Олега Меньшикова. В «Виват, гардемарины!» его героя озвучил Александр Домогаров. Так захотела режиссер.
Понятно, что и с Дружининой у Шевелькова отношения не сложились, и когда та задумала снимать продолжение фильма, на роль третьего гардемарина она пригласила другого актера. Чтобы как-то объяснить зрителям, куда пропал обаятельный Шевельков, была придумана сцена, где выяснялось, что теперь не сам Никита Оленев, а его брат будет участвовать в приключениях гардемаринов. Но зрителям замена явно не понравилась, и возможно, именно тот факт, что великолепная троица распалась, послужил одной из причин того, что фильм «Виват, гардемарины!», вышедший в прокат в 1991 году, уже не имел большого успеха.
14. Евгений Евстигнеев, сыгравший канцлера Бестужева, уже был в то время очень болен. Он входил в кадр без репетиций, совершенно не зная текста, и с ходу под суфлера играл совершенно гениально.
17. Светлана Дружинина вспоминала, как порой актеры поправляли ее, не позволяя «осовременивать» фильм: «Мы снимали сцену с участием Бестужева (Евгений Евстигнеев) и Елизаветы Петровны (Наталья Гундарева). Они медленно шли по анфиладе, и я их поторопила. Актеры посмотрели на меня с укоризной. В костюмах весом с десяток килограммов, тяжелых париках и в не таких уж просторных, как кажется со стороны, помещениях идти быстрее просто невозможно! А там, где медленный темп движения, там и речь иная. Поэтому Гундарева и Евстигнеев невольно перешли в ритм того времени, которое играли. Перешли очень точно!»
Уцелевшая рукопись, массовые отказы от ролей и пьяные импровизации: как снимали «Гардемарины, вперед!»
Режиссер Светлана Дружинина не верит в случайности. Неожиданные повороты в жизни и в работе она воспринимает не иначе, как «чудеса судьбы» и любит повторять: «Кто верит в случай, не верит в Бога». Никто точно не знает, какие силы вмешались в создание 4-серийного фильма о гардемаринах – курсантах Навигацкой школы, открытой Петром Великим в Москве. Но этот проект оказался самой успешной работой режиссера, определившей ее творческий путь на многие годы вперед.
То, что кино обязано было появиться, – установленный факт. Иначе как объяснить, что после пожара в доме Дружининой и ее мужа Анатолия Мукасея, из всех книг и рукописей в целости сохранилась одна красная папка с произведением Нины Соротокиной «Трое из Навигацкой школы». Изначально режиссер не собиралась даже читать «это», – автор произвела на нее не лучшее впечатление. Уже после пожара, папка обнаружилась в нетронутом огнем кабинете Мукасея. Тот, оказывается, уже прочитал книгу и решил, что для кино это отлично подойдет. Убедить жену уже ничего не стоило, а та, в свою очередь, отстояла проект на Мосфильме и в телеобъединении «Экран».
«Гардемаринов» снимали в Москве, Ленинграде, Таллине и Ялте. Большинство локаций хорошо известны, в их числе – музеи «Кусково», «Коломенское», «Крутицкое подворье», Юсуповский и Массандровский дворцы. Вне городов артисты скакали на лошадях и махали шпагами под Калинином, ныне Тверью. Жигунов, Харатьян и Шевельков отлично ладили между собой. Это уже потом, спустя годы начнутся обиды, претензии и поиски виноватых в последующих неудачах. Но когда Саша Белов летел на коне через все поле предупредить друга о опасности в виде Де Брильи, – он делал это абсолютно искренне.
«Когда я скакал наперерез карете, то для меня было главным не спасти какие-то бумаги, а спасти друга. В такие минуты забываешь, фильм ли это, действительность ли», – рассказывал потом Жигунов.
Этот момент фильма запомнили многие артисты. Сцена снималась долго и не без происшествий. Сначала были проблемы со светом, – солнце то выходило, то закатывалось в облака. Дело шло к вечеру. Заскучавшие актеры собрались в служебном автобусе. У кого-то нашелся коньяк, у кого-то появилась закуска. Неожиданно вышло солнце, и команда решила снимать. Лютаева потом рассказывала, что, когда Де Брильи побежал в лес, она по сценарию должна была остаться и кареты и молча страдать. Но под воздействием алкогольных паров актриса с криками бросилась к якобы застреленному Сереже. Дружинина была в ярости. Сцену переснимали еще несколько раз, но в итоге в фильм попали именно те «неправильные» кадры.
«Гардемарины, вперед» выходили на советские экраны почти на десять лет позднее популярных и ставших хитом «Д’Артаньяна и трех мушкетов». Интерес к музыкальным фильмам был в то время огромный. Дружинина хотела не меньшего успеха для своей картины, поэтому предложила написать музыку Геннадию Гладкову. Но того уже позвали в фильм «Человек с бульвара Капуцинов», – они тогда поругались.
«Долго с ним [Гладковым] даже не хотела общаться. Но потом мы познакомились с Лебедевым, подружились. И выяснилось, что нет худа без добра. Потому что музыка совершенно прекрасная!», – вспоминала потом режиссер.
Николай Лебедев очень старался. Для него картина стала настоящим вызовом, – ему хотелось переплюнуть «Мушкетеров». Что удивительно, советскому зрителю даже в голову не пришло сравнивать две картины и особенно музыкальные номера. Поэтому выяснить, у кого получилось лучше, у Лебедева или у Дунаевского, так и не удалось, да и было никому не нужно.
Премьера фильма состоялась 1 января 1988 года. Дружинина вспоминала, что ни одного хорошего слова от критиков она тогда не услышала, зато Мосфильм был завален письмами от благодарных зрителей. Легендарная троица – Жигунов, Харатьян и Шевельков – в момент стали всенародными любимцами. А уже в следующем году стартовали съемки продолжения саги «Виват, гардемарины!».
После «Гардемаринов» Светлана Дружинина всерьез увлекалась историей России и выпустила восемь фильмов «Тайны дворцовых переворотов» о событиях 18 века. Но она всегда мечтала снять продолжение легендарной истории про курсантов Навигацкой школы. Сценарий был написан давно, а вот со съемками дело обстояло туго. Режиссер долго не могла «пробить» финансирование. Но Дружинина не была бы собой, если бы отступила. Около месяца назад стало известно, что специально на завершение последних двух частей картины правительство выделило 65 млн рублей.
Правда и вымысел в «Гардемаринах»
Фильм «Гардемарины, вперед!» был снят 31 год назад и до сих пор очень любим зрителями. Популярность картины объясняется не только дворцовыми интригами и пышными платьями. Она возвращает в эпоху дворцовых переворотов, когда на российский трон взошла дочь Петра I Елизавета Петровна.
Автор романа «Трое из навигацкой школы» Нина Соротокина никогда не могла подумать, что по ее книге снимут легендарный сериал про трех гардемаринов. Сама она свой роман не считала исторически правдивым. Однако режиссер киноленты Светлана Дружинина досконально воссоздала дворцовые интриги того времени. Есть в сериале и другие реальные исторические персонажи. Какие? Давайте разберем исторические факты.
Трое из навигацкой школы
Курсанты навигацкой школы – гардемарины – действительно существовали в России с 1716 года и до Октябрьской революции. Придумал это офицерское звание Петр I. Гардемаринами становились в Академии Морской гвардии. Туда принимались в основном дворяне, значительно реже – разночинцы. Позже её преобразовали в Морской кадетский корпус.
Самое главное, гардемарины – это будущие офицеры флота («гардемарин» дословно с французского – «морская стража»), но герои кинофильма почему-то всегда скачут на конях.
Алеша Корсак. Историки не нашли такого гардемарина в архивах Морского кадетского корпуса. Зато известно о дворянском роде Корсаковых. Правда, в нем несколько Алексеев, а один из них – Алексей Корсаков – носил звание генерала и управлял Артиллерийским корпусом. Все Корсаковы были влиятельными людьми, в отличие от киногероя. В свое время представители рода сопровождали в Литву дочь великого князя Ивана III, великую княжну Елену, были митрополитами и начальниками военных объектов.
Александр Белов. Выдуманный персонаж. Историки не нашли такой фамилии в архивах навигацкой школы.
Никита Оленев. В исторических записях нашлись сведения, что Никита Оленев был незаконнорожденным сыном князя Олега Оленева. У Бестужева он служил адъютантом, будущую императрицу Екатерину Великую – Софию Августу Фредерику с матерью сопровождал из Пруссии в Россию. Участвовал в заговоре против Елизаветы, был отправлен в ссылку. Живым он оттуда не вернулся.
Придворная свита российской императрицы
Императрица Елизавета. В существовании этой личности историки точно не сомневаются. Она дочь Петра I. Елизавета правила Российской империей ровно 20 лет. Взошла на престол благодаря дворцовому перевороту. Первой в истории Российского государства отменила смертную казнь. Императрица старалась продолжать вести политику своего отца. При ней в Петербурге появились европейские ученые, высококвалифицированные инженеры, музыканты, художники и военные профессионалы. Любопытно, что Елизавета была очень набожной. Она постоянно переживала за престиж православной церкви и щедро жертвовала на храмы. Но больше всего государыня любила придворные развлечения и красиво одеваться. Ей хотелось быть самой красивой, поэтому нередко поступала жестоко по отношению к тем, кто выглядел лучше нее, например, могла прилюдно вырезать из прически все украшения.
Правление императрицы шло спокойно: Российская империя более 14 лет не воевала – такого не было за всю историю государства Российского.
Вице-канцлер Бестужев. Он действительно существовал и принял участие в дворцовом перевороте, тем самым привел Елизавету Петровну на трон. Императрица ему сразу пожаловала должность вице-канцлера, а затем и канцлера. Заручившись поддержкой Елизаветы, руководил внешней политикой России: пытался укрепить союз с Англией, Голландией и Австрией. Выступал против Франции, Пруссии и Турции. Болезнь Елизаветы Петровны дала возможность противникам Бестужева-Рюмина обвинить его в поддержке политических планов будущей императрицы Екатерины II. Дипломата арестовали и приговорили к смертной казни, но Елизавета помиловала его и отправила в ссылку. Во время правления Екатерины Великой все звания Бестужева были восстановлены, но вопросы политики он уже не решал.
Принцесса Фике. Принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика, которая известна всем как Екатерина Великая, и вправду начала свой путь в Россию с долгого путешествия. Путь к русскому престолу состоялся благодаря её рано умершему дяде, Карлу Августу Гольштейн-Готторпскому. Русская императрица Екатерина I планировала выдать за него замуж свою дочь Елизавету Петровну. Однако жених внезапно заразился оспой и умер. Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол, не забывала о несостоявшейся супруге. Поэтому, когда нужно было женить наследника престола Петра Фёдоровича, императрица Елизавета остановила свой выбор на Фике. В феврале 1744 года Софья Августа Фредерика с матерью прибыли в Петербург.
Мать принцессы Фике, Иоганна-Елизавета, действительно была шпионкой прусского короля, пыталась плести интриги в пользу Фридриха II. Сразу после свадьбы дочери она была выслана из Российской империи без права возвращения.
Иоганн Лесток. Был реальным врачом Елизаветы Петровны. Начинал службу у Петра I. После смерти императора принимал участие в перевороте в пользу Елизаветы. Как первому придворному доктору, Лестоку была предоставлена привилегия «пускать кровь» императрице, за что он каждый раз получал дополнительное вознаграждение.
В свое время был первым Главным директором медицинской канцелярии, в современном значении министром здравоохранения.
Посол Маркиз де Шетарди. Действительно был посланником в Россию и очень близким другом императрицы Елизаветы. Шетарди всегда с энтузиазмом пытался вмешиваться в русскую политику. В эпоху дворцовых переворотов при русском дворе большое влияние приобрела партия союза с Австрией и Англией. Ее лидером был Бестужев. Это не устраивало Шетарди и он всячески пытался убрать канцлера. Но Бестужев перехватил французского гонца с важными бумагами и показал их императрице, указав Елизавете на интриги, направленные против нее. Шетарди был выслан сразу же за границу. Больше он в России не появлялся.
Кардинал де Флери. Андре-Эркюль де Флери был духовным наставником короля Франции Людовика XIV. Приближенность к королевской семье дала кардиналу возможность завести влиятельных друзей и получить епископство. Спустя несколько лет он отказался от этой должности и попросил новую. Людовик XIV назначил его воспитателем своего правнука, который позже станет королем Франции – Людовиком XV. В 13 лет Людовик XV был официально объявлен совершеннолетним и приступил к правлению страной. Но фактически королевством почти два десятка лет управлял Кардинал де Флери, совмещая посты первого министра правительства и главы католической церкви Франции.
Участники салонного заговора против Елизаветы Петровны
Вся подлинность этого заговора и судьбы их участников правдиво показаны в сериале «Гардемарины вперед!». Салонный заговор против Елизаветы Петровны был раскрыт в 1743 году. В нем обвинялись дамы высшего света: Наталья Лопухина, Анна Бестужева и София Одоевская, а также их родственники и друзья. В телефильме показали некоторых из заговорщиков.
Анна Бестужева-Рюмина. Она была одной из центральных фигур в заговоре против императрицы Елизаветы. Фамилию унаследовала от своего мужа – дипломата Михаила Петровича Бестужева-Рюмина. Бестужеву за интриги били кнутом, вырезали язык и отправили в ссылку в Якутск.
Анастасия Ягужинская. История Анастасии в фильме – вымысел, правдой там является лишь один факт: в сыскном деле Лопухиных по заговору против императрицы есть упоминания о некоей дочери Анны Бестужевой с именем Анастасия, которая дала показания против своей матери – Натальи Лопухиной. Больше историкам не удалось найти о ней никакой информации.
Потерявший голову от любви французский шпион шевалье де Брильи – вымышленный персонаж. Другие главные герои – Софья Зотова, граф Василий Фёдорович Лядащев, Котов, Бергер и другие персонажи сериала являются абсолютной выдумкой автора романа.
Фото: Википедия/общественное достояние