в каком заведении учился хома брут
На кого учился семинарист Хома из гоголевского Вия?
КАК ЖИЛ И ЧЕМУ УЧИЛСЯ ХОМА БРУТ
Само понятие «бурса» происходит от позднелатинского bursa — сумка, кошелек. Первоначально оно означало общежитие для бедных студентов при европейских университетах. Отсюда, кстати, немецкое bursch — бурш, собирательное название студентов‑корпорантов, прославившихся своими буйными попойками, причудливыми ритуалами и изрезанными на дуэлях физиономиями. В польских, украинских и белорусских землях Речи Посполитой бурсами также называли общежития при духовных школах, в которых учащихся содержали на казенный счет. Позднее, особенно после вхождения Украины и Белоруссии в состав России, бурсами стали именовать не только общежития, но и сами начальные и средние православные учебные заведения по всей территории российского государства.
Полный курс всех этих наук читали только в Киевской братской школе, основанной в 1588 г. при участии киевского воеводы князя Константина Острожского, поддерживающего православные общины. В школу принимали детей всех сословий. Сирот содержали на полном иждивении братства. Интересно, что, отдавая ребенка в бурсу, отец заключал с ректором специальный договор, в котором указывалось, чему должны учить ребенка, а также оговаривались обязанности родителей по отношению к школе.
В учебном заведении на хорошем уровне преподавали такие предметы, как астрономию, катехизис, историю, географию, архитектуру, математику, экономику, медицину, живопись, естествознание, нотное пение и другие. Студенты изучали славяно-русский, церковно‑славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, которым уделялось большое внимание. Более того, до 1780‑х гг. преподавание на всех курсах велось только на латыни, а в XVII в. учащиеся даже во внеурочное время были обязаны общаться на ней.
Вий Николая Гоголя или Где сейчас Хома Брут?
Давайте попробуем разобраться.
Хома Брут – старший студент духовного учебного заведения, его называют философом, как слушателя четвертого курса, как другие курсы называют грамматиками («эти еще слишком малы»), риторами и богословами. Он бурсак, то есть живет в бурсе, общежитии при монастыре. Студентов, приходящих из дома, называют семинаристами. В любом случае, Хома готовится во священнослужители. «В торжественные дни и праздники семинаристы и бурсаки отправлялись по домам». Подразумеваются православные праздники, а они, как правило, связаны с постом. Действие повести начинается в июне. На него выпадает Петров пост.
Три ночи предстоит Хоме отпевать мертвую панночку в церкви. Отец ее уверен, что то честь за святые дела, а Хома знает, что это наказание за грехи. Выбор прост: или деньги, или батоги.
Как приступает Хома к священному таинству? Вкусно и сыто обедает, запивая страх горилкою (даром, что пост на дворе). Да и в самой церкви слова молитвы сначала звучат не очень убедительно. Нет в них веры. И почему бы табачок не понюхать? На чих просыпается ведьма и слепыми глазами начинает искать Брута. Только страх заставляет Хому душу вкладывать в молитвы. Только страх, доведенный до состояния животного, пробуждает истинную веру. Чем жутче страх, тем сильнее упование.
Но пропели петухи. Страх ушел. Вместе с ним ушла и вера. Хома снимает стресс обильным возлиянием, безумными плясками. А вместе с ним пирует и ликует все село.
Так прошло три ночи. После второй Хома поседел. А на третью был убит. Нежить все-таки победила его.
Как такое могло случиться? Как ведьма могла попасть в церковь? Как нечистая сила там оказалась?. Нечистая сила в церкви. Только при условии, что не было настоящей святости ни у священников, служивших в ней службы, ни у прихожан молящихся.
Говорят, бог не в здании. Он в душах людей. И не будет место намоленным, если молитвы были без веры.
Хома всего лишь один из тех, кто воспринимает веру, как свод законов и правил, способ бытия. Это религия. А вера – это способ сознания. Друзья Хомы, будущие священники, уверены, что Хома погиб, потому что посмотрел в глаза Вию, а не потому что слаб был духом. Какое ж это христианство?
При написании данного текста мы опирались на труды известного исследователя творчества Н.В. Гоголя Ю.В. Манна
«Вий»: чего вы не замечали в самой страшной повести Гоголя?
В 1968 году одним из лидеров советского кинопроката стала картина «Вий» – экранизация мистической повести Николая Васильевича Гоголя с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях. Этот фильм стал одним из лучших примеров отечественных хорроров по многим причинам, однако «Вий» – это не просто ужастик, созданный для выжимания из зрителя адреналина. О чем же предупреждал Гоголь?
Смотрите фильм «Вий» в пятницу, 23 апреля, в 17.20 и в субботу, 24 апреля, в 01.05 на телеканале «МИР».
По сюжету трое киевских семинаристов-бурсаков на время летних каникул отправляются на заработки. Они сходят с дороги, чтобы выпросить еды в каком-нибудь встречном хуторе, их резко накрывает непроглядно-темная ночь. Поминая чертей, герои лишь по лаю собаки выходят на одинокий хуторок, состоящий всего из пары домов. Старуха, хозяйка одной из хат, соглашается дать им ночлег. Она оказывается ведьмой, околдовывает философа и скачет на нем верхом по полям, как на коне. Хома вспоминает все молитвы и заклинания, которые знает, и берет верх. Он подбирает полено и избивает ведьму почти до смерти. Тут мерзкая старуха превращается в прекрасную панночку, а Брут убегает. Отец ведьмы добивается того, что именно Хоме приходится отпевать умершую – три ночи должен читать бедный семинарист молитвы над ее гробом, после чего будет свободен и получит щедрое вознаграждение. Но Брут не выдерживает сатанинских искушений и погибает.
«Вий» входит в сборник «Миргород», написанный Гоголем в его самом плодотворном 1835 году. Всего в нем четыре истории: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Казалось бы, все они совершенно разные: тут и вариация на тему идиллии, и героический эпос, и романтическая фантастика, и бытовая комедия. Но похоже, что набор и хронология повестей не случайны. Гоголь зашифровал в сборнике отсылку к античному и похожему древнеримскому мифу о золотом, серебряном, бронзовом и железном веке существования человечества.
Фото: Лукас Кранах Старший, «Золотой век»
Итак, сначала был золотой век – время, когда не было времен года, старости, войн и болезней, земля беспрестанно цвела и плодоносила, а люди жили в гармонии с миром. Затем следовал серебряный век. Земля по-прежнему давала много плодов, все еще не было болезней, но появились времена года и старость. Это то, что мы видим в «Старосветских помещиках». Затем шел бронзовый век – век гордых, мужественных и свирепых людей, способных на подвиг. Это – «Тарас Бульба».
«Вий» – это наступление железного века. Его первый признак – оскудение человеческой натуры. Люди становятся мелочными и бесчестными, в мире исчезают истина, верность и стыд. На уровень личности трех семинаристов в повести намекают уже их имена: богослова зовут Халява, ритора – Тиберий Горобец. Тиберий – это имя римского императора, при котором был распят Иисус Христос, горобец – воробей. Главного героя, философа, зовут Хома Брут. Хома – это вариант имени Фома, отсылающий к апостолу Фоме, Брут же – предатель. Все трое, хоть и учатся в семинарии, о высоком не задумываются, их волнуют только мелкобытовые вопросы, в основном, чтобы поесть, выпить и покурить. Они не могут пройти мимо того, что плохо лежит, чтобы не украсть, крадут даже друг у друга. Примерно в том же духе описываются все встречные казаки: «У нас есть на селе казак Шептун. Хороший казак! Он любит иногда украсть и соврать без всякой нужды, но. хороший казак».
Философа не выбивает из его системы ценностей даже прямое попадание в потусторонний мир. После безумной ночи с ведьмой, когда он скакал над землей и видел русалку, семинаристу логичнее было бы отправиться в храм, но он, как обычно, отправляется искать еду, затем сходится с молодой вдовой на рынке и получает от нее не только обильный обед и что-то еще в маленьком глиняном домике посреди вишневого сада, а еще и деньги, на которые в тот же вечер пьянствует в кабаке. На следующий день после жуткого происшествия Хома почти забывает о ведьме.
Последняя история сборника – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» – подтверждает приход железного века. Люди вконец измельчали и потеряли смысл жизни, характерный признак этого времени – раздоры, охватывающие человечество. В данном случае – беспощадная вражда из-за «оскорбления» гусаком. В мире без бога, по мнению Гоголя, зло побеждает, ведь свято место пусто не бывает. Недаром герои «Вия», даже ректор семинарии, так часто чертыхаются, а церковь – заброшена:
«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла почти на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». В противовес стоящей на краю села и никому не нужной церкви – процветающая кухня сотникового дома, место крайне популярное: кухня эта «была что-то похожее на клуб, куда стекалось все, что ни обитало во дворе, считая в это число и собак, приходивших с машущими хвостами к самым дверям за костями и помоями. Куда бы кто ни был посылаем и по какой бы то ни было надобности, он всегда прежде заходил на кухню, чтобы отдохнуть хоть минуту на лавке и выкурить люльку. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке – одним словом, где только можно было сыскать удобное место для лежания».
Всю жизнь Гоголь собирал малороссийский фольклор, на основе которого были написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий». Главный демон, по имени которого названа повесть, в восточнославянской мифологии – бес с огромными веками и ресницами. По-украински ресница – «вія». Он не может сам поднять веки, ему поднимают их вилами помощники, и тогда он убивает взглядом. Однако в том виде, в котором он описывается в повести, он считается гоголевским персонажем.
– Подымите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки.
«Не гляди!» – шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
– Вот он! – закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
По Гоголю, важно не смотреть на грех, чтобы не дать ему дорогу в свою душу. Нечисть не видела Брута, пока он сам не посмотрел на нее вопреки внутреннему голосу, в итоге философ погиб за минуту до спасительного крика петуха. Если в начале творчества Гоголя черт у него – фольклорный элемент с рожками и хвостом, за который можно ухватиться, то со временем он принимает иные, более страшные формы. Вот что писал Гоголь в вошедшей в петербургский сборник «Арабески» повести «Портрет»: «Дивись, сын мой, ужасному могуществу беса. Он во все силится проникнуть: в наши дела, в наши мысли и даже в самое вдохновение художника. Бесчисленны будут жертвы этого адского духа, живущего невидимо, без образа на земле. Это тот черный дух, который врывается к нам даже в минуты самых чистых и святых помышлений».
Понять произведения Гоголя вне религиозного контекста вообще невозможно, он грезил не столько о социальной справедливости, сколько о духовном возрождении. Если в молодости писатель увлекался скорее мистицизмом, то со временем его религиозные искания обрели самый серьезный характер. Ведь и в «Мертвых душах» он изобразил не просто ополоумевших от безделья помещиков, а степени нравственной деградации человека. Гоголь мечтал «устремить все общество к прекрасному», считал, что должен сделать нечто большее, великое, собственное мессианство стало его идеей фикс. Нравоучительные и высокопарно-назидательные письма вызывали раздражение у его друзей и спонсоров, за чей счет в основном и жил Гоголь, но те терпели несносный характер писателя, понимая меру его таланта. Однако Гоголю не удалось найти и показать путь возрождения, второй том «Мертвых душ», как известно, был сожжен, писатель погрузился в глубокую депрессию.
Гоголь прожил всего 42 года, удивительный факт, но описание умершего Николая Васильевича перекликается с его описанием панночки в «Вие»:
«. Хома отворотился и хотел отойти от гроба, но, по странному любопытству, не утерпел и взглянул на нее. Резкая красота усопшей показалась ему страшною. В ее чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего; оно было живо, и философу казалось, как будто она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза ее покатилась слеза».
Фото: wikipedia.org. Посмертная маска Н.В. Гоголя
А вот как описывал облик Николая Васильевича мастер-скульптор Николай Рамазанов, делавший посмертный слепок с лица писателя: «Когда я подошел к телу Гоголя, он не казался мне мертвым. Улыбка рта и не совсем закрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску; но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, при всех наших усилиях, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли».
Философ Василий Розанов называл язык Гоголя мертвым, и героев – статичными, считал его зловещий смех издевательством над народом, однако после революции 1917 года он писал: «Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя и в 62 года думаю: «Ты победил меня, ужасный хохол!».
Главные герои повести Вий Гоголя
Главные герои
Панночка – дочь сотника, ведьма, которая многих хуторян довела до гибели. Оборотившись старухой, панночка явилась Хоме, оседлала его и отправилась в полет. С помощью молитв и заклинаний философ смог освободиться от ведьмы. От побоев Хомы панночка вновь приняла образ красивой девушки. Дочь сотника перед смертью попросила отца, чтобы молитвы по ней читал философ. Три ночи панночка встает из гроба, чтобы поймать Хому. Но ей это не удается. Философ очертил вокруг себя круг, защищающий его от преследований духов и гномов.
Вий – начальник гномов. Вий является последней надеждой ведьмы, которая хочет отмстить Хоме. Панночка вызывает страшное существо, чтобы оно помогло ей отыскать философа. Вий предстает в образе приземистого, «дюжего», косолапого человека с железным лицом, засыпанного землей. Тяжелые веки существа опускались до самой земли так, что самостоятельно он не мог их открыть. Вий призывает на помощь нечистых духов, чтобы они подняли ему веки. Начальник гномов обнаруживает Хому и указывает на него ведьме железным пальцем. Испуганный философ умирает, а духи и гномы, не услышавшие первый крик петуха, остались навсегда в старой церкви, завязнув в ее дверях и окнах.
Второстепенные герои
Богослов Халява – бурсак, товарищ Хомы. Вместе с философом богослов оказался в гостях у ведьмы. Халяве повезло больше, чем его товарищу. Пробыв ночь в доме ведьмы, он успешно продолжил свой путь. По окончанию бурсы богослов сделался звонарем. Халява, узнавший о трагичной судьбе философа, сожалеет о преждевременной смерти товарища.
Тиберий Горобец – третий бурсак, оказавшийся на таинственном хуторе. В конце повести сообщается, что Тиберий стал философом. Герой, как и Халява, часто вспоминает о Хоме. Он считает, что если бы его товарищ не испугался нечистой силы, то остался жив.
Явтух – старый казак, один из слуг богатого сотника. Явтух был приставлен к философу Хоме, чтобы последний выполнял наложенные на него обязанности. Старый казак предупреждает неудачный побег философа.
2 вариант
«Вий» Николая Васильевича Гоголя-одно из самых захватывающих и загадочных его произведений, в котором романтизм тесно переплетается с реализмом. Повесть местами пронизана юмором, но в то же время пугает и держит в напряжении, а персонажи простые люди, каких тысячи, сталкиваются с великим злом в лице демонов и прочей нечисти из параллельного мира.
Хома Брут
Жизнелюбивый и легкомысленный ученик бурсы становится жертвой ведьмы-панночки, и после ее смерти вынужден отпевать ее три ночи в церкви. Все три ночи мстительная ведьма пытается добраться до Хомы Брута. В последнюю ей это удается, но не без помощи других страшных представителей нечистой силы.
Ведьма
В первую ночь чтения молитв над усопшей, Хома смог по достоинству оценить ее красоту, и даже залюбовался ее прекрасным лицом, но тут же узнал в ней злобную ведьму со сверкающими глазами. Каждую ночь она оживала и поднималась из гроба, пытаясь поймать Брута.
Еще один важный персонаж, в честь которого и названа повесть- Вий. Вием Гоголь называл «начальника над гномами». Монстр появляется лишь в последней сцене, но от него зависел исход этой истории. Автор описывает его как косолапое демоническое существо, обсыпанное землей, с лицом, обрамленным огромными железными веками до самой земли. Передвигался Вий с помощью вурдалаков, с их же помощью и смотрел, потому что не мог самостоятельно поднять веки. Взгляд чудовища способен устранить защиту Хомы Брута в виде очерченного магического круга, и увидеть его, чего не могла сделать панночка. Вий является сосредоточением ненависти и вселенского гнева, другие чувства ему неведомы.
Сотник
Богослов Халява
Тиберий Горобец
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои повести Вий
Популярные сегодня темы
Коробочка выделяется из общего ряда помещиков, которые выстраивает Гоголь. Есть много интерпретаций касательно того олицетворением чего являются помещики. На мой взгляд
Мои одноклассники чаще смеются, а взрослые чаще удивляются, стоит им услышать, кто является моим любимым певцом
Солженицын в своих произведениях использует собственный опыт и тщательно описывает существование заключенных. Одной из наиболее известных книг в этом смысле является Один день Ивана Денисовича
Картина «Северный край» была написана прекрасным художником-пейзажистом А.Васнецовым. Он мог удивительно четко изобразить прелесть русской природы. Примером этому служит его картина «Северный край».
Дело было зимой. Школьник Федя Рыбкин вернулся домой с прогулки, он катался на коньках на катке. Он увидел, что дома никого не было. Сестра Рина ушла гулять, потому что она уже сделала заданные ей уроки и ушла играть с подругами
Краткая сюжетная композиция
В Киевской семинарии начались каникулы для бурсаков. Все они отправляются домой, по дороге пытаясь заработать себе «копеечку» духовными песнопениями. Трое из них сбиваются с дороги и попадают на заброшенный хутор:
В первой же избе старуха разрешила переночевать бурсакам, но поместила их в разные места. Бруту достался овечий хлев. Ночью к нему приходит старуха-ведьма, вскакивает на плечи, и вот уже они летят по звездному небу. Хома пытается читать молитвы, когда от них старуха ослабела, он выворачивается, садится на нее и начинает охаживать поленом. Ведьма в изнеможении падает на землю и превращается в красивую молодую девушку. Герой в страхе убегает, думая, что на этом все закончилось.
Но не тут-то было. Приступив к занятиям в семинарии после каникул, Хома Брут был вызван к ректору для беседы. Тот ему сообщил, что богатый сотник прислал за ним кибитку и 6 казаков для сопровождения бурсака на дальний хутор. У сотника случилась беда — его единственная дочь некоторое время назад вернулась домой с прогулки вся избитая и через некоторое время умерла. И теперь требуется 3 дня читать над ней молитвы, таково последнее желание панночки.
Когда Хому привозят к сотнику, в молодой покойнице он признает старуху-ведьму, избитую им на заброшенном хуторе. За ужином жители своими рассказами подтверждают бесовское поведение панночки. И теперь три ночи бурсаку придется остаться с ней наедине для чтения заупокойных молитв.
Поздно вечером семинариста запирают в церкви с гробом девушки, он очерчивает меловой круг вокруг клироса, встает в него и начинает чтение. Как только пробило полночь, ведьма встала из гроба и до утра ходила в поисках Хомы. С первым криком петуха вновь улеглась в домину.
Не желает герой идти в церковь во вторую ночь, просит отпустить его и даже пробует убежать. Но его ловят и вновь запирают на ночь в церкви. Еле успел он очертить меловой круг, панночка уже ищет Брута и зовет на помощь разную нечисть. Семинарист продолжает читать молитвы, а защитный круг все еще охраняет его. С первым криком петуха все закончилось, главный герой вышел из церкви весь седой.
Настала 3 ночь. Нечисть и ведьма лютуют и призывают Вия. Тот указывает на Хому, все бросаются к нему, герой тут же испускает дух. Но т. к. первый крик петуха никто не слышал, звучит второй — ни черти, ни бесы уйти из церкви не успели. Так и осталась церковь с застрявшими в щелях вурдалаками.
Главные герои
Сам автор, с одной стороны, был глубоко верующим человеком, вел достаточно аскетичный образ жизни, несколько раз приезжал в Оптину пустынь с просьбой дать разрешение на принятие монашества. Но старцы отказали, пояснив, что его деятельность на литературном поприще гораздо важней. Для написания «Размышления о Божественной литургии» Николай Васильевич специально изучил греческий язык. А оптинские старцы рекомендовали это произведение для изучения в качестве катехизаторской книги для современного человека.
Хома неверующий
По неписаным правилам классической литературы того времени все имена героев должны были нести скрытую смысловую нагрузку. Гоголь практически во всех произведениях придерживался этих правил. Главного героя звать Хома Брут. Объяснение такому выбору несложное:
Гоголевский Хома Брут — семинарист духовного учебного заведения, получающий знания на философском факультете. Профессия престижная, это дает ему некоторые поблажки от общества: подрабатывать репетиторством, пить, курить и носить усы. Что герой и делает, снимая все стрессы горилкой.
Автор с удовольствием представляет на суд зрителя всю порочность заведения, где учится герой. Здесь и ученики и, главное, преподаватели, не стесняясь, поворовывают, чревоугодничают, устраивают кулачные бои. Единственный способ поддерживать дисциплину — использовать телесные наказания. Сам Хома ленив и равнодушен ко всему, флегматик, считающий: «Чему быть, тому не миновать». И только страх от блуждающей по ночам в церкви мертвой ведьмы и толпы упырей и вурдалаков выводят из привычного равновесия.
Не верящий ни во что Брут не готов к борьбе. Его душа еще до встречи с панночкой наполнилась пороками. Вместо того чтобы готовиться стать духовным служителем и совершенствоваться, он ест, спит и неумеренно потребляет горилку. Без конца произносит ругательства: «Вишь, чертов сын!», «Спичка тебе в язык, проклятый кнур!», «И мерзкую рожу твою … побил бы дубовым бревном».
В какой-то момент читатель начинает верить, что богослов не совсем отвернулся от веры. Ведь начал же он читать молитвы, когда при первой встрече ведьма запрыгнула ему на спину. Но урок не пошел на пользу. Именно тогда, когда вера была ему крайне необходима, Хома начинает мешать молитвы с заклинаниями и спасается, не обращаясь за помощью к Богу, а чертя языческий круг. Ничем хорошим это не закончилось. Хома Брут умер.
Панночка — девушка, старуха, ведьма
Интересный факт — панночка из «Вия» не имеет имени. Гоголь не пожелал марать какое-нибудь женское имя ассоциацией с существом, общающимся с нечистой силой, умеющим приказывать вурдалакам, чертям и бесам. Во время первой встречи читателя с ведьмой, она предстает в образе безобразной старухи, но потом становится невероятной красивой девушкой, ее описание достаточно характерно:
При этом она с легкостью оборачивается и старухой, и собакой, да еще и может призывать и властвовать над разными бесовскими сущностями.
Мифическое чудовище Вий
Еще одно главное действующее лицо книги — мифический персонаж, чудовище Вий. Персонаж опасный и страшный. Этот образ выглядит косолапым демоном, осыпанным землей, с огромными веками, ниспадающими до земли. Древнее чудовище не в состоянии самостоятельно передвигаться, его тащат вурдалаки, да и веки поднять сам не в силах. Это сосредоточение ненависти и вселенского зла.
Неизвестно откуда Гоголь «вытащил» своего героя. Некоторые ученые славянофилы, делающие анализ произведения «Вий», подтверждают, что в сказаниях славянских народов действительно упоминался подобный персонаж. Он убивал одним взглядом, но самостоятельно не мог поднять веки.
Правда, есть и другие версии, например, что персонаж пришел не из древнего язычества, а просто от названия «вия» на украинском «ресница». Ведь писатель хорошо знал украинский язык и всегда с удовольствием щедро добавлял сочные слова в свои произведения.
А вот многие литературоведы просто смеются над всеми этими версиями. И утверждают, что Вий — просто выдумка автора, а серьезные изыскания историков — ерунда и «притянутые за уши» сомнительные факты.
Сам же Гоголь в собственноручно написанном примечании поясняет, что Вий, глава гномов — создание колоссального простонародного воображения. В любом случае после того, как петух пропел во второй раз, чудовище тоже умерло.
Экранизация великого произведения
Мистическая тема, поднятая в повести, не единожды поднималась в кинематографе. В 1909 г. появился первый фильм. Это была немая «короткометражка» снятая Василием Гончаровым. Следующей пробой стал «Вий» 1916 г. от режиссера Владислава Старевича.
И только в 1967 г. свет увидела самая удачная и самая любимая многими экранизация Константина Ершова и Георгия Кропачева. Проект получился не просто удачным, а незабываемым. Несмотря на отсутствие, по понятным причинам, компьютерных спецэффектов, именно эта картина стала классикой. Ее любят не только поклонники старого кино, но, как ни удивительно, нынешние молодые люди. Главные роли исполнили Наталья Варлей и Леонид Куравлев. Современный сканворд предлагает вопросы именно из этого фильма.
В книге много странностей. Взять хотя бы церковь. Она стоит на окраине хутора, в запущенном состоянии. И негде жителям отпевать покойников, крестить детей, венчаться и причащаться. Ну а раз так, то со временем богоугодный храм превратился в капище, где вольготно чувствует себя всякая нечисть. И ведьма, и вурдалаки не боятся святого места.
И хотя в повести все главные герои умерли, но зло так и не смогло окончательно победить добро. Напротив, любой человек, даже такой «никудышный», как Хома Брут имеет шанс противостоять и одержать победу, даже ценой собственной жизни. Главное, верить всей душой и всем сердцем.