в каком зале русского музея находится айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) – всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей. В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, вошли полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой представлено около 200 работ, составили мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И.К.Айвазовского. Основой экспозиции стали как хорошо известные произведения, отличающиеся высоким художественным уровнем, так и мало знакомые зрителю работы Айвазовского из частных собраний, а также различный антураж, составляющий контекст деятельности И.К.Айвазовского как живописца Главного Морского Штаба. Выставка занимает все пространство выставочных залов Корпуса Бенуа и по составу, дизайну и смысловым акцентам выставка Русском музее значительно отличается от экспозиции, открытой в июле-ноябре в Третьяковской галерее в Москве.
Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система».
Услуга аудиогида оказывается партнером Русского музея компанией «Делия».
Рекламный ролик к выставке
Монтаж выставки в Корпусе Бенуа
Информационное агентство ТАСС подготовило видеоролик посвященный юбилею И.К.Айвазовского, при содействии Государственной Третьяковской галереи и Русского музея
9 декабря 2021—7 марта 2022
В.В. Пакулин, наделенный уникальным, ярким талантом, был увлечен в 1920-30-е годы поисками «большого стиля», отдавая дань общим устремлениям многих художников послереволюционного времени. Первая в Русском музее персональная выставка художника призвана полно и многогранно представить его поиски и открытия в сфере живописи, графики и театрального искусства.
17 ноября 2021—10 марта 2022
На выставке впервые собраны произведения знаменитых и менее известных мастеров, в творчестве которых нашли отражение разные стороны идей космизма, ярко проявившихся в русской науке и философии.
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский — маэстро моря, тончайший мастер пейзажа.
Современник художника, Иван Крамской, писал: « Айвазовский, кто бы и что бы ни говорил, есть звезда первой величины и не только у нас, а и в истории искусства вообще».
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833).
В 1838–1840 — пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844). Живописец Главного морского штаба.
В 1845 году художник совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Иван Константинович Айвазовский сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Художник написал около 6000 картин — морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.
Виртуальный гид «Иван Константинович Айвазовский» подготовлен при поддержке Благотворительного фонда «Система» и знакомит с наиболее яркими живописными произведениями художника из коллекции Русского музея.
Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Русский музей − Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский – величайший творец своего времени, знаменитый русский художник, как никто прославивший морскую стихию. Маленький армянский мальчик, рожденный в портовой Феодосии, он был обречен на вечную любовь к морю. Море было для него всем – жизнью, судьбой, душой! Эта бесконечная привязанность к природному чуду вдохновляла на написание уникальных творений, призванных радовать человечество на протяжении многих веков.
Хронология выставок произведений Айвазовского
При жизни художника состоялось множество публичных презентаций шедевров. Многие из выставок проходили в Петербурге, Москве, Одессе. Айвазовский особенно волновался перед показами в родной Феодосии. Ведь на его произведения приходили любоваться земляки, многие из которых помнили Ивана мальчуганом, игравшем на скрипке. И сегодня билеты в Русский музей на Айвазовского пользуются большой популярностью. Жители города и его гости с удовольствием созерцают экспозиции великого мариниста.
Айвазовский имел популярность не только на Родине, но и во многих европейских странах. Многие владельцы зарубежных галерей почитали за честь выставлять работы художника в своих салонах. Благодаря общественным показам картин в Берлине, Риме, Лондоне, Амстердаме, Венеции, Ницце, Флоренции, Вене о творце узнавало все больше ценителей художественного искусства. Необычные изображения морской энергетики покоряли и вдохновляли почитателей таланта.
Современный взгляд на произведения живописца
2017 год – год, ознаменовавшийся празднованием двухсотлетия со дня рождения русского художника. Многие музеи страны и зарубежья отмечают великую дату показом выставок работ великого живописца. Но главный показ пройдет в Русском музее. Картины Айвазовского представлены наиболее известными произведениями.
В Русском музее хранится 54 картины великого мариниста. Но, чтобы выставка охватила все грани жизни и творчества Айвазовского, она дополнена экспозициями, привезенными из музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское село», Центрального военно-морского музея и Морского кадетского корпуса.
К двухсотлетию со дня рождения художника многие владельцы поделились на время проведения выставки звездами своих приватных коллекций. Некоторые произведения были доставлены из-за рубежа, из музеев Флоренции, Рима, Берлина.
Выставка работ Айвазовского в Русском музее состоит из нескольких залов. Самый большой содержит полотна мастера. 200 произведений, выделенных в отдельную экспозицию, наличествуют мемориальные материалы, которые знакомят созерцателя с изображениями икон. Будучи глубоко набожным, Иван Константинович Айвазовский не мог обойти стороной запечатление ликов святых.
Основа презентации творчества мариниста – хорошо известные картины, которые отмечены высоким уровнем и любовью поклонников. Наряду со знаменитыми полотнами к двухсотлетию Айвазовского выставлены малоизвестные произведения из частных коллекций. Экспозицию дополняют предметы, сопровождающие творческий путь живописца. Экспозиции занимают все выставочные залы Корпуса Бенуа. По своей постановочной концепции она существенно отличается от выставки, проходившей летом в помещении московской Третьяковской галерее. Ключевыми моментами открытия в Русском музее выставки Айвазовского занимался Благотворительный фонд «Система».
Путешествуя по выставочным залам
Многие потенциальные посетители экспозиции задаются вопросом: «какие картины Айвазовского в Русском музее?». Презентация насчитывает множество полотен живописца.
Центральное место в экспозиции полотен мариниста занимают две монументальные картины – «Девятый вал» и «Волна». Произведения по праву считаются вершиной творчества живописца.
Тонущий корабль. 1854 год.
Еще одно полотно художника, представлено на выставке картин Айвазовского в Русском музее – «Тонущий корабль». Активный участник морских баталий, живописец не мог оставаться равнодушным к судьбе русских кораблей. Крушение одного из них художник реалистично изобразил на холсте. При помощи карандаша и гуаши Иван Константинович написал бушующие волны и сильный ветер. Эмоциональный настрой картины подчеркивается образами членов экипажа, подвергшихся катастрофе. Люди из последних сил пытаются спасти корабль и собственные жизни. Удастся ли это им – ведомо лишь проведению. Могучие волны и накренившееся судно навевают пессимистический настрой на зрителя. С полотна так и веет обреченностью и безысходностью. Сила не подчиняющейся человеку стихии обрекает персонажей на печальный финал. И только чайки, парящие над кораблем, навевают несмелую надежду на призрачное счастье. Картина изобилует широкими мазками вкупе со скрупулезно прописанными деталями. Серо-белая гамма подчеркивает реалистичную гениальность шедевра. Очередь в Русский музей на Айвазовского обусловлена интересом зрителей к знаменитым полотнам мастера.
Кроме полотен, в Русском музее представлены фотодокументы, свидетельствующие об этапах творчества художника.
Двести картин Айвазовского дополнены частями настоящих кораблей – глобусом, колоколом, реей. Это подчеркивает эффект реалистичности написанных пейзажей. Фотографии художника за работой усиливают эмоциональность шедевров. Зритель так и чувствует запахи соленых волн, гари обгоревших мачт, мокрого песка. Маринистический стиль Айвазовского неповторим и легко узнаваем. Но от этого он не перестает быть поистине шедевральным.
Организационные моменты выставки
Иван Константинович Айвазовский написал более шести тысяч картин. Большую часть полотен составляли изображения любимой стихии живописца – моря. Каждая из марин наделена уникальным сюжетом, неповторимой историей. Все свои творения художник писал по памяти, считая подобный метод наивысшим признаком мастерства.
Режим работы выставки Айвазовского в Русском музее
Для посетителей, желающих ознакомиться с выставкой, продажа билетов и вход на экспозицию будет осуществляться через корпус Бенуа (набережная канала Грибоедова д. 2).
Понедельник — 10.00-20.00
Вторник — выходной день
Среда, пятница, суббота, воскресенье — 10.00-18.00
Четверг — 13.00-21.00
На выставке можно полюбоваться и на портреты современников, написанные Иваном Константиновичем. Особенное место в портретной коллекции занимают образы великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Знаменитости были знакомы и искренне восхищались талантом друг друга. На протяжении всей жизни Айвазовский помнил напутствие гения: «Работайте, работайте, молодой человек. Труд – главное в жизни человека». Впоследствии живописца связывала нежная дружба с вдовой поэта и ее вторым супругом генералом Ланским. Существует легенда, что в молодости, желая подражать своему кумиру, Айвазовский носил бакенбарды и прическу, похожую на таковую поэта. Многие лунные пейзажи («Вид Одессы в лунную ночь», «Восход луны в Феодосии», «Купальня в Феодосии» и другие) были созданы под впечатлением от вечной поэзии. Образ великого Орфея нашел свое запечатление в шести полотнах художника холста. Всех их можно лицезреть на юбилейной экспозиции Русского музея.
Электронные билеты на выставку И.К. Айвазовского продаваться не будут. Билет на выставку И.К. Айвазовского можно приобрести только в кассе корпуса Бенуа, в кассе Михайловского дворца можно приобрести единый билет (основная экспозиция и выставка И.К. Айвазовского).
На экспозиции, приуроченной к памятной дате – двухсотлетию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены и картины из частных коллекций. Портреты знаменитых современников, неизвестные пейзажи, личные вещи художника занимают все пространство Корпуса Бенуа. Кроме творений живописца на выставке презентованы предмет, доставленные из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства. Обломки корабельных мачт, судовые оснастки, палубные фонари, стяги, рынды, глобусы и компасы наполняют выставочные места. Дополняют экспозицию и модели судов-современников Айвазовского. Впрочем, данные предметы не только создают реалии эпохи 19 столетия, но и изрядно отвлекают от основных экспонатов – марин, портретов и пейзажей.
Отзывы посетителей о презентации работ Айвазовского в Русском музее свидетельствуют о некоторых трудностях просмотра. Слишком много информации собрано в одном зале. Однако, истинным почитателям таланта живописца не может помешать ничто.
Особенное место на выставке занимают картины, привезенные с родины художника – Феодосии. Феодосийская коллекция вмещает пейзажи «Ниагарский водопад», «Ледяные горы» и т.д. Сильное впечатление производит полотно «Хождение по водам». Созданная за два года до смерти, картина запечатлела библейский сюжет – одно из чуд Иисуса Христа. Лодка с апостолами следует к ясному свету, излученному парившим над волнами Спасителем. Апостол Петр первый поверил в Чудо и отважился пойти навстречу Учителю. Волны лижут босые ноги последователя, не смея полностью его поглотить. Остальные ученики зачаровано направляют утлое суденышко на светлую дорожку, сияющую посреди темного моря. Созданная картина бытия околдовывает зрителя, полностью поглощая его своей глубиной. Схематичные изображения апостолов, их затемненные лица призваны не отвлекать созерцателя от ключевого момента полотна – фигуры Иисуса. Свет, исходящий от Христа, навевает надежду на спасение и вечную жизнь.
Расписание экспозиции Айвазовского в Русском музее составлено так, чтобы насладиться творчеством живописца могло как можно больше зрителей. В день открытия выставки – 22 декабря 2016 года, посетило множество петербуржцев и гостей Северной столицы. До окончания показа (10.03.2017 года) предполагается принять несколько миллионов посетителей. Монументальная идея показа творений великого гения кисти состоит в художественном просвещении современников.
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский — маэстро моря, тончайший мастер пейзажа.
Современник художника, Иван Крамской, писал: « Айвазовский, кто бы и что бы ни говорил, есть звезда первой величины и не только у нас, а и в истории искусства вообще».
Родился в Феодосии в семье армянского торговца. Учился у феодосийского архитектора Г. Коха, в Императорской Академии художеств у М.Н. Воробьева и Ф. Таннера (с 1833).
В 1838–1840 — пенсионер в Италии; посетил Германию, Францию, Испанию и Голландию (1840–1844). Живописец Главного морского штаба.
В 1845 году художник совершил путешествие в Турцию, Малую Азию, на Греческий архипелаг с экспедицией Ф.П. Литке. По возвращении жил и работал в Феодосии (почетный гражданин с 1880), подарил городу картинную галерею (ныне Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского).
Иван Константинович Айвазовский сыграл большую роль в развитии русской маринистики. Художник написал около 6000 картин — морских пейзажей, видов приморских городов, картин, посвященных истории отечественного флота, батальных сцен. Создал ряд полотен на библейские сюжеты.
Виртуальный гид «Иван Константинович Айвазовский» подготовлен при поддержке Благотворительного фонда «Система» и знакомит с наиболее яркими живописными произведениями художника из коллекции Русского музея.
Бывая в музеях, вы никогда не задумывались над тем, какие события могли послужить отправными точками для создания тех или иных произведений искусства? Ведь мы зачастую проходим из зала в зал, только ненадолго задерживаясь перед какими-то заинтересовавшими нас полотнами или скульптурами. Хорошо, если осмотр экспозиции проходит в рамках экскурсии, тогда гид-искусствовед рассказывает о картинах. И даже в этом случае невозможно охватить всё то, чем может порадовать нас музей.
Многократно бывал в Русском музее и только совсем недавно обратил внимание на картину Карла Павловича Брюллова «Смерть Инес де Кастро». Мне не было понятно, что же там происходит и почему картина так называется.
Пришлось порыться в интернете и вот, что из этого получилось.
Как известно, жениться по любви не может ни один король, что весьма прискорбно, но вполне оправданно, так как политика королями всегда ставится во главе угла. У португальского инфанта дона Педру (1320-1367), сына короля Афонсу IV (1291-1357), была жена Констанса Мануэль (1316-1345), которую он, как водится у королей и принцев, не любил. Кстати, у Констансы дон Педру был уже вторым мужем: до него она побывала замужем за малолетним королём Кастилии Альфонсо XI, но этот брак был расторгнут. В Португалию Констанса Мануэль прибыла со своим двором, где среди придворных дам была юная и прекрасная Инес де Кастро, в которую и влюбился инфант.
В 1336 году состоялось бракосочетание дона Педру и Констансы. И почти сразу после свадьбы началось соперничество Констансы с сопровождавшей её Инес де Кастро. Король Афонсу IV, отец дона Педру, поддерживал законную невестку, так как опасался политического влияния братьев Инес на своего сына. В 1340 году Констанса пригласила Инес в крёстные к своему сыну Луишу, надеясь, что муж откажется от любовной связи с кумой, но этот младенец прожил всего неделю. Отношения между Педру и Инес продолжились и тогда, когда король Афонсу удалил Инес от двора. В 1345 году Констанса умерла от родов и легенда гласит, что после этого дон Педру обвенчался со своей любовницей, хотя никаких документальных подтверждений тому нет.
Король несколько раз безуспешно пытался повторно женить инфанта, но тот отказывался. Тогда королевский совет решил умертвить Инес де Кастро. Однажды, когда Дон Педру отлучился, король отправился к Инес де Кастро во дворец Санта-Клара в Коимбре, но, по легенде, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокое намерение. Именно этот эпизод и запечатлел на своей картина Карл Брюллов.
История эта давнишняя, поэтому и до Брюллова были художники, которых вдохновил этот сюжет.
Однако советникам короля удалось всё же добиться разрешения совершить казнь, и 7 января 1355 года Инес де Кастро была казнена путём отсечения головы на глазах у кого-то из четырёх её детей.
Казнь возлюбленной так возмутила инфанта, что он восстал против отца и вверг страну в длительную гражданскую войну, закончившуюся, по требованию народа, примирением сторон. Вскоре после этого король Афонсу IV умер.
В 1357 году, после смерти короля Афонсу IV, советники Пиеро Коэльо (Pêro Coelho), Алвару Гонсалвиш (Álvaro Gonçalves) и Диого Лопеш Пашеку (Diogo Lopes Pacheco), причастные к казни Инес де Кастро, бежали в Кастилию, но двое из них были выданы Педру I и преданы им жестокой казни, несмотря на обещание пощады, данное ранее. По преданию, король лично вырвал им сердца, одному из груди, а другому со спины.
В 1361 году тело Инес де Кастро торжественно перенесли из монастыря Святой Клары в Коимбре и захоронили в саркофаге в монастыре Алкобаса.
Дон Педру I умер 18 января 1367 года и, согласно завещанию, был похоронен напротив своей возлюбленной. Их гробницы поставили одну напротив другой, чтобы в день Страшного суда они смогли подняться навстречу друг другу. Надпись на саркофаге гласит: «Аte o fim do mundo. «, что в переводе с португальского означает «до конца света. «.
Саркофаг, в котором покоится Инес де Кастро в соборе при монастыре Святой Марии в Алькобасе