Что такое форма букв в русском

Буквы

На письме мы используем буквы, в устной речи — звуки. С помощью букв мы обозначаем звуки, которые произносим. Простого и прямого соответствия букв и звуков нет: есть буквы, не обозначающие звуков, есть случаи, когда буква означает два звука, и случаи, когда несколько букв означает один звук. В современном русском языке 33 буквы и 42 звука.

Буквы бывают гласные и согласные. Буквы мягкий знак и твёрдый знак не образуют звуков, в русском языке нет слов, начинающихся с этих букв. Русский язык — «голосистый», в русских словах много гласных букв (о, е, и, а), звонких согласных (н, л, в, м, р). Шумных, глухих, шипящих (ж, ч, ш, щ, ц, ф) значительно меньше. Гласные ю, э, ё используются также мало. На письме вместо буквы ё часто пишут букву е без потери смысла.

ВидКол-воБуквы
Гласные10а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я
Согласные21б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ
Не образуют звуков2ь, ъ

Алфавит

Ниже перечислены буквы русского языка в алфавитном порядке. Показаны заглавные и прописные буквы, указаны их названия. Гласные буквы обозначены красным цветом, согласные — синим, буквы ь, ъ — серым.

А а а Б б бэ В в вэ Г г гэ Д д дэ Е е е Ё ё ё Ж ж жэ З з зэ И и и Й й и краткое К к ка Л л эл М м эм Н н эн О о о П п пэ Р р эр С с эс Т т тэ У у у Ф ф эф Х х ха Ц ц це Ч ч че Ш ш ша Щ щ ща Ъ ъ твёрдый знак Ы ы ы Ь ь мягкий знак Э э э Ю ю ю Я я я

Букву Л называют «эл» или «эль», букву Э иногда называют «Э обратное».

Нумерация

Номера букв русского алфавита в прямом и обратном порядке:

Источник

Типы русского письма

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Тип письма – это его графический характер, общепринятый в то или иное время. Для обозначения графического характера отдельной буквы обычно используют термин начерк. А почерк – это индивидуальные, присущие тому или иному писцу особенности письма.

В русской кириллической письменности, начиная с XI века, можно выделить три основных типа письма: устав, полуустав и скоропись. Расскажем об их основных особенностях.

Устав

Наиболее древний тип русского письма, характерный для XI–XIII вв. Создан по образцу византийского унциала (торжественного, каллиграфического письма). Многие исследователи разделяют устав на древнейший (XI – начало XII века) и поздний (XII–XIII вв.; некоторые ученые расширяют эти рамки до XIV века включительно). После XIII–XIV вв. устав не исчез, но стал употребляться редко, обычно в торжественных и дорогих книгах. Даже в XVII в. еще иногда создавались книги, написанные уставным письмом.

Для древнейшего устава характерны следующие признаки:

Но уже с XI столетия (т. е. еще в древнейшем периоде!) в уставном письме наблюдаются разной степени «отклонения» от этой геометричной строгости. Буквы в некоторых текстах имеют небольшой наклон, их линии относительно часто выступают за пределы строки; форма букв вытянутая, она приобретает очертания не квадрата, а вертикального прямоугольника; одни и те же буквы имеют разные начерки. Эти признаки со временем встречаются все чаще, особенно в позднем уставе.

Наряду с уставом в письменных памятниках встречаются надписи беглыми почерками, в которых многие ученые находят сходство с более поздними типами письма.

Особо стоит выделить бытовое письмо (берестяные грамоты). В их графике есть сходство с уставом, но имеется и множество отступлений от него. В текстах на бересте исследователи видят прототип полуустава и скорописи.

Работа с уставом требовала от писцов много времени: каждую букву приходилось выписывать ровно и тщательно, правильно чередовать тонкие и толстые линии, соблюдать пропорции и т. д. Между тем развитие делопроизводства приводило к тому, что писцы, трудившиеся в этой сфере, все чаще сталкивались с необходимостью ускорить процесс письма. В результате они все больше отступали от строгих правил устава, стремясь не к красоте букв, а к быстроте их написания.

Полуустав

Именно писцы, работавшие с деловыми документами, создали полуустав — тип письма, сочетавший в себе четкость букв с их относительной простотой. Сфера его употребления скоро вышла за рамки делопроизводства: полуустав использовался также при создании и переписывании летописей и многих других текстов светского и церковного характера.

Время преобладания этого типа письма — примерно с XIV по XV в.

Основные признаки полуустава:

Полуустав использовался и позже XV века, даже в то время, когда на Руси уже появилось книгопечатание, а преобладающим типом письма стала скоропись. Дело в том, что книгопечатание далеко не сразу нарастило большие объемы, поэтому не могло в полной мере удовлетворить спрос на книги. И книги продолжали создаваться вручную, причем скоропись для этого не всегда подходила: она зачастую была малопонятной и затрудняла чтение. Поэтому и в XVI–XVII вв., и даже иногда в XVIII столетии переписчики книг в своей работе использовали полуустав.

Между тем в сфере делопроизводства требовалось еще больше ускорить процесс создания документов. При этом деловые тексты (в отличие от религиозных) имели прикладной, «земной» и сиюминутный характер. Из-за отсутствия сакральности в деловой сфере было легче пожертвовать красотой и традициями письма.

Скоропись

В XV веке появляется скоропись. C XVI–XVII вв. она становится преобладающим типом письма.

В XVI–XVII вв. скоропись стала преобладать в делопроизводстве. Она также потеснила полуустав в сфере создания рукописных книг с литературными текстами (но церковные тексты все так же записывались полууставом и даже уставом).

С конца XVIII в. скоропись меняется в сторону упорядоченности. Она становится менее размашистой, начерки букв стремятся к относительному единообразию, выносные буквы исчезают. В XIX веке сформировалось русское «гражданское» упорядоченное письмо.

Скобелкин О. В. Русская палеография. — Воронеж, 2005.

Черепнин Л. В. Русская палеография. — М., 1956.

Лёвочкин И. В. Основы русской палеографии. — М., 2003.

Источник

Графика в русском языке

Графика в русском языке это как бы инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т. п. знаки препинания). Орфография регулирует средства графики при письменной передаче речи.

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Что такое графика в русском языке

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом.

Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т. е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т. д.

На следующем этапе развития письма — в идеографии— рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак — иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг — «поворот», крест — «перекресток», восклицательный знак — «осторожно!» и т. п.).

Образование фонографии

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью.

При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков — букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями — буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо

Русское письмо — звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элемен там нашего письма относятся, например, математические знаки (+, —, X, :, ∆ и т. п.).

К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм Литературного языка.

Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

Графика в русском языке и графика латинского языка различны, хотя имеют значительное число букв, внешне сходных.

Состав русского алфавита

Полный перечень букв, употребляемых в письменной речи и расположенных в общепринятом порядке, называется алфавитом.

Последовательность расположения букв в алфавите совершенно условна, но практически оправдана при пользовании алфавитными списками, словарями.

В современном русском алфавите 33 буквы, причем каждая из них имеет две разновидности — прописную и строчную; кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Русский алфавит и названия букв

Аа БбВвГгДдЕеЁёЖж 3 з И и Йй

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и

К к Л л Мм Нн Оо ПпРр СсТт Уу Фф

ска эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф

ХхЦц Чч ШшЩщЪъЫыЬЬЭеЮюЯя ха цэ че ша ща ер еры ерь э ю я

Соотношение между русской фонетикой и графикой

В основе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов.

Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка.

В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: (юс большой), (юс малый). Так возникло расхождение между устным языком и письменным.

За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась.

Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами.

Особенности русской графики

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква.

В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Пример русской графики

Буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с’] мягкий (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з ‘] мягкий (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении.

В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать — «здать», косьба — «козьба», сшить — «шшить», сжать — «жжать»).

В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика раз личает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома — во второстепенном значении.

Деление букв по количеству обозначаемых звуков

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

К первой группе

Относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т. п.

Ко второй группе

Относятся буквы: я [ja], ю[jу ], е [jэ], ё [jo]. К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т. е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики

Наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым — имеющие два значения.

Пример деления букв

Буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч’], а буква ц — твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся:

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики — именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены.

Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т. е. служат для различения звуковых оболочек слов.

Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] — (ср.: станут — стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы а о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы — я, ё, ю, е, и — на мягкость (ср.: рад—ряд, мол — мёл, тук — тюк, сэр — сер, был— бил).

Согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующее буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой — пойте, лей — лейте, весной, слепой и т. п.).

Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я— [jа], ё — [jo], е — [jе], ю — [jу]. Такое значение букв (я, ё, е, ю) имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, мое, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить — обезьяна, объём — собьём, съезд — устье, конъюнктуравьюга).

Применение слогового принципа в русской графике

Представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа — обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости.

Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и,е,ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т. п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т. п.).

Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически.

В современном русском языке звуки [ж ], [ш ], [ц ] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] — твердых разновидностей.

Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ж’ ] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т. п.).

Похожие страницы:

Понравилась статья поделись ей

Источник

Информационный сайт Паратайп

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Как разобраться в кириллице

Эта статья — своего рода методическое пособие. Графический или веб-дизайнер может по ней научиться определять качество кириллицы в шрифте, когда сомневается, а начинающий шрифтовой дизайнер получит подсказки, как действовать в сложных случаях. Это развитие и продолжение «той самой статьи из ЖЖ про кириллицу». В ней больше материала, подробнее комментарии и глубже объяснения.

Когда мы смотрим на кириллицу в шрифте и пытаемся сориентироваться, хорошая она или нет, стоит обратить внимание на несколько важных параметров. Это конструкция букв, их ширина, промежутки между буквами и распределение толщин штрихов. Давайте разберём их по очереди — от более общих случаев до конкретных заметок по каждой букве.

Конструкция букв в целом

В кириллице (как и в латинице и греческом) у каждой буквы есть два варианта, или регистра — прописная (заглавная, «большая») и строчная («маленькая»).

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

А ещё у тех же самых букв меняется конструкция в курсиве и когда мы пишем руками. Всего получается четыре основных варианта конструкции для каждой буквы.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Но постоянно об этом помнят только шрифтовые дизайнеры. Почему?

При чтении наш мозг не разглядывает каждую букву по отдельности, а моментально схватывает формы нескольких знаков сразу, улавливает смысл и переходит к следующему сочетанию. У взрослого, давно умеющего читать человека всё это происходит интуитивно, то есть неосознанно. Поэтому при чтении люди обычно не обращают внимания на конструкцию буквы. К тому же (чтобы всех окончательно запутать) в некоторых буквах часть конструкций совпадает.

Всё это приводит к интересному эффекту: когда человек пытается вспомнить, как выглядят «нормальные» буквы, то строчная конструкция — та, которую мы видим чаще всего (когда читаем), приходит в голову последней или не приходит совсем. Вспомнить то, что мы постоянно воспринимаем интуитивно, практически нереально. Поэтому мозг как бы возвращается к тому моменту, когда последний раз внимательно смотрел на буквы, а это было в детстве — когда человек учился читать и писать.

То есть если попросить взрослого человека (не шрифтового дизайнера) написать русский алфавит «как в книге» или «маленькими буквами», то в результате всё равно получаются заглавные или смесь заглавных и рукописных конструкций.

Поэтому смесь разных конструкций в одном шрифте — это или очень яркое высказывание, или очень явный признак непрофессионализма. Если шрифт похож на текстовый, то есть у него «нормальная» жирность и ширина и «обычный» рисунок букв, то разные конструкции смешиваться не должны, «б» всегда с хвостом вверх, «р» всегда с хвостом вниз и так далее.

Если шрифт акцидентный, то смешение конструкций допустимо. Но надо посмотреть ещё и на латиницу: если разные конструкции смешиваются и в латинице, и в кириллице, то, скорее всего, всё в порядке и это задумка автора. А если латиница традиционная, а кириллица смешанная, то, возможно, мы имеем дело со шрифтом неопытного дизайнера и стоит поискать какой-нибудь другой.

В этой статье приведены конструкции букв русской кириллицы. Если вы видите текстовый шрифт, у которого большинство знаков выглядят как выпрямленный курсив, скорее всего, он болгарский: в Болгарии в 1960-е годы дизайнеры договорились между собой использовать такие конструкции букв.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

То есть для набора на болгарском языке (или с болгарским акцентом) это то, что надо, а при наборе на русском — будет выглядеть непривычно, так что для длинного текста лучше подобрать более традиционный шрифт.

Тема повышенной сложности: курсив против наклонного

Степень «курсивности» шрифта может быть разной. В шрифтах эпохи Возрождения курсив по рисунку очень сильно отличался от прямого начертания, а в модернистских шрифтах XX века, с подачи Стэнли Морисона, Беатрис Уорд и компании — стал гораздо ближе к наклонному начертанию.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русскомКурсив Робера Гранжона, XVI век

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русскомКурсив Эрика Гилла к шрифту Perpetua, 1929-1932 гг.

Но в латинице в большинстве букв меняется только пластика знаков, а не конструкция. А вот в кириллице конструкция курсивных знаков чаще всего отличается от конструкции прямых, особенно в антикве.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

В антиквах и гуманистических гротесках всё это богатство работает очень хорошо. Но если кириллический шрифт далёк от каллиграфии, то курсив может быть и «гибридным» — часть знаков с курсивной конструкцией, а часть с наклонной. Причём в зависимости от того, насколько автор хочет сохранить в курсиве жёсткость и рациональность прямого начертания, количество знаков с наклонной конструкцией может меняться.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Ширина букв

Есть моноширинные шрифты, у которых все буквы стоят на площадках одной ширины.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Но их сравнительно немного, а все остальные шрифты — пропорциональные. Это значит, что буквы в них разной ширины, одни шире, а другие уже.

Шрифты бывают в принципе разной ширины, есть узкие, есть широкие, есть нормальные.

Но и в самом узком шрифте, и в самом широком шрифте буква «ш» будет шире, чем буква «н», а буква «г» уже, чем буква «о». Есть негласная традиция ширин и пропорций букв, которая сложилась за века существования наборного шрифта.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Точных правил «делай такую-то букву такой-то ширины», конечно, нет, но если шрифт предназначен для длинного текста, то буквы должны выглядеть равномерными. Это важно — не быть геометрически одинаковыми, а именно казаться!

Самый надёжный способ разобраться с шириной букв — внимательно смотреть на хорошие старые шрифты и сравнивать свой результат с традиционным. Вот, например, иллюстрация, на которой буквы нескольких популярных текстовых шрифтов расставлены по порядку — от самой узкой площадки к самой широкой.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

В акцидентных шрифтах с шириной букв можно обращаться гораздо более вольно, чем в текстовых. Например, популярный приём — сильная разноширинность букв, особенно прописных.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русскомПостамент колонны Траяна, Рим, 113 год н. э.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском Bad Russian (Мария Касаткина) — сверхразноширинный шрифт

А можно очень сильно расширить или сузить одну-две буквы в надписи. Главное — чтобы идея была видна и понятна сразу, а не выглядела случайностью.

Промежутки между буквами

Межбуквенные расстояния в хорошо сделанном шрифте должны казаться равномерными. Но буквы бывают разной формы: прямоугольные, овальные, треугольные или ещё более сложные. Вокруг непрямоугольных букв уже есть какое-то количество «воздуха».

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Поэтому нельзя так просто взять и автоматически выставить всем буквам одинаковые белые площадки слева и справа. Вернее, выставить их можно, но получится не равномерность, а обратный эффект — между прямоугольными буквами будет мало места, а между треугольными и круглыми — огромные дыры.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Когда шрифтовой дизайнер делает шрифт, то проверяет, как каждый знак (буква, цифра или любой другой) встанет между двумя прямоугольными и двумя овальными. И там и там должно получиться равномерно.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Но в некоторых сочетаниях букв, как ни старайся, универсальными межбуквенными расстояниями не обойтись. Например, в слове «где» будет дыра между «г» и «д», если в шрифте не сделан кернинг, то есть ручная регулировка межбуквенных расстояний в сложных случаях.

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

А есть сочетания, в которых и кернинг не очень поможет — например, внизу части букв почти касаются друг друга, а вверху получается дыра. В русском языке самые частые сочетания букв такого типа — это «кл» и «дл». Опытный шрифтовой дизайнер заранее предвкушает встречу «к» или «д» с «л» и подгоняет форму букв так, чтобы дыра оказалась поменьше. Вот волшебная фраза, по которой можно определить, есть ли в шрифте кернинг и думал ли автор над опасными сочетаниями букв (а ещё там собраны все самые сложные буквы, о которых мы поговорим в следующей части статьи).

Что такое форма букв в русском. Смотреть фото Что такое форма букв в русском. Смотреть картинку Что такое форма букв в русском. Картинка про Что такое форма букв в русском. Фото Что такое форма букв в русском

Конструкции и распределение толщин в «сложных» буквах

В этой части статьи будут развороты из «записной книжки шрифтового дизайнера» со скетчами разных букв и пояснения, как устроена буква, где какие формы используются и что значат или что не так с какой-то конструкцией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *