в каком зале малевич в третьяковке
В каком зале малевич в третьяковке
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.
«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.
Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
Двойной «Черный квадрат»: в Третьяковке повесили рядом две версии знаменитой картины Малевича
Лента новостей
Все новости »
Оба полотна «хайпоемкого автора» будут экспонироваться в здании на Крымском Валу до середины октября
В Третьяковке повесили рядом сразу два «Черных квадрата» Казимира Малевича. Арт-критики пророчат ажиотаж! Работы художника-авангардиста показывают в одном зале в здании галереи на Крымском Валу, там обновили основную экспозицию. Это первая картина «Черный квадрат», написанная в 1915 году, и авторское повторение, созданное 14 лет спустя.
«Квадраты», выставленные вместе, производят невероятный эффект», — заявила генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Некоторые СМИ пишут, что это тот случай, когда очередь может выстроиться не на сменную выставку, а на то, что будет доступно в ближайшие несколько лет. Telegram-каналы напоминают, что в конце июля министр культуры Владимир Мединский докладывал президенту, что у России нет больше «выставок одного экспоната».
Картины Малевича, конечно, не позиционируются как моновыставка, но смогут ли они вызвать ажиотаж? Рассуждает шеф-редактор сайта по искусству «Артгид» Мария Кравцова.
— Третьяковка сейчас прилагает много усилий, чтобы перекодировать свой образ, в том числе международный. Потому что понятно, что главный известный русский бренд — это авангард.
— Насколько уместно открыть зал с одним экспонатом?
— Вполне уместно, и этим занимаются многие. Помните хит прошлого сезона в галерее Пушкина? Это была Артемизия Джентилески. Это тоже была, на самом деле, выставка одной работы, хотя там понавесили вокруг нее каких-то вещей из собрания, но люди конкретно шли смотреть эту очень известную «Юдифь, обезглавливающую Олоферна» и не обращали внимания на все, что вокруг. Мы не можем понять, насколько это все будет популярно у зрителей. Потому что, насколько я понимаю, на такие события не продаются отдельные билеты. Человек приходит по общему билету, и, так или иначе, его считают. KPI определить в таком случае невозможно. Вообще, любой инфоповод, связанный с Малевичем, будет приносить музею определенного рода бонусы. Это такой вполне себе хайпоемкий автор, на самом деле.
Крупной выставки Малевича в Москве не было, сразу несколько работ авангардиста выставляли разве что в одном из павильонов ВДНХ. Критики называли эту экспозицию неретроспективной, но проект был успешным.
Всего известно четыре версии «Черного квадрата» Малевича — 1915, 1923, 1929 и 1932 годов. Все они отличаются оттенками, размером, пропорциями. В Третьяковке сейчас выставляют первый и третий варианты картины. «Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции.
Оба выставленных в Третьяковке полотна будут находиться на Крымском Валу до середины октября. После «Квадрат» № 1 переместят на выставку, приуроченную к 100-летию Музея живописной культуры, а «Квадрат»-реплику временно увезут на выставку в швейцарский Берн.
Черный квадрат Малевича в Третьяковской галерее
Черный супрематический квадрат хранится в Государственной Третьяковской галерее. Это полотно является своеобразным манифестом супрематизма — художественного направления, созданного одним из самых известных в мире русских художников Казимиром Малевичем.
Об авторе
Малевич Казимир Северинович родился в Киеве в 1879 году, а скончался в Ленинграде в 1935 году. Созданное им течение супрематизма стало одним из первых направлений в абстрактном искусстве новейшего времени. Уже в одиннадцатилетнем возрасте будущий художник увлекся рисованием, и в течение нескольких лет учился в рисовальной школе. Его ранние работы очень близки к импрессионизму и фовизму. Переехав в столицу, Малевич недолгое время занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Уже в 1907 году он принял участие в выставке Московского товарищества художников. Именно эта экспозиция и стала первым крупным мероприятием для будущего создателя «Черного квадрата».
Во время путешествия в Париж мастер восхищался кубическими произведениями знаменитого Пабло Пикассо. Затем он стал членом группы «Алмазный нож», возглавив тем самым русское течение кубизма. Однако, уже в 1913 году появляются первые работы художника, выполненные в весьма специфичном абстрактно-геометрическом стиле, который и получил название супрематизма. Квадрат Малевича прославил художника, да и сам мастер называл его своим лучшим творением.
Что такое супрематизм?
В переводе с латинского языка это название означает «наивысший». Творчество художника всегда стремилось именно к высшему своему проявлению, Мастер не представлял себя в роли примерного последователя, он мыслил себя ярким революционером от искусства.
Такое направление, как супрематизм, стало одной из разновидностей абстракционизма. Собственно, основными характеристиками течения являются простейшие геометрические очертания: квадраты, круги, прямоугольники и прямые линии. Комбинации разных фигур плюс обилие всевозможных цветов и позволяют приверженцам супрематизма создавать невероятно яркие и такие неоднозначные произведения. Стоит отметить, что это направление в СССР было использовано не только в живописи, но также в дизайне и архитектуре.
О знаменитом полотне
Черный квадрат — это своеобразный символ обновленного понимания смысла творчества в XX веке. Малевич хотел создавать произведения, которые были бы не повторениями когда-то возникавших идей и образов, а самобытным творческим открытием. Своей картиной мастер словно бы закрыл всю историю искусства за прошедшие века.
Полотно, которое находится в Третьяковке, было создано в 1915 году. Впервые оно было представлено публике в тот же год на знаменитой выставке «0, 10». Размер картины составляет 79,5 х 79,5 сантиметров. Масло послужило прекрасным средством для написания работы, удивляющей простотой и многогранностью скрытых смыслов одновременно. Картина вот уже почти целое столетие вызывает немало споров и обсуждений. По замыслу мастера, это творение является частью триптиха, в который входят также «Черный круг» и «Черный крест». Этот триптих призван был демонстрировать, как можно использовать базовые возможности цвета и композиции.
Картина Малевича представляет саму основу цвета — белый и черный, а также основу формы — квадрат. Черные тона вызывают ассоциации с полным отсутствием цвета, а белые, в свою очередь, являются своеобразным слиянием всех цветов спектра.
Следует отметить, что искусствоведы сходятся во мнении, что этот холст не представляется возможным оценивать с позиции стандартных подходов к живописи. Работу невозможно назвать красивой или же некрасивой, она не вызывает стойких ассоциаций нравится либо не нравится. Здесь важна идея, ценность которой в новизне.
Удивительное и удивляющее произведение появилось под воздействием бессознательного, как то неоднократно отмечал сам Малевич.
Увидеть это неоднозначное полотно можно в здании на Крымском валу, 10, в шестом зале. Третьяковская галерея приобрела работу в 1929 году из Музея живописной культуры. Картину можно увидеть на фото в многочисленных художественных альбомах, издаваемых по всему миру.
Новый директор Третьяковки — о том, как сделать «Чёрный квадрат» популярнее мишек в сосновом лесу The Village выяснил, что будет со зданием на Крымском Валу, почему «Чёрный квадрат» не стоит печатать на конфетных фантиках и будет ли в России когда-нибудь музей Малевича
В феврале в Третьяковской галерее сменилось руководство: Ирина Лебедева была уволена после шести лет работы из-за ряда претензий. На её место назначена Зельфира Трегулова — специалист по русскому авангарду и искусству XX века. Прежде она возглавляла музейно-выставочное объединение «Росизо», а до этого 11 лет проработала в Музеях Кремля. Она курировала такие громкие международные проекты, как «Палладио в России. От барокко до модернизма» в венецианском музее Коррер, выставку «Россия» в Музее Гуггенхайма, «Амазонки авангарда» в Берлине, Бильбао, Венеции, Нью-Йорке и Лондоне. The Village выяснил у Зельфиры Трегуловой, что будет со зданием на Крымском Валу, почему «Чёрный квадрат» не стоит печатать на конфетных фантиках и будет ли в России когда-нибудь музей Малевича.
О неизвестном здании Третьяковки
— И вы, и ваша предшественница Ирина Лебедева — специалисты по авангарду, по XX веку. Значит ли это, что искусство XX века сейчас станет для Третьяковки приоритетным?
— Я думаю, что развиваться должно и здание в Лаврушинском переулке, и здание на Крымской набережной. Просто, наверное, в моих интервью, которые я давала с момента назначения, Крымская набережная звучала намного чаще в силу того, что ситуация там нуждается во вмешательстве и принятии каких-то действительно серьёзных и радикальных мер. Не секрет, что здание на Крымском Валу посещается в основном тогда, когда там организуются большие выставки (Левитана, Васнецова, Головина, Гончаровой или последняя выставка Костаки). На прошлой неделе мы открыли выставку гиперреализма (художественное течение, основной приём которого — изображение, переданное с фотографической точностью. — Прим. ред.), и никто не ожидал, что форма подачи и сам проект будут такими интересными, интригующими, заставляющими о многом задуматься.
— Посещаемость нового и старого здания разная?
— Совершенно верно. До сих пор очень мало людей знает, что, например, «Чёрный квадрат» Малевича хранится в Третьяковской галерее на Крымском Валу, и очень мало знает, что это здание Третьяковской галереи. Даже сейчас, когда я разговариваю с кем-то, вполне образованные люди мне говорят: «Ну там же ЦДХ!» Я говорю: «Помимо ЦДХ там же Третьяковская галерея!» Сейчас сделаны медиафасады, сделана мультимедийная выставка, представляющая 22 шедевра русского искусства XX века из собрания Третьяковской галереи на Крымском Валу. Я думаю, что это должно привлечь внимание людей, во-первых, к XX веку, во-вторых, к самому факту, что там находится Третьяковская галерея.
— Наверное, так получается потому, что в Третьяковку в Лаврушинском привыкли ходить и иностранцы, и приезжающие в Москву русские туристы.
— Если у тебя два дня на Москву и у тебя в планах Музеи Кремля и Третьяковка, то, естественно, люди пойдут в здание в Лаврушинском переулке. И туристические компании, конечно, в первую очередь предлагают экскурсии в основное здание. Я думаю, что здесь тоже есть достаточно серьёзные резервы работы. Сами иностранцы бывают разные: есть иностранцы, которые приезжают в Москву и говорят: «Мне, пожалуйста, импрессионистов в Пушкинском и авангард на Крымском Валу». Приходят туда в промежуток между большими выставками, за два часа натыкаются на пять человек, гуляющих вместе с ними по залам, и задают вопрос: «Почему?» Хотелось бы, действительно, ответить на этот вопрос и найти решение: как сделать так, чтобы люди стали туда приходить и поняли, что этот период в истории отечественного искусства — один из самых значимых и выдающихся и что искусство авангарда, да и всё искусство XX века в Советском Союзе и в России — это то, что достойно самого пристального внимания и чем можно гордиться. Причём речь идёт не только об авангарде: какое-то время назад наблюдался очень серьёзный всплеск интереса к искусству соцреализма, который воспринимается уже не как идеология в картинках, а как художественный феномен своего времени.
Всё, что мы сейчас задумываем на Крымской, направлено в первую очередь на привлечение активных молодых людей
Эти выставки имели феноменальный успех на Западе и курировались лучшими кураторами. Мне тоже довелось поработать над такими проектами, и могу вам сказать, что количество посетителей было огромным, исчислялось сотней тысяч человек и каталоги по 5 тысяч экземпляров продавались до окончания выставки. В последние годы наблюдается интерес к российскому искусству 1960–1970-х годов. Пример этого — прошлогодняя выставка Виктора Попкова, которую мы делали в Москве, в Венеции и в Лондоне, и она всюду вызывала очень большой интерес. Оказалось, что этот художник (которого считали хорошим официальным советским художником) на самом деле мало что имеет общего с официальной идеологией: это очень крупный мастер, который говорил о всём больном и страшном, что было во второй половине XX века очень интересным художественным языком. Поэтому я считаю, что внимание должно уделяться и Лаврушинскому переулку, и зданию на Крымском Валу не в силу того, что я занимаюсь авангардом или XX веком, а в силу того, что Крымский Вал нуждается в пристальном внимании и срочных мерах. А здесь (в Лаврушинском переулке. — Прим. ред.) мы тоже будем вести работу, которая будет направлена на изменение инфраструктуры, входной зоны, привлечение внимания людей к Лаврушинскому переулку. Например, ты выходишь из метро «Третьяковская» и не очень понимаешь, куда идти.
— Это правда: метро называется «Третьяковская», а где эта самая Третьяковка — не всем очевидно.
— Мы будем эти вопросы решать и делать активные видимые знаки-навигацию. Понятно, что строительство нового здания в Лаврушинском переулке будет кардинально менять историю. Работая над этим проектом, мы пришли к выводу, что имеет смысл сделать этот фасад, который будет выходить на Кадашевскую набережную и будет виден со стороны Болотной площади, знаковым. Тем более что архитектура Сергея Чобана чётко обозначает, что перед вами здание Третьяковской галереи.
— А проект уже утверждён?
— Конечно, он был утверждён ещё в 2013 году. Это здание, его фасад может стать афишей и главной входной зоной в Третьяковскую галерею, ведь не секрет, что все автобусы останавливаются на Болотной площади, и люди по пешеходному мосту переходят уже к Лаврушинскому переулку.
Третьяковка под знаком Малевича
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу открыла двери выставки «Под знаком Малевича», посвященной одному из самых узнаваемых и изучаемых художников XX века. Событие организовано в рамках столетнего юбилея ключевого для прошлого столетия произведения — полотна «Черный квадрат», представленного впервые Казимиром Малевичем в рамках легендарной Последней футуристической выставки картин «0, 10», которая проходила 19 декабря 1915 года. Проект «Под знаком Малевича» покажет столичной публике не только произведения основоположника супрематизма, но и работы художников его круга.
Выставка в Третьяковке показывает графику из своего собрания. Событие стало центральным в ряде юбилейных мероприятий «Года «Квадрата» Малевича», среди которых был прошедший спецпроект «Ночь в квадрате» (в рамках акции «Ночь в музее»), запуск мобильного приложения «Прогулка по Москве Казимира Малевича», цикл лекций «Казимир Малевич: три возраста художника» и предстоящую презентацию издания из серии «История одного шедевра», посвященного «Черному квадрату».
В самой архитектуре залов посетитель выставки «Под знаком Малевича» встретится с пространственной реконструкцией супрематических форм. Экспозиционная структура подчинена внутренней логике феномена «Малевич и художники его круга»: произведения графического творчества Малевича и работы остальных мастеров, представлены в двух разделах: «Супремус» и «Уновис». Графическая подборка работ, среди которых имеются иллюстрации к кубофутуристическим книгам, эскизы костюмов и декораций к театральной постановке «Победа над солнцем», литографии и рисунки к ним, наброски и эскизы осуществленных и неосуществленных композиций или отдельных их деталей, станет бесценным документальным свидетельством живого процесса рождения и кристаллизации художественного замысла — супрематизма.
Выставка будет принимать своих зрителей дом 14 февраля 2016 года. Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота — с 10:00 до 21:00 (кассы закрываются за час до закрытия музея, вход на экспозицию также закрывается за час), выходной — понедельник. Местоположение: Государственная Третьяковская галерея, Крымский Вал, дом 10, залы 21—22, Москва. Справки по телефонам: +7(499) 230-77-88, +7(499) 238-13-78, +7(495) 951-13-62.