в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности

Консультация «Гендерная идентичность дошкольников»

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. У детей уже в дошкольном возрасте складываются определенные представления о половых и социальных ролях человека. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, гендерная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.

Изучением гендерной идентичности занимались отечественные исследователи, такие как В. В. Абраменкова, А. И. Захаров, М. Н. Зыков, Д. В. Ильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухин, О. Г. Нугаева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина, И. В. Романова и многие другие. Как влияет гендерная идентичность на развитие ребенка дошкольного возраста, каковы отличия в поведении мальчиков и девочек, – разрешение этих и других вопросов способствует успешному развития личности дошкольника, гармонизации взаимоотношений между обществом и личностью ребёнка.

Уже в полтора года у ребёнка формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6 – 7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.

Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендернонормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендернаясоциализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.

Для того, чтобы изучить процесс формирования гендерной идентичности у дошкольника,педагог-психолог может использовать пакет следующих диагностических методик:

1. Полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок» (Каган В. Е.);

2. «Половозрастная идентификация» (Белопольская Н. Л.);

3. Гендерная характеристика деятельности мальчиков и девочек в детском саду (Гусева Ю. Е., Сабунаева М. Л.).

4. Тест полоролевой социализации Бендас.

В своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений должны учитывать специфику формирования гендерной идентификации ребёнка и включать в свою деятельность направленные на неё формы работы.

К таким формам работы можно отнести:

• тематические занятия по гендерному воспитанию дошкольников;

• дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

• развитие речи с учётом гендерных особенностей;

• тематические консультации для родителей, оформление уголка по гендерному воспитанию и др.

Таким образом, формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей. Для достижения этой цели важно объединить усилия специалистов, педагогов и родителей.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности«Квиллинг у дошкольников». Консультация для педагогов «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация для родителей «Труд дошкольников в природе» Консультация для родителей. Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиКонсультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация «Пальчиковые игры в развитие дошкольников» Пальчиковые игры в развитие дошкольников. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Источник

«Такое, что природа ошиблась с полом, встречается редко». Психолог Наталья Искра — о гендерной идентичности у детей

Что это такое — гендерная идентичность, и стоит ли волноваться, если малыш говорит о себе в чужом роде? Может ли воспитание повлиять на половое самоопределение ребенка? Что, как и когда формирует гендерную принадлежность? Обсудили эти вопросы с психологом Натальей Искрой.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности

Наталья Искра — детский и семейный психолог. Ведет блог в «Инстаграм».

Половая идентичность: возрастные рамки

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности

— Как и когда малыш начинает понимать, что он мальчик или девочка?

— Существует много теорий на тему формирования гендерной идентичности. Самая известная и первая — Зигмунда Фрейда. Согласно ей половое развитие детей в раннем возрасте разделяется на оральную, анальную и генитальную стадии. И в районе 7 лет ребенок уходит в латент, то есть, приобретя свою половую роль, временно, до подросткового возраста, перестает интересоваться вопросами пола. Но это узкая психоаналитическая теория. Если говорить об общепризнанном в психологии, считается, что плюс-минус в 1,5 года ребенок начинает осознавать свой пол. И это связано не столько с телесным, биологическим началом, сколько с тем, как его родители или люди, которые за ним ухаживают, обращаются с ним. Даже когда массажист приходит делать массаж 2–3 месячному ребенку, он может сказать: «Посмотрите, мужичок лежит, спина треугольником». То есть во многих бытовых ситуациях ребенку проговаривают, что он мальчик или девочка. Это происходит постоянно. Также различия в полах часто подчеркивается с помощью цвета и формы одежды, голубого и розового, платьев и брюк. То есть до 1,5 лет — это отражение представлений взрослого окружения о том, как должен выглядеть мальчик, и как — девочка.

— А что происходит после?

— К 3–4 годам дети уже понимают, какого они пола и начинают догадываться, что это незыблемо. В таком возрасте они могут задавать вопросы на эту тему. Например, мальчик спрашивает: «Если я надену платье, буду ли я девочкой?». Это нормальные вопросы, которые проверяют устойчивость пола, его неизменность. И третий этап — 6–7 лет, когда дети понимают, что их биологический пол неизменен.

То есть к 4 годам ребенок уже должен идентифицировать себя с конкретным полом. И если в этом возрасте и старше он хочет настойчиво ходить в одежде противоположного пола, тогда стоит задать себе вопрос, с чем это может быть связано, что заставляет его/ее отрицать свой биологический пол.

— Какие варианты могут быть?

— Надо наблюдать. Бывают просто очень артистичные дети, которым нравится наряжаться, тогда это нормативная история. А если ребенок говорит, что он хотел бы быть другого пола, это повод проконсультироваться с психологом.

Пол и воспитание: что будет, если.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности

— Если родители ждали мальчика, а родилась девочка, и они пытаются воспитывать девочку как мальчика?

— Это может отразиться на отношении к себе. Но нельзя сказать, что 100% это влияет на половую самоидентификацию. В 2–3 года мальчики могут примерять на себя роль девочки, надевать платьица, и это нормально. В то же время мы знаем, что изначально мальчики и девочки воспитываются не совсем в равных условиях. Ведь мамы, няни и бабушки — женщины. То есть девочка идентифицирует себя по прямому типу, она воспитывается человеком одного с ней пола. Папы, конечно, могут сидеть с малышами, но это скорее редкость. Мальчика часто тоже воспитывают женщины. И сначала ему надо идентифицировать женскую фигуру и модель поведения, а потом противопоставить себя — не вести себя как женщина, как девочка. То есть он не присваивает себе мужскую модель, а отрицает в себе женскую.

— А если у мальчика нет примера мужчины в близком окружении? Есть мнение, что мальчики, воспитанные только женщинами, могут вырастать в инфантильных мужчин…

— Все зависит от того, насколько психологически правильно или неправильно выстроено воспитание. Ничего криминального в том, что мальчика воспитывают мама и бабушка, нет. Они все равно между собой неизбежно распределят роли: кто-то будет занимать условно мужскую позицию, станет добытчиком, а кто-то — заниматься хозяйством. Здесь имеет значение другое. Например, в послевоенные годы, когда часто женщины растили мальчиков без мужей, считалось нормальным применять физическое наказание. Тогда это было одной из ведущих стратегий воспитания. Мальчики к тому же более активны, более хулиганистые, рискованные. Матери, не имея рядом отца ребенка, который мог бы сказать: «Да, ладно, дерется и хорошо, я тоже дрался», вынуждены были как-то с этим справляться. Как вариант — при помощи физических наказаний. А когда женщина физически наказывает мальчика, это очень травматично сказывается на его психике. Особенно если наказание жестокое. Это нарушает его полоролевую идентификацию и влияет на то, как он будет выстраивать отношения с женщинами. Скорее всего, у него возникнут серьезные трудности с этим по причине глубинного страха и недоверия к представительницам женского пола.

Кроме того, когда женщина воспитывает ребенка одна, без помощи тех, на кого она может опереться, у нее появляется много тревожности и, как следствие, растет потребность опекать, обезопасить его от «ужасов мира», все предусмотреть. Это неизбежно способствует инфантилизации ребенка. И уже не важно, мальчик это или девочка. Ребенок не учится нести сам за себя ответственность, за него все решается. И чем больше опеки и контроля, тем больше инфантильность.

— Если родители одевают и обращаются с ребенком нейтрально, не подчеркивая пол, это хорошо?

— Психологи сегодня говорят, что не существует сугубо женского и мужского гендера. Выделяют вплоть до 10 типов разного гендера с преобладанием женской и мужской роли в разном соотношении. По исследованиям подчеркнутая нейтральность в выборе игрушек и одежды ребенку в настоящем, в будущем приводит к тому, что он пытается идентифицироваться через стремление ярко выражать свою гендерную роль. В целом, любая крайность, как в жизни, так и в гендерном воспитании, может иметь крайние последствия. Поэтому лучше придерживаться средней позиции.

Отказ от своего пола и другие особенности поведения

— Почему маленький ребенок может пробовать отказаться от своего пола?

— Такое, что природа ошиблась с полом, встречается очень редко. Это около 2% случаев. Чаще всего причина в травматичных для ребенка ситуациях в семье. Например, произошел развод, и сын остается с мамой. А у той очень много гнева на папу, который она может вымещать на ребенке. Тогда мальчик может хотеть не быть вот этим «плохим мужским» для своей мамы. Он же понимает, что не выживет, если мать его ненавидит. И в такой ситуации обязательно надо работать с психологом.

— А если маленький мальчик просто говорит о себе в женском роде, а девочка, наоборот, в мужском… Какие тут могут быть причины?

— Все зависит от конкретной ситуации и обстоятельств, ее сопровождающих. Поэтому рекомендация здесь может быть только одна — обсудить с детским психологом поведение ребенка для понимания причин происходящего.

— Что еще важно знать про особенности поведения маленьких детей в контексте осознания своего пола?

— Если все же ребенок увидел что-то такое?

— Надо обсудить с ним, то, что он увидел, и объяснить, что это только для взрослых людей. Ребенок даже в дошкольном возрасте может видеть вокруг себя сексуальные отношения. Например, если летом бывает на даче или в деревне, он видит собачек, слышит котов, а если есть аквариум, то видит, как делают это рыбки или улитки. И здесь можно спокойно, рассказать, что вот улитки сейчас соединились, и это надо для того, чтобы получились детки. Тогда это такой естественный разговор, в котором нет травматизации. Ребенок понимает, что примерно так же происходит и у людей.

Источник

Теоретический анализ особенностей формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Проблемой сходства и различий в психологии мужчин и женщин занимаются уже несколько поколений ученых. Воспитание детей без учёта особенностей биологического пола способствовало и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них основополагающих представлений о «мужественности» и

«женственности» и при отсутствии полового воспитания в совокупности с конфликтными ситуациями в процессе принятия своей гендерной роли погружаются во внутриличностные конфликтны и живут в разрез с установленными нормами общества. Изучение процессов формирования гендерной идентичности поможет направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании будущей личности,а именно: уверенность в себе, наличие устойчивых личностных установок, и в итоге эффективность общения с людьми, благополучие семейных отношений.

Проблема сходства и различий в психологии мужчин и женщин является центральным предметом размышлений вот уже нескольких поколении ученых: о ней писали Фридрих Ницше, Отто Вайнингер, Николай Александрович Бердяев и другие философы. К концу ХХ века в психологической науке оформились два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – гендерная психология и психология половых различий [1].

Разделение людей на два биологических пола – мужчин и женщин, является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психологии и поведенческих реакциях человека. Многие считают, что эти различия связаны прежде всего с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начинает встречаться ещё в мифах. Продолжается в традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Правда, все наблюдаемые отличия между мужчинами и женщинами невозможно свести только к факту телесного различия.

Эти различия имеют физиологический и конституциональной компоненты. Но помимо этого они обладают и социокультурным контекстом. То есть они отражают то, что свойственно в конкретный период времени и конкретному культурному обществу мужчине, а что свойственно женщине. Также есть точка зрения, что мы воспринимаем биологические различия между мужчинами и женщинами сквозь культурную призму. Например, ещё во времена античности до конца XVII века в Европе господствовало представление о том, что женский организм является всего лишь недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому отличительными признаками мужского и женского в то время выступали в основном социальные признаки, такие как занимаемое в обществе положение и предписанные социальные роли. Если бы такая теория биологических различий сохранилась бы и по сей день, то с учётом новых знаний о развитии человека мы были бы более склонны полагать, что мужской организм – это модификация женского. Однако в

эпоху Возрождениямировоззрение европейцев изменилось: и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различием в их биологическом статусе [2].

На сегодняшний день разные учёные разных профилей сомневаются в правильности столь жёсткого разделении людей на два противоположных пола исключительно из учёта физиологических и биологических характеристик. В наше время в науке чётко разграничивается конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского полов. Это связано с разделением понятий «пол» и «гендер». «Пол»

– определение, описывающее биологические отличия между людьми, он определятся генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Понятие «гендер» указывает на статус человека в обществе и социально-психологические характеристики личности, которые связываются с полом, но возникают преимущественно при взаимодействии с другими людьми. Термин «гендер» подчёркивает не врождённую, а именно социокультурную причину различий между полами. «Гендер»особенности мужественности и женственности, формируемые при взаимодействии человека с обществом, при его социализации, а не физические различия между мужчиной и женщиной. Данный термин в первую очередь означает социальные ожидания и представления, касающиеся поведения, которое должно соответствовать нормам, присущим определённому полу [1].

Гендерные отношения – это отношения между представителями мужского и женского пола, а также отношения между социальными группами, которые состоят из мужчин и женщин [1].

Гендерные роли – это такие роли, которые обусловлены разделением людей в обществе по половому признаку. Большой толковый психологический словарь определяет понятие гендерной роли как внешне проявляющиеся модели поведения и отношений, которые позволяют другим людям делать выводы о принадлежности кого-то к мужскому или женскому полу.

Гендерная роль предписывает и разделение деятельности, различия в социальных статусах, правах и обязанностях представителей того или иного пола. Гендерные роли являются и социальными ролями, нормативны, выражают конкретные общественные ожидания. Проявляется эти роли в поведении индивида. В культуре гендерные роли выражаются в контексте определенной системы символики полов и принятых стереотипов маскулинности и фемининности. Личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении определённую нормативную систему, с которой и связаны гендерные роли. Внедрение этих норм в человеческое сознание происходит несколькими способами: через средства массовой информации, литературу, семейное воспитание, общественный контроль [3].

Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком уже при рождении. Затем, в процессе гендерной социализации ребёнок научается исполнять ту или иную гендерную роль.

Направленность процесса социализации детей определяют гендерные стереотипы, которые существуют в обществе. Гендерный стереотип – это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям

Гендерный стереотип, который касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, является одним из самых распространенных стереотипов. Он предписывает стандартные модели ролевого поведения мужчины и женщины. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка, для мужчин – профессиональные роли (работник,

труженик, добытчик, кормилец). Мы привыкли оценивать мужчин по успехам в профессиональной деятельности и социальному статусу, а женщин по наличию семьи, детей и ведению хозяйства. Общественное мнение таково, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, второстепенны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна быть чуткой, сострадающей и заботливой [5].

Традиционные гендерные роли формируются также на основании разделении труда по половому признаку. Основным критерием в этом разделении выступает биологическая способность женщин к деторождению. В нынешних обществах давно потеряла значимость социальная необходимость разделения труда на основе детородной способности женщин, которая присутствовала в архаических обществах. Немалая часть женщин трудятся в производственной сфере вне дома, а мужчины давно перестали быть исключительно «воинами и добытчиками», защищающими и обеспечивающими свою семью. И всё же стереотипы о традиционных гендерныхролях очень устойчивы: от женщин требуется концентрация на домашней, хозяйственной и воспитательной сфере деятельности, а от мужчин – в сфере профессиональной, общественной [2].

Социальные нормы включают в себя эти самые гендерные стереотипы. Каждый из нас обладает представлениями о том, какие конкретные качества и модели поведения свойственны мужчинам, а какие женщинам. Подавляющее большинство людей придерживается этих взглядов, что позволяет оценивать поведение представителей разных полов как «правильное» и «неправильное».

Все существующие гендерныестереотипы условно подразделяются на три группы:

1. Стереотипы маскулинности-феминности. Это нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчина в стереотипном понимании доминантный, независимый, агрессивный, самоуверенный, склонный рассуждать логически, способный управлять своими чувствами. Женщина более пассивна, зависима, эмоциональна, заботлива и нежна;

2. Стереотипы,описывающие содержание труда для мужчин и женщин: для женщин более привычной, считается обслуживающая и исполнительская деятельность; мужчины же должны заниматься инструментальной и творческой деятельностью, они способны организовывать и руководить;

3. Роли, закреплённые в семье и в профессиональной деятельности, образуют третью группу стереотипов. Для мужчин главными ролями являются профессиональные, для женщин – семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху, созданию обширных социальных контактов; «нормальная» женщина стремится выйти замуж и завести детей, вести домашнее хозяйство [6]. Указанные стереотипы отличаются поразительной устойчивостью. В процессе социализации эти стереотипы воспроизводятся из поколения в поколение, прочно укореняясь в сознании большей части населения. Женщина может приходить к внутриличностному конфликту и конфликту с общественными ожиданиями о месте женщины в обществе, если решит проявить свои способности и реализоваться в профессиональной деятельности. Женщины в наше время и работают, и выполняют большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к стереотипно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество препятствий. Такими препятствиями могут являться культурные, юридические, образовательные причины и другие. Женщины могут сталкиваться с завышенными требованиями или дискриминацией при приеме на работу, а также трудностями при служебном продвижении. Данные причины препятствуют реализации женщин себя как личности.

Своё негативное влияние гендерные стереотипы оказывают также и на мужчин. К характеристикам традиционно мужской роли относят успешность, социальный статус, интеллектуальность, физическую и эмоциональную стойкость и твёрдость. Полное соответствие этим нормам для большой части мужчин является недостижимым, что вызывает стресс внутри личности. Также вызывает негативные реакции, такие как ограниченная эмоциональность, гомофобия, необоснованное стремление к лидерству и успеху и тому подобное [7].

Традиционные стереотипы мышления являются лишь условностью. Поэтому для гармоничного и полноценного развития личности и самореализации человеку необходимо избавиться от накладываемых стереотипами ограничений.

Свобода от подобных предрассудков позволяет человеку достичь душевного и физического здоровья, открывает возможность жить полной жизнью.

Гендерная идентичность – это осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности. Гендерная идентичность является продуктом процесса социального конструирования. Она начинает формироваться с самого рождения ребенка. Тогда на основании строения наружных половых органов ребёнка определяется его паспортный, иначе гражданский или акушерский пол. С этого и начинается процесс гендерной социализации. В его ходе ребёнок целенаправленно воспитываются таким образом, чтобы соответствовать принятым в конкретном обществе представлениям о «мужском» и

«женском». Представление ребёнка о своей гендерной идентичности, гендерной роли, поведении, а также самооценка, формируется как раз на основании принятых в обществе эталонов [4].

Мы знаем, что у человека уже в раннем детстве начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся в последствии в систему представлений о самом себе, или

«образ Я». Расширение и обогащение «образа Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания с различением своей оценки и самооценки. Такое развитие сопровождается «субъективным чувством непрерывной самотождественности». Идентичность – это актуальное состояние, текущее переживание Я-целостности на срезе жизненного пути [3].

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу это называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины внешне по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами. Часто взрослые неосознанно стимулируют гендерную идентификацию, регулярно упоминая гендер ребенка: «какой хороший мальчик» или

«какая хорошая девочка». Непреднамеренно,стереотипно употребляют фразы:

«мальчик/девочка так делать не должен (а)». К 7 годам, а часто даже и раньше, дети достигают гендерной константности, то есть понимания того, что гендер постоянен, и изменить его нельзя. Еще до того, как пойти в начальную школу, дети проявляют достаточно серьезные знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях, объектах и занятиях [5].

Когда гендерная идентификация подходит к концу, ребёнок уже безошибочно определяет отличия между мужчинами и женщинами. Обычно к этому моменту проявляется повышенное внимание к ролевым моделям представителей своего пола, что является следствием желания стать самым лучшим мальчиком/девочкой. Этот процесс Колберг в 1966 году назвал «социализацией «Я». В ходе данной социализации мальчики обычно копируют поведение мужчин, а девочки – поведение женщин. Данное явление называется

«дифференциальным подражанием», которое согласуется с теорией социального научения. Теория социального научения говорит о том, что человек может научиться различным типам поведения, наблюдая за людьми и за тем, наказываются или

поощряются их действия. Большая часть мальчиков в возрасте от двух до трех лет пробуют надевать мамины туфли на каблуке, играть с её косметикой, красить ногти лаком. Но когда мальчики достигают константности, то есть осознают, что все вышеперечисленные занятия – удел девочек, тогда процесс гендерной идентификации подходит к концу [6].

К трём годам ребенок ещё точно не знает, в чём состоят различия между полами, но уже могут чётко различать мужчин и женщин. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка – мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был – мальчиком или девочкой, когда был маленьким. Таким образом, трёхлетний ребёнок хотя знает о своей половой принадлежности, но часто ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения пола. Необратимость половой принадлежности осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усилением половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности – это подростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию,

«сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [5].

У детей уже в дошкольном детстве складываются определённые представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания [7].

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиФормирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Смотреть картинку в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Картинка про в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Фото в каком возрасте у ребенка формируется система первичной гендерной идентичностиИгровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *