в каком возрасте ребенок способен удержать двухканальное внимание на короткое время
Консультация «Как формируется внимание у детей?»
даша даша
Консультация «Как формируется внимание у детей?»
Как формируется внимание у детей?
Существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – cтадия раccеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень чаcто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья cтадия – cтадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект.Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая игрушка!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот –он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Несколько рекомендаций родителям,как организовать занятие с детьми:
— во время занятий, не будьте отстраненным зрителем, принимайте активное участие в играх, демонстрируйте свои эмоции;
— когда даете инструкцию ребенку, позаботьтесь о том, чтобы она была конкретной, понятной и последовательной;
— задания должны подбираться так, чтобы ребенку было интересно, то есть они должны немного превосходить умения ребенка на данный момент;
Не упрекайте ребенка за невнимательность и не сравнивайте его с другими детьми, а просто помогите ему развить его внимание… и его успехи вас удивят.
«Внимание! Открытые окна». Консультация для родителей Лето в разгаре. Каждую секунду мы стремимся насладиться солнцем, теплом, природой, свежим воздухом, стараемся выбраться за город в выходные.
Акция «Внимание, перекресток!» «Внимание, перекресток!» в нашем детском саду. Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знание правил безопасности дорожного.
Дидактические игры на внимание.1 часть Цель. Развивать устойчивость зрительного внимания во время нахождение предметов по сходству. Задачи. Развивать умение у детей последовательно.
Консультация для родителей «Внимание, паводок!» После снежной зимы происходит обильное таяние снега, что является причиной значительного подъёма уровня воды в реках, иногда сопровождающееся.
Развиваем слуховое внимание у детей. Консультация для родителей Внимание является необходимым условием любой деятельности. Человек, хорошо владеющий своим вниманием, как правило, отличается такими положительными.
Стенгазета «Внимание, грипп!» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вам опыт работы с родителями,через стенгазету «Внимание Грипп!» Через стенгазету раскрыли основные.
«Внимание, дети!» (фотоотчёт) В старшей логопедической группе мы постоянно ведем работу по правилам дорожного движения. Эта работа в основном ведется в вечернее время.
В каком возрасте ребенок способен удержать двухканальное внимание на короткое время
Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша.
В первый месяц жизни у ребенка наблюдается реакция при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т.п.
Постепенно возникают признаки целенаправленного внимания, связанные с кормлением, когда ребенок ищет материнскую грудь, устанавливает фиксированный взгляд на определенных некоторые предметах, останавливается и прислушивается, если слышит резкий звук.
На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно, на мамин голос.
Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью.
В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому назад, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием.
Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут. Если годовалые малыши могут концентрировать устойчивое внимание на играх в течение 10 минут, то у 2-леток это время уже длится 30 минут, а 2-4-летние ребята могут продолжать игру в течение 96-100 минут. Если ребята этого возраста разглядывают изображение картинку 2-4 секунды, то дети этого возраста затрачивают на то же изображение 10-20 минут. На проявление устойчивости внимания в значительной степени оказывают влияние индивидуальная специфика нервозной системы ребят. У меланхоличных ребят неустойчивость внимания в 1,5-3 раза будет меньшей, чем у детей более спокойных, уравновешенных.
Третий этап развития внимания. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.
Четвертый этап развития внимания возникает на втором-третьем году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На втором году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями.
Пятый этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.
Шестой этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети четырех-пяти лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых. Ребенок 4-5 лет, например, внимательно слушающий сказку, о чем свидетельствует то, что в его глазах читается непосредственный интерес. Данный пример показывает, что у ребят этого возраста достаточно развит навык много времени концентрироваться на одном целенаправленном действии.
В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако, данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких, как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.
Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.
Седьмой этап развития внимания совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. У ребенка развито трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.
Таким образом, следует подчеркнуть, что внимание предъявляется как самостоятельный процесс среди психологических явлений, не входящий в число свойств личности. Внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.
Особенности развития внимания у ребенка
Формирование внимания ребенка
По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:
Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.
Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.
Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.
Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.
Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.
Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.
Произвольное и непроизвольное внимание
В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»
Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.
Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.
Игры на развитие внимания
Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.
Развитие концентрации внимания
Внимание — неосязаемая, сложно вообразимая, но очень важная штука. Это качество нашего мозга позволяет отбрасывать ненужную информацию и служит фильтром для всех мыслей в голове. Взрослые не справляются с работой без концентрации на процессе и задачах. Что говорить о детях, которые только учатся повторять за старшими? Развитие внимания малышей необходимо в процессах познания мира, развития речи, навыков чтения, счёта и многих других.
Развитие внимания и концентрации у детей
Что такое внимание: свойства и виды
Психологи изучают внимание в экспериментах больше ста пятидесяти лет. До сих пор нет единой теории по поводу того, в каких отделах головного мозга формируется тот или иной его вид. Однако, общее представление о том, что представляет собой этот процесс есть, а ученые остановились на общей теории возникновения нейронных импульсов, ответственных за внимание.
Нейропсихологи выделяют два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Первое возникает при усилии: нам нужно решить пример, найти предмет на столе или выяснить у прохожего, куда идти — передняя часть мозга получает сигнал, и мы включаем состояние «потока». Непроизвольное внимание работает из-за инстинктов: нам сложно не замечать громких криков, неприятных запахов и других потенциально опасных вещей.
Произвольное внимание — и есть тот самый объект тренировок, особенно важный в детском возрасте. Малыши лучше изучают мир, общаются и обучаются при развитом навыке концентрации. Внимательность позволяет увеличивать сложность повседневных задач: если сначала ребёнок мог только досчитать до 10, то со временем концентрация позволила запомнить больше информации — и вот в голове уже сложилась система счёта до 100.
Внимание также обладает определенными свойствами:
Отставание в развитии этих свойств приводит к отклонениям в поведении ребёнка. Так маленький объем внимания не позволяет малышу сконцентрироваться на нескольких предметах сразу: ему сложно рассмотреть всю картинку целиком, замечать детали или говорить и делать что-то одновременно. Недостаточная концентрация приводит к постоянному отвлеканию, а плохо развитая переключаемость вызывает психологический дискомфорт и снижает продуктивность процессов обучения.
Поэтому родителям важно обращать внимание на трудности ребёнка при попытках сосредоточиться, выстраивать занятия с ним по принципу увеличения сложности, и учитывать особенности возраста.
Этапы развития внимания ребёнка
Прежде чем заставлять малыша сидеть на одном месте больше 20 минут подряд, нужно разобраться — способен ли он на такое в принципе.
Детские психологи рассчитали нормы концентрации по возрасту:
Эти усредненные значения могут меняться в зависимости от ситуации и степени развития ребёнка, но их вполне можно использовать в качестве ориентира при занятиях. Не нужно ожидать невозможного — это главная установка для родителя. Развитие всегда происходит постепенно: от простого к сложному. Так и детское внимание при тренировках проходит несколько этапов:
1. Рассеянное. Малыши в возрасте до 1 года отвлекаются на любой шум, новых людей и предметы.
2. Фиксированное. Дети в возрасте до 2 лет уже фокусируются на занятии, но пока только на одном, не замечая при этом ничего вокруг. Чем интереснее объект изучения — тем больше внимания уделит ему ребёнок. Но как только интерес пропадает, фокус сразу же улетучивается.
3. Гибкое одноканальное. Такое внимание свойственно малышам до 3 лет: отвлечь ребёнка от дела становится проще, но он быстро к нему возвращается.
4. Сложившееся одноканальное. Ребёнок в возрасте 3–4 лет самостоятельно переключается с одной задачи на другую, прерываются и возвращаются к своим делам.
5. Двухканальное непродолжительное. После 4 лет малыш учится делать два дела одновременно: например, слушать сказку и играть.
6. Сложившееся двухканальное. В возрасте 5–6 лет дети осознанно решают несколько задач одновременно, тщательно концентрируясь на сложных.
Особенности развития внимания детей в разном возрасте
Игры — идеальное занятие для развития внимания. Но при их подборе стоит учитывать особенности возраста малыша. Ребёнок учится сосредоточению постепенно, сначала не замечая посторонних. В 2 года малыш сам удерживает внимание на определенном предмете или деятельности: собирает пирамидку, раскрашивает маленькую картинку.
Для детей 3–4 лет условия развития внимания немного меняются. Родителям на этом этапе следует:
Развитие внимания детей 4–5 лет строится с учётом следующих особенностей:
Дошкольники в возрасте 5–6 лет ещё более осознанно выполняют различные задания на развитие внимания. Дети в этом возрасте начинают читать — концентрация заметно увеличивается и становится стойкой.
На данном этапе важно:
Приемы и игры на развитие внимания: советы от центра «Поколение»
Самое важное — окружать заботой и вниманием малыша. Приемов и хитростей развития сконцентрированности дошкольников — множество. Среди основных:
Если выбрать подходящую развивающую игру или книгу среди вороха других — сложно, детская студия «Поколение» будет рада помочь занятым родителям.
В нашем центре проводятся занятия по развитию внимания и концентрации для дошкольников.
Для Вашего малыша подберём интересные игры, расскажем, чем можно заняться дома, научим решать загадки и быстро замечать различия.
На наших занятиях дети решают простые логические задачки, учатся описывать происходящее, раскрашивать, считать и читать.
Познакомиться с нами можно на пробном занятии — оно совершенно бесплатно. Приходите в гости: студия находится рядом с метро Сокол.
Записаться на первую встречу можно по номеру 8 495 138-76-28 или через онлайн-форму на сайте — мы ответим Вам в течение 5 минут.