в каком возрасте ребенок ходит в туалет
Во сколько приучать ребенка к горшку
Животрепещущий вопрос – когда малышу пора на горшок. Он волнует молодых мам особенно остро, когда на прогулке в парке ее удивленно спрашивают: «А Ваш все еще в памперсах? Мой до года уже на горшок ходил!» Нагнетать атмосферу могут и бабушки со своими советами о том, как держать малыша над ванной, приговаривая «пис—пис», начиная с 2-3 месяцев. В итоге начинает казаться, что приучать нужно как можно скорее. Но это не так!
Ранние походы на горшок – тренировка родительской ловкости и упорства, но не умения малыша. Дело в том, что до годовалого возраста ребенок физиологически не может контролировать эти процессы. То есть опорожнение кишечника и мочевого пузыря происходит рефлекторно – при переполнении, в любом месте и в любое время, без участия головного мозга. Ребенок попросту не испытывает желания пописать или покакать.
Очень важно, чтобы ребенок дозрел до осознанного желания, до понимания ощущения переполненности мочевого пузыря. Звуковой рефлекс может только отвлекать и мешать этому процессу, а также приводить к возникновению отдаленных проблем.
К тому же в противном случае возникают отдаленные проблемы. Ребенок, который уже полгода, казалось бы, писает на горшок, внезапно отказывается от его использования, а иногда и вовсе демонстративно какает в штаны и всячески противится высаживанию.
Педиатры и психологи объясняют так: это происходит в тот период, когда малыш дозревает физиологически. А родители продолжают сажать его на горшок, приговаривая «пис-пис-пис» и заставляя пописать при пустом мочевом пузыре. Это вызывает активный протест и неприятие. В итоге возникает серьезная проблема, решить которую подчас удается только с привлечением специалистов.
Когда нужно приучать к горшку
Есть ли подходящий возраст для начала тренировки? Короткий ответ: нет. Многие родители начинают слишком рано или, наоборот, слишком поздно. И дело тут не в возрасте, а в готовности малыша. При этом нельзя забывать о том, что формирование навыков – процесс индивидуальный, может начинаться раньше или позже указанных сроков, не являясь при этом признаком проблем в развитии.
Российские педиатры и их заграничные коллеги утверждают, что большинство детей приучается к горшку в возрасте от полутора до двух лет (18-20 месяцев). Малыш готов и физически, и психологически. Поэтому этап «приучения» проходит для всей семьи быстро и легко. У кого-то этот процесс может устанавливаться и позже, в возрасте 24-32 месяцев.
Как приучить ребенка к горшку. Первые шаги
Содержание статьи:
Когда ребенок начинает ходить на горшок
“В каком возрасте стоит приучать малыша к горшку?”— вопрос, который вызывает много споров среди мам.
Союз Педиатров России рекомендует знакомить ребенка с горшком не ранее 18 месяцев. Обучение может проходить с 1,5 до 2,5 лет.
Данный возраст педиатры объясняют тем, что дети уже готовы к приучению психологически.
“А как же высаживание и приучение к горшку до 18 месяцев?” — спросите вы. При высаживании у крохи вырабатывается условный рефлекс, когда он отвечает определенным действием на какой-то сигнал. Высаживание требует много усилий со стороны мамы. При этом малыш легко может потерять навык в силу своего возраста.
Безусловно, все дети разные и бывают исключения. Вы можете начать приучать и в 1 год, но есть вероятность, что ребенок не захочет ходить на горшок. Будьте готовыми отложить в этом случае приучение на пару месяцев и начать опять, когда малыш подрастет.
Учатся ли девочки ходить на горшок раньше, чем мальчики? В процессе приучения есть некоторые различия в зависимости от пола ребенка, но суть одинакова в любом случае. Приучение к горшку — это обучение ребенка контролировать позывы в туалет и уметь вовремя сесть на горшок.
Некоторые считают, что обучить мальчика сложнее, чем девочку. Это не всегда так, и рекомендуемый возраст приучения одинаков для обоих полов. В первую очередь, нужно смотреть на признаки готовности ребенка к обучению, развитие малыша, способности концентрироваться на задаче, а не на его пол.
Признаки готовности малыша к приучению к горшку:
Не стоит ориентироваться на сухой подгузник и ждать, чтобы ребенок начал ходить долгое время в сухом памперсе или просыпаться сухим.
Приучение к горшку добавляет стресс в жизнь ребенка. Поэтому не стоит совмещать обучение с другими важными событиями в его жизни.
Обучайте малыша за 3-4 месяца до или после, если:
Во время обучения лучше оставаться дома в первые 7-10 дней.
Какой горшок выбрать для ребенка
Сейчас представлен широкий ассортимент горшков разной формы и цветов. Стоит ли покупать горшок с игрушками и лампочками или нужно обращать внимание на другие его характеристики?
Для мальчика и для девочки горшок может быть одинаковым. Не обязательно приучать изначально мальчика к писсуару — сперва достаточно горшка.
Колечки на унитаз тоже не лучший вариант как альтернатива горшку.
Дети чувствуют себя некомфортно на высоте унитаза, и обучение может затянуться. Кроме того, ребенку будет тяжело самостоятельно сесть на унитаз.
Нужно ли сперва познакомить ребенка с горшком, чтобы он не отказывался на него садиться во время обучения?
Специального знакомства с горшком не нужно проводить. Ошибка — выставлять горшок заранее. Ребенок начинает с ним играть, а мы не хотим, чтобы он его рассматривал как игрушку.
Потом он не поймет, почему должен писать в него, и начнет отказываться это делать.
Если вы уже достали горшок и ребенок начал в него играть, уберите обратно и достаньте через пару недель.
Чего ждать от обучения
Приучая ребенку к горшку, вы:
Не ждите, что ребенок будет ходить на горшок сразу же в 100% случаев. Наша цель — чтобы он ходил на него в большинстве случаев.
Нормально, если он отказывается, нужно только понимать причины отказов: находился ли он в новых условиях, стеснялся попроситься в туалет или нет, есть ли проблемы со стулом.
Сон и питание ребенка влияют на процесс приучения к горшку. Могут быть периоды, когда ребенок станет отказываться ходить на горшок. Это нормально.
Частые вопросы
Ребенок не садится на горшок, пока вы ему не напомните?
В этом нет ничего страшного. Дети легко отвлекаются от внутренних ощущений. Нормально напоминать ребенку сходить в туалет.
Почему ребенок не хочет ходить на горшок?
Подумайте, были ли какие-то изменения в жизни малыш — пополнение в семье, переезд, смена детского сада, перевод ребенка в кроватку без бортов? Эти факторы могут вызвать отказ ребенка ходить на горшок. При инцидентах не стоит ругать малыша, заставлять сидеть на горшке, принуждать или стыдить его.
Ребенок не садится на горшок в садике. Что делать?
Узнайте, как и когда водят детей в туалет в детском саду. Возможно, малыш стесняется ходить на горшок с группой. Тогда попросите воспитателя водить его отдельно. Или же дело в самом горшке/унитазе, который для него непривычен. Принесите в детский сад горшок, как дома, тогда кроха будет ходить на него.
Почему ребенок просится на горшок только дома?
Приучение к горшку состоит из серии действий. Сперва малыш учится ходить в туалет, как взрослый, дома, потом он постепенно приучается делать это в общественных местах и наконец во время ночного сна. Нельзя ожидать от ребенка, что он одновременно после начала обучения будет ходить на горшок везде. Наберитесь терпения, и дайте время малышу освоить навык хорошо дома. Рассказывайте, как это делается в общественном месте.
До скольки лет дети ходят на горшок?
Как приучить ребенка к ночному горшку
Ночное обучение проводится после освоения им горшка днем.
Рекомендуем заранее подготовиться к приучению к ночному горшку:
Приучение к горшку
Когда лучше начинать
Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.
Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.
Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно. Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения.
Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.
«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).
Как устроен организм малыша
Ранние успехи
Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).
Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев
Приучение к горшку в более раннем возрасте
Ребенок осознанно контролирует все процессы
Процесс основывается полностью на рефлексах
Приобретенные навыки не теряются
При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился
Приучение проходит быстрее и легче
Приучение дольше и сложнее для ребенка
Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом
Частые промашки, больше стресса для ребенка
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Как узнать, что ребенок готов
Для того, чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К таким признакам относятся:
И, наконец, самый достоверный признак: умение любым способом — словом, мимикой, жестами — передать родителям слово «хочу». И не потому что так будет легче для мамы и она успеет усадить ребенка на горшок — это свидетельствует о том, что малыш научился общаться!
10 правил успешного освоения горшка
Вашему малышу уже около 18 месяцев? Вы заметили в его поведении какие-либо из приведенных выше признаков готовности? Значит, можно начинать овладение новой сложной наукой. Приступаем.
1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна — после сна, после еды, когда он
показывает своим поведением, что ему пора.
5. В случае успеха — очень-очень хвалим. Вслучае неудачи — изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся — огорчения не показываем.
6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы — весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда ребенку пора, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на
прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок — обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
9. Важно, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» — и, по аналогии, — «Это горшок, на нем писают и какают».
10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как Вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом — вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее пописать — это же просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…
«Малыш отказывается от горшка. Как быть?»
«Нам уже один годик. Наша Анюта может очень долго сидеть на горшочке, играть, смотреть книжки, но того, что надо, не делает. Как нам быть?» Мария
Не стоит переживать по этому поводу. Ваша дочь еще слишком мала для приучения к горшку. Начинать приучать ребенка можно только тогда, когда его организм физиологически готов к этому — то есть приблизительно в возрасте 18 месяцев. Только к этому возрасту у него формируется нервная система и он начинает осознавать, что хочет в туалет. А сейчас, когда Вашей дочке 1 год и она начинает ходить, очень важно помочь ей развивать равновесие и укреплять мышцы спины — для этого очень бы подошли упражнения на гимнастическом мяче (покачивания малыша, лежаще-
го спинкой или животиком на мяче) или перешагивания через препятствия (через игрушки на полу).
«Мы начали приучать нашего малыша ходить на горшок около 3 недель назад, он вроде бы сразу все понял и делал все как надо, а потом стал отказываться, и теперь не хочет даже приближаться к нему. Нам 1,5 годика.» Ирина
Такое часто случается, и в этом нет ничего страшного. Постарайтесь вспомнить, после чего ребенок стал отказываться от горшка. Может, что-то его напугало, или горшок был холодный. Обратите внимание на обстановку в семье, задумайтесь, что изменилось в жизни малыша и не переживает ли он стресс? И если Вы поймете причину, постарайтесь устранить ее. Ни в коем случае не заставляйте его садиться на горшок. Лучше всего приостановить процесс обучения на несколько недель и окружить ребенка вниманием и лаской. Обычно после такой передышки дети готовы заново знакомиться с горшком.
«Наша Катюша в свои 1 год и 7 месяцев не ходит на горшок. Но она очень интересуется всем, что происходит в туалетной комнате. Когда кто-то из нас заходит туда, она каждый раз пытается ворваться и посмотреть, что мы там делаем. Нормально ли это?» Дарья
Не волнуйтесь! Это абсолютно нормально, более того, этот интерес Вашей дочери свидетельствует о ее готовности к приучению к горшку. Если она сейчас игнорирует процесс обучения, внимательно посмотрите мои правила успешного освоения горшка и убедитесь, что
Вы все делаете правильно. А если где-то была допущена ошибка и горшок теперь вызывает у ребенка отрицательные эмоции, прервитесь и начните обучение заново. Воспользуйтесь ее любопытством к поведению взрослых. Известно, что малыши очень любят подражать взрослым. Купите дочери детское сидение для унитаза и покажите ей, как использовать туалет. После этого скорее всего она сама захочет вести себя, как взрослая, и делать то же самое.
6 самых распространенных заблуждений
1.«Мне кажется что чем раньше я начну учить малыша использовать горшок, тем быстрее он научится это делать. Так ли это?»
Вы, как и все родители, хотите для своего ребенка только самого лучшего и стараетесь развивать все его способности как можно раньше. Но в таком деле, как приучение к горшку, торопиться не стоит. Чем раньше Вы начнете, тем дольше и сложнее для ребенка будет этот процесс. Ведь он сможет контроливать свой мочевой пузырь и кишечник, только когда его организм будет достаточно развит — в среднем в 18 месяцев. И если начинать обучение в правильном возрасте, то ребенок научится намного быстрее и легче и сможет гордиться своим достижением. А Вы будете гордиться им!
2.«Правда ли, что если малыш все время носит одноразовые подгузники, в которых не чувствует, что он мокрый, то приучить его использовать горшок сложнее?»
Независимо от того, какие подгузники носит малыш и носит ли он их вообще, он научится ходить на горшок, когда его организм будет готов. В подтверждение этому есть результаты исследований, сравнивших поведение двух групп детей — в первой группе малыши с рождения носили традиционные марлевые подгузники, а во второй — одноразовые подгузники. В обеих группах возраст, в котором малыши перестали полностью нуждаться в подгузниках, был совершенно одинаковым — в среднем 27 месяцев (E.Takanashi, 1988 г., Япония). Поэтому можно с уверенностью сказать, что использование одноразовых подгузников с сухой поверхностью никак не сказывается на способности малышей научиться использовать горшок и возрасте, когда они могут это сделать.
3.«Я боюсь одевать подгузники на своего 3-месячного сынишку, так как слышала, что из-за парникового эффекта они могут привести к бесплодию»
Во-первых, репродуктивная система у мальчиков начинает развиваться только в 7-9 лет. В 7 лет появляются клетки-предшественнки сперматозойдов, а сами спермотозойды могут быть обнаружены не раньше, чем в 10 лет, но как правило, значительно позднее. Из этого понятно, что подгузники никак не могут влиять на качество спермы — ее у мальчиков в этом возрасте нет в принципе. Также существует ряд исследований, которые подтверждают, что одноразовые подгузники не создают парникового эффекта — температура под подгузником практически не отличается от температуры кожи в обычных пеленках, а уровень влажности под подгузником значительно ниже, чем при использовании пеленок. Поэтому подводим итог: одноразовые подгузники и мальчики совместимы.
4.«Моей дочке 1 годик. Я знаю, что ее еще рано приучать к горшку, но я очень переживаю, что мы не успеем научиться до детского сада.»
Независимо от того, в каком возрасте Вы начнете приучать своего ребенка к горшку, нет никакой гарантии, что она научится это делать до детского сада. Ведь все дети приучаются к горшку примерно в одно и то же время. Поэтому если начать приучение в раннем возрасте, это не поможет ускорить процесс, а наоборот обучение затянется — ребенок не будет понимать, чего от него хотят, она будет расстраиваться из-за этого, да и Вы тоже. А если начинать, когда организм ребенка готов к этому, то Вы и Ваш малыш добьетесь успеха значительно быстрее и легче, и ребенок будет уже понимать, что это его достижение и сможет гордиться этим.
5.«Многие из моих подруг во дворе говорят, что их малыши ходят на горшказ в возрасте 9, 8, и даже в 6 месяцев. Моей дочке 1 годик, я пыталась ее научить, но ничего не выходит. Может я что-то делаю не так? Почему мой ребенок не может так же быстро научиться, как и остальные дети?»
Татьяна, я понимаю, что Вы, как и все остальные родители, сравниваете своего ребенка с чужими детьми и стараетесь доказать, что Ваш не хуже. Хочу Вас успокоить — в таком раннем возрасте дети просто физически неспособны осознанно ходить на горшок. Их нервная система еще недостаточно развита, чтобы подавать сигналы о наполненном мочевом пузыре или кишечнике. До 1,5 лет они ходят в туалет, сами того не осознавая и не замечая. И Вы никак не можете повлиять на это и ускорить развитие ребенка.
Ваши подруги скорее всего умалчивают о том, что их малыши сидят на горшке и слушают нескончаемые «пись-пись» и «а-а» по 30-40 минут, а к этому времени у ребенка даже пустой мочевой пузырь наполняется, и они писают в горшок. И приводит это к вырабатыванию условного рефлекса на просьбы мамы пописать или покакать. Но на втором году жизни этот рефлекс неожиданно для родителей пропадает. И только тогда ребенок начинает осознанно учиться ходить на горшок.
Так что помните — всему, особенно тому, что касается горшка, свое время.
6.«Моя мама считает, что использование пеленок более полезно для здоровья нашего малыша, чем подгузники. Правда ли это?»
Такие предубеждения старшего поколения по отношению к подгузникам связаны с тем, что раньше эти средства гигиены были попросту недоступны. И сегодня бабушкам, которые часто с подозрением смотрят на все новое, трудно оценить достоинства подгузников. Хотя, если сравнивать подгузники c пеленками, то преимущества первых налицо — мокрая поверхность пеленок вызывает раздражения и заболевания кожи, а в холодную погоду продолжительность прогулок малыша в пеленках значительно сокращается. Союз Педиатров России проводил клинические исследования, и результаты показали, что в подгузниках влажность кожи ребенка значительно ниже, чем в пеленках. Также в ходе исследований выяснилось, что одноразовые подгузники помогают устранить раздражение на детской коже, даже если у малыша пеленочный дерматит, чего не могут сделать пеленки. Поэтому врачи СПР рекомендуют мамам с самого рождения малыша регулярно использовать одноразовые подгузники.