в каком возрасте появляется самооценка ребенка
Консультация «Самооценка ребёнка. Что это? Как формируется? Как правильно формировать»
Наталья Павлова
Консультация «Самооценка ребёнка. Что это? Как формируется? Как правильно формировать»
Самооценка ребенка — индикатор успешности во взрослой жизни. Правильно сформированная оценка личных качеств, как внешних, так и внутренних, обеспечивает счастливую жизнь.
Что такое детская самооценка?
Детская самооценка – это уровень самостоятельной оценки самого себя. Детская самооценка формируется благодаря суждениям взрослых, а именно родителей. С самого рождения малыш не имеет представления о том, как себя вести, – важную роль играет воспитание. Малыш обращает внимание на оценки взрослых, на их реакцию и изо всех сил стремится не разочаровать. Нужно дать понять своему чаду изначально, что мир не идеален и что он не может знать и уметь все. Помогите ему раскрыться и обнаружить свои таланты. Каждый человек талантлив по-своему, и от родителей зависит, как сложится его судьба. Малыш обращает внимание на свою внешность и сравнивает себя со сверстниками, не упустите этот момент и не дайте ему обзавестись комплексами.
Развитие самооценки проходит 4 этапа:
1 этап – от рождения до 18 месяцев:
Трепетный этап, выстроенный на внутренних ощущениях и тактильном контакте. У новорожденного формируется доверие к окружающему миру через заботу и опеку родителей. Появляется первая в жизни привязанность и малыш уже отдает предпочтения в общении. Все это строится на бессознательных инстинктах, но все же вы замечали, что к одним малыш охотно идет на ручки, а при виде кого-то может расплакаться.
Сила маминых объятий невероятна и способна на многое. Адекватная самооценка формируется в том случае, если родители позитивно оценивают малыша. Естественно, новорожденный не поймет, если вы ему это скажете напрямую, он различает только эмоциональную оценку: добрый взгляд, объятия, мягкие прикосновения, добрый и спокойный тембр голоса.
2 этап – от 1,5 до 3-4 лет:
В этом возрасте малыш становится невероятно любознательным и активным. Ему интересно абсолютно все, и от того, как на его интерес реагируют родители, зависит формирование самооценки. Не стоит все критиковать, дайте шанс почувствовать себя самостоятельным. Конечно, вы можете контролировать ситуацию, но делайте это деликатно. Сейчас все в руках родителей: автономным или зависимым человеком вырастет ваш ребенок – зависит только от вас. Малыш уже в состоянии понимать, что ответственность за совершенные поступки лежит на нем, а не только на родителях. Только ни в коем случае не давайте оценку личности в случае неудачной попытки. Возможно, стоит попытаться снова или просто этот поступок плохой и его не следует повторять.
3 этап – от 4 до 6 лет:
В младшем дошкольном возрасте дети начинают пристальнее присматриваться к себе и к своему месту в обществе. Например, думают о том, сколько друзей в детском саду и почему кто-либо не хочет дружить. Малыш ищет причины происходящего в себе. Допустим, старший брат сегодня не в духе и поругал младшего. Малыш не понимает, что он сделал не так, но все же ищет причины в себе. В такие моменты важно, чтобы объяснение этому поступку дали взрослые, что у брата всего лишь плохое настроение, но он с любовью относится к младшему и любит его. Подумайте о том, не слишком ли много ограничений вы установили, и есть ли у детей возможность проявлять инициативу.
Если у малыша постоянно формируется чувство вины за действия других людей – это ненормально, обратите на процесс самореализации ребенка пристальное внимание.
4 этап – школьные годы от 6 до 14 лет:
Завершающий 4 этап – самый долгий, интересный и опасный в процессе формирования детской самооценки. В этом возрасте закладывается любовь к труду и идет нацеленность на результат. Неприятие малыша в обществе сверстников формирует в нем замкнутость и отторжение. Может случиться так, что ребенок потеряет интерес к делу, которым интересовался совсем недавно. Эта апатия – следствия неприятия подростка в коллективе. Он теряет веру в то, что способен наравне с другими выполнять задачи и добиваться успеха. Иногда случается так, что самые талантливые и одаренные дети могут замкнуться в себе и разувериться в собственных силах из-за трудных отношений в коллективе.
Как сформировать адекватную самооценку?
Наступает период, когда девочки копируют мам, а мальчики – пап. Именно от отношения родителей друг к другу многое зависит. И помните о том, что у детей очень развита интуиция. Не пытайтесь их обмануть внешней картинкой. Если мама или папа не уверены в себе, не могут отстоять свое мнение и постоянно жалуются на жизнь, не нужно думать, что малыш этого не замечает. Ниже более детально описаны несколько действенных приемов по формированию адекватной детской самооценки. Проверьте себя, все ли хорошо в вашей семье.
Проверить, не созданы ли завышенные условия.
Допустим, вы стали замечать, что малыш чрезмерно себя критикует. В его лексике стали появляться выражения: «я ничего не умею», «у меня никогда не получится», «я никогда не смогу». Давайте разбираться. Ключевой момент здесь: «стали замечать». То есть раньше малыш был веселый, проявлял интерес к знаниям и вдруг не получается и ничего не хочется.
Не навязывайте детям ничего насильно, лучше помогите определиться им с желаниями, и, если особых талантов у малыша нет, хвалите его за хорошие отметки, ведь это его труд. Только не сравнивайте с другими в его пользу, это может сказаться негативными последствиями в будущем.
Хвалите
Дети и взрослые очень похожи. Разве что на взрослом человеке лежит больше ответственности. Если возникает вопрос, как помочь повысить детскую самооценку, прислушайтесь к себе. Чтобы помогло вам? Правильно, похвала! Вам же нравится, когда вас хвалит руководство, даже если без повышения и без увеличения заработной платы, но как же приятно услышать похвалу за хороший результат проделанной вами работы.
Вот и малышу приятно, когда вы его хвалите. Только хвалите за дело, а не просто так. У формирующейся личности должно быть четкое понимание, что такое хорошо и что такое плохо. Именно так формируется адекватная самооценка и оценка реальности в целом.
Преодолевайте трудности
Преодолевая трудности, малыш научится себя уважать и любить. Не стоит замахиваться на глобальные задачи. Начните с малого. Пусть малыш подтянется на турнике с папиной помощью 3-4 раза. Достижение? Конечно! Не забудьте похвалить сына.
Три основных вида оценки себя детьми.
Завышенная.
Такие дети чрезмерно уверены в себе и, как правило, чрезмерно самостоятельны. Правила общества для них не писаны и только они могут решать, как поступить. Ребенок с завышенной самооценкой не нуждается даже в советах родителей и сам знает, как поступить. Готов браться за самые сложные задачи, тем самым рискуя потерпеть неудачу, так как неадекватно оценил силы.
Заниженная.
В младшем школьном возрасте нередко самооценка ребенка занижена. Малыш отказывается от сложных заданий, сомневаясь в собственных силах. Ребенок сознательно отказывается от высокой оценки, потому что не уверен в себе. Это влечет более серьезные проблемы за собой. Например, замкнутость, проблемы в общении со сверстниками. Ребенок сознательно занижает свою планку, вот почему так важно хвалить малыша и не просто так, а за достижения. Пускай они будут мелкими и незначительными, но задача родителей акцентировать внимание на положительных сторонах.
Не позволяйте малышу думать о неприятностях, настройте его на позитивное мышление и дайте понять, что ваш ребенок заслуживает большего.
Адекватная.
Большая редкость – адекватная самооценка ребенка, но все же она существует. Такие дети коммуникабельны, активны и им нравится учиться. Сложные задачи их не пугают. Если с заданием справиться не удалось, они адекватно воспримут критику и примут к сведению все сказанное учителем. Обычно к таким деткам тянется весь коллектив, так как они умеют заинтересовать и организовать сверстников.
Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.
Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.
Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Консультация для родителей «Как правильно воспитывать ребёнка в зависимости от его темперамента?» Дорогие родители! Знаете ли Вы, какой.
Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.
Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Лекция для родителей по правилам дорожного движения «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» Цель: организация совместной деятельности родителей и учителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры.
Психологи рассказали, в каком возрасте у детей формируется самооценка
Самооценка, столь же выраженная, как и у взрослых, формируется у ребенка к пяти годам, утверждают психологи из Вашингтонского университета (США). Это особенно важно, так как в большинстве случаев самооценка относительно стабильна в течение жизни человека.
Провести это исследование стало возможным благодаря созданию специальной методики, позволяющей измерить уровень самооценки у детей, которые еще не умеют читать. Группа из 234 испытуемых, мальчиков и девочек, стала самой юной с точки зрения возраста из участвующих в подобных исследованиях, передает «Вокруг света».
В ходе эксперимента детям предложили соотнести то, что относится к ним, с оценкой «хорошо» или «плохо». У взрослых уровень самооценки проверяют подобным образом, однако в случае с детьми тест представлял собой некое подобие компьютерной игры.
Детям представили два набора незнакомых флагов, один из которых, по условиям эксперимента, был «их», а другой «не их». Также им показали, что при нажатии на определенные кнопки будут звучать либо положительные слова (веселый, счастливый, хороший, приятный), либо отрицательные (плохой, чокнутый, жалкий, противный).
Сначала младшие дошкольники должны были научиться сортировать флаги на «мои» и «не мои». А потом их просили с помощью нажатия нужной кнопки соотнести изображение флага с хорошей или плохой характеристикой. В ходе эксперимента дети чаще выбирали положительные характеристики для «своих» флагов.
Психологи также неявно проверяли, насколько дети осознают свою половую принадлежность и какую группу (своего пола или противоположного) предпочитают. Оказалось, что дети с высокой самооценкой и твердым пониманием своей половой принадлежности в большинстве случаев выбирали «свою» группу. При этом девочки по сравнению с мальчиками демонстрировали более высокий уровень осознания своего пола и более сильное предпочтение «своей» группы.
Между тем британские исследователи полагают, что на самооценку детей существенно влияет их образ жизни. Так, дети, проводящие слишком много времени перед экраном телевизора или монитора, имеют заниженную самооценку чаще, чем их активные сверстники.
Напомним, ранее «Обозреватель» публиковал 5 причин, почему вашему ребёнку необходим домашний любимец.
Самооценка ребенка-дошкольника
Валентина Стрелкова
Самооценка ребенка-дошкольника
Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, самодостаточными, уверенными в своих силах, успешными в жизни. Но, к сожалению, не у всех это получается. Отчего это происходит? Что может повлиять на будущее ребенка?
Главную роль в этом процессе играет мнение окружающих его людей, в первую очередь родителей. То, как они оценивают его поведение, их отношение к нему, его значимость в их глазах и формирует тип поведения, влияющий на все формы деятельности ребенка. В зависимости от типа детско-родительских отношений, сформировавшегося в данной семье, формируется и самооценка ребенка, которая может быть как положительной, так и отрицательной.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и значимости. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Если оценки родителей адекватны, реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, он чувствует себя комфортно в заданных границах, у него формируется позитивный образ «Я» и положительная самооценка. Если же цели и планы родителей не совпадают с реальными возможностями ребенка, они завышены и трудновыполнимы, ребенок теряет веру в себя, у него формируется заниженная самооценка и негативный образ «Я».
Заниженная самооценка относится к неадекватным самооценкам. Адекватность или неадекватность оценки заключается в способности человека правильно соотнести свои возможности Заниженная самооценка неблагоприятна для личностного развития ребенка и может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Отрицательные оценки близких людей закрепляются в сознании и влияют на развитие его суждений о себе, что в дальнейшем может привести к психологическому надлому, неспособности выстраивать отношения в социуме, боязни, тревоге, мнительности.
Заниженная самооценка формируется у детей, которые неуверенны в своих силах и неуверенны в безусловном принятии себя со стороны родителей. Как правило, в семьях таких детей нет доброжелательной семейной обстановки, отсутствуют теплые доверительные отношения между членами семьи, часты конфликты между родителями. К детям предъявляются завышенные требования, не учитывающие реальных физических и психических особенностей ребенка, его сил и возможностей. Родители таких детей используют только негативные оценки и отзывы, не понимая, насколько это травмирует ребенка, принижает его в собственных глазах. В такой ситуации ребенок оказывается психологически надломлен, он не верит в собственные силы. ему не хватает ощущения личностной ценности Дети с заниженной самооценкой тревожны, нерешительны, недоверчивы, малообщительны, чувствительны. Они не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Такие дети испытывают трудности с включением в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными. Но если взрослый окажет эмоциональную поддержку ребенку в такой ситуации, то ребенок может легко справится с такой задачей. Для детей с заниженной самооценкой характерен низкий уровень притязаний, им присуще стремление избегать неудач, поэтому в любой деятельности они выбирают очень простые задачи, где успех гарантирован. Если ребенок потерпел неудачу, он может просто отказаться от ее выполнения.
Многие известные психологи утверждают, что заниженная самооценка у ребенка 6-7 лет является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии
Другим примером неадекватной самооценки может служить неадекватно завышенная самооценка. Если у ребенка этого возраста неадекватно завышенная самооценка, это может быть, либо результатом легкомысленного, некритичного отношения со стороны взрослых, пустого захваливания ребенка, отношения к нему как к «кумиру семьи», исполнения всех его желаний и прихотей, даже в ущерб семейным интересам.
В другом случае неадекватно завышенная самооценка является результатом непомерно завышенных требований со стороны взрослых. Желания родителей и возможности ребенка не совпадают. В итоге, ребенок получает в свой адрес только отрицательные оценки своих действий и вынужден защищаться неадекватно завышенной самооценкой. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не «слышит» травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины и последствия.
Эти дети имеют задатки лидеров, высокий уровень притязаний, они стремятся к успеху, но так как они работают «на себя», не стремятся к сотрудничеству, то в коллективе сверстников не занимают лидирующих позиций.
Самой благоприятной для развития ребенка является высокая адекватная самооценка.
Высокая адекватная самооценка наиболее характерна для детей 6-7 лет. В этом возрасте, в условиях привычной деятельности они уже могут реально оценивать свои силы, прислушиваясь к оценкам взрослых
Копилка моего педагогического опыта. «Эти удивительные проекты» Дорогие коллеги, предлагаю вам свой опыт по созданию детско-родительских проектов «Экология здоровья», «Превращения». С проектом «Люди».
Консультация для родителей «Роль матери в воспитании детей» Уважаемые наши мамы! Тема нашей встречи «Роль матери в воспитании детей». Посвящая нашу беседу этой теме, я бы хотела поговорить с вами.
В каком возрасте появляется самооценка ребенка
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность.
Статья:
Самооценка ребенка дошкольного возраста формирует его личность. В зависимости от нее дети становятся в большой или меньшей степени мотивированы к получению новых знаний и выработке полезных навыков. Так происходит становление уверенности будущего члена общества.В этой статье узнаете, как повысить самооценку ребенку дошкольного и школьного возраста.
Что такое детская самооценка
До того как пойдет в школу, его характер и личность проходят путь становления. Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе мнения человека о самом себе. С раннего детства индивид дает оценку своим физическим возможностям и внешности. По мере взросления человека, в поле зрения попадают навыки, полученные на практике. Дети начинают придавать больше значения моральным качествам.
Особенности самооценки детей дошкольного возраста состоят в том, что все поступки ребенка отпечатываются в его подсознании. Для индивида важно восприятие самого себя и то, как его действия воспринимают другие люди. Здесь играют роль взаимоотношения ребенка с его наставниками и сверстниками.
Для дошкольника важно, что думают о нем окружающие, какое мнение сложилось у детей такого же возраста, как оцениваются поступки взрослыми. На этом пути школьник либо начинает подчиняться стереотипам, либо вырабатывает свои собственные нормы поведения.
Самооценка дошкольника формируется на основе навыков и координации собственных желаний. Ученик имеет намерения, пытается их реализовать, соотносит действия со своими собственными возможностями и возможностями других людей. Ребенок стремится найти общий язык со своими одногодками, ищет одобрения у взрослых.
В психологии самооценка младшего школьника формируется на основе его ключевых видов деятельности. Важно то, кто окружает ребенка, насколько взаимодействие становится качественным. Ведущая деятельность может быть связана с достижениями в школе, детском садике. Здесь школьник должен учиться контролировать свое собственное поведение. Оно закладывает адекватную оценку личности. На каждом из этапов детям стоит стремиться к сохранению внимания, аккуратности и терпению. Как только такие качества развиваются, сразу же появляются положительные результаты. Это залог положительной самооценки в младшем школьном возрасте.
Этапы формирования самооценки
Для родителей важно уделять внимание самооценки ребенка еще до того момента, как он пойдет в школу. Во время нахождения в среднем учебном заведении педагоги также стремятся повышать оценку детей. Это необходимо для полноценного развития личности. Дети, которые не перешагнули семилетний возраст, не могут самостоятельно сформировать свою самооценку. Мышление детей построено на образах. В этом возрасте есть место исключительно для формирования осознанного интереса к самооценке.
Самооценка ребенка дошкольного возраста постоянно развивается.
У нее есть определенные черты. Как только дети попадают в школьные стены, то автоматически происходит разделение на группы. Условно ребята становятся хорошими и плохими, слабыми и сильными. Появляется своеобразная иерархия. Такой процесс очень быстрый. Буквально через несколько месяцев распределяются все роли между детьми. Со временем структура взаимоотношений в классе меняется. На это влияют достижения и успехи в школе. Также свою лепту вносят замечания со стороны педагогов, оценки за домашние задания, слова похвалы или упреки. У школьника происходит постоянное сравнивание себя с другими детьми. Эти факторы становятся основными в формировании самооценки младших школьников.
Для детей играет значение, какие первые отметки будут поставлены в дневник. Зачастую у школьников встречается заниженная самооценка. Не все могут смириться с низкими баллами, которые они получают при ответе у доски или за выполненное домашнее задание. Их личность протестует, не соглашается с оценками, выставленными педагогами. Это создает конфликтные ситуации, что делает проблему еще больших масштабов. Постепенно увеличивается эмоциональное напряжение, в некоторых случаях детям нужна помощь психологов. Они могут приобретать такие качества как невнимательность и растерянность, постоянно волнуются.
Самооценка ребенка дошкольного возраста превращается в ярлык. Отметки равняются их оценке самих себя. К примеру, если школьник получил двойку за контрольную работу, но при этом он прилагал много усилий для усвоения материала, то его будет трудно понять, почему именно такая ситуация произошла с ним. Если педагог не пояснил отметку и не помог ребенку исправить ситуацию, разобрать правила или понять формулу, то он почувствует себя неудачником. Нередко дети приписывают отметки себе как личности, думают, что взрослые просто плохо о них думают.
Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая самооценка характерна для ребенка дошкольного возраста. Формирование оценки себя детьми состоит из множества факторов. Важно, чтобы будущий школьник имел возможность самостоятельно сформировать мнение о себе, объективно оценивать свои навыки и достижения. Не все могут правильно оценивать свои поступки, поэтому здесь нужно деликатно подойти к ребенку, помочь ему советом, вместе проанализировать действия или конкретную проблему.
Для чего нужна самооценка
Самооценка ребенка дошкольного возраста выполняет сразу несколько функций. Она помогает ему адекватно воспринимать сверстников, своих родителей, понимать, правильный ли он совершил поступок.
К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли:
Самооценка в младшем школьном возрасте в формате обучения дает возможность самостоятельно оценивать свои результаты. Так ученик может сам понять, что именно ему необходимо выучить, над какими ошибками еще стоит поработать. Если у ребенка адекватная оценка себя самого, то в процессе учебы он может обойтись без помощи родителей.
Также разумная самооценка ребенка дошкольного возраста может стимулировать ребенка еще раз попробовать свои силы в выполнении, например, сложного задания. Благодаря повышенной мотивации дети добиваются успеха. При аналитическом мышлении школьник может самостоятельно структурировать свои знания, упорядочивать полученные навыки и опыт.
Такие функции являются ключевыми моментами в особенности развития самооценки младших школьников. В любом из видов деятельности ученик развивает различные навыки. Например, он может совершенствоваться в школьной среде, в бытовых вопросах, в играх со сверстниками. Так формируется адекватная самооценка у детей.
Самооценка младшего школьника: диагностика
Какова самооценка у подавляющего большинства дошкольников? Такой вопрос нередко интересует педагогов в родителей. Есть различные способы и упражнения для того чтобы выяснить, как школьник оценивает самого себя. Благодаря специальным мероприятиям определяется самооценка школьника. Учителя проводят внеклассные уроки. Важно не перегружать в этот момент детское мышление и эмоции.
Методика по определению самооценки в младшем школьном возрасте базируется на комплексном подходе. В нее включены несколько упражнений:
Диагностика самооценки в младшем школьном возрасте может проводиться посредством различных методик. Это необходимо для понимания, нужно ли корректировать оценку ребенка в отношении самого себя, какая именно помощь необходима. Адекватная самооценка младшего школьника — это редкость. Она постоянно меняется. Чаще встречается завышенная или заниженная самооценка у ребенка. Комплекс специальных упражнений со стороны педагогов должен проводиться не реже раза в месяц.
Особенности самооценки у школьников
Самооценка ребенка дошкольного возраста может быть диагностирована. Для этого проводятся исследования в широком кругу школьников, учащихся в младших классах.
Существует три основных вида оценки себя детьми:
Такие виды самооценки могут быть устойчивыми и гибкими. Дети разделяются на несколько групп:
Таким образом, нельзя дать однозначный ответ, какова самооценка у большинства дошкольников и учащихся средних учебных заведений. Каждый ребенок по-своему выстраивает взаимоотношения с окружающими, самостоятельно решает, достоин ли он высоких оценок и уважения. Виды самооценки младших школьников говорят о том, что педагогам и родителям стоит больше уделять теме формирования мнения детей о самих себе, стараться корректировать в позитивную сторону.
Способы коррекции самооценки
Многие взрослые пытаются найти ответ о том, как можно корректировать самооценку школьника. Для развития адекватной оценки себя, психологи выработали ряд рекомендаций:
Важно как можно чаще общаться с ребенком, обсуждать его достижения, гордиться им. Именно таким образом растет самооценка детей дошкольного возраста и школьников. Стоит пояснить ребенку, что нет ничего страшного в ошибках, все взрослые проходят через взлеты и падения. Главное давать правильную оценку себе, анализировать ситуацию и делать выводы.
В чем опасность низкой самооценки
Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни. Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним. Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.
Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.
К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.
Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.
Как повысить самооценку
Намного чаще можно встретить детей, у которых заниженная самооценка, чем детей, который довольны собой. В первую очередь на такие процессы влияют внешние факторы. Школьник не в состоянии дать адекватную оценку себе в дошкольном возрасте, он зависим от мнения других людей, например, родителей или учителей.
Самооценка формируется на основе мнения окружающих. Если правильная оценка себя у ребенка не сформировалась в детском возрасте, то будучи взрослым ему будет тяжело самостоятельно ее корректировать.
Родителям важно гордиться своими детьми. Они должны чувствовать любовь и уважение со стороны взрослых. Школьник должен понимать, что в любой момент, даже в самой трудной жизненной ситуации он может всегда обратиться за помощью.
Родителям и педагогам стоит помочь ребенку с выбором занятия, где он в полной мере сможет раскрыть свои способности и таланты. В любом из начинаний ребенка нужно поддерживать, акцентировать внимание на его успехах. Дети должны также уметь отстаивать свое мнение, при необходимости отказывать взрослым, но обязательно обосновывать свое решение.
Самооценка у детей с ограниченными возможностями
У детей-инвалидов нередко возникают проблемы с самооценкой. Такая проблема обусловлена внешними факторами. Если в семье к такому ребенку относятся с трепетом, стараются его всячески окружить любовью, то другие люди могут относиться с непониманием, быть агрессивно настроенными.
Здесь важно как можно больше говорить с ребенком о том, что в жизни бывают разные ситуации. Не все дети рождаются с одинаковыми возможностями, и от этого никуда не уйти, нужно учиться с этим жить. Школьнику важно найти занятие, которое бы поднимало самооценку, отвлекало его внимание. Когда дети с ограниченными возможностями развивают свои таланты, то они чувствуют себя нужными обществу. Позитивным опытом будет поиск единомышленников, таких же детей с общими интересами.