в каком возрасте появляется рефлексия

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия Татьяна Семенова
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

Рефлексия

(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии.

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Классификация рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.

В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.

Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей

А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.

А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?

Также рефлексивныеспособности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.

Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

(Слайд 12)«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)

(Слайд 13)— А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению

(Слайд 14)-Ваза с цветами

(Слайд 15)-Дерево с листочками

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)

«Светофор»— дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД

У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.

На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД

Солнышко- мне все удалось

Солнышко с тучкой-Мне не все удалось

Тучка- мне ничего не удалось

Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

У меня не получилось…

Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»

Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Источник

Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия

Дата публикации: 09.11.2015 2015-11-09

Статья просмотрена: 2481 раз

Библиографическое описание:

Цилицкий, В. С. Закономерности формирования рефлексивных умений и навыков на разных этапах возрастного развития человека / В. С. Цилицкий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 913-917. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23136/ (дата обращения: 30.10.2021).

Статья посвящена вопросам становления рефлексивных умений и навыков (РУН) на разных этапах возрастного развития человека. Опираясь на исследования отечественных и зарубежных ученых-психологов, мы попытались описать онтогенетические закономерности формирования рефлексивных умений и навыков учитывая возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения и навыки (РУН), онтогенетические закономерности, кризисы развития личности, психические новообразования.

Для полного понимания психологических состояния рефлексивных умений и навыков важным представляет знание возрастных особенностей формирования последних в детском возрасте. Г. С. Пьянкова анализируя работы, посвященные проблеме исследования особенностей и закономерностей развития рефлексивных умений и навыков на разных этапах онтогенеза утверждает, что формирование рефлексии в онтогенезе проходит ряд последовательно усложняющихся стадий, связанных с возрастными этапами психического развития человека (М. Н. Аплетаев, В. Г. Богин, Н. В. Дорофеева, Ж. Пиаже, А. З. Зак, В. В. Давыдов, Е. И. Исаев, Н. В. Репкина, В. И. Слободчиков и др.) [1,7, 8]

Е. И. Исаев, В. И. Слободчикова в своих исследованиях выделяют следующие основные онтогенетические стадии, основанием для разделения которых могут служить кризисные точки в развитии личности: от рождения до года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 7 лет; от 7 до 10–11 лет; от 12 до 14 лет; от 14 до 17–18 лет; от 18 до 25–27 лет; от 28 до 45 лет; от 45 до 55–65 лет; от 60–65 лет до конца жизни. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития эти возрастные этапы могут сдвигаться (Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков). [8]

Г. С. Пьянкова в своих работах рассуждает, о том, что на каждом возрастном этапе развитие рефлексии имеет свою специфику и виды проявления, непосредственно связанные с сензитивностью возраста, ведущей деятельностью, социальной ситуацией развития (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.). Несмотря на многоплановость возможных подходов к исследованию рефлексии в онтогенезе, можно выделить единство авторов в отношении одного из фундаментальных условий развития рефлексии на разных этапах онтогенеза начиная с младенческого возраста — это непрерывное пребывание ребенка в психической общности “Я — Значимый другой”. Посредством осознания, фиксации и переживания ребенком этой психической общности: совместное бытие ребенка и взрослого оказывается тем уникальным пространством, где осуществляется перерождение натурально-природной данности в культурно выраженную способность к рефлексии. При этом понимается, что подлинное освоение и овладение рефлексией предполагает не только объективацию “Другого”, но и отчуждение, освобождение от него, формирование самостного существования. Лишь в этом случае ребенок приобретает способность сделать предметом исследования свою мысль и деятельность (Н. В. Дорофеева, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.). [7,8]

В психологии считается, что в реальной жизнедеятельности ребенка как развивающейся личности рефлексия проявляется в трех сферах: познании, коммуникации и самосознании.

В первых двух сферах механизм развития рефлексии у детей формируется в условиях специально созданной среды, в ситуации рефлексивного взаимодействия.

В сфере самосознания формируется механизм внутренней определяющей рефлексии, так как взрослый лишь обеспечивает условия для порождения процессов рефлексии. Если на первоначальных стадиях развития ребенка все три сферы выступают в слитной и нерасчлененной форме, то в дальнейшем каждая из сфер приобретает все более четкие собственные особенности функционирования и развития. Тенденция к дифференциации сфер определяет возможность существования их относительной самостоятельности, что способствует развитию различных типов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной и личностной) с учетом их познавательной, оценочной и регулятивной функций (В. В. Давыдов, Н. В. Дорофеева, В. Т. Кудрявцев, В. С. Мухина, Г. С. Пьянкова, Н. В. Репкина, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) [1,6,7,8]

Онтогенетические уровни рефлексии обусловливаются развитием на данной возрастной стадии других психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств. То есть они определяемы степенью развития психики и сознания в целом. Это позволяет рассматривать рефлексию как постепенно развертывающийся во времени психический процесс, характеризующийся все более усложняющимися формами самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляции. (Р. Бернс, В. В. Давыдов, Ж. Пиаже, С. Э. Ковалев, В. С. Мухина, К. Н. Поливанова, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др.) [1,6]

Научные исследования М. И. Лисиной, показывают, что самые первые проявления рефлексивных умений и навыков отмечаются у детей дошкольного возраста. Очевидно, в начале этого возраста дети еще нерефлексивны. В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж. Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации. [5]

Постепенно механизмом дальнейшей социализации ребенка становится его способность к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов, на основе которых развиваются его личностные качества. Присваивая себе этот образ, ребенок начинает через него осознавать себя, соотносить свое понимание этого эталона поведения и свое поведение. Соотнесение своего нравственного “Я” с эталоном и с “Я” других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало развития его рефлексивных способностей. Рождающаяся рефлексия направлена на формирование у дошкольника представления о себе и отношения к себе и по своей сути является онтогенетически первой формой личностной рефлексии. [5,6]

Дошкольный возраст же возраст является периодом неразвитой, спонтанной рефлексии. В этом возрасте наступает кризис “Я сам”. Это значит, что ребёнок становится самостоятельным субъектом и ощущает себя таковым. Но полноценной, развитой рефлексии у него ещё пока нет. Он учится функционировать во внешнем мире, осваивая главные смыслы отношений между людьми. По-настоящему рефлексия начинает развиваться тогда, когда ребёнок начинает учиться. Учение — результативная, по своей сути, деятельность. Рефлексия, присуща взрослому человеку, начинает формироваться в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами. Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отслеживании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач. Рефлексия, наряду с умственными действиями анализа и планирования, является психическим новообразованием этого возраста. В исследованиях В. В. Давыдова подтверждается, что, к окончанию начальной школы немногим более половины школьников владеют интеллектуальной рефлексией.

В подростковом возрасте одним из новообразований является осознанная рефлексия. В культурно-психологической концепции Э. Шпрангера (1921) одним из новообразований подросткового возраста является рефлексия. Также в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (1930) одним из новообразований этого возраста описана рефлексия. При этом развитие рефлексии у подростка, как было отмечено Л. С. Выготским, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, но также, в связи с перерождением самосознания подростка, становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. [2,6]

В основе развития самосознания, центрального, по мнению Л. И. Божович, новообразования подросткового возраста, лежит развитие рефлексии, побуждающей потребности понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, то есть достигнуть избранного образца. Концепция подросткового возраста Д. И. Фельдштейна выделяет, что одним из важных механизмов самосознания выступает рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.

Специфика подросткового возраста, описанная В. И. Слободчиковым и Г. А. Цукерман с позиций интегральной периодизации общего психического развития, обозначена формированием нового типа познавательных интересов, которые приводят к возникновению внутренней рефлексии. Подростковый возраст характерен активным ростом самосознания. Средством его развития становится личностная рефлексия. Подросток углубленно изучает себя, обогащая самосознание новым материалом. Он изучает свои личностные особенности, свои отношения с окружающими, свои возможности и притязания, свои сильные и слабые стороны. Рефлексия его простирается также в прошлое и в будущее: она соединяет его переживания о себе в детстве с его ожиданиями от себя во взрослой жизни. [8]

Содержательный план рефлексии достаточно обширен, подросток анализирует окружающий мир, других людей, самого себя и даже собственную рефлексию. Особенностью рефлексии в это время является ее насыщенная эмоциональность. Стремительно изменяющаяся внешность, восприятие себя другими, способности и успехи в учебе постоянно находятся в фокусе рефлексии и вызывают острые переживания, которые в свою очередь тоже рефлексируются. Другой особенностью подростковой рефлексии является ее свободная ассоциативность. Подросток погружается в свои мысли, текущие в разных направлениях в зависимости от душевных переживаний или внешних обстоятельств. Однако центром притяжения рефлексии подростка является он сам, его личность. Именно в рефлексии подросток удовлетворяет потребность в самоидентификации: его более всего сейчас интересует собственное “Я”. Подросток стремится понять себя. “Кто Я?” — становится главным вопросом этого возраста. Бесспорно, рефлексивные способности неравны у подростков. Интенсивность и широта рефлексии в отрочестве напрямую связана с особенностями воспитания в детстве: семейными традициями чтения хороших книг и их обсуждения, развитого внимания к чувствам и мыслям других людей, восторженного удивления в открытии мира. Но все, же одно обстоятельство характерно для всех подростков — данная им от природы возможность в сравнительно малый срок небывало поднять себя в духовном развитии.

В юношеском возрасте остро переживается проблема выбора жизненных ценностей. Именно в юности человек осмысленно определяется в категориях добра и зла, чести и бесчестия, права и обязанности, делает выбор своей внутренней позиции по отношению к миру. Данные проблемы для юноши становятся предметом внутренних диалогов с самим собой. И. С. Кон утверждает, что рефлексия в юности выполняет большую духовную работу, именно с её помощью совершается самое главное открытие юности — открытие внутреннего мира. Рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным. [1,6]

Изучение особенностей раннеюношеской рефлексии, в исследованиях Н. И. Гуткиной показало, что рефлексия личностного плана занимает значительное место у половины опрошенных. Как правило, стимулом к выходу в рефлексивную позицию становятся конфликтные ситуации в общении, которые становятся объектом самоанализа старшеклассников. В этом возрасте человек сознательно делает выбор своего дальнейшего развития: либо по направлению своего духовного и личностного роста, либо с ориентацией на приоритет материального благополучия. Этот выбор определяет разрыв между молодыми людьми, как в сфере ценностных ориентаций, так и в их способности к рефлексии. Богатейший по своему духовному потенциалу возраст может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Как замечает В. С. Мухина, «прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка». [3,6]

Онтогенетический процесс развития рефлексии не завершается ранним юношеским периодом, он продолжается и дальше, приобретая новую возрастную специфику. После окончания школы молодые люди выбирают разные пути: одни овладевают выбранной профессией в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, другие начинают самостоятельную трудовую деятельность. Развитие рефлексивного сознания человека в последующие жизненные периоды оказывается связанным с личностным и профессиональным самоопределением и развитием профессиональной рефлексии в процессе профессионального образования, овладения профессией и творческой самореализации как профессионала (Б. Ф. Вульфов, Э. Ф. Зеер, А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, И. А. Савенкова и др.). [3,5]

Во взрослом возрасте дальнейший прирост рефлексивных способностей и развитие не так значительно по сравнению с динамикой в подростковом и юношеском возрасте. (Т. Пэетер). В научных исследованиях М. А. Холодной доказала, что с годами взрослый человек может прибавлять в мере своей житейской мудрости как форме организации интеллектуального опыта, но не в рефлексивных свойствах своего ума: «автоматического» развития рефлексии не происходит. К тому же, как показывает опыт, юношеская рефлексивная устремленность ума с годами притупляется (как случается, например, с юношескими чувствами). [10]

Исходя из основных характеристик рефлексии в разные возрастные периоды психического развития нами был осуществлен обобщающий анализ развития рефлексии на разных этапах возрастного развития человека (таб. 1).

Закономерности формирования рефлексии на разных этапах возрастного развития ребенка

Возрастной период

Этапы онтогенетического развития рефлексии

Источник

Счастье от ума: как рефлексировать, чтобы быть счастливым

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия

Разбираем распространенные ошибки при рефлексии, лайфхаки и правила для продуктивного самопознания.

Материал проверил и прокомментировал Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое рефлексия

Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы. Термин произошел от латинского слова «reflectio» — «отражение». Это обращение внимания на себя, переосмысление, анализ. Человек смещает фокус извне на свои чувства, собственное «Я», переосмысливает происходящее. Сократ считал рефлексию доступным способом познания и совершенствования себя. Психотерапевт Аркадий Волков объясняет: «Роль рефлексии в разных психотерапевтических подходах существенно отличается. Например, если в когнитивно-бихевиоральном подходе рефлексия, внимание к собственным мыслительным процессам, их оценка и переоценка — одна из главных опор терапевтического процесса, то в психоанализе рефлексия скорее играет вспомогательную роль и используется терапевтом в работе с материалом, получить который помогают иные, нерефлексивные методы».

Для чего нужна рефлексия

Саморефлексия помогает определить реальные желания. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена-Нюрнберга доказал, что, когда сознательные цели совпадают с бессознательными мотивами, человек чувствует себя счастливее [1]. Кроме того, процесс раздумий позволяет:

Например, ночью перед сном вы задумываетесь о том, как утреннее совещание привело к остаточному гневу и повлияло на ваши отношения с членами семьи. Мысленно перебирая события дня, вы находите первопричину плохого настроения и ищете способы устранить ее в будущем. Как вариант, выделяете время для отдыха после стрессовых встреч вместо того, чтобы сразу продолжить работать.

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия

Большинство людей склонны к саморефлексии, и она помогает сделать выводы для минимизации возможного ущерба психике. Этот процесс способен оградить нас от неправильных решений и поменять их. Когда рефлексия в избытке, она может тормозить развитие, отнимать много времени и сил. Было бы здорово уметь мгновенно осознавать проблему и делать выводы в реальном времени. Но чаще всего человек осмысливает ситуацию не в моменте, а постфактум. Ключ к осознанности здесь и сейчас — культивация привычки оценивать происходящее, развитие рефлексии как мышцы, которую можно задействовать в любой момент.

Виды рефлексии

В психологии существует следующая классификация рефлексии, в которой каждый вид обладает специфическими признаками:

Также рефлексию делят на ситуативную (анализ в процессе происходящего), проспективную (мысли о будущем) и ретроспективную (взгляд в прошлое). Кроме того, можно выделить такие ее виды:

Какой бы ни была рефлексия, она работает по одному и тому же алгоритму, не отличаясь по сути от процессов самопознания. Развить и оптимизировать эту способность может каждый.

Ошибки, которых стоит избегать

Рефлексия как терапевтический метод самоанализа сопряжена с позитивными перспективами и личностным ростом. Но не все так просто. Ученые провели эксперимент среди рефлексирующих студентов и обнаружили, что они отличаются низким уровнем психологического благополучия [2]. Психолог Таша Эврих считает, что виной тому не сам процесс, а неумение людей правильно к нему подойти [3]. Рефлексирующий человек часто скатывается в философию и концентрируется на вопросе «почему?», в то время как стоит спросить себя «что?»: «Что произошло? Что я чувствую? Что я могу сделать, чтобы мне стало легче и чтобы подобного не повторилось в будущем?».

Эту теорию подтверждают исследования: в одном из них студентам предложили рефлексировать по итогам проваленного экзамена [4]. Те, кто основывал размышления на вопросе «почему так произошло?», сфокусировались на своих неудачах, проблемах с дисциплиной, недостаточном уровне знаний и в итоге находились в подавленном состоянии даже на следующий день. Понять, что делать, всегда эффективнее, чем выяснять, кто виноват. Врачи оперируют термином «деструктивная рефлексия». Она присуща людям с высоким уровнем самокритики, часто встречается у пациентов с неврозами, склонными к постоянному анализу мыслей и поступков.

Простой пример: вы задержали сроки сдачи проекта на работе. Можно уйти в самокопание, признав поражение и собственное неумение контролировать время и расставлять приоритеты. Сделать вывод, что вы недостаточно компетентны, а может и вовсе виновата генетика, ведь дедушка тоже всегда везде опаздывал. Такая саморефлексия не даст ничего, кроме упаднических настроений и отсутствия мотивации для будущих достижений. А теперь попробуйте повернуть мысли в сторону эффективности. Поразмышляйте о том, как лучше выстроить график работы, может быть, стоит обсудить с руководителем переизбыток задач, с которыми трудно справиться в установленные сроки. Кто-то придет к выводу, что стоит изучить тайм-менеджмент, а другой найдет способы донесения своих желаний до окружающих, улучшив коммуникативные навыки.

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия

Как рефлексировать правильно

Помимо постановки вопроса, необходимо придерживаться нескольких правил, чтобы процесс саморефлексии был позитивным и продуктивным:

Комментарий эксперта

в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть фото в каком возрасте появляется рефлексия. Смотреть картинку в каком возрасте появляется рефлексия. Картинка про в каком возрасте появляется рефлексия. Фото в каком возрасте появляется рефлексия

Аркадий Волков, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии рефлексия часто оказывается важной частью более глубокого и масштабного процесса самоосознания. В ходе сессии или тренинга психолог часто задает вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вы испытываете, когда вспоминаете об этом, когда слышите такие слова в свой адрес?», «Какая мысль стоит за этой эмоцией?» и т. д. Эти и другие подобные вопросы помогают переключить внимание на себя и осознать, что наши мысли иногда не более и не менее, чем мысли, и в наших собственных силах принять решение: верна ли та или иная мысль и нужно ли нам ею руководствоваться. Чем честнее и конкретнее клиент отвечает на эти вопросы, тем эффективнее психологическая работа. Иногда такая рефлексия становится основным содержанием психотерапевтического процесса, в таком случае анализ обоснованности собственных решений и действий, поиск альтернатив сами по себе приближают клиента к поставленным целям. А иногда это части более сложного процесса, наряду с работой с эмоциями, образами и смыслами.

Базовый инструмент для развития навыков рефлексии — дневник мыслей. В самой простой форме это может быть обычный дневник, но при желании к нему добавляют записи своих эмоций и действий: пробовать установить связь между собственными мыслями, вызванным ими ощущением и поведением, которое они спровоцировали, отмечать типичные когнитивные искажения и формулировать альтернативные способы реагирования на ту или иную ситуацию.

Второй, более ситуативный инструмент — направленные вопросы. Например, в отношении завершенного рабочего процесса или проекта, в который вы вовлечены, это могут быть такие вопросы : «Что я вынес из этого опыта? С чем мне было сложно справиться? Что я сделал бы по-другому в следующий раз? Что я могу сделать сейчас, чтобы в следующий раз достичь другого результата?» Это могут быть и вопросы к себе: «Что сейчас важно для меня? Что было важно пять или десять лет назад? Как то, что для меня важно, влияет на мои действия? Могу ли я сделать что-то, чтобы мои действия больше соответствовали моим устремлениям?». Задать вопросы можно к книге или мысли, которая вас зацепила: «Что в этом меня привлекает? Может ли эта мысль или идея стать частью моей жизни? Что для этого нужно сделать?»

Часто поиск подходящей формы для рефлексии позволяет, с одной стороны, снизить ее объем, а с другой — превратить размышление в контролируемый процесс. Выберите для себя время в течение недели или дня, которое вы сможете посвятить только рефлексии. Поэкспериментируйте с оформлением этого процесса: может быть, вам подойдет запись мыслей на бумагу или проговаривание вслух на диктофон. Задавайте себе вопросы, которые помогут направить рефлексию в нужное вам русло. Каких целей вы хотите достичь? Желаете ли вы что-либо изменить? Что для этого нужно?

Способность и склонность к рефлексии сами по себе важные условия психического здоровья, развития человека, его интеграции в общество. При этом дезадаптивные формы рефлексии, такие как самокритичные безысходные руминации при депрессии могут оказывать весьма негативный эффект на психическое и физическое здоровье. Отдельные исследователи также выдвигали предположение о том, что внимание, сфокусированное на самом себе, является характерной чертой ряда психических заболеваний: депрессии, тревожных расстройств, шизофрении [5].

Где грань между полезной и разрушающей рефлексией? Ответ на этот вопрос всегда будет индивидуальным, но относительно общим критерием может быть эффект от рефлексии: приводит ли этот процесс к положительным изменениям в жизни, более глубокому и четкому пониманию себя и окружающего мира. При этом важно помнить, что рефлексия часто может быть очень непростым трудом, не однозначно приятным и комфортным процессом.

Важнее всего здесь прислушаться к себе и определить, что работает именно для вас. Для одного идеальной ситуацией для рефлексии будет прогулка по лесу или городу, для другого — время перед сном или за рабочим столом. Музыка, запахи, физическое состояние — со всем этим также можно экспериментировать, чтобы найти формат, подходящий именно вам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *