в каком классе проходят теорию дарвина
Презентация к уроку
Цели урока.
Оборудование
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний учащихся.
а) теоретический тур (вопросы в устной форме и с использованием ИКТ)
3. Промежуточное обобщение.
б) практический тур (письменный опрос по группам)
в) индивидуальная работа (тест с использованием доски).
г) взаимопроверка (с использованием ключа).
4. Домашнее задание
ХОД УРОКА
1. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы повторяем теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Каждый из вас может показать, как он усвоил тему, что вам понятно, а, что и не очень. Все вместе мы постараемся привести в систему все то, что вы изучили по теории эволюции.
а) движущие силы эволюции
б) что является материалом для эволюционных преобразований
в) что является результатом эволюционных преобразований.
а) дать определения основным биологическим понятиям
б) применять свои теоретические знания на практике
в) обобщать и делать выводы.
2. Основная часть урока.
Урок у нас будет необычный. Проведут его ученики 11 класса. Им очень хочется узнать, как вы справились с этой темой. Я надеюсь, на вас. Не подведите.
На нашем уроке каждый из вас получит по три оценки.
Урок состоит из двух частей: теоретического и практического туров
Предлагаю построить первую часть урока в форме брейн- ринга.
Класс делиться на четыре команды по 6-8 человек.
Я будем задавать вам вопросы, вы отвечаете на них.
Ваша задача набрать как можно больше баллов. Вы должны внимательно слушать ответы друг друга, за каждое правильное добавление или уточнение вы получаете фишки синего цвета, за полный и правильный ответ – зеленого цвета. Отвечает та команда, члены которой поднимут руку первыми. Если игрок вашей команды дал неверный или не полный ответ, члены команды могут помочь, но только один раз. В этом случае игрок, давший правильный ответ получает синюю фишку.
На этом этапе вы получите первую оценку. По окончанию урока капитаны команд записывают в ведомость, сколь и каких фишек набрал каждый из вас. Сдаете ведомости моим помощникам. И все фишки, полученные каждым из вас, превратятся в оценки.
Теоретический тур.
Обратите внимание на доску.
Какое отношение имеет это животное к теории эволюции?
Правильно. Тогда еще несколько вопросов о жирафе.
Как мог бы объяснить появление длинной шеи у жирафа Карл Линней?
Как объяснял это Жан Батист Ламарк?
Как можете это объяснить вы на основе знаний эволюционной теории Чарльза Дарвин?
Вы знаете, что одним из главных событий в жизни Чарльза Роберта Дарвина стало его кругосветное путешествие на корабле “Бигль” в 1831 – 1836 годах.
Фрагмент № 3
Кто объяснит, какие наблюдения Чарльза Дарвина повергли сомнению его веру в неизменность видов.
(Нахождение в геологических отложениях Южной Америки скелетов вымерших гигантских млекопитающих похожих на современных броненосцев и ленивцев, изучение видового состава вьюрков на галапагосских островах. Чарльз Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Особенности развития грызуна туко-туко).
Вернувшись в Англию, Чарльз Дарвин обратился к практике сельского хозяйства. Изучил работы по разведению пород голубей, собак и крупного рогатого скота, селекции растений. Он пришел к выводу, что действует определённая форма отбора.
Фрагмент № 4
(Искусственный отбор. Отбирающий фактор – потребности человека. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые породы животных и сорта растений).
К 1837 году Чарльз Дарвин становиться убеждённым эволюционистом и начинает искать движущий фактор эволюции.
Фрагмент № 5.
Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.
Фрагмент № 6.
Межвидовая борьба за существование.
Назовите форму борьбы за существование? Укажите её причины.
Фрагмент № 7.
Борьба с неблагоприятными условиями среды.
Как называется эта форма борьбы за существование? Её причины.
Мы повторили все основные формы борьбы за существование, но всё же…
Фрагмент № 8
Объединены все выше представленные (ф. 5,6,7).
Какая форма борьбы за существование идет наиболее остро? Почему?
(внутривидовая, потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы).
Дарвин установил, что различные породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в процессе искусственного отбора. Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял особей с каким-либо интересным для него изменением, обязательно наследственным, и устранял других особей от размножения. В результате были получены новые породы и сорта, признаки и свойства которых соответствовали интересам человека.
Нет ли подобного процесса в природе?
Фрагмент № 9
В результате этого отбора выживают и оставляют потомство особи, наиболее приспособленные к определённым условиям существования. Какой это отбор?
Какой отбирающий фактор действует?
Что является материалом для отбора и какой его результат?
(Естественный отбор. Отбирающий фактор – среда обитания. Материал – наследственная индивидуальная изменчивость. Результат: новые виды животных и растений).
Да действительно естественный отбор.
Фрагмент № 10
Как называется эта форма естественного отбора? Её результат?
В каких условия действует этот отбор?
Фрагмент № 11
Какая форма естественного отбора представлена?
В каких условия существования действует этот отбор?
Естественный отбор движущая сила изменения видов. Виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Размножение организмов обеспечивает сохранение видов в природе. У раздельнополых животных часто встречается примеры частного случая внутривидового естественно отбора.
Фрагмент № 12
Как называется это отбор? Его роль в эволюции.
В природе у многих раздельнополых животных встречается ещё одно очень интересное явление
Какое это явление? Его роль в эволюции.
(обеспечивающее с одной стороны привлечение особи противоположного пола, а с другой стороны сохранение самки в период выведения потомства)
3. Обобщение по первой части урока.
А теперь давайте подведем итог этого этапа урока. И определим
а) движущие силы эволюции
б) что является материалом для эволюционных преобразований
в) что является результатом эволюционных преобразований.
Эволюции органического мира преимущественно шла по пути усложнения организации живых существ
Многообразие современных пород животных и сортов культурных растений является результатом действия искусственного отбора.
4. Практический тур.
Первый этап
Сейчас вы покажите ваши умения применять теоретические знания на практике. Практический тур состоит из двух этапов.
Вам раздали задания первого этапа. В течение 7 минут вам необходимо заполнить таблицы. Не забудьте подписать фамилию. Это ваша вторая оценка. По истечению времени мои помощники соберут ваши работы.
Второй этап.
Вам предлагается тест. Выполняется в тетради. Время выполнения 5 минут.
Третий этап.
Задание выполнили, а теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа.
Ключ к тесту и шкала выставления оценок на доске и уже на ваших столах. Проверяйте работу простым карандашом. Время на проверку 3 минуты.
А теперь собрали тетради и положили на край стола. Третью оценку вам выставят с учетом тестов. За урок каждому из вас будет выставлен средний балл.
Биология. 11 класс
Конспект урока
Урок 1. «Возникновение и развитие эволюционных идей»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— Какие научные взгляды на эволюцию существовали в додарвиновский период?
Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
Трансформизм — учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.
Эволюционизм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.
Борьба за существование — один из движущих факторов эволюции, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.
Естественный отбор — один из движущих факторов эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии выделяется четыре этапа.
На втором этапе основной теорией происхождения и развития жизни на Земле была теологическая, божественная.
Третий этап характеризуется началом классификации живых организмов, где основным направлением становится систематика, выдвижением глобальных торий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель.
Жорж Луи Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.), выдвинул теорию, о том, что человек произошел от обезьяны.
Жорж Кювье стал основателем сравнительной анатомии. Его теория выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.
Ламарк, продолжая идею Линнея о классификации организмов, выдвинул законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются.
На четвертом этапе для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина (естественный отбор) и генетику (механизм формирования вида).
При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь (у некоторых видов).
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:
1. Выберите один ответ.
Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:
а) Ч. Дарвин в) К. Линней
б) Аристотель г) Ж.Б. Ламарк
Пояснение: Ж.Б. Ламарк создал эволюционное учение, в котором были противоположные представления:
— признавал изменяемость видов и происхождение высших форм от низших;
— полагал основной движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству, изначально заложенное в живую материю богом.
2. Укажите номера утверждений, в которых допущены ошибки и исправьте их.
Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:
Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 2, 4, 6
Разработка урока «Положения теории Ч. Дарвина»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Крылова Наталия Анатольевна
Учитель биологии 1 категории
средняя школа № 19 им. Булар батыра
Кордайский район Жамбылская область
Тема урока: « Основные положения учения Ч. Дарвина».
Цель урока: Установить основные положения учения Ч. Дарвина.
Проконтролировать уровень усвоения предыдущего урока.
Установить основные положения учения Ч. Дарвина.
Развивать навыки работы с тестами и критериями оценивания.
Развивать аналитические навыки работы с различными источниками биологической информации, выделяя главное; работы с биологической терминологией.
Я знаю уровень усвоения предыдущего материала.
Я установил основные положения учения Ч. Дарвина.
Я развивал навыки работы с тестами и критериями оценивания.
Я могу успешно работать с различными источниками биологической информации, выделяя главное.
Я могу правильно использовать биологическую терминологию данной темы.
Обеспечение урока: задания для работы групп, ватман, маркеры; презентация «Основные положения теории
2. Проверка домашнего
Предлагает выполнить самостоятельную тестовую работу (Подготовка к ЕНТ)
1. Закончить предложение
1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…… /эволюционное учение/.
3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов, называется.. /систематикой/.
4.Первая эволюционная теория была предложена … / Ж.Б.Ламарком/.
5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»… / Ж.Б.Ламарком/.
2. Определите, о каком учёном составлен синквейн:
2. Описывал, систематизировал, организовывал.
3. Создал лучшую искусственную систему.
2.Боролся, отстаивал, доказывал.
3.Создал первое эволюционное учение.
2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.
3.Выяснил причины эволюции живого.
Взаимопроверка по критериям
(Приложение 2) (Приложение 3)
1. Эволюционная теория 1 ошибка – «5»
2. Ч. Дарвин 2 – 3 ошибки – «4»
3. Систематика 4 – 5 ошибок – «3»
4. Ж.Б. Ламарк 6 и более ошибок – «2»
Отвечают индивидуально письменно на листочках
В парах меняются листочками
Оценивают работу друг друга по критериям
3. Определение темы
Упражнение – «Ситуация яркого пятна».
ЛИННЕЙ, ЛАМАРК, ….. ДАРВИН ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
Как вы думает, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Какие цели перед собой мы можем поставить на урок?
Пытаются определить тему урока и поставить цели урока.
На доске: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев»
Я предлагаю Вам пройти вместе с Дарвином путь, который привел его к научному открытию о движущих силах эволюции и созданию эволюционного учения.
Постановка проблемного вопроса:
Информация к размышлению
Русский ботаник Клемент Аркадьевич Тимирязев сделал некоторые расчёты: «Каждый год одно растение одуванчика производит порядка 100 семян. Если бы все 100 семян выросли бы в растения, и снова дали бы по 100 семян и так продолжалось бы из года в год, то в десятом поколении одуванчиков, чтобы расселить всех особей потребовалась бы площадь в 15 раз превышающая поверхность земной суши».
В 1859 году в Австралию привезли всего 24 кролика. Через 6 лет их стало уже 30000 особей, а еще через несколько лет они стали бичом сельского хозяйства.
Осётр имеет продолжительность жизни порядка 50 лет. Каждый год самка вымётывает около 30 тыс. икринок. Если ни одна икринка не пропадёт, то потомства только одной самки достаточно, чтобы заселить все реки планет.
Какое наблюдение можно сделать?
Учитель подводит учащихся к выводу о высокой интенсивности размножения особей. К тому, что каждый вид имеет потенциальную возможность в относительно короткий срок заселить все доступные ему места земного шара. Тем более, что примеры внезапных вспышек размножения, резкого увеличения численности, нашествий отдельных видов (насекомых, например), которые могли наблюдать учащи6ся в течение своей жизни, показывают реальность такой возможности.
Относительно этого известный вам ученый В.И.Вернадский сделал некоторые подсчёты: для полного захвата планеты различными организмами понадобился бы срок
Дикие свиньи – 5-6 лет
Домашние свиньи – 8 лет
Индийский слон – 1000 лет
Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии . (отмечено Дарвином)
Но что мы наблюдаем в действительности?
Наблюдение 2. Однако безудержного роста численности не происходит. Число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным
— Какие свойства обнаруживаются у организмов?
— Как они способствуют эволюционному развитию вида?
Наблюдение 3. Организмам присуща наследственность и изменчивость
Таким образом, мы с вами сделали 3 наблюдения
Наблюдение 1. В природе любой вид растений или животных стремится к размножению в геометрической прогрессии
? Предположение (естественный отбор)
1. А теперь внимание вопрос: Почему же ни одуванчики, ни мухи, ни кролики, ни какие-либо другие организмы не заполняют собой весь земной шар. Почему всем хватает места на Земле?
2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
3. Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?
4.Что может быть причиной их гибели? Что не хватает всем живым организмам для существования?
(После обсуждения учитель делает запись на доске)
— Какой вывод из этих предположений делает Дарвин? (Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В природе происходит борьба за существование)
— Что является следствием борьбы за существование? (отбор)
Давайте вернёмся к нашему вопросу: «Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев». Почему не наблюдаем этого явления. (Возникает борьба за существование)
«Жизнь – есть борьба» сказал Еврипид
Давайте рассмотрим основные виды борьбы: (Просмотр слайдов о видах борьбы за существование), заполняем таблицу виды борьбы за существование
«Природа не терпит в своем царстве никого, кто не сумел бы отстоять себя» Ральф Эмерсон
Результатом борьбы за существование является естественный отбор.
Естественный отбор- это процесс преимущественного выживания и оставления потомства наиболее приспособленными особями вида.
Наследуемые признаки, повышающие вероятность выживания и размножения данного организма, передаваясь от родителей к потомкам, будут встречаться в следующих поколениях все чаще. В результате в течение некоторого периода времени таких особей с новыми признаками становится все больше, и они оказываются настолько непохожими на организмы первоначального вида, что представляют собой особей нового вида. Дарвин утверждал, что естественный отбор – общий путь образования новых видов.
Таким образом к результатам естественного отбора можно отнести:
— Приспособленность организмов к условиям окружающей среды
— Постепенное усложнение и повышение уровня организации живых существ
Информация для размышления.
Биология. 11 класс
Возникновение и развитие жизни на Земле
Эволюционные теории
Необходимо запомнить
Вопросы возникновения и развития жизни на Земле интересовали человечество с самых ранних этапов его развития, люди пытались объяснить появление живых существ на Земле, а самое главное свое появление.
Этапы развития эволюционных идей
В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии условно можно выделить четыре этапа. Первый этап начинается от Древнего мира и длится до эпохи Средневековья. На этом этапе появляются предпосылки к становлению эволюционной биологии, выделению основных направлений изучения эволюции. В это время появляются такие теории, как самозарождение жизни, влияние условий среды на организмы. Основными мыслителями того времени являются Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Многие из теорий, выдвинутых этими философами, нашли свое продолжение в трудах ученых эпохи Возрождения и Нового времени. Некоторые же из этих теорий были опровергнуты при постановке научных опытов.
Третий этап развития эволюционных идей относится к эпохе Возрождения и Новому времени. Данный этап характеризуется началом классификации живых организмов, где первым основным направлением становится систематика; выдвижением глобальных теорий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель. Одни из ученых продолжают придерживаться теории самозарождения, например Ламарк. Другие же открывают новые законы и выдвигают новые теории: Дарвин, Мендель.
Основные положения и высказывания о зарождении и развитии жизни на Земле.
Карл Линней в своей книге «Философия ботаники» писал: «Все, что встречается в природе принадлежит к элементам и натуралиям. Натуралии принадлежат к трем царствам природы: камней, растений, животных».
Классификации живых организмов созданная Линнеем построена по иерархическому принципу. Различные уровни иерархии (ранги) имеют собственные названия: класс, отряд, род и вид. Это упростило процесс изучения и способствовало дальнейшему открытию и развитию новых закономерностей организации живой природы.
Жорж Луи Бюффон, в противоположность Карлу Линнею, отстаивавшему в своей классификации мысль о постоянстве видов, высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.). Эти суждения стали отправной точкой для формирования взглядов об изменчивости видов, естественном отборе, а, следовательно, и об эволюции живых существ.
Жорж Кювье, работая в области палеонтологии, стал основателем такого течения в науке, как сравнительная анатомия. Его теория «соотношения частей организма» выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.
Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 году. В своем труде Ламарк разделяет два направления изучения природы: экономическое (потребительское) и философское. Развитие первого направления было обусловлено тем, что в этот период происходит активный промышленный рост, развитие техники, а развитие второго направления определялось раскрытием механизмов развития живой природы.
Ламарк продолжает идею Линнея о классификации организмов, написав в монографии о необходимости разделения живых организмов по классам, отрядам, семействам, видам для закрепления знания о биоразнообразии.
В вопросе происхождения жизни на Земле Ламарк продолжает развивать идею, высказанную еще Демокритом, о самозарождении живых организмов. Об этом он пишет в своей книге «Естественная история»
По вопросу эволюции живых организмов Ламарк сформулировал законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются. В качестве примера приведено появление длинной шеи жирафа. Ламарк объясняет такое строение животного тем, что жирафу приходилось постоянно тянуться вверх за листьями (теория упражнения органов). Впоследствии суждения Ламарка были опровергнуты научными опытами и открытиями генетики.
Эволюционная теория Ч. Дарвина
Основным механизмом понимания Дарвином изменяющихся природных условий в качестве движущей силой естественного отбора, сыграл искусственный отбор, сделавший привычным взгляд на одомашненных животных и одомашненные растения как на результат такого отбора.
Четвертый этап относится к двадцатому веку. На этом этапе продолжается развитие идей, выдвинутых учеными эпохи Возрождения и Нового времени. Открываются новые законы в области генетики. Развивается и переосмысляется теория «дарвинизма», хотя в настоящее время не все ученые согласны с ее положениями.
Синтетическая теория эволюции.
Теория, предложенная Дарвином, развивалась вплоть до современности. В настоящее время некоторые учёные продолжают ее придерживаться, некоторые находят в ней ошибки и считают, что данный взгляд на эволюцию стоит пересмотреть, так как теория Дарвина не раскрывает сам механизм протекания эволюции живых существ, а только объясняет её причины.
Большую роль в развитии эволюционного учения сыграло открытие законов генетики. Генетика способна объяснить многие происходящие видоизменения организмов. Основоположником этой науки является Грегор Мендель.
В настоящее время для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина и генетику. Из теории Дарвина берется естественный отбор, а генетика объясняет сам механизм формирования вида.
Положения синтетической теории эволюции.
Элементарной единицей эволюции считается популяция;
Материалом для эволюции является мутационная и рекомбинационная изменчивость;
Естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
Дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
Вид есть система популяций, репродуктивно изолированных и экологически обособленных от популяций других видов;
Видообразование (микроэволюция) происходит в результате работы генетических изолирующих механизмов в условиях географической изоляции.
Внешние условия (экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные) и деятельность организмов влияют на развитие тех или иных видов. При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь.
В самом организме происходит: 1) преобразование на генном уровне (приспособление к температуре, мимикрия, сезонные линьки, анабиоз и др.); 2) физическое приспособление (естественный отбор: расширение ареала обитания, увеличение популяции, конкуренция внутри вида, борьба за территорию); 3) развитие у некоторых видов механизма взаимопомощи (муравьи, пчелы), что значительно помогает в борьбе за выживание.
Молекулярные свидетельства эволюции
Молекулярные свидетельства эволюции
Доказать современные представления об эволюции жизни прямыми методами невозможно. Современная биология накопила уже много косвенных свидетельств и соображений в пользу эволюции.
Молекулярные данные предоставляют нам убедительные свидетельства эволюции. Реконструкция истории жизни на основе этих данных показывает, что вся земная жизнь представляет собой единое филогенетическое древо, и все современные виды связаны неразрывными нитями родства.
Используя сравнение последовательностей ДНК, мы можем проанализировать сходство и различия между генами давно вымерших видов в ископаемых останках и современных организмов.
Исходя из данных такого анализа, все живые организмы имеют одинаковые механизмы записи, передачи и считывания наследственной информации:
1) записывание информации в виде последовательности нуклеотидов ДНК (РНК у некоторых вирусов);
2) передача из поколения в поколение благодаря механизму репликации;
3) транскрипция в последовательность нуклеотидов и-РНК;
4) трансляция в последовательность аминокислот в белках с использованием одного и того же генетического кода.
Это свидетельствует о том, что все ныне живущие на Земле организмы происходят от одного общего предка.
В геноме каждого вида записана генетическая история, летопись его эволюции. Сравнение генов разных видов дает ключ к построению единой родословной всего живого на Земле.
В большинстве случае гены передавались без изменений, но изредка возникали случайные изменения – мутации. Многие мутации представляют собой замены одних нуклеотидов на другие. Мутации возникают во время репликации ДНК, следовательно, чем больше поколений прошло со времени дивергенции двух видов от общего предка, тем больше случайных замен нуклеотидов может накопиться в геномах следующих поколений. Соответственно, тем больше аминокислот отличают один и тот же белок у этих видов. Общий предок человека и мартышки существовал более 30 млн. лет назад, а общий предок человека и кошки — более 80 млн. лет назад.
Количественная оценка различий между видами по множеству генов позволяет построить генеалогическое древо, показывающее родство различных таксонов (видов, отрядов, семейств, классов), и определить относительное время их дивергенции. В основном это древо совпадает с теми, что были построены на основе морфологических, эмбриологических и палеонтологических данных.