в каком возрасте посвящали в рыцари
Как посвящали в рыцари
Сам обряд посвящения в рыцари произошел от обряда инициации германских племен. Практически у всех народов был (да и сейчас есть) обряд, после прохождения которого юноша считается мужчиной/охотником/воином.
Классическое посвящение в рыцари
Обряд посвящения в рыцари
В классическом (скорее привычном нам виде) посвящение в рыцари проходило так:
Посвящаемый молодой человек должен был принять ванну, одеть чистые и праздничные одежды и всю ночь перед обрядом молится в часовне.
Акколада — посвящение в рыцари
Далее молодой рыцарь вставал с колен, это означало, что теперь он стал равным остальным рыцарям. Далее он вспрыгивал в седло не касаясь стремени и демонстрировал свои умения наездника и воина поражая копьем манекен.
Что интересно, известная по книгам и фильмам формулы «Встаньте сэр ….» не применялась. Это уже выдумка писателей и режиссеров.
Разжалование рыцаря
Существовал и обряд разжалования рыцаря за какие-либо серьезные проступки. В таком случае с рыцаря снимали доспехи, его рыцарский пояс разрезался, шпоры ломались, меч также ломался над головой. Также могли иметь место втаптывание шпор в грязь и разбивание щита с гербом, а рыцаря могли отпеть в церкви как покойника, а позор разжалования падал на несколько будущих поколений бывшего рыцаря.
Со временем обряд видоизменялся. С увеличением влияния церкви появился элемент освящения меча на алтаре. Нередко даже обряд производил священник.
В рыцарских орденах гроссмейстер торжественно обнимал принимаемого в орден рыцаря кладя руки ему на шею (по латыни — ad collum). Сам обряд носил и носит французское название Accolade (Акколада). Не совсем, правда, ясно с чем больше это связно, с объятиями или подзатыльником.
Елизавета Вторая посвящает в рыцари актера Патрика Стьюарта |
Кто может посвятить в рыцари
В современном мире посвящение в рыцари не слишком видоизменилось. В рыцари посвящают и монаршие особы и гроссмейстеры рыцарских орденов (правда сами ордена теперь что-то вроде клуба по интересам). Вот только стать рыцарем или дамой теперь может не только воин, но и любой человек заслуживающий признания, а королева Великобритании использует не меч, а церемониальную шпагу. Но посвящаемый все также преклоняет колени и склоняет голову.
Что нужно было сделать, чтобы стать рыцарем? Как становились рыцарями в средние века
Каждый мальчик в детстве мечтает стать рыцарем. Но если в романтических произведениях представители этого сословия сражались с драконами и боролись за любовь прекрасной дамы, то в настоящей жизни этот путь был гораздо прозаичнее. Чтобы стать рыцарем, мальчику необходимо было нести годы службы своему господину. И только по достижении определенного возраста молодой человек проходил обряд посвящения.
Возникновение сословия
Еще в Древнем Риме возник такой слой общества как эквиты. Это переводится как всадники. Сословие имело привилегированное положение. Но основное влияние на появление рыцарства оказало нашествие кочевников-гуннов в процессе Великого переселения народов. Было это в IV-VII веках. Кочевники имели тяжелое вооружение и длинные мечи, они и стали прототипом рыцарского образа, который со временем распространился по всей средневековой Европе.
Вам будет интересно: Молекулярные основы наследственности. Роль ДНК в наследственности
Во Франкии, во времена нападения арабов, преобладали пешие войска из свободных крестьян, им было не по силам дать отпор захватчикам. Карл Мартелл начал раздавать церковные и земли короны свободным, но безземельным, людям на временное или бессрочное пользование. Взамен они ему предоставляли свои услуги конной службы.
С VIII века начинают распространяться вассальные отношения, люди на службе у господина должны были ему присягать на верность.
В Германии с XI века образовалось особое сословие — динстманнов. Эти люди по своему положению были выше горожан и свободных селян, но ниже свободных рыцарей. В отличие от последних, динстманны не могли покинуть службу по своему желанию.
Во Франции рыцарство было одним из признаков знатного происхождения, хотя изредка в сословие удавалось проникнуть несвободным гражданам, имеющим пожалованный надел земли. Такие люди относились к низшей знати.
В средневековой Англии посвятить в рыцари мог только король, но для пожалования звания было достаточно только факта владения землей. Происхождение имело второстепенное значение.
Рыцарское воспитание
Прохождение обучения добродетелям — это то, что нужно, чтобы стать рыцарем. Воспитание воина из мальчика начиналось в 7 лет и заканчивалось в возрасте 21 года. Если юноша успешно прошел службу пажом, оруженосцем и справился со всеми предложенными ему испытаниями, сюзерен посвящал его в рыцари.
Вам будет интересно: Что такое активность? Определение понятия, виды, формирование, уровни
Член ордена должен был безупречно владеть мастерством фехтования и верховой езды, соколиной охоты и плавания. Также рыцари обладали даром стихосложения, игры в шахматы и владели всеми правилами этикета при дворе.
С ранних лет в мальчике воспитывали такие качества, как храбрость, доблесть, галантное отношение к дамам. Юношам также прививали любовь к музыке, поэзии, танцам и религии.
Служение пажом
Перед тем как стать рыцарем, мальчик должен был пройти несколько этапов служения господину. Первоначально он становился пажом. Обычно на службу покровителю ребенка передавали в возрасте 7-8 лет, а оставался он там до 14.
В роли господ выступали знатные феодалы, некоторым дворянам даже удавалось устроить ребенка пажом к королю. Чтобы стать практически слугой при высокородном покровителе, мальчики обязаны были иметь хорошую родословную, где должно было быть указано не менее 4 поколений дворянства по отцовской линии.
Пажи жили на полном обеспечении господина, который также отвечал за воспитание мальчика.
В обязанности пажа входило:
После достижения 14 лет юноша покидал эту ступеньку подготовки, сопровождалось действие пышной церемонией. Затем он становился оруженосцем. Начинался следующий этап.
Оруженосец
Пришло время взросления. Вторым шагом рыцарского воспитания было служение оруженосцем своему господину. Этот период начинался в 14 лет и продолжался до 21 года. В Средневековье с этого возраста молодой человек считался совершеннолетним. Королевские носители сбруи состояли в этой должности пожизненно.
Оруженосцем также мог стать только юноша дворянского происхождения. В редких случаях в это звание могли посвятить и простолюдина. Также граждане незнатного рода являлись оруженосцами-сержантами при некоторых господах. Эта должность вверялась им до конца жизни.
Молодой человек находился на полном обеспечении у своего сюзерена, последний был обязан обучить его воинскому делу и всем аспектам рыцарского воспитания.
Существовал еще один способ, как стать рыцарем в Средние Века. Удавалось это не многим. Если в битве молодой человек побеждал рыцаря, то его посвящали в желаемое сословие прямо на поле брани, ведь в таком случае он покрывал свое имя славой.
Рыцарство
Для обряда инициации требовалась подготовка, а сама процедура проходила пышно и празднично.
Акколада
Как становились рыцарями в Средние Века, если шла война, и не было времени на подготовку? Отличившемуся в бою молодому человеку жаловали звание посреди поля после битвы. Совершал это его сюзерен или другой знатный феодал. Оруженосца ударяли плашмя мечом по плечам и читали краткую молитву.
Обряд посвящения церковью
Позднее обряд инициации стал носить религиозный оттенок. Молодой человек, одетый в белые одеяния, всю ночь молился в церкви. Наутро он должен был выстоять литургию, а также исповедоваться и причаститься у своего духовника.
Оружие свое он возлагал на алтарь, оно также благословлялось священнослужителями. После этой процедуры духовный наставник вручал меч посвящаемому или опоясывал его. Рыцарь давал клятву защищать свою веру, помогать слабым и обездоленным, хранить честь. Когда обряд инициации проводила церковь, подразумевалось, что юноша станет рыцарем веры и будет ревностно оберегать ее. Обычно церемонию старались приурочить к какому-либо религиозному празднику или другому важному событию.
Что нужно было сделать, чтобы стать рыцарем, после окончания церковного посвящения? Далее следовал светский этап церемонии. Новый рыцарь должен был доказать свою силу, ловкость и меткость. Он вскакивал в седло, не касаясь руками стремени, и несся галопом, поражая копьем чучела.
Когда молодой человек успешно проходил все испытания, сюзерен устраивал в честь своего новообращенного рыцаря большой пир, длившийся несколько дней. Обычно эти большие расходы господину возмещал его вассал, отец посвященного в орден юноши.
Символика и атрибутика
После того, как молодые люди становились рыцарями, они получали свой индивидуальный герб, если первыми в своем роду вступали в орден. На знаке обычно изображались различные животные и символы, которые каким-либо образом имели ассоциацию с родом юноши. Чаще всего использовались золотые, серебряные, красные, зеленные и черные цвета. Герб оставался один на всю жизнь и передавался по наследству.
Иногда покровитель рыцаря разрешал воспользоваться своим гербом или же добавить туда какие-то новые символы. Совершалось это в том случае, когда герой отличался особым подвигом в бою.
Лишение рыцарского звания
Наряду с возможностью стать рыцарем также существовала вероятность быть изгнанным из ордена, покрыв позором свое имя и весь род. Если человек нарушал рыцарский кодекс или вел себя не соответствующим его титулу образом, над ним проводилась обратная процедура.
Церемония сопровождалась пением заупокойных псалмов. Выставив его щит с гербом на эшафоте, с самого рыцаря поочередно снимали части вооружения и облачения. После того как мужчину раздевали и облачали в длинную рубаху, щит разбивался на три части. Бывшего воина спускали с виселицы, продев петлю веревки под подмышками, после чего под насмешки толпы отводили в церковь. Там по нему проводили заупокойную службу.
Как становились рыцарями в Средневековье? Нужно было пройти многолетний путь подготовки и иметь дворянское звание. Но все это не означало, что мужчина будет обладать необходимыми моральными достоинствами. Как бы ни идеализировали рыцарство, часто среди членов сословия попадались жадные и жестокие люди, которые не гнушались грабежом и убийствами.
ru_middle_ages
Средневековье и окрестности
Отрывок из книги Мориса Кина «Рыцарство».
В этом рассказе нет упоминаний ни о церкви, ни о священниках, которые принимали бы хоть какое-то участие в данной церемонии (что примечательно, нет о них упоминаний и в «Ordene de chevalerie»). Если же мы, однако, заглянем в литургическую книгу более позднего периода, то есть начала XIV века, то обнаружим там совсем иную картину, ибо в этой книге есть описание вполне определенного церковного обряда посвящения в рыцари, имевшего место в соборе Св.Петра и весьма похожего на уже упомянутый светский ритуал, однако уже со священнослужителями в главной роли.
Однако совершенно ясно, что эти направления между собой были связаны. И наша задача — попытаться определить, во-первых, природу этой связи, а во-вторых — какое из описаний наиболее адекватно эту связь освещает, позволяя достаточно глубоко проникнуть в суть понятия «рыцарство» — того, которое предлагается нам литургическими книгами и вполне согласуется с описанием обряда посвящения в рыцари у Готье, воспринимавшего этот обряд как «восьмое таинство», или же того, которое дает Жан де Мармутье и которое с перечисленными выше описаниями совершенно не согласуется. Поскольку, видимо, возникнут определенные трудности при попытке объяснить их связь просто деривационным процессом, то есть происхождением одного из другого, постараемся проследить истоки и развитие каждой из этих концепций по отдельности — во-первых, чисто светского обряда, а во-вторых, его церковной версии. И в процессе подобного исследования нам, возможно, станет значительно понятнее, как, собственно, следует воспринимать существующую между ними связь.
Здесь нам стоит вспомнить, как заботливо историк-хронист Ламберт из Вотрело, занимавшийся генеалогией знатных родов, стремится выделить по своей отцовской линии всех рыцарей, а также не упускает ни одного упоминания и о сколько-нибудь отличившихся предках по материнской линии. Но, правда, лишь в XII веке мы действительно обнаруживаем правило, впервые упомянутое в ассизах Рожера II Сицилийского, а также в двух указах Фридриха Барбароссы: тот, кто стремится стать рыцарем, обязан указать рыцарей в числе своих предков. Однако связь рыцарства — как вассальной зависимости, которой оно было весьма сродни, — с происхождением, а следовательно, и с неким наследственным статусом, уходит корнями по крайней мере в предшествующий век. Вернувшись назад, в середину XI века, мы узнаем историю о том, как настоятель монастыря в Бургейле, сжалившись над молодым человеком из Турени по имени Жирар Боррель, воспитал его и посвятил в рыцари, «ибо он был сыном рыцаря, и все его предки также были благородного происхождения».
В раннем средневековье об общественном положении человека могли отчасти судить уже по его происхождению; однако статус того господина, которому он служил, был не менее, а может быть даже и более важен, чему находятся достойные свидетельства. Таково еще одно сходство между этими двумя типами отношений. Является уже общим местом то, что у германцев благодаря вступлению в боевую дружину между ее предводителем и рядовыми членами устанавливались отношения почти кровнородственные. Воины, входившие в такой отряд, имели полное право поддерживать порядок во владениях своего командира, как если бы принадлежали к его семье; точно так же и он имел право наводить порядок и распоряжаться в хозяйствах тех, кого вооружил и взял на содержание, а от их убийц требовал уплаты кровного долга, вергельда, согласно той ставке, которая соответствовала его собственному статусу, а отнюдь не убиенных воинов из его дружины — все опять так, как если бы члены дружины были его родственниками.
Посвящение в рыцари
Посвящение в рыцари
Посвящение в рыцари — символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.
Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Полезное
Смотреть что такое «Посвящение в рыцари» в других словарях:
Посвящение в рыцари — символич. церемония вступления в рыцарство. П. в р. знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно аристократич. корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне дамуазо должен был выкупаться… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
ПОСВЯЩЕНИЕ — ПОСВЯЩЕНИЕ, посвящения, ср. 1. только ед. Действие по гл. посвятить посвящать. Посвящение в тайны искусства. Посвящение в рыцари. 2. Надпись в начале произведения, указывающая в честь кого написано или кому преподносится автором это произведение … Толковый словарь Ушакова
посвящение — я; ср. 1. к Посвятить посвящать. П. в рыцари. Принимать п. в сан. 2. Надпись в начале произведения или вступительная часть произведения, указывающая, кому посвящено это произведение автором. П. в стихах. Написать п … Энциклопедический словарь
посвящение — я; ср. 1) к посвятить посвящать. Посвяще/ние в рыцари. Принимать посвяще/ние в сан. 2) Надпись в начале произведения или вступительная часть произведения, указывающая, кому посвящено это произведение автором. Посвяще/ние в стихах … Словарь многих выражений
Рыцарь — Статуэтка рыцаря. Рыцарь (посредством польск. rусеrz, от, нем. Ritter, первоначально «всадник»; лат … Википедия
Рыцарство — Р., как военное и землевладельческое сословие, возникло у франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Динстман — Статуэтка рыцаря. Рыцарь (от нем. Ritter, первоначально «всадник»; лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, итал. cavaliere[1]) средневековый дворянский почётный титул … Википедия
Рыцарство — Статуэтка рыцаря. Рыцарь (от нем. Ritter, первоначально «всадник»; лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, итал. cavaliere[1]) средневековый дворянский почётный титул … Википедия
Рыцарство — Рыцарство. P., как военное и землевладельческое сословие, возниклоу франков в связи с переходом, в VIII в., от народного пешего войска кконному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оновыработало нравственный и эстетический… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
рыцарство — P.o сложное и многоплановое понятие. Слово «рыцарь» (лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, ит. cavalière) нередко буквально значило «всадник», но Р.о это не «кавалерия». «Рыцарями» называли благородных сеньоров, однако Р.о … Словарь средневековой культуры
Обряды посвящения в рыцари и процедура лишения рыцарского достоинства
Если рыцари совершали какой-нибудь проступок, противоречащий уставу, их подвергали разжалованию. Этот процесс сопровождался обрядами, которые наводили ужас даже на постороннего зрителя. Посвящение в рыцари считалось великим событием в жизни средневекового воина. Это был и символический, и правовой акт.
Он обозначал прохождение инициации, приобщение к славным рыцарским традициям и представлениям о моральном долге. Однако помимо церемонии посвящения существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства для уличенных в предательстве, ложной вере или других тяжких и непростительных преступлениях. Эта церемония происходила на эшафоте и сопровождалась пением заупокойных молитв.
Преступившие клятву
В Средние века рыцари были высшим классом среди воинов. Они представляли единственную реальную силу, которая была нужна всем. Королям − чтобы воевать против соседей-монархов и непокорных вассалов. Феодалам помельче − против короля и своих соседей. А крестьянам − против рыцарей, подвластных соседним феодалам.
Ключевым моментом посвящения в рыцари была клятва, устанавливающая морально-этические нормы поведения. Если рыцари совершали какой-нибудь проступок, противоречащий уставу, их подвергали разжалованию. Этот процесс сопровождался обрядами, которые наводили ужас даже на постороннего зрителя.
При посвящении в рыцари Церковь благословляла посвящаемого на долг чести и мужества. Она же и предавала рыцаря проклятию, если он оказывался недостойным носить такое высокое и почетное звание.
В Англии для приведения в исполнение такого приговора на площади сооружали два помоста или эшафота. На одном из этих помостов были приготовлены места для рыцарей, оруженосцев и судей вместе с герольдмейстерами, герольдами и их помощниками. На другой помост выводили осужденного рыцаря в полном вооружении. Перед осужденным воздвигали столб, на котором был повешен опрокинутый щит преступника, а сам рыцарь стоял лицом к судьям. По обеим сторонам осужденного сидели 12 священников в полном облачении. На церемониях разжалования рыцарей всегда присутствовало огромное количество зрителей.
Когда все было приготовлено, герольды читали во всеуслышание приговор судей, а после этого священники начинали протяжно и заунывно петь похоронные псалмы. По окончании каждого псалма наступала минута молчания, и на площади воцарялась мертвая тишина. Затем снова раздавался заунывный напев священников. После этого с осужденного снимали один доспех за другим начиная со шлема, пока окончательно не обезоруживали. Щит осужденного раздробляли на три части.
Старейший из судей объявлял громким голосом, что изменник не достоин рыцарского звания и что за свои преступления он осужден на разжалование. Все священники вставали и над головой рыцаря, стоящего на коленях, пели 108-й псалом Давида, содержащий следующие проклятия: «…да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его – вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель…»
Помощник герольда подавал герольдмейстеру чашу с водой, которую как позорную жидкость выливали на голову осужденного. Судьи переодевались в траурное платье и шли в церковь. Осужденного сводили с эшафота, но не по ступенькам, а по веревке, которую привязывали ему под мышки. Разжалованного рыцаря клали на носилки, окутывали покровом и несли в церковь, где священники отпевали его, как покойника.
Позор, который навлекал на себя разжалованный и проклятый рыцарь, распространялся на несколько поколений его рода.
Из князей в грязи
За менее серьезные преступления рыцарей подвергали наказанию сообразно с важностью совершенного ими проступка. Щит провинившегося рыцаря также привязывали опрокинутым к позорному столбу с обозначением преступления. Потом со щита стирали герб или какие-нибудь его части, рисуя на нем символы бесчестия.
Рыцаря, который лгал, льстил и делал ложные доносы, чтобы втянуть своего государя в войну, наказывали, покрывая главу герба на его щите красным цветом и стирая бывшие там знаки. Если рыцарь безрассудно пускался в бой с неприятелем и этим причинял большие потери или бесчестье своим соотечественникам, его наказывали, рисуя внизу герба толчею.
Когда рыцарь уличался в лжесвидетельстве или попадался на пьянстве, на обеих сторонах его герба рисовали две черные мошны. Если рыцарь уличался в трусости, его герб замарывали с левой стороны. Кто не держал данного слова, тому в центре герба рисовали четырехугольник.
Если рыцарь был побежден на судебном поединке или же был убит и перед смертью сознался в своем преступлении, его тело клали на черную плетеную решетку или привязывали к хвосту кобылы. После этого тело отдавали палачу, который бросал труп преступного рыцаря в помойную яму.
Рыцаря, приговоренного к смертной казни за совершение тяжкого преступления, например за измену, разбой или поджог, обязывали перед казнью нести на плечах собаку. Это доказывало, что вероломный и преступный рыцарь стоит много ниже домашнего животного, которое отличается привязанностью и верностью к своему хозяину и никогда не изменит ему.
Современные формальности
Подлинное рыцарство исчезло в XV веке.
Подлинное рыцарство исчезло в XV веке. Современные сообщества людей с разным происхождением заимствуют либо терминологию, либо некоторые из ритуалов исчезнувшего сословия. Внешний вид и церемонии могут создать видимость дальнейшего существования этого воинского братства.
В международных братствах, таких как орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского или орден Гроба Господня, еще сохранились религиозная вера и старинные рыцарские обычаи. Но большинство сообществ далеки от настоящего рыцарства. Во французском ордене Почетного легиона церемониал посвящения сведен к простому вручению медали, а что касается клятвы верности, то она уже давно отменена.
В Англии правом лишения почетного статуса рыцаря обладает только монарх. Подобная мера предусматривается в случае, если его обладателя обвиняют в совершении уголовного преступления, за которое срок тюремного заключения составляет три месяца и более, или же он осужден уполномоченными лицами или организациями за определенные действия или бездействие на профессиональном посту.
В современном рыцарстве нет главного, того, что поддерживало великих рыцарей прошлого, − хранить верность данной клятве и быть готовым постоянно совершать подвиги. Именно это чувство и толкало рыцарей в путь, пусть иногда для дурных поступков, но чаще всего для славных дел.
Сегодня отсутствие клятвы и неизбежного наказания за ее нарушение превращает большинство существующих рыцарских орденов и сообществ в отпетых заживо.